Вопросы про полезные ископаемые 4 класс
Проверь себя! В-1 _______________________
1.Допиши определение вставив пропущенное слово:
- Место, где залегают полезные ископаемые, называют __________________________________.
- Полезные ископаемые которые хорошо горят и при этом выделяют много тепла называют ___________________.
2. О каком полезном ископаемом идет речь ?
а) Белого, серого или желтоватого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ; используется в строительстве, изготавливают мел _____________________________________________
б)Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч; используют для отопления жилых помещений, делают лекарства, пластмассы, духи ___________________
в) Неказист с виду клад, а народ ему рад.
Из земли поднимется, за все работы примется. ______________________
3.Выполни тест.
1. Из мелких зерен трех минералов, крепко сцепленных между собой, состоит
А) известняк Б) гранит В) нефть Г) мрамор
2. Какие свойства характерны для глины
А) не имеет запаха Б) имеет своеобразный запах
В) при подсыхании рассыпается Г) при подсыхании твердеет
Д) в воде не набухает Е) в воде намокает и набухает
Ж) хорошо пропускает воду З) плохо пропускает воду
3. Для утепления стен в домах можно использовать
А) торф Б) известняк В) мел Г) железную руду
Проверь себя! В-2 _______________________
1.Допиши определение вставив пропущенное слово:
- Место, где залегают полезные ископаемые, называют _________________ _________________.
- Полезные ископаемые, из которых получают металлы, называют _______________________.
2. О каком полезном ископаемом идет речь ?
а) Жидкость темного цвета, с резким запахом, горюча; используется для изготовления мыла, смазочных масел, бензина, керосина __________________
б) Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы, производят машины, железнодорожные рельсы _________________
_______________________________-
в) По трубе течет, пироги печет. Что это ? ______________________________
3. Выполни тест.
1.Самое твердое и прочное полезное ископаемое, используемое в строительстве
А) известняк Б) гранит В) нефть Г) мел
2. К горючим полезным ископаемым относится:
А) известняк Б) торф В) гранит Г) мрамор
3. Какие свойства характерны для песка
А) не имеет запаха Б) имеет своеобразный запах
В) при подсыхании рассыпается Г) при подсыхании твердеет
Д) в воде не набухает Е) в воде намокает и набухает
Ж) хорошо пропускает воду З) плохо пропускает воду
4.От месторождений к местам потребления по трубопроводам передают
А) гранит и мрамор Б) калийную соль и фосфориты В) торф и каменный уголь Г) нефть и газ
5. Какое полезное ископаемое при смешивании с воздухом взрывается
А) уголь Б) нефть В) торф Г) газ
6.Обведи в кружок номера предложений, в которых даны сведения, относящиеся ко всем металлам.
1.Твердые тела. 2.Имеют блеск. 3.Ржавеют.
4.При нагревании расширяются. 5.Проводят электрический ток.
6.Притягиваются магнитом. 7.Хорошо проводят тепло.
8.Хрупкие (Рассыпаются при сильном ударе).
7. Какое полезное ископаемое горит без выделения дыма
А) уголь Б) нефть В) торф Г) газ
8. Нарисуй, каким знаком обозначаются:
нефть _______ природный газ _________ магнитная руда ______
9. Назови месторождения железной руды в России: _________________
____________________________________________________________________
10. Задай свой вопрос по изученной теме .______________________________
____________________________________________________________________
11. Ответь на него. ____________________________________________________
Подведем итоги.
- Как ты оцениваешь свою работу ? _______________
- Какое задание показалось самым трудным?_____________________
4. К горючим полезным ископаемым относится:
А) уголь Б) глина В) гранит Г) мрамор
5.Почему из меди не делают ножи и магниты?_________________________
____________________________________________________________________
6.Какое полезное ископаемое отклоняет стрелку магнита
А) апатит Б) медная руда
Б) фосфорит В) магнитный железняк
7. Какое полезное ископаемое по морю перевозят в танкерах
А) гранит Б) калийную соль В) каменный уголь Г) нефть
8.Какое полезное ископаемое является «прадедушкой» каменного угля?
А) нефть Б) природный газ В) торф Г)глина
9. Нарисуй, каким знаком обозначаются:
каменный уголь _______ железная руда _______ золото _______
10.Назови месторождения нефти в России: _________________________________________________________________
__________________________________________________________________
11. Задай свой вопрос по изученной теме .______________________________
____________________________________________________________________
12. Ответь на него. ____________________________________________________
Подведем итоги.
