В чем полезна математика для детей

В чем полезна математика для детей thumbnail

Сможете ли вы доступно объяснить ребёнку, для чего ему нужно заниматься математикой? Ведь изучение понятий, законов математики и логики, решение математических и логических задач требует умственных усилий. А зачем вообще это нужно?

Мы изучили ряд научных исследований, и выделили реальные доказательства пользы от занятий математикой.

Даже если вы убеждены, что жизнь вашего ребенка не будет связана с математикой, рекомендуем все равно прочитать нашу статью, чтобы как минимум с легкостью ответить на вопросы маленького «почемучки».

1. Математика развивает мышление

Изучая математику и решая задачи, ребёнок учится:

  • обобщать и выделять важное;
  • анализировать и систематизировать;
  • находить закономерности и устанавливать причинно-следственные связи;
  • рассуждать и делать выводы;
  • мыслить логически, стратегически и абстрактно.

Как регулярные спортивные тренировки «прокачивают» тело, делают его здоровым, сильным и выносливым, так регулярные занятия математикой «прокачивают» мозг – развивают интеллект и познавательные способности, расширяют кругозор.

Читайте также:
В статье «5 причин научиться думать как математик» мы подробно разобрали в чем заключается сила математического мышления и зачем его развивать.

2. Занятия математикой тренируют память

Ученые из Стэнфордского университета в США изучили процесс решения человеком математических задач и выяснили, что взрослые люди используют для этих целей мышление и доведенный до автоматизма навык «доставать» из памяти уже имеющиеся там ответы.

Дети до 7 лет часто прибегают к помощи пальцев рук и ног, а также различных заменителей (реальных предметов, счетных палочек). В «переходный период», в возрасте от 7 до 9 лет, у школьников формируется «взрослый» навык «думания», осмысления и запоминания информации.

Интересное исследование было опубликованно в журнале «Nature Neuroscience» в 2014 году. В первую очередь, оно было посвящено изучению роли гиппокампа (области в головном мозге) в развитии познавательной активности детей. Но его косвенные выводы таковы:

  • если хотите, чтобы у ребенка в школе не было проблем с математикой – тренируйте память в раннем возрасте;
  • решение математических задач развивает память.

3. Математика закаляет характер

Для правильного решения математических и логических задач нужны внимательность, настойчивость, ответственность, точность и аккуратность.

математика тренирует мышцы характера

Чем регулярнее ребенок тренирует эти «мышцы характера», тем сильнее они становятся, тем чаще помогают ребенку в решении не только учебных задач, но и жизненных проблем.

ЛогикЛайк – подходящая платформа для тренировок по 20-60 минут в день. Решайте задачи, участвуйте в олимпиадах по логике и математике, развивайте волю к победе и умение побеждать!

Мы создаём и простые, и олимпиадные задачи, которые хочется решать:

4. Музыка для математики, математика – для музыки

Комплексное исследование, проведенное Барбарой Хелмрич (Barbara H. Helmrich) из Колледжа Нотр-Дам в Балтиморе, выявило, что дети, которые играли на музыкальных инструментах в средней школе, ощутимо лучше успевают по математике в старших классах.

Ученые обнаружили, что за решение алгебраических задач и обработку музыкальной информации отвечает один и тот же участок головного мозга.

«Наибольшая средняя разница в результатах по алгебре между любыми двумя группами испытуемых была обнаружена между афроамериканскими «инструментальными» группами и группами «немузыкальных» школьников».

Парадоксально, но ученые как будто не интересовались обратной связью.
Ведь если за развитие математических и музыкальных способностей отвечает один и тот же участок головного мозга, не исключено, что занятия математикой улучшают музыкальные способности.

Вспоминается Шерлок Холмс, который был одновременно превосходным сыщиком и талантливым скрипачом. Многие скажут, что знаменитый английский сыщик – просто выдумка, но у него был свой реальный прототип, наставник и друг Артура Конана Дойла. Страстным скрипачом был и величайший физик Альберт Эйнштейн.

