Врач не анатом не только не полезен но и вреден

 28.11.2016, 10:20

      Этой цитатой выдающегося русского врача — ученого Ефрема Осиповича Мухина (1804 г.), учителя великого Пирогова нас мотивировали готовиться к занятиям по анатомии в медицинском институте. Сейчас в медицинском образовании широко используются либо компьютерные модели, либо муляжи анатомических препаратов. Но ни один муляж не способен передать всех подробностей и деталей реальных живых организмов. Анатомия – мануальная наука, для ее постижения необходимо видеть и чувствовать руками все топографо-анатомические взаимоотношения.

       С целью дальнейшего улучшения качества обучения студентов – медиков  Ð¿Ð¾ анатомии человека нами используются препараты человеческого тела, изготовленные по методикам полимерного бальзамирования, предоставленные кафедрой морфологии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. Сегодня одним из центральных направлений в науке анатомии является усовершенствование методик сохранения и изготовления анатомических объектов. Данные препараты приготовлены современным способом полимерного бальзамирования, совершенно безвредны, экологичны и являются предметами высокого анатомического искусства.

      Ð’ соответствии с  Ð¡Ð¾Ð³Ð»Ð°ÑˆÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ №75/12-0001 о научно – образовательном сотрудничестве между  ПсковГУ и СЗГМУ им. И. И. Мечникова от 21 ноября 2012 года обучение студентов Псковского государственного  университета по дисциплине морфология (анатомия, гистология, цитология) реализуется с привлечением ведущих профессоров и доцентов кафедр Санкт – Петербургского вуза.

      В период с 20 по 23 ноября 2016 г. состоялся выездной цикл по анатомии человека для студентов первого и второго курсов специальностей Медицинская биохимия и Медицинская кибернетика.  Ð—анятия были посвящены опорно-двигательному  Ð°Ð¿Ð¿Ð°Ñ€Ð°Ñ‚у, в частности одному из его разделов «ÐÑ€Ñ‚Ñ€Ð¾ÑÐ¸Ð½Ð´ÐµÑÐ¼Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ» – изучению соединений костей. В трудном разделе анатомии «ÐœÐ¸Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ» были получены сведения по общей и частной анатомии мышц, как активной части опорно-двигательного аппарата. Студенты второго курса изучали анатомию центральной нервной системы и черепно – мозговых нервов.

      Желаем упорства и удачи в дальнейшем изучении анатомии!

На фото:  зачетное занятие по анатомии принимают преподаватели кафедры морфологии Северо-Западного государственного медицинского университета во главе с заведующим кафедрой Пугачем Петром Владимировичем.

Кафедра фундаментальной медицины и биохимии ФЕНМиПО

Источник

№ 1 Предмет и содержание анатомии. Ее место в
ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения клинических
дисциплин и для медицинской практики.

Анатомия человека — это наука о
происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия
изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные
органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит
исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции,
особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды,
формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение
тела человека
современная наука рассматривает с позиций диалектического
материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа
и системы органов. «…Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»’.
Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа
функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без
понимания его строения.  Человеческий организм состоит из
большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных
частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы
без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой
систем.

Знание
анатомии
в системе
медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О.
Мухин (1766—1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден».
Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред
больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины,
необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского
образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а
одни лишь приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П.
Губарев (1855-1931).

№ 2 Современные принципы и методы
анатомического исследования. Рентгенанатомия и значение ее для изучения
клинических дисциплин.                                          

Основными методами анатомического исследования являются
наблюдение, осмотр тела, вскрытие  (от
греч. anatome — рассе­чение,
расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа  или 
группы органов   (макроскопическая  анатомия), их внутреннего строения
(микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела,
отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или
при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая
ана­томия
(от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С
появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от
греч. kytos — клетка) — наука
о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными
техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов,
расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние
покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для
изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими
методами.

№ 3 Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно
проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на
кожные покровы (примеры).        

 

Для обозначения положения тела человека в пространстве,
расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях
и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит,
ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные,
построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится
на две половины — правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная
(медианная) плоскость,
распо­ложенная вертикально и ориен­тированная
спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta — стрела). Эту плоскость называют также са­гиттальной.

Сагиттальная плоскость от­деляет правую половину тела (правый — dexter) от левой (левый — sinister). Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной
и отделяющая переднюю часть тела (передний — ante-, rior) от задней (задний — pos­terior), называется фронталь­ной (от лат. frons — лоб). Эта плоскость по своему направле­нию
соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер­минов  «передний» 
и  «задний» при определении
положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или
«вентральный» (ventralis), «спинной», или «дорсальный» (dorsalis).

Читайте также:  Ленинградская область рельеф и полезные ископаемые

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум
предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний— inferior) от вышележащих (верхний — superior).

