В школе не учат полезным вещами

В школе не учат полезным вещами thumbnail

Математики, истории и географии уже недостаточно.

Психолог Людмила Петрановская считает , что взрослые — и школа в том числе — готовят детей к жизни в позавчерашнем мире. Похожего мнения придерживаются 40% опрошенных россиян: система школьного образования неэффективна. Она не даёт ребёнку востребованных знаний и навыков. Значит, пока родителям и детям придётся восполнять эти пробелы самостоятельно. Вот несколько областей, на которые стоит обратить внимание, чтобы не отстать от жизни.

1. Самоорганизация

Управлять временем, определять приоритеты, ставить цели и достигать их, справляться с прокрастинацией, формировать полезные привычки и менять вредные. Если бы всему этому учили в школе, во взрослом возрасте мы наверняка работали бы эффективнее, успевали больше, уставали меньше и в целом жили более насыщенной жизнью.

Хорошая новость в том, что у современных родителей есть книги, которые помогут объяснить ребёнку основы тайм‑менеджмента. И у школьников, которые хотят научиться этому самостоятельно, — тоже. Кроме того, взрослые могут адаптировать и показать ребёнку те принципы личной эффективности, которые используют сами.

2. Финансовая грамотность

Только 17% россиян считают себя финансово грамотными. Например, по данным Национального агентства финансовых исследований, семейный бюджет ведут меньше половины опрошенных, 40% хранят накопления в наличной форме и почти ничего не знают о банковских услугах, начислении комиссий и так далее. Причина этого — в полном отсутствии уроков финансовой грамотности в школах.

Родители, которые не обладают нужными знаниями и навыками, тоже мало чему могут научить ребёнка. 73% респондентов не привлекают детей к планированию расходов. Только треть родителей регулярно обсуждает с детьми вопросы, связанные с финансами. Хотя те уже вовсю тратят деньги, а иногда даже и зарабатывают сами. А значит, уже должны знать, как вести учёт финансов, планировать бюджет и делать накопления, на чём и как можно сэкономить, почему мы платим налоги и как получить налоговый вычет, для чего нужны банки и как выбрать банковский продукт или услугу.

Если родители не могут объяснить этого самостоятельно, можно записать ребёнка на курсы финансовой грамотности для детей и подростков — в некоторых городах такие есть. Или же прочитать вместе с ребёнком книгу об управлении финансами.

3. Сексуальная грамотность

Большинство россиян считает , что детям нужно сексуальное просвещение. Правда, школе в этом вопросе доверяют только 30%. И 61% уверены, что в основном следует говорить с ребёнком не о контрацепции, уважении к партнёру, безопасности, комфорте и удовольствии, а о нравственности.

Уроков полового просвещения в российских школах до сих пор нет (а зря, ведь они как раз могли бы снизить риск раннего начала половой жизни), и вокруг этой темы разворачиваются нешуточные войны с участием родителей, учителей, духовенства и политиков. А между тем в 2018 году Россия возглавляла список стран по числу новых случаев заражения ВИЧ. В 2019‑м число инфицированных превысило 1 миллион человек, и половой путь передачи вируса остаётся доминирующим. Кроме того, 20 из 1 000 девушек становятся мамами до совершеннолетия, что неудивительно: даже некоторые взрослые в качестве метода контрацепции используют прерванный половой акт.

Без грамотного полового просвещения дети будут черпать знания из не самых надёжных источников, например у сверстников или из порнографии, которая имеет мало общего с сексом между живыми людьми. Исследования говорят , что просмотр порно провоцирует жестокость по отношению к женщинам (от 37 до 80% таких видео содержат сцены насилия) и создаёт нереалистичные представления о человеческом теле вообще и о половых отношениях в частности.

Средний возраст начала половой жизни в России — 16–17 лет, поэтому чем раньше взрослые начнут говорить с детьми о сексе, тем выше шанс уберечь их от проблем: ИППП, ранней беременности, насилия.

4. Гармоничные отношения

В российских школах уже какое‑то время планируют ввести уроки семейной жизни. Учебник по этому предмету написали священник и монахиня. Авторы опираются на православную идеологию, а не на мнение психологов, сексологов, социологов и врачей.

О том, как строить гармоничные и равноправные отношения с партнёром, уважать друг друга, делить домашние обязанности, решать проблемы в школах не говорят. О том, что делать при травле или невзаимной любви, тоже. Впрочем, как и о дружбе, взаимодействии родителями и учителями, ведении дискуссии и отстаивании своей позиции. А жаль: такие уроки помогли бы избежать многих проблем и переживаний.

