Все полезное для егэ по истории
Путеводитель по одной из лучших групп Вконтакте о ЕГЭ по истории.
Ведёт её выпускник истфака МГУ Андрей Филинов. Сейчас он работает учителем истории и обществознания в московской гимназии.
Историческое сочинение
86 периодов для исторического сочинения — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_134
Готовый список мнений историков — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_239
Как выбрать период для исторического сочинения — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_127
Как написать историческое сочинение: план работы — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_146
Типичные фактические ошибки в историческом сочинении: разбор примеров — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_224
Типичные ошибки в структуре исторического сочинения — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_230
Самое важное
Методика подготовки к заданиям с иллюстрациями — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_44
Методика подготовки к заданиям с картами — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_93
Ссылка на скачивание учебных пособий для подготовки к заданиям с картами — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_94
Структура аргумента для задания 24 — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_113
Задание на аргументацию – пошаговое руководство по решению задания №24 — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_119
Как составить план подготовки — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_28
Как выбрать сборники заданий — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_38
Как выбрать учебники — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_67
Ссылка на скачивание основной учебной литературы — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_200
Видео
Как анализировать карикатуры — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_168
Разбор задания с социально-экономической картой — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_243
Как учить историю?
Как перестать путаться в Рюриковичах — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_36
Почему поход Батыя началось именно зимой? — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_181
Ответы на вопросы по монголо-татарам — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_257
Как запомнить русско-турецкие войны — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_64
13 видов нормативно-правовых актов в истории России. Часть 1 — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_87
13 видов нормативно-правовых актов в истории России. Часть 2 — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_99
Ассоциации-запоминалки
Первые Романовы — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_98
Петр I и борьба за власть — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_102
От Петра I к Петру II https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_115
Анна Ивановна https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_117
Анна Ивановна и Бирон https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_143
Анна Леопольдовна https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_121
Сыновья Павла I — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_152
Николай I — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_147
Деятельность Сперанского — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_187
Как запомнить фамилии декабристов — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_245
Манифест о незыблемости самодержавия 1881 г. — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_90
Политика Витте — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_177
Трудодни в колхозах — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_76
Конференции «Большой тройки» в период ВОВ — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_68
Преследование евреев в СССР и космополитизм — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_165
Горбачев и его антиалкогольная кампания — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_135
Серия запоминалок по Революции 1917 г.:
Партийный состав Петросовета — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_216
Состав 1-го Временного правительства — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_227
Апрельские тезисы — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_231
Учебники и справочники
Схемы и таблицы: сравнение пособия Кириллова и Орлова — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_62
Справочники по истории: сравнение изданий Баранова и Барабанова — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_79
Школьные учебники Сахарова — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_96
Вузовский учебник по ХХ веку Щагина — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_74
Обзор учебников А.А. Данилова для 6-9 класса — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_129
Учебник Орлова – 2-е и 4-е издания — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_149
Сборники заданий
Сборник заданий по картам и иллюстрациям Полторака — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_71
Пособие Пазина по истории культуры — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_55
Сборники заданий Курукина — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_42
Сборник заданий с иллюстрациями Гевурковой — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_133
Сборник тематических заданий Алексашкиной — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_139
Сборник тематических заданий Крамарова — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_158
Сборники тестов по ХХ веку (Данилов + Симонова) https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_226
Разбор демоверсии
Задание 1 — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_25 (запоминание дат)
Задание 2 – https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_26 (соотнесение события и года)
Задание 3 – https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_33 (запоминание терминов)
Задание 4 – https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_35 (термин – опричнина/земщина)
Задание 5 – https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_39 (соотнесение процессов и фактов)
Задание 6 – https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_46 (методика работы с историческим источником)
Задание 7 – https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_60 (черты НЭПа)
Задание 8 — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_106 (ВОВ)
Задание 9 — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_116 (соотнесение событий и личностей)
Про ЕГЭ
Памятка сдающему ЕГЭ по истории — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_50
Топ-5 самых сложных заданий ЕГЭ по истории — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_56
Методические рекомендации ФИПИ (исторические деятели) — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_237
Про Статград — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_85
Про ФИПИ — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_77
Про демоверсию — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_21
Про кодификатор — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_34
Про спецификацию — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_72
Опыт выпускницы — https://vk.com/historystepa?w=wall-126886810_58
Источник
Темы к ЕГЭ по истории из кодификатора.
