В сохранении полезных для особи мутаций
Тема: «Эволюция»
ВАРИАНТ 1
Часть 1 (А)
1. Ч. Дарвин создал учение
1) о закономерностях наследственной изменчивости организмов;
2) о движущих силах эволюции;
3) о структурно-функциональной организации экосистем;
4) о биосфере и ноосфере.
2. Благодаря наследственной изменчивости
1) увеличивается генетическая неоднородность особей в популяции;
2) обостряются взаимоотношения между особями популяции;
3) у особей формируются черты приспособленности;
4) увеличивается численность популяции.
3. В результате постоянного действия движущих сил эволюции в природе происходит
1) образование новых видов;
2) смена экосистем;
3) колебание численности популяций;
4) круговорот веществ.
4. Разные виды галапагосских вьюрков значительно различаются по строению и размеру
клюва, что является приспособлением
1) к пению;
2) к защите от врагов;
3) к добыванию пищи разными способами;
4) к облегчению массы тела.
5. Сложные взаимоотношения между особями и различными факторами среды, влияющие на плодовитость и воспроизводство потомства, называют
1) естественным отбором;
2) пищевыми связями;
экологической пирамидой;
3) борьбой за существование.
6. Модификационная изменчивость не откосится к движущим силам эволюции, так как она
1) проявляется одинаково у всех особей вида;
2) адекватна действию факторов среды;
3) не передается по наследству;
4) имеет ненаправленный характер.
7. Характер взаимоотношений шмеля и цветка называют
1) борьбой за существование;
2) симбиозом;
3) паразитизмом
4) хищник — жертва.
8. Способ образования разных видов, синиц, имеющих общий ареал, в основе которого лежит приспособление к питанию разной пищей, называют
1) экологическим; 2) географическим;
3) полиплоидией; 4) мутагенезом
9. В формировании у сорного растения сныти мощного корневища, благодаря которому она быстро размножается, состоит творческая роль
1) искусственного отбора;
2) мутационной изменчивости;
3) модификационной изменчивости;
4) естественного отбора.
10. Под воздействием антропогенного фактора резко сократилась
численность амурского тигра, сузился его ареал, что свидетельствует
1) о идиоадаптации;
2) о дегенерации;
3) о биологическом регрессе вида;
4) о биологическом прогрессе вида.
11. Среди названных признаков найдите те, которые не характерны для ароморфоза:
1) эволюционные изменения, ведущие к общему подъему организации;
2) узкие приспособления к определенной среде обитания;
3) эволюционные изменения, повышающие интенсивность жизнедеятельности;
4) изменения, позволяющие освоить новую среду обитания.
12. У одной популяции особей возникают мутации, из которых полезные сохраняются естественным отбором, поэтому
1) популяцию считают единицей эволюции;
2) популяцию считают формой существования вида;
3) между популяциями возникают пищевые связи;
4) происходит колебание численности популяций.
13. Путь достижения биологического прогресса, для которого характерно формирование мелких приспособлений к определенным условиям среды, называют
1) биологическим прогрессом;
2) дегенерацией;
3) ароморфозом;
4) идиоадаптацией.
14. Все синицы гаички имеют сходное строение, одинаковый набор хромосом, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, занимают общий ареал, поэтому их относят
1) к одной популяции; 2) к разным видам;
3) к одному виду; 4) к разным родам.
15. Возникновение у папоротников корневой системы, разнообразных тканей, которые отсутствовали у их предков псилофитов, свидетельствует
1) об эволюции растений по пути усложнения организации;
2) о приспособленности растений к среде обитания;
3) о распространении папоротников на Земле;
4) о древности папоротников.
16. В сохранении полезных для особи мутаций в определенных условиях среды состоит
1) значение внутривидовой борьбы;
2) значение межвидовой борьбы;
3) творческая роль естественного отбора;
4) творческая роль искусственного отбора.
17. Процесс образования из видов новых родов, из родов семейств, из семейств классов, из классов типов животных называют
1) стабилизирующим отбором;
2) макроэволюцией;
3) микроэволюцией;
4) идиоадаптацией.
18. Сходство формы тела зародышей рыб, пресмыкающихся, млекопитающих, человека, наличие у них хвостового отдела, зачатков конечностей, жаберных карманов по бокам глотки является доказательством их родства
1) палеонтологическим;
2) сравнительно-анатомическим;
3) эмбриологическим;
4) биогеографическим.
