Все о полезных ископаемых в детских энциклопедиях
Если кварциты образуются из песчаников, в которых
содержатся окислы железа, то получаются железистые кварциты. Огромные месторождения
их находятся в Кривом Роге, в районе Курской магнитной аномалии и в других
местах.
В процессе метаморфизма известняки
перекристаллизовываются в мраморы. Гранитные магматические породы превращаются
в гнейсы. В состав этой наиболее распространенной метаморфической породы
входят в общем те же минералы, что и в гранит, от которого она отличается более
или менее отчетливо выраженной полосчатостью строения.
Иногда горные породы метаморфизируются только под
воздействием магмы и горячих растворов. При внедрении в земную кору магма,
соприкасаясь с горными породами, часть их расплавляет. Горячие растворы, пары
воды и газы, которые несут с собой соединения раз-
личных элементов, воздействуют на окружающие породы:
они растворяют и выносят одни минералы, а другие отлагают на их место.
* * *
Земная кора под воздействием солнца, воздуха, воды и
организмов непрерывно изменяется. За миллионы лет с поверхности Земли
сносились слои огромной мощности. Рудные месторождения постепенно обнажались
или оказывались на меньшей глубине. В них под воздействием атмосферы,
грунтовых вод и других факторов также образуются одни минералы из других.
Только очень немногие вещества, как золото, платина и некоторые другие, не
изменяют своего химического состава. Таким образом, минералы и горные породы
образуются как в недрах Земли, так и на ее поверхности.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
В наш век, век открытия атомной энергии и мощной техники,
требуется огромное количество всевозможных полезных ископаемых.
Полезным ископаемым называется всякое минеральное
вещество неорганического или органического происхождения, которое находится в
земной коре и может быть использовано человеком для своих нужд в естественном
состоянии (например, каменный уголь, поваренная соль, некоторые строительные материалы)
или после переработки (например, руды металлов или апатитовые руды).
Полезные ископаемые образуют месторождения, т. е. такие
скопления минерального вещества в земной коре, которые экономически выгодно
разрабатывать. Это значит, что минеральное сырье должно быть определенного
качества и в достаточном количестве, а для добычи и транспортировки его
существовали бы благоприятные условия.
По физическому состоянию полезные ископаемые делятся на
твердые (железные руды), жидкие (нефть) и газообразные (горючие газы).
В зависимости от особенностей своего состава и
характера использования в различных отраслях народного хозяйства полезные ископаемые
разделяются на: 1) горючие, 2) металлические, 3) неметаллические (нерудные).
Значение полезных ископаемых исключительно велико для
любого государства. Поэтому можно без преувеличения сказать, что состояние
горной промышленности и тесно с ней связанных отраслей промышленного
производства может служить мерилом национального богатства, могущества и
независимости страны.
Если исходить из общих запасов различных металлов и
других важных полезных ископаемых (уголь, нефть и др.) в недрах земли, то они,
конечно, велики и об их истощении говорить пока не приходится. Важно другое,
что эти грандиозные запасы полезных ископаемых далеко не все могут быть
использованы, так как их добыча пока не везде возможна.
За свою недолгую историю человечество добыло из недр
земли колоссальное количество различных полезных ископаемых.
Люди стали использовать минералы и горные породы еще на
заре своего существования. На протяжении многих сотен тысячелетий первобытный
человек научился пользоваться камнем как орудием труда и защиты. По данным
археологических раскопок установлено, что первыми видами минерального сырья,
которые использовал первобытный человек, были неметаллические полезные
ископаемые — кремень, роговик, кварц, кварцит и некоторые
75
Источник
Скачайте и распечатайте картинки полезных ископаемых для игры по окружающему миру (географии, экологии)
Скачать картинки ископаемых.
Ниже представлены конспекты занятий, игр и мероприятий по теме «Природные ископаемые» .
Содержится в разделах:
- Природа, экология. Планета Земля
Показаны публикации 1-10 из 131.
