Валеология что вредно а что полезно

Павликова Зоя
Конспект занятия по валеологии «Вредные и полезные продукты»

Тема : «Дегустация»

Цель: Расширять знания детей о вредных и полезных продуктах.

Задачи: 1. Уточнить и расширить знания детей о полезных веществах, витаминах в продуктах (дегустация продуктов).

2. Закрепить понятия пищевые добавки, и какую, опасность они несут через экспериментирование.

3. Активизировать речь детей и пополнить словарный запас.

4. Формировать у детей необходимость заботы о своем здоровье (еда должна быть не только вкусной, но и полезной).

Материал:Фрукты, овощи, сыр, молоко, чипсы, сухарики,кола,конфеты «Ментос».

Мотивация:

-Кто желает вместе со мной провести дегустацию?

-Вспомним, что такое дегустация?

-А люди которые дают оценку качества продукта (дегустируют) кто по профессии?

-В обязанности дегустатора входит оценка внешнего вида,товара изучение вкуса, запаха.

-Давайте посмотрим, какие у нас на столе продукты.

-Их нужно разделить — на один стол положить вредные продукты (с красным кругом- знак запрета) и полезные продукты (синий квадрат-знак приоритета);(объясняем почему они вредные и почему полезные).

Дегустация:

-Предлагаю вначале разобраться с полезными продуктами.

-Вы согласны?

-Раз мы дегустаторы значит должны дать оценку качества продукта!

— Что ты пробуешь?

-Какой продукт (по вкусу, запаху?

-Какой витамин находится в этом фрукте?

Игра»Отгадай по вкусу»

Ребёнок закрывает глаза,кладем ему в рот любой продукт,который он должен правильно назвать и описать вкусовые качества.

Детям предлагается отдохнуть (встаем на ноги).Игра «Фруктовый сок»

— Я буду называть фрукты или ягоды,а вы какой напиток или сок из них получается. (яблоко,абрикос,апельсин,гранат,виноград,слива,банан, вишня, клюква)

Исследование:

-Ну а теперь предлагаю перейти к столу с вредными продуктами.

— Что предлагаете, будем сразу дегустировать или вначале изучим состав и сравним с таблицей.

(Исследуем продукты на наличие пищевых продуктов и сравниваем с таблицей Е добавок)

Проверяем содержимое на запах (Делаем вывод,что сильный запах благодаря пищевым добавкам,которые вредны)

-Предлагаю вам провести несколько опытов и доказать,что это действительно вредные продукты!

Экспериментирование:

1. Опыт. Раздавить чипсы в салфетке. (Вывод: в чипсах очень много масла, а его излишки вредны для нашего здоровья, наличие желтого оттенка обозначает присутствие в продукте красителей.)

2. Опыт. Мнем чипсы и заливаем водой. (Вывод: в чипсах много соли, излишки которой так же вредны организму человека)

-По результатам наших экспериментов и исследования можно сделать вывод, что чипсы – жирная высококалорийная жареная пища с добавлением красителей и ароматизаторов. Такая пища не может приносить пользу детскому организму.

-Хотите узнать,что происходит в желудке,когда мы пьем с вами газированные напитки, а еще хуже «Кока колу».

3. Опыт. Берем «Кока колу» надеваем на нее шарик,в которой лежит конфетка «Ментос» бросаем ее в колу. (Вывод : происходит химическая реакция,значит это не натуральные продукты,а с Е добавками, которые вредны для человеческого организма)

4. Опыт. Я заранее в «Кока колу» положила скорлупу от яйца которая по составу схожа с нашими зубами. (вывод: в коле много сахара и красителей, что вредно для зубов и нашего организма)

Открытый конец:

-Ну и последний опыт,который требует времени.

-Представьте, что вы поели молочный продукт и запили «Кока колой»

5 Опыт. Берем немного молока и наливаем в него «Кока колы».(Дети наблюдают за реакцией по истечении длительного времени, обсуждают, делают выводы).

