Вопросы и ответы полезные ископаемые 3 класс
Тест: «Полезные ископаемые» 1 вариант
1. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
а) полезные ископаемые; б) камни; в) вода.
2. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?
а) ножницы, ложки, вилки; б) кирпич, бензин, известняк;
в) нефть, глина, торф.
3. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) психологи; б) геологи; в) строители.
4. Установи соответствие.
а) твёрдые 1) гранит 4) нефть
б) газообразные 2) природный газ 5) железная руда
в) жидкие 3) глина
5.Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) оловянная и медная руды; б) каменный уголь, природный газ;
в) глина, известняк.
6.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений?
а) глина; б) торф; в) гранит.
7.Жидкое горючее полезное ископаемое
а) природный газ; б) нефть; в) известняк.
8. Установи соответствие, что изготавливают из этих полезных ископаемых.
а) известняк 1) стекло
б) торф 2) мел
в) кварцевый песок 3) удобрение
9. 3ачем собирать металлолом?
1) чтобы сохранить запасы руды;
2) чтобы очистить территорию от мусора
10. Кто создал горные породы?
а) люди; б) природа; в) животные.
Тест: «Полезные ископаемые» 2 вариант
1. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
а) полезные ископаемые; б) камни; в) вода.
2. Установи соответствие.
а) твёрдые 1) каменный уголь 4) нефть
б) жидкие 2) известняк 5) песок
в) газообразные 3) природный газ
3. Какие бывают горные породы?
а) твердые, жидкие и газообразные; б) твердые и жидкие;
в) твердые и газообразные.
4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) психологи; б) геологи; в) строители.
5. Какие из перечисленных полезных ископаемых образовались из магмы?
а) песок; б) каменный уголь; в) базальт.
6. 3ачем собирать металлолом?
1) чтобы сохранить запасы руды;
2) чтобы очистить территорию от мусора
7.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
а) песок, глина; б) гранит, торф;
в) каменный уголь, поваренная соль.
8.Газообразное полезное ископаемое
а) природный газ; б) нефть; в) известняк.
9. Установи соответствие, что изготавливают из этих полезных ископаемых.
а) нефть 1) сталь
б) железная руда 2) керамика
в) глина 3) бензин
10. Кто создал горные породы?
а) люди; б) природа; в) животные.
Источник
Нэлли Журавель
Урок-исследование в 3 классе «Полезные ископаемые»
Тема: «Полезные ископаемые»
Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать:
— названия полезных ископаемых, добываемых в Республике Беларусь, их основные свойства, роль в деятельности человека;
уметь:
— составлять и вести таблицы, раскрывать взаимосвязь между добычей и необходимостью бережного использования ископаемых полезных.
Задачи урока:
-содействовать развитию у учащихся умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;
— поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
— способствовать воспитанию толерантности.
Оборудование: мультимедийная система, физическая карта Беларуси, коллекция полезных ископаемых, знаки полезных ископаемых, коробки с полезными ископаемыми, стекло, лупы, стакан с водой, воронки, банки.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.
2. Актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала.
– На нашей планете есть много существ, которые живут в царстве «Земли».
– Кого из наземных жителей вы знаете?
– А еще есть подземный мир, в котором есть свои жители, свои богатства.
– Каких подземных жителей вы знаете?
3. Изучение нового материала
– Сегодня на урок в черном ящике я принесла подземных жителей. Предлагаю поиграть и узнать, что в черном ящике.
1. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
3. С буквой Т пирог он с кремом,
С буквой Ф он кормит почву
И отапливает домик. (Торф)
– Как, одним словом назвать эти вещества?
– В старые времена люди верили, что во многих местах под землей хранятся драгоценные клады-сокровища, зарытые кем-то в землю.
Все рассказы о заколдованных кладах просто сказки, которым уже никто не верит. Но все же люди были правы. В земле действительно есть несметные сокровища и называются они полезные ископаемые.
– Чтобы объяснить значение термина «полезные ископаемые» обратимся к этимологии слова. Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?
Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.
Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая 2) отваливая землю, делать углубления.
Значит, можно сказать, что полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.
Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли.
– Обратимся к научной литературе, в нашем случае к учебнику,
и проверим наши предположения.