5. Забота о себе

В 2018 году в России покончили жизнь самоубийством 800 подростков. До этого наша страна по числу самоубийств среди молодых людей вообще какое‑то время была на первом месте. Во всём мире депрессия — одна из ведущих причин заболеваемости и инвалидности среди несовершеннолетних. При этом подростковые проблемы с психикой часто игнорируют, а к жалобам не относятся серьёзно, списывая их на возраст.

Уроков о ментальном здоровье в школе тоже не проводят. Никто не учит проживать негативные эмоции и говорить о них, справляться со стрессом и трудностями переходного возраста, выплёскивать свои чувства так, чтобы не ранить ни себя, ни окружающих.

Дети не только не получают помощь от взрослых, но даже не понимают, что с ними происходит и как это «лечится».

Забота о собственном психическом здоровье и благополучии вообще для нашей культуры не характерна. Но родителям, которым эта тема небезразлична, стоит почаще общаться с детьми об их чувствах. А если у ребёнка всё же возникли сложности или вопросы — не побояться отвести его к специалисту.

6. Работа по дому

Уроки труда в российских школах по‑прежнему гендерно окрашены. Девочки пекут печенье и шьют фартуки, а мальчики делают табуретки, выжигают по дереву и едят печенье, испечённое девочками. Такая же тенденция сохраняется и вне школы: девочку могут не принять в кружок по анимации и отправить заниматься рукоделием.

Но подобное разделение, во‑первых, поддерживает вредные гендерные стереотипы, а во‑вторых, просто бессмысленно. Любому человеку, вне зависимости от пола, не помешало бы научиться работать по дому: готовить, убирать, прибивать полки, клеить обои.

7. Кибербезопасность

Люди до сих пор потрясающе наивны: не знают правил обращения с банковскими картами, доверяют сомнительным продавцам товаров и услуг, даже попадаются на совсем уж бородатые разводы вроде «бесплатной» косметической процедуры. Дети и подростки, у которых есть хоть какие‑то карманные деньги, тоже могут оказаться жертвами мошенников. Например, купить несуществующую вещь или проиграть деньги на ставках.

Поэтому неплохо было бы рассказывать ребёнку о схемах, которые используют преступники, о том, как не попасться на их уловки, как обращаться с банковскими картами и так далее.

Кроме того, очень важно донести до детей, что личные данные нужно хранить в тайне, пароли от различных аккаунтов должны быть сложными, а к незнакомцам, которые пытаются общаться с тобой в интернете, стоит относиться с подозрением.

8. Умение учиться

По прогнозам экспертов, рождённым после 2010 года людям придётся учиться всё время и за жизнь сменить до пяти видов деятельности. Чтобы эффективно с этим справиться, зубрёжки, на которую делают основной упор в школах, будет маловато.

Нужно уметь выбирать учебные материалы и проверять достоверность источников информации, ставить цели, планировать, распределять нагрузку, оценивать собственные знания, искать возможности для их применения. Сделать первые шаги в этом направлении поможет, например, популярная на Coursera программа «Научись учиться» от Калифорнийского университета. Курс бесплатный, есть русские субтитры.

9. Программирование

К 2030 году больше 800 миллионов человек по всему миру могут остаться без работы. В основном это люди, занятые физическим трудом, водители, кассиры, административный персонал. Зато появится множество новых профессий. И большинство из них будет так или иначе связано с инженерией и разработкой. К тому же навыки программирования пригодятся не только техническому специалисту, но и гуманитарию: для обработки и анализа больших объёмов данных или автоматизации рутинных задач.

В школах планируют ввести уроки программирования и робототехники, но, пока их нет, можно записать ребёнка на очные или дистанционные курсы или купить ему учебник, написанный интересным и доступным языком.

10. Маркетинг, бизнес, самопродвижение

В начале 2019 года в России было зарегистрировано 387 несовершеннолетних индивидуальных предпринимателей. Подростки интересуются бизнесом, а иногда даже добиваются в нём успеха, ведут блоги и выкладывают в интернет своё творчество. Так что им очень даже пригодятся знания о том, как составить бизнес‑план, продумать рекламную стратегию, сформировать личный бренд или настроить таргетированную рекламу.

Ну и конечно, взрослому человеку, в которого рано или поздно превратится школьник, навыки ведения бизнеса и самопродвижения тоже будут очень полезны. Только учиться этому пока придётся самостоятельно — на курсах, из книг и блогов маркетологов и бизнесменов.

А что бы добавили в школьную программу вы? Делитесь в комментариях.