Источник: vk.com/historystepa
Среди тем по истории России, необходимых для сдачи ЕГЭ в 2020 г., присутствуют периоды с VIII до начала XXI вв.
Т.е. если говорить о конкретных персоналиях, то темы, которые придётся изучить для подготовки к ЕГЭ по истории, охватывают исторические эпохи от князя Рюрика (IX в.) до президента Д.А. Медведева (2012 г.). Хотя есть и негласное исключение – в заданиях могут оказаться вопросы, связанные с присоединением Крыма к России в 2014 г.
В каких заданиях встречаются лишь определённые темы?
Содержание некоторых заданий ограничено определёнными временными рамками:
— в задании № 6 – могут присутствовать лишь темы c VIII в. до 1914 г. включительно;
— задание № 8 целиком посвящено периоду Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
— в задании № 10, в отличие от 6-го, напротив, могут быть, лишь эпохи с 1914 по 2012 гг. включительно.
Во всех остальных заданиях могут встретиться любые темы с VIII до начала XXI вв.
Со всеми этими нюансами можно самостоятельно ознакомиться с помощью обобщённого плана варианта, который можно найти в таком документе как спецификация КИМ для проведения ЕГЭ по истории в 2020 г.
Нужна ли всеобщая история для сдачи экзамена?
Ещё одно важное дополнение, связанное с содержанием заданий ЕГЭ по истории 2020 г. касается наличия в них вопросов, связанных со всеобщей историей. Для понимания того, к чему необходимо готовиться, стоит вначале ознакомиться со списком важнейших событий (процессов, явлений) истории зарубежных стран, который может проверяться в заданиях:
— 1 (умение определять последовательность событий российской и зарубежной истории);
— 11 (умение систематизировать историческую информацию, в данном случае, с помощью таблицы).
Перечень охватывает события, которые изучаются в курсе всеобщей истории «с древнейших времён» (если более точно, то с конца V в. н.э., поскольку первая дата – падение Западной Римской империи в 476 г.) до конца XX в. (последняя дата – объединение ГДР и ФРГ в единое государство в 1990 г.). Этот список из 114-ти дат можно найти в таком документе как кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников. Стоит также обратить внимание, что это лишь перечень событий без указания для них конкретных временных рамок. Их можно определить самостоятельно или воспользоваться уже готовым списком дат по всеобщей истории (например, этим).
Список тем для подготовки к ЕГЭ по истории из кодификатора
Источник списка: кодификатор ЕГЭ по истории 2020 г., утвержденный ФИПИ.
Всего в списке 70 вопросов, объединенных в 9 тематических блоков и 3 раздела по хронологии.
Значком «*» отмечены те элементы содержания, которые проверяются с привлечением знаний по всеобщей истории.
Древность и Средневековье
Народы и древнейшие государства на территории России
1.* Восточнославянские племена и их соседи
2. Занятия, общественный строй, верования восточных славян
Русь в IX – начале XII в.
3.* Возникновение государственности у восточных славян. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства
4. Категории населения. «Русская Правда»
5.* Международные связи Древней Руси
6.* Культура Древней Руси. Христианская культура и языческие традиции
Русские земли и княжества в XII – середине XV в.
7. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики
8.* Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада
9.* Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества
10. Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город
11.* Культурное развитие русских земель и княжеств
Российское государство во второй половине XV – XVII в.
12.* Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига
13. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения
14. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян
15.* Расширение территории России в XVI в.: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война
16.* Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV–XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.
17.* Смута. Социальные движения в России в начале XVII в. Борьба с Речью Посполитой и со Швецией
18.* Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы
19.* Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права
20. Церковный раскол
21. Социальные движения XVII в.
Новое время
Россия в XVIII – середине XIX в.
22. Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации
23.* Северная война. Провозглашение Российской империи
24.* «Просвещенный абсолютизм». Законодательное оформление сословного строя
25.* Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота
26.* Русское просвещение
27.* Превращение России в мировую державу в XVIII в.
28.* Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.
29. Правовые реформы и мероприятия по укреплению абсолютизма в первой половине XIX в.
30.* Отечественная война 1812 г.
31. Движение декабристов
32.* Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм
33.* Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны
Россия во второй половине XIX – начале ХХ в.
34. Реформы 1860–1870-х гг.
