Вредные и полезные микробы 3 класс

Классный час в 3 классе

«Человек и микробы»

Цель:  

Формирование у учащихся навыков здорового образа жизни.

Задачи: 

  1. Дать учащимся понятие о  микроорганизмах.
  2. Дать представление о пользе и вреде микробов для человека.
  3. Убедить учащихся в необходимости  соблюдать правила личной гигиены и гигиены питания.
  4. Воспитывать потребность в ЗОЖ.
  5. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Форма проведения: игровой практикум.

Оборудование:

-микроскопы;

-проигрыватель,  диск «Звуки природы»

-плакаты с высказываниями философов о здоровье;

-аптечки с дезинфицирующими и перевязочными средствами;

-раздаточные карточки;

-муляжи  руки по количеству групп.

Предварительная подготовка:

-парты в помещении расставить по количеству микрогрупп (2 — 3);

-подготовить артистов на роли Микроба и Судьи.

Оформление доски:

-высказывания философов о здоровье:

  1. Здоровое тело — продукт здорового рассудка. (Б. Шоу)
  2. Здоровье — это вершина, на которую человек должен подняться сам. (И.Брехман)
  3. Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье. (Г.Гейне)
  4. Большая часть болезней наших – это дело наших собственных рук.  (Ж.-Ж.Руссо);

-три бумажных цветка без лепестков.

Ход занятия.

        Учитель:

Здравствуйте, дорогие ребята!  Мы собрались, чтобы в очередной раз поговорить о здоровье. Прежде, чем мы начнем разговор, сигнализируйте  цветными наклейками о своем отношении к собственному здоровью. Отвечайте честно самим себе.

 Зеленый  цвет означает: я внимательно отношусь к своему здоровью, стараюсь его сохранить.

 Оранжевый  цвет означает: на свое здоровье я не обращаю внимания.

(Работа групп)    

       Учитель:  Здоровье – самое ценное богатство общества и каждого человека. К такому выводу люди пришли еще в древности. Об этом свидетельствуют высказывания о здоровье многих философов  и писателей. Некоторые из них записаны на доске. Особенно мне нравится высказывание Ж.-Ж. Руссо. Во все времена люди понимали, что здоровье — это одна из важнейших жизненных ценностей человека.

       Учитель:  Попробуйте оценить состояние своего здоровья, загибая палец на каждый ответ «да»:

-ты каждый год болеешь гриппом или ангиной;

-иногда у тебя бывает насморк;

-бывает, что болит живот;

-часто у тебя бывает плохое настроение;

-иногда ты плохо спишь ночью, часто просыпаешься;

-мало бываешь на воздухе;

-не любишь физкультуру, подвижные игры;

-часто ешь сладости, чипсы, пьешь лимонад.

     Учитель:  Кто из вас не загнул ни одного пальца? Таких ребят мало. Значит, тема здоровья для нас по-прежнему важна. Уровень здоровья населения, особенно детей, в последние годы катастрофически снизился. Поэтому мы все чаще говорим о необходимости вести здоровый образ жизни. Что это значит? Из каких компонентов состоит здоровый образ жизни? Напишите их на лепестках из цветной бумаги, которые лежат у вас на партах.    

 (Работа в группах). (Ответы: закаливание,  правильное питание, прогулки, физкультура, гигиена, отказ от вредных привычек, ночной сон, режим дня)

       Учитель: Прикрепите свои лепестки к цветам на доске. У каждой группы получился свой цветок  ЗОЖ (совместное обсуждение).

     Учитель:   Тема занятия клуба – «Человек и микробы». Что  такое микробы? В толковом словаре можно прочитать значение этого слова: «Микробы – (микрооргани́змы) — название собирательной группы живых организмов, которые слишком малы для того, что бы быть видимыми невооружённым глазом. К микроорганизмам относят бактерии,  грибы, вирусы.  Как и всякие живые организмы, они питаются, дышат и размножаются».

      Учитель:  Как микробы могут быть связаны с нашим здоровьем? Где они живут?

       Микроб: (появляясь из-под стола): Мы живем в воде, в земле,  в воздухе, во льдах, в растениях, в человеке, Мы – везде!

      Учитель:  А ты кто?

       Микроб:  Я — микроб!

