Все полезные вещества образуются из вещества мантии
а) твердое, б) вязкое.
4. Обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами называются:
5. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».
г) выделяются в отдельную группу.
7. Установите соответствие:
в) гранит, г) базальт,
д) мел, е) каменная соль
2) Магматические горные породы
3) Метаморфические горные породы
8.Физическое выветривание Не связано с:
а) действием ветра;
б) движением воды;
в) растворением в воде различных горных пород;
г) температурным расширением и сжатием горных пород.
9. Определите, какие из приведённых слов могут быть использованы при рассказе о различных видах выветривания (проставьте соответствующие цифры).
1 — Растворение; 2 — температура; 3 — барханы; 4 — корни; 5 — каменная соль; 6 — галька; 7 — живые организмы; 8 — подземные слои; 9 — прорастает.
А – физическое ____________, Б – химическое ___________, В – Биогенное __________
10. В каких странах есть гейзеры?
А) В России; Б) в Америке; В) в Исландии; Г) во всех перечисленных странах; Д) Ни в одной из этих стран нет гейзеров
11.Что привело к гибели города Помпеи?
г) война.
12.Какие формы рельефа можно встретить:
а) горы; б) низменности; в) вулканы; г) равнины; д) желоба
13.Самая высокая горная система суши — это:
а) Альпы;
б) Кавказ;
в) Гималаи;
г) Памир.
14. Вкаких из обозначенных на карте районов возможны сильные землетрясения?
Контрольная работа по теме: «Литосфера», I вариант
В состав литосферы входят:
а) ядро, мантия, земная кора;
б) нижняя мантия, средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;
в) средняя мантия, верхняя мантия, земная кора;
г) верхняя мантия, земная кора.
Горные породы, образующиеся при остывании вещества мантии, называются:
а) вулканическими;
б) магматическими;
в) глубинными;
г) метаморфическими.
Установите соответствие:
а) 3,5 тыс. км, б) 5 — 80 км,
в) 2,9 тыс. км, г) 6 000°С
д) 2 000°С
Мантия
в, д
Земная кора
б
4.Заповедник Долина Гейзеров находится:
А) На Камчатке Б) в Сибири В) На Кавказе Г) В Австралии
5.Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».
Топливные полезные ископаемые – это горные породы, которые способны гореть
2
нет
Золото и никель относятся к числу драгоценных металлов
3
да
Горные породы, которые человек использует для своих нужд, называются полезными ископаемыми
4
да
Полезные ископаемые могут быть обнаружены не только на суше, но и на дне морей
5
да
Существует три вида полезных ископаемых: осадочные, магматические и метаморфические
6. К осадочным горным породам НЕ относится:
а) глина;
б) песок;
в) мрамор;
г) нефть.
7. Исключите лишние названия из перечня «полезных ископаемых»:
Сахар
2
Соль
7
Гранит
12
Дрова
3
Природный газ
8
Нефть
13
Стекло
4
Каменный уголь
9
Лёд
14
Песок
5
Базальт
10
Глина
15
Мел
8. Месторождения нефти и природного газа сформировались в тех районах, где в прошлом располагались:
а) леса; б) моря; в) горы; г) города.
9. Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».
Выветриванием называют процессы, приводящие к разрушению горных пород
2
да
В результате физического выветривания образуются залежи обломочных горных пород
3
да
Техногенное выветривание связано с хозяйственной деятельностью человека
4
да
Химическое выветривание действует на растворенные в воде вещества
5
нет
Прокладка траншеи для укладки водопроводных труб – пример биогенного выветривания
10. К какому типу гор по высоте относится гора Народная на Урале (высота 1895 метров)
А) Высокие Б) Низкие В) Средние Г) Нормальные
11.Максимальная сила землетрясений составляет:
а) 5 баллов;
б) 10 баллов;
в) 12 баллов;
г) 20 баллов.
12.Заполните схему до конца:А – горы, Б- равнины, 1- высокие (>2000м), 2- средние (1000-2000м), 3низменности (до 200м), 4- плоскогорья (500-1000м)
13. Горы и равнины бывают:
А) Только на суше; Б) Только на дне океана; В) На суше и на дне океана
14.В каких из обозначенных на карте районов землетрясения невозможны? (2, 3)
Контрольная работа по теме: «Литосфера», II вариант
Чем океаническая земная кора отличается от материковой?
а) температурой;
б) толщиной;
г) влажностью;
д) твёрдостью.
Где располагаются очаги вулканов?
а) в нижней мантии;
б) в средней мантии;
в) в верхней мантии;
г) в земной коре.