-Кому сегодня захотелось дома показать родным и близким опыты?

Источник

Римма Мухарбиевна Бараова
Конспект открытого занятия по валеологии в подготовительной логопедической группе: «Что полезно, что вредно»

Цель: закрепить у детей понятие о здоровье как главной ценности человеческой жизни.

Задачи:

•Формировать у детей представление о здоровом образе жизни: правильном питании, закаливании, пребывании на свежем воздухе, соблюдении правил личной гигиены, о значении физических упражнений.

•Учить детей активно принимать участие в заботе о своем здоровье: знать и осознанно выполнять простые способы оздоровления (закаливание водой, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, витаминотерапия); прививать любовь к физическим упражнениям и подвижным играм на воздухе.

• Закрепить знания детей о пользе витаминов для здоровья человека.

• Сформировать понятие детей о пользе овощей и фруктов, содержащих витамины А, В, С.

• Познакомить детей с новым методом предупреждения и снижения заболеваемости острыми респираторными и вирусными инфекциями -аромотерапия;

• Расширять представления о лекарственных растениях родного края, их пользе для человека.

• Сформировать у детей желание заботится о своём здоровье.

• Закреплять знания детей о вредной и полезной пище.

Предварительная работа:

Беседы, просмотр иллюстраций овощей, фруктов, ягод. Стихи и загадки о овощах, фруктах и ягодах.

Чтение рассказов и сказок о пользе овощей. Пословицы и поговорки о здоровье, д/ игра «Полезно, вредно», «Угадай на вкус», викторина «Что полезно для здоровья».

Беседа с родителями на тему «Полезное питание», «О пользе закаливающих процедур».

Материал:

o Видео слайды закаливающих процедур в группе, витаминов, овощей.

o Муляжи овощей и фруктов для игры.

o Картинки полезных и вредных продуктов.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, на которое к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: а знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили нашим гостям частичку здоровья, потому,что вы сказали: «Здравствуйте!», а это означает «Здравия желаем!». (Дети садятся).

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о здоровье. Что такое здоровье? Как вы думаете? (ответы детей).

Дети: Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается.

Здоровье – когда человек сильный, умный, красивый.

Здоровье — это богатство человека. Когда человек не болеет, он веселый, сильный, бодрый, активный и т. д.

Воспитатель:Здоровье необходимо абсолютно всем: и детям, и взрослым, его нужно беречь. А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Дети: Закаляться. Заниматься физкультурой, гимнастикой. Правильно питаться. Принимать витамины.

Воспитатель: Правильно, ребята! А мы можем тоже сказать, что в нашей группе мы занимаемся сохранением и улучшением нашего здоровья. Давайте посмотрим на экран и расскажем, как мы с вами в группе заботимся о своем здоровье.

(показ слайдов всех видов деятельности)

Дети:

— Утренняя гимнастика нужна, чтобы получить заряд бодрости и хорошее

настроения на весь день.

— Прогулка является самым простым и верным средством закаливания

ребенка. Прогулка на свежем воздухе улучшает аппетит. Она способствует

хорошему сну, повышает иммунитет, на прогулке мы играем, бегаем,

прыгаем, двигаемся. А значит укрепляем наше здоровье, очищает наш

организм.

— Воспитатель:

Все болезни у ребят,

От микробов, говорят.

Чтоб всегда здоровым быть,

Надо руки с мылом мыть!

— Неукоснительное мытье рук до еды и после посещения туалета – не просто прихоть. Это необходимость, защитить наш организм от большинства болезнетворных микробов, которые собираются на руках.

В сезон простудных заболеваний частое мытье рук считается одним из главных средств, для того чтобы не допустить болезнетворные бактерии в организм.

— Ходим босиком по «дорожке здоровья» для профилактики плоскостопия, осуществляя массаж ступней ног, укрепляется здоровье и лечатся многие болезни. Улучшает кровообращение, повышается иммунитет, снимается усталость.

