Виды труда дошкольников общественно полезный труд
Юлия Кондакова
Виды труда дошкольников
Тема: «Виды труда дошкольника».
Воспитатель Кондакова Юлия Ивановна
Содержание
1. Введение
2. Виды труда дошкольников
2.1 Самообслуживание
2.2 Хозяйственно-бытовой труд
2.3 Труд в природе
2.4 Ручной труд
3. Художественное слово о труде
3.1 Стихи, пословицы, поговорки
Заключение
Список литературы
1. Введение
Трудовое воспитание: это вовлечение детей в различные виды трудовой деятельности передаче трудовых навыков и умений, воспитание любви к труду и потребности к трудовой деятельности.
Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения.
2. Многообразен труд детей в детском саду. Отношение детей к труду во многом определяются методической его руководства. «Нет ленивых детей, а есть только наше неправильное руководство детским трудом».
Можно найти подход к каждому ребенку, при правильном руководстве и добиться того, чтобы все дети всегда хотели трудиться с удовольствием и с удовольствием выполняли любые трудовые задания
Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида труда:
1) Самообслуживание
2) Хозяйственно-бытовой труд
3) Труд в природе
4) Ручной труд
Эти вида труда не только доступны, значимы для дошкольников, но и привлекательны, могут иметь место в каждом детском саду, в любой семье, не требуют создания особых условий. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием но и своим назначением.
2.1 Генетическим первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом. Характерной его особенностью является направленность на себя, а содержанием — умение обслужить себя. На необходимость этого вида для детей дошкольного возраста обращала внимание еще Н. К. Крупская. Общественная значимость его состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя. Кроме того, в процессе самообслуживания он овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и в результате становиться самостоятельным, удовлетворяет свою потребность в деятельности, накапливает знания о предметах, приучается к трудовому усилию.
Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте – самообслуживание.
Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желание к посильному труду.
Со средней группы объем задач по трудовому воспитанию нарастает. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в самообслуживание.
В старшей группе объем задач по трудовому воспитанию достигает максиму и делается большой акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в самообслуживании. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются.
2.2 Хозяйственно-бытовой труд-предлагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности (повесить чистые полотенца, накрыть на стол, приготовить групповую комнату к занятию, произвести уборку групповой комнаты, участка и т. д). Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность-удовлетворение потребностей других детей или взрослых.
В младшем дошкольномвозрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Кирилл и Верочка хорошо помогали нашей няне, какие молодцы!» «Ксюша – заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
В средней группе содержание хозяйственно – бытового трудазначительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, воспитатель приучает детей к тому, что в периоде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей, инициативу в выполнении порученных дел.
В старших группах детского сада хозяйственно – бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно – бытового труда старших дошкольниковсостоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести все в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
2.3 Труд в природе требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умение контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, поливки и мытья растений,протирания подоконников, рыхления почвы, посадок, посева и т. д. Этот вид труда характерен тем, что с одной стороны он направлен на удовлетворение потребности детей, группы в целом, с другой – на охрану природы. Дети приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопаты, грабли, лейки и т. д) участия добиваются результатов, учитывать далекую цель. Труд в природе в последующим перерастает в один из видов производительного труда. В этом его особое значение.
В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия, это расширяет детский словарь, активизирует его.
В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай). Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений.
Для старшей группы в уголке природы помещают растения, пробующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, вскапывают землю на огороде, и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, различать по характерным признакам, листьям, семенам.
В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой – в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. У детей повышается ответственность за состояние огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, украшают групповую комнату.
2.4 Ручной труд появляется в старшей группе. Ручной труд –изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного материала (листьев, шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п. Ручной труд связан с изготовлением посредствам вышивания, плетения, вязания, шитья, а так же игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, коробок, атрибутов для игр, лодочек, машин, корзинок, домиков, мебели, животных.
Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, молотком… Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. По словам Н. К. Крупской, он формирует у ребенка политехнические подходы к материалам, инструментам с учетом их свойств. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготавливать вещи по рисунку и т. д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка
3. Художественное слово в самых разнообразных формах – стихотворение, пословица, поговорка и т. д – издавна используется как одно из действенных средств воспитания детей дошкольного возраста как в семье так и в детском саду. Среди сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки, стихи занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать нарицание, осудить неверное или грубое действие. Пословицы поговорки стихи стали верными помощниками в формировании трудолюбия.