Укажите, в каком состоянии находится вещество, образующее разные части земного шара:
а) твердое, б) вязкое.
а
б
б
а
4. Обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами называются:
А) Горы; Б) Низменности; В) Котловины
5.Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».
По происхождению выделяют магматические, осадочные и метаморфические горные породы
2
да
Примером изверженной магматической горной породы может служить базальт
3
да
Осадочные горные породы могут образовываться при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде
4
нет
Магматические горные породы возникают их метаморфических при воздействии на них высоких температур и давления
5
да
Уголь, нефть, известняк, мел – все эти горные породы являются осадочными органическими
6. К какой группе полезных ископаемых относятся драгоценные металлы?
а) к топливным;
б) к рудным;
в) к нерудным;
г) выделяются в отдельную группу.
Установите соответствие:
а) песок, б) мрамор,
в) гранит, г) базальт,
д) мел, е) каменная соль
2) Магматические горные породы
в, г
3) Метаморфические горные породы
б
Физическое выветривание НЕ связано с:
а) действием ветра;
б) движением воды;
в) растворением в воде различных горных пород;
г) температурным расширением и сжатием горных пород.
Определите, какие из приведённых слов могут быть использованы при рассказе о различных видах выветривания: (проставьте соответствующие цифры).
1 — Растворение; 2 — температура; 3 — барханы; 4 — корни; 5 — каменная соль; 6 — галька; 7 — живые организмы; 8 — подземные слои; 9 — прорастает.
А – физическое __2, 3, 6__, Б – химическое _1, 5, 8_, В – Биогенное _4, 7, 9_
10. В каких странах есть гейзеры?
А) В России; Б) в Америке; В) в Исландии; Г) во всех перечисленных странах; Д) Ни в одной из этих стран нет гейзеров
Что привело к гибели города Помпеи?
а) землетрясение;
б) извержение вулкана;
в) наводнение;
г) война.
Какие формы рельефа можно встретить:
а) горы; б) низменности; в) вулканы; г) равнины; д) желоба
д
б, в, г
Самая высокая горная система суши — это:
а) Альпы;
б) Кавказ;
в) Гималаи;
г) Памир.
В каких из обозначенных на карте районов возможны сильные землетрясения: 1, 4, 5.
Источник
Контрольная работа №2 на тему: «Литосфера – твердая оболочка Земли». I вариант.
1. Верхний твердый слой Земли:
а) ядро; б) мантия; в) земная кора; г) литосфера.
2. К обломочным горным породам относятся:
а) гравий; б) галька и песок; в) гравий, песок и известняк; г) мрамор и песок.
3. Что образуется, если магма достигла поверхности земной коры и застыла на глубине не излилась на поверхность?
а) базальт; б) гранит; в) мрамор; г) графит.
4. Какие движения свойственны земной коре?
а) вертикальные; б) горизонтальные; в) и вертикальные, и горизонтальные; г) она не двигается.
5. К потухшим вулканам относятся:
а) Казбек и Кракатау; б) Кракатау и Эльбрус; в) Эльбрус и Казбек; г) Эльбрус и Везувий.
6. Как называется прибор, фиксирующий состояние земной коры?
а) эхолот; б) сейсмограф; в) нивелир; г) компас;
7. Какой силы достигают максимальные колебания земной коры при землетрясениях?
а) 9 баллов; б) 10 баллов; в) 5 баллов; г) 12 баллов.
8. Как называется канал, расположенный внутри вулкана, по которому поднимается магма?
а) кратер; б) жерло; в) труба; г) конус;
9. В 79 г. н. э. произошло извержение вулкана Везувий. Этот вулкан считается:
а) действующим; б) потухшим; в) спящим; г) сонным.
10. Какие горы самые высокие на Земле?
а) Уральские; б) Кавказские; в) Кордильеры; г) Гималаи;
11. Какая гора считается высочайшей вершиной суши?
а) Эльбрус; б) Народная; в) Джомолунгма; г) Килиманджаро.
12. Название этой земной оболочки переводится с греческого как «покрывало»:
а) ядро; б) мантия; в) земная кора.
13. Толщина океанической земной коры в среднем:
а) 5 – 10 км; б) 30 – 70 км; в) 50 – 100 км.
14. Грабен – это:
а) выступ; б) впадина.
15. К районам распространения гейзеров относится полуостров:
а) Камчатка; б) Кольский; в) Скандинавский.
