Вредные и полезные привычки для детей 3 класса
Классный час «Здоровые и вредные привычки»
Цель: формирование у обучающихся представлений о здоровых и вредных привычках.
Задачи:
· выделить «вредные» привычки и рассмотреть их влияние на человека и его окружение;
· формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения;
· развивать навыки связной речи, умение доказывать свою точку зрения;
· воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих.
· воспитывать умения противостоять давлению сверстников, контролировать свои поступки;
· воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
Оборудование: шары, карточки, иллюстрации.
Ход мероприятия
Организационный момент.
— Добрый день, ребята! Мне приятно видеть вас всех доброжелательными, веселыми, красивыми.
2. Подготовительная беседа.
— Каждый человек при рождении получает замечательный подарок – здоровье. Оно, как волшебная палочка, помогает выполнять самые заветные желания.
— А какого человека можно назвать здоровым? (Ответы детей).
— У каждого человека появляется привычка.
— Как вы считаете, что такое привычка? (Привычка – это особенность человека привыкать к каким-то действиям или ощущениям).
— Какие бывают привычки? (Хорошие и плохие, вредные и полезные).
— Какие полезные привычки вы знаете? (Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы, расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой, соблюдать порядок во всем и т. д.)
— Какие привычки вредны для человека? (Курение, пьянство, наркомания, игромания и т. п.).
— Чтобы выработать полезные привычки, необходимо прикладывать усилия, старание. Трудно воспитать полезную привычку, но избавиться от вредной ещё сложней, это требует от человека проявления твёрдости и силы воли. Хуже всего то, что вредные привычки одного человека (например, курение) причиняют вред не только здоровью, но и окружающих его людей.
3. Основная часть.
— Разделите привычки на две группы: помогать старшим; делать зарядку; разговаривать во время еды; убирать постель; закаляться; складывать на место учебники, одежду; постоянно жевать жвачку; смотреть телевизор во время еды; забывать свои обещания; не доводить дело до конца; чистить зубы; самостоятельно готовить домашние задания; принимать душ, умываться. (Дети делят на 2 группы).
— Сейчас мы поговорим с вами о хороших, полезных привычках более подробно.
Полезные привычки
1.Хорошая привычка – дружить с водой. (На доске карточка).
Наша кожа покрыта мельчайшими отверстиями – порами. Одни из них впитывают кислород из воздуха, другие – выделяют жир, смягчающий кожу, третьи – пот, а вместе с ним и скапливающиеся в организме вредные вещества. Пыль и пот забивают поры нашей кожи. От этого кожа становится вялой, она хуже защищает организм от заразных микробов. Поэтому, необходимо приучить себя, чтобы это вошло в привычку:
— мыть руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как ложиться спать;
— когда моешь руки, потри щёткой кончики пальцев, чтобы вычистить грязь из-под ногтей;
— каждый день перед сном мыть ноги;
— принимать горячий душ или ходить в баню не реже, чем раз в неделю. Горячая вода промывает от пыли и пота поры, которыми дышит наша кожа.
— О какой полезной привычке мы говорили?
(Полезная привычка – мыть тело, умываться, мыть руки перед едой, после туалета).
2.Хорошая привычка – чистить зубы.
— Какие зубы лучше – здоровые или больные? Почему?
Здоровые зубы очень хорошо справляются со своей работой – пережёвыванием пищи. Больные зубы делают это гораздо хуже, а плохо пережёванная пища и переваривается с трудом. Также больные зубы источники заболеваний. Здоровые зубы помогают правильной речи, украшают лицо человека.
— Как же сохранить зубы здоровыми? (Зубы надо чистить с наружной и внутренней стороны, пользоваться только своей щёткой, не грызите твёрдые предметы, не ковыряйте острыми предметами в зубах, после еды надо полоскать рот, 2 раза в год посещайте врача).
Полезная привычка – чистить зубы утром и вечером.
3.Полезная привычка – закаливание организма.
— А для чего надо закаляться? Как можно закаляться? А кто уже закаливал свой организм и может с нами поделиться опытом?
Успешным закаливание может быть только при соблюдении определённых правил.
1.Закаливание следует проводить систематически.
2.Постепенность.
Вставайте в одно и тоже время. При открытой форточке надо сделать зарядку. После зарядки приступайте к водным процедурам. Начинать следует с простого – обтирания, как более доступного способа закаливания во все времена года. Через месяц можно перейти и к более сильной процедуре – обливанию или душу.
— А ещё с помощью чего можно закаливать свой организм?
