Внеурочка общественно полезная деятельность 6 класс

Внеурочка общественно полезная деятельность 6 класс thumbnail

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Курса «Общественно-полезная деятельность»

для 6 класса

Разработчик программы: учитель биологии и химии Узденова Мариям Юсуфовна

Пояснительная записка

Общественно — полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.

Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

ценностное и творческое отношение к учебному труду;

трудолюбие;

элементарные представления о различных профессиях;

первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками,старшими детьми и взрослыми;

осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Общественно полезный труд проводится 1 час в неделю ( в год 34 часа)

Организуется два вида общественно полезного труда:

труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу и др.

труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др.

В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.

Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей

(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).

В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.

Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.

В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные,. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.

Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать , что их труд необходим.

Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве территории.

Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание занятий.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

1.Охрана природы.

Изготовление кормушек. Подкормка птиц.

Участие в выращивании рассады цветов, сбора семян

Участие в праздниках (День птиц, День леса и др.).

2. Работы по благоустройству.

Оказание помощи в поддержании чистоты лицейского двора.

3. Работа для лицея.

Дежурство по лицею, классу:

— протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;

— соблюдение порядка чистоты в классе;

— уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);

-размножение комнатных растений;

— дежурство по столовой;

— выращивание цветочно-декоративных растений;

Изготовление дидактических материалов;

Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам

4. Волонтерская работа.

Изготовление игрушек для детского сада;

Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

Оказание посильной помощи престарелым и инвалидам.

Социальные проекты

Синица. Забота человека о птицах.

Какие мы? (Социологический проект).

Формы организации общественно-полезного труда

1. Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)

2. Акция «Птицам — нашу заботу»

3. Изготовление сувениров

4. Участие в благотворительных акциях «Ветеран живет рядом»

5. Санитарный день в кабинете

Ожидаемый результат

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;

-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;

— развитие познавательного интереса и любви к труду;

Читайте также:  Какие витамины для чего полезны таблица

-обучение умению планировать свою работу;

— вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;

-воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;

-воспитание уважения к людям труда;

-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;

-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;

-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;

-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;

-формирование активной жизненной позиции.

п/п

Тема занятия

Дата

1

Экскурсия по лицею

2

Экскурсия в библиотеку. Встреча с работником библиотеки

3

Прогулка в городской парк . Наблюдение и помощь в трудовой деятельности людей .

4

Сбор опавших листьев для гербария

5

Конкурс «Что растет на грядке?».

6

Учимся делать гербарии

7

Выполнение обязанностей санитаров, цветоводов, хозяйственников и дежурных

8

«В гостях у Мойдодыра»

9

Уроки «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки»,

10

Беседы: «Как мы помогаем дома?

Инсценировка «Говорят вещи (книга, карандаш, тетрадь, парта)». Смотры сохранности учебников и тетрадей.

11

Организация соревнования между рядами. Беседа «Кто что умеет делать?»

12

Организация соревнования между рядами. Беседа «Кто что умеет делать?»

13

Беседа «Когда мамы дома нет»

Выставка рисунков «Я помогаю дома».

14

Сооружение снежной горки для катания на санках.

15

Любимая игрушка» (изготовление игрушек для елки)

16

Изготовление кормушек. Подкормка зимующих птиц

Беседы: «Есть профессий на свете немало»,

18

Чтение книг и рассказов о труде

19

Экскурсия . Игра в почту «Почтальон Печкин»

20

Урок «Наши папы и мамы на работе»

21

Праздник «Мамин день».

Конкурс-выставка рисунков и поделок

22

Изготовление с помощью родителей птичьих домиков. Сбор корма для птиц.

23

Участие в празднике «Птицы — наши друзья».

24

Конкурс «Кто нас обслуживает?».

25

Урок «Книжкины именины».

26

Беседы: «Для чего руки нужны». Участие в операции «Чистый лицейский двор»

27

Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Рассказы детей о своих наблюдениях

28

Весенние работы на пришкольном участке

29

Сбор семян. Посадка цветов.

30

Сбор семян. Посадка цветов.

31

Однолетние и многолетние цветы.

32

Операции «Чистый двор»,

33

Подведение итогов выполнения общественных поручений

34

Сбор «Чему мы научились?».

Литература

Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.

Абрамова Т. Н.Школа с продлённым днём: Записи директора школы.

Кобзарь Б.С. Учебно — воспитательный процесс в школах.

Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.

Источник

№ п/п

Дата по плану

Скорректированная дата

Тема занятия

Содержание занятия

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1

Социальные практики. Что это?