Все разделы
| Полезные ископаемые
Новое
Проект «Эволюция углей в природе»
Введение. В 2021 году Кузбасс будет отмечать 300 лет со дня обнаружения каменноугольного бассейна. Но на самом деле можно считать, что Кузбасс образовался 300 млн. лет назад, потому что именно к этому времени относят начало зарождения угольных отложений на территории нашего…
Конспект занятия «Подземные кладовые Земли» для старшего дошкольного возраста
Цель: способствовать становлению у детей представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых; пополнить знания о том, какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе. Материал: А)Конверты с заданиями,игрушка «крот»,альбом «Камни Кольского полуострова», два…
Полезные ископаемые — Конспект ООД по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Необычный мел»
Публикация «Конспект ООД по экологическому развитию детей старшего дошкольного…»
Тема: «Необычный мел» — старшая группа Цель: Продолжать закреплять знание детей о меле и его свойствах. Наблюдать за опытом. Задачи приоритетной образовательной области: познавательное развитие. Образовательные задачи: — Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект занятия в подготовительной группе «Природные ископаемые Земли»
Образовательные области: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Задачи: формировать представления детей о природных ископаемых…
Конспект познавательной НОД «Полезные ископаемые»
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение сказки «сказки о полезных ископаемых» по Ф. Кривину; Дидактические игры: «Определи, какой знак», «Определи на ощупь», игры со схемами и др.; Беседы, «Какие бывают камни?», «Как образовываются камни?» Материал: Карточки –…
Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие уголька по городу Кемерово. Кузбасс — наш край родной»
Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие уголька по городу Кемерово, Кузбасс — наш край родной» Цель: Ознакомление дошкольников с историей Кемеровской области и знакомство детей с малой Родиной – родным городом Кемерово, достопримечательностями города….
Полезные ископаемые — Конспект НОД «Свойства полезных ископаемых и металлических предметов. Опытно-экспериментальная деятельность»
Статья «Конспект НОД «Свойства полезных ископаемых и металлических предметов….»
Цели: познакомить со свойствами полезных ископаемых и металлических предметов; формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла; быстроту и ловкость ориентировки в игровых ситуациях, быстроту двигательной реакции….
Организация труда в природе «Посадка лука в торфяные горшочки» в средней группе
Цель : Учить детей сажать лук , воспитывать трудолюбие , наблюдательность , вызывать познавательность и желание ухаживать за луком. Наши ребята очень любят принимать участие в любых наших затеях. А если мы предложим для них что то новенькое , то они с удовольствием будут…
Беседа с воспитанниками старшей группы «Кузбасс — угольный край»
Наш край богат полезными ископаемыми. Уголь – главное богатство нашего края. Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений, которые росли на болотах. Впервые уголь в Кузбассе начали добывать почти 300 лет назад – в 1721 году. Для его добычи были построены шахты и…
Конспект занятия по познавательному развитию «Полезные ископаемые. Опыты с магнитом»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» План – конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему « Полезные ископаемые. Опыты с магнитом» Разработала: Грешилова Н.В с. Красный Чикой. Тема: Полезные ископаемые. Опыты с…
Страницы:
2 3 4 … 14
Источник
В недрах земли скрыты от наших глаз волшебные сокровища. Тот, кто найдет эти сокровища, сможет легко выстроить и обогреть дом, сделать посуду и приготовить еду. Много пользы для человека несут в себе подземные сокровища, потому они и называются «полезные ископаемые».
Что прячется в земле. Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Например, гранит – это маленькие кусочки разрушенных гор, а из остатков растений и мелких камешков получается глина. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.
Достанем сокровища вместе. Полезные ископаемые находятся глубоко в земле и достать их непросто. Открытием и добычей полезных ископаемых занимаются специальные люди – геологи. Они знают много способов, как поднять природные богатства на поверхность. Например, для добычи нефти в земле делают буровую скважину, гранит добывают в карьере с помощью бульдозеров и экскаваторов, а уголь – в шахте.
