Вредные и полезные насекомые развитие речи конспект
в классе для детей с глубокой умственной отсталостью (седьмой год обучения).
Яйвинская специальная образовательная школа-интернат.
Пояснительная записка.
Урок построен в соответствии с ФГОС. Данный урок был составлен по ходу изучения раздела «Насекомые», тема урока «Вредные и полезные насекомые». В данном классе обучаются дети с глубокой умственной отсталостью, которые испытывают проблемы с развитием устной речи. Любой процесс познания начинается с импульса, поэтому организационный момент лучше начинать с задания, связанного с темой урока.
Коррекционная задача на уроке- основное направление работы учителя, поэтому мобилизующий этап урока проведён через коррекционное упражнение. К таким коррекционным упражнением относятся игра «Найди лишнее» и отгадывание загадок. Эти упражнения направлены на активизацию определённого процесса одного из высших психических функций.
Одним из принципов развивающего обучения- принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость. Нужна мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. На данном уроке ученики должны как можно больше набрать полезных насекомых для своего цветка.
Дидактическая задача урока направлена на отработку и формирования речевых умений и навыков, поэтому обобщение материала проходит через задание на составление рассказа-описания насекомого. Учитывая, что школьники с интеллектуальным недоразвитием не могут овладеть языком как средством общения, на уроке были созданы такие ситуации, побуждающие их к речевому высказыванию, диалоговой речи.
При обучении построению развёрнутого высказывания у школьников необходимо формировать элементарные представления о структуре текста: начало, середина, конец. Если работа по составлению рассказа по плану на уроках проводится в системе, то она не вызывает затруднений.
На всех этапах урока ученики вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность, результаты которой видны при подведении итогов. Каждый ребёнок набрал достаточное количество полезных насекомых для своего цветка, что даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого и поддерживает познавательный интерес к учению.
Все этапы взаимосвязаны между собой, соответствуют теме урока. Учебное время использовано эффективно. Запланированные задания соответствуют интеллектуальным и психическим особенностям обучающихся. Поставленные задачи на уроке реализованы.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | Содержание урока. | Формы работы. |
1.Организацион ный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, положительные установки (пожелания) на предстоящую работу. | Организация рабочего места к уроку, приветствие учителя. | Прозвенел уже звонок, начинается урок. Сядем правильно сейчас, пожелаем всем удачи, за работу, в добрый час. Рапорт дежурного. -Какое число? -Какое сейчас время года?(весна) -Какое время года было до весны, будет после весны? -Назовите признаки весны, которые происходят в живой природе.(растёт трава, цветут цветы, появляются насекомые, прилетают птицы, и т.д.) | -настрой на работу, организация рабочего места. Работа по формированию временных представлений. Построение правильного ответа. |
2.Актуализация знаний . | Учитель проводит речевую разминку. Учитель предлагает ряд названий предметов. Учитель выставляет картинки насекомых, которых выделили дети. | Дети вместе с учителем наизусть читают стих. Учащиеся определяют какой предмет лишний и объясняют свой выбор. | Речевая разминка: Жук жуку жужжал: «Жжжу-жжжу. Я с тобой давно дружу».(повторяют хором) — Про кого стихотворение? Какой звук встречается в этом стихотворении? — Старайтесь правильно произносить звук [ж]. -Составьте словосочетание со словом Жук. Игра «Найди лишнее» Медведь ,волк, пчела, лиса. — что обозначают остальные слова? (дикие животные) Корова, муха, овца, собака. — что обозначают остальные слова? (домашние животные) Синица, бабочка, ворона, воробей. — что обозначают остальные слова? (зимующие птицы). Кукушка, колорадский жук, соловей, утка. — что обозначают остальные слова? (перелётные птицы). Курица, муравей, гуси, индюк. — что обозначают остальные слова? (домашние птицы). -посмотрите на картинки, о чём сегодня полезные насекомые.» будем говорить? ( о насекомых). -Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем о насекомых, повторим ещё раз какие насекомые приносят пользу, а какие вред. Тема нашего сегодняшнего урока «Вредные и полезные насекомые». | Закрепление произношение звука, коррекция непроизвольной памяти. Коррекция аналитико-синтетической деятельности через упражнение найти «лишнее». Коррекция мыслительной деятельности. Проверка по слайду. Коррекция мыслительной деятельности, обобщение. На слайде открываются картинки названных насекомых. На слайде появляется тема урока. . |
3. Мотивация | Учитель раздаёт на парту каждому цветок. | Учащиеся слушают установку. | -Сегодня у нас не простой урок, а такой, на котором вы должны показать свои знания. Я вам буду предлагать разные задания, а вы должны хорошо поработать, и собрать на свой цветок как можно больше насекомых, которое приносят пользу. | |
4.Обобщение и систематизация знаний. | Учитель создаёт проблемную ситуацию, предлагая проанализировать стихотворение и вспомнить, строение насекомых и о каких насекомых говорили на предыдущих уроках. За правильный ответ учитель раздаёт картинки насекомых Учитель раздаёт карточку №1 После проверки учитель раздаёт картинки пчелы на цветок учащимся.