(Выходит судья)

       Судья: Я сегодня здесь для того, чтобы осудить микробов. Начнем заседание суда.  Я обвиняю вас, микробы, в том, что вы приносите людям огромный вред! Вы проникаете в организмы людей и вызываете инфекции. Истории известны катастрофические эпидемии, унесшие жизни миллионов людей. А кто виноват?  Вы, микробы!

      Учитель:  Микробов в природе огромное количество. В одной капле сырой воды их живет почти столько же, сколько людей на всем земном шаре! Давайте посмотрим, какие микроорганизмы живут в  капле сырой воды.

(Работа групп с микроскопами)

       Учитель: Мы пьем сырую воду вместе с огромным количеством разных микробов. Среди них есть такие, которые вызывают  болезни.  Вместе с некачественной пищей в наш организм через органы пищеварения   тоже попадают микробы. Часто они вызывают кишечные болезни, отравления.

      Учитель:  Ребята, подумайте, как не пропустить в организм болезнетворных микробов вместе с водой и пищей! Подскажу только, что микробы погибают при нагревании  от  высокой температуры. 

 (Работа в группах, обсуждение)

 (Выводы: воду кипятить, готовую пищу хранить в холодильнике, не есть испорченные и просроченные продукты). 

         Учитель: Значит, в отравлениях и кишечных болезнях человек виноват больше, чем микробы.

        Судья:  Да, убедили. Но все равно вы, микробы, очень опасны. Вы виновны в распространении таких опасных болезней, как оспа, холера, грипп, туберкулез, чума.  Каждую минуту нас атакуют со всех сторон полчища микробов. Ваше  оружие — инфекции, болезни, иногда смерть.  

         Учитель: Действительно, от инфекций во все времена погибали тысячи людей. В старину даже  грипп был очень опасен. Он передается по воздуху особыми микробами, которые называются вирусами. Попадает в организм через органы дыхания.

     Микроб: Между прочим, в заболевании и распространении гриппа тоже виноват сам человек.

     Судья:   Почему это? Ребята,  вы тоже так  думаете?

(Предположения детей)

        Учитель: Подумайте, как можно не допустить распространения гриппа? Выполните задание на карточках. Рассмотрите рисунок. Представьте ситуацию, когда в семье кто-то заболел гриппом. Соедините стрелкой человека на рисунке с необходимыми ему предметами. 1 группа находит предметы для заболевшего, 2 – для здоровых пока членов семьи.

(Предметы: носовой платок, ватно-марлевая повязка, витамины, чеснок, лук,  уксус, пистолет, шоколадка).  (Обсуждение)

     Учитель:  Какие из этих средств обладают противомикробным действием? Их тоже боятся микробы.

     Учитель:  Вы знаете, что при заболевании у человека чаще всего повышается температура. Как вы думаете, почему?

      Учитель: Оказывается, при возникновении инфекции наш организм специально повышает температуру тела, чтобы погибали болезнетворные микробы. Поэтому не спешите при температуре принимать жаропонижающие средства, не мешайте работе организма! Не создавайте в организме подходящую среду для проживания  вредных микробов!

      Судья:  Оказывается,  что от инфекционных болезней мы тоже  можем себя защитить. А как быть с микробами, которые находятся на нашей коже? Ведь если их в капле воды миллионы, то сколько же их на коже? Я недавно порезал палец, и он воспалился, долго болел. Потому что микробы попали в рану. Любая рана может вызвать заражение крови!

       Учитель:  Ребята, а что бы вы посоветовали судье сделать в такой ситуации? Любое повреждение кожи – это ворота для микробов внутрь организма. Поэтому раны  надо сразу обрабатывать. Пусть каждая группа  возьмет из аптечки необходимые предметы для  обработки повреждений кожи  (работа в группах, обработка раны на макете руки).

(Детям предлагаются перекись водорода, бинт, вата, мыло, пластырь, зеленка, цитрамон, зубная щетка, активированный уголь и т.д.)

      Учитель:  Покажите на муляже  руки, как вы будете обрабатывать рану. (Дети выполняют практическое задание). 

