В каком классе изучают полезные ископаемые

В каком классе изучают полезные ископаемые thumbnail

Власова Н.В.

Этапы урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность

учеников

Используемый материал

Формируемые метапредметные

и предметные умения

  1. Организационный этап

Задача: создать условия

для последующего про-

явления эмоционального отношения к учебно-

познавательной дея-

тельности.

Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начался урок.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.

— Каким бы вы хотели видеть наш урок?

От чего это будет зависеть?

Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения на протяжении всего урока.

(Интересным, познавательным)

(От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя).

(Внимательным и наблюдательным)

В каком классе изучают полезные ископаемые

— умение принимать социальную роль обучающегося, проявлять эмоциональную отзывчивость;

— умение организовывать своё рабочее место.

  1. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

— Что же такое экономика?

— Какая главная задача экономики?

Что называется потребностями?

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей?

— Что такое товары?

-Приведите примеры товаров.

— Что такое услуги?

— Приведите примеры услуг

— Что составляет основу экономики?

— Какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей?

(Экономика).

(экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

(удовлетворение разных потребностей людей).

(все, что требуется людям для жизни).

(товары и услуги).

(Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

(Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

(стрижка в парикмахерской)

( Природные богатства и труд людей)

(Вода, воздух, почва, растения, животные)

2. Введение в тему:

Задача: актуализировать знания обучающихся о природных богатствах Земли.

— Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

— Богата и разнообразна природа нашей Земли.

Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.

— Скажите, а как вы понимаете слово «богатство»?

— У большинства ребят мысли идут в правильном направлении.

— А где можно узнать значение слова богатство?

— Я вам приготовила еще один сундучок и в нем тоже лежат сокровища. А какие вы узнаете отгадав загадки.

Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

1.Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

2.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

3.Этот мастер белый-белый,

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)В каком классе изучают полезные ископаемые

4.Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

— Ребята, как вы думаете, о каких богатствах пойдет речь?

— Возможно, кто-нибудь из вас знает, как, в общем, назвать все эти богатства Земли? (Полезные ископаемые)

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

(Толковый словарь)

В каком классе изучают полезные ископаемые

В каком классе изучают полезные ископаемые

В каком классе изучают полезные ископаемые

— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний;

— отвечать на поставленные вопросы с ориентировкой на их содержательный аспект;

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

Задача: активизировать познавательную активность обучающихся, направленную на дальнейшее целеполагание; создать проблемную ситуацию для оценки правильности или ошибочности выдвинутой версии, для овладения навыками рефлексивной деятельности.

— Давайте сформулируем тему нашего урока.

— У меня в руках 2 полезных ископаемых – это уголь и известняк (демонстрация учителем).

Можем ли мы сказать, что они одинаковые?

— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? –

Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

Данные вопросы поочередно появляются на слайде.

Что такое «полезные ископаемые»?

Какие полезные ископаемые бывают?

Где находятся?

Как люди используют в своей жизни?

— Как будем работать?

— Вы распределились в группы по 6 человек.

-Какой первый шаг для слаженной работы в группах необходимо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы?

— Ребята, давайте вспомним правила по которым, работают в группе (Дети отвечают)

1)  работать дружно

2) быть внимательными друг к другу

3)  работать по плану

4)  доводить начатое дело до конца

5)  слушать всех

6)  прийти к единому решению

7)   все  члены группы отвечают за результат

Читайте также:  Какие растения полезны для щитовидной железы

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

(Нет, потому что они разные. У них разный внешний вид).

(Познакомимся с полезными ископаемыми и их свойствами).

Осуществляют описание полезных ископаемых в ходе зрительного восприятия.

(В группах).

(Распределить роли в группе)

Определяют форму взаимодействия – работа в группах.

Самостоятельно между собой распределяют роли в группе.

В каком классе изучают полезные ископаемые

В каком классе изучают полезные ископаемые

В каком классе изучают полезные ископаемыеВ каком классе изучают полезные ископаемые

— умение формули-ровать тему и цель урока;

— принимать высказывания собеседников, осуществлять рефлексивно-оценочную деятельность;

— осознанно строить речевое высказывание

в соответствии с за-дачами коммуникации;

— умение характеризо-вать объекты по внешним признакам,

-умение договариваться в ходе учебного взаимодействия;

— умение проявлять себя в различных социальных ролях.

4. Формирование новых знаний

Задача: создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.

— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

— Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые», проанализировав каждое слово отдельно. Определить что такое «полезные» и «ископаемые»?

— Как вы понимаете значение слова «полезные»?

-«Ископаемые»?

Составление кластера со слов учащихся.