5. Математика помогает преуспевать в гуманитарных науках

Именно ранние математические способности – верная предпосылка к тому, что в дальнейшем ребенок будет не только хорошо понимать математику, но и преуспевать в других школьных дисциплинах. Далее по значимости вклада в учебные успехи идут навыки чтения и способности управлять своим вниманием.

К таким выводам пришли ученые в области образования и социальной политики Северо-Западного университета в Эванстоне. В ходе исследования они оценивали связь ключевых элементов готовности к школе (базовые навыки для приема в школу — «академическая» готовность, внимание, социально-эмоциональные навыки) с дальнейшими успехами в учебе.

Математика – наука междисциплинарная, она тесно связана с физикой, географией, геологией, химией. Социология и экономика неотделимы от математики, и многие выводы даже привычно гуманитарных наук, таких как лингвистика, журналистика, опираются на математические модели и понятия, математические и логические законы.

6. Развивает навыки решения бытовых задач

Барбара Оакли, доктор технических наук, исследователь стволовых клеток мозга и автор книги «Думай как математик» подчеркивает:

«Математика избавляет нас от «магического мышления» – мы стремимся вникнуть в суть вещей и не полагаемся на авось и высшие силы».

Чем сложнее становятся математические задачи, тем больше навыков требуется для их решения. Ребенок учится рассуждать, выстраивать последовательности, продумывать алгоритмы, жонглировать сразу несколькими понятиями, и эти навыки входят в привычку.

Благодаря математике мы избавляемся от вредных привычек:

  • не домысливаем, а оперируем только точными терминами;
  • не просто механически запоминаем информацию и правила, а оцениваем ее, анализируем, размышляем, чтобы понять и усвоить новый материал, новый жизненный урок.

7. Математика – основа успешной карьеры

Если 10-15 лет назад перспективным считалось изучение иностранных языков, то сейчас свободным владением несколькими языками никого не удивишь. Теперь профессиональная востребованность во многом зависит от понимания технологий, умения мыслить, абстрагироваться и способностей к решению нестандартных задач. Крайне сложно обойтись без знания математики тем, кто хочет работать в сфере IT.

Абстрактное, критическое и стратегическое мышление, аналитические способности, умение выстраивать алгоритмы – «мастхэв» для хорошего разработчика.

топовые гибкие навыки

ТОП 5 гибких навыков. Источник: amazonaws.com

Результативные занятия математикой придают уверенность в себе, ведь успехи в ней требуют упорства в стремлении решить самые сложные, иногда, на первый взгляд, «неразрешимые» задачи и проблемы.

Читайте также:  Новые разработки при добыче полезных ископаемых

Проверьте свои силы:
Математические головоломки вам в помощь: 9 отборных известных задач на сообразительность. Сколько сможете решить?

8. Решение задач вырабатывает психологическую стойкость

Решение математических задач помогает улучшить эмоциональный фон – это занятие способно избавить от тревоги, помогает контролировать эмоции и предупреждает стресс.

К таким выводам пришли ученые из Университета Дьюка в США, которые сумели доказать это в исследовании, опубликованном в журнале «Клиническая психология» в 2016 году.

9. Удовольствие от «икс»

Для человека, серьёзно занимающегося математикой, математические формулы, уравнения и другие логические и математические задачи воплощают собой красоту, гармонию и доставляют такое же эстетическое удовольствие, как музыка, искусство и хорошая шутка, утверждает группа исследователей из нескольких университетов Великобритании.

С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии была зафиксирована активность мозговой деятельности испытуемых во время демонстрации им математических уравнений, формул и задач. Результаты исследования опубликованы в журнале «Границы человеческой нейробиологии» (Frontiers in Human Neuroscience) в 2014 году.

Как научиться испытывать радость и наслаждение от занятий математикой рассказывает известный американский математик, выпускник Гарвардского университета, Стивен Строгац. Преподаватель прикладной математики, обладатель наград в области математики и преподавания на страницах своей книги «Удовольствие от X» с энтузиазмом, просто и понятно объясняет самые значительные математические идеи.

Попробуйте занятия логикой и математикой на LogicLike.com!

Мы убеждены, что детям, особенно в возрасте 5-9 лет, не обязательно рассказывать, как важно изучать математику. Гораздо важнее дать возможность ребёнку окунуться в мир занимательной интерактивной математики.