- Как ты оцениваешь свою работу ? _______________
- Какое задание показалось самым трудным?____________________
Источник
Кроссворд «Полезные ископаемые» для младших школьников 4 класса
Автор: Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школа № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал могут использовать учителя начальных классов для закрепления знаний по данной теме на уроках окружающего мира в начальной школе.
Цель: Проверка и закрепление знаний по данной теме.
Задачи:
— проверить и закрепить знания по данной теме;
— формировать умение различать полезные ископаемые:
— развивать умение анализировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи;
— развивать память, внимание, исследовательские навыки, любознательность;
— расширять кругозор;
— формировать чувство патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых).
Под землей их добывают,
Приложив немалый труд.
Уголь среди них бывает,
Нефть, и газ, и много руд.
(Полезные ископаемые)
1
Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)
2
Ни огня, ни света, а огнем блестит.
(Золото)
3
Полезные ископаемые
Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное
(Алмаз)
4
Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это?
(Нефть)
5
По трубе течет,
Пироги печет.
(Газ)
6
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
( Гранит)
7
Эти камни просто чудо:
И сверкают, и горят,
Их вставляют в кольца, в броши,
Красотой они дарят.
(Самоцветы)
8
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске
— Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен …
(Мел)
9
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина)
10
Одну меня — не съешь никогда,
А без меня — не вкусна еда.
(Соль)
11
В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный…
(Кристалл)
12
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
(Торф)
13
До изобретения мыла именно это полезное ископаемое служило главным средством оттирания загрязнений с человеческого тела( в частности пяток)
(Пемза)
14
Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи…
(Руда)
15
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение.
(Известняк)
16
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Мрамор)
17
Уголь под землей найдут,
Вверх его поднимут.
Завершив тяжелый труд,
Люди каски снимут.
Их работа всем нужна —
С угольком зимой страна!
(Шахтеры)
18
Оно варилось долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи.
(Железо)
Ответы:
Рекомендуем посмотреть:
Кроссворд с ответами для учащихся 3 — 4 класса
Кроссворд с ответами для урока внеклассного чтения, 4 класс. Литературные персонажи
Кроссворды о спорте с ответами для начальной школы, 3-4 класс
Кроссворд с ответами по повести Рыбакова «Бронзовая птица» для 4 класса
Участник №53 творческого конкурса «Кладовая природы» с 3 апреля по 3 сентября 2016 года
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Тесты›Презентация-тест к системе «Proclass». Урок окружающего мира 4 класс. Тема : «Природные ископаемые России»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Окружающий мир. 4 класс Тест
2 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 1 Какое полезное ископаемое самое прочное? А известняк В гранит С каменный уголь D торф
3 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 2 Какое полезное ископаемое может плавиться? А глина В песок С нефть D железная руда
4 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 3 Из какого полезного ископаемого получают жидкое топливо? А из глины В из железной руды С из нефти D из торфа
5 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 4 Какое полезное ископаемое обладает пластичностью? А глина В песок С известняк D гранит
6 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 5 В каком полезном ископаемом можно увидеть остатки морских организмов? А в торфе В в известняке С в буром угле D в природном газе
7 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 6 Какое полезное ископаемое называют «черным золотом»? А нефть В природный газ С каменный уголь D торф
8 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 7 Какое полезное ископаемое называют попутным? А нефть В природный газ С торф D антрацит
9 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 8 Какие полезные ископаемые горючи? А природный газ В песок С торф D нефть
10 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 9 Какие полезные ископаемые используют в строительстве? А песок В известняк С гранит D глину
11 слайд
Описание слайда:
Вопрос № 10 Добывается в шахтах, тяжелая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединенных зерен? А известняк В глина С торф D железная руда
12 слайд
Описание слайда:
Литература: Плешаков А. А. Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Тесты. 4 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данный материал предназначен для блиц опроса обучающихся по теме «Полезные ископаемые России». Можно использовать систему Proclass, введя правильный ответ в легенду.
Также данный материал можно использовать в ходе урока «Наши реки» для актуализации знаний по предыдущей теме.
Тест содержит вопросы по видам полезных ископаемых, внешнему виду, свойствам и применению.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-291657
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).
Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.
Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.
Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.
Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
Источник
КГУ «Тимирязевская средняя школа»
Урок познания мира в 4 классе.
(использование технологии критического мышления)
Учитель начальных классов: Зима Светлана Ивановна.
Май 2015 год.
Тема: Полезные ископаемые (обобщение).
Цель: обобщить знания учащихся о полезных ископаемых, их применении и использовании.
Задачи:
Закрепить знания учащихся о полезных ископаемых, их применении и использовании;
Развивать речь, познавательную активность учащихся, умение анализировать, делать выводы, творческие способности: фантазию, воображение;
Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно использовать богатства нашей страны.
