В сохранении полезных для особи мутаций

Тема: «Эволюция»

ВАРИАНТ 1

Часть 1 (А)

1. Ч. Дарвин создал учение

1) о закономерностях наследственной изменчивости организмов;

2)  о движущих силах эволюции;

3)  о структурно-функциональной организации эко­систем;

4)  о биосфере и ноосфере.

2. Благодаря наследственной изменчивости

1)  увеличивается генетическая неоднородность особей в популяции;

2)  обостряются взаимоотношения между особями популяции;

3) у особей формируются черты приспособленности;

4) увеличивается численность популяции.

3. В результате постоянного действия движущих сил эволюции в природе происходит

1)  образование новых видов;

2)  смена экосистем;

3)  колебание численности популяций;

4)  круговорот веществ.

4.  Разные виды галапагосских вьюрков значитель­но различаются по строению и размеру

клюва, что яв­ляется приспособлением

1)  к пению;

2)  к защите от врагов;

3)  к добыванию пищи разными способами;

4)  к облегчению массы тела.

5. Сложные взаимоотношения между особями и различными факторами среды, влияющие на плодовитость и воспроизводство потомства, называют

1)  естественным отбором;

2)  пищевыми связями;

экологической пирамидой;

3)  борьбой за существование.

6. Модификационная изменчивость не откосится к движущим силам эволюции, так как она

1)  проявляется одинаково у всех особей вида;

2)  адекватна действию факторов среды;

3)  не передается по наследству;

4)  имеет ненаправленный ха­рактер.

7. Характер взаимоотношений шмеля и цветка называют

1)  борьбой за существование;

2) симбиозом;

3) паразитизмом

4) хищник — жертва.

8. Способ образования разных видов, синиц, имею­щих общий ареал, в основе которого лежит приспособление к питанию разной пищей, называют

1) экологическим; 2) географическим;

3) полиплоидией; 4) мутагенезом

9. В формировании у сорного растения сныти мощ­ного корневища, благодаря которому она быстро разм­ножается, состоит творческая роль

1)  искусственного отбора;

2)  мутационной изменчивости;

3)  модификационной изменчивости;

4)  естественного отбора.

10. Под воздействием антропогенного фактора рез­ко сократилась

численность амурского тигра, сузился его ареал, что свидетельствует

1)  о идиоадаптации;

2)  о дегенерации;

3)  о биологическом регрессе вида;

4)  о биологическом прогрессе вида.

11. Среди названных признаков найдите те, кото­рые не характерны для ароморфоза:

1) эволюционные изменения, ведущие к общему подъему организации;

2)  узкие приспособления к определенной среде оби­тания;

3)  эволюционные изменения, повышающие интен­сивность жизнедеятельности;

4)  изменения, позволяющие освоить новую среду обитания.

12. У одной популяции особей возникают мутации, из которых полезные сохраняются естественным отбором, поэтому

1)  популяцию считают единицей эволюции;

2)  популяцию считают формой существования вида;

3)  между популяциями возникают пищевые связи;

4)  происходит колебание численности популяций.

13. Путь достижения биологического прогресса, для которого характерно формирование мелких приспособлений к определенным условиям среды, называют

1)  биологическим прогрессом;

2)  дегенерацией;

3) ароморфозом;

4) идиоадаптацией.

14. Все синицы гаички имеют сходное строение, одинаковый набор хромосом, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, занимают общий ареал, поэтому их относят

1) к одной популяции; 2) к разным видам;

3) к одному виду; 4) к разным родам.

15. Возникновение у папоротников корневой системы, разнообразных тканей, которые отсутствовали у их предков псилофитов, свидетельствует

1)  об эволюции растений по пути усложнения организации;

2)  о приспособленности растений к среде обитания;

3)  о распространении папоротников на Земле;

4)  о древности папоротников.

16. В сохранении полезных для особи мутаций в определенных условиях среды состоит

1)  значение внутривидовой борьбы;

2)  значение межвидовой борьбы;

3)  творческая роль естественного отбора;

4)  творческая роль искусственного отбора.

17. Процесс образования из видов новых родов, из родов семейств, из семейств классов, из классов типов животных называют

1)  стабилизирующим отбором;

2)  макроэволюцией;

3) микроэволюцией;

4) идиоадаптацией.

18. Сходство формы тела зародышей рыб, пресмыкающихся, млекопитающих, человека, наличие у них хвостового отдела, зачатков конечностей, жаберных карманов по бокам глотки является доказательством их родства

1) палеонтологическим;

2) сравнительно-анатомическим;

3) эмбриологическим;

4) биогеографическим.

