Вопросы по полезным ископаемым 3 класс
Тест: «Полезные ископаемые» 1 вариант
1. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
а) полезные ископаемые; б) камни; в) вода.
2. Что из перечисленного относится к полезным ископаемым?
а) ножницы, ложки, вилки; б) кирпич, бензин, известняк;
в) нефть, глина, торф.
3. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) психологи; б) геологи; в) строители.
4. Установи соответствие.
а) твёрдые 1) гранит 4) нефть
б) газообразные 2) природный газ 5) железная руда
в) жидкие 3) глина
5.Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) оловянная и медная руды; б) каменный уголь, природный газ;
в) глина, известняк.
6.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений?
а) глина; б) торф; в) гранит.
7.Жидкое горючее полезное ископаемое
а) природный газ; б) нефть; в) известняк.
8. Установи соответствие, что изготавливают из этих полезных ископаемых.
а) известняк 1) стекло
б) торф 2) мел
в) кварцевый песок 3) удобрение
9. 3ачем собирать металлолом?
1) чтобы сохранить запасы руды;
2) чтобы очистить территорию от мусора
10. Кто создал горные породы?
а) люди; б) природа; в) животные.
Тест: «Полезные ископаемые» 2 вариант
1. Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют
а) полезные ископаемые; б) камни; в) вода.
2. Установи соответствие.
а) твёрдые 1) каменный уголь 4) нефть
б) жидкие 2) известняк 5) песок
в) газообразные 3) природный газ
3. Какие бывают горные породы?
а) твердые, жидкие и газообразные; б) твердые и жидкие;
в) твердые и газообразные.
4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
а) психологи; б) геологи; в) строители.
5. Какие из перечисленных полезных ископаемых образовались из магмы?
а) песок; б) каменный уголь; в) базальт.
6. 3ачем собирать металлолом?
1) чтобы сохранить запасы руды;
2) чтобы очистить территорию от мусора
7.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
а) песок, глина; б) гранит, торф;
в) каменный уголь, поваренная соль.
8.Газообразное полезное ископаемое
а) природный газ; б) нефть; в) известняк.
9. Установи соответствие, что изготавливают из этих полезных ископаемых.
а) нефть 1) сталь
б) железная руда 2) керамика
в) глина 3) бензин
10. Кто создал горные породы?
а) люди; б) природа; в) животные.
Источник
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
по теме «Полезные ископаемые»
Автор: Фетисова Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 8»
г.о. Коломна, Московской области.
Тема: «Полезные ископаемые»
Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.
Задачи:
— развивать экологическое мышление;
— учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;
— формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;
— формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, физическая карта России, кроссворд, лупы, микроскоп, гвоздь, стаканы с водой, выставка детских поделок из глины.
Дидактические материалы: презентация учителя, коллекция полезных ископаемых, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, таблица условных обозначений полезных ископаемых, картинки с изображением: шахтера, геолога, бурильщика, карточки с индивидуальными заданиями.
Планируемые результаты формирования УУД:
Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;
Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;
Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.
Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.
Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы будем опять наблюдать
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок!
Активно в работу включайся, дружок!
II. Актуализация знаний.
— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).
— Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос— «закон».
Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).
— Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).
— Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).
— Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).
— Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).
— Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).
— Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).
— Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).
Карточки для индивидуальной работы во время фронтального опроса:
Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».
— Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.
— Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.
— Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.
— Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров.
III. Целеполагание и мотивация.
— Без чего невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).
— А что же такое богатство?
Ответы детей:
Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).
— Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.
Игра «Угадай, что находится в шкатулке».
Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит).
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение.(Известняк)
— Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?
(о полезных ископаемых).
— Сформулируйте тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока).
— Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).
— Почему они полезные? (служат людям).
— Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.
(Выслушиваются ответы детей).
Учитель:
— Для того чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46.
— Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.
— Так какова же цель сегодняшнего урока? (Выяснить свойства полезных ископаемых, а так же как их можно добыть и где использовать).
IV. Изучение нового материала.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
Фронтальная беседа.
Учитель.
В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название:
Без нее не побежит
Ни троллейбус, ни такси
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.).
— А еще бывают и такие полезные ископаемые.
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички (газ)
— На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? (они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).
— На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая. А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, полезными ископаемыми). Рядом с картой висит таблица обозначений некоторых полезных ископаемых. Благодаря этим обозначениям мы можем определить на карте, где какие природные богатства располагаются (дети определяют по карте расположения полезных ископаемых).
— Как добывают полезные ископаемые.
— Прочитайте в учебнике текст на с. 48.
— Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)
На доске появляется карточка со словом «месторождение».
— Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:
Проберется с молотком
К неизвестным скалам.
С каждым камешком знаком,
С каждым минералом. (Геолог)
— Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.
— Назовите профессии людей, которые добывают полезные ископаемые.
Уголь под землей найдут,
Вверх его поднимут.
Завершив тяжелый труд,
Люди каски снимут.
Их работа всем нужна
С угольком зимой страна! (Шахтеры)
Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.
Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.
Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.(На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».)
— Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.
— Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)
— Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.
— Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.) Самый обычный способ поиска нефти — это бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.
— Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.
V. Физминутка.
Мы геологами станем,
Будут все гордиться нами.
Что же ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река т(показывают руками),
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут).
Все мы сможем, все сумеем,
И своей достигнем цели.