Эти три плоскости: сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная
— могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей
может быть произвольным. Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления
(оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная
ось
(вертикальный — verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются
позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная
части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной
осью
(продольный — longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его
положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа,
длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная)
ось
(поперечный — transversus, transversdlis) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью. Эта ось
ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный
sagittalis) расположена в переднезаднем направлении,
как и сагиттальная плоскость.

Для
определения проекции границ органов
(сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно
проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя
сре­динная линия,
lineamedianaanterior, проходит по передней поверхности тела человека, на границе между
правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, lineamedianaposte­rior, идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков
позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще
несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела. Грудинная
линия,
lineasternalis, идет по краю грудины, среднеключичная линия, lineamedioclavicularis,   проходит  
через   середину   ключицы,  
нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также lineamammildrisсосковая линия. Перед­няя подмышечная
линия,
lineaaxillarisanterior, начинается от одноименной складки (plicaaxillarisanterior) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя
подмышечная линия,
lineaaxillarismedia, начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя
подмышечная линия,
lineaaxillarisposterior, — от одноименной складки (plicaaxillarisposterior). Лопаточная линия, lineascapuldris, проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, lineaparavertebralis, — вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные
отростки позвонков).

№ 4 Анатомия и медицина. Значение анатомических
знаний для понимания меха­низмов заболеваний, их профилактики, диагностики и
лечения.

Знание анатомии в системе медицинского образования
неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766—1850) писал,
что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела
человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде
чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию.
Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования,
медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь
приметы да предрассуд. ки», — писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев
(1855-1931).

№ 5 Методологические принципы анатомии (идея диалектического
развития, целостность организма и взаимосвязь его частей, единство строения и
функции и др.).

Строение
тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического
материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа
и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять
без анализа функций и строения.

  Человеческий организм состоит из большого
числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а
единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без
взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются
наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного
органа  или  группы органов   (макроскопическая  анатомия), их внутреннего строения
(микроскопическая анатомия).

Задача анатомии — изучение строения тела человека с
помощью описательного метода по системам (систе­матический подход) и его формы
с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание
принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека —
индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить
причины и факторы, влияющие на челове­ческий организм, определяющие его
строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела
че­ловека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анато­мия изучает
целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия — не только
наука аналитическая, но и син­тетическая.  

№ 6 Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах
нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения.

Наличие   индивидуальной   изменчивости  
формы   и   строенщ тела   человека  
позволяет   говорить   о   вариантах   (вариациями» строения   организма  
(от  лат.   variatio — изменение,   varians -* вариант), которые выражаются в виде
отклонений от наиболее часто встречающихся случаев, принимаемых за норму.

Наиболее резко
выраженные стойкие врожденные отклонения от нормы называют аномалиями (от
греч. anomalia — неправиль­ность).
Одни аномалии не изменяют внешнего вида человека (правостороннее положение
сердца, всех или части внутренних органов), другие резко выражены и имеют
внешние проявления. Такие аномалии развития называют уродствами (недоразвитие
черепа, конечностей и др.). Уродства изучает наука терато­логия   (от греч. teras, род. падеж teratos — урод).

Каждому человеку присущи свои,
индивидуальные особеннос­ти строения
. Поэтому систематическая (нормальная) анатомия прослеживает
индивидуальную изменчивость, варианты строения тела здорового человека, крайние
формы и типичные, наиболее часто встречающиеся.

Читайте также:  Полезные вещи на алиэкспресс для девочек

Так, в соответствии с длиной тела и дру­гими
антропометрическими признаками в анатомии выделяют следующие типы телосложения
человека: долихоморфный(от
греч. dolichos — длинный),
для которого характерны узкое и длинное туловище, длинные конечности (астеник);
брахиморф­ный(от
греч. brachys — короткий) —
короткое, широкое туло­вище, короткие конечности (гиперстеник); промежуточный
тип — мезоморфный(от
греч. mesos — средний),
наиболее близкий к «идеальному» (нормальному) человеку (нормостеник).

№ 7 Анатомия и возраст человека. Особенности строения органов и
тела у детей, подростков, в юношеском, зрелом, пожилом и старческом возрастах.
Примеры.           

Не менее важно
понимать развитие конкретного человека в онтогенезе (от греч. on, род. падеж, ontos — сущее, существую­щее), в котором
выделяют ряд периодов. Рост и развитие чело­века до рождения  (пренатальный период)  рассматривает   э м бриология (от греч. embryon — зародыш, росток), после рождения
(постнатальный период, от лат. natus — рожденный) изучает возрастная анатомия. В связи с
увеличением продолжи­тельности жизни человека и особым вниманием к пожилому и
старческому возрасту в возрастной анатомии выделен период, который изучает
наука о закономерностях старения — геронтология   (от греч. geron — старик).

