Верхний слой земной коры полезные ископаемые

Верхний слой земной коры полезные ископаемые thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 марта 2019;
проверки требует 1 правка.

Земна́я кора́ — внешняя твёрдая оболочка (кора) Земли, верхняя часть литосферы[1]. С внешней стороны большая часть коры покрыта гидросферой, а меньшая находится под воздействием атмосферы.

Описание[править | править код]

Земная кора схожа по структуре с корой большинства планет земной группы, за исключением Меркурия. Кроме того, кора схожего типа есть на Луне и многих спутниках планет-гигантов. При этом Земля уникальна тем, что обладает корой двух типов: континентальной и океанической. Для земной коры характерны постоянные движения: горизонтальные и колебательные.

Большей частью кора состоит из базальтов. Масса земной коры оценивается в 2,8⋅1019 тонн (из них 21 % — океаническая кора и 79 % — континентальная). Кора составляет лишь 0,473 % общей массы Земли.

Ниже коры находится мантия, которая отличается составом и физическими свойствами — она более плотная, содержит в основном тугоплавкие элементы. Разделяет кору и мантию граница Мохоровичича, на которой происходит резкое увеличение скоростей сейсмических волн.

Океаническая кора[править | править код]

Океаническая кора состоит главным образом из базальтов. Согласно теории тектоники плит, она непрерывно образуется в срединно-океанических хребтах, расходится от них и поглощается в мантию в зонах субдукции. Поэтому океаническая кора относительно молодая, и самые древние её участки датируются поздней юрой.

Толщина океанической коры практически не меняется со временем, поскольку в основном она определяется количеством расплава, выделившегося из материала мантии в зонах срединно-океанических хребтов. До некоторой степени влияние оказывает толщина осадочного слоя на дне океанов. В разных географических областях толщина океанической коры колеблется в пределах 5—10 километров (9—12 километров вместе с водой)[1].

В рамках стратификации Земли по механическим свойствам, океаническая кора относится к океанической литосфере. Толщина океанической литосферы, в отличие от коры, зависит в основном от её возраста. В зонах срединно-океанических хребтов астеносфера подходит очень близко к поверхности, и литосферный слой практически полностью отсутствует. По мере удаления от зон срединно-океанических хребтов толщина литосферы сначала растёт пропорционально её возрасту, затем скорость роста снижается. В зонах субдукции толщина океанической литосферы достигает наибольших значений, составляя 130—140 километров.

Континентальная кора[править | править код]

Континентальная (материковая) кора имеет трёхслойное строение. Верхний слой представлен прерывистым покровом осадочных пород, который развит широко, но редко имеет большую мощность. Большая часть коры сложена под верхней корой — слоем, состоящим главным образом из гранитов и гнейсов, обладающих низкой плотностью и древней историей. Исследования показывают, что большая часть этих пород образовались очень давно, около 3 миллиардов лет назад. Ниже находится нижняя кора, состоящая из метаморфических пород — гранулитов и им подобных.

Состав континентальной коры[править | править код]

Земную кору составляет сравнительно небольшое число элементов. Около половины массы земной коры приходится на кислород, более 25 % — на кремний. Всего 18 элементов: O, Si, Al, Fe, Ca, Na, K, Mg, H, Ti, C, Cl, P, S, N, Mn, F, Ba — составляют 99,8 % массы земной коры (см. таблицу ниже).

Распространённость элементов[2][3]

ЭлементПорядковый номерСодержание, % массыМолярная массаСодержание, % кол-во в-ва
Кислород849,131653,52
Кремний1426,028,116,13
Алюминий137,45274,81
Железо264,255,81,31
Кальций203,2540,11,41
Натрий112,4231,82
Калий192,3539,11,05
Магний122,3534,31,19
Водород11,00117,43
Титан220,6147,90,222
Углерод60,35120,508
Хлор170,235,50,098
Фосфор150,12531,00,070
Сера160,132,10,054
Марганец250,154,90,032
Фтор90,0819,00,073
Барий560,05137,30,006
Азот70,0414,00,050
Остальные~0,2 —

Определение состава верхней континентальной коры стало одной из первых задач, которую взялась решать молодая наука геохимия. Собственно из попыток решения этой задачи и появилась геохимия. Эта задача весьма сложна, поскольку земная кора состоит из множества пород разнообразного состава. Даже в пределах одного геологического тела состав пород может сильно варьировать. В разных районах могут быть распространены совершенно разные типы пород. В свете всего этого и возникла задача определения общего, среднего состава той части земной коры, что выходит на поверхность на континентах. С другой стороны, сразу же возник вопрос о содержательности этого термина.