Воспитатель: а для чего мы это все делаем?

Дети: Чтобы быть здоровыми, сильными, красивыми, стройными, крепкими. Чтобы не болеть и укрепить свое здоровье.

Воспитатель: мы с вами сейчас сделаем гимнастику для глаз, чтобы наши глаза отдохнули.

Воспитатель:а вы еще говорили: «Принимать витамины». А вы знаете, что витамины нужно принимать правильно. Слишком много витаминов принимать нельзя, это может ухудшить наше здоровье. Поэтому я пригласила к нам в гости доктора, который и расскажет нам о витаминах.

Звучит музыка. В зал входит доктор.

Доктор: Здравствуйте, ребята! Я слышу, здесь говорят о витаминах!

Воспитатель: Расскажите нам, пожалуйста, что же такое витамины.

Доктор: Витамины – это такие вещества, которые помогают детям расти крепкими и здоровыми. Есть витамины, специально разработанные для детей и взрослых. Вы должны принимать только витамины для детей. И многие из них вот посмотрите, специально сделаны в виде мармеладок и имеют разные формы. (Витамишки). Если дети мало получают витаминов, то они начинают болеть, теряют аппетит и плохо растут. На каждой баночке написана дозировка и нарушать ее, нельзя. Если съесть много витаминов это может привести к аллергии, диарее.

Вот, посмотрите на экран. Что вы видите на экране?

Дети: Витамины.

Доктор:У них даже имена разные: А, В, С. Вот, например, витамин А – очень важен для зрения и для нашей с вами кожи.

-Витамин В – помогает нам расти и быть сильными, очень важен для работы сердца и всего нашего организма.

-Есть еще один очень важный витамин – это витамин С – укрепляет наш организм помогает бороться с простудами, восстанавливает силы после болезни. Его еще называют витамином здоровья и красоты.

-А есть витамины в котором находиться весь алфавит витаминов. Он так и называется «Алфавит».

Воспитатель: а наши дети знают, что витамины содержатся в овощах и фруктах. Ребята, давайте вспомним в каких овощах и фруктах содержится витамин А (морковка, помидор, перец, тыква, капуста, персик, капуста, абрикос).

Витамин В (картофель, зеленый горошек, баклажан, капуста, репа, банан, яблоки, свекла).

Витамин С (лук, чеснок, огурец, лимон, свекла, мандарин, яблоки).

Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем. Ребята, перед вами лежат овощи, фрукты и коробочки разного цвета.

Положите в голубую коробочку овощи и фрукты, в которых много витамина А, которые полезны для зрения и для нашей кожи. (морковь, помидор, перец, тыква, капуста).

В розовую коробочку – овощи и фрукты, которые помогают нам расти и очень нужны для хорошего аппетита, для того, чтобы быть сильными и наше сердце хорошо работало овощи, в которых есть витамин В (картофель, зеленый горошек, баклажан, редис).

А вот в желтую коробочку нужно положить овощи, которые защищают вас от простуды, от гриппа и восстанавливают силы после болезни, овощи, в которых есть витамин С (апельсин, лимон, огурец, лук, чеснок).

Дети выполняют задание.

Воспитатель: У нас в группе, ребята, есть дети, которые очень часто болеют. Но к счастью их немного. А есть дети, которые болеют редко, потому что их организм крепкий и здоровый. Это нас очень радует. Сегодня на занятие мы пригласили маму Мансура, которая с нами поделится, что она делает, чтобы ее ребенок был здоровым и не болел.

Родительница: Летом мы кушаем много свежих овощей и фруктов. А еще кроме витаминов, о которых вам рассказал доктор есть и лекарственные растения, которые укрепляют наш иммунитет, защищают и лечат наш организм от разных болезней. Когда в нашей семье кто-то заболевает мы не идем сразу в аптеку за таблетками, а стараемся использовать лекарственные растения.

