Верхний слой земной коры полезные ископаемые
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 марта 2019;
проверки требует 1 правка.
Земна́я кора́ — внешняя твёрдая оболочка (кора) Земли, верхняя часть литосферы[1]. С внешней стороны большая часть коры покрыта гидросферой, а меньшая находится под воздействием атмосферы.
Описание[править | править код]
Земная кора схожа по структуре с корой большинства планет земной группы, за исключением Меркурия. Кроме того, кора схожего типа есть на Луне и многих спутниках планет-гигантов. При этом Земля уникальна тем, что обладает корой двух типов: континентальной и океанической. Для земной коры характерны постоянные движения: горизонтальные и колебательные.
Большей частью кора состоит из базальтов. Масса земной коры оценивается в 2,8⋅1019 тонн (из них 21 % — океаническая кора и 79 % — континентальная). Кора составляет лишь 0,473 % общей массы Земли.
Ниже коры находится мантия, которая отличается составом и физическими свойствами — она более плотная, содержит в основном тугоплавкие элементы. Разделяет кору и мантию граница Мохоровичича, на которой происходит резкое увеличение скоростей сейсмических волн.
Океаническая кора[править | править код]
Океаническая кора состоит главным образом из базальтов. Согласно теории тектоники плит, она непрерывно образуется в срединно-океанических хребтах, расходится от них и поглощается в мантию в зонах субдукции. Поэтому океаническая кора относительно молодая, и самые древние её участки датируются поздней юрой.
Толщина океанической коры практически не меняется со временем, поскольку в основном она определяется количеством расплава, выделившегося из материала мантии в зонах срединно-океанических хребтов. До некоторой степени влияние оказывает толщина осадочного слоя на дне океанов. В разных географических областях толщина океанической коры колеблется в пределах 5—10 километров (9—12 километров вместе с водой)[1].
В рамках стратификации Земли по механическим свойствам, океаническая кора относится к океанической литосфере. Толщина океанической литосферы, в отличие от коры, зависит в основном от её возраста. В зонах срединно-океанических хребтов астеносфера подходит очень близко к поверхности, и литосферный слой практически полностью отсутствует. По мере удаления от зон срединно-океанических хребтов толщина литосферы сначала растёт пропорционально её возрасту, затем скорость роста снижается. В зонах субдукции толщина океанической литосферы достигает наибольших значений, составляя 130—140 километров.
Континентальная кора[править | править код]
Континентальная (материковая) кора имеет трёхслойное строение. Верхний слой представлен прерывистым покровом осадочных пород, который развит широко, но редко имеет большую мощность. Большая часть коры сложена под верхней корой — слоем, состоящим главным образом из гранитов и гнейсов, обладающих низкой плотностью и древней историей. Исследования показывают, что большая часть этих пород образовались очень давно, около 3 миллиардов лет назад. Ниже находится нижняя кора, состоящая из метаморфических пород — гранулитов и им подобных.
Состав континентальной коры[править | править код]
Земную кору составляет сравнительно небольшое число элементов. Около половины массы земной коры приходится на кислород, более 25 % — на кремний. Всего 18 элементов: O, Si, Al, Fe, Ca, Na, K, Mg, H, Ti, C, Cl, P, S, N, Mn, F, Ba — составляют 99,8 % массы земной коры (см. таблицу ниже).
Распространённость элементов[2][3]
Элемент | Порядковый номер | Содержание, % массы | Молярная масса | Содержание, % кол-во в-ва |
---|---|---|---|---|
Кислород | 8 | 49,13 | 16 | 53,52 |
Кремний | 14 | 26,0 | 28,1 | 16,13 |
Алюминий | 13 | 7,45 | 27 | 4,81 |
Железо | 26 | 4,2 | 55,8 | 1,31 |
Кальций | 20 | 3,25 | 40,1 | 1,41 |
Натрий | 11 | 2,4 | 23 | 1,82 |
Калий | 19 | 2,35 | 39,1 | 1,05 |
Магний | 12 | 2,35 | 34,3 | 1,19 |
Водород | 1 | 1,00 | 1 | 17,43 |
Титан | 22 | 0,61 | 47,9 | 0,222 |
Углерод | 6 | 0,35 | 12 | 0,508 |
Хлор | 17 | 0,2 | 35,5 | 0,098 |
Фосфор | 15 | 0,125 | 31,0 | 0,070 |
Сера | 16 | 0,1 | 32,1 | 0,054 |
Марганец | 25 | 0,1 | 54,9 | 0,032 |
Фтор | 9 | 0,08 | 19,0 | 0,073 |
Барий | 56 | 0,05 | 137,3 | 0,006 |
Азот | 7 | 0,04 | 14,0 | 0,050 |
Остальные | — | ~0,2 | — | — |
Определение состава верхней континентальной коры стало одной из первых задач, которую взялась решать молодая наука геохимия. Собственно из попыток решения этой задачи и появилась геохимия. Эта задача весьма сложна, поскольку земная кора состоит из множества пород разнообразного состава. Даже в пределах одного геологического тела состав пород может сильно варьировать. В разных районах могут быть распространены совершенно разные типы пород. В свете всего этого и возникла задача определения общего, среднего состава той части земной коры, что выходит на поверхность на континентах. С другой стороны, сразу же возник вопрос о содержательности этого термина.