Источник

Святослав Тарасов  ·  14 октября 2018

2,0 K

В американской школе, например, учат. Возможно не все знают наизусть формулу ньютона-Лейбница или умеют считать дифференциальные уравнения, но каждый школьник знает что такое сложный банковский процент.

Возможно именно поэтому в США не популярны «кредит за час, нужен только паспорт». «Нуу тупые» американцы способны рассчитать что эффективная процентная ставка там будет под 2000%, а наши знатоки математики считают что кредит — это то же самое что подарок.

То же самое с правовыми аспектами — в американской школе, учат, как доказывать свою точку зрения, например, в суде. В России процент оправдательных приговоров составляет около 0.01%. Т.е. ничего никому никогда не докажешь. Поэтому и навык этот не нужен.

Стоит понимать что школа не нацелена на общие практическое развитие ребёнка.
В первую очередь школа создает члена общества —  а значит в её интересах создание заурядного человека с базовыми знаниями, по этой причине около 75% информации что она несет — пустая и не нужная.
Такие вещи как финансы, гос право(которое изучается на уровне патриотизма и базовых знаний)  даже… Читать далее

Учить как правильно использовать финансы — это что за зверь? Не тратить все деньги до следующей зарплаты? Не играть в казино? Не вкладывать деньги в MLM-пирамиды и не покупать криптовалюты? Не связываться с форексом и бинарными опционами? Не брать микрокредиты 2% в день?
Разве это требует отдельного обучения? Здравого смысла недостаточно?
Правовые аспекты, на мой… Читать далее

Финансовая грамотность это знание финансовых инструментов, где держать деньги, как распределять средства, как контр… Читать дальше

Практикующий психолог.
Онлайн-консультации, коучинг, терапия:
vk.com/psyholog_…

Потому, что это примерно как в промышленном инкубаторе учить цыплят «Как избежать разделки Вашей тушки на конвейере» ) 

Научиться этому — дело самих цыплят. У инкубатора другие задачи. 

И потом, главная задача школы — дать образование по специальным предметам: география, физика, биология и т.д. Не следует возлагать на общеобразовательную школу функции Школы Жизни )

Ну и зачем она вообще нужна? Терять годы на абстрактные вещи, от которых тебя отучают в вузе. И на выходе получить… Читать дальше

Психолог, онлайн, анонимно. Telegram: @introvert172
А ещё я недавно завела теле…

В школе учат действительно полезным вещам. Если среди них нет уроков финансовой и правовой грамотности, это не означает, что все остальные дисциплины автоматически становятся бесполезными.

Например? Большая половина вещей забывается, так как люди не могут примерить свои знания на практике + учителя… Читать дальше

Списывают ли в университетах и школах за рубежом так, как это делают у нас?

В этом нет большого смысла — в отличие от бесплатного образования которое получают «лишь бы сдать», «только бы получить корочку»,  «чтобы мамка не ругала» и «чтобы не пойти в армию», в США образование платное и дорогое а в армию идти не обязательно.

Человек принимает решение получать или не получать образование сам, и берёт большой денежный кредит на образование. Многие люди отдают образовательный кредит потом по 30 лет и больше. После такой жертвы не учиться и списывать — это просто очень расточительно — гораздо дешевле бросить учёбу.

Прочитать ещё 3 ответа

Чему в школе следовало бы учить детей, чтобы это им действительно пригодилось в жизни?

Учитель французского, филолог @Absurdologique

Одна из моих любимых тем.

С анонимом плюс-минус согласна, постараюсь не повторяться.

В школе, где я училась, были такие дисциплины как экономика и право, и они были полезные. Минус в том, что потом в институте я слушала те же самые дисциплины.

  1. Точно нужен курс профориентации. Вот прям отдельным предметом. 

Там дети бы изучали какие бывают работы, ходили бы на экскурсии и всё такое.

А то на самом деле ни школьники, ни студенты особо не представляют себе всё многообразие занятий, которые они могут выбрать для себя. 

Поэтому мы и штампуем менеджеров и юристов.

  1. Технология

То, что в школах было, и что оттуда убрали.

Предмет, на котором учили готовить. Правда, только девочек. 

Пусть учат готовить всех.

  1. Заменить физкультуру в средней школе курсом самообороны.

Существующие предметы нужно сделать более прикладными. Ребёнок должен понимать, как ему в жизни пригодятся те или иные знания и начать применять их уже сейчас.

Мы вот на биологии растили плесень и я до сих пор не знаю зачем. Чтобы понять, что можем? 

Дополняю ответ:

  1. Интернет-грамотности.

В младших классах по каким ссылкам не стоит переходить и какую информацию о себе не стоит предоставлять. 