(показ слайдов – липа с цветами, кустарник малины и шиповника).

А кто знает, что это за растение?

Воспитатель: Ребята, где мы с вами видели это дерево.

Дети: На нашем участке – это липа.

Родительница. При простудах и ангине я завариваю целебный чай из цветов липы, он очень приятно пахнет, снижает температуру и улучшает самочувствие.

А вот обычная малина ребята применяется как жаропонижающее, а также её отваром из листьев полощут горло при ангине. При простуде и ангине чай с малиновым вареньем – наилучшее леченье.

Вот держите от души (дарит баночку с малиновым вареньем)

Говорят, кто шиповник пьет, тот сто лет живет. В его плодах очень много витамина С. Поэтому отвар из шиповника очень полезно пить. Если слабость и сонливость, если бегать нет сил, пей шиповника отвар, в нём целебный витамин.

Воспитатель: есть такая процедура — называется ароматерапия, если вдыхать запах лекарственных растений, можно тоже принести пользу своему организму (чеснок-убивают микробы, душица — успокаивает нервную систему, полезна при ангине и бронхите, мята – имеет успокаивающее и болеутоляющее действие, эффективно борется с ринитом, стоматитом и фарингитом, проявлениями ангины и других сезонных простудных заболеваний). Использование средств ароматерапии в детском саду 2-3 раз в неделю даст возможность поддерживать хорошее настроение у детей, а также поможет исцелить простудные заболевания и нарушения сна. Особенно активно следует применять в период респираторных заболеваний. Ароматерапия существует не только для того, чтобы лечить уже развившуюся болезнь. Она считается и весьма реальной защитой от различных бактерий и вирусов.

Воспитатель: Если вы будете вдыхать лук, чеснок, лимон два раза в день, то это укрепит наше здоровье, и вы будете болеть реже. Возьмите по одному контейнеру и встаньте все в круг. Нюхаем, вдыхаем чрез нос, чувствуете запах, выдыхаем, еще раз вдыхаем — выдыхаем, а теперь поменялись с соседом справа. А кто — нибудь, узнал, что у него в контейнере (лук, чеснок, лимон). У меня, например, лимон.

Воспитатель: а сейчас ребята мы с вами сыграем в игру, которая называется «Дерево здоровья» и закрепим наши знания о полезных и вредных нашему организму продуктах.

Д/ игра «Дерево здоровья»

Надо кушать помидоры

Фрукты, овощи, лимоны

Кашу — утром, суп — в обед

А на ужин винегрет.

Ну а если свой обед

Ты начнешь с кулька конфет

Жвачкой импортной закусишь

Шоколадом подсластишь.

То тогда наверняка

Ваши спутники всегда

Близорукость, бледный вид

И неважный аппетит.

Воспитатель:

Все вы поняли друзья-

Без здоровья жить нельзя!

Мы друг другу улыбнемся

Крепко за руки возьмемся.

И всем вам мы на прощанье:

Не болейте никогда,

Будьте здоровыми всегда!

Спасибо всем. А теперь мы хотим всех угостить отваром шиповника.

Источник

Лада Кожемяченко
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по валеологии «Полезные и вредные продукты»

Цель занятия: Развивать познавательные способности ребенка, способность анализировать, делать обобщение, обосновывать собственное мнение. Обогащать практический опыт ребенка, побуждать дошкольников к исследованиям и экспериментам.

Продолжать воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, учить детей ценить его и заботиться о нем. Расширять знания детей о том,что является полезным, а что вредным. Формировать элементарное представление о витаминах и их значение для физического развития человека.

Обогащать и активизировать словарь детей существительными и прилагательными на обозначения продуктов питания. Укреплять дружеские отношения между детьми, умение работать вместе. Развивать воображение,мышление,память,внимание,речь.