Первая оценка состава верхней земной коры была сделана Франком Кларком. Кларк был сотрудником геологической службы США и занимался химическим анализом горных пород. После многих лет аналитических работ, он обобщил результаты анализов и рассчитал средний состав пород. Он предположил, что многие тысячи образцов, по сути, случайно отобранных, отражают средний состав земной коры (см. Кларки элементов). Эта работа Кларка вызвала фурор в научном сообществе. Она подверглась жёсткой критике, так как многие исследователи сравнивали такой способ с получением «средней температуры по больнице, включая морг». Другие исследователи считали, что этот метод подходит для такого разнородного объекта, каким является земная кора. Полученный Кларком состав земной коры был близок к граниту.

Следующую попытку определить средний состав земной коры предпринял Виктор Гольдшмидт. Он сделал предположение, что ледник, двигающийся по континентальной коре, соскребает все выходящие на поверхность породы, смешивает их. В результате породы, отлагающиеся в результате ледниковой эрозии, отражают состав средней континентальной коры. Гольдшмидт проанализировал состав ленточных глин, отлагавшихся в Балтийском море во время последнего оледенения. Их состав оказался удивительно близок к среднему составу, полученному Кларком. Совпадение оценок, полученных столь разными методами, стало сильным подтверждением геохимических методов.

Читайте также:  Полезные овощи и фрукты при мочекаменной болезни

Впоследствии определением состава континентальной коры занимались многие исследователи. Широкое научное признание получили оценки Виноградова, Ведеполя, Ронова и Ярошевского.

Некоторые новые попытки определения состава континентальной коры строятся на разделении её на части, сформированные в различных геодинамических обстановках.

Граница между верхней и нижней корой[править | править код]

Для изучения строения земной коры применяются косвенные геохимические и геофизические методы, но непосредственные данные можно получить в результате глубинного бурения. При проведении научного глубинного бурения часто ставится вопрос о природе границы между верхней (гранитной) и нижней (базальтовой) континентальной корой. Для изучения этого вопроса в СССР была пробурена Саатлинская скважина. В районе бурения наблюдалась гравитационная аномалия, которую связывали с выступом фундамента. Но бурение показало, что под скважиной находится интрузивный массив. При бурении Кольской сверхглубокой скважины граница Конрада также не была достигнута.
В 2005 году в печати обсуждалась возможность проникновения к границе Мохоровичича и в верхнюю мантию с помощью самопогружающихся вольфрамовых капсул, обогреваемых теплом распадающихся радионуклидов[4].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Земная кора / Люстих Е. Н. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. ↑ Химия цемента и вяжущих веществ: Учеб. пособие / Н. А. Андреева; СПбГСУ. — СПб., 2011. — 67 с.
  3. ↑ Определитель минералов / Т. Б. Здорик; — М., 1978. — 325 с.
  4. ↑ M.I. Ojovan, F.G.F. Gibb, P.P. Poluektov, E.P. Emets. Probing of the interior layers of the Earth with self-sinking capsules. Atomic Energy, 99, No. 2, 556—562.

Ссылки[править | править код]

Источник

Глоссарий

Астеносфера — расположенный на глубине около 150-200 км частично расплавленный, находящийся в вязком состоянии слой.

Лава — лишенная газов, застывшая на поверхности Земли магма.

Магма — огненная масса в слое астеносферы, расплавленная, содержащая большое количество газов.

Литосферные плиты — гигантские участки земной коры, свободно перемещающиеся по вязкому слою мантии.

Области складчатости — участки земной коры между плитами литосферы, находящиеся в относительном движении, в рельефе им соответствуют горные системы суши и дна морей.

Определение литосферы

Литосферой (λίθος – «камень» и σφαίρα – «шар») называют твердую земную оболочку, которая полностью покрывает планету, защищая ее от достигающей 60000 °С температуры раскаленного ядра. Литосфера расположена между атмосферой и гидросферой сверху и астеносферой снизу. Толщина твердой оболочки Земли не однородна, и на различных участках составляет от десятков до нескольких сотен километров.  

Пангея

Несмотря на солидный возраст, формирование планеты не окончено до сих пор. И тонкая поверхность коры, что является домом для человека, растений и животных, и горячие недра находятся в постоянном движении. Меняются очертания материков, рельеф местности, климатические условия.