19. К социальным факторам эволюции человека, способствующим объединению предков человека в общество, относится
1) межвидовая борьба;
2) внутривидовая борьба;
3) создание орудий труда;
4) естественный отбор.
20. Под воздействием биологических и социальных факторов эволюции происходило
1) образование видов растений и животных;
2) выведение новых сортов растений и пород животных;
3) становление современного человека;
4) возникновение разных видов обезьян
Часть 2 (В)
21. Чем взгляды Ч. Дарвина на движущие силы эволюции органического мира, отличаются от взглядов ?
22. В чем проявляется взаимосвязь наследственной изменчивости и естественного отбора?
23. Какая форма естественного отбора ведет к образованию новых видов? Ответ поясните.
24. Почему при определении места вида в системе органического мира надо учитывать весь комплекс критериев вида?
25. Какие имеются палеонтологические доказательства происхождения человека от древних человекообразных обезьян?
26. Какова роль труда в происхождении человека?
Часть 3 (С)
27. Популяции насыщены рецессивными мутациями, затрагивающими многие признаки любого организма. Почему наличие одних только мутаций не ведут к образованию новых видов?
28. Известно, что для получения нового сорта растения селекционеры проводят скрещивание растений разных сортов, используют методы мутагенеза и отбора. Какие виды изменчивости при этом проявляются? Проявляются ли эти виды изменчивости в природе при видообразовании? Ответ поясните. Найдите черты сходства процессов видообразования и выведения нового сорта или породы.
29.Известно, что естественный отбор действует в природе постоянно. В чем проявляется действие естественного отбора при выведении новых сортов растений? При использовании ядохимикатов для борьбы с насекомыми — вредителями?
ВАРИАНТ 2
Часть1 (А)
1. К. Линней внес большой вклад в развитие биологической науки:
1) разработал учение об эволюции видов;
2) создал учение о разноуровневой организации живой природы;
3) ввел двойные латинские названия в систематику;
4) создал учение о популяции.
2. Накоплению существенных различий в генофонде популяции способствует
1) межвидовая борьба;
2) внутривидоваяl борьба;
3) географическая изоляция;
4) колебание численности популяций.
3. Наследственная изменчивость особей популяции, борьба за существование и естественный отбор особей с полезными мутациями представляют
1) экологические факторы;
2) движущие силы эволюции;
3) доказательства эволюции;
4) результаты эволюции.
4. В процессе эволюции между многими видами цветковых растений и насекомых сформировались взаимоотношения типа
1) хищник — жертва;
2) паразит — хозяин;
3) симбиоза;
4) конкуренции.
5. Конкуренция между растениями пшеницы на одном поле за свет, влагу, соли азота, фосфора, калия – это пример
1)внутривидовой борьбы;
2) межвидовой борьбы;
3) борьбы с неблагоприятными условиями;
4) действия естественного отбора.
6. Модификационная изменчивость не относится к движущим силам эволюции, так как она
1) возникает под действие м факторов среды;
2) не затрагивает гены и хромосомы
3) адекватна действию экологических факторов;
4) передается от родителей потомству.
7.Характер взаимодействий между грибом и водорослью лишайника — пример
1) симбиоза
2) паразитизма;
3) хищничества;
4) конкуренции,
8. Видообразование, в основе которого лежит расширение ареала исходного вида, изоляция популяций, возникновение мутаций и действие естественного отбора, называют
1) полиплоидией;
2) географическим;
3) экологическим;
4) путем гибридизации.
9. В формировании у ряда видов птиц приспособлений к полету состоит творческая роль
1) мутаций;
2) модификаций;
3) борьбы за существование;
4) естественного отбора.
10. Под воздействием антропогенного фактора в начале XX века резко сократилась численность зубра, уменьшился его ареал, что свидетельствует
1) о биологическом прогрессе вида;
2) об идиоадаптации;
3) о биологическом регрессе вида;
4) о дегенерации.
11. Среди указанных признаков найдите те, которые не характерны для идиоадаптации:
1) изменения, способствующие приспособлению вида к конкретной среде обитания;
2) изменения узкого характера;
3) изменения, ведущие к повышению уровня организации организмов;
4) изменения, не ведущие к повышению уровня организации организмов.