Предварительная работа: Рассматривание изображений продуктов питания; беседа на тему «Какая еда полезна»; викторина «Загадай загадку и продукты отгадай», опыты с различными напитками,продуктами; изучение пословиц о здоровье. Чтение рассказов о еде.

Оборудование:

— диск, следы, «волшебная» звезда, магнитофон, воздушные шарики, 3 корзины, две ленты, продукты питания: чипсы,сладкие напитки,сухарики,жвачки,молоко,овощи,йогурт,фрукты;

— для опытов: 3 стакана, воронки с ватным тампоном,салфетки,тарелочка с чипсами,ложки; различные соки, соломинка.

— картинки «Продукты»;

— миски со льдом, с горячей водой, кусочки фруктов.

Ход НОД

Воспитатель. Дети, посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель. Дружно в круг повернитесь и приветливо улыбнитесь. Ой, дети посмотрите, мы пришли в группу, а здесь до нас уже кто-то побывал и оставил свои следы,диск валяется,палочка. Что же произошло? Ой, а где же наш юный учитель Развивайка? А давайте послушаем диск,может он нам что-то подскажет.

(слушают голос)

Голос. Дорогие дети! Меня захватила в плен злая Волшебница. Она заперла меня в своем дворце и все замки заколдовала. Мне здесь очень плохо, меня кормят вредной пищей, и поэтому моему здоровью грозит опасность. Пожалуйста, спасите меня! Моя волшебная палочка будет загораться каждый раз, когда вы будете преодолевать испытания. Как только вы их преодолеете злые чары падут, и я буду спасен.

Воспитатель. Так вот для чего нужна эта волшебная палочка. Ну что ребята поможем нашему Развивайчику? Но сначала скажите мне, Развивайка сказал, что его здоровью грозит опасность. А вы знаете, что такое «здоровье»? (ответы детей)

— Дети посмотрите, у нас в группе висят воздушные шарики. Представьте себе, что это микробы. Они летают в воздухе и могут попасть к здоровым людям в нос или рот. Особенно опасно, когда больной человек кашляет или чихает и капельки которые вылетают у него изо рта и носа попадают на нас.

Если это произойдет, человек может заболеть. Поэтому когда вы кашляете или чихаете, необходимо прикрывать рот и нос носовым платком, чтобы не заразить других.

— Нам необходимо с вами уничтожить эти микробы, а для этого скажите, что надо делать чтобы не болеть и быть здоровыми (дети называют и лопают шарики)

— соблюдать режим дня;

— закаляться;

— заниматься физкультурой;

— гулять на свежем воздухе;

— быть чистыми и опрятными;

— есть полезную пищу;

Воспитатель. Хорошо,молодцы всех микробов мы уничтожили. Ну а теперь давайте соберем следы и отправимся в дорогу. Ой,дети,посмотрите,следы не простые, на них написаны задания.

1 задание. Игра «Здоровые и больные слова» — нужно угадать здоровые и больные слова.

Если слово связано с болезнью вы будете приседать,со здоровьем подпрыгивать вверх : насморк, грипп, витамин, ангина, зарядка, кариес, фрукты, лекарства, мед, микроб, простуда, молоко, бронхит, овощи, инфекция, мыло, грязные руки, зубная паста.

Воспитатель. Посмотрите,волшебная палочка загорелась. Мы справились с первым заданием.

2 задание. Давайте посмотрим, какое следующее задание.

Нужно найти корзину с продуктами питания, в нем перемешаны полезные и вредные продукты. Надо в зеленую корзину положить полезные продукты а в красную вредные.

Игра «Полезно и вредно»

(чипсы, сладкие напитки, сухарики, жвачки; молоко,йогурт, овощи,фрукты)

Воспитатель. Дети, а кто из вас любит разноцветные сладкие газированные напитки? А как вы думаете, они полезны для вашего организма?

— А кому нравятся чипсы?А они полезные или нет?

— А давайте мы проведем опыт с напитками и чипсами и узнаем полезные они или нет.