Глядя на современные космические снимки планеты с очертанием шести отдельных континентов, сложно поверить, что около 250 миллионов лет назад на планете существовал единый сверхконтинент, носящий название Пангея.

В результате активных процессов в недрах планеты единый материк раскололся на современные континенты, которые, благодаря медленному, от 2.5 см до 7 см в год (по данным различных источников), движению тектонических плит за миллионы лет удалились на максимальное расстояние. Доказательства этой теории подробно изложены на странице 178 учебника «География. Землеведение 5-6 классы» под редакцией Климановой О. А.

Страница 178 учебника «География. Землеведение 5-6 классы»

Поднимаясь на царапающие облака горы или спускаясь в недра океана, человек считает себя покорителем природы, но ни один рукотворный небоскреб не сравнился по высоте с горами, и ни один батискаф не спустился в самую глубокую Марианскую впадину.

Поверхность литосферы не сплошная, а представлена отдельными плитами, которые в некоторых местах находят друг друга, образуя горные хребты или расходятся, формируя морские впадины.

В строении литосферы ученые выделяют восемь крупных плит и значительное количество более мелких. Плиты не зафиксированы неподвижно, а медленно передвигаются по горячей и жидкой астеносфере, образуя в местах стыков пластин зоны сейсмической активности.

География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник

География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник

Учебник адресован учащимся 5-6 классов и входит в линию учебников по географии под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева. Методический аппарат учебника хорошо проработан и отражает замысел развивающего и личностно-ориентированного обучения; возможность параллельной работы с электронным приложением к учебнику способствует эффективному усвоению учебного материала. Учебник особенно подходит для гимназий и классов с углублённым изучением гуманитарных предметов.

Купить

Крупнейшие тектонические плиты:

  • Австралийская плита
  • Антарктическая плита
  • Африканская плита
  • Евразийская плита
  • Индостанская плита
  • Тихоокеанская плита
  • Северо-Американская плита
  • Южно-Американская плита

Строение литосферы

Если смотреть на Землю в поперечном разрезе вдоль полюсов, то можно выделить: земную кору, пограничный слой, мантию, ядро.

Строение Земли и земной коры

К литосфере относятся: земная кора, переходный слой и самый верхний, вязкий слой мантии.

Литосфера, о которой мы ведем сейчас речь — это всего лишь около 1% от радиуса земли, но именно этот 1% позволяет существовать жизни на планете.

Земная кора — самый верхний слой литосферы. В неоднородности земной коры можно убедиться, стоя на берегу и глядя на обрыв скромной реки, где слои различных пород находятся друг над другом. Найденные при раскопках полезные ископаемые (нефть, газ, железная руда, алмазы) рассказывают ученым о процессах, происходящих на планете миллионы лет назад.

Земная кора — не только самый верхний слой литосферы, но и самый тонкий — ее размер составляет от 80 километров на горных участках планеты до 30 км на равнинных. По типу земная кора делится на океаническую и материковую. Такое деление характерно только для Земли, на остальных планетах такого разделения нет, если верить показаниям космических зондов и планетоходов.

Читайте также:  Полезна ли чука для организма человека

В коре материкового типа выделяют три слоя пород:

  • осадочный — сформирован породами осадочного и вулканического происхождения;
  • гранитный — сформирован породами метаморфического горного происхождения, которые представлен кварцем и полевым шпатом;
  • базальтовый — в формировании участвовали магматические породы.

Океаническая кора состоит из осадочного и базальтового слоев.

Под земной корой, в точности повторяя ее очертания, и отделяя ее от мантии, расположен пограничный слой или поверхность Мохоровичича. Граница Мохоровичича представляет собой тонкий слой из пепла, который образуется в результате электроразрядных молний, протекающих в верхнем слое мантии.

Огромное давление между мантией и земной корой привело к тому, что слой пепла спрессовался и при пропускании сейсмических волн ведет себя как плотное, практически монолитное вещество. Поверхность Мохоровичича выполняет гидро-, электро- и теплоизоляционную функции.

Мантия делится на два слоя:

  • верхний, который относится к литосфере;
  • нижний, окутывающий раскаленное ядро.

Ядро, жидкое снаружи и плотное внутри, состоит преимущественно из железа и никеля.

В верхнем слое мантии образуется раскаленная магма, ищущая свой выход через разломы в земной коре в местах соприкосновения тектонических плит. И именно в недрах обычный уголь под действием давления и температуры превращается в самый прочный (и к тому же драгоценный) камень — алмаз.

