Вредные и полезные микробы для детей

Вредные и полезные микробы для детей thumbnail

Ушкова Людмила
Проект «Вредные и полезные микробы» в подготовительной группе

Цель проекта: Сформировать у детей элементарные представления о микробах, вреде и их пользе.

Задачи проекта:

-сформировать представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);

-дать зная о том, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;

-познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;

-воспитывать осознанное отношение к своему здоровью;

-учить понимать,как влияют физические упражнения на организм человека;

-развивать потребность в необходимости укреплять здоровье с помощью зарядки, игр.

Участники проекта: дети старшей/ подготовительной группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: краткосрочный

Время реализации проекта: с 10 января 2020 года — по 20 февраля 2020 года

Актуальность проекта

К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Многие причины – от нас не зависящие и изменить что-либо не в наших силах. Но есть одна очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.

Ожидаемый результат:

Наличие интереса к самостоятельной поисково-познавательной деятельности.

• Получение знаний и представлений о болезнетворных микробах и мерах борьбы с ними.

• Формирование навыков личной гигиены у ребенка как необходимое условие реализации его права на здоровье.

• Развитие ценностного отношения к здоровью окружающих и своему здоровью.

• Сформировать представления о способах укрепления и сохранения здоровья.

Продукт проектной деятельности

Выпуск газет : «Микробы вредные и полезные»;

Выставка детских рисунков;

Изготовление книжек–малышек «Сказки про микробов»;

Реализация проекта.

Подбор литературы, дидактического материала.

Беседы: «Кто такие микробы?», «Что любят микробы?», «Отчего прокисает молоко?», «Враги микробов», «Чистота – залог здоровья»;

Рассматривали иллюстрации, книги, энциклопедии, читали художественную и научную литературу по теме проекта, «Уроки тётушки совы»

Творческие работы детей; лепим, рисуем микробов.

Беседа «Болезни грязны рук. Что это такое?»

дидактическое и методическое оснащение

1 этап. Подготовительный

Составление паспорта проекта.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

2 этап. Выполнение проекта

Беседы.

Консультации, памятки, рекомендации для родителей.

Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

Продуктивная деятельность.

Выставки детских рисунков.

Придуманные сказки про полезные микробы.

Эксперименты.

Разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

3 этап. Результаты

Изготовление с детьми книжек-малышек (сказки про микробов

Выпуск газет «Вредные и полезные микробы»

Презентация «Вредные и полезные микробы»

Интегрированное занятие с элементами ЗОЖ для подготовительной группы «Осторожно, микроб!»

Вывод: В процессе исследований выяснилось, что микробы не настолько уж опасны. Человек научился с ними бороться. Некоторые микробы даже приносят пользу. В ходе проекта дети усвоили – чтобы быть здоровым, надо уметь себя защищать, т. е. осознали значимость здорового образа жизни, желание заботится о своём здоровье.

Источник

Малыши быстро растут. Не успеешь оглянуться, как тревоги первого полугодия – налаживание грудного вскармливания, колики, слежение за ежемесячной прибавкой веса – оказываются позади. Но впереди новые поводы для волнений. Один из них – готовность ребенка к самостоятельным передвижениям, желание исследовать мир, попробовать его на вкус и ощупь.

Вредные и полезные микробы для детей

«Страсти-мордасти»

Многие мамы с ужасом ждут того момента, когда их нежный младенчик, которого до сих пор касались только чисто вымытые руки и глаженые пеленки, спустится на пол (боже! ведь мы по нему ногами ходим!) , чуть позже присоединится к другим детям в песочнице (землю? руками?!), а летом с удовольствием будет кушать всевозможные ягоды и фрукты прямо с дерева или грядки (фу! по ним же мухи ползали!).
Как же быть с той «кучей микробов и паразитов», которые поджидают наших малышей на пути их естественного развития?
Такие варианты, как одеть чадо в скафандр или поместить в стерильную капсулу, определенно не подходят! Но какая-то грамотная тактика определенно нужна.
Начать с выработки правильного отношения к этим «ужасным микробам».

Заклятые друзья или закадычные враги?

Они есть везде – в воздухе, воде, на земле, на нашем теле. И среди них встречаются как друзья, так и враги.