12. Популяцию считают единицей эволюции, так как
1) в ней возникают и накапливаются мутации, и действует естественный отбор;
2) особи популяции имеют сходный генотип;
3) особи популяции имеют сходный фенотип;
4) между популяциями разных видов устанавливаются пищевые связи.
13. Путь достижения биологического прогресса, способствующий формированию разных видов клевера, называют
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Источник
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Контрольной работы
(тематический контроль)
по биологии 11 класс
1.Цель работы.
Аттестация гимназистов по теме: «Эволюционное учение.»
2.Источник перечня контролируемых элементов.
Авторская разработка на основе рабочей программы составленной авторским коллективом под руководством Т А Козловой, используя следующие материалы: Бондаренко И.А. «Тесты по общей биологии 10-11 класс» М. 1999 г.; Степанов И. А. «Общая биология 10-11 класс» М. 2001г.;Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 класс»Дрофа М.2001г.,Р.Г.Заяц «Биология для абитуриентов» Минск,2005г;Ващенко О.Л. Биология.Поурочные планы,Волгоград,2009г
3.Структура работы.
Работа состоит из двух частей.Часть А служит для проверки достижений уровня обязательной подготовки по биологии, определяемого как базовый.Часть Б –для проверки повышенного уровня подготовки
4.Количество заданий.
Часть А-20
Часть Б-2
Итого- 22
5.Число вариантов работы: 2
6.В части А форма заданий закрытая-с выбором одного ответа. В части Б предполагается развёрнутый ответ
7.Число выборочных ответов к каждому заданию 4
8. Вес каждого задания: 1 балл за часть А,5 баллов-часть Б
9. Среднее время выполнения каждого задания.
В части А:1-1,5мин.
В части Б: 4-5мин.
Общее время выполнения 40 мин.
10. Объекты контроля и количество заданий в работе
11.Подход к формированию заданий
Варианты параллельны по тематике и порядку следования заданий, идентичны по содержанию заданий, примерно одинаковы по уровню сложности.
12. Учебная литература для подготовки:
1.Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В. Общая биология.10-11 класс.М. Дрофа, 2008 г.
2. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.,1988
3. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Минск-Ростов-на-Дону, 2002
4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М,1988
13. Полнота охвата объектов контроля заданиями
Задания в каждом варианте охватывают не менее 85% требований к обученности школьников, указанных в Требованиях обязательного минимума, Программно-методические материалы: Биология 6-11 кл. Москва: Дрофа,2001. Авторы: В.В.Латюшин, Р.Д.Пасечник, Р.Д.Маш, В.М.Пакулова
14. Перечень объектов контроля
На уровне обязательной подготовки учащиеся должны:
-знать понятие вид,критерии вида
-характеризовать особенности взаимоотношений организмов в популяции
-характеризовать особенности каждой формы борьбы за существование
-раскрывать связь естественного отбора с борьбой за существование и возникновение адаптаций
-сравнивать естественный и искусственный отбор
-знать значение изолирующих механизмов
-знать главные направления эволюции
11 КЛАСС «ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА»
1 ВАРИАНТ
Часть А
1. Ч.Дарвин создал учение: а) о закономерностях наследственной изменчивости организмов; б) о движущих силах эволюции; в) о структурно-функциональной организации экосистем; г) о биосфере и ноосфере
2. Благодаря наследственной изменчивости: а) увеличивается генетическая неоднородность особей в популяции; б) обостряются взаимоотношения между особями популяции; в) у особей формируются черты приспособленности; г) увеличивается численность популяции
3. В результате постоянного действия движущих сил эволюции в природе происходит: а) образование новых видов; б)смена экосистем; в) колебание численности популяций; г) круговорот веществ
4. Разные виды галапагосских вьюрков значительно различаются по строению и размеру клюва, что является приспособлением: а) к пению; б) к защите от врагов; в) к добыванию пищи разными способами; г) к облегчению массы тела