Способы изучения земной коры

Вы спросите, откуда ученым это известно? Ведь толщина земной коры составляет около 60-70 километров, а буровые установки, созданные человеком, достигли глубины чуть более 12 километров.

Про один из способов изучения земных недр рассказывается на странице 86 учебника «География. Землеведение. 5-6 классы» под редакцией Климановой О.А.

Страница 86 учебника «География. Землеведение 5-6 классы»

Вулканы — смертельно опасные, но в тоже время впечатляющие и завораживающие доказательства огненных процессов, происходящих в земных недрах. Преодолев сопротивление земной коры, на поверхность под давлением выбрасывается раскаленная магма, которая, остывая в атмосфере, превращается в реки лавы, несущие вулканические камни и газ, а с ними сведения для ученых о процессах, происходящих глубоко внутри Земли.

По линиям глубинных разломов земной коры расположены активные действующие вулканы. Тихоокеанское огненное кольцо, в которое входят вулканы Камчатки, Японии, Филиппинских островов, Индонезии, Мексики, Алеутских островов, Южной Америки и Огненной Земли дает ученым ответы на вопросы, а наблюдателям — незабываемое зрелище.

Верхний слой земной коры полезные ископаемые

Но «дыхание» планеты и ее активную жизнь можно увидеть и на менее разрушительных примерах.

Среди древних городских развалин небольшого городка Поццуоли, расположенного на берегах Неаполитанского залива, в центре города есть остатки древнего храма и прилегающей к нему рыночной площади, построенных более двух тысяч лет назад, еще во времена Римской Империи. Даже невооруженным глазом заметно, что мраморные колонны изъедены морскими камнеточцами почти на 6 метров в высоту.

Верхний слой земной коры полезные ископаемые

Из исторических хроник известно, что к XIII веку городская площадь опустилась ниже уровня моря. Однако произошло это не одномоментно, в результате землетрясения или другого катаклизма, а медленно, год за годом. В течение трех веков остатки зданий были затоплены,затем суша неспеша начала подниматься. К 1800 году руины вновь оказались выше уровня моря, и любознательные туристы могут своими глазами наблюдать уникальное явление брадисеймса, когда слой магмы настолько близко подходит к земной коре, что в результате подземных движений поверхность Земли поднимается и опускается.

География. Страноведение. 7 класс. Учебник

География. Страноведение. 7 класс. Учебник

Учебник предназначен для учащихся 7 классов и входит в линию учебников под редакцией О. А. Климановой и А. И. Алексеева. В учеьнике увеличена доля страноведческой информации, причём все страны и территории рассматриваются с учётом взаимосвязей природы и хозяйства, материальной и духовной культуры населения. Первостепенное внимание уделено странам Евразии — «родного материка» россиян; в числе стран Евразии рассматривается и Россия.

Купить

Методические советы

С помощью наводящих вопросов и наглядного материала в виде таблиц и схем ребята узнают о движении литосферных плит, указывая на карте их границы.

  1. Ребята схематически зарисовывают строение материковой и океанической коры.

  2. Затем рассматривают образцы минералов различного происхождения, определяют отличия между представителями разных литосферных слоев.

  3. Заключительный этап — тестирование по теме.

Темы докладов

  • От Пангеи до 6 континентов.Движение литосферных плит
  • Сокровища недр Земли
  • Три жизни углерода: от графита до алмаза
  • Чем богаты, тем и рады. Полезные ископаемые родного края

ТЕСТ

  1. Как называется твердая оболочка Земли?

    • литосфера +
    • наносфера
    • атмосфера
  2. Пангея — это…

    • имя древнегреческой богини плодородия
    • название единого континента, когда-то существовавшего на планете Земля +
    • название планеты в Крабовидной Туманности
  3. Что называют Тихоокеанским огненным кольцом?

    • пожары на нефтяных танкерах в Тихом океане
    • активные действующие вулканы,расположенные по линиям глубинных разломов земной коры +
    • рой светящегося планктона, видимый в Тихом океане ночью
  4. Какое еще явление свидетельствует о «дыхании» планеты?

