Вредные привычки у детей полезные привычки детей

Вредные привычки у детей полезные привычки детей thumbnail

Привет всем! Каждый человек проходит эмбриональное развитие и на разных стадиях человек изменяется, у него формируются новые привычки и нормы поведения. К сожалению, у каждого человека имеются вредные привычки и возраст здесь играет малую роль. Вредные привычки бывают как у взрослых, так и у подростков, а также у детей более младшего возраста. Взрослым избавиться от таких привычек проще, в то время как для детей это более трудновыполнимая задача и зачастую эти привычки играют очень отрицательную роль в жизни детей. Статья разбирает вредные привычки у детей и приводит варианты решения проблемы.

Что такое вредные привычки у ребенка?

Вредные привычки у ребёнка — это действия ребёнка, которые по общественным или семейным правилам признаются плохими и нежелательными для совершения. С психологической точки зрения привычками называются действия, которые ребёнок повторяет, но зачастую не делает этого осознанно.

Ключевые причины, почему дети такое делают:

  • наличие проблем психологического или физиологического плана;
  • попытки привлечь к себе чужое внимание;
  • попытки себя успокоить или развлечь;
  • подражание старшим или детям своего возраста.

Виды вредных привычек у детей

Такие привычки у детей подразделяются на следующие виды: патология и норма.

Первый вид включает в себя:

  • покусывание ногтей, губ, пальцев или иного;
  • сосание пальцев;
  • выдергивание волос и так далее.

Второй вид включает в себя:

  • использование нецензурной лексики;
  • ковыряние в носу;
  • чавканье и так далее.

Причины вредных привычек у детей

В первый вид входит куда большее количество привычек и все они разные, но происходят от одинаковых причин: строгость воспитания со стороны родителей, мало заботы и внимания. Выполняя по привычке такие действия, дети компенсируют всё это и пытаются себя успокоить.

Привычки второго вида тоже может быть много, они являются следствием того, что родители не привили ребёнку правильные культурные ценности.

Как вредные привычки влияют на ребенка?

Любая вредная привычка оказывает негативное влияние на ребёнка и его социальную жизнь. Если их своевременно не устранить, то они негативно скажутся на здоровье и общественной репутации ребёнка. Подробнее о вредных привычках детей дошкольного и школьного возраста, а также их вреде, приведено ниже.

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

Наиболее частые вредные привычки детей такого возраста:

  • сосание пальцев;
  • кусание ногтей, карандашей;
  • ковыряние в носу;
  • ябедничество;
  • ругательство.

Вредные привычки у детей школьного возраста

К наиболее частым вредным привычкам детей такого возраста могут относиться все те привычки, что могут быть и у детей дошкольного возраста, в особенности, если никто не работал над их устранением. Кроме того, в школьные годы могут наблюдаться такие вредные привычки:

  • воровство;
  • обман;
  • курение;
  • алкоголизм;
  • употребление наркотиков;
  • жевание жвачки;
  • зависимость от TV или смартфона.

Как избавить ребенка от вредной привычки?

Как же отучить ребёнка от вредной привычки? Существует следующий алгоритм, который поможет бороться с проблемой и решить её:

  • Определить причину возникновения привычки.
  • Поговорить с ребёнком, чтобы он осознал, что это плохая привычка.
  • Помогать ему избавиться от этой привычки.

В зависимости от привычки, есть следующие варианты, как избавить от неё ребёнка:

