Весьма полезная а также и занимательная
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-05
Бесплатно
Узнать стоимость работы
12. Этика утопического коммунизма: Т. Мор, Т. Кампанелла.
Утопический коммунизм это домарксистские идеологии и проекты идеальной организации эгалитарного общества, толковавшие коммунистический строй как моральный идеал без научного обоснования путей его достижения.
Утопический социализм как великое достижение общественной мысли, явившийся
одним из важнейших источников научного коммунизма, рождением многих идей
обязан Томасу Мору.
В 1516 г. была опубликована «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия мужа известнейшего и красноречивейшего Томаса Мора, гражданина и шерифа славного города Лондона». Англичанин Томас Мор (14781535), правовед по образованию, прославился как блестящий адвокат, был избран в парламент, затем занимал должность судьи, помощника шерифа г. Лондона и другие должности. «Утопия» создана во время поездки во Фландрию в составе посольства.
Сочинение написано в форме диалога: мореплаватель рассказывает автору и другим лицам о различных народах и странах, в том числе об острове Утопия.
В первой части сочинения Мор дал резкую критику огораживания и кровавого законодательства современной ему Англии. Порицая бессмысленную жестокость многочисленных законов, направленных против краж и бродяжничества, Мор остро ставит вопрос о причинах преступности в современном ему обществе. Основная причина всех вообще пороков и бедствий, считал Мор, частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, праздности и изнурительного труда, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые «подвергаются ежедневной каре, но не обузданию», общество само «создает воров и одновременно их карает».
Взгляд на собственность как основу общества, определяющую его структуру, психологию, нравы, учреждения, законы, позволил Мору сделать ряд новых выводов о сущности государства и права. Богачи используют государство «во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их, как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами».
Автор «Утопии» одним из первых подчеркнул и то, что сложность и запутанность законодательства, охрана его жесточайшими наказаниями отвечают интересам богачей и направлены против трудящихся. Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова Утопия, находящегося в Новом Свете, где-то в южном полушарии (Утопия по-гречески «место, которого нет»). В Утопии существуют общность имуществ и всеобщая обязательность труда; это коренным образом отличает общественный и политический строй утопийцев от порядков всех других государств.
Утопия своеобразная федерация 54 городов. Утопийский сенат (по три представителя от каждого города) обсуждает общие дела острова перераспределение продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и др. Устройство и управление каждого из городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет (поощряются горожане, остающиеся в деревенской семье сверх этого срока). Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (принцепс) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.
Томас Мор подчеркивает демократизм учреждений утопийцев: «Между собой они живут дружно, так как ни один чиновник не проявляет надменности и не внушает страха. Их называют отцами, и они ведут себя достойно. Должный почет им утопийцы оказывают добровольно, и его не приходится требовать насильно». Когда возможно, государство сокращает и без того короткий (шестичасовой) рабочий день. В Утопии существует широкая веротерпимость. Там много сект и религий. Запрещено лишь возбуждать религиозный фанатизм, осуждать верования других (однако атеисты не могут занимать должности, а также публично защищать безбожие).
Государство стремится обойтись без лишних запретов и регламентации. Имеются общественные столовые, но можно готовить пищу дома. Государство широко использует меры поощрения лиц, совершающих полезные для общества действия. В Утопии окружены всеобщим почетом граждане, добровольно исполняющие особо трудные или неприятные работы. Вместе с тем обязанность сифогрантов наблюдать, чтобы никто не сидел праздно, а чтобы каждый усердно занимался своим ремеслом.
Поскольку в Утопии нет частной собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. Протестуя против применения смертной казни за кражу, Мор противопоставлял жестокому законодательству современной ему Англии законы живущего где-то на востоке народа, по которым преступников не казнят, а присуждают к общественным работам. Аналогичное законодательство существует в Утопии; утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращаются в «рабство».