       Учитель: Помните: главная защита человека от вредных микробов – его чистая здоровая кожа. Такой барьер они не преодолеют.  И главный наш помощник в борьбе с микробами – обыкновенное мыло, лучше хозяйственное.  Чего еще  боятся   микробы?   (На доску вывешиваются таблички: мыло, йод, зеленка, перекись водорода, спирт, хлорка)

      Микроб: Подождите! Но ведь есть и полезные для человека микробы! Их гораздо больше, чем вредных!

      Судья:  Не может быть! Ребята, вы слышали  что-нибудь о полезных микробах?

      Учитель: А я слышала! Действительно, полезных микроорганизмов  в природе гораздо больше, чем вредных. А вы знаете, ребята, что в организме каждого человека около 3 кг микробов? Они живут в кишечнике, желудке, во рту и помогают переваривать пищу. Многие их них обогащают организм витаминами. Очень плохо было бы человеку без них.

      Судья:  Это правда, обвиняемый?

      Микроб: Правда!

    Учитель:  Полезные микробы называются бактериями молочнокислого брожения и помогают делать кефир, простоквашу, сыр, сметану, ряженку, йогурт, творог. Вы же любите эти продукты? Они очень полезны, т.к. содержат те же микроорганизмы, которые живут в нашем кишечнике.

       Микроб: А я тоже полезный микроб! Без меня нельзя было бы  испечь хлеб! Догадайтесь, как меня зовут? (дрожжи).

      Микроб: Ведь дрожжи – это тоже микробы.

      Судья:  Да,  действия болезнетворных микробов  наносят огромный вред организму. Но в этом, оказывается, чаще всего  виновен человек. Мы можем и должны  защищаться от вредных  микробов. А вот без полезных микробов нам не обойтись.

Суд постановил:  1) С вредными микробами бороться!

                                2) Полезных микробов любить и оберегать!

       Судья:  Спасибо за помощь, ребята!

(Судья и Микроб выходят из класса)

      Учитель:   Решение суда все обязаны выполнять.  Конечно, суд этот был шуточным, а вот армия микробов, окружающих нас, вполне реальна. Вы видели микробов в микроскоп. Хотелось бы вам, чтобы они проникли в ваш организм и вызвали болезни? Как же уберечь себя от опасности?  Составьте правила для ребят из других классов, которые мы потом повесим в уголок.

Первая группа – правила защиты от микробов, которые могут проникнуть в организм с поверхности кожи.

Вторая группа – правила защиты от микробов, которые могут проникнуть в организм с водой и пищей. (Нужные правила выбираются из предложенных разрезанных правил)

Третья группа – правила защиты от болезнетворных микробов, передающихся по воздуху. 

 (Обсуждение)

Результат работы 1 группы:

  1. Чаще мыть руки с мылом,  не только перед едой.
  2. После мытья руки обязательно вытирать полотенцем.
  3. Следить за чистотой волос,  ногтей, одежды.
  4. Мыться горячей водой мочалкой и мылом.
  5. Повреждения кожи обрабатывать.

Результат работы 2  группы:

1. Не есть испорченные продукты.

2. Готовую пищу хранить в холодильнике.

3. Овощи и фрукты обязательно мыть  водой.

4. Нельзя пить сырую воду.

5.Нужно чистить зубы.

Результат работы 3 группы:

  1. При общении с человеком,  больным гриппом,  прикрывать рот и нос носовым платком или марлевой повязкой.
  2. Употреблять в пищу сырой лук и чеснок, они убивают микробов.
  3. Во время эпидемий гриппа стараться избегать многолюдных мест.
  4. Обязательно принимать витамины.
  5. Если в доме кто-то заболел гриппом, нужно иногда дезинфицировать воздух, нагревая на плите уксус.

      Учитель:  Молодцы! Теперь вы знаете, какими путями болезнетворные микробы могут попасть в наш организм. И только от вас зависит, помешать им или нет.  А полезным микробам будем мешать? В каких продуктах они содержатся? Выберите таблички с нужными продуктами. 

(Вывешиваются на доске таблички: творог, кефир, ряженка, сметана, простокваша, йогурт)

       Учитель:  Спасибо за работу. И последний вопрос: Как вы думаете, какой организм больше подвержен атакам микробов: сильный или слабый? Как укрепить свой организм? (закаляться, много гулять, правильно питаться) Т. е. вести  здоровый  образ жизни.

