В информационном обществе очень полезным является
Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.
Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.
Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:
- экономика и деловая сфера,
- государственное управление,
- образование,
- социальное обслуживание и медицина,
- культура и искусство.
Средства коммуникации — телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.
Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.
Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.
Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.
Электронное государство — это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).
Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(https://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.
Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.
Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.
Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).
Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название «Европейская сфера исследований» (ERA — «European Research Area»). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.
Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект «Электронная Европа» (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.
В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.
Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.
Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.
К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.
В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.
Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня — модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»
Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:
— формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;
— совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
— развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;
— повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
— развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;
— сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.
В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.
Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.
* * *
Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».
Практика
Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (https://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.
Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (https://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?
Источник
Информационные революции и информационное общество.
В истории человеческого общества несколько раз происходили
радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать
информационными революциями.
Первая информационная революция была связана с изобретением
письменности. Письменность создала возможности для накопления и
распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям.
Вторая информационная революция (середина XVI века) была связана
с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять
информацию, но и сделать ее массово-доступной.
Третья информационная революция (конец XIX века) была обусловлена
прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно
передавать информацию на любые расстояния.
Четвертая
(70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной
технологии и появлением персонального
компьютера.
На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры,
компьютерные сети, системы передачи данных (информационные
коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные
инновации:
• переход от механических и
электрических средств преобразования информации к
электронным;
• миниатюризация всех узлов,
устройств, приборов, машин;
• создание программно-управляемых
устройств и процессов.
Сегодня мы переживаем
пятую информационную революцию, связанную с формированием и
развитием трансграничных глобальных
информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все
страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих
одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные
массы людей.
Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции —
Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином
информационном пространстве по всему миру программно-технических
средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных
запасов или запасов знаний как единой информационной
телекоммуникационной инфраструктуры, в которой активно действуют
юридические и физические лица, органы государственной власти и
местного самоуправления. В итоге неимоверно возрастают скорости
и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные
возможности производства, передачи и распространения информации,
поиска и получения информации, новые виды традиционной
деятельности в этих сетях.
Информационное общество —
общество, в котором большинство работающих занято производством,
хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее
формы — знаний.
Ученые считают, что в
информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к
надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы,
обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в
производственной и социальной сферах. Движущей силой развития
общества должно стать производство информационного, а не
материального продукта. Материальный же продукт станет более
информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна
и маркетинга в его стоимости.
В информационном обществе
изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система
ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к
материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где
все направлено на производство и потребление товаров, в
информационном обществе производятся и потребляются интеллект,
знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От
человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на
знания.
Материальной и технологической
базой информационного общества станут различного рода системы на
базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной
технологии, телекоммуникационной связи.
Осознание
обществом приоритетности информации перед другим
продуктом деятельности человека.Первоосновой всех
направлений деятельности человека
(экономической, производственной, политической,
образовательной, научной, творческой, культурной
и т.п.) является информация.Информация же
является продуктом деятельности современного
человека.Информация в
чистом виде (сама по себе) является предметом
купли – продажи.Равные
возможности в доступе к информации всех слоев
населения.Безопасность
информационного общества, информации.Защита
интеллектуальной собственности.Взаимодействие
всех структур государства и государств между
собой на основе ИКТ.Управление
информационным обществом со стороны государства,
общественных организаций.
Кроме
положительных моментов прогнозируются и опасные
тенденции:
все большее
влияние на общество средств массовой информации;информационные
технологиимогут разрушить частную жизнь людей и
организаций;существует
проблема отбора качественной и достоверной
информации;многим людям
будет трудно адаптироваться к среде
информационного общества.существует
опасность разрыва между «информационной элитой»
(людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и
потребителями.
Экономика и
структура труда в информационном обществе
Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра
тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и про
мышленного)
производства на оказание услуг, включая информационные.
Вторая половина ХХ века, благодаря информатизации, сопровождалась
перетеканием людей из сферы прямого материального производства в информационную
сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения,
сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный
слой, который называют «белые воротнички» – люди наемного труда, но не производящие
непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком
смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском
хозяйсхарактерная черта экономики информационного
общества – появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Этот рынок
включает секторы:
·
деловой
информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);
·
профессиональной
информации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам);
·
потребительской
информации (новости, всевозможные расписания, развлекательной информации);
·
услуг
образования
и другие.
Реальный анализ изменений в структуре занятости
населения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационному
обществу
в конце ХХ века, приводит к следующим результатам:
·
продолжает
уменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленным
трудом;
·
увеличивается
доля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельности
в этой сфере;
·
быстро
растет число управленческих и технических рабочих мест;
·
уменьшается
доля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростом
на верхнем и нижнем уровнях квалификации;
·
доля занятий,
которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкого
уровня.
Различия по этим показателям в разных развитых
странах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационных
технологий несомненно.
Преодоление информационного кризиса
Информационный кризис — явление, которое стало заметным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь ве
лик, что недоступен обработке в приемлемое время.
Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.
Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году — уже каждые 5 лет; конца этому процессу ускорения пока не видно.
Приведем несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут у
спевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.
Часто оказывается проще заново сконструировать некоторое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.
Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политического анализа, но без информации они бесполезны.
В результате наступает информационный кризис, проявляющийся в следующим:
• информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации;
• возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
• возникают экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).
Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.
Источник