19. К социальным факторам эволюции человека, способствующим объединению предков человека в общество, относится

1)  межвидовая борьба;

2)  внутривидовая борьба;

3)  создание орудий труда;

4)  естественный отбор.

20. Под воздействием биологических и социальных факторов эволюции происходило

1)  образование видов растений и животных;

2)  выведение новых сортов растений и пород животных;

3)  становление современного человека;

4)  возникновение разных видов обезьян

Часть 2 (В)

21.  Чем взгляды Ч. Дарвина на движущие силы эволюции органического мира, отличаются от взглядов ?

22.  В чем проявляется взаимосвязь наследственной изменчивости и естественного отбора?

23.  Какая форма естественного отбора ведет к образованию новых видов? Ответ поясните.

24.  Почему при определении места вида в системе органического мира надо учитывать весь комплекс критериев вида?

25.  Какие имеются палеонтологические доказательства происхождения человека от древних человекообразных обезьян?

26.  Какова роль труда в происхождении человека?

Часть 3 (С)

27. Популяции насыщены рецессивными мутациями, затрагивающими многие признаки любого организма. Почему наличие одних только мутаций не ведут к образованию новых видов?

28. Известно, что для получения нового сорта растения селекционеры проводят скрещивание растений разных сортов, используют методы мутагенеза и отбора. Какие виды изменчивости при этом проявляются? Проявляются ли эти виды изменчивости в природе при видообразовании? Ответ поясните. Найдите черты сходства процессов видообразования и выведения нового сорта или породы.

Читайте также:  Мировые ресурсы полезных ископаемых автор 24

29.Известно, что естественный отбор действует в природе постоянно. В чем проявляется действие естественного отбора при выведении новых сортов растений? При использовании ядохимикатов для борьбы с насекомыми — вредителями?

ВАРИАНТ 2

Часть1 (А)

1. К. Линней внес большой вклад в развитие биологической науки:

1) разработал учение об эволюции видов;

2) создал учение о разноуровневой организации живой природы;

3) ввел двойные латинские названия в систематику;

4) создал учение о популяции.

2. Накоплению существенных различий в генофонде популяции способствует

1)  межвидовая борьба;

2)  внутривидоваяl борьба;

3)  географическая изоляция;

4)  колебание численности популяций.

3. Наследственная изменчивость особей популяции, борьба за существование и естественный отбор особей с полезными мутациями представляют

1)  экологические факторы;

2)  движущие силы эволюции;

3)  доказательства эволюции;

4)  результаты эволюции.

4. В процессе эволюции между многими видами цветковых растений и насекомых сформировались взаимоотношения типа

1) хищник — жертва;

2) паразит — хозяин;

3) симбиоза;

4) конкуренции.

5. Конкуренция между растениями пшеницы на одном поле за свет, влагу, соли азота, фосфора, калия – это пример

1)внутривидовой борьбы;

2) межвидовой борьбы;

3)  борьбы с неблагоприятными условиями;

4)  действия естественного отбора.

6. Модификационная изменчивость не относится к движущим силам эволюции, так как она

1)  возникает под действие м факторов среды;

2)  не затрагивает гены и хромосомы

3)  адекватна действию экологических факторов;

4)  передается от родителей потомству.

7.Характер взаимодействий между грибом и водорослью лишайника — пример

1)  симбиоза

2)  паразитизма;

3)  хищничества;

4) конкуренции,

8. Видообразование, в основе которого лежит расширение ареала исходного вида, изоляция популяций, возникновение мутаций и действие естественного отбора, называют

1) полиплоидией;

2) географическим;

3) экологическим;

4) путем гибридизации.

9. В формировании у ряда видов птиц приспособлений к полету состоит творческая роль

1)  мутаций;

2)  модификаций;

3)  борьбы за существование;

4)  естественного отбора.

10. Под воздействием антропогенного фактора в начале XX века резко сократилась численность зубра, уменьшился его ареал, что свидетельствует

1)  о биологическом прогрессе вида;

2)  об идиоадаптации;

3)  о биологическом регрессе вида;

4)  о дегенерации.

11. Среди указанных признаков найдите те, которые не характерны для идиоадаптации:

1)  изменения, способствующие приспособлению вида к конкретной среде обитания;

2)  изменения узкого характера;

3)  изменения, ведущие к повышению уровня организации организмов;

4)  изменения, не ведущие к повышению уровня организации организмов.

