В мире есть не только полезное изложение

В мире есть не только полезное изложение thumbnail

Источник

Серега Бесфамильный

Профи

(902)

10 лет назад

Ученые из разных стран решили, что книга- самое значительное изобретение за всю историю человечества. Многие другие изобретения стали возможны именно благодаря книге.
И сегодня книга остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации. Она просвещает людей, делает их светлее, ведет к добру.
Обучать можно и устно. Только услышанное слово, не закреплённое на бумаге, уходит из памяти. Слово же услышанное и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились сохранить и обобщить свои наблюдения и знания. И именно в книгах накопился опыт поколений- всё то, что мы называем мудростью.

Лиля Малиновка

Профи

(593)

10 лет назад

Ученые из разных стран единодушно решили, что среди всех изобретений за всю историю человечества самым значительным стало изобретение книги! Услышанное слово, не закреплённое на бумаге, очень скоро стирается, уходит из памяти, вытесненное другими словами и впечатлениями. Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их. Ведь именно в книгах накопился опыт десятков поколений — всё то, что мы называем мудростью.

Полина Наливайченко

Знаток

(275)

10 лет назад

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые решили, что это книга.
И сегодня, несмотря на появление компьютера, книга не утратила своего значения. Она остаётся самым надёжным и стабильным хранителем информации. Она, как и в древние времена, служит главному: просвещать людей, делать их добрее

Многие думают, что обучать можно и устно. Конечно, можно. Но Услышанное слово, не закреплённое на бумаге стирается, уходит из памяти, вытесненное другими впечатлениями. Слово же услышанное, надолго сохраняется в памяти.

Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения, но и обобщить их. именно в книгах накопился опыт поколений И означает это одно: ум станет скован без чтения книг.

Татьяна

Искусственный Интеллект

(105238)

10 лет назад

С древности и до наших времён книга остаётся самым надёжным, стабильным и долговечным носителем и хранителем информации, накопителем опыта десятков поколений, позволяющим не просто сохранить свои наблюдения и знания, но и обобщить их.

Щепин Данил

Знаток

(344)

3 года назад

Ученые из разных стран решили, что книга- самое значительное изобретение за всю историю человечества. Многие другие изобретения стали возможны именно благодаря книге.
И сегодня книга остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации. Она просвещает людей, делает их светлее, ведет к добру.
Обучать можно и устно. Только услышанное слово, не закреплённое на бумаге, уходит из памяти. Слово же услышанное и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
Люди всегда стремились сохранить и обобщить свои наблюдения и знания. И именно в книгах накопился опыт поколений- всё то, что мы называем мудростью.

Адам Черхигов

Ученик

(103)

3 года назад

Какое изобретение стало самым значительным за всю историю человечества? Ученые решили, что это книга.
И сегодня, несмотря на появление компьютера, книга не утратила своего значения. Она остаётся самым надёжным и стабильным хранителем информации. Она, как и в древние времена, служит главному: просвещать людей, делать их добрее

Многие думают, что обучать можно и устно. Конечно, можно. Но Услышанное слово, не закреплённое на бумаге стирается, уходит из памяти, вытесненное другими впечатлениями. Слово же услышанное, надолго сохраняется в памяти.

Люди всегда стремились не просто сохранить свои наблюдения, но и обобщить их. именно в книгах накопился опыт поколений И означает это одно: ум станет скован без чтения книг.

Наталья Лёвина

Ученик

(134)

2 года назад

Книга- это самое значительное изобретение за всю историю человечества. Благодаря книге создали телефон, самолёт, атомный реактор, космический корабль, овладели электроэнергией и ещё многое другое.
И сегодня книга не утратила своего первостепенного значения. Она остаётся самым надёжным носителем информации, долговечный аккумулятор знаний. Она служит главному: просвещает людей, ведет к добру.
Обучать можно и устно. Один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл сказал, что услышанное слово, не закреплённое на бумаге, очень скоро стирается из памяти. Слово же услышанное, а затем ещё и прочитанное надолго сохраняется в памяти человека.
И именно в книгах накопился опыт десятков поколений — всё то, что мы называем мудростью. Наши предки говорили: «Ум без книг как птица, без крыльев». И означает это одно: как птица без крыльев взлететь не может, так и ум ограниченно скован без чтения книг.