Первая оценка состава верхней земной коры была сделана Франком Кларком. Кларк был сотрудником геологической службы США и занимался химическим анализом горных пород. После многих лет аналитических работ, он обобщил результаты анализов и рассчитал средний состав пород. Он предположил, что многие тысячи образцов, по сути, случайно отобранных, отражают средний состав земной коры (см. Кларки элементов). Эта работа Кларка вызвала фурор в научном сообществе. Она подверглась жёсткой критике, так как многие исследователи сравнивали такой способ с получением «средней температуры по больнице, включая морг». Другие исследователи считали, что этот метод подходит для такого разнородного объекта, каким является земная кора. Полученный Кларком состав земной коры был близок к граниту.
Следующую попытку определить средний состав земной коры предпринял Виктор Гольдшмидт. Он сделал предположение, что ледник, двигающийся по континентальной коре, соскребает все выходящие на поверхность породы, смешивает их. В результате породы, отлагающиеся в результате ледниковой эрозии, отражают состав средней континентальной коры. Гольдшмидт проанализировал состав ленточных глин, отлагавшихся в Балтийском море во время последнего оледенения. Их состав оказался удивительно близок к среднему составу, полученному Кларком. Совпадение оценок, полученных столь разными методами, стало сильным подтверждением геохимических методов.
Впоследствии определением состава континентальной коры занимались многие исследователи. Широкое научное признание получили оценки Виноградова, Ведеполя, Ронова и Ярошевского.
Некоторые новые попытки определения состава континентальной коры строятся на разделении её на части, сформированные в различных геодинамических обстановках.
Граница между верхней и нижней корой[править | править код]
Для изучения строения земной коры применяются косвенные геохимические и геофизические методы, но непосредственные данные можно получить в результате глубинного бурения. При проведении научного глубинного бурения часто ставится вопрос о природе границы между верхней (гранитной) и нижней (базальтовой) континентальной корой. Для изучения этого вопроса в СССР была пробурена Саатлинская скважина. В районе бурения наблюдалась гравитационная аномалия, которую связывали с выступом фундамента. Но бурение показало, что под скважиной находится интрузивный массив. При бурении Кольской сверхглубокой скважины граница Конрада также не была достигнута.
В 2005 году в печати обсуждалась возможность проникновения к границе Мохоровичича и в верхнюю мантию с помощью самопогружающихся вольфрамовых капсул, обогреваемых теплом распадающихся радионуклидов[4].
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Земная кора / Люстих Е. Н. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ Химия цемента и вяжущих веществ: Учеб. пособие / Н. А. Андреева; СПбГСУ. — СПб., 2011. — 67 с.
- ↑ Определитель минералов / Т. Б. Здорик; — М., 1978. — 325 с.
- ↑ M.I. Ojovan, F.G.F. Gibb, P.P. Poluektov, E.P. Emets. Probing of the interior layers of the Earth with self-sinking capsules. Atomic Energy, 99, No. 2, 556—562.
Ссылки[править | править код]
Источник
Глоссарий
Астеносфера — расположенный на глубине около 150-200 км частично расплавленный, находящийся в вязком состоянии слой.
Лава — лишенная газов, застывшая на поверхности Земли магма.
Магма — огненная масса в слое астеносферы, расплавленная, содержащая большое количество газов.
Литосферные плиты — гигантские участки земной коры, свободно перемещающиеся по вязкому слою мантии.
