В теперешнее время полезнее всего отрицание

В теперешнее время полезнее всего отрицание thumbnail

Анализ фрагментов из романа «Отцы и дети» « — Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, — вмешался Аркадий. Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, — промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.

— Всё? — Всё. — Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить… — Всё, — с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Павел Петрович уставился на него, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.

— Однако позвольте, — заговорил Николай Петрович. Вы всё отрицаете, или выражаясь точнее, вы всё разрушаете… Да ведь надобно же и строить. Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.

Современное состояние народа этого требует, — с важностью прибавил Аркадий, мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма. Эта последняя фраза, видимо, не понравилась Базарову; от неё веяло философией, то есть романтизмом;

но он не почёл за нужное опровергать своего молодого ученика. (…) — По-моему, — возразил Базаров. – Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его. — Браво! браво! Слушай, Аркадий… вот как должны современные люди выражаться! И как, подумаешь, им не идти за вами!

Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: всё на свете вздор! – и дело в шляпе. Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты» .

Словарь. Авторитеты – то есть уважаемые личности, носители мнений, к которым прислушивались. Рафаэль – великий итальянский художник эпохи Возрождения. Гроша медного не стоит – то есть не нужен, не востребован. Историко-литературный комментарий.

В этом фрагмента наиболее остро проявляется противоречие между дворянами-аристократами и нигилистами. Последние отказываются признавать ценность всего нематериального, того, что нельзя потрогать: философии, искусства, веры в Бога (последнее Павел Петрович обозначил словами «страшно вымолвить») .

При этом нигилисты не предполагают предложить что-то взамен разрушаемым ими ценностям. Их дело – только отрицание и разрушение старого. Литературоведческий анализ. В эпизоде словесной дуэли отчётливо просматриваются характеры всех персонажей.

Павел Петрович – эмоционален, горяч, убеждён в своей правоте и категорично не принимает противоположного мнения. Его брат, Николай Петрович, менее категоричен. Конечно, мнение Павла Петровича ему ближе, но он не спешит опровергать и Базарова,

желает найти компромисс, примирить враждующее стороны. Сторонники нигилизма – Аркадий и Базаров – тоже ведут спор по-разному. Аркадий более резок и импульсивен. В своей речи он употребляет высокопарные выражения, многие из которых вызывают неприятия у его «учителя» .

Сам же Базаров более сдержан, ведёт себя менее эмоционально, спорит как будто нехотя, по принуждению. В то же время не вызывает сомнение и то, что он уверен в своих словах, но при этом не намерен доказывать свою правоту и убеждать в ней кого-то.

В финале романа каждый из героев приходит к своему нравственному итогу, для каждого очерчено какое-то будущее. Исключение составляет лишь Базаров, для которого разочарование в собственной жизненной философии оборачивается трагической смертью. Лишены будущего и его родители, для которых сын был последней радостью и опорой в жизни.

Их одиночество и опустошённость хорошо видны в последнем фрагменте. В то же время в нём есть и жизнеутверждающее начало. «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России. Как почти все наши кладбища, оно имеет вид печальный:

окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашенными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва бросают скудную тень: овцы безвозбанно ходят по могилам…

Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которое не топчет

Источник

– Слыхали мы эту песню много раз, – возразил Базаров, – но что вы хотите этим доказать?

– Я эфтимхочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни – эфто,другие – эхто:мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволяется пренебрегать школьными правилами), я эфтимхочу доказать, что без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному… bien public… [44]общественному зданию. Личность, милостивый государь, – вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится. Я очень хорошо знаю, например, что вы изволите находить смешными мои привычки, мой туалет, мою опрятность, наконец, но это все проистекает из чувства самоуважения, из чувства долга, да-с, да-с, долга. Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.

– Позвольте, Павел Петрович, – промолвил Базаров, – вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и то же бы делали.

Павел Петрович побледнел.

– Это совершенно другой вопрос. Мне вовсе не приходится объяснять вам теперь, почему я сижу сложа руки, как вы изволите выражаться. Я хочу только сказать, что аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди. Я говорил это Аркадию на другой день его приезда и повторяю теперь вам. Не так ли, Николай?

Николай Петрович кивнул головой.

– Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, – говорил между тем Базаров, – подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.

– Что же ему нужно, по-вашему? Послушать вас, так мы находимся вне человечества, вне его законов. Помилуйте – логика истории требует…

– Да на что нам эта логика? Мы и без нее обходимся.

– Как так?

– Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!

Павел Петрович взмахнул руками.

– Я вас не понимаю после этого. Вы оскорбляете русский народ. Я не понимаю, как можно не признавать принсипов, правил! В силу чего же вы действуете?

– Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, – вмешался Аркадий.

– Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.

– Все?

– Все.

– Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…

– Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров.

Павел Петрович уставился на него. Он этого не ожидал, а Аркадий даже покраснел от удовольствия.

– Однако позвольте, – заговорил Николай Петрович. – Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.

– Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить.

– Современное состояние народа этого требует, – с важностью прибавил Аркадий, – мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма.

Эта последняя фраза, видимо, не понравилась Базарову; от нее веяло философией, то есть романтизмом, ибо Базаров и философию называл романтизмом; но он не почел за нужное опровергать своего молодого ученика.

– Нет, нет! – воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович, – я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…

– Я не стану против этого спорить, – перебил Базаров, – я даже готов согласиться, что в этомвы правы.

– А если я прав…

– И все-таки это ничего не доказывает.

– Именно ничего не доказывает, – повторил Аркадий с уверенностию опытного шахматного игрока, который предвидел опасный, по-видимому, ход противника и потому нисколько не смутился.

– Как ничего не доказывает? – пробормотал изумленный Павел Петрович. – Стало быть, вы идете против своего народа?

– А хоть бы и так? – воскликнул Базаров. – Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом – он русский, а разве я сам не русский?

– Нет, вы не русский после всего, что вы сейчас сказали! Я вас за русского признать не могу.

– Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.

– А вы говорите с ним и презираете его в то же время.

– Что ж, коли он заслуживает презрения! Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?

– Как же! Очень нужны нигилисты!

– Нужны ли они или нет – не нам решать. Ведь и вы считаете себя не бесполезным.

– Господа, господа, пожалуйста, без личностей! – воскликнул Николай Петрович и приподнялся.

Павел Петрович улыбнулся и, положив руку на плечо брату, заставил его снова сесть.

– Не беспокойся, – промолвил он. – Я не позабудусь именно вследствие того чувства достоинства, над которым так жестоко трунит господин… господин доктор. Позвольте, – продолжал он, обращаясь снова к Базарову, – вы, может быть, думаете, что ваше учение новость? Напрасно вы это воображаете. Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным…

– Опять иностранное слово! – перебил Базаров. Он начинал злиться, и лицо его приняло какой-то медный и грубый цвет. – Во-первых, мы ничего не проповедуем; это не в наших привычках…

– Что же вы делаете?

– А вот что мы делаем. Прежде, в недавнее еще время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда…

– Ну да, да, вы обличители, – так, кажется, это называется. Со многими из ваших обличений и я соглашаюсь, но…

– А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; [45]мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.

– Так, – перебил Павел Петрович, – так: вы во всем этом убедились и решились сами ни за что серьезно не приниматься.

– И решились ни за что не приниматься, – угрюмо повторил Базаров.

Ему вдруг стало досадно на самого себя, зачем он так распространился перед этим барином.

– А только ругаться?

– И ругаться.

– И это называется нигилизмом?

– И это называется нигилизмом, – повторил опять Базаров, на этот раз с особенною дерзостью.

Павел Петрович слегка прищурился.

– Так вот как! – промолвил он странно спокойным голосом. – Нигилизм всему горю помочь должен, и вы, вы наши избавители и герои. Но за что же вы других-то, хоть бы тех же обличителей, честите? Не так же ли вы болтаете, как и все?

Источник

             Âëàäèìèð Ãîëäèí

       È.Ñ. Òóðãåíåâ «Îòöû è äåòè». Ñòàòüÿ 4.

«ÎÒÖÛ È ÄÅÒÈ»

 ïåðâîé ãëàâå ðîìàíà óìåñòèëàñü èñòîðèÿ òð¸õ ïîêîëåíèé. Òóðãåíåâ â äëèííûõ ïðåäëîæåíèÿõ çàëîæèë ïñèõîëîãè÷åñêóþ ãëóáèíó æèçíè ïðåäêîâ. Àâòîð ïðåäñòàâëÿåò ÷èòàòåëþ ãëàâíûõ ãåðîåâ ñ ïåðâûõ ãëàâ ðîìàíà: Êèðñàíîâà, Àðêàäèÿ Íèêîëàåâè÷à è Áàçàðîâà, Åâãåíèÿ Âàñèëüåâè÷à. Áàçàðîâ ïîÿâëÿåòñÿ ïåðåä ÷èòàòåëåì, êàê ÷åëîâåê «âåùü â ñåáå», ïðîèçíîñèò ñâî¸ îò÷åñòâî â ñîêðàùåííîì âèäå, ïðîìîë÷àë è íè÷åãî íå îòâåòèë íà ñëîâà îòöà Àðêàäèÿ, Íèêîëàÿ Ïåòðîâè÷à, ÷åðåç ìèíóòó ïðèñâîèë íîâóþ êëè÷êó «Òîëñòîáîðîäûé» — ÿìùèêó.