Учитель читает стих. | учащиеся отвечают на вопросы. Учащиеся слушают стих. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся работают по карточкам. Ученики перечисляют насекомых, о которых говорится в стихе. | Повторение. -Вспомним строение насекомого. Насекомых на дороге Мы увидим очень много, Коль умеешь ты считать, Их всегда легко узнать. Если только лапок шесть Насчитал ты ровно, Будь тогда уверен – Это насекомое! — Как определить насекомое? -Сколько лапок? — что обозначает слово насекомые? Слово «насекомые» означает как «имеющий насечки», «тот, кто имеет надрезы». -их туловище как бы разделено на три части (голова, грудь, брюшко), брюшко и ноги имеют насечки и даже на крылышках имеется жилкование. У насекомых есть: глаза, усики, голова, шесть пар ног, крылья (не у всех), туловище (грудь и брюшко). Игра «Проверь себя» — Предлагаю проверить, как хорошо вы запомнили части тела насекомых. Работать вы будете в парах. На партах у вас лежат карточки №1. Вам нужно будет соединить стрелочками части тела насекомого с названием этой части. (выполняют работу) Все насекомые весной просыпаются. И с первого дня начинают свою тяжелую работу. В мире очень много насекомых. Они бывают совсем маленькими и большими. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие — один день, одни – полезные, другие – вредные. Когда Солнышко взойдёт, И тепло весной придёт, Насекомых мир проснётся, Жизнь привычная вернётся. Муха, жук, кузнечик прыткий, Бабочка и шмель душистый, Осы, пчёлы и стрекозы, Будут радовать нас снова! -О каких насекомых идёт речь? | На слайдах картинки этих насекомых. Коррекция зрительного восприятия . Познавательные: -анализ объектов с целью выделение признаков Коммуникатвные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: -анализ объектов с целью выделение признаков; |
5. Физминутка | Учащиеся выполняют движения под стишок | Сейчас нам необходимо отдохнуть, представим себя насекомыми. «Бабочки и пчёлки» Прилетели на лужок Жу-жу-жу, жу-жу-жу, «Прыгайте кузнечики» «Муха строит дом» Ox, ox что за гром? (Руки — к щекам, наклоны в сторону.) Муха строит новый дом. (Движения руками, имитирующие работу с молотком.) Молоток: стук-стук (хлопки руками перед собой), | ||
6.Воспроизве- дение изученного материала на новом уровне. | Учитель раздаёт разрезные карточки парам учащихся. (.Бабочки, муха, пчела. Божья коровка, колорацкий жук, муравей) Каждому ученику вручается насекомое на цветок. | Учащиеся должны с помощью частей собрать картинку насекомого составить рассказ о данном насекомом, доказав пользу или вред приносит это насекомое. | Игра «Собери пазлы» Соберите из нескольких двух частей картинку, кому какая достанется и используя символический план составьте мини рассказ о насекомом, а затем доказать вредное или полезное это насекомое. Учащиеся выполняют работу и выступают со своим сообщением. 1 п.-о мухе 2 п. – о муравье 3 п –о божьей коровке 4 п-о бабочке 5 п-о пчеле 6п.-о колорадском жуке используя символический план составьте мини рассказ о муравье,мухе и т д. См.приложение №1, №2,№3,№4,№5,№6 | Познавательный: -выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли. Познавательные: Коммуникативные: -управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнера; -владение диалоговой речью. . |