Занимайтесь лёгкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на коньках и лыжах, и ваши мускулы будут упруги и крепки. Летом старайтесь быть больше на свежем воздухе – в лесу, у реки. Играйте в подвижные игры, ходите в походы. Помните: солнце, воздух и вода – самые верные наши друзья.
4.Хорошая привычка – соблюдать режим дня.
— Что такое режим дня? И для чего он нужен? (Это распределение времени дня для дел и отдыха, чтобы хорошо учиться, меньше уставать, быть добрым, расти сильным и здоровым человеком).
— Расскажите о своем режиме дня. (Ответы детей).
Вредные привычки.
— А сейчас, ребята, поговорим о вредных привычках.
— Вредных привычек очень много, ребята, это несдержанность, привычка перебивать говорящего, курение, алкоголизм, игровая зависимость и т. д.
— А почему вы считаете, что это вредные привычки? Скажите, а какие из вредных привычек самые страшные? (алкоголь, курение). Почему? (они вредят нашему здоровью).
Привыкание к вредному происходит незаметно, постепенно, раз от разу, у человека формируется тяга к привычному необдуманному действию. Некоторые дети хотят показаться взрослыми и пробуют курить, пить пиво, вино. Встречаются и те, которые пробуют наркотики. Это очень вредные затеи. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее избавиться от опасной привычки.
Курение очень вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы человека. На 15 минут короче становится жизнь после каждой выкуренной сигареты. Но особенно вреден для растущего организма, который слабеет и плохо развивается. (Показать иллюстрацию: состав сигареты).
Не менее вреден и алкоголь. От него страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.
А вот наркотики часто называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.
Среди молодёжи нередко существует представление: если принять для пробы наркотик всего только один раз, в этом еще нет ничего ужасного. Однако это опасное заблуждение. Желание повторить испытанные ощущения одурманивания приводят к рабской зависимости от наркотика. Постепенно все имевшиеся ранее у подростка интересы и увлечения пропадают. Появляются слабость, бессонница, потеря аппетита, исхудание.
4. Итог
Игра «Воздушные шарики».
— Сейчас я предлагаю поиграть в «Воздушные шарики». Представьте себе, что в одном из шариков собрано всё полезное для человека, помогающее ему расти здоровым, красивым, счастливым, а во втором – всё вредное, что мешает расти здоровым, приводит к болезням, заставляет волноваться. Напишем в одном шарике все полезные привычки, а во втором – вредные привычки. (Заслушать ответы).
— Что такое привычка?
— Какие бывают привычки?
— Как избавиться от вредных привычек, ребята?
5. Рефлексия.
(Дети получают по два листочка, на которых нарисованы воздушные шарики).
— Я предлагаю вам подумать и записать свои полезные и вредные привычки. (Дети пишут).
— Кто сколько записал полезных привычек? (Ответы детей).
— Избавиться от вредных и воспитать полезные можно. Главное – принять твёрдое решение и не отступать от него. Если есть правило, как воспитать полезную привычку, то есть и правило, как избавиться от вредной привычки. И правило это звучит так: «Решить раз и навсегда и не отступать!»
— Запишем этот девиз над хорошими привычками.
— Выберите те привычки, от которых вы хотите избавиться.
— А как избавляются от плохого? (Выбрасывают).
— Вот и сейчас с вами выбросим наши вредные привычки. (Скомкать и выкинуть).
— А какие привычки вы хотели бы воспитать в себе до конца учебного года?
Источник
МБОУ «ООШ с.Смородинка Перелюбского муниципального района Саратовской области»
КЛАССНЫЙ ЧАС В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ:
«ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ»
Подготовила и провела учитель начальных классов:
Лебедева Нина Николаевна
2012 -2013 уч. год
Цели: Пропагандировать здоровый образ жизни;
Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения;
Воспитывать умения противостоять давлению сверстников, контролировать свои поступки;
Побуждать детей к формированию у себя хороших привычек.
Форма: путешествие.
Подготовительная работа с детьми.
Изготовить кукол (Баба- Яга и Кощей Бессмертный) провести от их имени антирекламу вредных привычек .
Оборудование: тест, куклы, презентация, воздушные шары, рисунок солнышко, ключевые слова для карточек:
Группа 1. Город труда
Дороги, мосты, дома, одежда, обожают трудиться, не сидят без дела, находят рукам занятие, город мастеров, шьют, строят, пекут, лечат, вяжут, вышивают.
Группа 2. Город спорта Не может без движения, стадионы, спортивные площадки, велосипеды, роликовые коньки, скейтборды, утренняя зарядка, закаляться, обливаться, забыть про болезни, физкультура и спорт, дарят здоровье.