16. К внутренним процессам, изменяющим рельеф Земли, относится:
а) деятельность человека; б) деятельность грунтовых вод;
в) деятельность растений и животных; г) вулканизм.
17. Соотнесите термины и их определения. Ответ запишите парами «буква – цифра»
Термины
А) литосфера
Б) сейсмология
В) горячие источники
Г) очаг магмы
Д) горы
Определения
1- обширные участки земной поверхности, приподнятые над равнинами и имеющие большие перепады высот
2 — трещины в земной коре, где магма плавится и скапливается
3 – каменная оболочка Земли
4 – подземные воды, нагретые внутренним теплом Земли и вышедшие на поверхность
5 – наука о землетрясениях
18. Отметьте правильные высказывания. Выпишите их номера.
Самая глубокая скважина (15 км) пробурена на Кольском полуострове в России
Слово мантия переводится с греческого как «густая мазь»
Глубины Мирового океана измеряют эхолотом
Первые карты дна океанов появились в древней Греции
Горные породы состоят из минералов
Под океанами земная кора тоньше, чем под континентами;
Самый верхний слой и континентальной, и океанической земной коры осадочный;
Строение материковой и океанической земной коры одинаково;
Литосфера — воздушная оболочка Земли.
Верный ответ -1 балл. Максимальное количество баллов – 26.
Оценка «5» – 18 — 26 баллов, «4» – 13-17 баллов,
«3» – 8-12 баллов, менее 8 баллов отметка «2».
Контрольная работа №2 на тему: «Литосфера – твердая оболочка Земли». II вариант.
1. Что составляет внутренний слой Земли?
а) литосфера; б) мантия; в) земная кора; г) ядро.
2. Что относится к горным породам магматического происхождения?
а) песок, глинистый сланец; б) гранит, базальт, пемза;
в) песок, гравий и известняк; г) мрамор, кварцит, гнейс.
3. Мрамор и гнейс относятся к горным породам, имеющим происхождение:
а) осадочное; б) магматическое; в) метаморфическое; г) обломочное.
4. Какая порода образуется, если магма излилась на поверхность в виде лавы?
а) гранит; б) базальт; в) песок; г) пемза.
5. К действующим вулканам относятся:
а) Везувий; б) Гекла и Килиманджаро; в) Гекла и Везувий; г) Эльбрус;
6. Треть территории какого государства расположена ниже уровня моря?
а) Франции; б) Италии; в) Нидерландов; г) Испании.
7. К районам распространения гейзеров относятся:
а) острова Новая Зеландия и Исландия б) полуострова Аравийский и Индостан
в) полуострова Чукотка и Лабрадор г) Уральские и Скандинавские горы
8. Как называется природный периодически фонтанирующий горячий источник?
а) гейзер; б) вулкан; в) магма; г) жерло.
9. Как называется отверстие, через которое выбрасывается содержимое вулкана?
а) конус; б) жерло; в) труба; г) кратер.
10. Как называется место, где при землетрясении происходят разрыв и смещение пластов горных пород?
а) магма; б) очаг землетрясения; в) эпицентр; г) провал;
11. Из чего состоит вулкан?
а) из кратера; б) из кратера и мантии; в) из кратера, жерла и конуса; г) из магмы и лавы.
12. Самую высокую температуру вещества имеет:
а) ядро; б) мантия; в) земная кора;
13. Толщина материковой земной коры в среднем:
а) 3 км; б) 35 км; в) 50 км;
14. Извержение какого вулкана привело к гибели города Помпеи?
а) Этна; б) Гекла; в) Везувий.
15. Больше всего вулканов сосредоточено на побережьях и островах:
а) Атлантического океана; б) Тихого океана; в) Черного моря;
16. К внешним процессам образования рельефа относится:
а) вулканизм; б) горообразование; в) деятельность ветра; г) движение земной коры.
17. Соотнесите термины и их определения. Ответ запишите парами «буква – цифра»
Термины
А) сейсмограф
Б) гейзеры
В) вулканы
Г) очаг землетрясения
Д) равнины
Определения
1 – периодически фонтанирующие горячие источники
2 – горы с каналами, из которых временами изливается магма
3 – обширные участки земной поверхности с ровной или слабоволнистой поверхностью
4 – прибор, фиксирующий все движения земной коры
5 – место на глубине, где образуется разрыв и смещение горных пород
18. Отметьте правильные высказывания. Выпишите их номера.