    Учитель:   Надеюсь, что после нашего занятия среди вас будет больше ребят, которые заботятся о своем здоровье. И в следующий раз будет больше зеленых жетонов для голосования. Если вам захотелось больше узнать о микробах, возьмите в библиотеке энциклопедию. Если хотите, нарисуйте рисунки к сегодняшнему классному часу, мы повесим их в уголок. Желаю всем хорошего настроения! Будьте здоровы!

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Белоусовская средняя общеобразовательная школа»

Полезные и вредные микробы

Работу выполнил

обучающийся 3 «А» класса

Ткачев Александр

Научный руководитель

Учитель НОО Шальнева О.В.

г.Балашиха 2019 год

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………2

2. Что же такое микробы?…………………………………………………………………….3

3. Разновидность микробов………………………………………………….4

4.Обитание микробов……………………………………………………….5

5. Мои исследования…………………………………………………………6

6. Заключение…………………………………………………………………8

7. Список литературы…………………………………………………………9

8. Приложение………………………………………………………………..10

2

  • Введение

С самого детства родители твердят нам о том, что надо мыть руки, чистить зубы, кушать только чистые фрукты и овощи и пугают микробами. Кто же эти микробы? Мне стало интересно подробнее узнать, и я взял эту тему для исследования.

Цель исследования:

1. Познакомиться с микробами, их местами обитания.

2. Сформировать представление о вреде и пользе микробов в быту и в нашей жизни

Задачи исследования:

  • Найти в разных источниках, необходимую информацию о микробах.
  • Выяснить, какие бывают микробы (виды, формы, категории).
  • Узнать о влиянии микробов на жизнедеятельность человека.
  • Провести опыты с целью выявления благоприятных условий размножения микробов
  • Сделать вывод о пользе и вреде микробов и необходимости соблюдения правил гигиены

3

2. Что же такое микробы?

Оказывается, так называют бактерии. Бактерия – мельчайшие живые существа. К ним относятся самые различные по своей природе одноклеточные организмы. Размеры микробов так малы, что их измеряют тысячными и даже миллионными долями миллиметра. Микробы, невидимые даже при помощи микроскопа, называют вирусами.

Впервые микроорганизмы были открыты более 250 лет назад, в XVII веке, когда появилась возможность наблюдать их при помощи оптических приборов — луп, дававших увеличение в 160—200 раз. Крупный вклад в науку о микробах внес известный французский ученый Луи Пастер (1822 — 1895 гг.). Одним из основоположников мировой и отечественной микробиологии был Илья Ильич Мечников (1845 —1916 гг.).

Ученые нашли следы бактерий, возраст которых более 4 миллиардов лет. В настоящее время учёными описано 10 тысяч видов бактерий, но в природе их значительно больше.

4

  • Какие бывают микробы.
  • Где обитают микробы
  • Мои исследования
  • Заключение.
  • Список литературы
  • Приложение

Микробы могут иметь разнообразную форму, состоят они из одной клетки, исключение составляют только некоторые грибки.

Одни микроорганизмы неподвижны, у других имеются реснички или жгутики, при помощи которых они передвигаются.

Микроорганизмы делятся на несколько групп: бактерии, дрожжи, плесневые грибки, вирусы.

Кроме болезнетворных микробов есть и полезные – бифидобактерии, лактобактерии, бактероиды и кишечные палочки. Полезные микробы участвуют в пищеварении, помогают вырабатывать и усваивать витамины группы В, защищают от аллергии, поднимают иммунитет и устойчивость к инфекциям. А ещё они защищают человека от его врагов – вредных микробов.

5

Микробы широко распространены в природе. Так, например, в одном грамме загрязненной воды могут быть десятки миллионов микробов, в одном грамме унавоженной почвы — миллиарды и т. д.

В окружающей нас среде — воздухе, почве, воде — находится множество микроорганизмов, откуда они попадают на предметы, одежду, на руки, в пищу. В неблагоприятных условиях микроорганизмы быстро погибают. Большинство микробов не может существовать без доступа воздуха, из которого они поглощают необходимый им для дыхания кислород. Эти микробы называются аэробными.

Имеются микробы, которые, наоборот, не могут жить и развиваться при свободном доступе воздуха. Такие микробы называются анаэробными.