Хорошие бактерии – это, например, молочнокислые , с помощью которых можно приготовить кефир и ряженку. Или штаммы полезных бактерий ВВ 12 , входящие в состав нормальной микрофлоры кишечника с первых дней малыша и попадающие в организм крохи с молоком матери. Данные микроорганизмы поддерживают баланс микрофлоры, участвуют в синтезе витаминов. Именно эти бактерии, как правило, составляют основу пробиотиков, которые принимают для поддержки организма в периоды повышенных нагрузок на желудочно-кишечный тракт.1 У малышей это, как правило, время введения прикорма в 6 месяцев, прием лекарств (в том числе, антибиотиков), смена и расширение рациона у деток после 1,5 лет, а также снижение иммунитета во время болезни.
Также существуют специальные препараты, в состав которых входят обработанные частицы бактерий – лизаты . Они стимулируют врожденный, неспецифический, иммунитет, тем самым настраивая его на борьбу с целым комплексом бактериальных инфекций.2

А вот болезнетворные микробы – определенно наши враги. Попадая в организм, они размножаются, выделяют яды и провоцируют разные болезни. Чтобы бороться с ними, требуется особое оружие.

Читайте также:  Трава бадан полезные свойства и противопоказания

Барьерная защита от вирусов и бактерий

Как детский организм может противостоять миллиардам микробов, среди которых всегда будут присутствовать носители болезней? Конечно же, с помощью своего иммунитета. Но защитная система у малышей еще незрелая3, полноценно бороться с вирусными и микробными инфекциями еще не способна. Она снова и снова сталкивается с ними, учится распознавать их и отражать нападение. Ребенок болеет, выздоравливает, восстанавливается, снова заболевает…
С одной стороны, это – естественный процесс развития и совершенствования защитных сил организма. С другой, частые болезни ослабляют иммунитет, и ему требуется особая поддержка, например, в виде иммуностимулирующих препаратов.
Одним из таких средств является Тимоген® Спрей, препарат класса пептидных биорегуляторов.

Вредные и полезные микробы для детей Как он действует?

<strongТимоген® Спрей</strong активирует клеточный и гуморальный иммунитет – повышает выработку секреторного иммуноглобулина (IgA), который убивает вирусы в клетках слизистой носа и гортани (на входных воротах инфекции). Развитие болезни останавливается, или симптомы становятся маловыраженными.
Происходит стимуляция всех механизмов иммунной системы, естественным путем, повышается выработка антител и интерферона, и это приводит к комплексной защите от вирусов и бактерий.

Вредные и полезные микробы для детей Это безопасно?

Благодаря природному механизму действия Тимоген® Спрея повышение иммунитета происходит без истощения ресурса иммунной системы, что позволяет повторно применять данный препарат в течение одного сезона в случае возникновения необходимости.

Вредные и полезные микробы для детей А если болезнетворный микроб уже проник в организм?

Тимоген® Спрей усиливает поглощающую и ферментативную активность нейтрофилов и макрофагов, что увеличивает число фагоцитарных клеток. Этот механизм помогает быстрее распознать вирусный агент и удалить его из организма. В результате заражения или вовсе не происходит, или болезнь протекает в более легкой и быстрой форме. Кроме того, присоединение вторичных инфекций становится практически невозможным.

Вредные и полезные микробы для детей Как его применять?

Лечебный курс Тимоген® Спрея составляет 10 дней, что позволяет быстро достичь эффекта защиты в период эпидемии на всех стадиях развития вирусной инфекции.
Препарат подходит как для экстренных случаев (если произошел контакт с больным), так и для плановой профилактики (в период сезонных ОРВИ и гриппа).

В теории – все выглядит просто. Но на практике порой возникают затруднения.
Мы выделим несколько типов мам, рассмотрим соответствующие варианты поведения и посоветуем тактику, которая поможет малышу гармонично развиваться, а родителям – сохранить свои нервы.

1. Мамы, которые «не парятся»

«Стерильные условия и счастливое, полноценное детство – понятия несовместимые», — считает такая мама. Ее ребенок растет в доме с несколькими домашними животными (которым не запрещается находиться в детской комнате, делить с малышом печеньку и вылизывать ему лицо).
Карапуза «не парящейся» мамы можно увидеть ползающим на полу в кафе между посетителями, пробующим на вкус подобранную с земли игрушку или моющим в луже ручки.