Ñ ïåðâîãî çíàêîìñòâà íå çàëàäèëèñü îòíîøåíèÿ ìåæäó Áàçàðîâûì è áðàòîì õîçÿèíà ïîìåñòüÿ Êèðñàíîâûì, Ïàâëîì Ïåòðîâè÷åì. Ïåðâûé, äâîðÿíèí ñ ìàëûì ôèíàíñîâûì äîõîäîì è âûñîêèì ñàìîìíåíèåì âî âñåì, îñíîâàííîì íà þíîøåñêîì ìàêñèìàëèçìå, âîçíèêøåì íåèçâåñòíî îòêóäà. Âòîðîé, àðèñòîêðàò, ïðèâûêøèé ê óñïåõó è âíèìàíèþ â îáùåñòâå. Óæå èçíà÷àëüíî âî âñòðå÷å ýòèõ äâóõ ëþäåé çàëîæåí êîíôëèêò ïîêîëåíèé.
Çà óòðåííèì ÷àåì, áðàòüÿ Êèðñàíîâû è Àðêàäèé çàãîâîðèëè î Áàçàðîâå.  ýòîé áåñåäå âïåðâûå ïðîçâó÷àëî ñëîâî «íèãèëèñò». Êàæäûé èç ïðèñóòñòâóþùèõ âûñêàçàë ñâî¸ ìíåíèå î òîì, êàê îíè ïîíèìàþò çíà÷åíèå ýòîãî ñëîâà.

«- Íèãèëèñò, — ïðîãîâîðèë Íèêîëàé Ïåòðîâè÷, — ÷åëîâåê êîòîðûé íè÷åãî íå ïðèçíà¸ò.
— Ñêàæè: êîòîðûé íè÷åãî íå óâàæàåò, — ïîäõâàòèë Ïàâåë Ïåòðîâè÷.
— Êîòîðûé êî âñåìó îòíîñèòñÿ ñ êðèòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ, — çàìåòèë Àðêàäèé. Íèãèëèñò – ýòî ÷åëîâåê, êîòîðûé íå ñêëîíÿåòñÿ íè ïåðåä êàêèì àâòîðèòåòîì, êîòîðûé íå ïðèíèìàåò íè îäíîãî ïðèíöèïà íà âåðó, êàêèì áû óâàæåíèåì íè áûë îêðóæåí ýòîò ïðèíöèï».

 Âîîáùå â ðîìàíå ìîæíî âñòðåòèòü íåñêîëüêî íåñòûêîâîê â õàðàêòåðèñòèêå Áàçàðîâà. Àðêàäèé òîëüêî ÷òî óòâåðæäàë â ïÿòîé ãëàâå, ÷òî íèãèëèñò «íå ïðèíèìàåò íè îäíîãî ïðèíöèïà íà âåðó».  øåñòîé ãëàâå Áàçàðîâ ïðèçíàåòñÿ, ÷òî íåìöû íàøè ó÷èòåëÿ, ÷òî òàìîøíèå ó÷¸íûå äåëüíûé íàðîä, çíà÷èò, ó íåãî âñ¸ æå áûëè ñâîè êóìèðû. Òàê è õî÷åòñÿ çäåñü âñïîìíèòü ñëîâà èç «Ðóäèíà»  «Êðàñíîðå÷èå åãî íå ðóññêîå».
Íà çàìå÷àíèå Àðêàäèÿ: «òû ðåøèòåëüíî äóðíîãî ìíåíèÿ î ðóññêèõ». Áàçàðîâ îòâå÷àåò: «Ýêà âàæíîñòü! Ðóññêèé ÷åëîâåê òîëüêî òåì è õîðîø, ÷òî îí ñàì î ñåáå ïðåñêâåðíîãî ìíåíèÿ». Âîò ýòî ïðåêëîíåíèå ïåðåä çàïàäîì, çàðîäèâøååñÿ â Ðîññèè ñî âðåìåí Ïåòðà, â äåâÿòíàäöàòîì âåêå ðàçâèëîñü äî êîëåíîïðåêëîíåíèÿ è ñóùåñòâóåò äî ñåãîäíÿøíåãî äíÿ.

Íî ïðåðâåìñÿ è ïîñëóøàåì Øóáåðòà «Îæèäàíèå», ýòî ïðîèçâåäåíèå èñïîëíÿë îòåö Àðêàäèÿ íà âèîëîí÷åëè. Èíòåðíåò èçîáðåòåíèå äâàäöàòîãî âåêà ïîçâîëÿåò íàì ýòî ñäåëàòü. Îæèäàíèå – ýòî ñèìâîëè÷íî äëÿ ðîìàíà «Îòöû è äåòè».
 