Источник

Фото из личного архива автора

С начала февраля сайт ФИПИ (русский язык ОГЭ) отчаянно лихорадило: то из открытого банка заданий исчезали все привычные тексты изложений, зато появлялись новые формулировки тем к сочинению 9.3, то на сайт вообще невозможно было попасть. К концу месяца картина немного прояснилась: к старым словам-понятиям добавились новые (с пометкой 2020), аудиозаписи прошлогодних изложений (опять же с пометкой 2020) вернулись на своё законное место. Так как люблю всё систематизировать, попыталась разбить все тексты на блоки, объединённые общей темой.

Читайте также:  На чем полезно сидеть в офисе

7 изложений получилось в блоке ДРУЖБА. Целиком тексты не привожу, но они легко гуглятся по первым словам:

  • «Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни».
  • «Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто».
  • «Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов».
  • «Дружба — это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом».
  • «Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать другие люди. А на самом деле сложилось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными».
  • «Что же действительно заключается в этом, казалось бы, привычном для всех понятии «дружба»? Если говорить по-научному, то дружба – это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях».
  • «Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, все равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба».

В блок ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ объединила 4 текста:

  • «В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время».
  • «Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку».
  • «Нам лишь кажется, что когда с нами что-то случается, – это уникальное явление, единственное в своем роде. На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе».
  • «Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы».

Блок ДОБРОТА — 3 текста:

  • «Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал — добрым».
  • «Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни».
  • «Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть!» – воскликнул человек».

2 текста о ВОЙНЕ:

  • «Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты».
  • «Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей».

Блок НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО — 2 текста:

  • «Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно».
  • «В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико».

2 изложения о КУЛЬТУРЕ:

  • «Слово «культура» многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура?»
  • «Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного».

В отдельную группу объединила тексты, связанные с СЕМЕЙНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ, ДЕТСТВОМ, ВОСПИТАНИЕМ:

  • «Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться».
  • «Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости».
  • «В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. По природе своей ребёнок – существо, инстинктивно предрасположенное к счастью».
  • «Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка».
  • «Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми».
  • «Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником».
  • «Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели».
  • «У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце».

ВЗАИМОВЫРУЧКА/ИНДИВИДУАЛИЗМ

  • «В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь».
  • «Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах?»

Остальные тексты трудно отнести к какой-то конкретной тематике. Назовём эту группу (весьма условно) ВНУТРЕННИЙ МИР человека:

  • «Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку, и желание борьбы во имя прекрасного будущего».
  • «Многие думают, что быть искренним – значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь».
  • «Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком».
  • «Неуверенность в себе — проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно — в середине XX века».
  • «Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы».

Итого: получилось 35 текстов, которые будут использованы в реальных экзаменационных вариантах в 2020 году. Удачной подготовки к ОГЭ желает всем девятиклассникам автор канала ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ, ЛЮБЛЮ ПИСАТЬ.

С темами сочинений 9.3 на ОГЭ 2020 можно ознакомиться здесь.

Источник

Следующие задания и упражнения помогут вам выработать навыки сжатия
второстепенной информации и выделения главной:

1. Выделите
ключевые слова в предложениях.

   
Едва ли кто-нибудь может сказать, что, однажды увидев море, он забыл
его. Более того, море продолжает звать к себе, оно является в сновидениях, в
мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из нас, вновь увидев море,
потрясён его жизненной силой, игрой волн, неукротимым ритмом движения. Море и
небо — вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных сочетаний цветов,
бликов и пятен.

2.  Перестройте
сложные предложения в простые, сохраняя их суть.

•    Философы, то есть древние философы,
первыми поняли ценность времени — они наверняка ещё до Сенеки пробовали как-то
обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям
огорчение своей быстротечностью.

•    Деловой человек наращивает скорости,
внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты
фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в
диктофон, а дефицит времени увеличивается.

•   Не
только у него цейтнот становится всеобщим: недостаёт времени на друзей, на
письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в
осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на
стихи, ни на могилы родителей.

•    Самое дорогое, что есть у человека, — это жизнь, но если всмотреться в эту
самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое — это Время,
потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут.