6

Опыт №1: «Наличие микроорганизмов на немытых и мытых руках»

В две чистые чашки положил питательную среду: вымытый клубень картофеля очистил, разрезал пополам, и вымочил 2-3 ч. в растворе соды (1 ч.л./500 мл. воды), затем сварила его и разрезала на ломтики. Прикоснулась немытыми руками к одному пласту картофеля, а затем мытыми к другому. Закрыл чашки крышками, и поставил в темное теплое место на 4 дня.

Результат: через четыре дня на ломтике картофеля, к которому прикасалась грязными руками, выросли бактерии (Приложение Рис. 1).

Опыт №2: «Наличие микроорганизмов на предметах»

Взял ватной палочкой пробу со стенок унитаза в нашей квартире. Образец поместил в баночку с питательной средой («живой» бульон), и убрал в теплое, темное место.

Результат: через один день произошло изменение цвета, что говорит о присутствии вредных бактерий, а через три дня выпал белый творожистый осадок — колонии бактерий (Приложение Рис. 2).

Опыт №3: «Определение благоприятных условий для развития и размножения бактерий»

Взял кусок хлеба, положил его в банку, налил воды, закрыл крышкой и убрал в теплое темное место.

Результат: через четыре дня на хлебе образовалась белая плесень и неприятный кислый запах. Микроорганизмы вызывают порчу продуктов! Плесень может развиваться только в теплом и влажном месте. (Приложение Рис. 3).

Опыт №4: «Получение кефира из молока»

Взял стакан молока, положил ложку сметаны и поставил их в теплое место.

7

Результат: через день получил кефир. Таким образом, я убедился, что «полезные» микроорганизмы помогают сделать многие продукты вкусными и полезными! (Приложение Рис. 4).

Опыт №5: «Получение хлеба из живой закваски»

Сначала вырастил закваску из муки и воды: муку смешал с водой и поставил в теплое, темное место. Каждый день добавлял муку и воду. На 5 день у закваски появился кислый запах и стала пузыриться. Мама замесила тесто для хлеба на этой закваске и оставила на некоторое время.

Результат: Через 3 часа тесто увеличилось в 2 раза! Мы поставили его в духовку и через час получился домашний хлеб. Таким образом, и тут я убедился, что «полезные» микроорганизмы играют большую роль в нашей жизни (Приложение Рис. 4,5).

8

Мир микроорганизмов интересен, и многообразен. Среди микробов есть наши друзья и враги. Находясь в живом организме, полезные микроорганизмы помогают ему быть здоровым, и не дают вредным бактериям наносить вред. Я считаю, что цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтвердилась: микроорганизмы могут приносить не только вред, но и пользу. Итак, огромный микромир всегда нас окружает, влияет на нашу жизнь, и в наших руках сделать такое сотрудничество очень плодотворным и полезным.

  • Мир «невидимок» — это мир микроорганизмов, который действительно существует вокруг нас, и сильно влияет на нашу жизнь.
  • Микроорганизмы выполняют различные функции в природе, поэтому их можно разделить на две группы: опасные (болезнетворные) — микробы, вызывающие болезни — туберкулез, коклюш, дизентерия, и полезные (дрожжи, молочнокислые бактерии, в процессе жизнедеятельности, которых образуются биологически активные вещества — антибиотики, витамины, аминокислоты).
  • Микроорганизмы предпочитают развиваться в теплой влажной среде, что подтверждено проведенными мной опытами. Если создать такую среду, то можно поймать микроба. Такой благоприятной средой для микроорганизмов является и наш организм: в нем достаточно влаги и тепла.

Мне было интересно почувствовать себя исследователем «невидимого» фантастического мира. Теперь я многое о нем узнал, и готов поделиться своими исследованиями.

9

  • Большая детская энциклопедия в вопросах и ответах/Т.В. Скиба.-Ростов н/Д : «Владис», 2016 – 416с.
  • http :// www . microbium . ru /
  • https://www.moi-detsad.ru/
  • http :// ru . wikipedia . org / wiki /Микроб

10

Рис.1 «Наличие микроорганизмов на немытых и мытых руках»

Рис.2 «Наличие микроорганизмов на предметах»

Рис.3 «Определение благоприятных условий для развития и размножения бактерий»

Рис.4 «Получение кефира из молока»

Рис.5,6 «Получение хлеба из живой закваски»

Источник