– Наше предположение верно.
– Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями.
– Сегодня на уроке мы проведем исследование, предметом которого будут полезные ископаемые, распространенные в Республике Беларусь. Во время исследования нам необходимо доказать: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение
в хозяйственной деятельности человека».
– В ходе исследования мы изучим основные свойства полезных ископаемых, узнаем, каким способом они добываются и как человек
их применяет.
– Каждый из вас внесет свой вклад в исследование, от каждого зависит результат работы. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждет успех в конце урока.
– Каждый из вас работает в разном темпе, поэтому у вас есть дополнительное задание: кроссворд, который поможет закрепить полученные знания. Ребята, которые к концу урока выполнят это задание, за свою работу получат отметку.
– На уроке сегодня у нас присутствуют научные сотрудники, которые будут работать в своей научной лаборатории, и о результатах работы доложат попозже. Для вас приготовлен лист с заданиями, можете приступать к выполнению.
– Но для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться,
их еще нужно найти. И этим нелегким делом занимаются геологи. Словно древние кладоискатели, неутомимо ходят они по дремучей тайге
и ущельям, бродят по заболоченным местам, плывут по бурным рекам.
В руках у них геологические молотки, карты, сложные научные приборы и дневники. И мы с вами будем сегодня геологами, и во время исследования будем вести геологический дневник, работать с картой. Геологи работают в команде, так поступим и мы. У каждой команды свой предмет исследования.
Узнайте его название, расшифровав запись. Вычеркните буквы, которых нет в русском языке.
R RH J D S Е V ФN NТ Z Ь
ПVNЕJLGС WQО К
RГYЛ IИJН А
SGLТFОWРQФ
ГZVNР W АUI Н D И NZSТ
(вывешиваются на доску)
– Как обозначаются эти полезные ископаемые и как много
их месторождений разрабатывается? Ответ на этот вопрос найдем с помощью физической карты Республики Беларусь.
– Каждая группа находит условный знак своего полезного ископаемого и считает количество месторождений, обозначенных
на карте.
Песок 18
Нефть 5
Торф 22
Глина 23
Гранит 1
– Слушая выступление своих товарищей, вы заносите данные
по другим полезным ископаемым в свои геологические дневники. Эти знания понадобятся при доказательстве нашей гипотезы.
Отчет групп
– Какой вывод можем сделать? Какие полезные ископаемые наиболее распространены на территории Республики Беларусь? (глина, торф и песок)
«Это интересно»
– В настоящее время в недрах Земли выявлено и разведано всего около 5 тысяч месторождений, представляющих 30 видов минерального сырья.
– Ответы вопросы: какими свойствами обладают исследуемые нами полезные ископаемые и как эти свойства использует человек? Найдем
в следующей части нашего исследования.
4. Закрепление изученного материала.
– Сейчас вы, геологи-исследователи, проведете самостоятельную работу, которую вам поможет выполнить инструкция. Инструкцию необходимо выполнять четко, не нарушая последовательности. Задача каждого из вас – отработать самостоятельно инструкцию, занести данные по своему предмету исследования в геологический дневник. Результатом вашей самостоятельной работы будет мини-сообщение о полезном ископаемом через игру «Дополни предложение». При проведении опытов следует соблюдать меры предосторожности. А при работе в группе помнить правила:
Все участвуют в работе.
Все друг другу помогают.
Споры решаются мирным путем.
Когда один говорит, все внимательно слушают.
(Во время выступления групп каждый из учеников заполняет свой геологический дневник.)
– Выполнив самостоятельную работу и послушав друг друга, можно утверждать, что мы доказали нашу гипотезу: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение в хозяйственной деятельности человека».
– А сейчас предоставим слово нашим научным сотрудникам.
– Нашим заданием было составить пазлы и узнать, какими способами добывают полезные ископаемые.
– А сейчас геологи будьте внимательны! Научные сотрудники называют способ добычи, а вы, если считаете, что он подходит вашему полезному ископаемому, поднимаете свою карточку.
– Существует три способа добычи полезных ископаемых:
скважина. Этим же способом удается добыть часть каменной соли, предварительно ее растворив в воде.