занятия на LogicLike фото

Обучаясь на платформе LogicLike, дети решают интересные логические задачи, зарабатывают за правильные ответы свои первые награды-«звезды», играют в современные логические игры – и получают не только пользу, но и настоящее удовольствие от такой математики.

Источник

Безусловно, любые знания и занятия делают вклад в развитие ребенка. Однако родители часто задаются вопросом, какую пользу в обществе может принести ребенку та или иная наука. Особенно, когда ответа на такой вопрос требует сам школьник, которому возможно данный предмет не совсем по душе. Далее рассмотрим ситуацию конкретно на примере такой науки, как математика и как она может пригодиться в жизни.

Во-первых, как ни крути, без математики никак не обойтись в нашей повседневной жизни, мы каждый день применяем полученные теоретические знания по математике на практике. Например, заполняя счет об уплате, подсчитывая процент кредита в банке, рассчитывая различные налоги или продумывая и распределяя семейный бюджет на месяц или год. Здесь везде пригодится умение планирования и прогнозирования наперед.  Даже если вы выбирайте тариф для телефона или интернета домой это также идет математическое сравнение преимуществ. Проще говоря, знание математики не позволит обмануть нас в современном обществе. Если сравнивать с прошлыми временами сейчас в жизни присутствует намного больше ситуаций, в которых человек сталкивается с тем, что ему приходится знать математику для определения более выгодного решения. Поэтому необходимо наглядно показать ребенку, насколько необходима математика в нашей жизни.

Во-вторых, учеными доказано, что знание математики способствует развитию интеллекта ребенка. Для того чтобы в будущем ребенок смог находить выход из кажущейся тупиковой и трудной ситуации необходимо в школьном возрасте развивать умение размышлять логически, определять по цепочкам и связям новые необычные решения. Математика очень помогает в этом детям, она создает в уме ребенка как бы абстрагированную дорожку для анализа и обобщения уже имеющихся, накопленных знаний. Тренируя разум и память, и увеличивая быстроту мышления при помощи решения задач и примеров тем самым ребенок учится также находить самый оптимальный вариант действия, что способствует развитию сообразительности и находчивости. Ребенок, который “дружит” с математикой, учится замечать закономерности и на основе анализа данных, делает верные выводы. Также математика помогает приобрести такое качество как, грамотное и четкое формирование мыслей.

В-третьих, математика помогает ребенку в становлении его характера. Наука математика воспитывает и развивает в ребенке такие качества как, настойчивость, ответственность, сосредоточенность, точность и аккуратность. Несомненно, для достижения успеха в жизни не возможно обойтись без этих качеств. Если регулярно посвящать время занятиям математикой у ребенка со временем вырабатывается рефлекс усердия над поставленной задачей, способность концентрироваться и идти до конца к поставленной цели, от чего растет самооценка и уверенность в собственных силах, что играет не маловажную роль для становления гармонично-развитой личности.

В-четвертых, знания математики значительно расширяют грани для выбора интересной и успешной профессии. Даже если ребенок имеет талант и способности к творческому началу, и если прибавить к этому навык размышлять математически и логически, то такой специалист будет востребован в любой сфере деятельности и не придется выбирать узкую специализацию для развития. Отсутствие базовых знаний по математике лишает человека многих преимуществ в жизни.

В заключение хотелось бы процитировать великую мысль Ломоносова:

Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

Конечно, совсем не обязательно штудировать все учебники на свете, или изучать курс тригонометрии или высшей математики, главное, чтобы у ребенка постоянно работала голова, чтобы задание требовало от него поиска решений. В этом могут помочь различные головоломки и интеллектуальные игры. Инновационный подход к обучению детей это то что, предлагает проект  eSchool.pro современным школьникам и их родителям. На сайте представлены к вниманию огромное количество тем по двум самым важным школьным дисциплинам — математике и русскому языку. Все задания построены в форме интерактивного обучения он-лайн, которое заинтересовывает детей с первой минуты  и вплоть до решения поставленной задачи. Множество различных вопросов и направлений гарантируют увлекательное и познавательное времяпровождение школьникам. Здесь ребенок может применить свои знания и найти оптимальное решение для каждого поставленного вопроса. Такой вид занятий очень нравится детям дошкольного возраста и школьникам, так как это одновременно и занимательно, и познавательно. Любому почемучке будет интересно участвовать в процессе определения правильного ответа в решении интерактивных задач по русскому языку и математике.