Îæèäàòü äîëãî íå ïðèõîäèòñÿ, óæå â äåñÿòîé ãëàâå ïðîèñõîäèò îòêðîâåííûé ðàçãîâîð ìåæäó Áàçàðîâûì è Àðêàäèåì ñ îäíîé ñòîðîíû è áðàòüÿìè Êèðñàíîâûìè ñ äðóãîé.
Îïóñòèì íåêîòîðóþ ÷àñòü äèñêóññèè, îñòàíîâèìñÿ íà ãëàâíîì. «Àðèñòîêðàòèçì, ëèáåðàëèçì, ïðîãðåññ, ïðèíöèïû, — ãîâîðèë ìåæäó òåì Áàçàðîâ, ïîäóìàåøü, ñêîëüêî èíîñòðàííûõ … è áåñïîëåçíûõ ñëîâ! Ðóññêîìó ÷åëîâåêó îíè äàðîì íå íóæíû.
— ×òî æå åìó íóæíî, ïî-âàøåìó? Ïîñëóøàòü âàñ, òàê ìû íàõîäèìñÿ âíå ÷åëîâå÷åñòâà, âíå åãî çàêîíîâ. Ïîìèëóéòå – ëîãèêà èñòîðèè òðåáóåò…
— Äà íà ÷òî íàì ýòà ëîãèêà? Ìû è áåç íå¸ îáõîäèìñÿ.
— Êàê òàê?
— Äà òàê æå. Ïàâåë Ïåòðîâè÷, — âçìàõíóë ðóêàìè.
— ß âàñ íå ïîíèìàþ ïîñëå ýòîãî. Âû îñêîðáëÿåòå ðóññêèé íàðîä.
— ß óæå ãîâîðèë âàì, äÿäþøêà, ÷òî ìû íå ïðèçíà¸ì àâòîðèòåòîâ, — âìåøàëñÿ Àðêàäèé.
Ìû äåéñòâóåì â ñèëó òîãî, ÷òî ìû ïðèçíàåì ïîëåçíûì, — ïðîìîëâèë Áàçàðîâ. –  òåïåðåøíåå âðåìÿ ïîëåçíåå âñåãî îòðèöàíèå – ìû îòðèöàåì.
— Âñ¸?
— Âñ¸.
 — Êàê? Íå òîëüêî èñêóññòâî, ïîýçèþ… íî è… ñòðàøíî âûìîëâèòü…
— Âñ¸, — ñ íåâûðàçèìûì ñïîêîéñòâèåì ïîâòîðèë Áàçàðîâ…
— Îäíàêî ïîçâîëüòå, — çàãîâîðèë Íèêîëàé Ïåòðîâè÷. – Âû âñ¸ îòðèöàåòå, èëè, âûðàæàÿñü òî÷íåå, âû âñ¸ ðàçðóøàåò兠 Äà âåäü íàäîáíî æå è ñòðîèòü.
— Ýòî óæå íå íàøå äåë Ñïåðâà íóæíî ìåñòî ðàñ÷èñòèòü.
— Ñîâðåìåííîå ñîñòîÿíèå íàðîäà ýòîãî òðåáóåò, ñ âàæíîñòüþ ïðèáàâèë Àðêàäèé.
— Ñòàëî áûòü, âû èä¸òå ïðîòèâ ñâîåãî íàðîäà?
— À õîòÿ áû è òàê? – âîñêëèêíóë Áàçàðîâ. – Íàðîä ïîëàãàåò, ÷òî êîãäà ãðîì ãðåìèò, ýòî Èëüÿ ïðîðîê â êîëåñíèöå ïî íåáó ðàçúåçæàåò. ×òî æ? Ìíå ñîãëàøàòüñÿ ñ íèì? Äà ïðèòîì — îí ðóññêèé, à ðàçâå ÿ ñàì íå ðóññêèé?
— Íåò, âû íå ðóññêèé ïîñëå âñåãî, ÷òî âû ñêàçàëè! ß âàñ çà ðóññêîãî ïðèçíàòü íå ìîãó».

Ïî-âèäèìîìó, äîñòàòî÷íî öèòèðîâàòü ñîäåðæàíèå ýòîé äèñêóññèè, êòî çàèíòåðåñîâàëñÿ, òîò ìîæåò âåðíóòüñÿ ê ïåðâîèñòî÷íèêó, ê ðîìàíó «Îòöû è äåòè». Çäåñü ïîðà çàäóìàòüñÿ íàä òåì, ÷òî óæå âûñêàçàíî.