5. Сложные взаимоотношения между особями и различными факторами среды, влияющие на плодовитость и воспроизводство потомства, называют: а) естественным отбором; б) пищевыми связями; в) экологической пирамидой; г) борьбой за существование
6. Модификационная изменчивость не относится к движущим силам эволюции. Так как она: а) проявляется одинаково у всех особей вида; б) адекватна действию факторов среды; в) не передаётся по наследству; г) имеет ненаправленный характер
7. Характер взаимоотношений шмеля и цветка называют: а) борьбой за существование; б) симбиозом; в) паразитизмом; г) хищник-жертва
8. Способ образования разных видов синиц, имеющих общий ареал, в основе которого лежит приспособление к питанию разной пищей, называют: а) экологическим; б) географическим; в) полиплоидией; г) мутагенезом
9. В формировании у сорного растения сныти мощного корневища, благодаря которому она быстро размножается, состоит творческая роль: а) искусственного отбора; б) мутационной изменчивости; в) модификационной изменчивости; г) естественного отбора
10. Под воздействием антропогенного фактора резко сократилась численность амурского тигра, сузился его ареал, что свидетельствует: а) о идиоадаптации; б) о дегенерации; в) о биологическом регрессе вида; г) о биологическом прогрессе вида
11 Среди названных признаков найдите те, которые не характерны для ароморфоза: а) эволюционные изменения, ведущие к общему подъёму организации; б) узкие приспособления к определённой среде обитания; в) эволюционные изменения, повышающие интенсивность жизнедеятельности; г) изменения, позволяющие освоить новую среду обитания
12. У одной популяции особей возникают мутации, из которых полезные сохраняются естественным отбором, поэтому: а) популяцию считают единицей эволюции; б) популяцию считают формой существования вида; в) между популяциями возникают пищевые связи4 г) происходит колебание численности популяций
13. Путь достижения биологического прогресса, для которого характерно формирование мелких приспособлений к определённым условиям среды, называют: а) биологическим прогрессом; б) дегенерацией; в) ароморфозом; г) идиоадаптацией
14. Все синицы гаички имеют сходное строение, одинаковый набор хромосом, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, занимают общий ареал, поэтому их относят: а) к одной популяции; б) к разным видам; в) к одному виду; г) к разным родам
15. Возникновение у папоротников корневой системы, разнообразных тканей, которые отсутствовали у их предков псилофитов, свидетельствует: а) об эволюции растений по пути усложнения организации; б) о приспособленности растений к среде обитания; в) о распространении папоротников на Земле; г) о древности папоротников
16. В сохранении полезных для особи мутаций в определённых условиях среды состоит: а) значение внутривидовой борьбы; б) значение межвидовой борьбы; в) творческая роль естественного отбора; г) творческая роль искусственного отбора
17. Процесс образования из видов новых родов, из родов семейств, из семейств классов, из классов типов животных называют: а) стабилизирующим отбором; б) макроэволюцией; в) микроэволюцией; г) идиоадаптацией
18. Сходство формы тела зародышей рыб, пресмыкающихся, млекопитающих, человека, наличие у них хвостового отдела, зачатков конечностей, жаберных карманов по бокам глотки является доказательством их родства: а) палеонтологическим; б) сравнительно-анатомическим; в) эмбриологическим; г) биогеографическим
19. К социальным факторам эволюции человека, способствующим объединению предков человека в общество, относится: а) межвидовая борьба; б) внутривидовая борьба; в) создание орудий труда; г) естественный отбор
20. Под воздействием биологических и социальных факторов эволюции происходило: а) образование видов растений и животных; б) выведение новых сортов растений и пород животных ; в) становление современного человека; г) возникновение разных видов обезьян
Часть Б
1. Чем взгляды Ч.Дарвина на движущие силы эволюции органического мира отличаются от взглядов Ж.Б.Ламарка?
2. Какая форма естественного отбора ведёт к образованию новых видов? Ответ поясните.
11 КЛАСС «ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА»
2 ВАРИАНТ
Часть А
1. К.Линней внёс большой вклад в развитие биологической науки:а) разработал учение об эволюции видов; б) создал учение о разноуровневой организации живой природы; в) ввёл двойные латинские названия в систематику; г) создал учение о популяции
2. Накоплению существенных различий в генофонде популяции способствует: а) межвидовая борьба; б) внутривидовая борьба; в) географическая изоляция; г) колебание численности популяции
3. Наследственная изменчивость особей популяции, борьба за существование и естественный отбор особей с полезными мутациями представляют: а) экологические факторы; б) движущие силы эволюции; в) доказательства эволюции; г) результаты эволюции
4. В процессе эволюции между многими видами цветковых растений и насекомых сформировались взаимоотношения типа: а) хищник-жертва; б) паразит-хозяин; в) симбиоза; г) конкуренции
5. Конкуренция между растениями пшеницы на одном поле за свет, влагу, соли азота, фосфора, калия- это пример: а) внутривидовой борьбы; б) межвидовой борьбы; в) борьбы с неблагоприятными условиями; г) действия естественного отбора
6. Модификационная изменчивость не относится к движущим силам эволюции, так как она: а) возникает под действием факторов среды; б) не затрагивает гены и хромосомы; в) адекватна действию экологических факторов; г) передаётся от родителей потомству
7. Характер взаимодействий между грибом и водорослью в лишайнике- пример: а) симбиоза; б) паразитизма; в) хищничества; г) конкуренции
8. Видообразование, в основе которого лежит расширение ареала исходного вида, изоляция популяций, возникновение мутаций и действие естественного отбора, называют: а) полиплоидией; б) географическим; в) экологическим; г) путём гибридизации
9. В формировании у ряда видов птиц приспособлений к полёту состоит творческая роль: а) мутаций; б) модификаций; в) борьбы за существование; г) естественного отбора
10. Под воздействием антропогенного фактора в начале 20 века резко сократилась численность зубра, уменьшился его ареал, что свидетельствует: а) о биологическом прогрессе вида; б) об идиоадаптации; в) о биологическом регрессе вида; г) о дегенерации
11. Среди указанных признаков найдите те, которые характерны для идиоадаптации: а) изменения, способствующие приспособлению вида к конкретной среде обитания; б)
изменения узкого характера; в) изменения, ведущие к повышению уровня организации организмов; г) ) изменения, не ведущие к повышению уровня организации организмов
12. Популяцию считают единицей эволюции, так как: а) в ней возникают и накапливаются мутации и действует естественный отбор; б) особи популяции имеют сходный генотип; в) особи популяции имеют сходный фенотип; г) между популяциями разных видов устанавливаются пищевые связи
13. Путь достижения биологического прогресса, способствующий формированию разных видов клевера, называют: а) дегенерацией; б) ароморфозом; в) биологическим прогрессом; г) идиоадаптацией
14. Все особи подорожника большого имеют сходное строение, сходные потребности в экологических условиях, одинаковый набор хромосом, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, поэтому их относят: а) к разным видам; б)к одному виду; в) к разным родам; г) к разным семействам
15. Возникновение у голосеменных растений в процессе эволюции семени, которого нет у папоротников- предков голосеменных, свидетельствует: а) об эволюции растений по пути приспособленности к среде обитания; б) об усложнении организации растений в процессе эволюции; в) об увеличении разнообразия растений; г) о связи растений со средой обитания
16. В сохранении в процессе эволюции особей с полезными для жизни в определённых условиях среды мутациями состоит: а) направляющий характер действия естественного отбора; б) направляющий характер действия методического отбора; в) значение внутривидовой борьбы; г) значение межвидовой борьбы
17. Развитие органического мира, которое завершается образованием новых популяций или подвидов, называют: а) макроэволюцией; б) микроэволюцией; в) идиоадаптацией; г) дегенерацией
18. Данные, полученные о растительном и животном мире прошлого на основе восстановления внешнего облика вымерших организмов по ископаемым останкам, относят к доказательствам: а) эмбриологическим; б) сравнительно-анатомическим; в) биогеографическим; г) палеонтологическим
19. К социальным факторам эволюции человека, благодаря которым наши предки могли более успешно охотиться на крупных животных, воспитывать детей, относится: а) забота о потомстве; б) общественный образ жизни; в) прямохождение; г) использование огня для приготовления пищи
20. Формирование S-образного позвоночника у предков человека происходило под воздействием:а) трудовой деятельности; б) общения с помощью речи; в) многократных физических упражнений; г) мутации естественного отбора
ЧАСТЬ Б
1. Чем отличается стабилизирующая форма отбора от движущего?
2. Почему эволюционное изменение- появление четырёхкамерного сердца у птиц и млекопитающих относят к ароморфозам
ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ « ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ» 11 кл
1 ВАРИАНТ
Б
А
А
В
Г
В
Б
А
Г
В
Б
А
Г
В
А
В
Б
В
В
В
2 ВАРИАНТ
В
В
Б
В
А
Б
А
Б
Г
В
В
А
Г
Б
Б
А
Б
Г
Б
Г
Источник