Области складчатости — участки земной коры между плитами литосферы, находящиеся в относительном движении, в рельефе им соответствуют горные системы суши и дна морей.
Определение литосферы
Литосферой (λίθος – «камень» и σφαίρα – «шар») называют твердую земную оболочку, которая полностью покрывает планету, защищая ее от достигающей 60000 °С температуры раскаленного ядра. Литосфера расположена между атмосферой и гидросферой сверху и астеносферой снизу. Толщина твердой оболочки Земли не однородна, и на различных участках составляет от десятков до нескольких сотен километров.
Пангея
Несмотря на солидный возраст, формирование планеты не окончено до сих пор. И тонкая поверхность коры, что является домом для человека, растений и животных, и горячие недра находятся в постоянном движении. Меняются очертания материков, рельеф местности, климатические условия.
Глядя на современные космические снимки планеты с очертанием шести отдельных континентов, сложно поверить, что около 250 миллионов лет назад на планете существовал единый сверхконтинент, носящий название Пангея.
В результате активных процессов в недрах планеты единый материк раскололся на современные континенты, которые, благодаря медленному, от 2.5 см до 7 см в год (по данным различных источников), движению тектонических плит за миллионы лет удалились на максимальное расстояние. Доказательства этой теории подробно изложены на странице 178 учебника «География. Землеведение 5-6 классы» под редакцией Климановой О. А.
Поднимаясь на царапающие облака горы или спускаясь в недра океана, человек считает себя покорителем природы, но ни один рукотворный небоскреб не сравнился по высоте с горами, и ни один батискаф не спустился в самую глубокую Марианскую впадину.
Поверхность литосферы не сплошная, а представлена отдельными плитами, которые в некоторых местах находят друг друга, образуя горные хребты или расходятся, формируя морские впадины.
В строении литосферы ученые выделяют восемь крупных плит и значительное количество более мелких. Плиты не зафиксированы неподвижно, а медленно передвигаются по горячей и жидкой астеносфере, образуя в местах стыков пластин зоны сейсмической активности.
География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник
Учебник адресован учащимся 5-6 классов и входит в линию учебников по географии под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева. Методический аппарат учебника хорошо проработан и отражает замысел развивающего и личностно-ориентированного обучения; возможность параллельной работы с электронным приложением к учебнику способствует эффективному усвоению учебного материала. Учебник особенно подходит для гимназий и классов с углублённым изучением гуманитарных предметов.
Купить
Крупнейшие тектонические плиты:
- Австралийская плита
- Антарктическая плита
- Африканская плита
- Евразийская плита
- Индостанская плита
- Тихоокеанская плита
- Северо-Американская плита
- Южно-Американская плита
Строение литосферы
Если смотреть на Землю в поперечном разрезе вдоль полюсов, то можно выделить: земную кору, пограничный слой, мантию, ядро.
К литосфере относятся: земная кора, переходный слой и самый верхний, вязкий слой мантии.
Литосфера, о которой мы ведем сейчас речь — это всего лишь около 1% от радиуса земли, но именно этот 1% позволяет существовать жизни на планете.
Земная кора — самый верхний слой литосферы. В неоднородности земной коры можно убедиться, стоя на берегу и глядя на обрыв скромной реки, где слои различных пород находятся друг над другом. Найденные при раскопках полезные ископаемые (нефть, газ, железная руда, алмазы) рассказывают ученым о процессах, происходящих на планете миллионы лет назад.
Земная кора — не только самый верхний слой литосферы, но и самый тонкий — ее размер составляет от 80 километров на горных участках планеты до 30 км на равнинных. По типу земная кора делится на океаническую и материковую. Такое деление характерно только для Земли, на остальных планетах такого разделения нет, если верить показаниям космических зондов и планетоходов.
В коре материкового типа выделяют три слоя пород:
- осадочный — сформирован породами осадочного и вулканического происхождения;
- гранитный — сформирован породами метаморфического горного происхождения, которые представлен кварцем и полевым шпатом;
- базальтовый — в формировании участвовали магматические породы.
Океаническая кора состоит из осадочного и базальтового слоев.
Под земной корой, в точности повторяя ее очертания, и отделяя ее от мантии, расположен пограничный слой или поверхность Мохоровичича. Граница Мохоровичича представляет собой тонкий слой из пепла, который образуется в результате электроразрядных молний, протекающих в верхнем слое мантии.