Âî-ïåðâûõ, â ñîâåòñêîå âðåìÿ íà ýòîò äèàëîã íè â øêîëå, íè â èíñòèòóòå íå îáðàùàëè âíèìàíèÿ. Âðåìÿ áûëî ñóðîâîå, è òî÷êà çðåíèÿ áûëà åäèíîé, ëþáîå ìíåíèå ñ ëè÷íîé êî÷êè çðåíèÿ ïðåñëåäîâàëîñü. Íî êàê ýòè ñëîâà íàïîìèíàþò áîëüøåâèñòñêóþ äèàëåêòèêó.

Âî-âòîðûõ, ïîðàæàåò ãëóáèíà ìûñëåé âëîæåííûõ Òóðãåíåâûì â óñòà ñâîèõ ëèòåðàòóðíûõ ãåðîåâ. Åñòåñòâåííî, Òóðãåíåâ íå áûë ïðîðîêîì, íî âäóìàéòåñü, êàê îí òî÷íî îïèñàë ñîâñåì íåäàë¸êîå áóäóùåå äëÿ Ðîññèè. Ðîìàí áûë îïóáëèêîâàí â 1861 ãîäó, à îêòÿáðüñêèé ïåðåâîðîò â Ðîññèè ñâåðøèëñÿ â 1917, ïðîøëî êàêèõ-òî íåïîëíûõ øåñòüäåñÿò ëåò. Äëÿ èñòîðèè ýòî ìãíîâåíèå.

Â-òðåòüèõ, âîçíèêàåò çàêîííûé âîïðîñ: «Ïî êîìó äåëàë Ëåíèí ðåâîëþöèþ â Ðîññèè, ïî Ìàðêñó, èëè ïî Òóðãåíåâó?» Äàâàéòå çàäóìàåìñÿ, â 1861 ãîäó â Ðîññèè áûëî îòìåíåíî êðåïîñòíîå ïðàâî, íî íàøè ðåâîëþöèîíåðû âñ¸ ñìîòðåëè íà Çàïàä è æäàëè ðåâîëþöèè ïî èõ îáðàçöó. Íî â 1861 ãîäó äî Ïàðèæñêîé êîììóíû åù¸ íóæíî áûëî ïðîæèòü äåâÿòü ëåò. Àíàðõèñò, ÷ëåí 1 Èíòåðíàöèîíàëà è Ïàðèæñêîé êîììóíû Ýæåí Ïîòüå íàïèñàë çíàìåíèòóþ Ìàðñåëüåçó â 1871 ãîäó. Àðêàäèé Êîö âïåðâûå ïåðåâåë Ìàðñåëüåçó íà ðóññêèé ÿçûê â 1902 ãîäó, è òîëüêî ïîñëå íåñêîëüêèõ åãî ïåðåâîäîâ Ìàðñåëüåçà â ÑÑÑÐ ïðåâðàòèëàñü â ãèìí Èíòåðíàöèîíàëà, à çàòåì è â ãèìí ÑÑÑÐ (1922-1944).

Ñòàðøåå ïîêîëåíèå, ÿ äóìàþ, íå çàáûëè ñëîâà èç òîãî ãèìíà:
Âåñü ìèð íàñèëèÿ ìû ðàçðóøèì
Äî îñíîâàíèÿ, à çàòåì
Ìû íàø, ìû íîâûé ìèð ïîñòðîèì –
Êòî áûë íèêåì, òîò ñòàíåò âñåì.

Íåâàæíî ïî êîìó áîëüøåâèêè â Ðîññèè äåëàëè ðåâîëþöèþ, âàæíî òî, ÷òî Òóðãåíåâ âèäåë èñòîêè çàðîæäàþùåãîñÿ äâèæåíèÿ, è ïðàêòè÷åñêè ôèíàë åãî.

À ñåé÷àñ âåðí¸ìñÿ ê äèñêóññèè áðàòüåâ Êèðñàíîâûõ ñ Áàçàðîâûì è Àðêàäèåì. ×èòàòåëü áåç òðóäà íàéä¸ò ñîçâó÷íûå ñëîâà èç ýòîé äèñêóññèè ñî ñëîâàìè ãèìíà â ïåðåâîäå Êîöà. È çäåñü æå âñïîìíèì íàøó ñîâñåì íåäàë¸êóþ èñòîðèþ è ñëîâà Ïàâëà Ïåòðîâè÷à: «Ìàòåðèàëèçì, êîòîðûé âû ïðîïîâåäóåòå, áûë óæå íå ðàç â õîäó è âñåãäà îêàçûâàëñÿ íåñîñòîÿòåëüíû셻