    • космонавтика
    • тектоника
    • брадисеймс +
  5. Поверхность Мохоровичича расположена…

    • между земной корой и верхним слоем магмы +
    • между базальтовым и осадочными слоями земной коры
    • между нижним слоем магмы и земным ядром

#ADVERTISING_INSERT#

Источник

çåìíàÿ êîðà ôîòîÇåìíàÿ êîðà èìååò îãðîìíîå çíà÷åíèå äëÿ íàøåé æèçíè, äëÿ èññëåäîâàíèé íàøåé ïëàíåòû.

Ýòî ïîíÿòèå òåñíî ñâÿçàíî ñ äðóãèìè, õàðàêòåðèçóþùèìè ïðîöåññû, ïðîèñõîäÿùèå âíóòðè è íà ïîâåðõíîñòè Çåìëè.

×òî òàêîå çåìíàÿ êîðà è ãäå îíà íàõîäèòñÿ

Çåìëÿ èìååò öåëîñòíóþ è íåïðåðûâíóþ îáîëî÷êó, â êîòîðóþ âõîäÿò: çåìíàÿ êîðà, òðîïîñôåðà è ñòðàòîñôåðà, ÿâëÿþùèåñÿ íèæíåé ÷àñòüþ àòìîñôåðû, ãèäðîñôåðà, áèîñôåðà è àíòðîïîñôåðà.

Îíè òåñíî âçàèìîäåéñòâóþò, ïðîíèêàÿ äðóã â äðóãà è ïîñòîÿííî îáìåíèâàÿñü ýíåðãèåé è âåùåñòâîì.
Çåìíîé êîðîé ïðèíÿòî íàçûâàòü âíåøíþþ ÷àñòü ëèòîñôåðû — òâåðäîé îáîëî÷êè ïëàíåòû. Áîëüøóþ ÷àñòü åå âíåøíåé ñòîðîíû ïîêðûâàåò ãèäðîñôåðà. Íà îñòàëüíóþ, ìåíüøóþ ÷àñòü âîçäåéñòâóåò àòìîñôåðà.

ñëîè çåìíîé êîðû ôîòî

ñëîè çåìíîé êîðû ôîòî

Ïîä êîðîé Çåìëè íàõîäèòñÿ áîëåå ïëîòíàÿ è òóãîïëàâêàÿ ìàíòèÿ. Èõ ðàçäåëÿåò óñëîâíàÿ ãðàíèöà, íàçâàííàÿ èìåíåì õîðâàòñêîãî ó÷åíîãî Ìîõîðîâè÷à. Åå îñîáåííîñòü — â ðåçêîì óâåëè÷åíèè ñêîðîñòè ñåéñìè÷åñêèõ êîëåáàíèé.

×òîáû ïîëó÷èòü ïðåäñòàâëåíèå î çåìíîé êîðå, èñïîëüçóþòñÿ ðàçëè÷íûå íàó÷íûå ìåòîäû. Îäíàêî ïîëó÷åíèå êîíêðåòíûõ ñâåäåíèé âîçìîæíî ëèøü ñïîñîáàìè áóðåíèÿ íà áîëüøóþ ãëóáèíó.

Îäíîé èç çàäà÷ òàêîãî èññëåäîâàíèÿ áûëî óñòàíîâëåíèå ïðèðîäû ãðàíèöû ìåæäó âåðõíåé è íèæíåé êîíòèíåíòàëüíîé êîðîé. Îáñóæäàëèñü âîçìîæíîñòè ïðîíèêíîâåíèÿ â âåðõíþþ ìàíòèþ ñ ïîìîùüþ ñàìîíàãðåâàþùèõñÿ êàïñóë èç òóãîïëàâêèõ ìåòàëëîâ.

Читайте также:  Чем полезны орехи миндаль при сахарном диабете

Ñòðîåíèå çåìíîé êîðû

Ïîä êîíòèíåíòàìè âûäåëÿþòñÿ åå îñàäî÷íûé, ãðàíèòíûé è áàçàëüòîâûé ñëîè, òîëùèíà êîòîðûõ â ñîâîêóïíîñòè ñîñòàâëÿåò äî 80 êì. Ãîðíûå ïîðîäû, íàçûâàåìûå îñàäî÷íûìè, îáðàçîâàëèñü â ðåçóëüòàòå îñàæäåíèÿ âåùåñòâ íà ñóøå è â âîäå. Ðàñïîëàãàþòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî ïëàñòàìè.