35. Политика контрреформ
36.* Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Роль государства в экономической жизни страны
37.* Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Реформы С.Ю. Витте
38.* Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков
39.* Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов
40.* Русско-японская война
41.* Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX – начале ХХ в. Критический реализм. Русский авангард. Развитие науки и системы образования
42. Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения
43. Реформы П.А. Столыпина
Новейшая история
Россия в Первой мировой войне. Революция и Гражданская война в России
44.* Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество
45.* Революция 1917 г. Временное правительство и Советы
46. Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание
47.* Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны
48. Переход к новой экономической политике
СССР в 1922–1991 гг.
49. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство
50. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция СССР 1936 г.
51. Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация
52. Идеологические основы советского общества и культура в 1920–1930-х гг. «Культурная революция». Ликвидация неграмотности, создание системы образования
53.* Внешнеполитическая стратегия СССР в 1920–1930-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны
54.* Причины, этапы Великой Отечественной войны
55.* Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны
56.* СССР в антигитлеровской коалиции
57.* Итоги Великой Отечественной войны. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира
58. Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
59.* Холодная война. Военно-политические союзы в послевоенной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы
60. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы 1950–1960-х гг., причины их неудач. Замедление экономического роста
61.* «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция СССР 1977 г.
62.* Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 1980-х гг. «Перестройка» и «гласность». Формирование многопартийности
63.* СССР в мировых и региональных кризисах и конфликтах после Второй мировой войны. Политика «разрядки». «Новое политическое мышление». Распад мировой социалистической системы
64.* Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг.
Российская Федерация
65. Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР
66.* Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны – участницы Содружества Независимых Государств
67.* Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия
68.* Российская Федерация в 2000–2012 гг.: основные тенденции социально-экономического и общественно-политического развития страны на современном этапе.
В.В. Путин. Д.А. Медведев
69.* Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе
70.* Современная российская культура.
Источник
С чего начать, задаются вопросом все, кто сталкиваются с изучением истории. Запомни раз и навсегда — история предмет сюжетный и структурный.
Читать книжки наобум, не понимая, что тебе понадобится на экзамене — это первая и главная ошибка, которую совершают многие, взявшиеся за подготовку.
Из чего состоит история?
Как любая гуманитарная наука история имеет четкую структуру. Именно по ней специалисты ФИПИ составляют экзамен. Разобраться с ней — первый шаг к осознанному изучению истории.
В экзамене встречается три типа заданий, проверяющих различные аспекты дисциплины.
Вот так выглядит развернутая схема, которую тебе необходимо понять и запомнить, чтобы продуктивно работать с курсом в любой его форме. О ней редко говорят репетиторы, в школах ее не изучают. Хотя ничего сверхъестественного в ней нет.
Как видишь, история делится всего на три структурные категории: даты, сюжеты и источники. Для успешного изучения курса тебе необходимо понимать содержание каждой из категорий и всегда соотносить любую изучаемую тему с этой схемой, составляя «слепой конспект».
Как составлять слепой конспект я рассказываю в рамках своего бесплатного недельного марафона, принять участие в котором можно по ссылке: https://vk.com/wall-75386214_16185
На конкретном примере разберемся: зачем нужна эта схема, что понимается под каждой из ее составных частей и как применять ее при решении заданий ЕГЭ.
Даты
Или то, с чего стоит начать изучение истории.
Исторических дат множество. В Сети можно найти огромные списки дат, которые якобы нужно выучить и ты точно сдашь экзамен. Учебники кишат тысячами дат. На самом деле, учить 99% из них не нужно, а в Интернете большинство пабликов ведут школьники, которые сами не знают, как готовиться к экзамену.
Базовые даты — это основной базис истории. Именно с их изучения и нужно начать подготовку к экзамену. Базовые даты включают в себя: годы правления исторических деятелей и их краткую характеристику. На изучение базиса понадобится около десяти дней. После этого момента ты уже сможешь с успехом приступать к изучению курса любым доступным тебе способом.
Что нам понадобится?
Для работы с правителями России нам понадобится следующая таблица.
Алгоритм работы с ней следующий:
- Распечатать таблицу и разбить ее на части по три правителя в каждой из них. Каждый новый день тебе предстоит работать с одной из частей.
- Начни изучение таблицы утром следующего дня. Возьми 3 стикера и заполни их следующим образом (изображены передняя и задняя части стикера).
- После того, как три стикера будут заполнены — необходимо наполнить их содержанием. Для этого используй YouTube. Возьми одного из правителей (двигайся по таблице сверху вниз) и введи его имя в поисковую строку.