В средней и старшей школе как правильно искать информацию и проверять её достоверность.

Прочитать ещё 12 ответов

Что такого особенного есть в предпринимателе, чего нет в остальных? Почему бизнесу нельзя научить и инструкции не работают?

Можешь ли ты быть открытым?

На первый вопрос не стоит давать ответ. Вопрос поставлен некорректно.

Почему бизнесу нельзя научить и инструкции не работают:

Бизнес, как сущность, максимально приближен к настоящей жизни. По факту, главенствуют в нём законы природы. Можно ли научить найти своё место в жизни?  Можно ли научить доминировать? Можно ли научить думать и устанавливать свои правила?

Здесь не работают инструкции, потому что невозможно иметь инструкцию на каждую ситуацию в жизни. Тебе дадут топ 10 шагов, как преуспеть в жизни — it will do nothing with you, you will do nothing with it.

Например:
Автор вопроса каждый день видит материалы (инструкции, техники, схемы), которые могли бы привести его к успеху, но он не выносит из них ничего. Потому что он не готов что-то с жизнью делать. Может даже и испытывает желание внедрить, но внутри себя не хочет для этого предпринимать действий. И так поступает даже тот, кто сейчас читает мой ответ. Каждый.

Чем больше в человеке способности жизнь менять и чем меньше проходит времени от задумки до реализации, тем более предприимчивый он по факту. Это может ответить на первый вопрос автора.

Что работает?
В бизнесе работает передача качества — личный пример. Личное общение человека, в твоих глазах реализованного и доминантного, с тобой, будет в корне менять подход к жизни. Ответ на вопросы в начале — можно. Можно, если ты видишь это на примере существа лучше тебя. И не важно, бизнес это, или жизнь.

Для меня таким человеком стал Франц Вертфоллен. Человек, который замечательно мне показал, как работать с миром и как нагинать его, как управлять людьми и почему же всё-таки художественная литература помогает делать больше денег.

Вот его видео —> https://youtu.be/QicBZ3Yz2YA Хочу, чтобы каждый предприниматель посмотрел. Это полезно.

Прочитать ещё 4 ответа

Как, по вашему мнению, стоило бы преподавать физику (чего больше давать, чего меньше) и кто является хорошим преподавателем (признаки)? (унив., школы)?

Преподаватель биологических дисциплин, физиолог

Советы универсальны, подойдут любой дисциплине.

  1. Разжёвывать до самой последней косточки все основы основ. Практика показывает, что часто школа и вуз дают мозаичное знание и получается пародоксальная ситуация, когда вы знаете много частных вещей, деталей, можете ответить на сложный вопрос, но оказывается, что плаваете в базовых понятиях.

Нужно закладывать крепкий понятийный базис, начиная с самых азов. Самых-самых. А уже потом давать свободу в получении знаний самостоятельным путём. Базовые знания не должны постигаться самостоятельно, это чревато ошибками и неточностями. 

  1. Практика, и ещё раз практика. У нас что-то стало нормой перекос в сторону теоретического обучения, а на практике диплом бакалавра или магистра может пародоксальным образом сочетаться с отсутствие полезных реальных навыков.

  2. Связь с повседневностью. Говоря примитивным языком, это ответ на вечный вопрос ученика «а зачем мне это знать, зачем мне этот предмет». Физика одна из немногих дисциплин, претендующая на то, чтобы объяснить буквально всё в этом мире. Ну так и покажите, как это возможно. Сейчас  у нас технократическое общество, все мы пользуемся благами цивилизации, основанными на понимании химии и физики. Но в тоже время мало кто может объяснить элементарные вещи, например, как работает батарея в его мобильном или почему лампочка светится.

Источник

Школа — то место, где нас учат базовым знаниям, которые должны помочь преуспеть в этом мире. Но по какой-то причине нам не дают действительно необходимых навыков, которые пригодятся в будущем. Поэтому обучать им должны родители, чтобы их ребенок в будущем был успешным.

AdMe.ru расскажет про 14 вещей, которым нас не учат в школах, а должны бы.

В какой стране бы вы ни жили, налоги и коммунальные услуги придется оплачивать везде. Расскажите вашему ребенку, какие бывают налоги, какие из них платите вы сами, какие можно вернуть. Оплачивайте вместе коммунальные услуги, чтобы ребенок хотя бы примерно представлял, что это такое и как это делается.

Самые важные налоги, которые позволят вернуть часть потраченных денег, — это на лечение, обучение и жилье.

