Все о полезных ископаемых для начальной школы

Все о полезных ископаемых для начальной школы thumbnail

Власова Н.В.

Этапы урока

Содержание урока, деятельность учителя

Деятельность

учеников

Используемый материал

Формируемые метапредметные

и предметные умения

  1. Организационный этап

Задача: создать условия

для последующего про-

явления эмоционального отношения к учебно-

познавательной дея-

тельности.

Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начался урок.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.

— Каким бы вы хотели видеть наш урок?

От чего это будет зависеть?

Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения на протяжении всего урока.

(Интересным, познавательным)

(От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя).

(Внимательным и наблюдательным)

Все о полезных ископаемых для начальной школы

— умение принимать социальную роль обучающегося, проявлять эмоциональную отзывчивость;

— умение организовывать своё рабочее место.

  1. Актуализация знаний (фронтальный опрос)

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

— Что же такое экономика?

— Какая главная задача экономики?

Что называется потребностями?

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей?

— Что такое товары?

-Приведите примеры товаров.

— Что такое услуги?

— Приведите примеры услуг

— Что составляет основу экономики?

— Какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей?

(Экономика).

(экос по-гречески значит «дом», номос- «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

(удовлетворение разных потребностей людей).

(все, что требуется людям для жизни).

(товары и услуги).

(Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

(Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

(стрижка в парикмахерской)

( Природные богатства и труд людей)

(Вода, воздух, почва, растения, животные)

2. Введение в тему:

Задача: актуализировать знания обучающихся о природных богатствах Земли.

— Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).

— Богата и разнообразна природа нашей Земли.

Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.

— Скажите, а как вы понимаете слово «богатство»?

— У большинства ребят мысли идут в правильном направлении.

— А где можно узнать значение слова богатство?

— Я вам приготовила еще один сундучок и в нем тоже лежат сокровища. А какие вы узнаете отгадав загадки.

Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

1.Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

2.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

3.Этот мастер белый-белый,

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)Все о полезных ископаемых для начальной школы

4.Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

— Ребята, как вы думаете, о каких богатствах пойдет речь?

— Возможно, кто-нибудь из вас знает, как, в общем, назвать все эти богатства Земли? (Полезные ископаемые)

Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.

(Толковый словарь)

Все о полезных ископаемых для начальной школы

Все о полезных ископаемых для начальной школы

Все о полезных ископаемых для начальной школы

— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний;

— отвечать на поставленные вопросы с ориентировкой на их содержательный аспект;

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

Задача: активизировать познавательную активность обучающихся, направленную на дальнейшее целеполагание; создать проблемную ситуацию для оценки правильности или ошибочности выдвинутой версии, для овладения навыками рефлексивной деятельности.

— Давайте сформулируем тему нашего урока.

— У меня в руках 2 полезных ископаемых – это уголь и известняк (демонстрация учителем).

Можем ли мы сказать, что они одинаковые?

— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? –

Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

Данные вопросы поочередно появляются на слайде.

Что такое «полезные ископаемые»?

Какие полезные ископаемые бывают?

Где находятся?

Как люди используют в своей жизни?

— Как будем работать?

— Вы распределились в группы по 6 человек.

-Какой первый шаг для слаженной работы в группах необходимо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы?

— Ребята, давайте вспомним правила по которым, работают в группе (Дети отвечают)

1)  работать дружно

2) быть внимательными друг к другу

3)  работать по плану

4)  доводить начатое дело до конца

5)  слушать всех

6)  прийти к единому решению

7)   все  члены группы отвечают за результат

Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.

(Нет, потому что они разные. У них разный внешний вид).

(Познакомимся с полезными ископаемыми и их свойствами).

Осуществляют описание полезных ископаемых в ходе зрительного восприятия.

(В группах).

(Распределить роли в группе)

Определяют форму взаимодействия – работа в группах.

Самостоятельно между собой распределяют роли в группе.