  • сосание пальцев — нужно сыграть с ребёнком в игру: мальчикам объяснить, что пальчики тоже живые и если их сосать, им будет больно. Девочкам рассказать о том, что у девушек должны быть красивые пальчики и, если они продолжат сосать их, то красота будет утрачена;
  • покусывание ногтей, карандашей — чаще всего, дети делают это из-за нервов и попытки выяснить причины часто могут не дать результатов. Поэтому детям нужно рассказать про последствия такой привычки (например, про микробов и их негативное влияние на организм);
  • ковыряние в носу — часто дети делают это из-за недостаточной влажности в помещении, поэтому стоит её повысить, а ребёнку рассказать, что это некрасиво и вредно, так как ковыряние в носу приводит к уничтожению естественных фильтров, которые располагаются в носовом проходе;
  • ябедничество — обычно ябедничают маленькие дети и во многом потому, что не понимают своих поступков. С ними надо поговорить, объяснить разницу того, как стоит и не стоит поступать, после этого привычка скорректируется.
  • воровство, обман — такие поступки чаще тоже происходят из непонимания, что есть хорошо, а что — плохо. Ребёнку нужно охарактеризовать эти поступки, пояснить их негативные последствия. Для простоты понимания, пояснение ему можно давать, показав какой-то тематический мультфильм;
  • жевание жвачки, ругательство, курение, алкоголизм, употребление наркотиков — такие привычки являются следствием подражания. Первое, что необходимо сделать — проговорить вред данных привычек, а далее, в зависимости от степени привычки, возможно придется прибегать к лечению у специалистов, потому что такие привычки быстро вызывают зависимости, которые в домашних условиях уже не решить;
  • зависимость от TV, компьютера и смартфона — эта привычка часто появляется у детей, так как сейчас таков современный мир. Нужно пояснить ребёнку о вреде такой зависимости (головные боли, быстрая утомляемость, проблемы со спиной и зрением) и отвлекать его на иные, более подвижные игры или интересные задачи, которые требуют решения.

Профилактика вредных привычек у детей и подростков

Как уберечь детей от возникновения вредных привычек? Успешная профилактика достигается путём выполнения следующих рекомендаций:

  • Своевременные рассказы о том, что есть хорошо, а что плохо. Рассказы о плохих привычках и о том, какое негативное влияние они оказывают на здоровье.
  • Проявление внимания к ребёнку, решение его проблем и беспокойств своевременным образом.
  • Привитие правильных культурных ценностей.
  • Правильное питание и планирование корректного распорядка дня.
  • Родители должны поддерживать связь с воспитателями и учителями, чтобы быть в курсе поведения своего ребёнка в обществе и своевременно проводить воспитательную работу дома, если она необходима.
Читайте также:  Полезно ли есть икру красную во время беременности

Последствия вредных привычек

Мы уже разобрались, почему у детей различного возраста появляются вредные привычки и как им можно противостоять. Всегда стоит заниматься профилактикой вредных привычек, чтобы избежать негативных последствий в будущем. Не стоит также забывать, что если простая вредная привычка у вашего ребёнка перетекла в серьёзную зависимость, то здесь потребуется консультация соответствующего специалиста.

С уважением Алексей!

Источник: https://lexin-blog.ru/vrednye-privychki-u-rebenka.html

Источник

МальчикПсихологи уверяют, что трудно найти людей, у которых не оказалось бы вредных привычек. Часто человек даже не замечает, как раскачивается на стуле, щелкает пальцами, грызет карандаш, употребляет слова-паразиты, не придает особого значения, когда матные слова проскальзываютв речи. Подобные действия кажутся достаточно безобидными, не доставляющими особых неудобств окружающим. Однако специалисты обращают внимание на то, что они негативно влияют на физическое и психологическое состояние, отражаются на культурном уровне, определяют положение человека в обществе. Нужно учитывать, что любые привычки формируются в детстве и постепенно становятся манерами поведения, не зря пословица гласит, что привычка — вторая натура человека. Заботливые родители, понимая это, стараются так воспитывать свое дитя, чтобы привить как можно больше положительных, позитивных, навыков. Поэтому полезно знать, как появляются вредные привычки у детей и как устранить их, если они уже закрепились в поведении.

Если у ребенка появилась привычка…

Слово «привычка» (от английского «habit») означает склонность к чему-либо, ставшее постоянным, привычным.