ñòðîåíèå çåìíîé êîðû ôîòî 

ñòðîåíèå çåìíîé êîðû ôîòî

Çäåñü âñòðå÷àþòñÿ:

  • ãëèíû
  • ãëèíèñòûå ñëàíöû
  • ïåñ÷àíèêè
  • êàðáîíàòíûå ïîðîäû
  • ïîðîäû âóëêàíè÷åñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ
  • êàìåííûé óãîëü è äðóãèå ïîðîäû.

Îñàäî÷íûé ñëîé ïîìîãàåò ãëóáæå óçíàòü î ïðèðîäíûõ óñëîâèÿõ íà çåìëå, êîòîðûå áûëè íà ïëàíåòå â íåçàïàìÿòíûå âðåìåíà. Ó òàêîãî ñëîÿ ìîæåò áûòü ðàçëè÷íàÿ òîëùèíà.  íåêîòîðûõ ìåñòàõ åãî ìîæåò íå áûòü âîîáùå, â äðóãèõ, ïðåèìóùåñòâåííî áîëüøèõ óãëóáëåíèÿõ, ìîæåò ñîñòàâëÿòü 20-25 êì.

Òåìïåðàòóðà çåìíîé êîðû

Âàæíûì ýíåðãåòè÷åñêèì èñòî÷íèêîì äëÿ îáèòàòåëåé Çåìëè ÿâëÿåòñÿ òåïëî åå êîðû.
Òåìïåðàòóðà óâåëè÷èâàåòñÿ ïî ìåðå óãëóáëåíèÿ â íåå. Ñàìûé áëèçêèé ê ïîâåðõíîñòè 30-ìåòðîâûé ñëîé, èìåíóåìûé ãåëèîìåòðè÷åñêèì, ñâÿçàí ñ òåïëîì ñîëíöà è êîëåáëåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ñåçîíà.

 ñëåäóþùåì, áîëåå òîíêîì ñëîå, êîòîðûé óâåëè÷èâàåòñÿ â êîíòèíåíòàëüíîì êëèìàòå, òåìïåðàòóðà ïîñòîÿííà è ñîîòâåòñòâóåò ïîêàçàòåëÿì êîíêðåòíîãî ìåñòà èçìåðåíèÿ.
 ãåîòåðìè÷åñêîì ñëîå êîðû òåìïåðàòóðà ñâÿçàíà ñ âíóòðåííèì òåïëîì ïëàíåòû è ðàñòåò ïî ìåðå óãëóáëåíèÿ â íåå. Îíà â ðàçíûõ ìåñòàõ ðàçíàÿ è çàâèñèò îò ñîñòàâà ýëåìåíòîâ, ãëóáèíû è óñëîâèé èõ ðàñïîëîæåíèÿ.

 òåìïåðàòóðà çåìëè ôîòî

 òåìïåðàòóðà çåìëè ôîòî

Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî òåìïåðàòóðà â ñðåäíåì ïîâûøàåòñÿ íà òðè ãðàäóñà ïî ìåðå óãëóáëåíèÿ íà êàæäûå 100 ìåòðîâ.  îòëè÷èå îò êîíòèíåíòàëüíîé ÷àñòè òåìïåðàòóðà ïîä îêåàíàìè ðàñòåò áûñòðåå.
Ïîñëå ëèòîñôåðû ðàñïîëàãàåòñÿ ïëàñòè÷íàÿ âûñîêîòåìïåðàòóðíàÿ îáîëî÷êà, òåìïåðàòóðà, êîòîðîé ñîñòàâëÿåò 1200 ãðàäóñîâ. Íàçûâàåòñÿ îíà àñòåíîñôåðîé.  íåé åñòü ìåñòà ñ ðàñïëàâëåííîé ìàãìîé.

Ïðîíèêàÿ â çåìíóþ êîðó, àñòåíîñôåðà ìîæåò èçëèâàòü ðàñïëàâëåííóþ ìàãìó, âûçûâàÿ ÿâëåíèÿ âóëêàíèçìà.

Õàðàêòåðèñòèêà Çåìíîé êîðû

Çåìíàÿ êîðà îáëàäàåò ìàññîé ìåíåå ïîë-ïðîöåíòà âñåé ìàññû ïëàíåòû. Îíà ÿâëÿåòñÿ íàðóæíîé îáîëî÷êîé êàìåííîãî ñëîÿ, â êîòîðîì ïðîèñõîäèò äâèæåíèÿ âåùåñòâà. Ýòîò ñëîé, êîòîðûé èìååò ïëîòíîñòü âäâîå ìåíüøóþ, ÷åì ó Çåìëè. Åãî òîëùèíà ìåíÿåòñÿ â ïðåäåëàõ 50-200 êì.