Все о полезных ископаемых для начальной школы

Все о полезных ископаемых для начальной школы

Все о полезных ископаемых для начальной школыВсе о полезных ископаемых для начальной школы

— умение формули-ровать тему и цель урока;

— принимать высказывания собеседников, осуществлять рефлексивно-оценочную деятельность;

— осознанно строить речевое высказывание

в соответствии с за-дачами коммуникации;

— умение характеризо-вать объекты по внешним признакам,

-умение договариваться в ходе учебного взаимодействия;

— умение проявлять себя в различных социальных ролях.

4. Формирование новых знаний

Задача: создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.

— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

— Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые», проанализировав каждое слово отдельно. Определить что такое «полезные» и «ископаемые»?

— Как вы понимаете значение слова «полезные»?

-«Ископаемые»?

Составление кластера со слов учащихся.

ископаемые

полезные

Все о полезных ископаемых для начальной школыВсе о полезных ископаемых для начальной школыВсе о полезных ископаемых для начальной школыВсе о полезных ископаемых для начальной школы

— У нас получилась схема.

— Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?

(Предполагаемый ответ: «копать», «выкапывать»).

— Теперь попробуйте самостоятельно в группе дать определение понятию «полезные ископаемые».

(Предполагаемый ответ: «Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли»).

— Давайте посмотрим, как истолковывается данное понятие в учебнике на стр.46

— Мы узнали, что такое полезные ископаемые.

— Давайте посмотрим, какие виды полезных ископаемых, помимо названных, можно встретить (уч. С.46)

— Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

— Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

— Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

Отвечают на поставленные вопросы.

Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».

(Варианты: Полезные – значит необходимые, нужные. Ископаемые – что-то доставать, извлекать).

Наблюдают за ходом составления кластера учителем.

Выдвигают версии относительно происхождения слова «ископаемые».

Работают в группе, дают определение понятию.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

Отвечают на вопрос учителя. Называют виды полезных ископаемых.

Все о полезных ископаемых для начальной школы

Все о полезных ископаемых для начальной школы

Все о полезных ископаемых для начальной школыВсе о полезных ископаемых для начальной школы

Все о полезных ископаемых для начальной школы

Все о полезных ископаемых для начальной школы

Все о полезных ископаемых для начальной школы

Следующие слайды аналогичны первому.

— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний: отличать новое от уже известного;

— умение слушать, понимать и рефлексировать высказывания со-беседников.

— умение совместно договариваться о правилах общения и взаимодействия на уроке, следовать им;

— умение преобразовывать информацию, структурировать её;

— умение извлекать информацию из различных источников;

— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;

  1. Физминутка

Задача: проводить профилактику утомления, нарушения осанки, зрения;

снять психоэмоциональную напряженность.

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут),

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Повторяют движения за учителем.

Соотносят свои действия с действиями учителя.

Все о полезных ископаемых для начальной школы

— принимать целевую установку педагога.

— соотносить свои действия с эталоном.

  1. Работа в группах (исследовательская деятельность)

— И сейчас я предлагаю решить интеллектуальную задачу. Вы можете совещаться и работать в группе. Для каждой группы своя интеллектуальная задача.

— Проверим результат вашей работы. Предоставляется слово докладчикам каждой группы.

Решают интеллектуальную задачу.

Выступление

Все о полезных ископаемых для начальной школы

— умение преобразовывать информацию, структурировать её;

— умение извлекать информацию из различных источников;

— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;

7. Первичное закрепление

Задача: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.

Домашнее задание

Задача: установить логическую связь в содержании прошедшего и будущего уроков, содействовать творческой активности обучающихся.

-Ребята, мы открыли новые знания о полезных ископаемых. Именно они сейчас помогут нам выстроить здание. И это не случайно, ведь именно полезные ископаемые используются в строительстве. Здание это необычно. Оно будет состоять из наших знаний. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете отвечать и собирать домик по кирпичику.