Читайте также:  Для чего полезен творог для организма

Источник

Зачем детям нужна математика

и как с ней подружиться?

Обучение ребенка чтению – не единственное занятие для мамы. Важно с самого раннего возраста развивать у детей и математическое мышление. Причём заниматься с маленьким ребёнком математикой – не значит решать с ним примеры, учить дроби и выписывать цифры. Математика, оказывается, присутствует в нашей повседневной жизни чуть ли не в каждом нашем действии, поэтому заниматься ею можно между прочим, играя и даже делая привычные дела по хозяйству.

Зачем малышу математика?

Как говорил Ломоносов, математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит. Так, математика структурирует мышление, развивает творческие способности, способствует умственному развитию, а с умным ребёнком интереснее жить. Более того, его проще воспитывать. Математика – это часть нашей жизни, это тип мышления.

Как заниматься математикой с ребёнком?

В первую очередь ребёнок должен научиться понимать суть явлений и только в последнюю – выучить цифры, научиться их записывать. Цифры слишком абстрактны для малыша, поэтому только мешают ему. До их понимания надо дорасти, а это происходит примерно в 5 лет. Конечно, невозможно избежать цифр в повседневной жизни, да и не следует этого делать. Важно не навязывать ребёнку ненужные и неактуальные для его возраста знания, а сосредоточиться на множестве возможностей для развития математического мышления крохи.

С дошкольниками все занятия должны проходить в игровой форме. Также важна актуальность информации, так как всё то, что жизненно необходимо ребёнку, он будет запоминать очень легко и быстро.

Из чего же складывается математическое мышление у детей?

Понятие о постоянстве мира (оно, в свою очередь состоит из следующих элементов):

1. Понятие о постоянстве объектов. Например, годовалый малыш уже понимает, что если мама ушла, то она вернётся. Он знает, что это его ручки, это ножки и что они постоянно с ним. Период осознания постоянства объектов длится примерно до четырёх лет.

2. Понятие о постоянстве свойств объектов. Если в комнате всегда была зелёная стена, а потом её перекрасили, то для малыша это уже другая стена. Постепенно он начинает понимать, что свойства объектов могут меняться, что если каша была горячая, то через какое-то время она может стать холодной. В 5-7 лет ребёнок уже хорошо ориентируется в свойствах многочисленных объектов окружающего мира, но взрослая логика обычно формируется только к девяти годам.

3. «Чего не хватает». Постепенно у ребёнка формируется понимание того, что существует не только то, что мы видим в данный момент. Важно научить малыша понимать, что неизвестное может стать известным. С самыми маленькими в этом помогают игры в прятки, закапывание предметов в песок и их дальнейшее откапывание, любые другие игры, где что-то исчезает и появляется, где можно узнать предмет, пощупав его. С детьми постарше нужно строить различные умозаключения о чём-то, чего мы не знаем. Например, стоя на остановке, о том, что троллейбус, вероятно, скоро придёт, потому что мы уже долго ждём. И вообще, что он точно рано или поздно придёт.

В данном случае попытки решать на бумаге примеры «1+…=2. Что нужно прибавить к единице, чтобы получить двойку?» с трёхлетним ребёнком чаще всего лишь сбивают его с толку. Для него может оказаться непонятным, зачем что-то ещё прибавлять, если двойка уже есть. Или он может видеть в этой записи цифру 3, плохо понимая, чем значок из одной палочки (минус) по сути отличается от значка с двумя палочками (плюс).

Свойства предметов, фигур, чисел

Наша задача — помочь ребёнку научиться определять, как эти свойства устанавливаются, определяются, отличаются. Один из способов, который в этом поможет: рассортировать одежду малыша (майки отдельно, шорты  отдельно, носки отдельно и т.д.) и сделать в шкафу отдельные ящики/полки/коробки, которые следует обозначить соответствующими картинками.