По утверждению специалистов, любая привычка (и хорошая, и плохая) формируется постепенно, когда ее действие повторяется изо дня в день, закрепляется и становится ритуалом. Обычно это происходит на каким-либо психологическом фоне — позитивном или негативном. Например, вот как психологи объясняют привыкание малышей к нежелательным действиям: на фоне дефицита родительского внимания дитя начинает сосать палец или обкусывать ногти, успокаивая себя подобным способом. Постепенно при любом стрессе или потрясении ребенок, как за соломинку, хватается за свой пальчик. Такой же механизм формирования свойственен другим вредным навыкам.

Какие бывают вредные привычки?

Маленькая девочкаК наиболее часто встречающимся у ребятишек, казалось бы, безобидным, но неприятным для окружающих, относятся такие привычки, как стремление постоянно грызть ногти, чавканье во время еды, ринотиллексомания (привычка ковырять в носу), шмыганье носом, гримасничанье, раскачивание на стуле, накручивание волос на палец, теребление одежды у себя или у собеседника, слова-паразиты в речи, почесывание, манипулирование с интимными частями тела и подобные им действия. Психологи считают каждую вредную привычку компенсаторным механизмом, который помогает детям преодолеть страх, тревожность, депрессию, отсутствие родительской любви и заботы. Часто сами взрослые формируют у детей нежелательный навык. Например, в семье не соблюдают культуру поведения за столом, и ребенок, подражая близким, ведет себя подобным образом: привыкает вытирать рот ладошкой, есть любые блюда только ложкой, чавкать, громко разговаривать или капризничать за столом и прочее.
К сожалению, многие вредные привычки оказывают воздействие на здоровье ребенка. Мало того, что они выглядят непривлекательно, но еще могут иметь негативные последствия. Например, ребенок, обкусывая ногти, может заразить самого себя глистами; теребя лицо, воспаляет кожу; просмотр телепередач во время еды пагубно влияет на пищеварительную систему и может даже привести к ожирению. Любой специалист подтвердит, что вредная привычка прямым или косвенным образом пагубно влияет на состояние малышей.

Как бороться с вредными привычками у детей

Дети играютВсем известно, что болезнь легче предупредить, чем излечить. Такое же предупреждение относится и к дурной привычке. Специалисты утверждают, что нежелательные действия легче предотвратить, и для этого родителям полезно узнать, какие мероприятия по профилактике негатива можно использовать в домашних условиях. Главное — нужно учитывать, что решение данной проблемы требует определенных усилий и пристального внимания не только от родителей, но и от всех окружающих ребенка людей. Ведь психологической особенностью дошколят является быстрое привыкание к сложившемуся укладу жизни, подражание тем людям, которые авторитетны для них, будь это взрослый или сверстник. Именно эта особенность ребятишек может стать главной опорой в профилактической работе. Родителям проще всего будет использовать те приемы, которые с успехом применяются в детских учреждениях. Это игры и упражнения, активное общение и положительный пример для подражания, чтение сказок и просмотр мультфильмов, беседы и рассказы, творческие занятия.

Важно: бесполезно искать какие-то особенные способы борьбы с нежелательными проявлениями у дошколят. Рецепт прост: как можно раньше прививать ребенку полезные навыки и умения, на основе которых будут формироваться полезные привычки. Они не только облегчат жизнь малыша, но и дадут ему возможность в дальнейшем занять достойное положение в среде сверстников, полноценно общаться с окружающими, не стыдиться своих каких-либо негативных склонностей.

Что специалисты рекомендуют родителям, чтобы научить детей избавляться от вредных привычек?

Игры и упражнения

Основной деятельностью для дошкольников является игра, поэтому игровые действия помогают в ненавязчивой форме рассказать детям про вредные привычки, посмеяться над персонажами, у которых они есть, познакомить их с полезными навыками, порассуждать, как правильно повести себя в той или иной ситуации. Родители могут воспользоваться играми, которые предлагают специалисты, а могут и сами на их основе придумать интересные игровые задания и упражнения. Например,

Игра «Две дорожки»