ископаемые

полезные

В каком классе изучают полезные ископаемыеВ каком классе изучают полезные ископаемыеВ каком классе изучают полезные ископаемыеВ каком классе изучают полезные ископаемые

— У нас получилась схема.

— Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?

(Предполагаемый ответ: «копать», «выкапывать»).

— Теперь попробуйте самостоятельно в группе дать определение понятию «полезные ископаемые».

(Предполагаемый ответ: «Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли»).

— Давайте посмотрим, как истолковывается данное понятие в учебнике на стр.46

— Мы узнали, что такое полезные ископаемые.

— Давайте посмотрим, какие виды полезных ископаемых, помимо названных, можно встретить (уч. С.46)

— Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

— Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

— Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».

(Варианты: Полезные – значит необходимые, нужные. Ископаемые – что-то доставать, извлекать).

Наблюдают за ходом составления кластера учителем.

Выдвигают версии относительно происхождения слова «ископаемые».

Работают в группе, дают определение понятию.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Отвечают на вопрос учителя. Называют виды полезных ископаемых.

В каком классе изучают полезные ископаемые

В каком классе изучают полезные ископаемые

В каком классе изучают полезные ископаемыеВ каком классе изучают полезные ископаемые

В каком классе изучают полезные ископаемые

В каком классе изучают полезные ископаемые

В каком классе изучают полезные ископаемые

Следующие слайды аналогичны первому.

— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний: отличать новое от уже известного;

— умение слушать, понимать и рефлексировать высказывания со-беседников.

— умение совместно договариваться о правилах общения и взаимодействия на уроке, следовать им;

— умение преобразовывать информацию, структурировать её;

— умение извлекать информацию из различных источников;

— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;

  1. Физминутка

Задача: проводить профилактику утомления, нарушения осанки, зрения;

снять психоэмоциональную напряженность.

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут),

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Повторяют движения за учителем.

Соотносят свои действия с действиями учителя.

В каком классе изучают полезные ископаемые

— принимать целевую установку педагога.

— соотносить свои действия с эталоном.

  1. Работа в группах (исследовательская деятельность)

— И сейчас я предлагаю решить интеллектуальную задачу. Вы можете совещаться и работать в группе. Для каждой группы своя интеллектуальная задача.

— Проверим результат вашей работы. Предоставляется слово докладчикам каждой группы.

Решают интеллектуальную задачу.

Выступление

В каком классе изучают полезные ископаемые

— умение преобразовывать информацию, структурировать её;

— умение извлекать информацию из различных источников;

— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;

7. Первичное закрепление

Задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.

Домашнее задание

Задача: установить логическую связь в содержании прошедшего и будущего уроков, содействовать творческой активности обучающихся.

-Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве. Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.

(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

Читайте также:  Чем вредна и полезна сила трения

1. Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

2.Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

3.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

4.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

5. Этот мастер белый-белый,

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

— Как правильно называется это полезное ископаемое? (Известняк)

6. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Что за странный камень это?
Непонятного он цвета…
Он из зёрен состоит,
Называется: (Гранит)

-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых.

Полезные ископаемые которые на уроке не исследовали.

К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.В каком классе изучают полезные ископаемые

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые?

  • Экономично использовать

  • Оберегать от пожаров

  • Соблюдать правила перевозки

  • Заменять по возможности искусственными материалами

Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик.

В каком классе изучают полезные ископаемые

В каком классе изучают полезные ископаемыеВ каком классе изучают полезные ископаемые

В каком классе изучают полезные ископаемые

В каком классе изучают полезные ископаемые

В каком классе изучают полезные ископаемые

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

В каком классе изучают полезные ископаемыеВ каком классе изучают полезные ископаемые

— применение собственных представлений для решения практических задач;

— умение узнавать и называть по описаниям природные объекты.

8. Рефлексия деятельности

на уроке

Задача: организовать рефлексивную деятельность обучающихся, соотнести намеченные цели с результатом работы.

— Ребята, подведем итог урока. — Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока?

— Достигли ли мы цели урока?

-Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

— оценивать результат деятельности на уроке.

В 3 «б» классе 18человек. Сильных учеников немного (10), которые работают активно на всех уроках. Есть слабые дети с замедленной реакцией, медлительные, таких детей мало (2), остальные дети – имеют средний уровень.

Сегодняшний урок был уроком первичного предъявления новых знаний по теме «Полезные ископаемые».

Его целевое назначение – первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний. К обучающим задачам урока я отнесла знакомство учащихся с полезными ископаемыми, формирование умения классифицировать полезные ископаемые. Урок был также призван способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе, к охране полезных ископаемых.

Он включал в себя 4 этапа: Этап вызова (постановка цели и темы урока), этап изучения нового материала, этап закрепления (осмысления) и рефлексия.

