Все о огэ по географии информация полезная

Все о огэ по географии информация полезная thumbnail

Шпаргалка для подготовки к ОГЭ по географии 2019.

Составитель: Жигайлова А.Ю. МОУ «СОШ № 36»

1. Первые 10 стран по численности населения: 1.Китай, 2. Индия, 3. США , 4. Индонезия, 5.Пакистан, 6. Бразилия., 7. Нигерия., 8. Бангладеш., 9. Россия, 10. Япония.

Первые 10 стран по площади территории: 1. Россия, 2. Канада, 3. США., 4. Китай., 5. Бразилия., 6. Австралия.,

7. Индия., 8. Аргентина., 9. Казахстан., 10. Судан.

Страны и их столицы (атлас 7 класс. «Политическая карта мира» или «Страны мира»).

Рекордсмены мира: Самое глубокое место – Марианский желоб; самая высокая t – Триполи (Сев. Африка); самая низкая t — Антарктида, в РФ Оймякон, самое влажное место – Черапунджи (Индия); самый большой остров –Гренландия; самая длинная река – Нил (Африка); самая высокая точка – Джомолунгма (Евразия); самая большая низменность – Амазонская (Юж.Америка); самый высокий водопад – Анхель (Юж. Америка); самый высокий вулкан – Льюльяйльяко (Юж. Америка); самое большое озеро – Каспийское (Евразия); самое глубокое озеро – Байкал (Евразия) ; самая многоводная река – Амазонка (Юж. Америка).

2. Страны, граничащие с Россией. Крайние точки.

Атлас 8 класс. Карта «Географическое положение России».

Страны, граничащие с Россией: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Казахстан, КНР (Китай), Монголией, КНДР (Корея), Абхазия, Южная Осетия,

по морю -Япония и США.

Крайние точки России: Северная — м. Челюскин (материковая),  м. Флигели (островная), Южная точка — г. Базардюзю , Западная точка —Балтийская коса, Восточная точка — м. Дежнёва (материкова), 0. Ратманова (островная)

Крайняя восточная точка РФ находится в западном полушарии!!!

3. Вопросы о климате России.

Атлас 8 класс. Климатическая карта.

Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее). Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.

Макс. кол-во осадков: г. Сочи, г. Петропавловск-Камчатский, Мин.кол-во осадков: г. Астрахань, г. Якутстк. Самое жаркое лето – г. Астрахань. Самая холодная зима-г. Якутск.

Атлас 8 класс. Природные зоны. Почвы. Самые плодородные почвы – черноземы ( в степях).

4. Атлас 8 класс. «Опасные природные явления РФ» (землетрясения, вулканы)

Землетрясения, вулканы – Камчатка, Курильские о-ва; пыльные бури, засухи, суховеи – Астрахань, низовья Волги; лавины, обвалы, сели – все горы; цунами – около Охотского моря; таяние ледников – на берегу морей; многолетняя мерзлота – Атлас 8 класс «Водные ресурсы».

5. Вопросы по экономике России.

Атлас 9 класс. Карты, например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.

Западная Сибирь – нефть, газ. Кемерово – уголь. Курская обл. – железо. Европейский Север-лес. Волга- машиностроение. Юг РФ – с/х.

6. Вопросы о заповедниках.

Атлас 8 класс. «Природные святыни России» или «Особо охраняемые природные территории» + «Административно-территориальное деление РФ» («Федеративное устройство РФ»)

7. Плотность населения РФ.

Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения». Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту». Плотность населения выше — чем ближе к югу и к европейской части. (Основная полоса заселения: европейская часть России, кроме севера и юг Сибири).

8.Вопросы по графикам.

Определить по графику, таблице необходимую величину.

9. Вопросы: определить:

Естественный прирост = Рождаемость – Смертность ЕП= Р-С

Смертность = Рождаемость – Естественный прирост С= Р- ЕП

Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция МП= И-Э Иммигранты – приехавшие, эмигранты-уехавшие

Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие

Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост

Миграционный прирост = Общий прирост населения — Естественный прирост

Естественный прирост = Общий прирост населения — Миграционный прирост

Плотность населения = Численность населения

Площадь

Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей

Площадь территории

Естественная убыль – самый отрицательный ЕП.

10. Какой из городов находится в зоне действия циклона или антициклона.

Вопрос по синоптической карте.