Рабство, о котором идет речь в «Утопии», совсем не то рабство, которое было известно Античному миру, оно не пожизненно (князь или народ могут смягчить или прекратить рабство раскаявшихся и исправившихся преступников) и не наследственно. Рабами становятся также военнопленные, взятые с оружием в руках, и осужденные на казнь преступники, купленные в других странах. Рабы закованы в золотые цепи (чтобы воспитать общественное презрение к драгоценным металлам) и выполняют неприятные работы (убой и свежевание скота и т.п.). Однако рядом с ними трудятся свободные утопийцы, добровольно выполняющие грязные работы. Основная мысль Мора сводится к тому, что принудительные работы более гуманная мера наказания, чем широко распространенная в его время смертная казнь.
К войнам Мор относился отрицательно. Политике феодальных монархов, помышлявших в основном о завоеваниях и военной славе, он противопоставлял миролюбие утопийцев. «Утопийцы сильно гнушаются войною, как деянием воистину зверским… вопреки обычаю почти у всех народов, они ничего не считают в такой степени бесславным, как славу, добытую войной».
Основным препятствием на пути учреждения нового строя Т. Мор считал жадность и гордость богачей. Он рассчитывал на разум (рационалистическое обоснование преимуществ общественной собственности, всеобщего равенства и общего труда) и случай (в сочинении Мора философ Утоп, основавший новое государство и учредивший его законы).
Другие произведения Т. Мора не столь значительны, как «Утопия», принесшая ему всемирную славу. Вскоре после опубликования этой книги английский король Генрих VIII приблизил к себе Мора, назначая его на высокие государственные должности вплоть до высшей лорда-канцлера. Разрыв Генриха VIII с римским папой явился одной из причин отставки Мора, отрицательно относившегося к Реформации. Мор был казнен по обвинению в государственной измене за отказ присягнуть королю как главе церкви. Поскольку Мор пострадал за веру, католическая церковь канонизировала (1886 г.) автора «Утопии».
Последующие теоретики раннего коммунизма испытали на себе сильное влияние «Утопии», в том числе и новых идей о государстве и праве.
Эти идеи получили развитие в произведениях Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (15681639). Доминиканский монах Кампанелла был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания против испанского ига в Калабрии (южная Италия). В тюрьмах; где он провел около 27 лет, Кампанелла написал, в числе других произведений, «Город Солнца» (издано в 1623 г.).
При описании общественного строя Города Солнца Кампанелла во многом следует «Утопии» Томаса Мора. Город находится где-то на острове около экватора. Он основан народом, решившим «вести философский образ жизни общиной». Здесь нет частной собственности, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями, труд почетен. Воспитание и обучение связаны с производительным трудом, организуются и регулируются государством.
Мысли Кампанеллы о наилучшем общественном строе отличаются от взглядов Мора тем, что Кампанелла, подобно Платону, пытался распространить принцип общности на брачно-семейные отношения; соответственно этому производственной ячейкой в Городе Солнца является не семья, а мастерская или бригада. Всячески подчеркивая вслед за Мором почетность труда, Кампанелла осуждает рабство; поэтому преступников в Городе Солнца не присуждают к общественным работам. Вместе с тем в описании порядков Города Солнца значительно резче, чем в «Утопии», сказались уравнительность и грубый аскетизм. Вся жизнь соляриев (жителей Города Солнца) тщательно регламентирована. Они носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу (только в общественных столовых), военным строем отправляются работать, питаться, отдыхать, развлекаться.
Кампанелла полагал, что в обществе, основанном на общей собственности, сохранится государство. Однако государство, им описанное, отличалось от всего, что было известно истории политической мысли и государственных учреждений. Власть и управление в Городе Солнца основываются на трех принципах: 1) главными задачами нового государства будут организация производства и распределения, управление воспитанием граждан; 2) эти задачи государства обусловливают значительную роль ученых в осуществлении власти и управления; 3) новый общественный строй требует участия народа в управлении государством. Мор, наметивший эти принципы, считал возможным их осуществление в рамках соответствующим образом модифицированной смешанной республики, воспроизводящей ряд характерных черт античных и средневековых городских республик. Кампанелла же изображает организацию государственной власти, не имеющую аналогии в истории.