Читайте также:  Полезна ли замороженная вода из холодильника

Варианты
ответов:

1.  
Ценность
времени — в его быстротечности.

2.  
У
делового человека дефицит времени увеличивается.

3.  
Цейтнот
становится всеобщим.

4.  
Самое
дорогое — это Время, составляющее нашу жизнь.

     3. Составьте к абзацам
прочитанного текста опорные фраы, которые являлись бы ключом к его пониманию.

Абзацы текста

Опорные фразы

Обиды, которые в наших взаимоотношениях мы наносим друг другу, не
объясняются непосредственно нашей злой волей. Люди не причиняют друг другу зла в
силу какой-то особой жестокости, зверства. Непосредственной причиной нанесения
ближним обид часто бывает отсутствие необходимого опыта общения, неумение пойти навстречу окружающим, чрезмерное увлечение собой.

После того как человек нанёс обиду, он может опомниться, но чаще всего
это происходит с большим опозданием. Ранящие слова уже произнесены. Боль,
которую человек пытается насильно переложить на ближнего, рано или поздно
возвращается к обидчику, причём зачастую с двойной силой.

И хотя человек порой действительно не ведает, что творит, когда
причиняет зло тем, кого больше всего любит (унижение окружающих, применение
насилия к ним
является выражением чувства собственной слабости), однако это не означает,
что он
может чувствовать себя свободным от ответственности за собственные слова и
поступки, которыми он нанёс своим близким столько обиды и зла.

Примерный вариант
выполнения задания

Абзацы текста

Опорные фразы

1-й абзац

Причины нанесения обид ближним — отсутствие опыта
общения, эгоизм.

2-й абзац

Боль обиды возвращается к обидчику удвоенной.

3-й абзац

Обидчик должен нести ответственность за унижение
окружающих, даже если это является выражением чувства его собственной слабости.

4. Сократите сложное
предложение за счёт менее существенной части.

   Помню,
как восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в
этой удивительной стране: и то, что слабых детей сбрасывали со скалы, и что мать-спартанка
провожала сына на войну не слезами, а прекрасной афористичной фразой: «Со щитом
или на щите», и что маленький спартанец, пронёсший в школу под рубахой живого
лисёнка, не плакал и не кричал, когда зверёк вгрызался в его тело. (По Л.
Жуховицкому)

Вариант ответа:

Помню, как
восхищала меня в детстве суровая и гордая романтика Древней Спарты. Мне нравилось всё в этой удивительной стране).

5. Исключите
однородные члены предложения.

1.     Среди птиц, насекомых, в сухой траве —
словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.

2.     С большой и сердечной любовью относились
к Чехову и все люди попроще, с которыми он сталкивался: слуги, разносчики,
носильщики, странники, почтальоны, — и не только с любовью, но и с тонкой
чуткостью, с бережностью и с пониманием.

3.     Добрые люди понимали её [жизнь] не
иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными
случайностями, как то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом.

4.     Герасим ничего не слыхал: ни быстрого
визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды.

5.     Михаил Михайлович Пришвин навсегда
подарил нам много замечательных книг: «Кладовая солнца», «Кащеева цепь»,
«Календарь природы», «Золотой луг», «Лесная капель», «Осударева дорога»…

6.     Всё человечество Каштанка делила на две
очень неравные части — на хозяев и заказчиков.

Варианты ответов:

1.    
Всюду
чувствовалось приближение осени.

2.    
С
большой и сердечной любовью относились к Чехову и все люди попроще.

3.     Добрые люди понимали её [жизнь] не
иначе, как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными
случайностями.

4.    
Герасим
ничего не слыхал.

5.    
Михаил
Михайлович Пришвин подарил нам много замечательных книг.

6.    
Всё
человечество Каштанка делила на хозяев и заказчиков.)

6.     Замените
фрагменты предложений обобщающими понятиями.

1.     Мордочка Микки-Мауса изображена на
куртках, футболках, ночных рубашечках, пижамках, носках, свитерах, фартучках,
портфелях, пеналах, карандашах, на обоях, на часах (предмет коллекционный): на
детских бутылочках, на баночках, коробках,- картонках, на бумаге, пластмассе,
дереве, жести.