Ïîñëå äåñÿòîé ãëàâû ïîâåñòâîâàíèå â ðîìàíå ïðèîáðåòàåò âêóñ ïðåäûäóùåãî ðîìàíà «Äâîðÿíñêîå ãíåçäî» òå æå ñâåòñêèå âñòðå÷è íà ãóáåðíñêîì óðîâíå, òå æå óæèìêè äàì è öèíèçì ìîëîäûõ ìóæ÷èí. Âûïèòîå øàìïàíñêîå ó ãîñïîæè Êóêøèíîé. Ëüñòèâîñòü Ñèòíèêîâà, áàë ó ãóáåðíàòîðà âñ¸ ýòî óæå çíàêîìî â ìåëî÷àõ. Íî âîò çíàêîìñòâî ñ Îäèíöîâîé âíîñèò íåêîòîðûé ðàçëàä â óìîíàñòðîåíèÿ Áàçàðîâà, è, êîíå÷íî, ÷èòàòåëÿ.

 Åãî öèíèçì: «Êàêîå áîãàòîå òåëî! – õîòü ñåé÷àñ â àíàòîìè÷åñêèé òåàòð», çàêàí÷èâàåòñÿ åãî ñìóùåíèåì è ïðèçíàíèåì «êàêîé ÿ ñìèðíåíüêèé ñòàë». Áàçàðîâ ïîêà ãîñòèë ó Îäèíöîâîé, íå ãóëÿë îäèí ïî óòðàì è íå «ðåçàë» ëÿãóøåê. Îáðàç Áàçàðîâà, êàêèì åãî íà÷àë ðèñîâàòü äëÿ ÷èòàòåëÿ Èâàí Ñåðãååâè÷, íà÷èíàåò òóñêíåòü è õîòÿ áû â îäíîé æèçíåííîé ïîçèöèè, îòíîøåíèå ê æåíùèíå, ñîâñåì ñêóêîæèâàåòñÿ. Îäèíöîâà îò ñêóêè çàáàâëÿåòñÿ ñ Áàçàðîâûì è ïóòåì íå ñëîæíûõ æåíñêèõ óëîâîê è íàâîäÿùèõ âîïðîñîâ äàåò «ïîíÿòü» Áàçàðîâó, ÷òî îíà ê íåìó ïðèâÿçàëàñü. È âîò òóò âñïëûëà âñÿ íåñîñòîÿòåëüíîñòü «ñèëüíîãî» õàðàêòåðà Áàçàðîâà. Îí îáúÿñíèëñÿ â ëþáâè Îäèíöîâîé. Êîãäà Áàçàðîâ ïîíÿë, ÷òî îí ïîïàë â ðàññòàâëåííûå æåíñêèå ñåòè, è ñðî÷íî ïîêèíóë ãîñòåïðèèìíûé äîì Îäèíöîâîé, îí ïðîäîëæàë õîðîõîðèòüñÿ ïåðåä Àðêàäèåì: «ïî-ìîåìó – ëó÷øå êàìíè áèòü íà ìîñòîâîé, ÷åì ïîçâîëÿòü æåíùèíå çàâëàäåòü õîòÿ áû êîí÷èêîì ïàëüöà». Ñëîâà ñòàðûå è ïðèâû÷íûå äëÿ Áàçàðîâà, íî ìíåíèå-òî ÷èòàòåëÿ ìåíÿåòñÿ. Îñíîâà óáåæäåíèé, õîòÿ áû ïî æåíñêîìó âîïðîñó, ó Áàçàðîâà ðóõíóëà.

Òàê êòî æå òàêîé Áàçàðîâ? Îòêóäà îí, êàê íèãèëèñò ïîÿâèëñÿ? Âîò Ñèòíèêîâ, áàçàðîâñêèé ó÷åíèê, ñðàçó ïðèçíàåòñÿ: «Ïîâåðèòå ëè, ÷òî êîãäà ïðè ìíå Åâãåíèé Âàñèëüåâè÷ â ïåðâûé ðàç ñêàçàë, ÷òî íå äîëæåí ïðèçíàâàòü àâòîðèòåòîâ, ÿ ïî÷óâñòâîâàë òàêîé âîñòîðã… ñëîâíî ïðîçðåë!»  îñíîâå âñåãî ëåæèò ÷åëîâå÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ.  ìàññå ëþäåé âñåãäà åñòü ÷åì-íèáóäü íåäîâîëüíûå ëè÷íîñòè, ïðîùå ñêàçàòü íèãèëèñòû, äëÿ òàêèõ ëþäåé íóæåí ïîâîäûðü-ïðîïàãàíäèñò. Äëÿ Ñèòíèêîâà è Àðêàäèÿ Êèðñàíîâà òàêèì ïðîïàãàíäèñòîì ñòàë – Áàçàðîâ. Áàçàðîâà «çàðàçèë» ýòîé áàöèëëîé êòî-òî äðóãîé, èëè êíèãè, îïðåäåë¸ííîãî ñîäåðæàíèÿ. Äëÿ íàãëÿäíîñòè ñòîèò ïî÷èòàòü ïîâåñòü Ñîôüè Êîâàëåâñêîé «Íèãèëèñòêà» è ïîíÿòü êàê ýòî ïðîèñõîäèò.