Óíèêàëüíîñòü çåìíîé êîðû â òîì, ÷òî îíà ìîæåò áûòü êîíòèíåíòàëüíîãî è îêåàíè÷åñêîãî òèïîâ. Ó êîíòèíåíòàëüíîé êîðû òðè ñëîÿ, âåðõíèé èç êîòîðûõ ñôîðìèðîâàí çà ñ÷åò îñàäî÷íûõ ïîðîä. Îêåàíè÷åñêàÿ êîðà ñðàâíèòåëüíî ìîëîäà è åå òîëùèíà ìåíÿåòñÿ íåçíà÷èòåëüíî. Îáðàçóåòñÿ îíà çà ñ÷åò âåùåñòâ ìàíòèè èç îêåàíè÷åñêèõ õðåáòîâ.

çåìíàÿ êîðà ôîòî 

çåìíàÿ êîðà õàðàêòåðèñòèêà ôîòî

Òîëùèíà ñëîÿ êîðû ïîä îêåàíàìè ñîñòàâëÿåò 5-10 êì. Åå îñîáåííîñòü â ïîñòîÿííûõ ãîðèçîíòàëüíûõ è êîëåáàòåëüíûõ äâèæåíèÿõ. Áîëüøóþ ÷àñòü êîðû ïðåäñòàâëÿþò áàçàëüòû.

Âíåøíÿÿ ÷àñòü çåìíîé êîðû ÿâëÿåòñÿ òâåðäîé îáîëî÷êîé ïëàíåòû. Åå còðîåíèå îòëè÷àåòñÿ íàëè÷èåì ïîäâèæíûõ îáëàñòåé è îòíîñèòåëüíî ñòàáèëüíûõ ïëàòôîðì. Ëèòîñôåðíûå ïëèòû äâèãàþòñÿ îòíîñèòåëüíî äðóã äðóãà. Äâèæåíèå ýòèõ ïëèò ìîæåò âûçûâàòü çåìëåòðÿñåíèÿ è äðóãèå êàòàêëèçìû. Çàêîíîìåðíîñòè òàêèõ äâèæåíèé èññëåäóþòñÿ òåêòîíè÷åñêîé íàóêîé.

Ôóíêöèè çåìíîé êîðû

Ê îñíîâíûì ôóíêöèÿì çåìíîé êîðû ïðèíÿòî îòíîñèòü:

  • ðåñóðñíóþ;
  • ãåîôèçè÷åñêóþ;
  • ãåîõèìè÷åñêóþ.

Ïåðâàÿ èç íèõ îáîçíà÷àåò íàëè÷èå ðåñóðñíîãî ïîòåíöèàëà Çåìëè. Îí ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé â ïåðâóþ î÷åðåäü ñîâîêóïíîñòü çàïàñîâ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, íàõîäÿùèõñÿ â ëèòîñôåðå. Êðîìå òîãî, ðåñóðñíàÿ ôóíêöèÿ âêëþ÷àåò â ñåáÿ ðÿä ôàêòîðîâ ñðåäû îáèòàíèÿ, îáåñïå÷èâàþùèõ æèçíü ÷åëîâåêà è äðóãèõ áèîëîãè÷åñêèõ îáúåêòîâ. Îäíèì èç íèõ ÿâëÿåòñÿ òåíäåíöèÿ îáðàçîâàíèÿ äåôèöèòà òâåðäîé ïîâåðõíîñòè.

 çåìíàÿ êîðà ôîòî

 òàê äåëàòü íåëüçÿ. ñïàñåì íàøó Çåìëþ ôîòî

Òåïëîâûå, øóìîâûå è ðàäèàöèîííûå ýôôåêòû ðåàëèçóþò ãåîôèçè÷åñêóþ ôóíêöèþ. Íàïðèìåð, âîçíèêàåò ïðîáëåìà åñòåñòâåííîãî ðàäèàöèîííîãî ôîíà, êîòîðûé íà çåìíîé ïîâåðõíîñòè â îñíîâíîì áåçîïàñåí. Îäíàêî â òàêèõ ñòðàíàõ êàê Áðàçèëèÿ è Èíäèÿ îí â ñîòíè ðàç ìîæåò ïðåâûøàòü äîïóñòèìûé. Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî åãî èñòî÷íèêîì ÿâëÿåòñÿ ðàäîí è ïðîäóêòû åãî ðàñïàäà, à òàêæå íåêîòîðûå âèäû ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