шахта. Такой способ добычи подходит для полезных ископаемых, которые залегают на большой глубине.
карьер, или открытый способ. Большие карьеры достигают протяженности в несколько километров и глубины в сотни метров.
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться
к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Дома
вы продолжите работу по этой теме.
5. Домашнее задание.
• Прочитать статью в учебнике на страницах 33-35, ответить на вопрос №5.
Дополнительно (по желанию учащихся)
• Исследовать литературу в библиотеке и узнать, какие полезные ископаемые добывают на территории Минской области.
• Нарисовать плакат «Берегите полезные ископаемые!»
6. Подведение итогов.
– А сейчас каждый из вас покажет результат своей деятельности
на уроке. Для этого необходимо правильно выполнить тестовое задание. Свой вариант ответа записывайте в таблицу.
1 2 3 4 5
Тест
1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
у) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль
2. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, песок с) нефть, торф
3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок б) уголь, руда п) нефть, газ
4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители е) геологи в) шахтеры
5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чем идет речь?
н) о песке х) о торфе ш) о глине
– Какое слово получилось? УСПЕХ
Дополнительное игровое задание «Узнай меня»
1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?
Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят
на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным.
Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? (Глина.)
2. Какое слово пропущено в пословице «Куй., пока горячо». (Железо.)
3. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. (Торф.)
4. Образуется при разрушении гранита. (Песок.)
5. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? (Гранит.)
6. Без него не может обойтись учитель на уроке. (Мел.)
7. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)
6. Рефлексия.
– В конце нашего урока поиграем в игру «Светофор». Выберите
и зажгите свой цвет светофора в соответствии с предложенными вариантами высказываний: урок был увлекательным (зеленый, свое мнение (желтый, на уроке было трудно (красный).
Источник
Тест онлайн
Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1.
Как называют богатства земных кладовых?
Полезные ископаемые
Дары земли
Земные консервы
2.
Назовите жидкое полезное ископаемое.
Газ
Уголь
Нефть
3.
Что необходимо для производства кирпичей?
Песок
Газ
Алмаз
4.
Что из перечисленного является топливом?
Бензин
Глина
Изумруд
5.
Из чего получают бензин?
Из пшеницы
Из нефти
Из коровы
6.
Как называются места, где в глубинах земли залегают полезные ископаемые?
Месторождение
Устье
Долина
7.
Кто изучает полезные ископаемые?
Метеорологи
Геологи
Астрологи
8.
Что из перечисленного добывается в природе, а не производится?
Уголь
Бетон
Стекло
9.
Что из перечисленного сделано из металла?
Шнурки для обуви
Полотенце для лица
Железнодорожные рельсы
10.
Где нефть не добывают?
На суше
В море
На Луне
Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт
Закончили отгадывать?
случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину
Источник
Мультимедийная разработка учебного занятия
Колбиной Натальи Олеговны, учителя начальных классов
МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова
Тема урока
Полезные ископаемые
Предмет
Окружающий мир
Класс
3
Тип урока
Урок постановки и решения учебной задачи
Место данной темы
в учебном курсе
Урок 8 в разделе «Разрез как новый способ изображения»
УМК
Окружающий мир: учебник-тетрадь для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 2 (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) / Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева. – 12-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 88 с.
Цели урока
Познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.
Задачи урока
Образовательные:
Организовать постановку детьми задач исследования, изучение свойств горных пород.
Раскрыть значение полезных ископаемых для человека.
Создавать условия для формирования универсальных учебных действий.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, излагать мысли логически верно.
Развивать исследовательские навыки через изучение горных пород.
Воспитательные:
Формировать гражданственность, патриотизм через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых).
Методы обучения
1. Словесный.
2. ИКТ: мультимедийная презентация.
3. Наглядно-демонстрационный.
4. Практический.
5.Частично-поисковый.
Формы работы
1. Фронтальная.
2. Индивидуальная.
3. Групповая.
Приемы работы
1. Ребус.
2. Кластер.
3. Бортовой журнал.
4. Практическая работа учащихся.
5. Построение домика.
Необходимое оборудование и материалы
Оборудование: интерактивная доска, компьютер,
Зрительный ряд: презентация к уроку, инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал).