По ходу просмотра пробегайся по выписанной тобой колонке «Значение» и как только ты дойдешь до события, выписанному у тебя на стикере, дополни его датой (есть в видео).
Резюмируем: у тебя появится понимание, что правитель перед тобой и с чем его едят.
Дальше остается запомнить его годы правления. Воспользуйся для этого методикой «интервального повторения». Просто возьми за правило каждые 15 минут обращать внимание на стикер, после первого часа повторений — пытайся вспомнить годы правления уже сам. Если готовишься с «нуля», то переведи годы правления в век и запоминай уже его.
Твоя цель — выстроить структуру истории в голове: какой правитель идет за кем и какую роль он сыграл в истории страны. Справился с первым стикером? Переходи ко второму.
Далее, в ходе изучения курса, нужно будет изучать только НУЖНЫЕ даты, тем самым дополнять свои знания, наполняя содержанием деятельность каждого правителя.
Как понять, какие даты нужны, а какие нет?
На помощь тебе придет документ, который называется историко-культурный стандарт.
На экзамене тебе встретятся даты, которые содержатся именно в нем и никакие больше.
Найти его можно по ссылке: https://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт.pdf
Как изучать даты правильно, не зубрить их и запоминать за считанные минуты — рассказываю в ходе своего недельного марафона. Ссылку сможешь найти выше.
Таким образом, знание дат и общих сюжетов даст тебе возможность эффективно решать многие задания экзамена на знание дат и покроет треть заданий ЕГЭ.
Задания ЕГЭ на знание исторических дат
Сюжеты
Переходим к следующей части — сюжетам.
История, это как сериал. Есть последовательность событий, где из одного вытекает другое. Как в сериале здесь есть действующие лица — исторические личности. Как в сериале, история наполнена своими специфическими словами, применимыми только в определенном сюжете — термины.
Каждая тема курса обладает своими ПСС (причинно-следственными связями) — причинами и последствиями события, которое ты изучаешь. Это как в жизни, то, что ты читаешь этот документ имеет причину — ты решил сдавать ЕГЭ по истории. А следствием этого будет то, что ты правильно начнешь подготовку к экзамену. Все просто.
Поэтому когда ты будешь дальше работать с курсом — у каждой основной даты ищи причины того, почему произошла (например) русско-японская война и последствие этой войны. Опять же многие задания экзамена проверяют это умение.
Исторические личности и термины — так же немаловажная вещь. И они тоже нужны для сдачи экзамена и понимания того, что ты учишь. Какие именно термины и каких именно личностей изучать, смотри в историко-культурном стандарте.
Совет: личностей всегда изучай в контексте понятия «современник правителя». Изучив базис, ты будешь знать десятки правителей нашей страны. Личностей изучай как людей, живших во время (например) Петра Первого.
Так какие задания проверяют знание сюжетов?
Задания ЕГЭ на знание исторических сюжетов
Как видишь, все просто и имеет определенную структуру.
При изучении темы, для успешной подготовки, главное держать в голове одно — любую тему в конспекте нужно раскладывать на отдельные части и всегда соотносить их с историко-культурным стандартом. Тогда все становится дико просто.
Источники
Последнее, что нужно прорабатывать. Причем, прорабатывать отдельно.
Источникам мы посвятим отдельные инструкции.
Пока лишь скажу, что их знание обеспечит тебе решение остальных заданий экзамена. Всех до единого. Ну и хочу тебя обрадовать — все источники, используемые на экзамене, так же нам уже давным-давно известны.
- Карты. Составители экзамена не рисуют новые карты каждый год. Они используют готовый пак карт, причем одинаковый, каждый год. Он есть на руках у меня и нашей команды. Так что ты так же можешь его получить в недельном марафоне и там же научиться с ними работать.
- Культура. Главное при изучении культуры не уйти в чтение книжек и пособий. Это вообще отдельная тема, на которую мы поговорим в следующих инструкциях. Важно понимать, что и культуру на экзамене спрашивают одну и ту же: в заданиях используют заранее известные иллюстрации, памятники культуры (от живописи до архитектуры)
- Документы. Для успешной работе с ними нужно освоить один важный навык. Этому будет посвящен отдельный пост.
Задания ЕГЭ на знание исторических источников
Таким образом — путь к результату намечен. Точка «А» есть, а твое первое задание будет — изучить базис курса из правителей России.
Удачи, да пребудет с вами сила ????
Продолжить подготовку
Источник