(По ходу отгадывания загадок появляется кирпичик, которые по окончанию работы образуют домик).

1. Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (Каменный уголь)

2.Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. (Торф)

3.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

4.Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

5. Этот мастер белый-белый,

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

— Как правильно называется это полезное ископаемое? (Известняк)

6. Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Что за странный камень это?
Непонятного он цвета…
Он из зёрен состоит,
Называется: (Гранит)

-Посмотрите, какой прочный у нас получился дом. Не все богатства полностью выявлены. Геологи продолжают поиски и исследования полезных ископаемых. Может кто-нибудь из вас в будущем откроет новое месторождение нужного человеку полезного ископаемого.

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых.

Полезные ископаемые которые на уроке не исследовали.

К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.Все о полезных ископаемых для начальной школы

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Как надо охранять полезные ископаемые?

  • Экономично использовать

  • Оберегать от пожаров

  • Соблюдать правила перевозки

  • Заменять по возможности искусственными материалами

Отвечают отгадывают загадки, выстраивая кирпичный домик.

Все о полезных ископаемых для начальной школы

Все о полезных ископаемых для начальной школыВсе о полезных ископаемых для начальной школы

Все о полезных ископаемых для начальной школы

Все о полезных ископаемых для начальной школы

Все о полезных ископаемых для начальной школы

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Все о полезных ископаемых для начальной школыВсе о полезных ископаемых для начальной школы

— применение собственных представлений для решения практических задач;

— умение узнавать и называть по описаниям природные объекты.

8. Рефлексия деятельности

на уроке

Задача: организовать рефлексивную деятельность обучающихся, соотнести намеченные цели с результатом работы.

— Ребята, подведем итог урока. — Нашли ли мы ответы на вопросы, которые ставили в начале урока?

— Достигли ли мы цели урока?

-Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

— оценивать результат деятельности на уроке.

В 3 «б» классе 18человек. Сильных учеников немного (10), которые работают активно на всех уроках. Есть слабые дети с замедленной реакцией, медлительные, таких детей мало (2), остальные дети – имеют средний уровень.

Сегодняшний урок был уроком первичного предъявления новых знаний по теме «Полезные ископаемые».

Его целевое назначение – первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний. К обучающим задачам урока я отнесла знакомство учащихся с полезными ископаемыми, формирование умения классифицировать полезные ископаемые. Урок был также призван способствовать формированию у учащихся бережного отношения к природе, к охране полезных ископаемых.

Он включал в себя 4 этапа: Этап вызова (постановка цели и темы урока), этап изучения нового материала, этап закрепления (осмысления) и рефлексия.

Основным этапом был – этап изучения нового материала, задачей которого было развитие умения решать учебно-познавательные задачи.

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: Принцип систематичности и последовательности обучения, принцип доступности обучения, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального подхода к учащимся.

Чтобы решить задачи урока, я использовала материал из учебников, пользовалась сетью интернет.

Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Главный акцент был направлен на формирование знаний учащихся по данной теме. На этапе изучения новых знаний при первичном закреплении была организована групповая работа. Задания были ориентированы на развитие универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, предметных и коммуникативных.

Все задания были нацелены на формирование и закрепление умений и навыков классифицировать полезные ископаемые, определять их свойства.

Итог урока показал, что дети тему усвоили хорошо, поняли, умеют различать полезные ископаемые, классифицировать их в группы.

По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать: насколько дети усвоили данную тему.

Я считаю, что поставленные цели и задачи урока получилось полностью реализовать, психологический климат на уроке был доброжелательный.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 с. Солдато-Александровского Советского района» Ставропольского края.

Конспект урока по окружающему миру

в 3 – б классе

по теме

«Полезные ископаемые»

Подготовила:

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 6

с. Солдато – Александровского»

Золочева Анна Георгиевна

Образование – высшее

Квалификационная категория — первая

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

по теме «Полезные ископаемые»

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

Задачи:

— развивать экологическое мышление;

— учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;

— формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;

— формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, физическая карта России, лупы, гвоздь, стаканы с водой.