Материалы для учащихся: атлас – определитель «От Земли до неба», ребусы на каждую группу, образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит, торф, железная руда, известняк, емкость с водой.
Этапы урока
Содержание урока, деятельность учителя
Деятельность
учеников
Используемый материал
Формируемые метапредметные
и предметные умения
Организационный этап
Задача: создать условия
для последующего про-
явления эмоционально-
го отношения к учебно-
познавательной дея-
тельности.
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения на протяжении всего урока.
— умение принимать социальную роль обучающегося, проявлять эмоциональную отзывчивость;
— умение организовывать своё рабочее место.
2. Актуализация опорных знаний
Задача: актуализировать знания обучающихся о природных богатствах Земли.
— Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).
— Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.
Учитель читает текст:
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
— Ребята, как вы думаете, о каких богатствах и секретах говорится в этом стихотворении? (Рубин, сапфир, минералы, кристаллы и т.д.)
— Возможно, кто-нибудь из вас знает, как в общем назвать все эти богатства Земли? (Полезные ископаемые)
Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.
— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний;
— отвечать на постав-ленные вопросы с ориентировкой на их содержательный аспект;
3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач
Задача: активизировать познавательную активность обучающихся, направленную на дальнейшее целеполагание; создать проблемную ситуацию для оценки правильности или ошибочности выдвинутой версии, для овладения навыками рефлексивной деятельности.
— Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
— Давайте сформулируем тему нашего урока. (Полезные ископаемые).
— Тема нашего урока «Полезные ископаемые».
— У меня в руках 2 полезных ископаемых – это гранит и известняк (демонстрация учителем). Можем ли мы сказать, что они одинаковые? (Нет, потому что они разные. У них разный внешний вид).
— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? (Познакомимся с полезными ископаемыми и их свойствами).
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.
(Что такое «полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые?
Данные вопросы поочередно появляются на слайде.
— Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами, применением).
— Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (В группах).
— Вы распределились в группы по 4 человека. Какой первый шаг для слаженной работы в группах необходимо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? (Распределить роли в группе)
Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.
Осуществляют описание полезных ископаемых в ходе зрительного восприятия.
Предлагают ряд вопросов, на которые хотели бы получить ответ.
Прочитывают вопросы по ходу их появления на экране.
Формулируют цель урока
Определяют форму взаимодействия – работа в группах.
Самостоятельно между собой распределяют роли в группе:
Организатор
Спикер
Контролер
Секретарь
— умение формули-ровать тему и цель урока;
— принимать высказы-вания собеседников, осуществлять рефлексивно-оценоч-ную деятельность;
— осознанно строить речевое высказывание
в соответствии с за-дачами коммуникации;
— умение характеризо-вать объекты по внешним признакам,
-умение договариваться в ходе учебного взаимодействия;
— умение проявлять себя в различных социальных ролях.
4. Формирование новых знаний
Задача: создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.
— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?
— Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые», проанализировав каждое слово отдельно. Определить что такое «полезные» и «ископаемые»?
— Как вы понимаете значение слова «полезные»? «Ископаемые»?
(Варианты: Полезные – значит необходимые, нужные. Ископаемые – что-то доставать, извлекать).
Составление кластера со слов учащихся.
необходимые нужные доставать извлекать
— У нас получилась схема. В технологии критического мышления это называется «кластер».
— Для более точной формулировки, взглянем на слово с точки зрения происхождения. Происхождением слов занимается наука – «этимология».
— Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?
(Предполагаемый ответ: «копать», «выкапывать»).
— Теперь попробуйте самостоятельно в группе дать определение понятию «полезные ископаемые».
(Предполагаемый ответ: «Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли»).
— Давайте посмотрим, как истолковывается данное понятие в «Толковом словаре русского языка» (просмотр страницы словаря в on—lain режиме)
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
-Мы узнали, что такое полезные ископаемые. А какие полезные ископаемые вы знаете?
(Варианты: нефть, уголь, алмазы, природный газ и т.д.)
— Давайте посмотрим, какие виды полезных ископаемых, помимо названных, можно встретить. Я предлагаю решить интеллектуальную задачу (разгадать ребусы). Вы можете совещаться и работать в группе. Для каждой группы своя интеллектуальная задача.