Как использовать богатства. Полезные ископаемые человек использует в хозяйстве для изготовления различных предметов, строительства, как топливо и удобрения. Из гранита и песка получится крепкий дом, газом или углем мы его обогреем, слепим красивую посуду из глины, а землю для будущего огорода удобрим торфом.
Задание:
♣ Покажите ребенку картинки или предметы. Малыш должен догадаться, какое полезное ископаемое использовали для изготовления данного предмета. Например, Фотопленка – каменный уголь;
Конфета, сыр – нефть;
Краски, пластилин – глина;
Лампочки, стекло – песок;
Ложка, самолет – железная руда.
Предложите ребенку отгадать загадки про полезные ископаемые
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил (мел).
***
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
***
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (глина)
***
Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (камень)
***
География на прогулке
Где лучше всего изучать науку о Земле? Конечно на прогулке. А еще лучше устроить вместе с малышом настоящую научную экспедицию. Для этого вовсе не обязательно отправляться в многодневный поход. Просто в один солнечный погожий денек сообщите малышу, что сегодня вы отправляетесь не просто гулять. Вы идете в путешествие. А что нужно для настоящего путешествия? Удобная одежда и обувь, рюкзачок и, конечно, что-нибудь вкусненькое, чтобы подкрепиться на привале. Готовы? Тогда в путь!
Не имеет такого уж большого значения, куда вы отправитесь вместе с юным путешественником: в лес, парк, к реке или к пруду. Просто обращайте его внимание на окружающий мир и рассказывайте, рассказывайте, рассказывайте. Например, о почве. Что такое чернозем, как он образуется и какие растения на нем растут. Разгребите палкой хвою в сосновом лесу, и пусть ребенок увидит собственными глазами, что сосны растут на песке. А что такое песок вообще? А глина, гранит, мрамор?
В ваш мини-поход непременно возьмите с собой компас. Такой замечательный атрибут придаст походу особую значимость. К тому же это отличный повод познакомить малыша с частями света и рассказать о чудесной путеводной стрелочке. Наверное кроха уже знает, что утром солнышко восходит на небо на востоке, а вечером садится с другой стороны — на западе. Может ли солнышко что-нибудь напутать и взойти на западе? Конечно нет. Ведь Земля вращается только в одну сторону. Кстати, а вы наблюдали с ребенком восход и заход солнца? Он уже знает, что такое линия горизонта?
Научите ребенка пользоваться компасом. Пусть он держит компас в рукax и медленно вращается вокруг себя до тех пор, пока красная стрелочка не будет указывать на букву N (north — север). Объясните малышу, что сейчас он стоит лицом к северу. Сзади у него юг, слева — запад, справа — восток. Пусть кроха определяет в пути, в каком направлении вы движетесь.
Прямо на ходу можно играть в игру «Я знаю 5 названий…». Мама задает тему: «Я знаю 5 городов…». А малыш продолжает, перечисляя названия известных ему городов на каждый шаг: «Москва — раз, Киев — два…». Темы могут быть самыми разными: страны, столицы государств, моря, реки, озера, вершины, вулканы. Или даже так: «Я знаю 5 животных, живущих в Северной Америке…» Если 5 названий вспоминается легко, называем сразу по 10. Мама подсказывает, малыш запоминает. Так расширяем наши географические познания.
Во время лесной прогулки закопайте в укромном местечке «клад» — плотно закручивающуюся стеклянную банку с детскими «сокровищами». Нарисуйте карту того места, где закопан ваш клад, используя условные обозначения. Обычно ребятишки приходят в восторг от подобных игр. Тщательно сохраните вашу карту и во время следующей прогулки попробуйте отыскать тайник, ориентируясь по ней. Придумайте свои обозначения для лиственных и хвойных деревьев, кустарника, пенька, большого камня, оврага, озера, родника, речушки. А потом, уже дома, посмотрите вместе с малышом, как те же объекты обозначаются на настоящих картах. Игру можно продолжать бесконечно, рисуя карту комнаты, квартиры, двора, улицы и даже придуманные карты воображаемых стран и островов. Такие игры не только расширяют географические знания, но и тренируют пространственное мышление юного картографа и кладоискателя.