Вся толща земной коры состоит из разнообразных горных пород
Излившийся на поверхность расплав горных пород называется лавой
Самые высокие горы на Земле — Анды
Первая карта дна океанов была составлена после экспедиции британского корабля «Челенджер»
Плоскогорье – это равнина с высотой 0 – 200 м
Толщина земной коры везде одинакова;
Литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии;
Все полезные ископаемые образуются из вещества мантии;
При углублении в недра Земли температура и давление возрастает.
Верный ответ -1 балл. Максимальное количество баллов – 26.
Оценка «5» – 18 — 26 баллов, «4» – 13-17 баллов,
«3» – 8-12 баллов, менее 8 баллов отметка «2».
Источник
Мантия Земли находится между земной корой и ядром планеты. На глубине от 10-70 км до 2900 км. И большая часть вещества планеты приходится именно на Мантию. Но изучить этот слой, к сожалению, достаточно хорошо пока что не представляется возможным. Все исследования ведутся косвенными методами, с помощью геофизики и геохимии.
Строение мантии Земли
Существует граница, отделяющая земную поверхностную кору от мантии. Называют её границей Мохоровичича, хотя иногда сокращают до простого Мохо. Располагается она на различных глубинах, зависящих от участка земной поверхности. Так, под океанами граница Мохо находится выше всего (7-10 км), а под складчатыми поясами залегает гораздо глубже (до 70 км). Характерной особенностью границы Мохоровичича является то, что на ней наблюдается резкое увеличение сейсмических скоростей (от 7 до 8 км/с). Принято считать, что происходит это из-за изменения состава пород.
Мантия нашей планеты разделена на 2 части: верхнюю мантию и нижнюю. Друг от друга они также отделены границей, так называемым слоем Голицына. Располагает он примерно на глубине 670 км. Таким образом, становится понятно, что верхняя мантия значительно тоньше нижней.
Состав мантии Земли
Состоит мантия нашей планеты, предположительно, из так называемых ультраосновных пород, которые представлены перидотитами и перовскитами, но также в состав её входят и другие породы (эклогиты, например). Но гораздо понятнее будет, если разложить эти породы на составляющие элементы. Так вот, основным химическим элементом мантии является кислород (45%), находящийся в различных соединениях с другими элементами. По большей части, с кремнием и магнием (~22% каждого). Вместе с кислородом они образуют кремнезем и оксид магния, соответственно. На два этих оксида приходится порядка 84% всего вещества мантии.
Также в этом земном слое в небольших количествах находятся железо, алюминий, кальций, натрий, калий и другие элементы. Почти все из них вступают в реакцию с кислородом, образуя оксиды.
Процессы мантии
Процессы, происходящие на такой глубине, изучены довольно плохо. Например, существует теория, что земное ядро оказывает серьёзное влияние на мантию и процессы, происходящие в ней, но пока что серьёзных подтверждений этому не найдено. Ну а сама мантия оказывает существенное влияние на земную кору. Выражено это различными природными явлениями: вулканизмом, землетрясениями, движением тектонических плит, что является причиной образования гор и впадин.
Также в мантии образуются различные минералы и формируются месторождения полезных ископаемых.
Процессы, происходящие в глубинах планеты, оказывают огромное влияние на жизнь людей. Приносят они как пользу, так и вред. Но эти процессы изучены весьма плохо, потому сложно предположить, что же ожидает нас в дальнейшем. Никто не знает, как деятельность людей повлияет на планету.
Когда учащаются землетрясения, учёные не могут внятно объяснить, что послужило тому причиной, и строят десятки теорий по этому поводу. Но в этом нет их вины, поскольку никто не сможет дать нормальных объяснений, не имея данных необходимых исследований. В таком случае, не совсем понятно, почему тратятся колоссальные средства на изучение космоса, когда от участившихся землетрясений погибают сотни тысяч людей.
Источник
Статьи
Линия УМК «Классическая география» (5-9)
География
Мы часто смотрим в небо и размышляем о том, как устроен космос. Мы читаем о космонавтах и спутниках. И кажется, что все загадки, неразгаданные человеком, находятся там — за пределами земного шара. На самом деле, мы живем на планете, полной удивительных тайн. И мечтаем о космосе, не задумываясь, как сложно и интересно устроена наша Земля.
05 июля 2019
Внутреннее строение Земли
Планета Земля состоит из трех основных слоев: земной коры, мантии и ядра. Можно сравнить земной шар с яйцом. Тогда яичная скорлупа будет представлять собой земную кору, яичный белок — мантию, а желток — ядро.
Внутреннее строение Земли. Источник: Климанова О.А. География 5-6 классы
Верхняя часть Земли носит название литосфера (в переводе с греческого «каменный шар»). Это твердая оболочка земного шара, в состав которой входит земная кора и верхняя часть мантии.