7.Применение знаний. | Загадывает загадку.. | Учащиеся отгадывают загадку, отвечают на вопрос, доказывают правильность своего ответа. | Отгадайте загадку, о каком насекомом идёт речь? . Нос долог, голос тонок. Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар) _А как вы думаете, какое это насекомое вредное или полезное? Комар для человека это вредное назойливое, жалящее насекомое, от которого остаётся раздражение на коже, комар является переносчиком инфекция, а для природы – это полезное насекомое, личинками которого питаются рыбы .Если бы не было комаров, не было бы и рыб в наших озёрах и водоёмах. Вывод: Есть насекомые, которые приносят только пользу; есть насекомые, которые приносят только вред, а есть насекомые, которые могут приносить и пользу и вред. | Слайд с комаром Коррекция мыслительной деятельности, выводы из личного опыта. |
8. Подведение итогов. | Самым активным вручается насекомое на цветок (можно по выбору учащихся). Учитель обобщает знания ребят. За каждый правильный ответ ученик получает насекомое | Учащиеся топают или хлопают и называют насекомых | Игра «Потопаем – похлопаем» — Предлагаю вам проверить, как хорошо вы поняли, какую пользу, и какой вред способны приносит насекомые. — Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда топайте ногами и называете насекомого. — Собирают мёд; (хлопают в ладоши) Пчела. — Едят вредных насекомых; (хлопают в ладоши). Божья коровка. — Являются пищей для других представителей животного мира;(хлопают в ладоши)комары. — Переносят заразные заболевания; (топают ногами)мухи — Доставляют радость и хорошее настроение; (хлопают в ладоши) бабочки — Поедают молодую зелень картофеля; (топают ногами)колорадские жуки. — Опыляют растения;(хлопают в ладоши) бабочки, пчёлы. — Поедают останки погибших животных. (хлопают в ладоши) муравьи. — Молодцы! Вы хорошо усвоили, какую пользу и вред приносят насекомые. Всех насекомых нужно оберегать, | |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. | -Посчитайте, сколько насекомых собралось на вашем цветке. Оцените свою работу на уроке. — Что интересного узнали на уроке.? Мне приятно было с вами поработать. | Личностные: самоопределение : |
Используя символический план составьте мини рассказ о муравье.
1. — … насекомое.
Муравей маленький.
3.Строение.
4.Питание.
5. Где живёт. Муравей живёт…..
6 Муравьинная семья.
Муравьинная семья состоит….
7. Польза./приметы/
Муравей приносит…..
Используя символический план составьте мини рассказ о мухе.
1. — … насекомое.
Муха маленькая.
3.Строение.
У мухи…..
4.Питание.
Польза или вред.
Является переносчиком…..
С мухами надо бороться…..
Используя символический план составьте мини рассказ о пчеле.
1. — … насекомое.
Пчела маленький.
3.Строение.
4.Питание.
5. Где живёт.
Пчела живёт…..
6. семья.
Пчелинная семья состоит….
7. Польза./приметы/
Пчёла приносит…..
Используя символический план составьте мини рассказ о бабочке.
1. — … насекомое.
Бабочка маленькая.
3.Строение.
4.Питание.
5. Где живёт. Бабочка живёт…..
7. Польза./приметы/
Бабочка приносит…..
Используя символический план составьте мини рассказ о колорадском жуке..
1. — … насекомое.
Жук маленький.
3.Строение.
У жука….
4.Питание.
5. Откуда появился.
7. Польза./приметы/
Жук приносит…..