Разговаривая с малышом о таких непростых вещах, как устройство Земли, учитывайте детскую особенность понимать все буквально. Однажды, во время прогулки, пятилетняя дочь глубокомысленно рассматривала подъемный кран, виднеющийся из-за забора стройки. Кран поднимал бетонные плиты. «А что, те плиты, которые в земле, такие же, как эти?» Я не сразу поняла, о чем речь. Какие плиты в земле? «Ну те, которые сталкиваются между собой и землетрясение получается». Вот те раз! Читая когда-то в детской энциклопедии о том, что землетрясения происходят от столкновения больших масс земли (плит), дочь решила, что это такие вот бетонные строительные плиты лежат себе в земле да и сталкиваются время от времени, видимо от скуки. Просто других плит она в своей жизни не видела и не смогла представить, что же это такое. Так что, объясняя малышам подобные сложные вещи, пытайтесь выяснить у них, как они поняли ваше (или книжное) объяснение. Иначе путаницы в детских головках не избежать.
Детский сад «Алёнушка», филиал Детского сада «Светлячок»
Природные
ископаемые
г. Заводоуковск
2019 г.
Источник
Алла Буева
Конспект НОД «Знакомство с полезными ископаемыми»
Познание. Старшая группа.
Подготовила воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад№3д. Ясенцы.
Конспект НОД.
Тема: » Знакомство с полезными ископаемыми«
Цель: Продолжение знакомство с полезными ископаемыми России (углем, мелом, песком, глиной, солью).Уточнение представления о свойствах песка и глины в сравнении (песок состоит из песчинок, угля и мела, соли их свойства и различия. Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств. Развитие сенсорных ощущений, интереса, развитие словаря и активизация речи. Воспитание чувства гордости к своему отечеству.
Средства: тарелочка с песком, глиной, углем, мелом, соль, баночки с водой, молоточек, черный лист бумаги, глобус.
Ход:
на столе в тарелочках разложены: уголь, песок, глина, мел, соль
— Дети, мы сегодня поговорим с вами о природных богатствах Земли.
Все природные богатства, которые люди добывают из глубины Земли и с её поверхности — это полезные ископаемые.
Наша страна богата различными полезными ископаемые (показ воспитателем на глобусе месторождения). Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве.
_ Как вы думаете, какие полезные ископаемые используются в строительстве?
— глина, песок, известняк
-Другие служат топливом. Какие?
— торф, каменный уголь, газ, нефть.
— Сегодня мы поговорим с вами о песке и глине — самых распространенных природных ископаемых, которые образуются под воздействием разрушения гор.
-Давайте сравним песок и глину:
-дети рассматривает, ощупывают, бросают
После экспериментирование дети делают выводы:
— Глина — мягкая, из неё можно лепить, она плохо пропускает воду.
— Песок -, сухой, сыпучий, из сырого можно лепить, но при высыхании постройка ломается, песок хорошо пропускает воду.
— Дети, вы хотите узнать, из чего состоит песок? Возьмите черный лист бумаги и положите немного песка.
-дети делают выводы: песок состоит из мельчайших песчинок, поэтому он сыпучий
Затем обращаю внимание на каменный уголь
Предлагаю эксперименты: положить кусочек угля в воду, ударить молоточком, начертить на бумаге.
-Какой он?
— он черный, блестит на солнце, твердый, тонет в воде, при ударе распадается, оставляет следы.
— Основное свойство угля — горючий (показ воспитателя — как уголь горит)
Затем показываю на глобусе некоторые месторождения угля
— уголь идет на отопление жилых домов, как топливо на заводах и фабриках. из каменного угля получают краски, лекарства (активированный уголь) и др. полезные вещества.