СОВЕТ 1.
С одной стороны, это прекрасно – не мешать ребенку познавать мир. К тому же, такой подход – отличная тренировка для организма малыша противостоять самым разным бактериям.
Но, с другой стороны, нужно осознавать все возможные риски. Ряд бактерий представляют серьезную опасность для здоровья малыша. Поэтому стоит позаботиться о профилактике, особенно в период сезонных заболеваний. Тимоген® Спрей – как способ укрепить иммунитет и предупредить инфицирование – в данном случае подойдет оптимально.
Ваша позиция заслуживает уважения, но научить ребенка простейшим правилам соблюдения гигиены и периодически поддерживать защитные силы организма – совсем не лишняя мера предосторожности.

2. Мамы с обостренным «чувством чистоты»

Такая мама внутренне содрогается при виде ладошек своего чада на полу. Она по нескольку раз в день моет пол и чистит ковер (со специальными дезинфицирующими средствами!). Малыш «мамы-чистюли» выпускается поползать исключительно на свежевымытую поверхность, ему каждые 10 минут тщательно моют-протирают руки. Разумеется, никаких контактов с животными! Все игрушки тщательно моются с мылом после каждого попадания на пол. Как правило, эти ребята не знают, что такое песочница, и гуляют в стороне от детских площадок. Детский сад для таких мам – больная тема, и, если есть такая возможность, своих малышей они не отдают в этот «рассадник болезней и микробов».

СОВЕТ 2.
Эта позиция имеет свои плюсы: «мамам-чистюлям» не нужно напоминать, какими опасными могут быть вездесущие микроорганизмы. Но всю жизнь ограждать ребенка не получится. Рано или поздно, он выйдет в «открытый космос» и встретится с теми, кого так боялась его мама… Так что родителю со своими страхами придется побороться. Ведь только сильный, хороший иммунитет способен отразить нападение микробов. У маленьких же детей, особенно у тех, кто только-только «спустился за землю» с маминых рук, организму еще только предстоит научиться противостоять вредным бактериям. Без такой встречи – лоб-в-лоб – иммунитет не укрепить. Столкновение это не только не неизбежно, но и обязательно.
Возможно, вам будет спокойнее с Тимоген® Спреем. Он активирует природный механизм размножения и повышения функциональной активности иммунных клеток. Увеличивается их количество в крови, что позволяет организму быстрее получить необходимый уровень защиты.

Читайте также:  Разрешающая способность и полезное увеличение это

3. «Правильная» мама

Эти мамы отлично понимают, что, впадая в крайности, успеха не добьешься. Они всему пытаются найти объяснение, стараются все сделать правильно. А правильно – это когда у ребенка есть настоящее детство (с лужами, песочницами, другими детьми и свежесобранными ягодами с лесного куста). И еще правильно – когда соблюдены основные правила безопасности: после прогулки моются руки, фрукты, купленные в магазине, все же моются, а если малыш склонен «купаться» в лужах – на него надевается специальный костюм из прорезиненной ткани (чем не скафандр?).

СОВЕТ 3.
«Правильная» мама может растеряться, если вдруг происходит что-то непредвиденное: порвался «скафандр», выключили горячую воду, на ребенка начихал рядом проходящий мальчик. Паниковать не нужно! Помните, это же ваше правило: у малыша должно быть детство! Пусть он увидит, как выглядят грязные ручки, почувствует холод осенней лужи. Это – тоже опыт. А кроме горячей воды, есть еще и влажные антибактериальные салфетки.
Иными словами, стоит немного расслабиться, отпустить ситуацию – пусть ребенок учится сам думать, видеть причинно-следственные связи: стоит ему играть с мальчиком, который кашляет и чихает, а потом две недели лечиться, не гулять на улице и ни с кем не общаться из друзей?
А под рукой держите Тимоген® Спрей – для экстренной помощи иммунитету, в случае чего.

Держим ухо востро!

В заключение – еще раз перечислим опасные, с точки зрения гигиены, ситуации, в которых каждый ребенок имеет полное право оказаться, и соответствующие меры предосторожности.4

Ползание
На здоровье! Но в местах общественного пользования – нежелательно. Свежая травка – допускается. Протираем (без фанатизма!) руки влажными салфетками, следим, чтобы в рот не попали нежелательные предметы и грязные вещи.

Игры в песочнице
Прекрасная тренировка мелкой моторики, развитие воображения, навыки общения с другими детьми. Не запрещаем! Но учим, как обращаться с песочком, показываем, как играть с формочками. Предварительно – изучаем содержимое песочницы на предмет разных потусторонних предметов, например, битого стекла.