2.     Не менее щедра была и наша Чистопрудная
осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве
берёз, осин, клёнов, лип.

3.     Я родился и большую часть жизни прожил в
Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси,
Кваренги, Захарова, Воронихина, Целый день бродил я из комнаты в комнату, с
кровли на кровлю, с лестницы на лестницу.

4.    
Возы
были нагружены сеном, соломой, мешками с мукой , горшками, кирпичом, дровами.

Варианты
ответов:

1.    
Мордочка
Микки-Мауса изображена на многих вещах, предметах, материалах.

2.    
Бульвар
тонул в опавшей разноцветной листве разных деревьев.

3.    
В
своём внешнем облике город связан с именами знаменитых архитекторов.

4.    
Целый
день бродил я повсюду.

5.    
Возы
были нагружены всякой всячиной.)

7.     Устраните
повторы и объедините предложения, используя известные вам средства их связи.

В
Спарте сразу после рождения в пропасть швыряли слабосильных и нестандартных, то
есть тех, кто в дальнейшем просто вынужден был бы противопоставить
безукоризненной мужественности окружающих мощь разума и силу духа. Тех, кого
непосильная тяжесть меча поневоле отталкивала бы к резцу, линейке и перу. Тех,
для кого «выжить» означало бы — «изобрести».

Вариант
ответа:

    В Спарте убивали физически слабых детей,
хотя среди них могли быть гении.)

8.     Сжато
изложите содержание абзаца.

  
Что надо лесному зверю, зверьку или зверёнышу для зимнего выживания? То
же, что и человеку: надёжная крыша над головой, удобная, тёплая одёжка да
приличный запас калорийного корма, которого до спасительницы-весны должно
хватить. Бобры не исключение. Но в отличие от всяких разных любителей чужими
руками сотворённых убежищ, от охочих до соседских кладовых воришек, а также от
некоторых «хитрецов», погружающихся зимой в крепкий сон, лесные дровосеки всё
от начала до конца делают сами. И жилища сооружают, надёжнее не придумаешь, и
корм припасают, как усердные домохозяйки, и образ жизни ведут — любой спортсмен
позавидует. (90 слов) (По Е. Арбузову)

Вариант ответа:

     Что надо лесному жителю для зимнего
выживания? То же, что и человеку: дом, одежда, пища. Бобры не исключение. Но они
в отличие от других зверей всё от начала до конца делают сами: и жилища сооружают,
и корм припасают.) (38 слов)

9. Выделите в тексте
смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую
часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.

     Пойдите в Третьяковскую галерею. Загляните в зал Виктора Васнецова и
побудьте там хотя бы полчаса. Вас поразит магнетическая сила холстов живописца.
Вы увидите сложнейшую гамму чувств, пробуждаемую в людях самых разных возрастов,
от шустрых тонконогих девушек в джинсах до солидных посетителей. Все они,
уставшие от потока информации, — телевидения, Интернета, кино — все
всматриваются в картины Васнецова, будто увидели что-то давно знакомое, родное.
Люди подолгу простаивают у совсем с первого взгляда незамысловатых полотен
«Алёнушка» или «Богатыри», о чём-то шепчутся и уходят с лицами просветлёнными.
Васнецов принёс нам дух русской старины, былины, сказки. Принадлежность делу
народному. Сокровенную связь с ним. Васнецов, как никто, принадлежал к самой
глубинке России. Вот слова, в которых особо остро звучит его любовь к Родине: «Мне
было радостно в полной мере ощутить эту неразрывную связь с моим народом. Эту
радость я испытал на открытии памятника Пушкину. С необычайной отчётливостью я
ощутил, что я пусть малёнькая, но неотъемлемая часть того великого, чем являются для нас и Пушкин, и стоящие у подножия его памятника Тургенев и
Достоевский…» (По И. Долгополову)

10. Подчеркните в
тексте слова, предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без
ущерба для содержания.

    
На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом.
Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на
домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились
уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами,
убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков
стали применять самолёты и вертолёты, снегоходы. Несмотря на все эти меры,
волки продолжают жить. Правда, во многих странах Западной Европы волков уже
давно нет, но там мало и условий для их жизни.