VI. Практическая работа.
Учитель:
— Я предлагаю вам поработать в группах: определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля. Определим его цвет. Имеет ли блеск?
2. Используя микроскоп или лупу, можно выяснить плотное или пористое это ископаемое.
3. Проведите ногтем по породе.
Если остался след – то порода мягкая;
Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4.Уголь твердый, но хрупкий т.к. его можно разбить.
5.Опустив уголь в стакан с водой, мы видим, что он не растворяется в воде.
— А еще, что мы наблюдаем? (он не тонет).
— Значит уголь легче воды.
Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогай-ка».
Карточка «Помогай-ка»
Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого.
Определите, в каком состоянии находится, какого цвета и из чего состоит?
Плотное или рыхлое (пористое).
Выясните на сколько прочен и тверд.
Растворяется в воде или нет.
Занесите полученные результаты в таблицу.
Каждой группе дается по 1 полезному ископаемому.
1 группа – гранит 3 группа – песок
2 группа – известняк 4 группа – глина
— Теперь вы можете приступать к работе.
На доске в виде таблицы оформляются результаты исследований.
Учитель:
— Давайте теперь сверим ваши ответы с таблицей на экране.
— Просигнальте, как вы справились с этим заданием.
Защита работ. (Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.)
— Начнем с гранита (слайды 5-8)
1-я группа.
Если гранит рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это очень плотная горная порода. Он очень тверд и прочен. Цвет красный, серый. В воде он тонет и не растворяется. За высокую твердостью и прочность его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора, бортики Исаакиевского собора, а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.
2-я группа.
Если известняк рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что его частицы значительно мельче и цвет у этих частиц бывает разный: белый, желтый, серый. Известняк – твердая и прочная горная порода (слайды 9-12).Если опустить кусочек известняка в стакан воды, то мы увидим, что он утонет, значит, тяжелее воды. В воде он не растворяется.
Учитель:
Разновидностью известняка является мрамор. Рассмотрим мрамор внимательнее. Цвет его частиц может быть разным: белым, красным, серым, черным. Мрамор имеет матовый блеск, а если его сравнивать с известняком, то можно сказать, что мрамор тверже известняка. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета, известны на весь мир церкви и соборы.
3-я группа.
Песок, по которому мы ходим, – рыхлая горная порода. Цвет песка желтый, белый, серый. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей. Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого песка изготавливают стекло. Для изготовления стекла смешивают чистый кварцевый песок с содой и известью. Эту смесь помещают на 12 часов в печь 1200 градусов. За тем достают трубкой, несколько вдохов и получается пустой, прозрачный пузырь. Другими инструментами придают любую форму, остужают и получают готовое изделие.
4-я группа.
Глина – плотная горная порода, коричневого или серого цвета. При намокании она становится вязкой и пластичной, долго сохраняет свою форму при высыхании. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду. Использование глины можно наблюдать на заводе «Гжель. Здесь, в цехе, скульптор придает куску глины форму. В печи, обожженные глиняные изделия, становятся твердыми и прочными. За тем их покрывают специальным раствором, который выявляет наличие трещин. Расписывают изделия серой кобальтовой краской, покрывают глазурью и помещают в печь. В печи краска приобретает синий цвет. Так же из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки.
Учитель:
— Давайте перечислим, для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?
Дети перечисляют.
На экране появляется схема-«паучок» использования полезных ископаемых.
VII. Беседа об охране полезных ископаемых (слайд 23).
— Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых.
На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности.
Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.
— Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
Ответы детей:
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить быстро, как, например, лес после вырубки.
Учитель:
— Как вы думаете, можем ли мы помочь в охране природных богатств?
Ответы детей:
-Ученые создают новые искусственные материалы (пластмасса) для замены металла и горючих полезных ископаемых.
— Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла.
— Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы.
— Экономно использовать газовые и электрические приборы.
— Не оставлять двери в подъездах открытыми настежь.
— Следить за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка невозможна без использования полезных ископаемых.
Учитель:
— Во время взрывных работ портится почва, изменяется ландшафт местности. А на его восстановление требуется очень много времени.
VIII. Закрепление изученного материала.
Работа в парах с ноутбуками (дети выполняют тест на тему «Полезные ископаемые»)
— Давайте сверим ваши ответы с правильными ответами на доске.
— Оцените свою работу на этом этапе.
IX. Домашнее задание.
1.Учебник стр. 46-49 читать, с.50 (??)
2. Приготовьте к следующему уроку сообщение о полезном ископаемом на ваш выбор.
X. Подведение итога урока. Рефлексия.
— Наше увлекательное путешествие заканчивается.
— О чем мы говорили сегодня на уроке?
— Что же нового вы узнали, чему научились?
— Почему песок и глина – «дети» гранита, а стакан и чашка – его родные «внуки»?
— Выберите сигнальную карточку и оцените результаты своей деятельности на уроке.
Дети поднимают сигнальные карточки.
Зелёный цвет:
— Кто для себя сделал открытие?
— Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?
— Кому на уроке было интересно и захотелось больше узнать о полезных ископаемых?
— Кому урок подарил хорошее настроение?
— Кто не все понял по теме урока? (жёлтый цвет)
— А кому многое не понятно? (жёлтый цвет)
Вы очень хорошо потрудились, проявили смекалку, ум, любознательность.
Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за работу.
Источник