Оборудование: карта РК, сигнальные карточки, кластеры, таблицы, ножницы, клей, цветная бумага, ватман, оценочные листы.
Ход урока.
1.Психологический настрой (создание коллаборативной среды, деление на группы).
2.Стадия вызова.
А) Мозговой штурм:
— криптограмма (зашифрована тема урока «Полезные ископаемые): групповая работа).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
И
М
С
Н
З
Л
Ы
Е
О
П
К
А
1 группа:
10
9
6
8
5
4
7
8
2 группа:
1
3
11
9
10
12
8
2
7
8
-Ребята, о чем мы будем говорить на уроке?
-Мы изучили раздел «Полезные ископаемые». Давайте определим задачи нашего урока.
— блиц – опрос:
* что такое полезные ископаемые?
* назовите полезные ископаемые.
* найдите их месторождения на карте.
* на какие 2 группы делятся полезные ископаемые?
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
ПОЧЕМУ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НЕВОЗМОЖНА БЕЗ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ?
3. Стадия осмысления.
А) кластер (групповая работа):
1я группа: составление кластера «РУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»;
2я группа: составление кластера «НЕРУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ».
-защита работ.
Б) «Обучение сообща»: чтение текста, составление таблиц.
1я группа:
РУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
НАЗВАНИЕ
ПРИМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ
2я группа:
НЕРУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
НАЗВАНИЕ
ПРИМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ
— обмен информацией.
В) игра «ВЕРНО-НЕВЕРНО» (сигнальные карточки: зеленые-ВЕРНО, красные-НЕВЕРНО).
-песок, глина, мрамор – полезные ископаемые (верно);
-полезные ископаемые добывают в лесу (неверно);
-места разработки ПИ называют местожительством (неверно);
-железная руда – это газ (неверно);
-самое большое месторождение железной руды находится в Костанайской области (верно);
-место добычи угля называется забоем (верно);
-нефть – это маслянистая жидкость, но плохо горит и оставляет много пепла (неверно);
-Карагандинский угольный бассейн открыл Аппак Байжанов (верно).
Г) Беседа (использование «тонких» и «толстых» вопросов):
-Какие полезные ископаемые человек использует в хозяйстве?
-Как полезные ископаемые используются человеком?
-Почему люди используют полезные ископаемые?
-Как вы думаете, а нужно ли экономить полезные ископаемые? Зачем нужно экономить?
-А все ли богатства земли надо экономить? Почему? Приведите примеры.
Д) слово учителя: Мы построили большие города, получили новые материалы, которых нет в природе, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: взрывают горы. Роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной породы. При это местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.
Д) дискуссия.
-А как отвечает нам природа?
4. Рефлексия.
При выполнении творческой работы каждая группа будет «строить» объекты. Прежде, чем, приступить к «строительству», подумайте, какие полезные ископаемые вы используете и в каком количестве.
* творческая работа (аппликация):
-1я группа: «строительство» школы;
-2я группа: «строительство» больницы.
Защита работ.
-Какие полезные ископаемые вы использовали при «строительстве» своих объектов?
-ПОЧЕМУ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НЕВОЗМОЖНА БЕЗ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ?
*синквейн.
5. Итог урока (самооценивание: индивидуально каждому).
На уроке
Я на уроке
итог
интересно
работал
Понял все
скучно
помогал
Узнал больше, чем знал
неинтересно
отдыхал
Не понял
Оценочный лист (для групп).
1.криптограмма
2.блиц-опрос
3.кластер «Гроздь винограда»
4. чтение текста, обмен информацией
5.игра «ВЕРНО-НЕВЕРНО»
6.творческая работа
ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
групповая работа).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
И
М
С
Н
З
Л
Ы
Е
О
П
К
А
1 группа:
10
9
6
8
5
4
7
8
2 группа:
1
3
11
9
10
12
8
2
7
8
кластер (групповая работа):
Рудные полезные ископаемые
Нерудные полезные ископаемые
1я группа:
РУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
НАЗВАНИЕ
ПРИМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ
2я группа:
НЕРУДНЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ.
НАЗВАНИЕ
ПРИМЕНЕНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕ
ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ 9ДЛЯ КАЖДОГО ИНДИВИДУАЛЬНО)
На уроке
Я на уроке
итог
интересно
работал
Понял все
скучно
помогал
Узнал больше, чем знал
неинтересно
отдыхал
Не понял
Оценочный лист (для групп).
1.криптограмма
2.блиц-опрос
3.кластер «Гроздь винограда»
4. чтение текста, обмен информацией
5.игра «ВЕРНО-НЕВЕРНО»
6.творческая работа
Источник