Читайте также:  Куркума полезные свойства и применение в кулинарии

    
Волки очень пластичны и живут в самых разнообразных климатических
условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях и в пустынях, в городах и
болотах.

    
Волки приспособлены к охоте на крупных копытных животных, но питаются не
только мясом этих животных. Они ловят мышей и крыс, зайцев и белок, лягушек и
ящериц. В годы пиковой численности мышевидных грызунов волки в значительной
мере питаются ими, чем приносят определённую пользу лесному хозяйству. Учёные,
изучая жизнь этих хищников, давно пришли к выводу, что волки пожирают в первую очередь
больных и слабых животных. Волки исторически являлись регуляторами численности
многих охотничье промысловых животных. Роль волков как регуляторов численности и
селекционеров в биоценозах неоспорима. (По А. Пискунову)

Вариант ответа:

     На протяжении всей истории человечества волки и люди всегда жили рядом.
Эти хищники всегда представляли опасность для человека. Они нападали на
домашний скот, а иногда и на человека. А потому люди всегда стремились
уничтожать этих хищников всеми способами и средствами. Волков травили ядами,
убивали из ружей, ловили в капканы и петли. В последние годы против волков
стали применять самолёты и вертолёты, снегоходы. Несмотря на все эти меры, волки продолжают жить.
Правда, во многих странах Западной Европы волков уже давно нет, но там мало и
условий для их жизни.

     Волки очень пластичны и живут в самых
разнообразных климатических условиях. Они обитают в тайге и в тундре, в степях
и в пустынях, в городах и болотах.

   
Волки приспособлены к охоте на крупных копытных животных, но питаются не
только мясом этих животных. Они ловят мышей и крыс, зайцев и белок, лягушек и
ящериц. В годы пиковой численности мышевидных грызунов волки в значительной
мере питаются ими, чем приносят определённую пользу лесному хозяйству. Учёные,
изучая жизнь этих хищников, давно пришли к выводу, что волки пожирают в первую
очередь больных и слабых животных. Волки исторически являлись регуляторами
численности многих охотничьепромысловых животных. Роль волков как регуляторов
численности и селекционеров в биоценозах неоспорима.) (По А.Н.
Пискунову
)

11. Замените
прямую речь косвенной, сохранив смысл высказывания.

     Знаменитый художник В.В. Стасов так.
говорил об И.И. Шишкине: «Шишкин
— художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес,
русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет
соперников, он единственный». (37 слов)

Вариант ответа:

    Знаменитый художник В.В. Стасов утверждал,
что Шишкин — художник народный, изучивший досконально русский лес, так что ему
нет равных в этой области.) (20 слов)

12.  Укажите
предложения, содержащие второстепенные детали.

Добрый
волшебник

    (1)Слышал я как-то по радио в исполнении самого автора рассказ Михаила
Пришвина «Старый гриб»., (2)Старого человека назвали «старым грибом», тем самым
незаслуженно обидев. (3)И вот однажды он пошёл в лес и встретил там огромную
сыроежку. (4)Оказалось, что и она нужна кому-то. (5)Лесные пичужки утоляли
здесь жажду, садясь на край грибной шляпки и набирая из неё в клювик холодную
дождевую воду. (б)Напился из лесного блюдца и старик, бережно встав перед ним на
колени, хотя проще было сорвать сыроежку и поднести её ко рту. (7)Но ведь её
снова и снова до краёв наполнит дождь, и снова откроется маленький «буфетик». (8)Но
не только в этом простом сюжете заключалась прелесть рассказа. (9)Слушая, как
Пришвин разговаривает с пичугой о том, выпьет или не выпьет он всю воду из
сыроежки, я вновь и вновь удивлялся, насколько это был чудесный, добрый,
наделённый наивностью ребёнка и огромной мудростью писателя человек. (10)В нём
жила неиссякаемая любовь ко всему живому и растущему.

(11)В основу
его любви к животному и растительному миру было положено твёрдое убеждение, что
каждая бессловесная тварь, каждый скромный полевой цветок обладают своим
собственным «я».
(12)Нужно только понять его. (13)И тогда откроется невиданная глубина
окружающего мира. (14)Сам человек, пришедший в этот мир, сделается добрее и прекраснее. (15)Он поймёт, что
нельзя только уничтожать, что вместе с разорением природы он обедняет и свою
душу, делая её чёрствой и эгоистичной.