Ученые и лица, сведущие в какой-либо отрасли знания или искусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц. Во главе Города стоит верховный правитель Солнце (Метафизик) всесторонне образованный человек, сведущий во всех науках, искусствах, ремеслах. Соответственно трем главным атрибутам бытия (мощь, мудрость, любовь) ему помогают три соправителя: Пон (Сила ведает военным делом), Син (Мудрость руководит развитием наук), Мор (Любовь управляет воспитанием, деторождением, сельским хозяйством, производством продуктов питания, одежды и др.).
Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведающие узкими специальностями (таковы, в частности, Агроном, Скотовод, Воспитатель, Экономист, Перспективист, Геометр, Поэт, Астроном). Имеются начальники отрядов, главные мастера; существуют и такие должности, как Правосудие (уголовное и гражданское), Мужество, Великодушие, Усердие, Бодрость, и т.д. Власть должностных лиц опирается на всеобщее уважение и добровольное подчинение; они распоряжаются при производстве работ, решают споры, наказывают нарушителей порядка, поощряют достойных, воспитывают и обучают подрастающее поколение.
В Городе Солнца дважды в лунный месяц созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом Совете, как называется это собрание, каждому предлагается высказаться о том, какие есть в государстве недочеты. На Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.
Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден; в Большом Совете каждый может высказаться за избрание или против него; решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц (четыре главных правителя, руководители соответствующих наук или ремесел, начальники отрядов).
Большому Совету принадлежит право поддержать или, наоборот, предотвратить назначение какого-либо лица; еще обширнее права Совета в контроле, критике и смене должностных лиц здесь ему принадлежит решающее слово. Как видно, Кампанелла, считавший для исполнения той или иной должности необходимыми специальные познания, четко понимал, что даже и наличие таких познаний не дает права оставаться в должности лицу, не завоевавшему популярности у сограждан.
Должностным лицам помогают советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями (в том числе модной тогда астрологией, которую Кампанелла в духе времени считал важной наукой).
В Городе Солнца существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. «Они преследуют у себя неблагодарность, злобу, отказ в должном уважении друг к другу, леность, уныние, гневливость, шутовство, ложь, которая для них ненавистнее чумы». Процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения необходимо пять свидетелей (это определяется тем, что солярии всегда ходят и работают отрядами). Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.
Представления Кампанеллы о путях утверждения нового общества туманны. Город Солнца основан неким мифическим народом, сведущим в философии и астрологии. По мере распространения необходимых познаний весь мир придет к тому, что будет жить согласно их (соляриев) обычаям. Порядки Города Солнца он называет, как и Утопию Томаса Мора, «образцом для посильного подражания», государственным устройством, «открытым посредством философских умозаключений».
Источник
Термин «утопия» закрепился в мировой литературе и философии с легкой руки английского юриста и писателя Томаса Мора. В 1516 (!) году он написал роман, который назвал ни много ни мало «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (сокращенно просто «Утопия», т.е. «место, которого нет»). В своей «золотой книжечке» Мор описывает идеальное государство и общество, в котором, например, нет «резкого разделения на богатых и бедных, золото вообще употребляется для наказания: за определенные проступки провинившиеся должны носить тяжелые золотые цепи». Можете почитать «Утопию», чтобы понять не только, с чего всё началось, но и какие были представления о «золотом веке» у людей, живших в XVI веке.
Но сегодня я предлагаю поговорить о диаметрально противоположном жанре – антиутопии. Этот термин появился еще в XIX веке, но активно стал использоваться именно с XX в. И в этом нет ничего удивительного: войны, катастрофы, упадок общества в целом, тоталитарная власть – всё это подсказывало писателям темы для творчества.
