Викторина овощи ягоды фрукты полезные продукты

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО СВЕТЛЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Викторина

 «Овощи, ягоды и  фрукты – полезные

продукты»

(Дата проведения 21.10.2013 г.)

                             Провели:   Милованова Т.П.,

                             педагог   дополнительного образования,

                 Чернушенко Е. Г.,

                  педагог дополнительного образования,

.

ЗАТО

 2013

Девиз дня:

Чтоб здоровым сильным, крепким быть,

Нужно с витаминами дружить.

Цель: Убедить детей, что зелень, овощи, ягоды и фрукты должны стать привычными на нашем столе, привить привычку правильно питаться.

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием, что такое «витамины», как они обозначаются и их пользе для организма человека.

 2. Закрепить знания детей о правильном и рациональном питании.

 3. Дать понятие, что такое система пищеварения, её роли в жизни человека.

  4. Воспитывать у детей потребность быть здоровыми.

Методы:

1. Беседа о витаминах и полезных продуктах.

 2. Закрепить правила питания.

 3. Игра «что полезно? »

4.Дать понятие, что такое система пищеварения, её роли в жизни человека.

 5. Сценка в стихах про витамины.

Оборудование: карточки с продуктами,  на которых изображены различные овощи и фрукты. Выставка рисунков учащихся.

Занятие проводится в форме веселых состязаний между учащимися.

Ход мероприятия

— Дети, мне на электронную почту сегодня пришло письмо с Космодрома от космонавтов. Они спрашивали меня, про Вас, про то, как Вы готовитесь к школе? Про то, как вы питаетесь? Занимаетесь ли Вы спортом? А ещё, мечтаете ли Вы быть космонавтами? Я обещала им, что спрошу у вас про всё это и пришлю им фото одного из наших занятий.

 — А теперь скажите, кто бы хотел быть настоящим космонавтом? (ответы детей)

 — А что для этого нужно? Правильно! (делать зарядку, заниматься спортом, правильно питаться)

Беседа о витаминах и полезных продуктах.

Педагог рассказывает легенды об овощах.

В середине прошлого века морковь считалась лакомством гномов. Существовало поверье: если вечером отнести в лес миску с пареной морковью, то утром обязательно  найдешь вместо моркови слиток золота. Гномы съедали любимую еду и щедро награждали за услугу.

В долине реки Нила сохранилась пирамида Хеопса- величайшее из каменных сооружений мира высотой 146 м.Двадцать лет строили эту пирамиду рабы. Чтобы они не болели, им ежедневно давали лук и чеснок. За 20 лет было истрачено на лук и чеснок 40 тонн чистого серебра.

Это интересно.

Слово «витамин» придумал американский ученый – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество в оболочке рисового зерна жизненно необходим людям. Соединив латинские слова — вещество «амин»  и жизнь «вита» получилось слово «витамин». Для того, чтобы быть здоровым, детям надо съедать в день 500- 600 граммов овощей и фруктов.

Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе регулярно.

Витамин  А – это витамин роста. Еще он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в моркови, молоке, зеленом луке, сливочном масле, яичном желтке, рыбе и в овощах и фруктах оранжевого цвета.

Отсутствие витамина А в организме человека может привести к замедлению роста.

Назвать фрукты и овощи оранжевого цвета.

Витамин В — помогает работать нашему сердцу. Он предохраняет от нервного расстройства, повышает сопротивление организма к различным заразным болезням.Витамин  В содержится в  капусте, дрожжах, яичных желтках. Его много в семенах подсолнуха, в печёнке, в мясе, в свежих помидорах, в фасоли, в яйцах, хлебе, в молоке.

Витамин С – укрепляет весь наш организм, защищает от простуды, он укрепляет иммунитет организма. Когда его мало в пище, может быть упадок сил, болезненный вид, боль в суставах, кровотечения из носа и дёсен, плохо заживают раны.Витамин С прячется в чесноке, лимоне, луке, во всех овощах и фруктах, ягодах. Есть еще другое название этого витамина – аскорбиновая кислота «аскорбинка».

Ребята, а кто очень любит капусту (заяц).

Витамин Д сохраняет нам зубы. Без него зубы человека становятся мягкими и хрупкими. Его можно найти в молоке, рыбе,  куриных яйцах, твороге. Загорая на солнце, мы тоже получаем витамин Д.

Каждый из этих витаминов очень важен для нас.

Мы с вами предпочитаем любимые блюда, но не забывайте: чтобы быть сильным и здоровым, красивыми и умными, надо питаться разнообразной пищей, а не только тем, что нравится.

— Чтобы пища хорошо усваивалась, нужно соблюдать правила питания. Сейчас мы с вами эти правила вспомним.