Используя символический план составьте мини рассказ божьей коровке.
1. — … насекомое.
Божья коровка маленький.
3.Строение.
У божьи коровки…..
4.Питание.
5. Где живёт. Божья коровка живёт…..
6. Семья божьи коровки.
Семья божьти коровки состоит….
7. Польза./приметы/
Божья коровка приносит…..
Источник
Тема: «Насекомые»
Интеграция областей: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
Образовательные: обобщить полученные знания детей по теме «Насекомые», учить детей образовывать слова при помощи суффиксов, образовывать множественное число существительных, согласовывать существительные с числительным, использовать глаголы, прилагательные, составлять притяжательные прилагательные от названий насекомых, использовать в речи предлоги около, по, под, на, над.
Развивающие: развивать словообразование и словоизменение, расширять и активизировать словарь по теме, развивать память, внимание
Воспитательные: воспитывать интерес к жизнедеятельности насекомых.
Предварительная работа: беседа о насекомых, рассматривание картинок с изображением насекомых, чтение произведений с героями насекомыми, наблюдение на прогулке, создание мини-музея насекомых в группе.
Материал:
демонстрационный:картинки с изображением насекомых, большая картина с цветком и фигурки насекомых;
раздаточный: картинка с изображением цветка, фигурки насекомых: муравья, божьей коровки, пчелы, гусеницы, бабочки, жука, стрекозы.
Методические приёмы: оргмомент, проблемная ситуация, игры «Четвёртый лишний», «Угадай, кто», «Назови ласково», «Один – много», «Подбери признаки», «Сосчитай», физминутка, проговаривание чистоговорок, игры «Скажи одним словом», «Назови части тела насекомых», «Кто где находится», «Кого не стало», итог.
Словарная работа: стрекоза, бабочка, муха, муравей, кузнечик, жук, божья коровка, гусеница, комар, пчела; стрекочет, ползает, жалит, жужжит, звенит, порхает, бегает, собирает нектар; разноцветная, порхающая, стремительная, трудолюбивый, полезный, надоедливая, вредная, работящий, шустрый, быстрый, медлительная, прожорливая, звонкий, пестрокрылая, большеглазая, длинноусый, голова комариная, ножки пчелиные, крыло стрекозиное, усик пчелиный, брюшко муравьиное; около, по, под, на, над, под.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Дети, сегодня у нас на занятии гости, давайте их поприветствуем!
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
— Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Основная часть.
Воспитатель: В нашем мини-музее очень много насекомых, но вот беда, злой паук со своими братьями-пауками замотал их всех в своей паутине. Что же делать?
Дети: Надо их освободить.
Воспитатель: Верно.
Все берутся за руки и проговаривают:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
И в беде мы не бросаем!
Воспитатель: А для того, чтобы выручить наших насекомых нужно выполнить несколько заданий. Вы согласны?
Дети: Да!
Первое задание:
Игра «Четвёртый лишний»
(Вначале воспитатель называет четыре слова, а дети на слух определяют лишнее слово, составляя предложение со словом потому что; затем идёт работа по доске).
На слух:
— Жук, пчела, муравей, кошка;
— слон, бабочка, шмель, гусеница;
На доске:
— кузнечик, жук, комар, паук;
— стрекоза, бабочка, муха, муравей.
(Вместо паука затем добавить гусеницу, божью коровку, пчелу).
Игра «Угадай, кто?»
(подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу)
Стрекочет (кто) – кузнечик
Бегает (кто) – муравей
Ползает (кто) – гусеница
Звенит (кто) – комар
Собирает нектар (кто) – пчела
Жужжит (кто) – жук
Порхает (кто) – бабочка
Воспитатель: Молодцы!
Второе задание:
Игра «Назови ласково»
(образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом)
Муравей – муравейчик
Гусеница — гусеничка
Комар — комарик
Пчела – пчёлка, пчёлочка
Жук – жучок
Стрекоза – стрекозочка
Муха — мушка
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием справились.