Фрукты и овощи
Сорванные на родной даче или в лесу – с осторожностью. Купленные в магазине или на рынке – обязательно моются.

Животные
Играют большую роль в эмоциональном развитии малыша. Соблюдение простых правил содержания домашнего животного и гигиены домочадцев исключат возможные неприятности.

Другие дети
Игры на детских площадках, детский сад – важная веха на пути становления личности, ее социализации. Опять-таки – соблюдение основных принципов гигиены и профилактики заболеваний (укрепление иммунитета с помощью закаливания, спорта, витаминов и пр.) – и вы поймете:

С микробами вполне возможно договориться!

1 И.Н. Захарова, Л.Н. Мазанкова, Ю.А. Дмитриева. Современные пробиотики для коррекции микробиоценоза кишечника у детей. \ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2009/ ТОМ 8/ № 2. – С. 109-113.
2 Продеус А.П. Школьный иммунитет. \ ЗДОРОВЬЕ. Октябрь 2018.
3 Щеплягина Л.А., Круглова И. Возрастные особенности иммунитета у детей \ Русский медицинский журнал. №23 от 11.11.2009 стр. 1564. Рубрика: Педиатрия. Электронная версия: https://www.rmj.ru/articles/pediatriya/Vozrastnye_osobennosti_immuniteta_u_detey/
4 Комаровский Е.О. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. – М., «Эксмо», 2011. – С. 159-200, 545-569.

Источник

Оксана Петровна Кащеева
Консультация «Бактерии и микробы» для детей старшего дошкольного возраста

Что такое микробы?

Микробы, или микроорганизмы, могут быть животного или растительного происхождения. Микробы — очень маленькие и живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть, надо посмотреть в особый прибор, который называется микроскоп.

Среди микробов есть наши друзья и враги. С теми и другими мы должны научиться правильно себя вести, чтобы оставаться здоровыми. Микробы – друзья и враги человека, поэтому следует быть крайне осторожными. У микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Это просто шарики или палочки. Как же передвигаются микробы? У некоторых есть хвостики, которые называются жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер самолета и микроб движется. Но у большинства таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают — как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). А часто их переносят люди и животные на себе. Где живут микробы? Микрофлора организма человека «весит» до 1,5 кг. Бактерии живут на коже, слизистых оболочках, в органах пищеварительной системы, выполняя роль наших помощников и защитников. «Вредные» микробы – также чувствуют себя в нашем теле весьма комфортно, а при ослаблении иммунитета и вовсе «распоясываются», провоцируя различные заболевания. Что едят микробы? Микробы едят все! Хлеб, овощи, фрукты, суп, листья деревьев, краску, землю.

Это называется плесень. Она очень опасна для человека! Какой хлеб испорчен микробами?

Некоторые микробы бывают очень опасны. Это те, которые едят здорового человека или животного. Они ничего не могут есть кроме человека. Но человеку не нравиться, что его едят микробы и он начинает с ними бороться. То время, когда идет борьбы, называется болезнью. В зависимости от того, в каком месте нашего организма поселились микробы, возникает та или иная болезнь.

Читайте также:  Чем полезен перед сном мед с водой

«Вредные» микробы:

— Вот это — Насморк!

— Ангина

— Воспаление на коже

Частое мытье рук для современного человека не просто признак хорошего воспитания и аккуратности. Эта несложная процедура способна защитить от опасных заболеваний, ведь именно через грязные руки микробы-возбудители попадают в наш организм.

Если мы будем коротко стричь ногти, под ними не будет черной каемки грязи и, конечно, бактерии содержащиеся в ней, не попадут к нам внутрь, и мы не будем болеть Тоже самое можно сказать о носовом платочке. Он необходим при кашле и чихании. Надо отворачиваться и прикрываться им, чтобы микробы не летели на товарищей.

Всем известно,что при царапинах и порезах нужно смазать рану дезинфицирующим веществом: спиртом, перекисью водорода или йодом, чтобы не оставить микробам шансов.

Еще немного о микробах!

Большинство микробов для нас не опасны, даже наоборот. Есть полезные. Пенящийся квас, мягкий ноздреватый хлеб мы бы не попробовали их, если бы не наши друзья микроорганизмы.

Запахи лука и чеснока полезны. Они уничтожают микробы разных болезней. Поэтому чаще нужно употреблять лук и чеснок в пище, для организма они очень полезны.