В – антициклон (высокое давление) Н – циклон (низкое давление)

11. Вопрос по синоптической карте.

В каком городе возможно похолодание? (Там, куда идет холодный фронт)

В каком городе возможно потепление? (Там, куда идет теплый фронт)

Где будут выпадать осадки – там, где циклон или атмосферный фронт

12. Вопросы по экологии

Выпадению кислотных дождей способствует – сжигание угля, цветная металлургия

Парниковый эффект – увеличение углекислого газа (транспорт, сжигание топлива)

Смог образуется в центрах черной металлургии

Природные ресурсы

Исчерпаемые неисчерпаемые (энергия Солнца, ветра, приливов

Невозобновимые Возобновимые

(полезные ископаемые) (лесные, водные, почвенные, жив. мира)

13. В каком высказывании говорится о процессе:

Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни (увеличение горожан)

Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое (переезд, въезд, смена места жительства)

Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений (родилось, умерло)

Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью

Отраслевая структура хозяйства России — это совокупность отраслей, удовлетворяющих однородные потребности общества и образующих единое хозяйство страны.

Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова, половодье).

Дельта реки— низменность у устья реки, сложенная речными наносами.

Доли́на реки — отрицательная, линейно-вытянутая форма рельефа с однообразным падением.

Читайте также:  Все самые полезные масла и их описание

Бассейн реки — район земной поверхности, с которого в данную реку собираются все атмосферные осадки, питающие ее.

Паводок — поднятие уровня воды в реке в результате быстрого таяния снега, от ливней.

Барханы- песчаные холмы, гейзеры – горячая вода под давлением.

Карстовые процессы — совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот (пещер).

Погода – состояние тропосферы в данном месте в данное время.

Климат – многолетний режим погоды определенной территории.

14. Определить координаты.

Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира. (Атлас 8 класс – города России)

Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира (Атлас 8 класс – Россия)

Координаты: например, 400 с.ш.; 800 в.д.

Широта: северная и южная, отсчитывается

от экватора Долгота: западная и восточная, отсчитывается от Гринвича (нулевого)

с.ш.

з.д. в.д.

ю.ш

15. Причины различных природных явлений:

Землетрясения, вулканизм (границы литосферных плит)

Континентальность климата (чем восточнее город, тем больше амплитуда t и меньше среднегодовое кол-во осадков)

Многолетняя мерзлота (резко-континентальный климат, холодная зима, мало снега)

Отсутствие осадков в пустыне (тропический климатический пояс – сухие воздушные массы, берега омываются холодным течением).

Большая суммарная радиация (тропический климатический пояс – повышенное давление и нет облачности. Чем ближе к экватору – тем больше угол падения солнечных лучей)

Тропические циклоны (приводят к природным явлениям – наводнениям и цунами)

Образование оврагов (перепады высот +большая степень распаханности территорий)

Оползни (верхний слой пропитался дождевыми водами и стал тяжелым, уровень подземных вод поднялся, верхний слой пород соскользнул вниз по поверхности водоносного горизонта)

Бриз (теплоемкость воды больше, чем теплоемкость суши; разница атмосферного давления . Бриз ночью дует с суши на океан)

Почему люди селятся радом с вулканом и занимаются земледелием? (около вулканов плодородная почва + субтропический климатический пояс)

Определения:

О́ползень — опасное явление, смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов.

Лави́на — значительный объём снежной массы, падающей или соскальзывающей с крутых горных склонов.

Сель — поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и вызываемый ливневыми осадками или бурным таянием снегов. 

Цуна́ми — крупные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения, во время которых происходит резкое смещение участка морского дна.

16. Задача на расчеты

Задачи на определение доли (%). Составляем пропорцию. Целое (общее) -100%, то, что нужно найти х%.

20 – 100% х= 8 х100

8 — х% 20

Относительная влажность= меньшее

большее

Определить температуру на вершине горы. 1) высоту горы /1000, результат умножить на 6.

2) Из температуры у подножия отнять полученный результат (1)

Определить высоту горы по разности атмосферного давления: 1) Из атмосферного давления у подножия отнять атмосферное давление на вершине. 2)полученный результат умножить на 10,5

Определить соленость- количество солей в граммах, растворенное в1 литре (кг.) воды. (Измеряется в промилле %0, если соленость 15%0, то в литре воды растворено 15 грамм солей)

17. Расположить города в порядке увеличения (уменьшения) численности населения.