Огромное давление между мантией и земной корой привело к тому, что слой пепла спрессовался и при пропускании сейсмических волн ведет себя как плотное, практически монолитное вещество. Поверхность Мохоровичича выполняет гидро-, электро- и теплоизоляционную функции.
Мантия делится на два слоя:
- верхний, который относится к литосфере;
- нижний, окутывающий раскаленное ядро.
Ядро, жидкое снаружи и плотное внутри, состоит преимущественно из железа и никеля.
В верхнем слое мантии образуется раскаленная магма, ищущая свой выход через разломы в земной коре в местах соприкосновения тектонических плит. И именно в недрах обычный уголь под действием давления и температуры превращается в самый прочный (и к тому же драгоценный) камень — алмаз.
Способы изучения земной коры
Вы спросите, откуда ученым это известно? Ведь толщина земной коры составляет около 60-70 километров, а буровые установки, созданные человеком, достигли глубины чуть более 12 километров.
Про один из способов изучения земных недр рассказывается на странице 86 учебника «География. Землеведение. 5-6 классы» под редакцией Климановой О.А.
Вулканы — смертельно опасные, но в тоже время впечатляющие и завораживающие доказательства огненных процессов, происходящих в земных недрах. Преодолев сопротивление земной коры, на поверхность под давлением выбрасывается раскаленная магма, которая, остывая в атмосфере, превращается в реки лавы, несущие вулканические камни и газ, а с ними сведения для ученых о процессах, происходящих глубоко внутри Земли.
По линиям глубинных разломов земной коры расположены активные действующие вулканы. Тихоокеанское огненное кольцо, в которое входят вулканы Камчатки, Японии, Филиппинских островов, Индонезии, Мексики, Алеутских островов, Южной Америки и Огненной Земли дает ученым ответы на вопросы, а наблюдателям — незабываемое зрелище.
Но «дыхание» планеты и ее активную жизнь можно увидеть и на менее разрушительных примерах.
Среди древних городских развалин небольшого городка Поццуоли, расположенного на берегах Неаполитанского залива, в центре города есть остатки древнего храма и прилегающей к нему рыночной площади, построенных более двух тысяч лет назад, еще во времена Римской Империи. Даже невооруженным глазом заметно, что мраморные колонны изъедены морскими камнеточцами почти на 6 метров в высоту.
Из исторических хроник известно, что к XIII веку городская площадь опустилась ниже уровня моря. Однако произошло это не одномоментно, в результате землетрясения или другого катаклизма, а медленно, год за годом. В течение трех веков остатки зданий были затоплены,затем суша неспеша начала подниматься. К 1800 году руины вновь оказались выше уровня моря, и любознательные туристы могут своими глазами наблюдать уникальное явление брадисеймса, когда слой магмы настолько близко подходит к земной коре, что в результате подземных движений поверхность Земли поднимается и опускается.
География. Страноведение. 7 класс. Учебник
Учебник предназначен для учащихся 7 классов и входит в линию учебников под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева. В учеьнике увеличена доля страноведческой информации, причём все страны и территории рассматриваются с учётом взаимосвязей природы и хозяйства, материальной и духовной культуры населения. Первостепенное внимание уделено странам Евразии — «родного материка» россиян; в числе стран Евразии рассматривается и Россия.
Купить
Методические советы
С помощью наводящих вопросов и наглядного материала в виде таблиц и схем ребята узнают о движении литосферных плит, указывая на карте их границы.
Ребята схематически зарисовывают строение материковой и океанической коры.
Затем рассматривают образцы минералов различного происхождения, определяют отличия между представителями разных литосферных слоев.
Заключительный этап — тестирование по теме.
Темы докладов
- От Пангеи до 6 континентов.Движение литосферных плит
- Сокровища недр Земли
- Три жизни углерода: от графита до алмаза
- Чем богаты, тем и рады. Полезные ископаемые родного края
ТЕСТ
- Как называется твердая оболочка Земли?
- литосфера +
- наносфера
- атмосфера
- Пангея — это…
- имя древнегреческой богини плодородия
- название единого континента, когда-то существовавшего на планете Земля +
- название планеты в Крабовидной Туманности
- Что называют Тихоокеанским огненным кольцом?
- пожары на нефтяных танкерах в Тихом океане
- активные действующие вулканы,расположенные по линиям глубинных разломов земной коры +
- рой светящегося планктона, видимый в Тихом океане ночью
- Какое еще явление свидетельствует о «дыхании» планеты?
- космонавтика
- тектоника
- брадисеймс +
- Поверхность Мохоровичича расположена…
- между земной корой и верхним слоем магмы +
- между базальтовым и осадочными слоями земной коры
- между нижним слоем магмы и земным ядром
#ADVERTISING_INSERT#
Источник
Çåìíàÿ êîðà èìååò îãðîìíîå çíà÷åíèå äëÿ íàøåé æèçíè, äëÿ èññëåäîâàíèé íàøåé ïëàíåòû.
Ýòî ïîíÿòèå òåñíî ñâÿçàíî ñ äðóãèìè, õàðàêòåðèçóþùèìè ïðîöåññû, ïðîèñõîäÿùèå âíóòðè è íà ïîâåðõíîñòè Çåìëè.
×òî òàêîå çåìíàÿ êîðà è ãäå îíà íàõîäèòñÿ
Çåìëÿ èìååò öåëîñòíóþ è íåïðåðûâíóþ îáîëî÷êó, â êîòîðóþ âõîäÿò: çåìíàÿ êîðà, òðîïîñôåðà è ñòðàòîñôåðà, ÿâëÿþùèåñÿ íèæíåé ÷àñòüþ àòìîñôåðû, ãèäðîñôåðà, áèîñôåðà è àíòðîïîñôåðà.
Îíè òåñíî âçàèìîäåéñòâóþò, ïðîíèêàÿ äðóã â äðóãà è ïîñòîÿííî îáìåíèâàÿñü ýíåðãèåé è âåùåñòâîì.
Çåìíîé êîðîé ïðèíÿòî íàçûâàòü âíåøíþþ ÷àñòü ëèòîñôåðû — òâåðäîé îáîëî÷êè ïëàíåòû. Áîëüøóþ ÷àñòü åå âíåøíåé ñòîðîíû ïîêðûâàåò ãèäðîñôåðà. Íà îñòàëüíóþ, ìåíüøóþ ÷àñòü âîçäåéñòâóåò àòìîñôåðà.
ñëîè çåìíîé êîðû ôîòî
Ïîä êîðîé Çåìëè íàõîäèòñÿ áîëåå ïëîòíàÿ è òóãîïëàâêàÿ ìàíòèÿ. Èõ ðàçäåëÿåò óñëîâíàÿ ãðàíèöà, íàçâàííàÿ èìåíåì õîðâàòñêîãî ó÷åíîãî Ìîõîðîâè÷à. Åå îñîáåííîñòü — â ðåçêîì óâåëè÷åíèè ñêîðîñòè ñåéñìè÷åñêèõ êîëåáàíèé.
×òîáû ïîëó÷èòü ïðåäñòàâëåíèå î çåìíîé êîðå, èñïîëüçóþòñÿ ðàçëè÷íûå íàó÷íûå ìåòîäû. Îäíàêî ïîëó÷åíèå êîíêðåòíûõ ñâåäåíèé âîçìîæíî ëèøü ñïîñîáàìè áóðåíèÿ íà áîëüøóþ ãëóáèíó.
Îäíîé èç çàäà÷ òàêîãî èññëåäîâàíèÿ áûëî óñòàíîâëåíèå ïðèðîäû ãðàíèöû ìåæäó âåðõíåé è íèæíåé êîíòèíåíòàëüíîé êîðîé. Îáñóæäàëèñü âîçìîæíîñòè ïðîíèêíîâåíèÿ â âåðõíþþ ìàíòèþ ñ ïîìîùüþ ñàìîíàãðåâàþùèõñÿ êàïñóë èç òóãîïëàâêèõ ìåòàëëîâ.
Ñòðîåíèå çåìíîé êîðû
Ïîä êîíòèíåíòàìè âûäåëÿþòñÿ åå îñàäî÷íûé, ãðàíèòíûé è áàçàëüòîâûé ñëîè, òîëùèíà êîòîðûõ â ñîâîêóïíîñòè ñîñòàâëÿåò äî 80 êì. Ãîðíûå ïîðîäû, íàçûâàåìûå îñàäî÷íûìè, îáðàçîâàëèñü â ðåçóëüòàòå îñàæäåíèÿ âåùåñòâ íà ñóøå è â âîäå. Ðàñïîëàãàþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ïëàñòàìè.