Группа 3. Город природы. ( Утопает в зелени, цветы, фонтаны, птицы, зайцы, белки, олени, воздух чист и свеж, общаться с природой, глоток свежего воздуха, пение птиц, шум листвы, плеск речной волны, дарит радость, счастье, душевную гармонию.
Группа 4. Город гигиены. Ослепительная чистота, опрятные, аккуратные, привыкли следить за собой, причёски, одежда, никто не болеет, мыть руки, мыть овощи и фрукты, ослепительные улыбки, следить за зубами.
Оформление класса:
а) на доске:
— Эпиграф: «Бедность — от лени, а болезнь — от невоздержанности». (Пословица)
— Царство вредных привычек — никотин, алкоголь, наркотик, азарт.
— Царство хороших привычек- труд, спорт, гигиена, природа;
б) на парту каждому ученику положить листок бумаги для тестов;
в) поставить столы для работы детей в группах.
План классного часа:
Вступительное слово.
Мини- лекция «В рабстве у вредных привычек».
Тест «Сможешь ли ты устоять?»
Ролевая игра «Умей сказать “нет”».
Работа в группах. Путешествие в Царство хороших привычек.
Рефлексия.
Ход классного часа:
I . Вступительное слово:
— Каждый человек при рождении получает замечательный подарок – здоровье. Оно, как волшебная палочка, помогает выполнять самые заветные желания.
— А какого человека можно назвать здоровым? (ответы учеников)
— Каждый человек способен привыкать к каким-либо действиям, ощущениям. Кто-то привык рано ложиться, кто-то поздно, кто-то привык терпеть боль, а кто-то нет.
— Что появляется у человека? (ответы учеников – привычка)
— Как можно назвать привычки, которые помогают беречь здоровье, сохраняют его?
— А привычки, наносящие вред здоровью? (ответы)
— Как вы считайте, что такое привычка? (Привычка- это особенность человека привыкать к каким — то действиям или ощущениям.)
— Какие бывают привычки? (Хорошие и плохие, вредные и полезные.)
— Какие полезные привычки вы знаете? (Чистить зубы, делать зарядку, заниматься музыкой, танцами, спортом, собирать грибы и т. п.)
— Какие привычки вредны для человека? (Курение, пьянство, наркомания, игромания и т. п.)
— Как вы понимайте пословицу: «Бедность — от лени, а болезнь- от невоздержанности»? Если человек не привык к труду, он будет беден. А если он не привык бороться со своими вредными привычками, он будет болеть.
Итак, ребята, мы выяснили, что плохие привычки появляются от неумения человека сдержать себя. Плохие привычки несут человеку бедность и болезни.
Сегодня мы будем говорить, как стать здоровым и счастливым, как бороться с вредными привычками. (Слайд 2) Давайте посмотрим на компоненты здоровья.
II. Мини- лекция «В рабстве у вредных привычек».
Кл. рук-ль. Ребята, вы знаете, что тысячи лет назад на земле существовали рабовладельческие государства. Эти государства вели постоянные войны, завоевывали соседние земли, а завоёванные народы угоняли в рабство. Рабы строили дороги, дворцы, пирамиды, выполняли самую тяжёлую работу. Жизнь раба ничего не стоила: раба можно было унизит, продать, убить. Спасаясь от невыносимой жизни, рабы часто поднимали восстания, самое известное из которых восстание под предводительством Спартака.
Прошли века, и человечество избавилось от рабства.
Но и в наши дни сохранилось добровольное рабство. В него попадают люди разных национальностей, мужчины и женщины, старики и дети. Все они добровольно становятся рабами вредных привычек. (Слайд 3.)
Посмотрите на доску. Это Царство вредных привычек. В этом Царстве самые крупные города — это Никотин, Алкоголь, Наркотик, Азарт. Люди, которые попали к ним в плен, становятся безвольными, жалкими жертвами своих вредных привычек: курения, пьянства, наркомании, игромании. Их удел нищета, болезнь, смерть. Но почему же так тянет людей в это тёмное царство?
Чем же заманивают людей эти вредные привычки?
Они одурманивают нас своими вкрадчивыми заклинаниями:
«Всё в жизни надо попробовать»,
«Вокруг такая скука, нужно развлечься, расслабиться»,
«Смотри, какая красивая пачка, бутылка, как призывно светятся огоньки в игровых автоматах»,
«Все это пробуют, поддержи компанию, у тебя появятся столько друзей!»,
« А в виртуальной игре ты можешь в один миг стать победителем! И не нужно учиться, трудиться, добиваться чего-то в жизни!»
III. Тест « Сможешь ли ты устоять?»
Кл. рук- ль. Сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам или не устоите перед их натиском? Сейчас мы проведём тест, который поможет вам оценить свои силы.
Любишь ли ты смотреть телевизор?
Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше трёх часов ежедневно?
Хотелось ли тебе попробовать закурить?
Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все свои дела?
Попробовал ли ты алкогольные напитки?
Любишь ли ты уроки физкультуры?
Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты её?
Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты ещё не сделал уроки. Сможешь отказаться?
Кл. рук-ль. Теперь подчитайте, сколько раз вы ответили на вопросы «да», и запишите полученное число. (Слайд 4)
Вы сказали «да» не больше 3 раз- вот ваш результат:
Вы умеете управлять своими желаниями. У вас сильная воля и крепкий характер. Вы умеете отказаться от удовольствие, если это может принести вред, помешать вашим планам, нашим отношениям с родителями, учителями.
Вы сказали «да» от 4 до 8 раз – ваш результат похуже.
Вам не всегда удаётся управлять своим желаниями. Не хватает силы воли. Из- за этого можно попасть в зависимость от вредных привычек.
Вы сказали «да» от 9 до 10 раз- тут уже пора задуматься.
Вам очень трудно справиться со своими желаниями. Вас неудержимо тянет к сиюминутным удовольствиям. Вам нужно оценить свои действия. Вам нужно научиться говорить себе «нет».
Этот тест нельзя назвать серьёзным и научным, но он может показать кому нужно работать над своим характером укреплять свою волю, учиться самостоятельности.
Иначе легко можно стать жертвой вредных привычек.
IV. Ролевая игра «Умей сказать «нет»».
Кл. рук- ль. Мы начали классный час с разговора о рабстве. Нет ни одного человека на земле, который хотел бы стать рабом. Но некоторые по слабости и безволию становятся рабами вредных привычек.
Как же уберечься от этого? Как не попасть к ним в рабство?
Здесь может быть только один ответ:
Надо научиться говорить …
Дети (хором). Нет!
Кл. рук- ль. Вот мы сейчас и будем это делать. К нам пожаловали гости от туристического агентства «Тёмное царство» — Кощей Бессмертный и Баба- Яга.
Кощей. Добро пожаловать в Тёмное царство!
Баба- Яга. Предлагаем вам 10 способов, как попасть в Царство вредных привычек.
Кл. рук- ль. Но мы- то с вами , ребята, знаем, что попасть в это Царство легко, но выбраться из него очень трудно. Поэтому на все эти призывы у нас один ответ…
Дети (хором). Нет!
Баба- Яга. Посмотрите, какие красивые и изящные сигареты.
Дети (хором). Нет!
Кощей. Какая красивая пачка! Откройте её, возьми сигарету.
Дети (хором). Нет!
Яга. Как мужественно будешь ты смотреться с сигаретой и с бутылкой алкоголя в руках!
Дети (хором). Нет!
Кощей. Курить- это современно и круто!
Дети (хором). Нет!
Яга. Если у тебя нет денег- угощайся, бери в долг, потом вернёшь.
Дети (хором). Нет!
Кощей. Ты откалываешься от коллектива- смотри, здесь все курят и пьют, попробуй за компанию.
Дети (хором). Нет!
Яга. Курение, алкоголь, игра, наркотики – это лекарства от скуки.
Дети (хором). Нет!
Кощей. Курение успокаивает нервы, алкоголь снимает напряжение.
Дети (хором). Нет!
Яга. Наркотики делают человека свободным и счастливым.
Дети (хором). Нет!
Кощей. Играй и выигрывай — ты можешь стать миллионером!
Дети (хором). Нет!
Яга. Почему — то все дети упрямо
Не клюют на такую рекламу.
Кощей. Могут нас избить и побить,
Надо ноги уносить!
Куклы «убегают». Кукловоды садятся на место.
V .Работа в группах. Путешествие в Царство хороших привычек.
Кл. рук-ль. Хорошо, что рядом с нами есть и другое царство- Царство хороших привычек. В это Царство попасть непросто: нужно трудиться, работать над собой, заставлять себя постоянно тренироваться. Зато в награду ты получишь крепкое здоровье, хорошее настроение, успешную работу, уважение людей.
В этом Царстве города носят такие прекрасные названия труда, спорта, природы, гигиены.
Хорошие привычки- это пропуск в эти города.(Слайд 5)
Сейчас нам нужно объединиться в группы по 3 человека.
Учитель объединяет детей в группы по 3 ученика (рядом стоящие парты).
Мы будем играть в игру «Путешествие в Царство хороших привычек». Представьте себе, что вы работаете в газетном агентстве. Вы получили задание – сделать рекламу одного из городов Царства хороших привычек. Продолжительность рекламы – 2 минуты.
Вы объединились в группы, каждая группа получила ключевые слова для работы. В течении 5 минут вы будете работать над текстом рекламного ролика. Желательно, чтобы каждый член группы сказал несколько слов о «своём» городе. Итак, у вас 5 минут на подготовку.
Включается спокойная, плавная музыка. Дети обсуждают текст выступления.
Кл. рук- ль. Время на подготовку истекло. Начинаем рекламную компанию. Каждая группа выходит к доске и рекламирует одну из хороших привычек. Начинает Город труда.
Группа 1. Город труда.
Всех, кто привык трудиться, приглашаем в Город труда. В этом Городе очень хорошие дороги, мосты, прекрасные, удобные дома, красивая, модная одежда, потому что все жители здесь обожают трудиться. Они ни минуты не сидят без дела. Всегда находят своим рукам занятие: это Город настоящих мастеров. Они шьют и строят, пекут хлеб и лечат людей, вяжу, вышивают, делают машины. Обязательно побывайте в этом городе!
Группа 2. Город спорта.
А всех, кто жить не может без движения. Мы приглашаем в Город спорта. В этом городе с самого утра на всех стадионах и улицах полно людей: кто на велосипедах, кто на роликовых коньках, кто на скейтбордах. Тут все привыкли делать утреннюю зарядку, закаляться, обливаться холодной водой. Если вы приедете в этот Город, вы забудете про болезни, потому что физкультура и спорт подарят вам здоровье на всю жизнь.
Группа 3. Город природы.
Этот Город утопает в зелени, кругом цветы, фонтаны. По улицам летают диковинные птицы, зайцы, белки, олени расхаживают по улицам, не боясь человека. Конечно, здесь нет машин, воздух чист и свеж. Здесь живут люди, которые привыкли общаться с природой. Они не могут жить без глотка свежего воздуха, без пения птиц, без шума листвы под окном, без плеска речной волны. Привычка к общению с природой на всю жизнь подарит вам радость, счастье, душевную гармонию.
Группа 4. Город гигиены.
Приезжаете в Город гигиены. В этом городе ослепительная чистота. В подъездах всё блестит, люди опрятные, аккуратные. Они с детства привыкли следить за собой. У всех аккуратные причёски, чистая, красивая одежда. Никто не выйдет на улицу в пыльной обуви или помятом платье. В этом Городе тоже никто не болеет, потому что всегда привыкли мыть руки, овощи и фрукты. А у всех ослепительные улыбки, потому что все привыкли следить за своими зубами.
Кл. рук- ль. Вот мы и выслушали рекламу многих хороших привычек. Хорошо, если мы сумеем их усвоить. Тогда нам удастся жить в ладу с собой, с людьми, с окружающим миром. (Слайд 6)
VI. Рефлексия. Домашнее задание по группам
Кл. рук-ль. Как вы считаете, нужно ли нам было говорить о наших привычках? В какие моменты классного часа вы чувствовали себя уверенно, комфортно? Когда вам было скучно или, наоборот, весело?
(Дети получают по два листочка, на которых нарисованы воздушные шарики.)
— Я предлагаю вам подумать и записать свои полезные и вредные привычки.
(Дети пишут)
— Кто сколько записал полезных привычек ? (ответы детей)
— Избавиться от вредных привычек и воспитать полезные можно. Главное – принять твёрдое решение и не отступать от него. Если есть правило, как воспитать полезную привычку, то есть и правило, как избавиться от вредной. И правило это звучит так:
«РЕШИТЬ РАЗ И НАВСЕГДА И НЕ ОТСТУПАТЬ!»(Слайд 7,8)
— Выберите те привычки, от которых ты хочешь избавиться.
— А как избавляются от плохого? (выбрасывают)
— Вот и сейчас с вами выбросим наши вредные привычки. (скомкать и выкинуть)
— А какие привычки вы хотели бы воспитать в себе до конца учебного года?
— Допишите на своём шарике. Ваши шарики поместим в портфолио. А в конце года мы с вами подведём итог и посмотрим, кто смог выполнить свою программу.
— У вас на партах лежат солнышко и страшилка.
— Изобразите с каким настроением мы заканчиваем наш классный час?
Д/з.
Написать мини- сочинение;
Создать рекламу.
Источник