Затем предлагаю обратить внимание на мел. Мел изготавливают из ракушечника, который добывают вблизи моря, из него делают школьные мелки.
дети рассматривают мел: рисуют, бросают воду, ломают)
— Дети делают выводы: он бывает разного цвета, ломкий, раскалывается, размыкает, он оставляет следы — можно рисовать.
-Затем рассмотрим соль: для чего она нужна? где её можно найти (показ месторождений в России)
Какими свойствами обладает соль? как можно проверить?
— После экспериментирования (пробуют на вкус, бросают в воду, из чего состоит? раскалывают молоточком)
— Соль: белая на цвет, соленая, хрупкая, состоит из кристаллов, нужна для приготовление пищи.
Уточнение знаний детей:
1. Какие полезные ископаемых вы знаете?
2. Для чего нужны полезные ископаемые?
В заключение занятия предлагаю рисовать, тема » Зимний пейзаж»(мелом на черном листе бумаги)
Источник
Мамаева Юлия Алексеевна
Занятие по экспериментированию «Полезные ископаемые нашего района»
Воспитатель: Вот мы и пришли в наш зал, давайте поздороваемся с сидящими здесь гостями! А теперь повернитесь все ко мне, сегодня на нашу электронную почту пришло письмо, но это не простое письмо, нас всех вместе с вами приглашают принять участие в научной конференции. Мы приглашение принимаем?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а скажите, что такое научная конференция?
Ответы детей.
Воспитатель: А еще кто как думает, что такое научная конференция.
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, а как называются люди занимающиеся наукой?
Дети: Ученые.
Воспитатель: Вот, сегодня я вам предлагаю выступить в роли юных ученых. И так, мои юные ученые, мы с вами отправляемся на научную конференцию. Посмотрите пожалуйста на карту, какой большой наш подмосковный район — это наш край. В Подмосковье очень много районов и среди них наш, скажите как он называется?
Дети: Сергиево — Посадский.
Воспитатель: Вы его наверное сразу узнали? На карте он обозначен ярко зеленым цветом. Как вы думаете почему?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо ребята. А теперь, мою юные ученые, прошу подойти ко мне. Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Занимайте свои места. Я предлагаю вам посмотреть научный фильм о полезных ископаемых Подмосковья. Подмосковный край, как и другие районы нашей страны очень богаты полезными ископаемыми. Давайте вспомним, мы уже об этом говорили, какие полезные ископаемые мы добываем в нашем районе.
Ответы детей.
Воспитатель: Так, все правильно! ребята. а посмотрите пожалуйста на карту и скажите, каким графическим знаком обозначен песок на карте?
Дети: Круг.
Воспитатель: Известняк?
Дети: Треугольник.
Воспитатель: Торф?
Дети: Кирпичик.
Воспитатель: Молодцы, а какие полезные ископаемые добывают в нашем Сергиево —
Посадском районе?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти значки. что это?
Дети: Песок. глина.
Воспитатель: Правильно! А мне бы хотелось узнать почему такое интересное название полезные ископаемые?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А где у нас полезные ископаемые находятся в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: А в народе полезные ископаемые как еще называются?
Ответы детей.
Воспитатель: Отлично! Полезные ископаемые — это наше богатство. Скажите мне пожалуйста ребята, а как люди узнают, что именно в этом месте есть полезные ископаемые и кто занимается их поиском?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Геологи, а кто же такие геологи? давайте уточним.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А знаете, профессия геологов не простая, им часто приходится сталкиваться с разными трудностями, преодолевать большие расстояния, порой на поверхности земли ничего не видно, и им приходиться долго работать, чтобы определить, где находятся полезные ископаемые, и вот когда место положение полезных ископаемых найдено надо определить, как их извлечь.
Дети: Машины
Воспитатель: А какие машины, посмотрите?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! А теперь расскажите какие именно полезные ископаемые добывают в нашем районе? Начнем с песка
Посмотрите на слайд, как люди добывают песок и для чего они его используют?
Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно А теперь давайте посмотрим на слайд и расскажем где и для чего используют глину?