— Проверим результат вашей работы. Предоставляется слово спикерам каждой группы.
Отвечают на поставленные вопросы.
Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».
Наблюдают за ходом составления кластера учителем.
.
Выдвигают версии относительно происхождения слова «ископаемые».
Работают в группе, дают определение понятию.
Просматривают страницу словаря в on-lain режиме.
Отвечают на вопрос учителя. Называют виды полезных ископаемых.
Решают интеллектуальную задачу – разгадывают ребус.
Выступление
спикеров.
Следующие слайды аналогичны первому.
— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний: отли-чать новое от уже из-вестного;
— умение слушать, по-нимать и рефлексиро-вать высказывания со-беседников.
— умение совместно договариваться о пра-вилах общения и вза-имодействия на уроке, следовать им;
— умение преобразовывать информацию, структурировать её;
— умение извлекать информацию из различных источников;
— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;
Физминутка
Задача: проводить профилактику утомления, нарушения осанки, зрения;
снять психоэмоциональную напряженность.
— Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.
Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).
— Ребята, я желаю вам достигать своей цели и никогда не сдаваться!
Повторяют движения за учителем.
Соотносят свои действия с действиями учителя.
— принимать целевую установку педагога.
— соотносить свои действия с эталоном.
6. Практическая работа
Задача: создать условия для самостоятельного овладения новыми знаниями;
проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.
— В физкультминутке мы на минуту стали геологами. Кто-нибудь из вас знает, кто такие геологи?
Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых. А, как вы думаете, чтобы знать как их использовать, где применять, что еще мы должны знать о полезных ископаемых? (Свойства).
— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых.
— На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) и атлас-определитель
“От Земли до неба”.
Результаты исследования будете заносить в бортовой журнал.
Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.
Название полезного ископаемого________________________
Твёрдое или жидкое _______________
Растворимость ____________________
Цвет _______________________________________________
Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______
Прозрачное или непрозрачное __________________________
Горючее или негорючее ________________________________
Применение (в строительстве, топливо,
для получения металлов)____________
Обозначение на карте__________________
— У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” Для заполнения бортового журнала используйте дополнительную информацию, которая находится у вас на столах. Помните о том, что между вами распределены роли в группе. Подойдите ответственно к выполнению своих обязанностей.
— Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним основные правила работы в группе.
— Сейчас вы можете приступить к работе.
— Давайте проверим, как вы справились с заданием.
— Выступающий из каждой группы (спикер) представит результат совместной работы.
— Задача остальных групп следить за тем, вся ли информация представлена в бортовом журнале, высказывая свое мнение, используя сигналы обратной связи – знак «согласия»- «несогласия».
— Проанализируйте, получилась ли работа в группе? Справились ли вы со своей обязанностью? На что необходимо обратить внимание в следующий раз?
— Чтобы вы смогли использовать эту информацию, я хочу подарить каждому страничку из своего бортовой журнал, в котором представлены свойства исследуемых полезных ископаемых.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя.
Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской работы.
Осуществляют исследование по инструкции.
Выполняют самостоятельную работу в группе – исследуют полезное ископаемое с помощью инструктивной карточки и атласа – определителя.
Проговаривают основные правила работы в группе.
Применяют на практике полученные знания.
Группы (спикеры) представляют резуль-таты своей исследо-вательской и практи-ческой деятельности, остальные обучаю-щиеся – слушают.
По завершению выступления каждой группы, остальные высказывают свое мнение, относительно выступления, используя сигналы обратной связи.
Анализируют работу в группе.
-организовывать свое рабочее место;
-определять план выполнения учебной задачи и следовать ему;
-применять практические умения в ходе работы;
— умение слушать, понимать и рефлексировать высказывания собеседников;
— умение совместно договариваться о правилах общения и взаимодействия на уроке, следовать им;
— осуществлять самоконтроль по заданному алгоритму действий;
— умение фиксировать результаты наблюдений, опыта в предложенной форме.
— оценивать проделанную работу;
— соотносить результат учебной деятельности с поставленными целями;
— осуществлять рефлексивную деятельность;
— умение представлять результаты своей исследовательской и практической деятельности.
7. Первичное закрепление
Задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.
-Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве. Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а в