Большое значение имеют пословицы поговорки стихи в воспитании трудолюбия у детей. Их можно использовать в различных ситуациях. Например, дети играют, рассматривают книги, Леня и Кирилл, не найдя себе занятия, сидят на ковре. «От скуки бери дело в руки» — говорит воспитатель и предлагает протереть пыль с игрушек. Они охотно приступают к делу. После того как работа закончена,хвалит мальчиков и спрашивает: «Как вы думаете, почему так говорится в пословице?»Дети правильно объясняют: нужно заниматься делом, тогда не будет скуки, время проходит быстрее и с пользой.
Значительную роль в воспитании трудолюбия играют и те пословицы, которые заключают в себе порицание. Например, ребята стирали кукольное белье. Сделали все быстро, но белье оказалось не очень чистым. Надо обратить внимание на это. «Стирала – не устала, выстирала – не узнала»— и тут же задать вопрос: «Почему так говорят?» Дети не сразу поймут смысл этой пословицы. С помощью наводящих вопросов (Долго вы стирали? Устали или нет? Чисто Выстирали или белье осталось грязным) помочь им осмыслить пословицу, а также и результат своего труда. Дети сами должны понять и попросить разрешения перестирать белье. Работа с пословицами поговорками и стихами способствуют воспитанию трудолюбия.
3.1 Пословицы поговорки стихи о труде
«Тот труда не боится, кто умеет трудиться».
«Поспешишь – людей насмешишь».
«Много трудиться, а толку не добился».
«Каков мастер, такова и работа».
«Долг день до вечера, коли делать нечего».
«Без труда не вытащить и рыбку из пруда».
«Что посеешь, то и пожнешь».
«Труд земледельца велик и почетен».
«Весенний день – год кормит».
«Нет хлеба, так нет обеда».
«Труд – всему отец».
«Работа трудна, да трудовой хлеб слаще меда».
«Кто работает, тот и хлеба поест».
Веселая работа
Папа для мамы сажает цветок.
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Катины платья.
Катя стирает панамки для братьев.
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет.
А почему?Это дело понятное:
Весело делать.
Друг другу приятное. Б. Белова.
Помощник
Мама усталой с работы придет,
Маме и дома хватает забот.
Веник возьму я и пол подмету
Дров наколю и сложу под плиту.
Свежей воды принесу два ведра
Ну а теперь за уроки пора!
Мама сегодня с работы придет.
Будет у мамы по меньше хлопот. П. Жанэ
И мы будем трудиться
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каравай хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарим людей,
Придет пора, придет час,
И мы трудиться будем! В. Ливмиц
Не мешайте мне трудится
Не мешайте мне работать
Я водицы притащу
Из колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте!
Не жалейте!
А хотите в лейку лейте –
Поживайте огород
Он ведь тоже воду пьет!
Загадки
Рос сперва на воле, в поле
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто
Вырос он, под синим небом
И пришел на стол он. (Хлеб)
Вырос в поле дом
Полон дом зерном. (Колос)
Не лошадь, не вол,
Да плуг повел. (Трактор)
В огороде у дорожки стоит
Солнышко на ножке
Только желтые лучи
У него горячи. (Подсолнух)
В поле сеют и растят,
Убирают, сыплют в склад.
И на хлеб идет оно,
А зовут его. (Зерно)
Широко, а не море
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра — на столе. (Хлеб)
Один льет, другой пьет, а третий растет. (Дождь, земля, хлеб)
Заключение
На протяжении дошкольного возраста у детей постепенно формируются трудовые умения и навыки в разных видах труда: Самообслуживание, хозяйственно – бытовом и ручном труде, труде в природе. Все эти трудовые умения и навыки, приобретенные в детском саду, являются той основой, на которой строится трудовое обучение в начальных классах школы.
Список литературы
1. В. Г. Нечаева «Воспитание дошкольника в труде»
2. Дошкольное воспитание №4 1984г
3. Ссылки по интернету
Источник
Виды труда. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников
Содержание
Введение
1. Виды труда дошкольников
2. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Трудовое воспитание дошкольников — целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
Последнее время трудовому воспитанию уделяется недостаточное внимание, приоритетным направлением является интеллектуальное развитие ребенка. Труд остается эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ, не осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества и содействия в трудовой деятельности, трудовое воспитание не становится ведущим направлением в образовательном процессе.
Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:
1. Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.
2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
3. Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
4. Формирование навыков организации своей и общей работы.
5. Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда — умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
1. Виды труда дошкольников.
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно- бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспита-ния бережного отношения к живому, любви к природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Ручной труд — развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее), направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Это труд по изготовлению поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
2. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников
Хозяйственно-бытовой труд — это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Содержанием этого вида труда являются: труд по уборке помещения; мытье посуды, стирка и др.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Наташа и Сережа хорошо помогли нашей няне, какие молодцы!», «Ирочка — заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.
В средней группе содержание хозяйственно-бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д.
Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, педагог приучает детей к тому, что в труде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активностей инициативу в выполнении
порученных дел.
В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Воспитатель использует методы показа, объяснения, обсуждения процесса труда и результатов, оценки, обучения отдельным способам выполнения трудовых операций (как отжимать тряпочку, чтобы вода не лилась за рукава, и т. п.). Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно-бытового труда для всех и лично для каждого. Именно этот труд дает возможность показать ребенку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живет. Воспитатель всегда обращает внимание детей на эту сторону. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене или в лифте. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом, воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.
Современный бытовой труд облегчает техника. Есть она и в дошкольном учреждении (пылесос, механическая щетка для мытья окон и др.) Дома в семьях есть стиральная и посудомоечная машины, микроволновая печь и др. Ребенок видит, как такой техникой пользуются взрослые. Полезно детей приучать пользоваться бытовыми машинами. Дома ребенок может чистить пылесосом ковер на полу, наблюдать за работой стиральной машины. Нужно обязательно познакомить детей с правилами безопасности и стараться не оставлять их один на один с техникой. Но под наблюдением взрослого и вместе с ним ребенок может, пользуясь техникой, заниматься хозяйственно-бытовым трудом.
Практика показывает, что к старшему дошкольному возрасту у некоторых детей пропадает интерес к этому виду труда. Причина заключается в том, что ребенок уже овладел необходимыми навыками. Дети выполняют все, что от них требуется: моют игрушки, убирают постели и т.д., но делают это без интереса. Содержание хозяйственно-бытового труда может быть усложнено за счет расширения круга обязанностей или введения нового объекта для применения уже отработанных навыков (вытирать пыль не только в шкафу для игрушек, как это было всегда, но и на подоконнике, на мебели в спальне).
Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.
Хозяйственно-бытовой труд: Задачи и содержание работы по группам
1-я младшая группа |
|
2-я младшая группа |
|
Средняя группа |
|
Старшая группа |
|
Подготовительная группа |
К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий. |
Заключение
Таким образом, необходимо отметить разнообразие видов детского труда в ДОУ: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными возможностями для решения воспитательных задач, что позволяет поддерживать у детей интерес к трудовой деятельности и осуществляет их всестороннее развитие.
Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Руководство детской трудовой деятельностью требует от педагога знания специфики развития и воспитания ребёнка, а также умения активно способствовать приобретению необходимых навыков. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.
Список литературы
- Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
- Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2004.
- Комарова, Куцакова, Павлова: Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
- Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие» – М.: Владос, 2005.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. — М., 1991.
- Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Приложение
Раздел: «Хозяйственно-бытовой труд»
Тема: «Служба быта «Бабочка»
Вид деятельности: Совместная деятельность в режимных моментах
Группа: Подготовительная к школе
Цель:
Учить поддерживать порядок в группе, закреплять умения распределять коллективную работу и совместно выполнять её.
Оборудование:
фартуки, конверт с карточками – заявками, тазы, тряпочки, лейки, палочки для рыхления земли.
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Как вы считаете, у нас порядок в группе? А кто постарался, чтобы в группе было чисто и уютно?
Дети: Наша няня, Оксана Валерьевна!
Воспитатель: А вы ей помогаете? И не скучно вам прибирать, неинтересным делом заниматься?
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, скучен день до вечера коли делать нечего! А какие вы пословицы о труде знаете?
Дети:
- Лень портит, а труд кормит.
- Дело мастера боится.