Дидактические материалы: презентация учителя, коллекция полезных ископаемых, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, таблица условных обозначений полезных ископаемых, карточки с индивидуальными заданиями.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.

Ход урока

I.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Ребята, поприветствуйте наших гостей.

Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!!

В добрый час, ребята!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

II.Актуализация знаний.

— Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?(Экономика).

— Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).

— Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).

— Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).

— Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

— Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).

— Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

— Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).

 Карточки для индивидуальной работы во время фронтального опроса:

Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. — Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.

  2. — Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.

  3. — Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.

  4. — Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров.

 III. Целеполагание и мотивация.

— Без чего невозможно производство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).

— А что же такое богатство?

В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).

— Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.

Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение.(Известняк)

— Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?

(о полезных ископаемых).

— Сформулируйте тему нашего урока.(Дети формулируют тему урока).

-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

-Почему они полезные?(служат людям).

— Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.

 (Выслушиваются ответы детей).

Учитель:

— Для того чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46.

Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

-Так какова же цель сегодняшнего урока? (Выяснить свойства полезных ископаемых, а так же как их можно добыть и где использовать).

IV. Изучениенового материала.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Фронтальная беседа.

Учитель.

В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название:

Без нее не побежит

Ни троллейбус, ни такси

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.).

— А еще бывают и такие полезные ископаемые.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички (газ)

— На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые?(они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).

— Как добывают полезные ископаемые.

— Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

— Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)

На доске появляется карточка со словом «месторождение».

— Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

-Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

— Назовите профессии людей, которые добываютполезные ископаемые.

Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый труд,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна

С угольком зимой страна! (Шахтеры)

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.(На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».)

— Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

— Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

— Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

— Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть,газ.)Самый обычный способ поиска нефтиэто бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

— Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.

V. Физминутка.

Мы геологами станем,

Будут все гордиться нами.

Что же ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная рекат(показывают руками),

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут).

Все мы сможем, все сумеем,

И своей достигнем цели.

VI. Практическая работа.

Учитель:

— Я предлагаю вам поработать в группах: определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах.  Правила работы в группах.

Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогай-ка».

Карточка «Помогай-ка»

  1. Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого.

  2. Определите, в каком состоянии находится, какого цвета и из чего состоит?

  3. Плотное или рыхлое (пористое).

  4. Выясните на сколько прочен и тверд.

  5. Растворяется в воде или нет.

  6. Занесите полученные результаты в таблицу.

 Каждой группе дается по 1 полезному ископаемому.

1 группа – гранит 3 группа – песок

2 группа – известняк

По окончанию работы, попрошу подать сигнальный знак.

— Теперь вы можете приступать к работе.

На доске в виде таблицы оформляются результаты исследований.

Учитель:

Давайте выслушаем ваши ответы.

Оцените работу членов своей группы, пользуясь определёнными высказываниями.

(Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.)

Учитель:

Давайте перечислим, для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

Дети перечисляют.( слайд 14)

VII. Беседа об охране полезных ископаемых.

— Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых.

На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается глубоко под землей, где находится раскаленное вещество –магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности.

Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.

— Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Ответы детей:

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить быстро, как, например, лес после вырубки.

Учитель:

— Как вы думаете, можем ли мы помочь в охране природных богатств?

Ответы детей:

-Ученые создают новые искусственные материалы (пластмасса) для замены металла и горючих полезных ископаемых.

— Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла.

— Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы.

— Экономно использовать газовые и электрические приборы.

— Не оставлять двери в подъездах открытыми настежь.

— Следить за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка невозможна без использования полезных ископаемых.

Учитель:

На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая. А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, полезными ископаемыми). На карте имеются обозначения некоторых полезных ископаемых. Благодаря этим обозначениям мы можем определить на карте, где какие природные богатства располагаются.