Какие выводы можно сделать? Мир микробов интересен и разнообразен. Среди микробов есть наши друзья и враги. Находясь в нашем организме микробы помогают ему быть здоровыми и не дают вредным бактерия наносить вред человеку. Нужно заботится о своем здоровье, соблюдать правила личной гигиены и кушать не испорченные продукты.

Консультация «Бактерии и микробы» для детей старшего дошкольного возрастаВредные и полезные микробы для детейВредные и полезные микробы для детейВредные и полезные микробы для детейВредные и полезные микробы для детейВредные и полезные микробы для детей

Будьте здоровы!

Источник

Слайд 1

Проект «Вредные и полезные микробы» Воспитатель: Дорошенкова Оксана Семеновна 2 кв. категория Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 362 комбинированного вида»

Слайд 2

Цель: формирование у детей ценностного отношения к здоровью. Задачи: Дать представления о микроорганизмах (растут, размножаются, питаются, дышат), их пользе, вреде; Познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями; Воспитывать потребность вести здоровый образ жизни (анализировать, Применять информацию для решения поставленных задач); Развивать умения сотрудничать с другими детьми. Участники: дети, воспитатели, родители. Сроки реализации: 3 месяца.

Слайд 3

I этап – выбор темы: Когда в группу принесли бифилин , разлили и дали детям, сказав, что в нем очень полезные микробы, сразу же возник вопрос: «А разве микробы могут быть полезные?» Что мы знаем? Что хотим узнать? Где взять информацию Что микробы плохие. Они нас едят. Из-за них мы болеем. Они вредные. Из-за них портится кровь. Если мыться, микробов не будет. Какие бывают микробы? Что такое микробы? Где живут микробы? Как избавиться от микробов? Откуда взялись микробы? Как выглядят микробы? Есть ли какая-нибудь польза от микробов? В книгах. Интернет. Телевизор. В микроскопе. Узнать у ученых. Спросить у врача. Спросить у родителей.

Слайд 4

II этап — сбор информации: Беседа с родителями; Беседы с детьми; Чтение литературы; Беседа с медсестрой; Исследовательская деятельность; Дидактические игры; Сюжетно – ролевые игры.

Слайд 5

III этап – схема планирования: М икробы Играем Беседуем с медсестрой И сследуем Выращиваем лук Сочиняем сказки Эксперимен-тируем Рисуем бактерии Изучаем книги

Слайд 6

IV этап – реализация проекта: Беседы: «Кто такие микробы?», «Что любят микробы?», «Отчего прокисает молоко?», «Враги микробов», «Чистота – залог здоровья»; Экспериментирование: «Заквашиваем молоко»(полезные микробы), «Выращиваем плесень» (вредные микробы), «Осторожно снег!»; Изготовление книжек–малышек «Сказки про микробов»; Изготовление чесночниц; Выращивание лука для отпугивания микробов – вирусов; Употребление Бифилина –М; Сочинение сказок про микробов; Творческие работы детей; Чтение сказки К.И.Чуковского « Мойдодыр », «Сказочный справочник здоровья» («Луковая семья», «Три брата луковки» ).

Слайд 7

Бифидобактерии – это настоящие стражи человеческого организма.

Слайд 8

Путешествие с Биффи в страну здоровья

Слайд 9

Рисуем микробов

Слайд 10

Я полезен очень – вот так штука: Нет от простуды средства лучше лука.

Слайд 11

Изготавливаем чесночницы Убегут микробы, И вирусы уйдут. Приходи чеснок к нам, Тебя здесь очень ждут.

Слайд 12

Изучаем тело человека

Слайд 13

Изготавливаем книжки — малышки

Слайд 14

С/р. Игра «Лаборатория» Бактерии можно увидеть т олько в микроскоп, п оэтому их называют м икробами.

Слайд 15

С/р. Игра «Больница»

Слайд 16

Рассматриваем снег

Слайд 17

Выращиваем и рассматриваем плесень

Слайд 18

Здоровье – самое главное богатство человека. И беречь его надо уже с детских лет. Основное направление нашей деятельности – Сохранение и укрепление здоровья детей. Участвуя в этом проекте дети обрели не только новые знания, но И получили массу удовольствия и радости. С большим интересом включались во все виды деятельности. Особую радость дети и родители ощутили от совместной деятельности.

Слайд 19

Развлечение «Как принцесса Биффилина со своими помощниками победила микробов.»

Источник