Цель такой игры — снять нервное напряжение, которое нередко испытывают малыши, вследствие чего и рождаются привычки. В этой игре взрослый предлагает малышу рассмотреть рисунок с красной (полезной) и серой (вредной) дорожками, расходящимися в разные стороны. Вдоль дорожек растут яблони. Взрослый называет определенное действие, а ребенок должен правильно развесить яблочки (вырезанные кружочки красного и серого цвета): красные — на дерево с полезными привычками, серые — на дерево с вредными привычками. Для поддержания интереса можно подобрать картинки с соответствующими манерами поведения:

Читайте также:  Полезно ли много пить при беременности

Учим детей правильно пользоваться столовыми приборами

«Полезные яблочки»

  • Чистить зубки
  • Часто умываться
  • Мыться и купаться
  • Не опаздывать в детский сад
  • Убирать свои игрушки
  • Аккуратно вешать свою одежду
  • Делать физзарядку
  • Вытирать рот салфеткой
  • Правильно пользоваться вилкой и ножом
  • Здороваться и прощаться
  • Благодарить взрослых и других детей
  • Помогать женщинам носить сумки
  • Пропускать старших и девочек вперед
  • Уступать место старшим

Учим ребенка наводить порядок

«Вредные яблочки»

  • Разбрасывать игрушки
  • Постоянно смотреть телевизор
  • Разговаривать во время еды
  • Плеваться едой
  • Грызть ногти
  • Сосать пальцы
  • Раскачиваться на стуле
  • Дергать за одежду
  • Быть непричесанным
  • Брать без спроса чужое
  • Разводить беспорядок
  • Разбрасывать свою одежду
  • Толкать малышей
  • Грубить старшим

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

В игре важно правильно обозначить и закрепить положительные действия. Взрослый начинает фразу, а ребенок продолжает:

  • Чтобы грязь не собирать, ногти надо … (подстригать).
  • Даже маленькие хрюшки обожают чистить … (ушки).
  • Ноги, руки мыть не лень в душе губкой каждый … (день).
  • Для аккуратной прически носим мы всегда … (расчески).
  • Стать здоровым ты решил, значит, соблюдал … (режим).
  • Вечно грязный я хожу, с мылом щеткой не дружу. И меня не потому ли называют все … (грязнуля).
  • Я люблю покушать сытно, много, вкусно, аппетитно. Ем я все и без разбора, потому что я … (обжора).
  • Вещи всюду я бросаю и найти их не могу. Где штаны? А где рубаха? Я не знаю. Я — … (неряха).
  • Все мы любим умываться и опрятно одеваться. Солнце, воздух и вода — … (наши лучшие друзья).
  • Если хочешь быть здоровым, крепким, сильным и веселым, свои вредные привычки ты скорей сожги, как … (спички).

Такое упражнение можно обогатить игрой с мячом: взрослый читает начало стиха и бросает мяч ребенку. Тот заканчивает фразу и возвращает мяч.

Стихи и загадки

Вред дурных привычекХудожественное слово занимает большое место в жизни ребенка. Всем хорошо известно, как маленькие детки любят, чтобы им читали книжки, легко запоминают веселые короткие стишки и загадки, помногу раз пересказывают любимые сказки. Взрослые могут воспользоваться детской особенностью, чтобы использовать стихи для детейо вреде дурных привычек, о том, как они мешают жить и вызывают насмешки со стороны окружающих. Просто идеально, особенно старшим дошколятам, для этой цели подходят «Вредные советы» Г. Остера, в которых высмеиваюткаждую вреднуюпривычку:

Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

Или вместе с ребенком можно декламировать в любых ситуациях небольшие стишки и загадки:

Пятерня! Пятерня!
Выручаешь ты меня:
Если надо мне сморкаться
Я сморкаюсь пятернёй.
С ней не надо расставаться-
Пятерня всегда со мной!
– Но не лучше ли, дружочек,
Если все-таки в платочек?
( С. Михалков)

В луже сидеть не надоТротуар совсем не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Я шагаю напрямик.

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло)

Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Лег в карман и караулит
Реву, плаксу и грязнулю.
Им утрет потоки слез,
Не забудет и про нос. (Носовой платок)

Очень много здесь зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расческа)

Что надо знать взрослым

У родителей всегда должны быть в запасе воспитательные приемы, которые дадут возможность предотвратить вредные привычки и их социальные последствия. А если таковые уже появились, то немедля нужно пустить в ход все способы, чтобы быстро избавить свое чадо от нежелательных действий. Психологи уверяют — в первую очередь, необходимо понять, на что указывает появившаяся привычка: может быть, у ребенка появилась потребность быть ближе к родителям, общаться с ними, или у него высокая тревожность, страх, нервозность, или малышу не хватает знаний о правилах поведения в обществе. Это, пожалуй, самое сложное — разобраться! и самостоятельно определить главную причину появления привычки. На помощь всегда придет специалист, но все же вредная привычка — сигнал того, что имеется проблема не только у ребенка, но и в семье. Специалисты предлагают родителям на фоне установленной причины наиболее доступные способы устранения:

Изменение поведения: появление нервозности, неожиданные капризы, неоправданный страх могут свидетельствовать о том, что ребенок испытывает дефицит внимания со стороны взрослых. Чтобы предотвратить появление нежелательного навыка (сосать пальчики, грызть ногти, накручивать волосы), родители должны проявить усиленную заботу и внимание. Даже грудничкам, чтобы предотвратить вредные привычки у детей, в целях профилактики необходимо уделять как можно больше внимания, общаться, играть, разговаривать, носить на руках, разнообразить впечатления сменой игрушек, обстановки. С детками постарше психологи предлагают:

Необходимо больше времени уделять занятиям с ребенком

  • чаще играть в развивающие игры (настольные «Чудесный мешочек», «Пазлы», «Собери картинку»; спортивные «Летает — не летает», «Доскажи словечко», «Загадки — отгадки»),
  • заниматься творчеством (рисованием, лепкой, конструированием), что помогает не только успокоить малыша, но и увидеть причину нервозности («Нарисуй, чего ты боишься больше всего», «Добрый — злой человечки», «Моя семья», «Любимый сказочный герой», «Страшная ситуация»),
  • чаще организовывать целенаправленные прогулки на природе(собирать шишки, желуди, красивые листья для поделок),
  • устраивать интересные экскурсии и поездки всей семьей.
Читайте также:  Полезные и вредные факторы для здоровья

Важно:добиваться, чтобы ручки и мысли ребенка были постоянно заняты. Кроме того, совместные увлекательные действия взрослых и детей помогут почувствовать защиту, любовь близких, снять страхи и нервное напряжение, устранить недостаток телесного контакта.

Повышение самооценки: у средних и старших дошколят вредные привычки, как психологические заменители, могут появиться на фоне неуверенности в своих силах, неудовлетворенности своим положением в среде сверстников. Родители обязательно! должны помочь ребенку повысить социальный статус, самоутвердиться в своих силах, улучшить самооценку. Доступны для семейного воспитания такие приемы, как чтение художественных произведений, сказок, просмотр мультфильмов, рассматривание картинок, где герои ведут себя соответствующим образом. Например, хорошо подойдут произведения Н.Носова («Живая шляпа», «Мишкина каша», «На горке»), В. Осеевой («Три товарища», «Синие листья», «Плохо»).

Наказание возможно, если ребенок использует негативный навык, как способ достижения целейИспользование наказаний и поощрений: иногда родители или по незнанию, или заблуждаясь, используют кардинальное воздействие на ребенка. Например, могут мазать пальчики горчицей, лишать прогулки, сладостей, походов в цирк или театр, стыдят в присутствии посторонних, могут унижать, отказывать в ласках, использовать физические наказания. Психологи выступают категорически против таких методов воздействия, так как они только вредят, а не решают проблему. Да, наказание возможно, если взрослые замечают, что ребенок использует негативный навык как манипуляцию для достижения своих целей. Например, мама не разрешает долго лежать в постели и побуждает к выполнению режима, а бабушка, чтобы не нервировать ребенка, делает ему послабление, разрешая поспать, полежать, посмотреть телевизор. Поняв это, ребенок начинает манипулировать, нарочно выполняя действие, которое огорчает взрослых: дергать головой, раскачиваться на стуле, грызть ногти, капризничать.

Важно: наказание предусматривает осуждение, насмешку, но не ребенка, а дурной привычки. Можно посмеяться над сказочным персонажем или героем рассказа, у которых отсутствуют хорошие манеры поведения. Зато малейшее достижение дошколенка, который стремится избавляться от дурных склонностей, должно быть обязательно отмечено взрослыми. В награду можно посетить детское кафе, чтобы малыш смог продемонстрировать хорошие манеры, или сходить в гости к друзьям, или организовать поездку на пикник с другими детками.

Единство семейных требований к ребенку: психологи обращают внимание родителей на то, что главное в воспитании — никаких разногласий. Все члены семьи должны быть едины в требованиях к ребенку. Например, капризы и плохие манеры должны быть замечены, осуждены всеми близкими. Для этого нужна предварительная договоренность между всеми взрослыми, окружающими ребенка.

Использование положительного примера: хорошо, если весь образ жизни семьи является примером для ребенка. Тогда появление вредных привычек у детей будет ничтожно мало, так как дошкольник любит подражать тем людям, которые для него авторитетны. Однако, помимо близких, примером может стать любимый сказочный герой, персонаж мультфильма, друг по детскому саду, старший товарищ. Родителям полезно сделать акцент на положительных манерах поведения, предложить ребенку подражать тем людям, которых он любит.

Полезные советы родителям!

  1. Сделайте так, чтобы жизнь вашего ребенка была насыщенной событиями: интересный семейный досуг, чтение книг, совместное просматривание мультфильмов, посещение кружков и секций по интересам, активное общение со сверстниками. Тогда не останется время на формирование дурных навыков.
  2. Будьте в курсе всех событий, в которых оказывается ваш ребенок: с кем дружит, что любит, о чем мечтает, что его тревожит, с кем поссорился. Ваше дитя почувствует, что родители его защищают, заботятся, волнуются о нем, и тогда не нужны будут защитные действия в виде привычек.
  3. Старайтесь знакомить детей с новыми играми, развлечениями, покажите, как можно разнообразить известные игры. Это увлечет детей и заставит забыть о дурных привычках.
  4. Посоветуйте ребенку, как правильно взаимодействовать со сверстниками, научите правилам общения: можно пригласить друзей вашего ребенка в гости, пойти с ними в театр, организовать развлечения. Это поможет закрепить положение ребенка в среде сверстников, обратить внимание на манеры поведения других детей.
  5. Научите своего малыша всем необходимым правилам поведения в обществе, возможно, ему не хватает знаний. Хорошие манеры, закрепленные в поведении детей, явятся сдерживающим механизмом в проявлении дурных наклонностей.
  6. Постарайтесь овладеть приемами снятия напряженности и тревожности у вашего ребенка: массажем, успокаивающими упражнениями, музыкой.
  7. Для ребенка важен здоровый образ жизни всей семьиСделайте образом жизни всей семьи режим, правильное чередование занятий и отдыха, занятия спортом, подвижными играми. Такие действия научат детей правильно организовать свой день, тогда не останется время на скуку, лень, негативные занятия.
  8. Постарайтесь приобщить детей к хобби, которым занимаетесь сами. Помогите малышу находить удовольствие от творческих занятий, чтения книг, прогулок, чтобы это не было нужно делать через вредную привычку.
  9. Если вы обнаружили у ребенка склонность к вредной привычке, не оставляйте его без внимания и привлеките к этому всех домочадцев.

Какие «НЕ» исключить из воспитания

  • …наказывайте ребенка за дурную привычку;
  • …стыдите в присутствии других людей за неправильные действия малыша;
  • …запрещайте ребенку выражать свой гнев (научите его делать это правильно);
  • …акцентируйте внимание дошкольника на его слабостях, лучше переключите внимание на позитивные занятия;
  • …отбирайте сразу предметы, даже если они вызывают вредные привычки у детей (сосание, грызение), найдите позитивные заменители (игрушки для мелкой моторики).

Источник