Òóðãåíåâ â ñâîèõ ðîìàíàõ ïðîâîäèò ñâîåãî ðîäà ëèòåðàòóðíîå èññëåäîâàíèå ïðîáëåìû çàðîæäåíèÿ ðåâîëþöèîííîãî äâèæåíèÿ â Ðîññèè, õîòÿ â ÷åòûðåõ ðîìàíàõ îí ñëîâ «ðåâîëþöèÿ» «ðåâîëþöèîíåð», íå èñïîëüçóåò. Âìåñòî ýòîãî îí ââîäèò â ëèòåðàòóðíûé îáîðîò ïî÷òè çàáûòîå ñëîâî «íèãèëèñò». Ïîñëå îïóáëèêîâàíèÿ ðîìàíà ýòî ñëîâî ñòàëî ïîïóëÿðíî, ñ êàêèì-òî íåãàòèâíûì îòòåíêîì, äàæå ñ êàêèì-òî íå î÷åíü ïðèÿòíûì çàïàõîì, êàê ó Â. Äàëÿ: «Íèãèëèçì – áåçîáðàçíîå è áåçíðàâñòâåííîå ó÷åíèå, îòâåðãàþùåå âñ¸ ÷åãî íåëüçÿ îùóòèòü».

 Ïóáëèêàöèÿ ðîìàíà «Îòöû è äåòè» ñîâïàëà ñ òàêèì âàæíåéøèì ñîáûòèåì â èñòîðèè Ðîññèè, êàê îòìåíà êðåïîñòíîãî ïðàâà. Åñëè äî ýòîãî ñîáûòèÿ «íèãèëèñòû» â îñíîâíîì æèëè è ïðîïîâåäîâàëè çà ãðàíèöåé è ñðåäè äâîðÿíñêîé èíòåëëèãåíöèè, òî ïîñëå ôåâðàëÿ 1861 ãîäà ïîëèòè÷åñêàÿ îáñòàíîâêà â ñòðàíå ðåçêî èçìåíèëàñü.
Ñîáûòèÿ 1812 è 1825 ãîäîâ âñêîëûõíóëè ñàìîñîçíàíèå òâîð÷åñêîé èíòåëëèãåíöèè, íà÷àëè áóðíî ðàçâèâàòüñÿ âñå íàïðàâëåíèÿ ðóññêîé êóëüòóðû. 1861 ãîä, ìîæíî ñ÷èòàòü ãîäîì îòñ÷¸òà â ðàçâèòèè îáùåñòâåííîé è ïîëèòè÷åñêîé æèçíè ñòðàíû, ãîäîì, êîãäà ïîëèòè÷åñêàÿ æèçíü êàê áû âûïëåñíóëàñü íàðóæó.
 
Òóðãåíåâ â ñâîèõ ðîìàíàõ ïîêàçàë äèíàìèêó ðàçâèòèÿ ýòîãî íà÷èíàþùåãî äâèæåíèÿ. Ðóäèí – áóíòàðü îäèíî÷êà, áåç öåëè è çíàíèé, ìå÷åòñÿ ïî æèçíè è ïîãèáàåò, íå ïîíÿâ, ðàäè ÷åãî îí îòäàë ñâîþ æèçíü.  ðîìàíå «Äâîðÿíñêîå ãíåçäî» Ìèõàëåâè÷ óõîäèò â íàðîä, è åãî îáðàç íå ðàñêðûò â ðîìàíå.  ðîìàíå «Íàêàíóíå» áîëãàðèí Èíñàðîâ ñòîèò âî ãëàâå òàéíîé îðãàíèçàöèè, êîòîðàÿ ãîòîâèòñÿ ê îñâîáîæäåíèþ Áîëãàðèè îò òèðàíèè òóðîê. Íî ýòî åù¸ íå ðóññêèé ÷åëîâåê – áîëãàðèí, â Ðîññèè åù¸ íåò òàêèõ ñèë, ÷òîáû âûñòóïèòü îòêðûòî, íî ñðåäè ðóññêîãî äâîðÿíñòâà ïîÿâëÿþòñÿ îòäåëüíûå ëþäè ãîòîâûå ïîäíÿòüñÿ íà áîðüáó – Åëåíà Íèêîëàåâíà Ñòàõîâà, íî çäåñü â îñíîâå äóøåâíîãî ïîðûâà Åëåíû ëåæèò ÷óâñòâî, à íå îñîçíàííîå äåéñòâèå. Âñå ýòè ãåðîè ñâîåãî ðîäà íèãèëèñòû.