Примеры:

В росте черепа после рождения можно проследить три основ­ных
периода. Первый период — до 7-летнего возраста — отли­чается энергичным ростом
черепа, особенно в затылочной части.

На 1-м году жизни ребенка увеличивается толщина костей
черепа примерно в 3 раза, в костях свода начинают формиро­ваться наружная и
внутренняя пластинки, между ними — диплоэ. Развивается сосцевидный отросток
височной кости и в нем сосцевидные ячейки. В растущих костях
продолжают сливаться точки окостенения, образуется костный наружный слу­ховой
проход, который к 5 годам замыкается в костное кольцо. К 7 годам заканчивается
слияние частей лобной кости, сраста­ются части решетчатой кости.

Во втором периоде — от 7 лет до начала периода полового
созревания происходит замедленный, но равно­мерный рост черепа, особенно в
области его основания. Объем мозгового отдела черепа к 10 годам достигает 1300
см3. В этом возрасте в основном завершено сращение отдель­ных частей
костей черепа, развивающихся из самостоятельных точек окостенения.

Третий период — от 13 до 20—23 лет — характеризуется
интенсивным ростом, преимущественно лицевого отдела черепа, появлением половых
отличий. После 13 лет происходит даль­нейшее утолщение костей черепа;
продолжается пневматизация костей, в результате чего масса черепа относительно
уменьшает­ся при сохранении его прочности. К 20 годам окостеневают швы между
клиновидной и затылочной костями. Рост основания че­репа в длину к этому
периоду заканчивается.

После 20 лет, особенно после 30 лет,
происходит зарастание швов свода черепа. Первым начинает зарастать сагиттальный
шов в задней своей части (22—35 лет), затем венечный—в средней части (24—42
года), сосцевидно-затылочный (30—81 год); чешуйчатый зарастает редко. В
старческом возрасте кости черепа становятся более тонкими и хруп­кими.

Источник

Наука о жизни, или биология, разделяется на морфологию – учение о форме, и физиологию – учение о функциях. Разделение это в известной степени условно, так как основано главным образом на различии методов исследования. По существу же морфологические и физиологические явления, форма и функция обуславливают взаимно друг друга. Морфология животных в свою очередь представляет совокупность наук, к числу которых относится и анатомия человека – наука о строении человеческого тела. Термин «анатомия» происходит от древнегреческого слова – anatemnein – рассекаю, расчленяю. Это объясняется тем, что первым и основным методом исследования человека был метод расчленения трупов. В настоящее время, когда исследователь привлекает для познания внутреннего и внешнего строения живого человека многие другие методы, анатомия не соответствует содержанию своего названия.

Значение анатомии для медицины.

Анатомия, наряду с физиологией, является основой теоретической и практической медицины, так как точные знания формы и строения тела человека суть непременное условие для понимания жизненных отправлений здорового и больного организма и создания правильных представлений о причинах болезней, без чего невозможно проведение профилактики и лечения. Значение анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е.О.Мухин (1766 – 1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен, но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассудки» — писал известный акушер-гинеколог А.П.Губарев (1855 – 1931).

2. Анатомия брюшины полости мужского и женского таза. Её отношение к прямой кишке, мочевому пузырю, матке и другим органам.

3. Нервная система и её значение в организме. Классификация нервной системы и взаимосвязь её отделов.

4. Анатомия кожи и её производных у детей. Молочная железа: строение, кровоснабжение, иннервация, возрастные изменения.

Билет № 2 (пед. факультет)

1. Современные принципы и методы анатомического исследования. Рентгенанатомия и ее значение для изучения клинических дисциплин.

Для познания сложного человеческого организма в анатомии используются следующие методики:

— вскрытие (аутопсия – от греч. autos – сам и opsis – видение) и препарирование (лат. praeparatus – приготовленный) трупов и отдельных органов и систем.

— бальзамирование отдельных органов и целых трупов, т.е. пропитывание органов и тканей трупа веществами, препятствующими их разложению. В Древнем Египте и других странах Востока для бальзамирования применялись специальные бальзамы (отсюда название).

— распилы частей тела или разрезы органов. Создателем метода распилов является Н.И.Пирогов (1810 – 1881), который производил распилы замороженных трупов. Этот метод изучения органов и других образований позволяет более точно в трехмерном изображении определить их проекцию и глубину залегания.

Читайте также:  Листья ивы полезные свойства и противопоказания

— инъекция (от лат. injectio – вбрасывание) полых органов красящими веществами. В широком смысле под этим методом подразумевается заполнение полостей или трубок, щелей, просветов в человеческом теле окрашенной или бесцветной уплотняющей массой. Для инъекций используют горячий воск, желатин, взвесь туши, различные масляные краски, соли тяжелых металлов и др.