ñòðîåíèå çåìíîé êîðû ôîòî
Çäåñü âñòðå÷àþòñÿ:
- ãëèíû
- ãëèíèñòûå ñëàíöû
- ïåñ÷àíèêè
- êàðáîíàòíûå ïîðîäû
- ïîðîäû âóëêàíè÷åñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ
- êàìåííûé óãîëü è äðóãèå ïîðîäû.
Îñàäî÷íûé ñëîé ïîìîãàåò ãëóáæå óçíàòü î ïðèðîäíûõ óñëîâèÿõ íà çåìëå, êîòîðûå áûëè íà ïëàíåòå â íåçàïàìÿòíûå âðåìåíà. Ó òàêîãî ñëîÿ ìîæåò áûòü ðàçëè÷íàÿ òîëùèíà.  íåêîòîðûõ ìåñòàõ åãî ìîæåò íå áûòü âîîáùå, â äðóãèõ, ïðåèìóùåñòâåííî áîëüøèõ óãëóáëåíèÿõ, ìîæåò ñîñòàâëÿòü 20-25 êì.
Òåìïåðàòóðà çåìíîé êîðû
Âàæíûì ýíåðãåòè÷åñêèì èñòî÷íèêîì äëÿ îáèòàòåëåé Çåìëè ÿâëÿåòñÿ òåïëî åå êîðû.
Òåìïåðàòóðà óâåëè÷èâàåòñÿ ïî ìåðå óãëóáëåíèÿ â íåå. Ñàìûé áëèçêèé ê ïîâåðõíîñòè 30-ìåòðîâûé ñëîé, èìåíóåìûé ãåëèîìåòðè÷åñêèì, ñâÿçàí ñ òåïëîì ñîëíöà è êîëåáëåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ñåçîíà.
 ñëåäóþùåì, áîëåå òîíêîì ñëîå, êîòîðûé óâåëè÷èâàåòñÿ â êîíòèíåíòàëüíîì êëèìàòå, òåìïåðàòóðà ïîñòîÿííà è ñîîòâåòñòâóåò ïîêàçàòåëÿì êîíêðåòíîãî ìåñòà èçìåðåíèÿ.
 ãåîòåðìè÷åñêîì ñëîå êîðû òåìïåðàòóðà ñâÿçàíà ñ âíóòðåííèì òåïëîì ïëàíåòû è ðàñòåò ïî ìåðå óãëóáëåíèÿ â íåå. Îíà â ðàçíûõ ìåñòàõ ðàçíàÿ è çàâèñèò îò ñîñòàâà ýëåìåíòîâ, ãëóáèíû è óñëîâèé èõ ðàñïîëîæåíèÿ.
òåìïåðàòóðà çåìëè ôîòî
Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî òåìïåðàòóðà â ñðåäíåì ïîâûøàåòñÿ íà òðè ãðàäóñà ïî ìåðå óãëóáëåíèÿ íà êàæäûå 100 ìåòðîâ.  îòëè÷èå îò êîíòèíåíòàëüíîé ÷àñòè òåìïåðàòóðà ïîä îêåàíàìè ðàñòåò áûñòðåå.
Ïîñëå ëèòîñôåðû ðàñïîëàãàåòñÿ ïëàñòè÷íàÿ âûñîêîòåìïåðàòóðíàÿ îáîëî÷êà, òåìïåðàòóðà, êîòîðîé ñîñòàâëÿåò 1200 ãðàäóñîâ. Íàçûâàåòñÿ îíà àñòåíîñôåðîé.  íåé åñòü ìåñòà ñ ðàñïëàâëåííîé ìàãìîé.
Ïðîíèêàÿ â çåìíóþ êîðó, àñòåíîñôåðà ìîæåò èçëèâàòü ðàñïëàâëåííóþ ìàãìó, âûçûâàÿ ÿâëåíèÿ âóëêàíèçìà.
Õàðàêòåðèñòèêà Çåìíîé êîðû
Çåìíàÿ êîðà îáëàäàåò ìàññîé ìåíåå ïîë-ïðîöåíòà âñåé ìàññû ïëàíåòû. Îíà ÿâëÿåòñÿ íàðóæíîé îáîëî÷êîé êàìåííîãî ñëîÿ, â êîòîðîì ïðîèñõîäèò äâèæåíèÿ âåùåñòâà. Ýòîò ñëîé, êîòîðûé èìååò ïëîòíîñòü âäâîå ìåíüøóþ, ÷åì ó Çåìëè. Åãî òîëùèíà ìåíÿåòñÿ â ïðåäåëàõ 50-200 êì.