(По В. Назарову)

13.        
Разделите
сложные предложения на простые, сокращённые.

(1)  Попробуйте тихим, тёплым весенним
вечером выйти на опушку леса, и вы услышите грустные рулады, которые звучат
меланхолично, растянуто, как бы не ритмично, но тем не менее торжественно и
вдохновенно.

      (2)Сильные, печальные флейтовые звуки
заполняют постепенно собой всю округу, отдельные фразы великолепной песни почти
не повторяются, и нереальная, почти сверхъестественная минорная симфония,
доносящаяся словно откуда-то из-под земли, проникает в самые потаённые уголки
души, вызывая

восхищение, заставляя сжиматься сердце, и от этого даже мурашки бегут по коже.

     
(3)Так поёт один из самых лучших наших пернатых музыкантов — чёрный
дрозд — великолепный певец и великий артист в чёрном фраке! (4)Песня его очень
чувственная и на редкость красивая: каждое её колено чётко отделено от другого едва
различимыми паузами, и столь печальных, полных какой-то безысходной и
невообразимой тоски и скорби мелодий, как в песне этого исполнителя-виртуоза,
нет ни у одной нашей птицы. (По В. Ососкову)

14. Изложите выделенную
часть текста одним предложением.

Едва ли кто-нибудь
может сказать, что однажды увидев море, он забыл его.

Более того, море продолжает звать к себе, оно
является в сновидениях, в мечтах и думах. И сколько бы ни прошло лет, каждый из
нас, вновь увидев море, потрясён его жизненной силой, игрой волн, неукротимым
ритмом движения. Море — вот поистине колдовской калейдоскоп самых невероятных
сочетаний цветов, бликов и пятен.

     
Изменяемость отношений красок моря и неба, смена состояний мгновенны, и
поэтому мастерство, изображающее эту красоту на холсте или бумаге, выделено в
особый жанр, и пейзажисты, изображающие море, зовутся маринистами. Маринист…
Это гордое, звонкое слово само уже несёт в себе запас романтики, от него как
будто исходит дыхание моря с его бесконечным, беспокойным и могучим движением.

      Художник моря! Этот жанр дался
по-настоящему очень немногим большим живописцам, ибо, чтобы изобразить стихию моря,
надо быть и вдохновенным поэтом. (По И. Долгополову)

Вариант ответа:

Однажды увидев
море, вовек невозможно забыть его невероятную красоту и неукротимую мощь.)

15. Проделайте
следующую работу с текстом:

а) составьте к нему план;

б) отберите ключевые слова, запишите их в
соответствии с планом;

в) через несколько дней попробуйте восстановить
полный текст по своей записи;

г)  сравните полученный
результат с исходным текстом.

     Трудно сказать, когда родился человек, который придумал первую рукавицу.
Время не сохранило имени другого человека, который внёс свою лепту в эту
историю: выделил из тёплой семейки большой палец, получив рукавицу с одним
пальцем. Но кем бы ни были эти древние выдумщики, ясно одно: рукавицы понадобились им не для праздного времяпрепровождения. Придумали и
сшили рукавички люди простые, трудовые. А вслед за простым людом стали носить
рукавицы богатые да знатные. Только были те рукавицы куда как богато разукрашены:
сафьяновые, орлы и звери низаны жемчугом.

Так и повелось
у многих народов, что всякое сословие свои рукавицы имело. Шили их большей
частью из сукна, кожи, иногда из меха (овечьего и козлиного), а на севере — из
оленьего, собачьего, волчьего, медвежьего, шерстью вверх. В лютые морозы носили
длинные, почти до локтей, а вниз поддевали ещё короткие шерстяные «валяшки», или валяные рукавицы.

     Называли
рукавицы в разных местах земли русской поразному: где рукавки, где кожанки, а
где мохнатки или шубницы. Рукавицы вязались из овечьей шерсти, именовались
вязанки или варежки — это слово дошло и до наших дней. Рукавица грела,
защищала, помогала. 

Источник