Также хорошо, чтобы у всех игрушек в детской были определённые места (желательно сгруппировать всё по каким-то признакам). Так во время уборки в комнате ребёнок будет постигать свойства предметов.

Отличной тренировкой для мозга являются времена года. Изучать эту тему можно круглый год, обсуждать последовательность событий, повторяемость их свойств. Можно также просто играть с малышом в кубики, строить башни: маленькую и повыше, одну-две-много.

Годовалого кроху можно привлекать к уборке в коридоре: сортировать вместе обувь, находить пару, расставлять по местам. Также можно вместе сортировать постиранные вещи. Причём делать это надо регулярно, а не единожды.

Важно задавать ребёнку вопрос: «Что изменилось?», чтобы он учился ориентироваться в таких понятиях как размер, цвет, ширина, высота, консистенция, форма и т.д. Вообще важно развивать в маленьком человеке умение чётко отвечать на поставленные вопросы, умение давать определения предметов, обобщать, называя группу предметов одним словом.

Пространственное мышление

Для развития пространственного мышления ребёнку нужно:

— двигаться много и разнообразно, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Так он учится лучше понимать пространство. В этом помогут  спортивные уголки дома, плавание, гимнастика и другие виды спорта;

— передвигать простые бытовые вещи, переставлять что-то в квартире;

— делать поделки, постройки, играть с конструктором. Важно взаимодействие не только с мелкими деталями, но и с крупными формами. Так малышу можно дать крупные картонные коробки, чтобы он учился с ними управляться;

— выполнять задания по образцу. Взрослый может рисовать что-то на бумаге, выкладывать узоры из мозаики  и просить ребёнка повторить. Хорошими пособиями для развития пространственного мышления являются пособия Никитиных и математический планшет (подробно о том, что такое математический планшет и как его сделать, читайте в самом конце статьи);

— проводить измерения. С ребёнком можно и нужно измерять всё, что только можно!

Измеряем длину. Вначале «в попугаях», то есть любой предмет можно измерить чем-то. Например, нарезать ленты длиной в рост каждого члена семьи и измерять, сколько банок варенья помещается в Сашу или сколько Маш помещается в маму и т.д. Можно нарезать ленточки длиной 10 сантиметров и 1 метр и так же измерять всё, что попадается под руку. Когда ребёнок начнёт ориентироваться в метрах, можно на улице знакомить его с километрами.

Читайте также:  Чем полезен массаж с медом на ягодицах

Измеряем вес. Нужно взвешивать разные предметы и сравнивать, сколько чего-то помещается во что-то. Отличным пособием является кулинария. В процессе приготовления разных блюд вместе с ребёнком можно научить его не только измерять и сравнивать вес продуктов, их объём, но и очень наглядно познакомить с понятием алгоритма, так как малышу будет понятен результат: сделали всё по рецепту — получилось вкусно.

Измеряем время. У грудничков нет понимания времени. У них есть два состояния: «мне хорошо» и «мне плохо», и каждый раз крохе кажется, что это состояние с ним навсегда. Годам к 5-6 у ребёнка появляется более чёткая идея о времени. Стопроцентное понимание формируется только в 9-10 лет. Знакомить детей с понятием времени хорошо с помощью песочных часов или таймера. Начинать надо с секунд (они самые наглядные), затем минут. Час для малышей – это очень долго.

Измеряем объём. И снова вернёмся к кулинарии. Мерный стакан, рюмки, чашки, кастрюли… Играя с этими предметами или помогая маме готовить, переливая жидкости из одной ёмкости в другую и обратно, ребёнок наглядно знакомится с миллилитрами, литрами, с переводом единиц измерения из одних в другие.

Алгоритмы

Алгоритмы – это одна из основ математики. Важно научить ребёнка последовательности, упорядоченности действий. В этом помогут:

—бытовые навыки. Следует как можно чаще проговаривать последовательность действий. К примеру, не просто отправлять ребёнка одеваться, а называть ему, что и в какой последовательности надевать. Можно нарисовать картинки-подсказки.