Вводное занятие.

П:способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

Р:оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их способность свободно, правильно излагать свои мысли

способность участвовать в речевом общении;

способность оценивать свою деятельность с точки зрения её содержания,

К:целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными традициями.

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности.

2

Коллективное творческое дело «Путешествие к Даниле-мастеру»

Экскурсия в «Клинское подворье» — знакомство с народными ремеслами.

П:овладение приёмами отбора и систематизации материала  на определённую тему.

Р:спосбность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий.

К:овладение национально-культурными традициями.

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности, осознанного отношения к профессиональному самоопределению.

3

Социальный проект «Сделаем вместе»

(Уборка пришкольной территории)

П:умение сформулировать проблему и найти способ ее решения.

К: целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения поставленной  задачи

Р:применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

Воспитание чувства любви к природе родного края.

4

Социальный проект «Сохраним лес»

Беседа о проблеме сохранения лесных ресурсов. Сбор макулатуры

П:способность извлекать информацию из различных источников.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

Р:  применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни,

целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения какой-либо задачи.

Воспитание чувства любви к природе родного края.

5

Коллективно-творческое дело: участие в акции «Добром сердец растопим лед»

Подготовка к концертной программе ко Дню пожилого человека в Клинском доме – интернате для инвалидов и престарелых. Изготовление подарков.

П:умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор. К:способность участвовать в речевом общении.

Р: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

Толерантное отношение к окружающему социуму.

6

 «Музыка моей души»

Беседа о знаменитом композиторе – земляке П.И.Чайковском. Конкурс рисунков.

П:овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:формулировать их способность свободно, правильно излагать свои мысли способность участвовать в речевом общении.

Р:умение сопоставлять и сравнивать высказывания с точки зрения их содержания.

Воспитание уважительного отношения к родному городу.

7

Конференция «Мы – дети большой страны»

Обсуждение проблем толерантного отношения в многонациональном государстве. Круглый стол с применением мультимедийных приложений.

П: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, презентацией.

Р:оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.

Воспитание толерантного отношения к окружающему социуму.

Читайте также:  Полезные вещи из дисков своими руками

8

Встреча с работниками Клинской детской городской библиотеки по теме «День народного Единства. История праздника»

Экскурсия в детскую библиотеку, приуроченная ко Дню народного единства.

П:овладение приёмами отбора и систематизации материала  на определённую тему.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий.

К:овладение национально-культурными традициями

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности, осознанного отношения к профессиональному самоопределению

9

Операция «Кормушка»

Изготовление оригинальных кормушек для птиц из подручного материала.

П: :овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения какой-либо задачи

Р:применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни

Формирование коммуникативных навыков, способствующих воспитанию многогранной личности, способной к самообучению.

10

Театрализованная игра «Теремок, теремок».

Коллективно – творческое дело по формированию здорового образа жизни.

П: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, презентацией.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий.

Воспитание навыков здорового образа жизни

11

«Моя мама – лучшая на свете»

Коллективный проект ко Дню матери. Подготовка презентаций, творческих номеров.

П: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, презентацией, проектом;

применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни

Р: способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий.

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности.

12

Социальный проект «Письмо в 1942 год»

Коллективный проект по изучению исторических событий 1942 года.

П:овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, презентацией, проектом.

Р: способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий.

совершенствование духовно-нравственных качеств  личности, воспитание чувства любви к Отечеству

13

Интерактивная игра «Стоп! СПИД!»

Игра, направленная на формирование знаний о заболевании СПИДом, мерах предосторожности и профилактике заболевания. С использованием мультимедийных приложений.

П: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, презентацией.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий

Воспитание навыков здорового образа жизни.

14

Конференция «Конституция – основной закон Российской Федерации»

Конференция с использованием мультимедийных приложений.

П: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, презентацией.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности, воспитание чувства любви к Отечеству

15

Социальный проект «Подарок ветерану».

Изготовление подарков ветеранам педагогического труда, ВОв. Подготовка поздравлений с Новым годом и Рождеством для жителей микрорайона.

П:умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор. К:способность участвовать в речевом общении.

Р: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности, воспитание чувства любви к Отечеству

16

Фестиваль детского творчества «Новый год в странах мира»

Конкурс поделок и костюмов.

П:овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:формулировать их способность свободно, правильно излагать свои мысли способность участвовать в речевом общении.