— инъекция полых органов застывающими массами с последующим расплавлением тканей органа – метод изготовления коррозионных препаратов (лат. corrosto – разъедание). Этот метод в общих чертах заключается в том, что полый орган или кровеносные сосуды заполняются затвердевающей массой, мягкие ткани удаляются путем вытравливания их кислотами или при постепенном отгнивании в теплой воде, в результате остается только слепок затвердевающей массы. С помощью метода коррозии можно увидеть истинную форму полости, куда вливалась масса.

— метод мацерации (лат. maceratio – размягчение) – представляет собой процесс размачивания и вываривания мягких тканей и применяется для изготовления костных препаратов.

— просветление тканей органов. Под данной методикой понимают такую обработку органов или их частей, при которой изучаемый объект на фоне просветленных тканей становится хорошо видимым.

— пластинация органов и целых трупов. Этот метод заключается в пропитывании органов или трупов специальными пластмассами с пластификаторами, которые делают ткани эластичными и пластичными. Данная методика разработана в Германии.

— антропометрия (от греч. anthropos – человек, metreo – измеряю) — системное измерение тела человека и его частей.

— эндоскопия (от греч. endon – внутри, skopeo – смотрю) – осмотр полых внутренних органов с помощью введения в них инструментов, снабженных оптической и осветительной системами (напр. – бронхоскопия, гастроскопия и др.).

— гистотопография (от греч. histos, histion – ткань, topos – место, grapho – пишу) – изучение структуры и положения тканей в организме человека.

— световая и электронная микроскопия;

— контактная микроскопия – метод просвечивания отраженными лучами главным образом применяется на живом человеке, например для изучения кровеносных капилляров кожи, слизистых оболочек (капилляроскопия), сосудов сетчатки глаза.

— голография (от греч. holos – весь, полный и grapho – пишу) – метод получения объемного изображения объекта с помощью лазерных лучей.

— соматоскопия (от греч. somatos – тело, skopeo – смотрю) – осмотр и пальпация анатомических образований на живом человеке;

— эксперименты на животных – осмотр и изучение функций внутренних органов.

— математический метод – при анатомических исследованиях позволяет вывести более достоверные количественные показатели. В современных условиях развития электронно-вычислительной техники математический метод занимает ведущее место в морфологических исследованиях.

— метод иллюстрирования – применяется для передачи точного документального изображения (фотографирование) или в виде создания схематизированных рисунков анатомических структур. В анатомических исследованиях так же широко используется метод кино- и видеосъемки.

С появлением новых методов исследования анатомия как наука поднимается на все более высокую ступень развития, однако основным движущим фактором в развитии анатомии всегда являлись потребности медицины – запросы клинической практики.

— рентгеноанатомия (рентгенография, рентгеноскопия);

— томография (от греч. tomos – ломоть, слой и grapho – пишу) – метод неразрушающего послойного исследования внутренних органов посредством многократного его просвечивания в различных пересекающихся направлениях, количество которых может достигать от 10 до 1000000. По виду просвечивающего излучения различают рентгеновскую, магнитную, ядерно-магнитно-резонансную, пучковую, ультразвуковую и др. томографии. С помощью томографии получают изображение слоев толщиной до 2 мм. Обработка сигналов осуществляется на компьютере.

2. Особенности строения мужской и женской промежности у новорожденного и в различные периоды после рождения. Их кровоснабжение и иннервация.

3. Понятие о нейроне (нейроците). Нервные волокна, пучки и корешки, межпозвоночные узлы. Простая и сложная рефлекторные дуги.

4. Органы вкуса и обоняния. Их строение, кровоснабжение, иннервация.

Билет № 3 (пед. факультет)

1. Анатомия и медицина. Значение анатомических знаний для понимания механизмов заболеваний, их профилактики, диагностики и лечения.

Значение анатомии для медицины.

Анатомия, наряду с физиологией, является основой теоретической и практической медицины, так как точные знания формы и строения тела человека суть непременное условие для понимания жизненных отправлений здорового и больного организма и создания правильных представлений о причинах болезней, без чего невозможно проведение профилактики и лечения. Значение анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е.О.Мухин (1766 – 1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен, но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассудки» — писал известный акушер-гинеколог А.П.Губарев (1855 – 1931).

2. Особенности строения женских наружных половых органов у новорожденного, их строение, кровоснабжение, иннервация.

3. Спинной мозг: его развитие, особенности у новорожденного и детей, положение в позвоночном канале, внутреннее строение. Кровоснабжение спинного мозга.

4. Вспомогательный аппарат глазного яблока: мышцы, веки, слезный аппарат, конъюнктива, их особенности строения у новорожденного и детей, кровоснабжение, иннервация.

Билет № 4 (пед. факультет)

1. Оси и плоскости в анатомии. Линии, условно проводимые на поверхности тела, их значение для обозначения проекции органов на кожные покровы (примеры).

Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник