Вредные и полезные привычки для старших классов

Вредные и полезные привычки для старших классов thumbnail

Классный час

для старшеклассников на тему

«Профилактика вредных привычек».

  1. Что такое «вредные привычки» (ВП)?

          (перечисление с помощью участников аудитории)

 Вывод: «ВП» — то, что наносит вред организму, психике, отношениям человека и опасно своими последствиями (т.е. приводит к заболеванию),                       например: к зависимости от ПАВ (= химических веществ ХВ = наркотиков).        

Для начала: Что такое ПАВ (=ХВ=наркотики)? (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Легальные

(самые опасные наркотики)

Нелегальные

Табак

Алкоголь

Лекарства

Гашиш

ЛСД

Кокаин

Героин

и т.п.

Дать понятие «Здоровья»  через БПСД-модель здоровья. Выйти на определение «Здоровье – это полное биологическое, психологическое и социальное благополучие человека»

  1. Демонстрация актуальности проблемы зависимости от ХВ на примере алкогольной – упр. «Каждый 5-ый» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

        3.   Отличительное свойство веществ, вызывающих зависимость – это способность изменять сознание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Определение зависимости – если человек продолжает употреблять, несмотря на то, что из-за этого в его жизни появились проблемы (в семье, на работе, в школе, финансовые, юридические, психологические), то такого человека можно назвать зависимым (Национальный Совет по хроническому алкоголизму и другим зависимостям).

Схема «Круг зависимости» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

        4. В заключение встречи можно предложить на выбор упражнение в парах «Зависимость» или групповую игру «Трясина» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Изменяющие сознание наркотики (алкоголь, лекарства) – это химические вещества, влияющие на работу мозга, путём изменения его биохимии. Прямым результатом изменения работы мозга являются физические, психологические и поведенческие изменения в человеке. Эти изменения являются причиной изменений в социальных отношениях. Все вещества, изменяющие сознание, имеют свойство менять направление мыслей, искажать точность суждений, вредить органам тела и влиять на поведение и взаимоотношения, неважно, носит их употребление зависимый характер или нет. Степень тяжести последствий от таких изменений зависит от используемых наркотиков (препаратов), человека, использующего эти наркотики (препараты), и, в некоторых случаях, от обстоятельств, при которых эти наркотики (препараты) употреблялись.

Основные вещества, изменяющие сознание, классифицируются на четыре группы. Это – депрессанты, стимуляторы, болеутоляющие и галлюциногены. Список наиболее типичных веществ для каждой из этих категорий:

  1. ДЕПРЕССАНТЫ
  • Алкоголь
  • Снотворные (седативные, барбитураты)
  • Транквилизаторы (фенозепам, седуксен и т.д.)
  1. СТИМУЛЯТОРЫ
  • Амфетамины
  • Кокаин
  • Никотин (табак)
  • Кофеин
  • Эфедрин
  1. БОЛЕУТОЛЯЮЩИЕ
  • Опиаты (героин, метадон, опиум и т.д.)
  • Производные опиатов (морфин, кодеин, омнопон и т.д.)
  1. ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ
  • ЛСД
  • Фенциклидин (РСР), кетамин
  • Гашиш (марихуана, конопля и т.д.)
  • Псилоцибин (грибы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Алкоголь – это наркотик. Алкоголизм – это химическая зависимость. Человек, зависимый от одного наркотика (кокаина), не может употреблять другой (алкоголь). Большинство химически зависимых людей сегодня страдают двойной или многоплановой зависимостью.

Химическая зависимость – это хроническое, прогрессирующее, смертельное заболевание, от которого нужно лечиться.

Порция – это то количество алкоголя, которое «здоровая печень взрослого» может переработать за 1 час. Такое количество алкоголя содержится в 12 унциях пива, 5 унциях вина, 12 унциях винного коктейля, 1.5 унциях дистиллированного ликёра крепостью 80-90 градусов (1 унция = 28.35 гр.).

Что случается с нормальным здоровым взрослым человеком, когда он выпивает, если у него нет толерантности (приобретённой или врождённой). Многие людиподростки могут говорить, что такого не бывает, но это из-за того, что они родились с высокой толерантностью или развили её. Ниже приведено описание того, что должно происходить с нормальным, здоровым взрослым. Если этого не происходит, то такое состояние нужно рассматривать как предупредительный сигнал о том, что ваше тело не реагирует на алкоголь так, как оно должно реагировать, поскольку у вас высокая толерантность.

Первая порция

Эйфория

Вторая порция за час

Появляется критицизм, нарушается координация

Третья порция за час

Проявляются эмоциональные нарушения, нарушается зрительное восприятие

Четвёртая порция за час

Нарушаются слуховое восприятие и логический ход мыслей

Пятая порция за час

Отказывает автономная система (кома, бессознательное состояние смерть)

Обратить внимание! Приведённые данные обобщены. Не приведены различия веса и пола. 

Стадия первая «Не употребляю».

Большинство людей вступают в жизнь, не имея опыта употребления алкоголянаркотиков. Это не относится к детям, рождённым матерями-алкоголичками или наркоманками. Медики сегодня не могут наверняка сказать, будут ли эти дети более склонными к зависимости. Современная статистика указывает на одинаковые данные по детям алкоголиковнаркоманов, и детям, подвергавшимся воздействию алкоголянаркотиков в утробе матери (из числа детей, подвергшихся воздействию алкголянаркотиков в утробе матери лишь 35-50% становятся зависимыми, но 90% из них имеет проблемы с психическим здоровьем). Призыв «Не употребляй» остаётся выбором для каждого на протяжении всей жизни. Примерно 43% населения США ответили на опрос, проводимый Геллапом, что они не пьют.

Стадия вторая «Экспериментальное употребление».

Человек, решивший «провести эксперимент», ещё не знает, где достать алкоголь, легальные средства или нелегальные (всё это — психоактивные вещества — ПАВ) и, что значит чувствовать себя «круто» — другие рассказывают ему об этом. На этой стадии ему кто-то предлагает ПАВ и человек может впервые попробовать их. Первая проба может быть лишь один раз в жизни. Как только человек узнаёт, как действует наркотик, он завершает эту стадию. Дети алкоголиков начинают знакомство с ПАВ не так, как нормальные люди и могут так быстро прогрессировать, что мы и не заметим, как они проходят по стадиям развития зависимости. Такое впечатление, что они становятся алкоголиками с первой порции («с первой рюмки»).

Стадия третья «Употребление с низким уровнем риска (социально приемлемое  употребление)».

Большинство людей пьют на социально приемлемом уровне, т.е. без проблем. Употребление с низким уровнем риска соответствует не более чем одной порции при нерегулярном употреблении для женщин и не больше двух порций при нерегулярном употреблении для мужчин (помните определение одной порции алкоголя). Для людей, употребляющих с низким уровнем риска, алкоголь не имеет значения. Не существует низкого уровня риска для подростков, детей, пожилых людей, беременных женщин и женщин с грудными детьми, механиков, пилотов или для тех, у кого в роду были алкоголики! Эта стадия обычно называется «социально приемлемое употребление» — и в этом-то состоит проблема, так как алкоголики утверждают, что они пьют точно так же как все.

Читайте также:  Что такое кизил и чем он полезен сушеный

Стадия четвёртая «Употребление с высоким уровнем риска».

Употребление с высоким уровнем риска означает, что человек рискует при употреблении, но это ещё не означает зависимость. Человек начинает предпочитать выпивкуупотребление наркотиков общению с друзьями или выбирать себе друзей, которые не против употребления алкоголя или наркотиков. Если они идут в кино, то берут наркотик с собой. Употребление с высоким уровнем риска чаще всего встречается среди тех, кому от пятнадцати до двадцати пяти лет. Люди нормально пьющие могут иногда злоупотреблять алкоголем, но способны вернуться к употреблению с низким уровнем риска. Помните, что высокая степень риска – больше, чем две порции для мужчин, и больше, чем одна порция для женщин.

Стадия пятая «Зависимость» (потеря контроля).

Предупредительные сигналы, свидетельствующие о зависимости:

  • Провалы в памяти. Национальный Совет по хроническому алкоголизму и наркотической зависимости утверждает, что если кто-то имеет больше трёх случаев провала в памяти, то эти люди зависимы. Провал в памяти это не просто забывание того, что сам делал, когда поведение было нормальным. Люди не могут знать, когда у кого провал в памяти. У алкоголиков такие провалы то есть, то нет. Многие люди путают провалы в памяти с потерей сознания, что на самом деле является состоянием комы, которое может случиться из-за того, что выпито слишком много и слишком быстро;
  • Высокая толерантность. «Может перепить любого соседа по столу». Часто люди думают, что они в безопасности, потому что они могут пить и при этом вести себя нормально. Человеческое тело (главным образом, печень) обрабатывает только одну порцию спиртного в час. Если ваше тело не реагирует на приём алкоголя, это предупредительный сигнал о том, что оно не перерабатывает алкоголь нормальным способом. Холодный душ и кофе не сделают никого трезвым. У любого может повыситься толерантность к употреблению алкоголя или наркотиков, когда человек начнёт нуждаться в большем количестве лекарственного средства для достижения прежнего эффекта. Парадокс: алкоголики пьют алкоголь, чтобы чувствовать и действовать нормально. Фактически после первой утренней порции алкоголику становится лучше. Однако алкоголики не останавливаются после одной-двух порций;
  • Сфокусированность на алкоголенаркотике. Является ли алкоголь или другие наркотики центром чьей-то жизни? Думают ли такие люди об алкоголе в определённое время (например, в 5 часов), в определённых местах (на пикнике, в кафе, на празднике по поводу дня рождения ребёнка), требуют ли, чтобы алкоголь всегда присутствовал? Снова напоминаем, что это только предупредительный сигнал. Многие из людей и дети, живущие с алкоголиками также сосредотачиваются на алкоголе, чтобы контролировать употребление другого человека;
  • Отрицание. Чем больше кто-то отрицает своё употребление, тем больше вероятности, что у него с этим есть проблема.

Стадия шестая «Не употребляю» (прекращение употребления – выздоровление, смерть, пребывание в тюрьме или в больнице).

Отделение зависимого от ПАВ должно быть сделано кем-то вне семейства. Трудно остановить употребление зависимого человека (химия мозга изменилась). Раннее выздоровление часто напоминает зависимость, потому что выздоровление заменяет алкоголь и другие наркотики (ПАВ). В это время человеку очень легко сорваться, если нет рядом поддержки. Изменения в жизни – в школе, на работе, вступление в брак, рождение детей, смерть близких – всё это может создавать опасное напряжение, что является риском для выздоравливающих. Выздоровление – это процесс всей жизни, при этом в трудное время нужна поддержка. При исследовании процесса выздоровления было обнаружено, что в центре всех жизненных потребностей алкоголика находятся ПАВ: сначала человек привыкает к алкоголюнаркотикам, затем в выздоровлении ему предстоит научиться так удерживать баланс в своей жизни, чтобы больше не употреблять алкогольнаркотики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Упражнение «Каждый пятый».

Ведущий обращается к аудитории с предложением встать каждому пятому из числа находящихся в комнате. Условно (!) – они представляют алкоголиковнаркоманов. Затем предлагается встать по одному человеку из рядом сидящих, которые обозначают одного из родителей; затем ещё по одному – дети; затем – друзья; затем – начальникподчинённый; затем – коллега и т.п. Таким образом, практически все находящиеся в аудитории вскоре будут стоять. Это упражнение демонстрирует, какое влияние на остальной мир оказывает всего 19% населения, страдающего зависимостью от алкоголянаркотиков.

Групповая игра «Трясина».

Один доброволец встаёт в середину круга, образованного участниками. Необходимое условие – участники могут перемещаться по площади образованного круга, но им нельзя отбегать в сторону. Находящийся в центре должен поймать кого-нибудь из внешнего круга. Затем они ловят уже вдвоём. Поймав третьего, начинают ловить четвёртого, и так далее, пока все не окажутся в центре круга. Эта игра показывает, как болезнь-зависимость «затягивает» окружающих в свои сети и как сложно ей сопротивляться.

Упражнение «Зависимость».

Упражнение выполняется в парах. Один из участников, изображая «зависимость», встаёт так, чтобы одной рукой крепко держаться за что-то тяжёлое (шкаф, подоконник и т.п.), а другой рукой так же крепко держит своего напарника по игре. Второму участнику, который играет «больного зависимостью», предлагается выполнить различные задания (например: «подойти к окну и сказать, что происходит за ним», «достать из шкафа книгу и полистать её», «налить стакан воды и выпить её» и т.п.). Через 3-4 минуты участники меняются ролями и выполняют те же задания. Затем участникам предлагается вернуться на свои места и поделиться впечатлениями.

Читайте также:  Как питаться очень дешево и полезно

Упражнение демонстрирует, какое влияние оказывает болезнь-зависимость на жизнь человека.

Примечание:

  • Материалов в разработке представлено гораздо больше, чем может потребоваться и что можно успеть дать в течение академического часа (а именно на это время рассчитано занятие). Это сделано для того, чтобы ведущий, проработав материалы, чувствовал себя более уверенно в этой непростой теме;
  • Всю встречу можно построить вокруг «Круга зависимости», делая короткие отступления во время его разбора. Но практика показывает, что когда «Круг…» дается самостоятельной информацией – это производит большее впечатление на слушателей;
  • Информация рассчитана на учащихся старших классов (7-10-е). Игры и упражнения можно предлагать учащимся с 5-го класса.

Источник

Тема. Профилактика вредных привычек.
Цель: сформировать отрицательное отношение к алкоголю, курению и наркомании.
Задачи:

  • Обобщить знания детей  о вреде курения, алкоголя, наркомании познакомить с информацией по данной проблеме.

  • Продолжить формирование неприязненного отношения к вредным привычкам; формировать здоровый образ жизни;

  • Содействовать развитию памяти, внимания, речи, мышления.

Продолжительность: 45 минут.
Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, экран.
Форма проведения: беседа с элементами тренинга. План работы:
1. Вступление. Сообщение темы и цели тренинга. (3 мин). — Что такое привычка?
2. Ожидания участников (5мин).
 Как вы думаете, что нового узнаете на занятии?
 Что вы будете делать сегодня?
 Запишите свои ожидания на цветных листочках и прикрепите их на лист ватмана со словом «Ожидания».
3. Определение уровня информированности (10 минут).
Актуализация проблемы. 
 Существует ли проблема курения, алкоголя и наркомании?
 Сталкивались ли вы или ваши близкие с этой проблемой? 
 Что вы испытали, когда столкнулись с этой проблемой?
 Насколько это явление опасно для подростков и молодежи?
 Как эти проблемы влияет на наше общество?
 Знаете ли вы людей, которые погибли от передозировки?
Вывод: проблема актуальна, особенно для подростков, молодежи и людей, которые их окружают.
4. Упражнение «Мозговой штурм» (10 минут)
«Почему люди курят и употребляют алкоголь, наркотические вещества?»
На ватмане, разделенном на две части записываем:
 причины: желание быть взрослым, неуверенность в себе, хочу бать как все, не умею отказаться, плохое настроение, назло родителям, получить новые ощущения, модно, за компанию и т. д.,
 последствия: конфликты с родителями, смерть от передозировки, геппатиты, СПИД, потеря уважения окружающих и т. д.

5. Презентация. 6.Упражнение «Отказ» (20 минут)
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения и аргументированного отказа в ситуации выбора.
Группа делится на 3 подгруппы.
Каждая группа получает ситуацию.
1. Одноклассник просит спрятать наркотики у тебя дома;
2. Одноклассник просит попробовать алкоголь;
3. Одноклассник просит обмануть и убедить его родителей в том, что он не курит – это все обман.
Подгруппы в течении 7 минут придумывают как можно больше аргументов отказа в данной ситуации.
Потом каждая группа «обыгрывает» свою ситуацию перед всеми участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося».
В каждой ситуации необходимо использовать три формы отказа: уверенную, агрессивную, неуверенную.
Вывод: необходимо приобретать навыки отказа.
7.Игра «Жизнь с болезнью» (15 минут)
Цель: осмысление проблемы, связанной с употреблением наркотиков; ответственность человека за своё поведение.
Каждому участнику раздать 9 маленьких листочков бумаги (5х5 см) и написать следующее:
 на 3-х листочках написать — любимые блюда; еще на 3-х листочках написать — любимые дела, увлечения; и еще на 3-х листочках написать- близких людей. Что происходит в жизни этого человека? Человек получает удовольствие от употребления наркотиков. За любое удовольствие нужно платить и не только деньги. Поэтому отдайте мне по одному листочку с любимым блюдом, делом и близким человеком.
Дальше зависимость требует новых жертв и я прошу отдать каждого ещё 3 карточки.
А 3-й раз я подхожу к каждому и забираю оставшиеся карточки, не объясняя почему.
Употребляющий наркотики не может сам контролировать ситуацию.
 С чем вы остались?
 Что вы ощущаете?
 С чем и с кем было трудно расставаться?
 Кто должен нести ответственность за то, что происходит с человеком?
Вывод: ответственность за своё поведение и своё решение человек должен нести сам; человек – хозяин своей судьбы.
8. Завершение работы (5 минут)
 Какие новые знания получены?
 Что будете использовать в своей жизни?
 Оправдались ли ваши ожидания?
Раздать памятки о курени. Поблагодарить всех за работу!

Источник

Начало года — отличный повод изменить поведение и поэкспериментировать с режимом дня, увлечениями, учебой, избавиться от вредных привычек и обзавестись полезными.

Пока есть силы после новогодних каникул — нужно что-то менять. И если вредные привычки у каждого свои, то полезные у многих похожи. В этой статье мы собрали пять полезных привычек для подростков, которыми можно обзавестись после новогоднего «мотивационного пинка».

Топ-5 полезных привычек для подростков

Для этих привычек, подростковый период — идеальное время. Конечно, начать закладывать их можно и раньше, но если не уделить им внимания совсем, то человеку придется трудновато во взрослой жизни. Первые сложности начнутся уже в старших классах, а в студенчестве выльются в постоянные горящие дедлайны и бессонные ночи перед экзаменом.

Итак, на грядущий год мы предлагаем помочь подростку усвоить следующие полезные привычки:

  • составлять список дел;
  • следить за временем;
  • распоряжаться деньгами;
  • тренировать память и внимание;
  • читать книги.

Остановимся на каждом пункте поподробнее и расскажем, как именно это сделать.

Читайте также:  Обзор полезных приложений для андроид 2016

Составлять список дел

Вряд ли вас учили вести список дел в детстве, но скорее всего со временем вы сами пришли к этому навыку и ведете ежедневник, заполняете календарь или записываете задачи в приложения.

Без элементарного планирования в современного мире ничего не работает. Или работает не так эффективно, как хотелось бы. Чтобы ребенку не пришлось осваивать азы тайм-менеджмента в сознательном возрасте, научите его вести список дел уже сейчас.

В этой полезной подростковой привычке нет ничего сложного: просто составляйте списки дел в разных перспективах — на день, неделю, месяц.

Следить за временем

[aligned-text align=»right«]

О том, как начать обучать ребенка со своими делами и временем, мы рассказывали в статье про тайм-менеджмент для подростков.

[/aligned-text]

Эта привычка состоит из двух частей. Первая — знать свой примерный распорядок дня по часам. Например, в детстве мы приучаем ребенка ложиться и вставать в одно время. Потому что так надо. Но в подростковом возрасте эта привычка чаще всего исчезает. Попробуйте ее восстановить, но не с позиции «так надо», а с позиции пользы.

Объясните ребенку, что соблюдать режим сна полезно для мозга и для всего организма. Улучшится самочувствие и учиться будет проще. В помощь себе возьмите книги по саморазвитию и достижению успеха (например, «Просто космос» — там есть отдельная глава про сон), а чтобы помочь ребенку, опробуйте эту привычку вместе. Соблюдайте рекомендации, правильно просыпайтесь и засыпайте в одно и то же время. Так и новые темы для разговора появятся.

Вторая часть этой привычки — знать, сколько времени вы тратите на те или иные операции. Мы уже приводили этот пример в статье про тайм-менеджмент для подростков. Нам он очень нравится, поэтому повторим:

Как понять, сколько подросток может сделать за день? Как помочь ему не перегружать свой день, но и не давать излишне лениться? Нужно последить за продуктивностью с помощью таймера.

Попробуйте вместе засечь сколько времени уходит на выполнение стандартных действий. Например, на решение одной задачи по математике, упражнения по русскому языку или дз по литературе. Понятно, что задания могут быть разной сложности, но можно измерить их примерную продолжительность. Это поможет осознать, что домашнее задание, на самом деле, занимает не весь день. Стоит лишь разбить его на небольшие блоки и отключить на это время мобильный.

Докажем это на простом примере. Как вы думаете, сколько времени вы будете мыть 10 тарелок и 10 стаканов? 15 минут? 20 минут? Может быть 30?

Если засечь время с помощью таймера, то мы узнаем, что на мытье одной тарелки уходит 30 секунд, а стакана — примерно 40. Итого на такое количество посуды мы потратим около 12 минут.

Что нам дает эта информация? Теперь, когда мы увидим, что у нас есть свободные 12 минут. Например, перед приходом курьера или началом любимого сериала, мы сможем потратить их именно на мытье посуды, так как точно знаем сколько нам нужно времени.

Также развиваются события с домашним заданием. Если подросток знает, что одна задача по математике занимает примерно 15 минут, то он может спокойно взяться за нее, когда у него будет небольшой перерыв. Еще легче дела будут обстоять со чтением. Например, нужно прочитать параграф из 10 страниц. Одна страница занимает примерно минуту. Значит на параграф нужно всего 10.

Что кажется наиболее выполнимым «прочитать параграф» или «прочитать параграф за 10 минут»?

Цитата из статьи тайм-менеджмент для подростков.

Распоряжаться деньгами

В школе учат математике, русскому языку, физике, но финансовой грамотности — едва ли. Важно с самого детства показывать ребенку ценность денег. Вот несколько советов, как это делать:

1. Ежедневные покупки. Делите расходы на обязательные и спонтанные, эмоциональные. Не надо покупать все, что просит подросток. Держите эти траты под контролем — пусть даже у спонтанных расходов будут ограничения Специалисты советуют не говорить детям «мы не можем себе этого позволить», а объяснить, что лучше не тратить деньги таким образом.

2. Карманные деньги. Лучше, если вы будете выдавать их регулярно и с определенной логикой — например, раз в неделю, увеличивая «ставку» раз в год. Затем — чем старше ребенок, тем реже. Так, график выплат научит планировать траты и растягивать сумму на долгий срок.

3. Знакомство с системой. Не будет лишним сводить подростка в банк, показать что и как там работает. Расскажите про механизмы кредитов, сберегательных счетов. Объясните идею налогов, ипотеки.

4. Рациональный выбор. Как часто подросток начинает хотеть что-то, потому что это носят одноклассники. А в эпоху инстаграма ему постоянно продают что-то, что ему не нужно. Объясните ребенку, что реклама работает так, чтобы он в итоге захотел эту вещь. Научите критически мыслить — один из навыков будущего для подростков — прежде чем купить, исследовать и сравнить варианты.

5. Спокойствие. Деньги — далеко не самое важное в жизни. Да, они делают ее комфортнее, но это только ее часть. И настроение не должно зависеть от того, есть деньги или их нет.

Тренировать память и внимание

От переизбытка информации внимание рассеивается. Ее становится слишком много, чтобы все запоминать. Но память и внимание можно тренировать, мы уже рассказывали об этом в статьях «Как запоминать больше информации?» и «Упражнения для развития внимания у подростков». Добавим к ним несколько лайфхаков, которые помогут развить новые полезные привычки у подростка:

Озвучивать свои действия. Чтобы в работу включалась оперативная память, нужно проговаривать свои действия. Например, «я закрываю дверь», «я выключаю плиту». Это поможет отложиться действиям в мозгу, и не придется переживать за «я не выключил утюг».

Соединять в блоки. Мозг вмещает ограниченное количество информации. Чтобы вместить больше, объединяйте. Например, пароль 435683 запомнить не по цифре, а как трехзначные — 435 и 683.

Высыпаться. Здоровый сон влияет на работу мозга. Пока мы спим, мозг перерабатывает лишнюю информацию, строит новые клетки. А также стимулирует обучение и регулирует работу памяти.

Тренировать мозг. Разгадывать логические загадки, решать кроссворды, собирать пазлы, изучать иностранные языки и играть на музыкальных инструментах — все это помогает мозгу работать.

Также отличная тренировка для мозга — постоянно изучать что-то новое. Запишите подростка на новые курсы, например digital.

Читать книги

Начать читать никогда не поздно. Идеально — если ребенок растет в читающей среде, и вы для него пример. Как родитель, вы также можете «подтолкнуть» ребенка к чтению — обратите внимание на то, что его интересует и выберите книгу в данной тематике. Кстати, если подросток увлекается IT, мы недавно выбрали самые любопытные книги по программированию для подростков.

Вы здорово облегчите жизнь своему ребенку, если заложите ему полезные привычки уже в подростковом возрасте. Возможно, сейчас он не сможет оценить их пользу на 100%, но со временем он обязательно скажет вам «Спасибо» за каждую из них.

Источник