 1. Надо питаться продуктами, которые полезны для здоровья (обязательно есть овощи и фрукты)

 2. Есть надо не много. Переедание вредно для организма.

 3. Пищу нужно хорошо прожевывать.

 4. Перед едой надо всегда мыть руки с мылом.

 5. Полоскать рот после еды

 6. Во время приема пиши не разговаривать.

 7. Нужно завтракать, обедать и ужинать в одно и те же время. Наш желудок привыкнет приниматься за работу в определенные часы. И пища будет перевариваться быстрее, приносить больше пользы.

 Дети, запомните выражение «Кто долго жуёт, тот долго живёт»?

 — Сейчас мы с вами говорили о правилах питания.

 — Для чего они нужны?

 — Что нужно кушать, чтобы пища хорошо усваивалась и приносила пользу.

 А теперь покажем, как мы делаем зарядку:

Физкультминутка.

Каждый день мы по утрам

 Делаем зарядку (шагаем на месте)

 Очень нравится нам

 Делать по порядку:

 Весело шагать (шагаем)

 И руки поднимать (руки поднять вверх)

 Приседать и вставать (присесть 4-6 раз)

 Прыгать и скакать. (10 прыжков)

1 тур. Отгадывание загадок.

Щеки розовы

Нос белый,

В темноте сижу день белый.

Рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска)

Читайте также:  Дорадо или сибас вкуснее и полезнее

Маленький, горький,

Луку брат. (Чеснок)

Вверху зелено,

Внизу красно.

В землю вросло. (Свекла)

Как на нашей грядке

Выросли загадки.

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

2 тур. Кроссворд «Мой огород».

1.Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

1.Я вырос на грядке, характер мой гадкий,

Куда не приду, все до слез доведу. (Лук)

3.Среди бахчи зеленые мячи,

Налетела детвора – от мячей одна кора. (Арбуз)

4.С виду красная, раскусишь  — белая. (Редиска)

5. Белый, тощий корнеплод под землей растет,

И хотя он очень горек, в пищу нам он годен.

Все —  от взрослых до ребят – с холодком его едят. (Хрен)

6.Раскололся тесный домик на две половинки

И посыпались в ладони бусинки-дробинки. (Горох)

3 тур. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Дети выбирают карточки и распределяют их по столбикам.

Продукты

Полезные

Неполезные

Рыба

Чипсы

Кефир

Пепси

Геркулес

Фанта

Груши

Жирное мясо

Морковь

Торт

Лук

Сало

Капуста

Сникерс

Яблоки

Шоколадные конфеты

Сценка в стихах про витамины: (готовится заранее, детьми)

Витамин А

 Помни истину простую —

 Лучше видит только тот.

 Кто жует морковь сырую

 Или пьёт морковный сок.

Витамин В

 Очень важно спозаранку

 Есть за завтраком овсянку.

 Черный хлеб полезен нам-

 И не только по утрам.

Витамин С

 От простуды и ангины

 Помогают апельсины.

 Ну, а лучше есть лимон,

 Хоть и очень кислый он.

Витамин Д

 Рыбий жир всего полезней!

 Хоть противный — надо пить.

 Он спасает от болезней.

 Без болезней — лучше жить!

 Ребенок:

 Никогда не унываю

 И улыбка на лице,

 Потому что принимаю

Витамины. А В С

Практическое задание «Прежде, чем сесть за стол, я подумаю, что съесть».

Детям дается задание нарисовать продукты, полезные для здоровья.

Учащиеся оформляют коллаж и рассказывают о значении нарисованных продуктов.

Подведение итогов.

 -Что нового о еде мы сегодня узнали?

 -Что делает еду нашу полезной? (витамины)

 — Чтобы полезные вещества усвоились, какие правила нужно соблюдать?

Источник

Тема:  «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты».

Цель: Расширить знания детей об овощах, ягодах и фруктах как полезных продуктах, содержащих в себе питательные ценности, особенно выделить содержание в них витаминов, которых не хватает организму. Привить навыки правильного питания.

Задачи:

Образовательная: формировать представление о роли витаминов для здоровья человека;

Развивающая: развивать речь, внимание, познавательную активность.

Воспитательная: формировать самостоятельность в добывании знаний, воспитывать позитивное отношение к совместной деятельности по реализации общих целей коллектива класса;  воспитывать здоровый образ жизни;

Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД                Познавательные УУД: Активизация интеллектуальной деятельности учащихся: установление пользы овощей, ягод и фруктов; определение витаминов, которые в них содержатся.        

 Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных действий: умение устанавливать рабочие отношения, работать в группах; ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.                                                                                  Регулятивные УУД: Способность и умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые изменения в действие после его завершения с целью учёта характера сделанных ошибок.                                                             Личностные УУД:        Воспитание позитивного отношения к овощам, ягодам и фруктам; воспитание чувства меры в питании, бережного отношения к продуктам.                  

Тип занятия: комбинированный                                                                         Оборудование: карточки с изображением продуктов растительного происхождения; пророщенные лук, овес, чеснок, шапочки для витаминов и овощей; корзина с овощами, фруктами, ягодами, сухофрукты.                                                                                                          Предварительная работа:                                                                                    Разделить класс на три группы и каждой группе дать задание:

1. Подготовить сообщения о содержании витаминов в продуктах растительного происхождения.

2. Узнать, как хранятся овощи зимой.

3. Прорастить семена овса, лука, чеснока.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Класс делится на три  группы. В течение внеурочного занятия будут даваться задания, а за быстрый и правильный ответ группа будет получать жетон. В конце занятия по сумме полученных жетонов лучшая группа получает приз.
— Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Я рада приветствовать Вас на нашем занятии.  Сегодня мы проведем его особенно.

Девиз нашего занятия таков:

Мы умеем думать,

Мы умеем рассуждать,

Витамины для здоровья

Нужно всем нам выбирать.

  1. Актуализация учебных знаний.

— Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о правильном питании. Но для начала, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии.

Наше с вами здоровье бесценно. Значит, его необходимо беречь. Что же нам поможет его сберечь? (соблюдение режима дня; соблюдение правил гигиены; прививки от болезней; здоровое питание)

И сегодня мы поговорим о здоровом питании, что же нужно кушать и почему.

3. Отгадывание загадок.

Читайте также:  Какие продукты полезнее всего есть на ужин

— К нам пришли гости, а кто это вы узнаете, когда отгадаете загадки.

На сучках висят шары –

 Посинели от жары.

 (сливы)

Была зеленой, маленькой,

 Потом я стала аленькой.

 На солнце почернела я,

 И вот теперь я спелая.

 (вишня)

Что копали из земли,

 Жарили, варили?

 Что в золе мы испекли,

 Ели да хвалили?

 (картофель)

Уродилась я на славу,

 Голова бела, кудрява.

 Кто любит щи,

 Меня ищи.

 (капуста)

За кудрявый хохолок

 Лису из норки поволок.

 На ощупь – очень гладкая,

 На вкус – как сахар сладкая.

 (морковь)

На припеке у пеньков

 Много тонких стебельков.

 Каждый тонкий стебелек

 Держит алый огонек.

 Разгибаем стебельки –

 Собираем огоньки.

 (земляника)

Бусы красные висят,

 Из кустов на нас глядят.

 Очень любят бусы эти

 Дети, птицы и медведи.

 (малина)

— А как можно их назвать общими словами? (Овощи, ягоды и фрукты)

-А почему они вместе? (Потому что в них  содержатся витамины.)

4. Выступление учащихся в костюмах витаминов.

-А к нам пришли ещё гости. Кто же эти гости? (витамины)

Витамин А. Посмотрите на меня, я – витамин А. если у вас снижается зрение, если вы в вечернее время нечетко видите предметы, у вас слабая эмаль зубов. Вам не хватает именно меня. Как же вам пополнить организм мной? (нужно есть продукты, содержащие витамин А)

Витамин В. А я – витамин В. если вы слабы, у вас плохой аппетит, вы часто огорчаетесь, плачете по пустякам – вам не хватает именно меня. Чтобы вы хорошо себя чувствовали, не огорчались, не расстраивались, не лице на образовывались трещинки в уголках рта, не шелушилась кожа, вам крайне необходим я. Где же вы меня сможете найти?

Витамин С. Я – самый популярный витамин. Я содержусь во всех свежих овощах, фруктах и ягодах. Без меня вы можете болеть часто и продолжительно, а ваш организм не будет сопротивляться. А я, рад вам помочь защититься от простудных заболеваний. Где вы меня можете найти?

Витамин Д. Я, редкий, но, пожалуй, один из самых важных витаминов. Без меня вы очень медленно растете. А с моей помощью, вы сможете быстрее вырасти. Со мной еще вы можете встретиться летом под солнышком.

-Что же вы заметили? (витамины крепко дружат между собой, в продуктах содержится не один витамин, а несколько сразу)

Да, витамины повышают наше настроение и укрепляют наше здоровье, а это – самое главное.

Витамины очень довольны.

И очень хотят с вами поиграть, а вы, готовы к игре?

5. Игра «Доскажи словечко»  Чтение стихотворения Н. Кончаловской «Про овощи».                      