12. Популяцию считают единицей эволюции, так как

1)  в ней возникают и накапливаются мутации, и действует естественный отбор;

2)  особи популяции имеют сходный генотип;

3)  особи популяции имеют сходный фенотип;

4)  между популяциями разных видов устанавливаются пищевые связи.

13. Путь достижения биологического прогресса, способствующий формированию разных видов клевера, называют

В сохранении полезных для особи мутаций

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5

Источник

СПЕЦИФИКАЦИЯ

Контрольной работы

(тематический контроль)

по биологии 11 класс

1.Цель работы.

Аттестация гимназистов по теме: «Эволюционное учение.»

2.Источник перечня контролируемых элементов.

Авторская разработка на основе рабочей программы составленной авторским коллективом под руководством Т А Козловой, используя следующие материалы: Бондаренко И.А. «Тесты по общей биологии 10-11 класс» М. 1999 г.; Степанов И. А. «Общая биология 10-11 класс» М. 2001г.;Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии 9-11 класс»Дрофа М.2001г.,Р.Г.Заяц «Биология для абитуриентов» Минск,2005г;Ващенко О.Л. Биология.Поурочные планы,Волгоград,2009г

3.Структура работы.

Работа состоит из двух частей.Часть А служит для проверки достижений уровня обязательной подготовки по биологии, определяемого как базовый.Часть Б –для проверки повышенного уровня подготовки

4.Количество заданий.

Часть А-20

Часть Б-2

Итого- 22

5.Число вариантов работы: 2

6.В части А форма заданий закрытая-с выбором одного ответа. В части Б предполагается развёрнутый ответ

7.Число выборочных ответов к каждому заданию 4

8. Вес каждого задания: 1 балл за часть А,5 баллов-часть Б

9. Среднее время выполнения каждого задания.

В части А:1-1,5мин.

В части Б: 4-5мин.

Общее время выполнения 40 мин.

10. Объекты контроля и количество заданий в работе

11.Подход к формированию заданий

Варианты параллельны по тематике и порядку следования заданий, идентичны по содержанию заданий, примерно одинаковы по уровню сложности.

12. Учебная литература для подготовки:

1.Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В. Общая биология.10-11 класс.М. Дрофа, 2008 г.

2. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. М.,1988

3. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. Минск-Ростов-на-Дону, 2002

4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М,1988

13. Полнота охвата объектов контроля заданиями

Задания в каждом варианте охватывают не менее 85% требований к обученности школьников, указанных в Требованиях обязательного минимума, Программно-методические материалы: Биология 6-11 кл. Москва: Дрофа,2001. Авторы: В.В.Латюшин, Р.Д.Пасечник, Р.Д.Маш, В.М.Пакулова

14. Перечень объектов контроля

На уровне обязательной подготовки учащиеся должны:

-знать понятие вид,критерии вида

-характеризовать особенности взаимоотношений организмов в популяции

-характеризовать особенности каждой формы борьбы за существование

-раскрывать связь естественного отбора с борьбой за существование и возникновение адаптаций

-сравнивать естественный и искусственный отбор

-знать значение изолирующих механизмов

-знать главные направления эволюции

11 КЛАСС «ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА»

1 ВАРИАНТ

Часть А

1. Ч.Дарвин создал учение: а) о закономерностях наследственной изменчивости организмов; б) о движущих силах эволюции; в) о структурно-функциональной организации экосистем; г) о биосфере и ноосфере

2. Благодаря наследственной изменчивости: а) увеличивается генетическая неоднородность особей в популяции; б) обостряются взаимоотношения между особями популяции; в) у особей формируются черты приспособленности; г) увеличивается численность популяции

3. В результате постоянного действия движущих сил эволюции в природе происходит: а) образование новых видов; б)смена экосистем; в) колебание численности популяций; г) круговорот веществ

4. Разные виды галапагосских вьюрков значительно различаются по строению и размеру клюва, что является приспособлением: а) к пению; б) к защите от врагов; в) к добыванию пищи разными способами; г) к облегчению массы тела

5. Сложные взаимоотношения между особями и различными факторами среды, влияющие на плодовитость и воспроизводство потомства, называют: а) естественным отбором; б) пищевыми связями; в) экологической пирамидой; г) борьбой за существование

6. Модификационная изменчивость не относится к движущим силам эволюции. Так как она: а) проявляется одинаково у всех особей вида; б) адекватна действию факторов среды; в) не передаётся по наследству; г) имеет ненаправленный характер