Опыт со сладкими газированными напитками.

В одном стаканчике у вас налит газированный напиток, во второй стаканчик положите картонную воронку с ватным тампоном и перелейте сюда напиток.

Какого цвета стал ватный тампон (зеленого,желтого,красного)Да, эти напитки покрасили разными красками, а это вредно для здоровья,может заболеть живот,голова,печень,портятся зубки.

Опыт с чипсами.

— А теперь давайте внимательно рассмотрим чипсы. Они жирные,жареные,посыпанные различными приправами. Возьмите салфетку и прижмите ее к чипсам, что осталось на салфетке (жирные пятна). Возьмите стаканчик с водой и положите туда чипсы, размешайте ложечкой. Вода стала грязной, жирной. Как вы считаете можно кушать чипсы, почему?

Воспитатель. Дети посмотрите,палочка вновь загорелась, мы опять справились с заданием.

Воспитатель. Дети,вы наверное немного устали, давайте отдохнем и сделаем массаж спины.

Массаж «Капуста»

Мы капусту рубим,рубим

Мы капусту солим, солим

Мы капусту трем,трем

Мы капусту жмем, жмем

Порубили,посолили, потерли, пожали и в банку!

Воспитатель: Дети, у нас еще осталось задание. Давайте посмотрим,что здесь написано.

3 задание. Игра «Узнай на вкус»

Сейчас мы будем с вами дегустировать различные соки. Вы должны на вкус определить из чего они сделаны и положить возле них соответствующую картинку (апельсин,томат,яблоко,вишня,персик) .

— Как вы думаете они полезны для нашего организма? Какую пользу приносит апельсин, томат, яблоко, вишня, персик?

Воспитатель. Дети мы справились и с этим заданием,волшебная палочка очень ярко горит,но у нас еще остались следы. Давайте посмотрим,какое следующее задание.

4 задание:

Воспитатель. Нам нужно с вами сходить в магазин и выбрать полезные продукты. Игра «Магазин»

1. В мире лучшая награда – это плитка шоколада.

В мире лучшая награда – это ветка винограда.

2. Знайте дамы,господа: «Сникерс» — лучшая еда.

Будешь кушать «Сникерс» сладкий- будут зубы не в порядке.

Если кто не верит, пусть на себе проверит.

3. Я собою очень горд, я купил сегодня Торт.

Фрукты,овощи полезней, защищают от болезней.

4. Стать здоровым мне помог с красным кетчупом хот-дог.

Будешь есть хот-доги, через год протянешь ноги.

5. Буду учиться я в школе, если выпью пепси-колы

Обопьешься пепси-колы, не дойдешь дружок до школы.

6. Дает силы нам всегда очень жирная еда.

Дает силы нам всегда витаминная еда.

Воспитатель. Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты. Дети, палочка вновь загорелась,это означает, что мы снова справились с задачей. У нас осталось последнее задание.

5задание. Контрастотермия.

Воспитатель. Дети, злая Волшебница заморозила наши фрукты. Она не хочет чтобы нам и Развивайчику достались полезные витамины и мы все были здоровые и веселые. Нужно спасти витамины (дети достают замороженные кусочки фруктов и опускают в теплую воду, затем выкладывают их на тарелочку).

Воспитатель. Дети, все задания мы с вами выполнили. Ой,вы слышите? (играет веселая музыка). Какая музыка играет? Это означает, что колдовские чары упали и Развивайка скоро к нам вернется и мы вместе будем есть наши витамины.

Молодцы,дети, вы были внимательные, дружные, справились со всеми заданиями.

А что вам понравилось на занятии?

Литература:

1. Общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, 2014.

2. Формирование валеологического сознания (Дошкольное образование, 2005г.).

3. „Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей” Л. Ф. Тихомирова.

4.Периодические издания: „Детский сад, „Дошкольное воспитание”.

Источник