Технологии настолько облегчают нашу жизнь, что когда у гаджета садится батарея, мы в буквальном смысле становимся беспомощными. Научите вашего ребенка преодолевать трудности, не прибегая к помощи цифрового друга.

Например, чтобы найти дорогу, не обязательно пользоваться гуглом, ведь можно полагаться на свою память, помощь прохожих или даже бумажную карту. Времени это займет больше, зато даст важный жизненный опыт.

Нет, речь не о публичных выступлениях. Способность поддерживать формальную, интеллектуальную беседу с другими людьми можно даже назвать формой искусства. И независимо от того, чем занимается человек в жизни, это один из самых важных навыков, которые можно приобрести.

Говорите и учите разговаривать вашего ребенка на самые разные темы — это не только разожжет любопытство к определенным вещам, но и поможет лучше понимать друг друга. Расскажите про язык тела и научите его распознавать простые знаки, которые подают люди при общении.

Возможно, на первый взгляд это не настолько нужное умение. Однако в жизни бывает всякое, и, возможно, кредитная карточка будет единственным вариантом решения проблемы.

Конечно, не стоит заставлять учить сложные термины и читать кредитный договор ребенку, но в старшей школе он уже способен понять, что такое процентная ставка, первоначальный взнос и как отличить выгодное предложение от невыгодного.

Важный навык, который мы начинаем особенно ценить в университете. Ведь правильное распределение своего времени может оказывать прямое влияние на результат теста или контрольной.

Завести дневник и записывать туда важные и не особо важные дела будет верным шагом, который научит правильно распоряжаться своим временем.

Умение делать нужные и выгодные покупки дорогого стоит.

Научитесь сами и научите вашего ребенка тому, как отличить хорошую вещь от плохой и качественный продукт от некачественного, — это даст понимание того, что траты нужно делать с умом и выгодой для себя.

Поиск новой работы может быть сложной задачей, особенно если она первая. Время на объяснение того, что такое резюме, как его составлять и где искать работу, будет потрачено не зря. В будущем это не только сэкономит силы, но и, возможно, поможет найти лучшую вакансию.

Нельзя полагаться только на помощь посторонних людей, их может просто не оказаться рядом в опасной ситуации. Многие родители относятся отрицательно к секциям боевых искусств, а зря. Совсем не обязательно несколько лет ходить на занятия по карате, куда важнее знать, как себя вести в опасной ситуации, слабые места людей ну и пару приемов, не требующих отточенной техники.

Неизбежно, что ваш дом время от времени будет нуждаться в ремонте, будь то замена обычной лампочки или покраска стен. А вызов плотника, сантехника или электрика ради какой-то мелочи может надолго затянуться. Поэтому важно знать методы и пользоваться правильными инструментами, чтобы исправить мелкие повреждения самостоятельно.

Расскажите и покажите вашему ребенку, как правильно чинить простые вещи, это поможет избежать массу неприятностей и лишних трат в будущем.

Приготовление пищи — один самых важных жизненных навыков, которые должен иметь любой независимый человек. Это не только дешевле, но и, как правило, более полезно, чем купленные полуфабрикаты или фастфуд.

Научите вашего ребенка делать покупки и готовить, пробуйте новые кулинарные рецепты и экспериментируйте. Это сделает его более уверенным и независимым в будущем.

Умение строить отношения, будь то романтические или дружеские, — это сложный навык со множеством нюансов и тонкостей, которому мы с детства учимся как можем. И ошибок тут не избежать.

Однако введение в школьную программу уроков психологии могло бы значительно облегчить задачу. Хотя бы на уровне общих вопросов: как защитить себя и свои границы, как уважать границы других людей, чем отличается мышление девочек от мышления мальчиков, насколько важно рассчитывать только на себя и не ждать помощи от других.

Знать свои права и обязанности намного важнее, чем думают многие люди. В жизни постоянно происходят ситуации, неприятных последствий которых можно избежать, всего лишь зная закон. Расскажите ребенку про самые важные законы, права и обязанности.

Способность правильно обработать рану или оказать первую помощь пострадавшему может оказаться бесценным навыком, а в некоторых случаях спасти жизнь. Поэтому научитесь сами и расскажите ребенку, как действовать в ситуациях, когда кому-то может потребоваться медицинская помощь.

Это может показаться странным, но ребенка с ранних лет необходимо обучать саморазвитию. Умение постоянно меняться, изучать что-то новое и всегда быть заинтересованным в чем-то — это важное качество, которое поможет достигнуть успехов в любом виде деятельности. Кроме того, это научит воспринимать трудности как уроки, которые дают полезный жизненный опыт.

Источник