—поделки из бумаги и картона, аппликации, лепка. Все эти занятия дают ребёнку мощное представление об алгоритмах.

— оригами. Отличный инструмент, воспитывающий также усидчивость.

— пособия Никитиных, математический планшет (о том, что это такое и как его сделать, читайте ниже).

Предметозаменители

Чтобы ребёнку было проще понять математические записи, в которых фигурируют неизвестные x, y и прочие, можно уже в раннем возрасте познакомить его с так называемыми предметозаменителями. Вообще воображению ребёнка свойственно заменять одни предметы другими, наделять камушки и палочки свойствами. В данном случае обилие игрушек играет отрицательную роль, не оставляя малышу простор для фантазии.

Чтобы дать детям первое представление о предметозаменителях, можно поиграть в такую игру: инсценируем сказку «Репка» (или «Теремок»), заменяя персонажей колечками от игрушки «Пирамидка». Или рисуем на листе бумаги прямоугольник (каркас автомобиля) и придумываем собственную историю «Разные колеса», в которой с помощью колец от той же пирамидки надо превратить прямоугольник то в легковой автомобиль с маленькими колёсами, то в трактор.

Знаковые системы

Речь идёт об умении видеть в знаке его значение. Наша задача — обучить этому ребёнка. Знаковых систем существует множество. Вот некоторые из них:

— ноты. Если говорить только о «чистых» нотах, то их всего семь, поэтому данную систему можно считать одной из самых простых для понимания. Знакомить малыша с нотами можно уже в 3-4 года. Чем больше знаковых систем ребёнок освоит, тем проще он будет постигать новые системы.

— дорожные знаки. Часто встречаются на улице и, как правило, вызывают у детей интерес.

— бытовые приборы. Стиральная машина, пылесос, магнитофон… На многих предметах в квартире есть кнопки и рисунки, обозначающие назначение каждой кнопки.

— вязание по схеме

— географические карты, флаги

Что ещё пригодится маме для занятий математикой с ребёнком?

1. Пособия Никитиных: «Кирпичики» (от 5 лет) — очень хорошо развивают воображение и пространственное мышление, «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб» (от 6-7 лет). На сайте Никитиных есть подробное описание каждой игры.

2. Палочки Кюизенера. Четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см – это многофункциональное математическое пособие. С его помощью малыш знакомится с понятием числовой последовательности, изучает понятия «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Палочки можно сделать самостоятельно, информацию об этом легко найти в интернете.

3. Блоки Дьенеша (набор состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру и толщине). Играть с логическими блоками можно уже с одного года! Они учат детей группировать предметы по их свойствам и развивают конструктивные способности ребёнка.

4. Математический планшет. Его можно сделать самостоятельно (читайте, как, в отдельной статье). Это доска, в которую забит 121 гвоздик — 11 рядов по вертикали и 11 рядов по горизонтали (оптимальное количество). Гвоздики образуют квадрат 10х10 клеток. Расстояние между гвоздиками 2-3 см. Также понадобятся резинки для денег разных цветов. Остаётся только применять фантазию и создавать из резинок различные фигуры и узоры, зацепляя их за гвоздики.

С помощью этого изобретения можно объяснить ребёнку такие понятия, как площадь, периметр, проценты, дроби, научить сложению и умножению, развить мелкую моторику, ориентировку на листе бумаги. Вот примеры игр с математическим планшетом:

— сделать из двух резинок три квадрата,

— повторить рисунок,

— увеличить рисунок в два раза,

— сдвинуть рисунок на столько-то клеток влево/вправо/вверх/вниз,

— можно задавать ребёнку алгоритм, например, сдвинуть рисунок на n шагов вправо, затем на m шагов вниз и на z шагов влево (ребёнок должен проделать путь в уме и переместить рисунок на нужную позицию),

— с самыми маленькими игру можно превратить в сказку: Жила-была мышка. И решила она построить домик (делаем квадрат) с крышей (делаем над квадратом треугольник). И подумала мышка: «Я хочу большой дом с большой крышей (увеличиваем квадрат и треугольник), а ещё хочу новую дверь и два окошка».

Источник