Романов в жанре антиутопии много, но есть «три кита», которые стоят особняком в мировой литературе: это «Мы» (1920) Евгения Замятина, «О дивный новый мир» (1932) Олдоса Хаксли и «1984» (1948) Джорджа Оруэлла. Особенно интересно, что роман русского писателя был написан раньше британских и на территории Советской России, а полностью был опубликован только в 1952 году. Тем не менее, мысли Замятина во многом схожи с мыслями Хаксли и Оруэлла, что в очередной раз доказывает, что актуальные идеи витают в воздухе и не ограничиваются какой-либо страной.
1. «Мы» Евгения Замятина
Романа «Мы» нет в списке обязательной литературы ЕГЭ, хотя лично я проходила это произведение в 11 классе. В нем есть любовная линия, даже любовный треугольник. А еще замена всех личных имен на цифры и буквы (у мужчин – согласные, у женщин – гласные) и Великая Операция по удалению в мозге «центра фантазии».
«Зеленая Стена», которая отделяет гигантский город-государство от окружающей природы напоминает Периметр из «Неукротимой планеты» Гарри Гаррисона (этот роман также является антиутопией), а Благодетель – будущего Большого Брата из «1984», который стал метафорой слежки («Большой Брат следит за тобой!»).
Роман читается легко и увлекательно. В каждой антиутопии интересно наблюдать за тем, как решаются, по сути, одни и те же проблемы общества: обязанность работать, организация личной жизни, стремление государства сделать из людей-единиц безликую и безымянную толпу. Не буду спойлерить, но вас ждет интересный финал!
2. «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли
Названием этого романа английского писателя стала строчка из трагедии Шекспира «Буря».
Сюжет разворачивается в 2541 году. Летоисчисление теперь отсчитывается с момента создания автомобиля Ford Model T: сам Генри Форд становится своеобразным богом, которому поклоняются, а вместо крестного знамения люди «осеняют себя знаком T».
Люди теперь выращиваются в бутылях на заводах (привет «Матрице» и ЭКО, о котором тогда еще не знали) и с самого рождения делятся на пять каст (почти как в Индии): от «альф» (ходят в серой одежде) с максимальным умственным и физическим развитием до «эпсилонов» (ходят в черной одежде), в будущем чернорабочих.
Основным сюжетом является любовная линия между медсестрой Ленайной Краун, работающей на конвейере по производству людей, и Джоном Дикарем, рожденным естественным путем.
3. «1984» Джорджа Оруэлла
Думаю, что эти цифры у всех на слуху! Роман был написан в 1948 году, а его сюжет происходит в совсем «недалеком будущем» – в 1984 году.
Совершенно точно известно, что Оруэлл читал Замятина: он написал рецензию на «Мы» в 1946 году, а в письме Глебу Струве от 17 февраля 1944 года писал так: «Вы меня заинтересовали романом «Мы», о котором я раньше не слышал. Такого рода книги меня очень интересуют, и я даже делаю наброски для подобной книги, которую раньше или позже напишу».
Действие разворачивается в Лондоне. Чтобы «выпустить пар», Уинстон Смит ведет дневник. Для всех остальных же эмоциональная разрядка совершается на так называемых двухминутках ненависти: каждый день члены партии должны смотреть коротенький фильм о врагах и вслух выражать свою ненависть к ним (кричать, ломать мебель, кидаться на экран и т.п.).
Культ Большого Брата (или Старшего Брата) многие критики отождествляют с культом личности Сталина. А формулой свободы личности в романе становится формула «2 x 2 = 4» как символ здравого смысла: «Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре».
Все три романа довольно сложные, заставляющие подумать, но мы ведь не ищем легких путей, не так ли? Антиутопии создавались и создаются для того, чтобы обратить внимание на наши реальные проблемы в окружающей среде, политике, экономике, религии и т.д.
Источник