- Трудиться – всегда пригодится.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, есть такая служба, которая помогает содержать дом в порядке: стирать бельё, ремонтировать одежду, убирать помещение. Это служба быта. Я предлагаю вам открыть службу быта в нашей группе. Вы согласны? Если вы не против, мы назовём её так, как называется наша группа – «Бабочка».
Воспитатель: Хорошо, а вот и спецодежда для работников службы быта.
(Воспитатель разворачивает свёрток, в котором лежат фартуки, украшенные эмблемами с изображением оранжевых, синих и жёлтых бабочек. Дети надевают фартуки. В группу заходит няня младшей группы.)
Няня: Здравствуйте! Это здесь открылась новая служба быта? Я хочу оставить у вас заявку.
Воспитатель (читает): «Службе быта от няни младшей группы. Заявка на уборку групповой комнаты». Хорошо, Марина Владимировна, сейчас наши ребята придут к вам на помощь.
(Няня уходит. Воспитатель распечатывает письмо и достаёт три карточки – заявки с силуэтными рисунками.)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем разобраться в заявках. Посмотрите здесь не одна, а три заявки – оранжевая, синяя и жёлтая. Значит надо разделиться на три бригады.
1 бригада – протирает пыль в шкафчиках и расставляет красиво игрушки.
2 бригада – моет столы и стулья.
3 бригада – ухаживает за комнатными растениями (рыхлит землю, протирает листья, опрыскивает).
Воспитатель: Работу мы распределили. А теперь я предлагаю каждой бригаде обсудить какое оборудование и сколько нужно взять с собой для выполнения работы.
(Дети самостоятельно берут нужное оборудование и вместе с воспитателем приходят на место работы.)
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила труда, которые помогут нам быстро и качественно справиться с работой.
Дети:
- Любую работу надо выполнять качественно.
- Нельзя отвлекаться от работы.
- Аккуратно обращаться с водой.
- Кто закончит работу быстрее всех, надо помочь тем, у кого ещё не окончена работа.
- Помогать товарищу советом или делом.
- Принимать помощь с благодарностью.
- Доводить начатое дело до конца.
- После работы убирать своё рабочее место.
(Дети приступают к работе. Воспитатель даёт советы, помогает в организации, напоминает порядок труда.)
Воспитатель: Дети, какие вы молодцы! Посмотрите, как чисто и уютно стало в группе.
- Кому мы сегодня помогали?
- Что мы сделали, чтобы в группе был порядок и чистота?
- Справились ли мы с заданием?
- Почему у нас всё получилось?
Воспитатель: Правильно вы говорите. Чистота и порядок в группе, потому что вы работали быстро, не ленились, не ссорились, помогали друг другу. Не зря говорят: «Терпение и труд всё перетрут».
(В группу заходит хозяйка – няня младшей группы вместе с малышами.)
Няня: Какие замечательные, трудолюбивые дети! Спасибо вам, что помогли мне, навести порядок в группе. Я надеюсь, что ваша служба быта продолжит свою деятельность, и я смогу ещё обратиться к вам за помощью.
Воспитатель: Мы всегда рады вам помочь. Правда, ребята? Ну, а теперь можно и поиграть с малышами. «Делу – время, потехе – час».
Приложение
Стихи, пословицы о труде
Была бы охота, заладится любая работа! *********************************************
Мы с игрушками играем,
Их на место убираем.
Кто любит трудиться,
Работы не боится!
*********************************************
Мы с тобой построим дом
И игрушки соберем,
Ты поставь их в шкафчик рядом,
Чтоб на полке был порядок.
Завтра с ними ты опять
Будешь весело играть.
*********************************************
Заболела
Эта книжка:
Изорвал её
Мальчишка.
Я больную
Пожалею:
Я возьму её
И склею
*********************************************
Без дела жить, только небо коптить
Где труд, там и счастье.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Лентяй да шалопай – два родных брата.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Кто много лежит, у того и бок болит.
Не потрудиться, так и хлеб не родится.
Глаза страшатся, а руки делают
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Чтобы рыбу съесть, надо в воду лезть.
Что потрудимся, то и поедим.
Работе время, а досугу час.
После дела и гулять хорошо.
Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
Без труда не появится еда
Без работы ума не прибавится
За работой и время быстрей бежит.
Человек познается в труде.
У кого работа, у того и сила.
Источник