 ðîìàíå «Îòöû è äåòè» Áàçàðîâ äîìîðîùåííûé íèãèëèñò, â êíèãå íåò ñâåäåíèé, ÷òî îí æèë çà ãðàíèöåé, íî îí íà÷èòàí è ïðåäïî÷òåíèå îòäàåò èíîñòðàííîé ëèòåðàòóðå. Çíà÷èò, èäåè íèãèëèçìà ñòàëè ïðèæèâàòüñÿ íà íàöèîíàëüíîé ïî÷âå. Îäíàêî Áàçàðîâ, êàê è ëèòåðàòóðíûå ãåðîè ïðåäûäóùèõ ðîìàíîâ íå èìååò íèêàêèõ ðåçóëüòàòîâ ñâîåãî íèãèëèçìà. Åãî óñïåõ òîëüêî â òîì, ÷òî îí èìååò îäíîãî ïîñëåäîâàòåëÿ – Ñèòíèêîâà, äà è òîò ãëóï, Àðêàäèé îò íåãî îòâåðíóëñÿ. Áàçàðîâ äàæå êàêîãî-òî îòäåëüíîãî ñïëî÷¸ííîãî êðóæêà íèãèëèñòîâ ñîçäàòü íå ñìîã.

Æèçíåííûå ïåðñïåêòèâû Áàçàðîâà âåëèêè, êàê ãîâîðèë Àðêàäèé â ðàçãîâîðå ñ îòöîì Åâãåíèÿ, íî â êàêîé îòðàñëè äåÿòåëüíîñòè, îí òàê îïðåäåëèòü è íå ñìîã.

È åù¸ íà îäèí ìîìåíò õîòåëîñü áû îáðàòèòü âíèìàíèå, ïî÷òè âñå ëèòåðàòóðíûå ãåðîè ìóæ÷èíû â ðîìàíàõ Òóðãåíåâà ïîãèáàþò: Ðóäèí – íà áàððèêàäàõ, Èíñàðî⠖ óìèðàåò îò áîëåçíè, Áàçàðî⠖ îò çàðàæåíèÿ òèôîì. Ñëó÷àéíî ëè ýòî? Ïî ìíåíèþ àâòîðà ñòàòüè íå ñëó÷àéíî. Íà ìîìåíò ïóáëèêàöèè ðîìàíîâ â Ðîññèè íå ñóùåñòâîâàëî, ñêîëüêî íèáóäü îðãàíèçîâàííîãî íèãèëèñòè÷åñêîãî (ðåâîëþöèîííîãî) äâèæåíèÿ, à áîðüáà îäèíî÷åê âñåãäà îáðå÷åíà íà ïîðàæåíèå – îòñþäà è ôèíàë æèçíè ëèòåðàòóðíûõ ãåðîåâ Òóðãåíåâà.

Ïîñëå ïóáëèêàöèè ðîìàíà «Îòöû è äåòè» àâòîðèòåò Òóðãåíåâà, êàê ëèòåðàòîðà, çíà÷èòåëüíî óêðåïèëñÿ, íî, êàê è áûâàåò â ðåàëüíîé æèçíè, ó Òóðãåíåâà ïîÿâèëèñü ñòîðîííèêè è ïðîòèâíèêè. Ñëîâà «íèãèëèñò» è «áàçàðîâùèíà» ñòàëè íåîòðûâíûìè îò èìåíè Òóðãåíåâà.

Âîïðîñ êòî òàêîé Áàçàðîâ îñòàëñÿ îòêðûòûì. Íî çäåñü óìåñòíî âñïîìíèòü Âëàäèìèðà Ôåäîðîâè÷à Îäîåâñêîãî: «Ïðèõîäèò íà óì: íå øàðëàòàí ëè Áàçàðîâ? (Íå ýòó ëè ìûñëü àâòîð õîòåë âûãîâîðèòü â õàðàêòåðå Áàçàðîâà»)

Íå áóäåì ñïåøèòü ñ îòâåòîì âïåðåäè ó íàñ åù¸ äâà ðîìàíà Òóðãåíåâà «Äûì» è «Íîâü».

Источник