7. Характер взаимоотношений шмеля и цветка называют: а) борьбой за существование; б) симбиозом; в) паразитизмом; г) хищник-жертва

8. Способ образования разных видов синиц, имеющих общий ареал, в основе которого лежит приспособление к питанию разной пищей, называют: а) экологическим; б) географическим; в) полиплоидией; г) мутагенезом

9. В формировании у сорного растения сныти мощного корневища, благодаря которому она быстро размножается, состоит творческая роль: а) искусственного отбора; б) мутационной изменчивости; в) модификационной изменчивости; г) естественного отбора

10. Под воздействием антропогенного фактора резко сократилась численность амурского тигра, сузился его ареал, что свидетельствует: а) о идиоадаптации; б) о дегенерации; в) о биологическом регрессе вида; г) о биологическом прогрессе вида

11 Среди названных признаков найдите те, которые не характерны для ароморфоза: а) эволюционные изменения, ведущие к общему подъёму организации; б) узкие приспособления к определённой среде обитания; в) эволюционные изменения, повышающие интенсивность жизнедеятельности; г) изменения, позволяющие освоить новую среду обитания

12. У одной популяции особей возникают мутации, из которых полезные сохраняются естественным отбором, поэтому: а) популяцию считают единицей эволюции; б) популяцию считают формой существования вида; в) между популяциями возникают пищевые связи4 г) происходит колебание численности популяций

13. Путь достижения биологического прогресса, для которого характерно формирование мелких приспособлений к определённым условиям среды, называют: а) биологическим прогрессом; б) дегенерацией; в) ароморфозом; г) идиоадаптацией

14. Все синицы гаички имеют сходное строение, одинаковый набор хромосом, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, занимают общий ареал, поэтому их относят: а) к одной популяции; б) к разным видам; в) к одному виду; г) к разным родам

15. Возникновение у папоротников корневой системы, разнообразных тканей, которые отсутствовали у их предков псилофитов, свидетельствует: а) об эволюции растений по пути усложнения организации; б) о приспособленности растений к среде обитания; в) о распространении папоротников на Земле; г) о древности папоротников

16. В сохранении полезных для особи мутаций в определённых условиях среды состоит: а) значение внутривидовой борьбы; б) значение межвидовой борьбы; в) творческая роль естественного отбора; г) творческая роль искусственного отбора

17. Процесс образования из видов новых родов, из родов семейств, из семейств классов, из классов типов животных называют: а) стабилизирующим отбором; б) макроэволюцией; в) микроэволюцией; г) идиоадаптацией

18. Сходство формы тела зародышей рыб, пресмыкающихся, млекопитающих, человека, наличие у них хвостового отдела, зачатков конечностей, жаберных карманов по бокам глотки является доказательством их родства: а) палеонтологическим; б) сравнительно-анатомическим; в) эмбриологическим; г) биогеографическим

19. К социальным факторам эволюции человека, способствующим объединению предков человека в общество, относится: а) межвидовая борьба; б) внутривидовая борьба; в) создание орудий труда; г) естественный отбор

20. Под воздействием биологических и социальных факторов эволюции происходило: а) образование видов растений и животных; б) выведение новых сортов растений и пород животных ; в) становление современного человека; г) возникновение разных видов обезьян

Часть Б

1. Чем взгляды Ч.Дарвина на движущие силы эволюции органического мира отличаются от взглядов Ж.Б.Ламарка?

2. Какая форма естественного отбора ведёт к образованию новых видов? Ответ поясните.

11 КЛАСС «ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА»

2 ВАРИАНТ

Часть А

1. К.Линней внёс большой вклад в развитие биологической науки:а) разработал учение об эволюции видов; б) создал учение о разноуровневой организации живой природы; в) ввёл двойные латинские названия в систематику; г) создал учение о популяции

2. Накоплению существенных различий в генофонде популяции способствует: а) межвидовая борьба; б) внутривидовая борьба; в) географическая изоляция; г) колебание численности популяции

3. Наследственная изменчивость особей популяции, борьба за существование и естественный отбор особей с полезными мутациями представляют: а) экологические факторы; б) движущие силы эволюции; в) доказательства эволюции; г) результаты эволюции

4. В процессе эволюции между многими видами цветковых растений и насекомых сформировались взаимоотношения типа: а) хищник-жертва; б) паразит-хозяин; в) симбиоза; г) конкуренции

5. Конкуренция между растениями пшеницы на одном поле за свет, влагу, соли азота, фосфора, калия- это пример: а) внутривидовой борьбы; б) межвидовой борьбы; в) борьбы с неблагоприятными условиями; г) действия естественного отбора