География. 6 класс. Учебное пособие
Учебное пособие адресовано учащимся 6 класса и входит в УМК «Классическая география». Современное оформление, разнообразные вопросы и задания, возможность параллеьной работы с электронной формой учебника способствуют эффективному усвоению учебного материала. Учебное пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Купить
Земная кора
Земная кора — это каменная оболочка, которая покрывает всю поверхность нашей планеты. Под океанами ее толщина не превышает 15-ти километров, а на материках — 75-ти. Если вернуться к аналогии с яйцом, то земная кора по отношению ко всей планете тоньше, чем яичная скорлупа. На долю этого слоя Земли приходится всего 5% объема и менее 1% массы всей планеты.
В составе земной коры ученые обнаружили оксиды кремния, щелочных металлов, алюминия и железа. Кора под океанами состоит из осадочного и базальтового слоев, она тяжелее континентальной (материковой). В то время как оболочка, покрывающая континентальную часть планеты, имеет более сложное строение.
Выделяют три слоя континентальной земной коры:
осадочный (10-15 км в основном осадочных пород);
гранитный (5-15 км метаморфических пород, по свойствам схожих с гранитом);
базальтовый (10-35 км магматических пород).
Разрез земной коры. Источник: Климанова О.А. География 5-6 классы
Мантия
Под земной корой располагается мантия («покрывало, плащ»). Этот слой имеет толщину до 2900 км. На него приходится 83% от общего объема планеты и почти 70% массы. Состоит мантия из тяжелых минералов, богатых железом и магнием. Этот слой имеет температуру свыше 2000°C. Тем не менее большая часть вещества мантии сохраняет твердое кристаллическое состояние из-за огромного давления. На глубине от 50 до 200 км располагается подвижный верхний слой мантии. Он называется астеносфера («бессильная сфера»). Астеносфера очень пластична, именно из-за нее происходит извержение вулканов и формирование залежей полезных ископаемых. В толщину астеносфера достигает от 100 до 250 км. Вещество, которое проникает из астеносферы в земную кору и изливается иногда на поверхность, называется магмой («месиво, густая мазь»). Когда магма застывает на поверхности Земли, она превращается в лаву.
Ядро
Под мантией, словно под покрывалом, располагается земное ядро. Оно находится в 2900 км от поверхности планеты. Ядро имеет форму шара радиусом около 3500 км. Поскольку людям еще не удалось добраться до ядра Земли, о его составе ученые строят догадки. Предположительно, ядро состоит из железа с примесью других элементов. Это самая плотная и тяжелая часть планеты. На нее приходится всего 15% объема Земли и аж 35% массы.
Считается, что ядро состоит из двух слоев — твердого внутреннего ядра (радиусом около 1300 км) и жидкого внешнего (около 2200 км). Внутреннее ядро словно бы плавает во внешнем жидком слое. Из-за этого плавного движения вокруг Земли образуется ее магнитное поле (именно оно защищает планету от опасных космических излучений, и на него реагирует стрелка компаса). Ядро — самая горячая часть нашей планеты. Долгое время считалось, что температура его достигает, предположительно, 4000-5000°C. Однако в 2013 году ученые провели лабораторный эксперимент, в ходе которого определили температуру плавления железа, которое, вероятно, входит в состав внутреннего земного ядра. Так выяснилось, что температура между внутренним твердым и внешним жидким ядром равна температуре поверхности Солнца, то есть около 6000 °C.
Строение нашей планеты — одна из множества неразгаданных человечеством тайн. Большая часть информации о нем получена косвенными методами, еще ни одному ученому не удалось добыть образцы земного ядра. Изучение строения и состава Земли по-прежнему сопряжено с непреодолимыми трудностями, но исследователи не сдаются и ищут новые способы добыть достоверные сведения о планете Земля.
Методические рекомендации
При изучении темы «Внутреннее строение Земли» у учащихся могут возникать трудности с запоминанием названий и очередности слоев земного шара. Латинские наименования будет намного легче запомнить, если дети создадут собственную модель Земли. Можно предложить ученикам выполнить модель земного шара из пластилина или рассказать о его устройстве на примере фруктов (кожура — земная кора, мякоть — мантия, косточка — ядро) и предметов, имеющих схожую структуру. Поможет в проведении урока учебник География. 5-6 классы О.А.Климановой, где вы найдете красочные иллюстрации и подробные сведения по теме.
#ADVERTISING_INSERT#
Источник