У вас на столах карта Ставропольского края с помощью моих помощников и знаков мы сможем определить месторождения полезных ископаемых Ставрополья. Но сейчас я попрошу Магомедбекову Насият прочитать стихотворение Геннадия Фатеева поэта и писателя Ставрополья.

Люблю я русскую природу:
Березки в дымке голубой,
Стада, пасущиеся всюду,
И реки с чистою водой.
Люблю лесов благоуханье
И запах скошенной травы,
И пчел роящихся жужжанье,
И шум проснувшейся листвы.
Люблю тебя, земля родная,
За то, что Родина моя!
И не найти прекрасней края,
Чем Ставропольская земля!

И так мы начинаем наше исследование.

1. Нефть. В 1953 году недалеко от села Озек-Суат была найдена нефть, что дало возможность продолжить ее поиски. А в дальнейшем были обнаружены еще около 50 месторождений, самые крупные из которых Ачикулакское, Величаевское, Зимняя Ставка и Прасковейское. Нефть выкачивается из скважин глубиной более трех километров. Она имеет высокое качество и богата парафином.

Состояние: жидкое.

Свойства: резкий запах, масляниста.

Месторождение: Нефтекумском и Будёновском районах.

Применение: изготовление керосина, бензина для автомобилей и дизельного топлива для тракторов, а так же сырьё, используемое в химической промышленности.

2. Горючий газ. На Ставрополье газ был открыт в 1910 году. Но разведка и разработка крупных газовых месторождений – на севере Ставропольского края – началась только в середине этого века. В настоящее время большинство месторождений газа в крае выработано.

Состояние: газообразное.

Свойства: бесцветен и не имеет запаха (в том случае, если не имеет в своём составе сероводорода), он легче воздуха, горюч и взрывоопасен.

Месторождение: Андроповском  и Курском районах.

Применение: топливо используется в быту и на производстве.

3. Поваренная соль. Состояние: твердое.

Свойства: солоноватый вкус (при полнейшем отсутствии какого-либо запаха у нее) и характерный прозрачный или белый оттенок; также она имеет слабый стеклянный блеск. 

Месторождение: В озёрах Довсун  (Арзгирский район),  Птичье (Изобильненский район) и Солёное (Красногвардейский район)

Применение: пищевая добавка.

4.Минеральные воды. Край обладает уникальными запасами минеральных вод, в том числе широко известных во всем мире – «Нарзан», «Ессентуки».

При суммарных запасах минеральных вод, подготовленных для промышленного освоения в объеме 13,5 тыс. куб. метров в сутки, в настоящее время используется только около 11%

Состояние: жидкое

Свойства: целебное

Месторождение :КМВ ( Минераловодский район)

Применение:    В санаториях и пансионатах Кавказских Минеральных Вод лечат заболевания органов кровообращения, движения, нервную систему, кожные и другие заболевания.

Учитель (Оценка групп, помощников)

Ребята, а где мы храним наши исследования, сообщения?

Не забудьте по окончанию урока свои работы положить в портфолио.

VIII. Закрепление изученного материала.

Работа в парах с ноутбуками (дети выполняют тест на тему «Полезные ископаемые»)

Давайте сверим ваши ответы с правильными ответами на доске.

Оцените свою работу на этом этапе.

IX. Домашнее задание.

1.Учебник стр. 46-49 читать.

2. Приготовьте к следующему уроку сообщение о интересных фактах полезных ископаемых на ваш выбор.

X. Подведение итога урока. Рефлексия.

Наш урок заканчивается.

О чем мы говорили сегодня на уроке?

Что же нового вы узнали, чему научились?

Почему песок и глина – «дети» гранита, а стакан и чашка – его родные «внуки»?

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке.

Урок окончен.

Самоанализ урока

Тема: Полезные ископаемые

Учитель: Золочева Анна Георгиевна

Цели урока:

1.Сформировать понятие «полезные ископаемые».

2. Познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями, со свойствами полезных ископаемых.

3. Опре?