6. Модификационная изменчивость не относится к движущим силам эволюции, так как она: а) возникает под действием факторов среды; б) не затрагивает гены и хромосомы; в) адекватна действию экологических факторов; г) передаётся от родителей потомству

7. Характер взаимодействий между грибом и водорослью в лишайнике- пример: а) симбиоза; б) паразитизма; в) хищничества; г) конкуренции

8. Видообразование, в основе которого лежит расширение ареала исходного вида, изоляция популяций, возникновение мутаций и действие естественного отбора, называют: а) полиплоидией; б) географическим; в) экологическим; г) путём гибридизации

9. В формировании у ряда видов птиц приспособлений к полёту состоит творческая роль: а) мутаций; б) модификаций; в) борьбы за существование; г) естественного отбора

10. Под воздействием антропогенного фактора в начале 20 века резко сократилась численность зубра, уменьшился его ареал, что свидетельствует: а) о биологическом прогрессе вида; б) об идиоадаптации; в) о биологическом регрессе вида; г) о дегенерации

11. Среди указанных признаков найдите те, которые характерны для идиоадаптации: а) изменения, способствующие приспособлению вида к конкретной среде обитания; б)

изменения узкого характера; в) изменения, ведущие к повышению уровня организации организмов; г) ) изменения, не ведущие к повышению уровня организации организмов

12. Популяцию считают единицей эволюции, так как: а) в ней возникают и накапливаются мутации и действует естественный отбор; б) особи популяции имеют сходный генотип; в) особи популяции имеют сходный фенотип; г) между популяциями разных видов устанавливаются пищевые связи

13. Путь достижения биологического прогресса, способствующий формированию разных видов клевера, называют: а) дегенерацией; б) ароморфозом; в) биологическим прогрессом; г) идиоадаптацией

14. Все особи подорожника большого имеют сходное строение, сходные потребности в экологических условиях, одинаковый набор хромосом, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, поэтому их относят: а) к разным видам; б)к одному виду; в) к разным родам; г) к разным семействам

15. Возникновение у голосеменных растений в процессе эволюции семени, которого нет у папоротников- предков голосеменных, свидетельствует: а) об эволюции растений по пути приспособленности к среде обитания; б) об усложнении организации растений в процессе эволюции; в) об увеличении разнообразия растений; г) о связи растений со средой обитания

16. В сохранении в процессе эволюции особей с полезными для жизни в определённых условиях среды мутациями состоит: а) направляющий характер действия естественного отбора; б) направляющий характер действия методического отбора; в) значение внутривидовой борьбы; г) значение межвидовой борьбы

17. Развитие органического мира, которое завершается образованием новых популяций или подвидов, называют: а) макроэволюцией; б) микроэволюцией; в) идиоадаптацией; г) дегенерацией

18. Данные, полученные о растительном и животном мире прошлого на основе восстановления внешнего облика вымерших организмов по ископаемым останкам, относят к доказательствам: а) эмбриологическим; б) сравнительно-анатомическим; в) биогеографическим; г) палеонтологическим

19. К социальным факторам эволюции человека, благодаря которым наши предки могли более успешно охотиться на крупных животных, воспитывать детей, относится: а) забота о потомстве; б) общественный образ жизни; в) прямохождение; г) использование огня для приготовления пищи

20. Формирование S-образного позвоночника у предков человека происходило под воздействием:а) трудовой деятельности; б) общения с помощью речи; в) многократных физических упражнений; г) мутации естественного отбора

ЧАСТЬ Б

1. Чем отличается стабилизирующая форма отбора от движущего?

2. Почему эволюционное изменение- появление четырёхкамерного сердца у птиц и млекопитающих относят к ароморфозам

ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ « ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ» 11 кл

1 ВАРИАНТ

  1. Б

  2. А

  3. А

  4. В

  5. Г

  6. В

  7. Б

  8. А

  9. Г

  10. В

  11. Б

  12. А

  13. Г

  14. В

  15. А

  16. В

  17. Б

  18. В

  19. В

  20. В

2 ВАРИАНТ

  1. В

  2. В

  3. Б

  4. В

  5. А

  6. Б

  7. А

  8. Б

  9. Г

  10. В

  11. В

  12. А

  13. Г

  14. Б

  15. Б

  16. А

  17. Б

  18. Г

  19. Б

  20. Г

Источник

Читайте также:  Какие полезные ископаемые есть в тверской области