Атлас 9 класс. Ката плотность населения. Смотрим города по кружочкам (пунсонам).

Города миллионеры России:

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара,

Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж

18. Определить расстояние по топографической карте.

1.Измеряем линейкой расстояние между объектами 2. Умножаем на величину масштаба (например, в 1 см.100 м)

4 см х 100 = 400 м

19. Определить направление от одного объекта на другой. Топографическая карта

С

З В

Ю

20. Определить какой из участков подходит для:

-Катания на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет кустарников, ям)

-футбольного поля (1. Ровный рельеф 2. Нет ям, кустарника, леса)

— фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога) Южный склон- цифры на горизонталях обращены вверх.

21. Определить какой профиль подходит (по высоте точек, по понижению рельефа и т.д.)

Сначала определяем высоту точки А, далее высоту точки В. Если протекает река, то на профиле изображается углубление. Чем ближе располагаются горизонтали друг к другу- тем круче склон. Отметки высот на горизонталях своим верхом обращены в сторону повышения рельефа.

22.Карты какого района нужно выбрать для тог, чтобы изучить территорию….

Атлас 8 класс «Административная карта», 9 класс «Экономическое районирование» или «Географическое районирование»

23. Природные ресурсы: лесные, водные, полезные ископаемые. Например, для ЦБК – лесные+водные, для азотных удобрений – много природного газа, для калийных удобрений – залежи калийных солей.

24. Расположить регионы в той последовательности, в которой они встречают Новый год

Атлас 8 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города. Новый год начинается на востоке.

25. Слоган – регионы Атлас 8 кл Слоган – страна Атлас 7 класса

Музей янтаря –Калининградская обл. Фьорды — Норвегия

Читайте также:  Все комнатные цветы которые полезно иметь дома

Белые ночи –Ленинградская обл, Карелия,

располагается в западном и восточном полушарии – Чукотский АО.

26. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста

(от самого молодого до самого древнего).

Чем выше слои горных пород – тем моложе

27. По климатограмме определить точку на карте.

Сначала определяем полушарие: СП (летние температуры выше, чем зимние) ЮП (зимние температуры выше летних). Далее по графику определяем t января и июля, по столбчатой диаграмме среднегодовое кол-во осадков. Сопоставляем данные с Атласом 7 класс «Климатическая карта» либо по карте климата отдельных материков.

Арктика, субарктика – t низкие весь год, осадков мало.

Умеренный — t изменяется от – до +, осадки изменяются в зависимости от климатического района.

Субтропики – t высокая, жарко, осадки – зимние

Тропики – t высокая, жарко, осадков нет или очень мало (если прибрежная территория)

Субэкваториальный – t высокая, жарко, осадки –летом

Экваториальный – t высокая, жарко, осадков много весь год (ливни)

28. Задания по таблицам. Анализируем таблицы

Сначала рисуем схему по градусной сетке расположения всех четырех точек. Далее определяемся в каком направлении сменяют друг друга населенные пункты (точки)

29. — В столице какой из перечисленных республик Солнце раньше всего по московскому времени поднимается над горизонтом? Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.

— Где угол падения солнечных лучей будет наибольшим. (т.е. солнце в зените)

23 сентября – день осеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)

22 июня – день летнего солнцестояния (солнце в зените над северным тропиком)

21 марта – день весеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)

22 декабря – день зимнего солнцестояния (солнце в зените над южным тропиком)

Широта тропиков – 23 градуса с.ш. и 23 градуса ю.ш.

-Где наиболее длинный день или длинная ночь? 22 июня – Сев. Полюс – полярный день (самый длинный), юж.полюс – полярная ночь. 22 декабря – юж. Полюс –полярный день, северный полюс – полярная ночь. № 30. Определение страны. Атлас 7 класс «Политическая карта мира», определение города или региона РФ — Атлас 8 класс «Административная карта» или «Федеративное устройство РФ»

Источник

Фото: pixabay.com

Для подготовки к ОГЭ нужно использовать надёжные источники информации и онлайн-тренажёры, отрабатывающие типовые задания экзамена. Проблема в том, что некоторые из открытых источников предлагают устаревшие варианты вопросов, а в некоторых даже встречаются ошибки. Каким ресурсам и пособиям можно доверять и как лучше готовиться, читайте в нашем материале.

Фото: pixabay.com

Избежать двоек за ОГЭ по географии пока не получается – в 2019 году 4,3% учеников, выбравших этот предмет, с экзаменом не справились.

«Беда в том, что зачастую географию выбирают не потому, что интересуются предметом, – поясняет Максим Сергеевич Соловьев, к.п.н., ведущий эксперт отдела естественно-научного образования МЦРКПО, учитель географии в ОЧУ «Первая московская гимназия». – Порой ОГЭ по географии идут сдавать, считая, что это «меньшее из зол» и что возможность пользоваться атласом упрощает задачу. В общем-то, это верно: атлас действительно поможет справиться со значительным количеством заданий. Но при одном условии: ученик умеет им пользоваться».

Фото: pixabay.com

Зачем нужен атлас и как его выбрать

Правило первое. Атлас должен быть подробным

Для подготовки к экзамену необходимо приобрести полный комплект атласов с 6-го по 9-й класс, рекомендованных Министерством образования. Чем больше в атласе карт, тем лучше: пусть он будет стоить чуть дороже, но и информации в нём будет больше. Лучше определиться с покупкой в самом начале года.

«Я бы рекомендовал взять атласы Омской картографической фабрики или издательства «Дрофа» из серии «Учись быть первым», – уточняет Максим Соловьёв. – На самом деле, можно найти и более подробные атласы, но есть опасность, что их запретят использовать именно из-за чрезмерного количества дополнительной информации. Во всяком случае, при разработке регламента для олимпиад эта тема уже обсуждается очень активно. Лучше не рисковать».

Источник: pixabay.com

Правило второе. Атлас должен быть актуальным

Ещё один нюанс, который стоит учитывать, – актуальность атласа, поскольку информация в них регулярно обновляется. Карты, по которым учился старший брат, здесь не подойдут – для ОГЭ-2020 необходимы наборы карт, изданные не позже 2018 года.

Правило третье. Атлас надо покупать как можно быстрее

Почему необходимо сразу выбрать именно те пособия, с которыми ученик пойдёт на экзамен? Важно понимать, что наличие атласа на столе само по себе ничего не значит – если школьник не способен найти на карте Африку или озеро Байкал, ему ничто не поможет. Девятиклассник должен очень хорошо знать свои атласы: освоить работу с информацией, выучить карты и географическую номенклатуру. Тогда найти ответы на большинство вопросов не составит труда.

Фото: pixabay.com

Правило четвертое. Научитесь правильно работать с атласом

«Атлас – самая лучшая и притом легальная «шпаргалка» на экзамене, – уверен Василий Сергеевич Богатырёв, учитель географии школы №825, руководитель московского Молодёжного клуба РГО «Столица». – Для того чтобы освоить работу с ним в экстренном режиме, полезно будет запомнить содержание атласов по классам (чтоб не искать итальянский вулкан в атласе за 9-й класс и не тратить драгоценное время). Кроме того, нужно потренироваться читать карту. Этот навык вполне можно освоить самостоятельно – для начала достаточно признать, что ничего сложного в атласе нет. И приступать к работе, переходя от простых карт к более сложным».

Читайте также:  Полезно ли для здоровья быть донором крови

«Прежде всего, нужно внимательно прочитать легенду каждой карты, изучить условные знаки, – подсказывает Максим Соловьёв. – Тогда будет понятно, на какой вопрос она может ответить. Дальше можно приступать к её чтению. Хорошее упражнение – составлять рассказы, опираясь на информацию, заложенную в карте».

Источник: pixabay.com

Потренироваться работать с атласом можно с помощью онлайн-приложения «Атлас +», который предоставляет образовательная платформа Lecta. Проделав несколько сотен заданий самого разного типа, ученик волей-неволей начнёт уверенно ориентироваться в своей «легальной шпаргалке». Приложение работает с атласами издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». 

Типичные ошибки и как с ними бороться

Зачастую ошибки возникают из-за простой невнимательности. Школьники могут перепутать последовательность в заданиях, где нужно расставить объекты в порядке увеличения или уменьшения, порой ухитряются переставить местами отрицательные числа, так что температура -40° оказывается выше, чем -30°. В заданиях на определение субъектов России или стран по описанию, поспешив, девятиклассники делают вывод на основании нескольких, но не всех приведённых фактов, описывающих территорию (и хорошо, если не одного из них). Самый лучший способ избежать ошибок – довести навык до автоматизма.