Основным этапом был – этап изучения нового материала, задачей которого было развитие умения решать учебно-познавательные задачи.

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: Принцип систематичности и последовательности обучения, принцип доступности обучения, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода к учащимся.

Чтобы решить задачи урока, я использовала материал из учебников, пользовалась сетью интернет.

Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Главный акцент был направлен на формирование знаний учащихся по данной теме. На этапе изучения новых знаний при первичном закреплении была организована групповая работа. Задания были ориентированы на развитие универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, предметных и коммуникативных.

Все задания были нацелены на формирование и закрепление умений и навыков классифицировать полезные ископаемые, определять их свойства.

Итог урока показал, что дети тему усвоили хорошо, поняли, умеют различать полезные ископаемые, классифицировать их в группы.

По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать: насколько дети усвоили данную тему.

Читайте также:  Полезные цветущие комнатные растения для человека

Я считаю, что поставленные цели и задачи урока получилось полностью реализовать, психологический климат на уроке был доброжелательный.

Источник

 Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 3класс

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема: что такое полезные ископаемые?

Задачи: познакомить с разнообразием полезных ископаемых.

Предметные результаты

Научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатст в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные:

Действовать по плану, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения

Познавательные:

понимать учебную задачу и стремиться её выполнить

Коммуникативные:

учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные результаты

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Основные понятия и определения

Месторождения, геолог

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах добычи. Научимся разли­чать важнейшие полезные ископаемые.

Вспомни урок «Заглянем в кладовые Земли» во 2 классе. С какими горными породами и минералами мы познакомились? Как люди ис­пользуют богатства земных кладовых?

Изучение нового материала

 Полезные ископаемые

Полезные ископаемые — это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяй­стве. Большинство из них твёрдые. Нефть — жидкое полезное ископаемое, природный газ — газообразное.

ДЛЯ ЧЕГО ДОБЫВАЮТ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Добывая полезные ископаемые, люди пресле­дуют разные цели. Можно ли обходиться без строительных материалов, например кирпичей, бетона? Нет, конечно. Но для изготовления кир­пича и бетона людям приходится добывать в природе песок, глину, известняк.

Может ли экономика обойтись без угля, при­родного газа, бензина? Не может, это различные виды топлива. Уголь и газ добывают в природе. А бензин получают из нефти, которую нам тоже даёт природа.

Как много вокруг нас металлических предме­тов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра… А стан­ки на заводе, самолёты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы… Всё это из металлов! А металлы получены из руд, добытых в природе.

В каком классе изучают полезные ископаемые

Автозаправочная станция

КАК ДОБЫВАЮТ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Места, где в глубинах земли или на её по­верхности залегают полезные ископаемые, назы­ваются месторождениями

Изучают полезные ископаемые, отыскивают мес­торождения геологи. Нередко они по многу ме­сяцев проводят вдали от дома: в тайге, в горах или в пустыне. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолёты и вездеходы, радиосвязь и фотографии Земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни — в открытых котлованах — карьерах, дру­гие — в шахтах. А для того чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят бу­ровые установки и бурят скважины. Нефть и газ добывают как на суше, так и в

море

В каком классе изучают полезные ископаемые

Шахта

В каком классе изучают полезные ископаемые

Карьер

В каком классе изучают полезные ископаемые

Нефтедобывающая платформа в мор

Осмысление и понимание полученных знаний

Практическая работа

1.Рассмотрите образец полезного ископаемо­го. По иллюстрациям учебника определите его название. При необходимости воспользуйтесь атласом-определителем.

В каком классе изучают полезные ископаемыеВ каком классе изучают полезные ископаемые
 

Железная руда. Каменный уголь. Известняк. Гранит. Глина. Нефть.

2.Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3.Подумайте, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение?

Вывод

Хозяйственная деятельность людей невозмож­на без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топли­вом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые — огромное, бесценное богатство Земли.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Расскажи о разнообразии полезных ископа­емых

2.Для чего люди добывают полезные ис­копаемые? На чём основано их применение?

3.Какие способы добычи полезных ископаемых тебе известны?

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: месторождение, геолог

2.В краеведческом музее узнайте, какие по­лезные ископаемые добывают в вашей местности.

3.С помощью атласа-определителя подго­товь сообщение о каком-нибудь полезном иско­паемом (по своему выбору).

Полезныеископаемые:

Горючиеполезныеископаемые

Как добываются некоторые полезные ископаемые летом

Полезныеископаемые

ПолезныеископаемыенатерриторииРоссии

Впоискахполезныхископаемых

Источники информации:

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадьОкружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

— https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Источник