Игра «Один – много»
(образование существительных в форме множественного числа)
Кузнечик – много кузнечиков
Муравей – много муравьёв
Гусеница – много гусениц
Комар – много комаров
Стрекоза – много стрекоз
Пчела – много пчёл
Жук – много жуков
Бабочка – много бабочек
Муха – много мух
Воспитатель: Молодцы!
Третье задание:
Игра «Подбери признаки»
Бабочка – красивая, разноцветная, порхающая, восхитительная, легкокрылая…
Муха – вредная, надоедливая, противная
Пчела – желтая, трудолюбивая, полезная
Кузнечик – зелёный, стремительный, быстрый, музыкальный.
Муравей – шустрый, быстрый, работящий.
Гусеница – медлительная, прожорливая, неприятная.
Комар – звонкий, надоедливый.
Четвёртое задание:
Игра «Сосчитай»
(согласование существительных с числительными)
Посчитай, сколько бабочек? – Одна бабочка, две бабочки, пять бабочек.
Посчитай, сколько гусениц? – Одна гусеница, две гусеницы, пять гусениц.
Посчитай, сколько комаров? – Один комар, два комара, пять комаров.
Посчитай, сколько шмелей? – Один шмель, два шмеля, пять шмелей.
Физкультминутка.
Прилетели на лужок
Бабочки и пчелы.
Дружно сели все в кружок
С песенкой веселой.Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Зажужжали пчелки.
Ну, а бабочки кружат
У зеленой елки.Там паук расставил сети.
Комары зудят в кустах.
Лучше песни нет на свете,
Чем о пчелках и жуках!
Пятое задание:
Проговаривание чистоговорок
Вей-вей – это муравей
Овка-овка – божья коровка
Чок-чок-чок – вот и паучок
За-за-за – прилетела стрекоза
Очка-очка – это бабочка
Чик-чик – зелёный кузнечик
са-са-са – прилетела к нам оса
Шестое задание:
Игра «Скажи одним словом»
— У бабочки пестрые крылья, поэтому её называют… (пестрокрылой).
— У стрекозы большие глаза, поэтому её называют… (большеглазой).
— У жука длинные усы, поэтому его называют… (длинноусым).
Седьмое задание:
Игра «Назови части тела насекомых»
(составление притяжательных прилагательных от названий насекомых)
Голова чья? — комариная
Ножки чьи? — пчелиные
Крыло чьё? — жучиное
Усик чей? – стрекозиный
Брюшко чьё? — муравьиное
Восьмое задание:
Воспитатель: Насекомые целый день на лугу любят веселиться, порхать, летать, кружиться, а когда они устают, то отдыхают на цветке. У вас в корзиночках находятся насекомые, внимательно слушайте, где каждое насекомое решило отдохнуть:
• Муравей бежит по… (стеблю цветка)
• Божья коровка ползёт по… (листу)
• Пчела спряталась под… (лепестком цветка)
• Гусеница сидит на… (цветке)
• Бабочка порхает над (цветком)
• Жук сидит под (цветком)
• Стрекоза летает около (цветка)
Воспитатель: А теперь посмотрите, как должны были расположиться насекомые и проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.
(Воспитатель демонстрирует детям образец)
Воспитатель: Отдохнули насекомые на ромашке и решили поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?
Игра «Кого не стало? » (на развитие внимания, памяти)
Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы мы с вами, ребята, со всеми заданиями справились, насекомых своих освободили, посмотрите, вот они. Какие задания мы выполняли, чтобы их спасти?
Дети: Называли насекомых ласково, считали их и т.д.
Воспитатель: Да, дети и все это мы делали с вами играючи:
Игры не простые,
Умные такие.
Те, кто в них играют,
Насекомых не обижают.
А нам же друзья, на прощанье,
Осталось сказать: « До свиданья!»
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 24 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: Речевое развитие
Тема: Насекомые
старшая группа
выполнил воспитатель:
Глухова Н.Р.
квалиф. категория:
высшая
стаж работы: 22 года
г. Туймазы 2015 г.
Источник