Фото: pixabay.com

«Все задания ОГЭ – шаблонные, – поясняет Максим Соловьёв. – Для того чтобы научиться их выполнять, достаточно знания карты и общей географической грамотности. Вопросы, а соответственно, и ответы, в принципе, однотипны, так что нужно просто выучить основные законы географии и потренироваться».

Для того чтобы не разместить случайно Москву в сейсмическом поясе и не указать в качестве причины землетрясения перепад атмосферного давления, можно почитать справочник для подготовки к ОГЭ – не нужно даже корпеть над всеми учебниками географии за прошедшие годы.

Полезные пособия и сайты для подготовки к ОГЭ:
«Наглядный справочник для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ», М. С. Куклис, В. П. Гаранин. Пособие написано педагогами-предметниками в сотрудничестве с Министерством образования РФ и с учётом действующей учебной программы.
«ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ», Ю. А. Соловьёва, А. Б. Эртель. Пособие составлено на основе федеральных стандартов, включает в себя не только справочную информацию, но и примеры заданий.
«Решу ОГЭ. География«. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Тренировать навыки выполнения заданий лучше всего на практике.  Портал предлагает бесконечное количество тренировочных вариантов к экзамену, – рекомендует Василий Богатырёв. – Задания регулярно обновляются, к каждому вопросу есть правильный ответ с пояснением. В принципе, одного этого сайта достаточно для полноценной подготовки – проверено на личном опыте!». «Этот сайт – один из самых простых и адекватных, – подтверждает Максим Соловьёв. – Есть задания по темам, есть тренировочные варианты ОГЭ, к ответам на вопросы даны развёрнутые пояснения, поэтому сайт удобен при самоподготовке».
«ЕГЭ ОГЭ География«. Группа во «ВКонтакте» Ещё одна рекомендация от экспертов – найти соответствующую группу в «ВКонтакте». В днной группе, по мнению экспертов  интересные тренинги, таблицы и вебинары
ГЕОГРАФИЯ| ОГЭ 2020 | ВЕБИНАРИУМ. Ещё одна группа во «ВКонтакте», посвящённую только ОГЭ. В ней отрабатываются задания экзамена, размещаются краткие и ёмкие материалы по разным темам, проводятся бесплатные вебинары.
Яндекс. Репетитор. Сервис с тренировочными вариантами для подготовки к ОГЭ-2020. Секундомер позволит оценить, сколько времени уходит на работу. Получив результат, можно проверить себя и посмотреть пояснения к вопросам, требующим развёрнутого ответа.

Фото: pixabay.com

Практические навыки и как их отработать

При подготовке непременно нужно заглянуть на официальный сайт ФИПИ и ознакомиться с официальной демоверсией экзамена: ФИПИ. Демоверсии ОГЭ 2020

Одно из заданий, которые требуют особой отработки, – определение координат. Чтобы не промахнуться, необходима точность. «Во-первых, здесь желательно брать карты крупного масштаба, – советует Максим Соловьёв. – Во-вторых, работать с линейкой. А главное, потренироваться: определить город или гору по координатам – проверить себя с помощью интернета».

Источник: pixabay.com

Ещё один вопрос, с ответом на который порой возникает путаница, – определить, в какой очерёдности в разных городах наступает Новый год. Здесь главное – запомнить, что солнце движется с востока на запад, дальше поможет атлас.

«Часто сложности вызывают задания с развёрнутым ответом, – отмечает Василий Богатырёв. – По опыту заметил – многие боятся даже вчитываться в текст этих заданий, что уж говорить об их выполнении. А зря – тем в вопросах подобного типа не очень много. Достаточно порешать пробные варианты, чтоб составить о них представление и подготовиться к ответу на экзамене». Обрести уверенность помогут вышеупомянутые тренажёры с ответами и развёрнутыми пояснениями.

Фото: pixabay.com

В конечном итоге, нет ничего сложного в подготовке к ОГЭ по географии. Главное – приступить к занятиям как можно раньше, не затягивая до апреля, и тренироваться регулярно. А там – дорогу осилит идущий.

Удачи!

Источник