 Жил один садовод,                                                                                                                                                         Он развел огород,                                                                                                               Приготовил старательно грядки.                                                                                                      Он принес чемодан,                                                                                                       Полный разных семян,                                                                                                             Но смешались они в беспорядке.                                                                                       Наступила весна,                                                                                                                             И взошли семена.                                                                                                                        Садовод любовался на всходы,                                                                                            Утром их поливал,                                                                                                                  На ночь их укрывал                                                                                                                          И берег от прохладной погоды.                                                                                                  Но когда садовод

Читайте также:  Овсянка на завтрак полезно или вредно для

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огорбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, челук и репуста.                                                                                                (огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста)

6. Конкурс «На рынке».

— Молодцы! А сумеете ли вы угадать самые полезные витаминные продукты, не глядя на них? Вот у меня в корзине под рушником лежит много овощей, фруктов, ягод. Пусть самый лучший знаток из каждой группы подходит ко мне и с завязанными глазами достает витаминный продукт из корзины. А потом на ощупь да по запаху попытается угадать, что именно он достал. ( Проводится конкурс, подводятся итоги).

7. Обсуждение проблемной ситуации.

Учитель: Давайте подумаем, как сохранить витамины в овощах до весны? (Группы обсуждают  и приходят к выводу, что витамины в продуктах можно сохранить путем заморозки, сушки, квашения и т. д.)

8. Игра «Угадай сухофрукты».

От каждой группы выбирается по 2 человека. Одному из участников дают тарелочку с сухофруктами, которыми он будет кормить другого участника. Игрок с завязанными глазами должен  угадать на вкус, что это за сухофрукт и охарактеризовать его полезные свойства. Победит та команда, чьи игроки угадают  наибольшее количество сухофруктов.

10. Создание проблемной ситуации.

— Как еще можно разнообразить наше питание  весной, когда у нас нет разнообразия в овощах, фруктах и ягодах? (после обсуждения в группах, высказывания своего мнения, ребята приходят к выводу, что некоторые овощи и зелень можно вырастить дома, на подоконнике).

— Разгадав загадки, мы вспомним, какие овощи и зелень  можно вырастить дома, на подоконнике:

Щёки розовые,

Нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. ( Редиска).

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

(Морковь)

Маленький, голенький,

Луку брат. (Чеснок).

В огороде хрупкий зонт

Понемногу вверх растёт.

Как зовут тебя? «Прокоп», —

Громко скажет нам …

(Укроп)

Вот зелёная кокетка,

Сельдереева соседка.

Остроносая старушка,

Знаем мы тебя, …

(Петрушка)

Сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. ( Лук)

11. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки».

— Я буду назвать овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные  — встать во весь рост и поднять руки вверх.

( Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква.)

12. Практическое задание.

— Какие продукты мы вырастили в классе?

Ученик: Овес, лук, чеснок.

— А у кого получилось прорастить овощи дома? (ученики от каждой группы  выходят к доске с пророщенными овощами, зеленью, представляет классу рецепт блюда с использованием данного продукта).

— Продолжив предложения,  сделаем вывод:

— Весной витамины можно найти …

— На подоконнике можно вырастить … они полезны и богаты …

Наши друзья, витамины, очень довольны вашей работой.

Витамины.

Советов дали много мы –

 Несложно вам их соблюсти.

 Стремитесь к жизни без болезней,

 Старайтесь есть все, что полезно.

 О нас почаще вспоминайте

 И если что – не унывайте.

 Вы совершенствуйте себя –

 Для этого жизнь и дана!

-Какой же вывод вы можете сделать? (надо питаться правильно, кушать полезные продукты, вести здоровый образ жизни)

13. Итог занятия. Рефлексия.

-Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним девиз нашего урока.

-Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо работали.

 -Что вам больше всего запомнилось или понравилось?

— К чему мы должны стремиться, когда едим?

— Как мы можем сохранить здоровье?

— Какова польза продуктов растительного происхождения?

— Где найти витамины весной?

— Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?

(Подсчитывается количество жетонов в группах и выделяются победители) 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков Здоровья, или школа Докторов природы. – М.: ВАКО, 2008.
  2. М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. Разговор о правильном питании (методическое пособие для учителя). – М.: НЕСТЛЕ, ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
  3. М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. Разговор о правильном питании: занятия, конкурсы, праздники, викторины, соревнования. – М.: ООО «Нестле Фуд», 2003.
  4. Ю.Г. Илларионова. Учите детей отгадывать загадки. Загадки. – М.: Просвещение, 1990
  5. Русские народные загадки. Умный Ивашка, Жар – птица и Золотое зерно. – М.: Детская литература, 1991

Источник