Ответы детей.
Воспитатель: А когда мы ходили в музей на экскурсию, что мы видели?
Дети: Игрушки.
Воспитатель: У нас тоже есть глина и мы ее сейчас рассмотрим, а потом приготовим ее и сделаем свои игрушки. Так, посмотрим на следующий слайд. что делают из известняка?
Ответы детей.
Воспитатель: А в какой одежде нужно работать с известняком?
Ответы детей.
Воспитатель: Зачем нужна маска?
Ответы детей.
Воспитатель: Следующий слайд. посмотрите, где у нас используют торф?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку. где сажают помидоры. вот посмотрите сколько пользы могут принести нам полезные ископаемые. Но иногда бывают такие случаи. когда происходит возгорание торфяников. Тогда всему живому приходится очень трудно. Вот сейчас у нас весна люди выходят отдыхать разжигают костры, жарят шашлыки, отдыхают, а уходя забывают тушить костры, и что происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: поэтому нужно очень бережно относиться к природе. Сейчас мы с вами посмотрим фильм и узнаем много нового. А теперь пришло время немножко отдохнуть. Все готовы?
Физкультминутка.
Воспитатель: Как ребята отдохнули?
Дети: Хорошо.
Воспитатель: А теперь мы пойдем в нашу научную лабораторию и проведем опыты с некоторыми полезными ископаемыми. мы одеваем рабочую одежду. Сотрудники лаборатории должны ходить в белых халатах. Кто оделся тот помогает другому. Вы сейчас будите настоящими лаборантами. Кто готов садитесь ровненько на стульчики. Обратите внимание перед вами лежит научное оборудование. Скажите, что вы видите на своем столе?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите ребята зачем нужна лупа?
Ответы детей.
Воспитатель: для чего нам нужен микроскоп?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо вы все правильно сказали. а теперь перейдем к первому опыту. Возьмем стаканчики с песком и глиной и рассмотрим содержимое через лупу, лупу держите повыше. так вы лучше все рассмотрите. Кто рассмотрел?
Ответы детей.
Воспитатель: а теперь рассмотрим содержимое второго стаканчика.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте сравним содержимое первого и второго стаканчика.
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, что в каждой научной лаборатории есть главный научный сотрудник. Сегодня таким буду я, а что бы ваши опыты были успешными надо соблюдать технику безопасности. ребята, а вы хотите рассмотреть песчинки через микроскоп. Мы с микроскопом будем работать в паре, так, что не торопитесь рассматривайте все внимательно. Мальчики уступите девочкам. На что похожи песчинки
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь посмотрите на экран — это песок со стократным увеличением. Камушки похожи на конфетки, а можно их кушать?
Дети: Нет
Воспитатель: вам понравилось? Продолжаем опыты. Отставьте микроскопы, а со стоканчиками мы продолжим. Возьмите две лабораторные палочки, будте осторожны они острые. Воткните одну палочку в песок. а вторую в глину. Что произошло?
Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно глина плотный материал, песок — рыхлый. Вспомните, как растения растут на песке и глине?
Ответы детей.
Воспитатель: Вытащите палочки и поставьте на место. Возьмите мерный стаканчик, налейте половину воды в глину. а вторую в песок, а теперь посмотрим, что происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: Это доказывает. что глина плотный материал. А теперь последний самый интересный опыт, поставьте перед собой тарелочки с песком и глиной. А теперь возьмите лабораторные трубочки и подуйте. в рот трубочки не берите, посмотрите. что получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: что произошло с песчинками?
Ответы детей.
Воспитатель: Сухие разлетелись, а мокрые нет, они склеились. А теперь посмотрим на экран, какие скульптуры бывают их мокрого песка. Наши опыты окончены. Вы были молодцы. Когда вы вырастете кто — то станет ученым, кто — то геологом, а может и кем — то другим. а пока о нашем занятии расскажите дома и берегите природу. а теперь давайте попрощаемся.
Источник