Óíèêàëüíîñòü çåìíîé êîðû â òîì, ÷òî îíà ìîæåò áûòü êîíòèíåíòàëüíîãî è îêåàíè÷åñêîãî òèïîâ. Ó êîíòèíåíòàëüíîé êîðû òðè ñëîÿ, âåðõíèé èç êîòîðûõ ñôîðìèðîâàí çà ñ÷åò îñàäî÷íûõ ïîðîä. Îêåàíè÷åñêàÿ êîðà ñðàâíèòåëüíî ìîëîäà è åå òîëùèíà ìåíÿåòñÿ íåçíà÷èòåëüíî. Îáðàçóåòñÿ îíà çà ñ÷åò âåùåñòâ ìàíòèè èç îêåàíè÷åñêèõ õðåáòîâ.
çåìíàÿ êîðà õàðàêòåðèñòèêà ôîòî
Òîëùèíà ñëîÿ êîðû ïîä îêåàíàìè ñîñòàâëÿåò 5-10 êì. Åå îñîáåííîñòü â ïîñòîÿííûõ ãîðèçîíòàëüíûõ è êîëåáàòåëüíûõ äâèæåíèÿõ. Áîëüøóþ ÷àñòü êîðû ïðåäñòàâëÿþò áàçàëüòû.
Âíåøíÿÿ ÷àñòü çåìíîé êîðû ÿâëÿåòñÿ òâåðäîé îáîëî÷êîé ïëàíåòû. Åå còðîåíèå îòëè÷àåòñÿ íàëè÷èåì ïîäâèæíûõ îáëàñòåé è îòíîñèòåëüíî ñòàáèëüíûõ ïëàòôîðì. Ëèòîñôåðíûå ïëèòû äâèãàþòñÿ îòíîñèòåëüíî äðóã äðóãà. Äâèæåíèå ýòèõ ïëèò ìîæåò âûçûâàòü çåìëåòðÿñåíèÿ è äðóãèå êàòàêëèçìû. Çàêîíîìåðíîñòè òàêèõ äâèæåíèé èññëåäóþòñÿ òåêòîíè÷åñêîé íàóêîé.
Ôóíêöèè çåìíîé êîðû
Ê îñíîâíûì ôóíêöèÿì çåìíîé êîðû ïðèíÿòî îòíîñèòü:
- ðåñóðñíóþ;
- ãåîôèçè÷åñêóþ;
- ãåîõèìè÷åñêóþ.
Ïåðâàÿ èç íèõ îáîçíà÷àåò íàëè÷èå ðåñóðñíîãî ïîòåíöèàëà Çåìëè. Îí ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé â ïåðâóþ î÷åðåäü ñîâîêóïíîñòü çàïàñîâ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, íàõîäÿùèõñÿ â ëèòîñôåðå. Êðîìå òîãî, ðåñóðñíàÿ ôóíêöèÿ âêëþ÷àåò â ñåáÿ ðÿä ôàêòîðîâ ñðåäû îáèòàíèÿ, îáåñïå÷èâàþùèõ æèçíü ÷åëîâåêà è äðóãèõ áèîëîãè÷åñêèõ îáúåêòîâ. Îäíèì èç íèõ ÿâëÿåòñÿ òåíäåíöèÿ îáðàçîâàíèÿ äåôèöèòà òâåðäîé ïîâåðõíîñòè.
òàê äåëàòü íåëüçÿ. ñïàñåì íàøó Çåìëþ ôîòî
Òåïëîâûå, øóìîâûå è ðàäèàöèîííûå ýôôåêòû ðåàëèçóþò ãåîôèçè÷åñêóþ ôóíêöèþ. Íàïðèìåð, âîçíèêàåò ïðîáëåìà åñòåñòâåííîãî ðàäèàöèîííîãî ôîíà, êîòîðûé íà çåìíîé ïîâåðõíîñòè â îñíîâíîì áåçîïàñåí. Îäíàêî â òàêèõ ñòðàíàõ êàê Áðàçèëèÿ è Èíäèÿ îí â ñîòíè ðàç ìîæåò ïðåâûøàòü äîïóñòèìûé. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî åãî èñòî÷íèêîì ÿâëÿåòñÿ ðàäîí è ïðîäóêòû åãî ðàñïàäà, à òàêæå íåêîòîðûå âèäû ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.