Ãåîõèìè÷åñêàÿ ôóíêöèÿ ñâÿçàíà ñ ïðîáëåìàìè õèìè÷åñêîãî çàãðÿçíåíèÿ, âðåäíîãî äëÿ ÷åëîâåêà è äðóãèõ ïðåäñòàâèòåëåé æèâîòíîãî ìèðà.  ëèòîñôåðó ïîïàäàþò ðàçëè÷íûå âåùåñòâà, îáëàäàþùèå òîêñè÷åñêèìè, êàíöåðîãåííûìè è ìóòàãåííûìè ñâîéñòâàìè.

Îíè áåçîïàñíû, êîãäà íàõîäÿòñÿ â íåäðàõ ïëàíåòû. Èçâëå÷åííûå èç íèõ öèíê, ñâèíåö, ðòóòü, êàäìèé è äðóãèå òÿæåëûå ìåòàëëû ìîãóò ïðåäñòàâëÿòü áîëüøóþ îïàñíîñòü.  ïåðåðàáîòàííîì òâåðäîì, æèäêîì è ãàçîîáðàçíîì âèäå îíè ïîïàäàþò â îêðóæàþùóþ ñðåäó.

Èç ÷åãî ñîñòîèò Çåìíàÿ êîðà

 ñðàâíåíèè ñ ìàíòèåé è ÿäðîì êîðà Çåìëè ÿâëÿåòñÿ õðóïêèì, æåñòêèì è òîíêèì ñëîåì. Îíà ñîñòîèò èç ñðàâíèòåëüíî ëåãêîãî âåùåñòâà, âêëþ÷àþùåãî â ñâîé ñîñòàâ ïîðÿäêà 90 ïðèðîäíûõ ýëåìåíòîâ. Îíè ñîäåðæàòñÿ â ðàçíûõ ìåñòàõ ëèòîñôåðû è ñ ðàçíîé ñòåïåíüþ êîíöåíòðàöèè.

 ñîñòàâ çåìíîé êîðû ôîòî

ñîñòàâ çåìíîé êîðû ôîòî

Îñíîâíûìè ÿâëÿþòñÿ:
êèñëîðîä
êðåìíèé
àëþìèíèé,
æåëåçî,
êàëèé,
êàëüöèé,
íàòðèé
ìàãíèé.
98 ïðîöåíòîâ çåìíîé êîðû ñîñòîèò èç íèõ.  òîì ÷èñëå îêîëî ïîëîâèíû ñîñòàâëÿåò êèñëîðîä, ñâûøå ÷åòâåðòè — êðåìíèé. Áëàãîäàðÿ èõ êîìáèíàöèÿì îáðàçóþòñÿ òàêèå ìèíåðàëû êàê àëìàç, ãèïñ, êâàðö è ïð. Íåñêîëüêèõ ìèíåðàëîâ ìîãóò îáðàçîâàòü ãîðíóþ ïîðîäó.

Èíòåðåñíûå ôàêòû

  • Ñâåðõãëóáîêàÿ ñêâàæèíà íà Êîëüñêîì ïîëóîñòðîâå äàëà âîçìîæíîñòü ïîçíàêîìèòüñÿ ñ îáðàçöàìè ìèíåðàëîâ ñ 12-êèëîìåòðîâîé ãëóáèíû, ãäå áûëè îáíàðóæåíû ïîðîäû, áëèçêèå ê ãðàíèòàì è ãëèíèñòûì ñëàíöàì.
  • Ñàìàÿ áîëüøàÿ òîëùèíà êîðû (îêîëî 70 êì) âûÿâëåíà ïîä ãîðíûìè ñèñòåìàìè. Ïîä ðàâíèííûìè ó÷àñòêàìè îíà 30-40 êì, à ïîä îêåàíàìè — ëèøü 5-10 êì.
  • Çíà÷èòåëüíàÿ ÷àñòü êîðû îáðàçóåò äðåâíèé íèçêîïëîòíûé âåðõíèé ñëîé, ñîñòîÿùèé ïðåèìóùåñòâåííî èç ãðàíèòîâ è ãëèíèñòûõ ñëàíöåâ.
  • Ñòðóêòóðà çåìíîé êîðû íàïîìèíàåò êîðó ìíîãèõ ïëàíåò, â òîì ÷èñëå íà Ëóíå è èõ ñïóòíèêàõ.

Источник