Р:умение сопоставлять и сравнивать высказывания с точки зрения их содержания

Оовершенствование духовно-нравственных качеств  личности, воспитание чувства любви к Отечеству

17

Рождественские святки.

Коллективно – творческое дело в рамках народных традиций.

П:овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:формулировать их способность свободно, правильно излагать свои мысли способность участвовать в речевом общении.

Р:умение сопоставлять и сравнивать высказывания с точки зрения их содержания

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности.

18

Я имею право.

Встреча с полномочным представителем участников образовательного процесса школы.

П: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, презентацией.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий

Развитие социальной культуры учащихся.

19

Заочное путешествие по Клину «Мой красивый город Клин»

Виртуальная экскурсия по родному городу.

П:способность извлекать информацию из различных источников.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий

совершенствование духовно-нравственных качеств  личности, воспитание чувства любви к родному городу.

20

«А.П.Гайдар – человек эпохи».

Беседа о писателе – земляке и его творчестве с применением мультимедийных приложений.

П:способность извлекать информацию из различных источников.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий

Формирование коммуникативных навыков, способствующих воспитанию многогранной личности, способной к самообучению.

21

Кем быть?

Защита проектов о профессиях современного общества.

П: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, презентацией.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности, осознанного отношения к профессиональному самоопределению.

Читайте также:  Полезно ли есть вареную картошку в мундире

22

«Есть такая профессия -Родину защищать»

Встреча с представителями воинской части г.Клин–5.

П:овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:формулировать их способность свободно, правильно излагать свои мысли способность участвовать в речевом общении.

Р:умение сопоставлять и сравнивать высказывания с точки зрения их содержания

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности.

23

Широкая Масленица.

Коллективно – творческое дело Масленичные гуляния.

П:умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор. К:способность участвовать в речевом общении.

Р: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

24

Фестиваль «Есть женщины…»

Фестиваль литературного творчества о красоте, любви, материнстве.

П: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, презентацией.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий

Формирование коммуникативных навыков, способствующих воспитанию многогранной личности, способной к самообучению.

25

Конференция «21 марта – День Земли»

Конференция с применением мультимедийных приложений.

П: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, презентацией.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий

Воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу.

26

Сказка на новый лад.

Коллективно-творческое дело ко Дню театра: инсценировка сказки.

П:умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор.

К:способность участвовать в речевом общении.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий

Развитие социальной культуры учащихся.

27

Акция «Скворечник»

Коллективно-творческое дело по изготовлению и развешиванию скворечников.

П:овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:формулировать их способность свободно, правильно излагать свои мысли способность участвовать в речевом общении.

Р:умение сопоставлять и сравнивать высказывания с точки зрения их содержания

Воспитание уважительного отношения к родной природе.

28

Акция «Здоровье – мое богатство»

Игра – соревнование.

П: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, презентацией.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий

Воспитание навыков здорового образа жизни

29

Викторина «Космос далекий и близкий»

Игра – викторина.

П: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, презентацией.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий

Формирование коммуникативных навыков, способствующих воспитанию многогранной личности, способной к самообучению.

30

КТД «Зеленый росток»

Коллективно- творческое дело по посеву семян цветов для школьных клумб.

П: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, презентацией.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий

Формирование коммуникативных навыков, способствующих воспитанию многогранной личности, способной к самообучению.

31

«Никто не забыт – ничто не забыто»

Конференция с использованием мультимедийных приложений.

П: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, презентацией.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им

32

Песни о войне.

Разучивание песни эпохи войны.

П: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, презентацией.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности.

33

Народные промыслы России.

Фестиваль народного творчества в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры. Изготовление поделок.

П: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:овладение национально культурными традициями.

Р:способность определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий.

Воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу.

34

КТД «Зеленый росток»

Коллективно- творческое дело по высадке рассады цветов для школьных клумб.

П:овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:способность участвовать в речевом общении.

Р:способность оценивать свою деятельность с точки зрения её содержания.

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности, формирование коммуникативных навыков, способствующих воспитанию многогранной личности, способной к самообучению.

35

Итоговое занятие.

Оформление газеты по итогам проделанной работы за год.

П:овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему.

К:способность участвовать в речевом общении.

Р:способность оценивать свою деятельность с точки зрения её содержания.

Совершенствование духовно-нравственных качеств  личности, формирование коммуникативных навыков, способствующих воспитанию многогранной личности, способной к самообучению.

Источник