Ãåîõèìè÷åñêàÿ ôóíêöèÿ ñâÿçàíà ñ ïðîáëåìàìè õèìè÷åñêîãî çàãðÿçíåíèÿ, âðåäíîãî äëÿ ÷åëîâåêà è äðóãèõ ïðåäñòàâèòåëåé æèâîòíîãî ìèðà.  ëèòîñôåðó ïîïàäàþò ðàçëè÷íûå âåùåñòâà, îáëàäàþùèå òîêñè÷åñêèìè, êàíöåðîãåííûìè è ìóòàãåííûìè ñâîéñòâàìè.
Îíè áåçîïàñíû, êîãäà íàõîäÿòñÿ â íåäðàõ ïëàíåòû. Èçâëå÷åííûå èç íèõ öèíê, ñâèíåö, ðòóòü, êàäìèé è äðóãèå òÿæåëûå ìåòàëëû ìîãóò ïðåäñòàâëÿòü áîëüøóþ îïàñíîñòü.  ïåðåðàáîòàííîì òâåðäîì, æèäêîì è ãàçîîáðàçíîì âèäå îíè ïîïàäàþò â îêðóæàþùóþ ñðåäó.
Èç ÷åãî ñîñòîèò Çåìíàÿ êîðà
 ñðàâíåíèè ñ ìàíòèåé è ÿäðîì êîðà Çåìëè ÿâëÿåòñÿ õðóïêèì, æåñòêèì è òîíêèì ñëîåì. Îíà ñîñòîèò èç ñðàâíèòåëüíî ëåãêîãî âåùåñòâà, âêëþ÷àþùåãî â ñâîé ñîñòàâ ïîðÿäêà 90 ïðèðîäíûõ ýëåìåíòîâ. Îíè ñîäåðæàòñÿ â ðàçíûõ ìåñòàõ ëèòîñôåðû è ñ ðàçíîé ñòåïåíüþ êîíöåíòðàöèè.
ñîñòàâ çåìíîé êîðû ôîòî
Îñíîâíûìè ÿâëÿþòñÿ:
êèñëîðîä
êðåìíèé
àëþìèíèé,
æåëåçî,
êàëèé,
êàëüöèé,
íàòðèé
ìàãíèé.
98 ïðîöåíòîâ çåìíîé êîðû ñîñòîèò èç íèõ.  òîì ÷èñëå îêîëî ïîëîâèíû ñîñòàâëÿåò êèñëîðîä, ñâûøå ÷åòâåðòè — êðåìíèé. Áëàãîäàðÿ èõ êîìáèíàöèÿì îáðàçóþòñÿ òàêèå ìèíåðàëû êàê àëìàç, ãèïñ, êâàðö è ïð. Íåñêîëüêèõ ìèíåðàëîâ ìîãóò îáðàçîâàòü ãîðíóþ ïîðîäó.
Èíòåðåñíûå ôàêòû
- Ñâåðõãëóáîêàÿ ñêâàæèíà íà Êîëüñêîì ïîëóîñòðîâå äàëà âîçìîæíîñòü ïîçíàêîìèòüñÿ ñ îáðàçöàìè ìèíåðàëîâ ñ 12-êèëîìåòðîâîé ãëóáèíû, ãäå áûëè îáíàðóæåíû ïîðîäû, áëèçêèå ê ãðàíèòàì è ãëèíèñòûì ñëàíöàì.
- Ñàìàÿ áîëüøàÿ òîëùèíà êîðû (îêîëî 70 êì) âûÿâëåíà ïîä ãîðíûìè ñèñòåìàìè. Ïîä ðàâíèííûìè ó÷àñòêàìè îíà 30-40 êì, à ïîä îêåàíàìè — ëèøü 5-10 êì.
- Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü êîðû îáðàçóåò äðåâíèé íèçêîïëîòíûé âåðõíèé ñëîé, ñîñòîÿùèé ïðåèìóùåñòâåííî èç ãðàíèòîâ è ãëèíèñòûõ ñëàíöåâ.
- Ñòðóêòóðà çåìíîé êîðû íàïîìèíàåò êîðó ìíîãèõ ïëàíåò, â òîì ÷èñëå íà Ëóíå è èõ ñïóòíèêàõ.
Источник