Все про соль как о полезном ископаемом 3 класс
- Доклады и сообщения
- Разное
- Каменная соль
Каменная соль относится к нерудным (неметаллическим) видам полезных ископаемых. Другое её название – «галит» произошло от греческого слова и означает «соль». Каждый из нас видел галит у себя на кухне в виде поваренной соли, которую мы используем при приготовлении пищи.
Это природный минерал, состоящий из натрия, хлора и различных примесей. В чистом виде может быть прозрачным и непрозрачным, бесцветным или белого цвета со стеклянным блеском. В зависимости от различных примесей может быть желтого, красного, голубого, серого, бурого цвета. Галит хрупкий, соленый на вкус, впитывает влагу из воздуха и хорошо растворяется в воде.
Этот минерал один из самых распространенных на планете и относится к породам, возникшим в результате воздействия внешних факторов — экзогенным.
Основные скопления галита наблюдаются в местах исчезнувших древних океанов и морей. Они стали образовываться в результате того, что при жарких климатических условиях вода испарялась под воздействием солнца, а соль оседала на дно. Постепенно слои соли накапливались, уплотнялись, превращаясь в каменные массивы.
Добывают каменную соль разными способами в зависимости от объема и месторасположения залежей.
Соль, расположенную на глубине до 150 метров, добывают открытым способом в карьерах. После удаления поверхностного слоя соль дробится при помощи взрыва или техники и вывозится.
При большей глубине залегания используют шахтный метод добычи. Под воздействием высокого давления и температуры соль размягчается и поднимается наверх. В результате под землей образуются горы соли, которым дали название «соляные купола». Затем с помощью специальной техники глыбы соли раскалываются, размельчаются и подаются на поверхность земли.
Самая чистая соль получается при вакуумном способе добычи. Для этого бурят скважины до соляного слоя и заливают туда пресную воду. В результате соль растворяется, получает рассол, который выкачивается насосами. Рассол помещают в специальные вакуумные камеры, в которых испаряется вода, а соль остается в виде осадка.
Соль не зря является полезным ископаемым. Она применяется во многих отраслях производства, таких как пищевая промышленность, медицина, металлургия, косметология, кожевенное производство и многих других.
При нехватке соли в организме человек начинает плохо себя чувствовать, быстро устает. Она нужна для работы мышц, передачи нервных импульсов, улучшения обмена веществ.
Без соли наша пища была бы невкусной, а продукты быстро портились. Она является отличным консервантом, поэтому её используют при засолке овощей, мяса, рыбы.
В медицине соль нашла широкое применение в качестве обеззараживающего средства. Она является первым помощником при простуде. Её используют для полосканий, промываний, обработки ран.
Каменная соль – это богатство нашей планеты.
Доклад №2
Каменная соль представляет из себя осадочный минерал, который состоит хлористого натрия. Примесный состав этого минерала очень зависим от месторождений. Происходит он из залежей соли в условиях засушливого климата. Происхождение соленных залежей напрямую зависит от высыхания соляных озер, а также морских заливов. Эти залежи наиболее сосредоточенны в Пермском периоде примерно – 250 млн лет назад. Тогда преимущественно был жаркий климат и соленые водоемы стремительно высыхали. Сегодня его добывают на Урале в большинстве своем. Так как там и сконцентрированы эти самые залежи.
Галит – этот минеральный камень причисляют к природным минералам класса галоидов и подкатегории хлорида натрия. Но сегодня большинству он более известен, как соль. Свое название галит обрел в Древней Греции. Однако перевод может показаться неоднозначным, он связан с двумя схожими терминами – морем и солью.
Галит, как минерал отличается от своих собратьев хрупкостью, гигроскопичностью и соответственно вкусом. Так же он является очень простым по своему химическому составу. Помимо всего этого, он обладает различными антисептическими свойствами. Он без труда растворяются в воде при любой ее температуре. Но расплавится он может только при очень высоких температурах порядка 800 градусов.
Применение этого полезного минерала распространяется на многие отрасли. Например, в бытовой жизни используется, как консервант и оказывает большую пользу человеку в умеренных количествах. Некоторые люди даже придают соли, какие-то магические свойства. И как бы его не ругали, но без него сложно обойтись в современном мире.
Подводя итоги, галит интересен тем, что это уникальный в природе минерал, который употребляется людьми в пищу. После процесса обработки он становится обычной поваренной солью, которой утром многие солят яичницу себе на завтрак.
2, 3, 4 класс
Каменная соль
Популярные темы сообщений
- Бах Иоганн Себастьян
31 марта 1685 года в провинциальном городке Эйзенах в семье музыканта на свет появился Иоганн Себастьян Бах. Отец Иоганн Аброзиус Бах был скрипачом. С ранних лет он готовил сына к профессии музыканта. Иоганн Бах был в семье восьмым ребенком
- Мухоловка
Венерина мухоловка или диона – относится к хищным растениям семейства Росянковые, которые питаются насекомыми, такими как: мухи, пчелки, муравьи, пауки, членистоногие маленького размера, но только обязательно живыми.
- Дерево Сассафрас
Что же это за дерево “Сассафрас”? Какими свойствами оно обладает, как его применяют в медицине, да и в целом, зачем оно нужно?! Дерево сассафрас может достигать высотой до тридцати – тридцати пяти метров.
Источник
Нэлли Журавель
Урок-исследование в 3 классе «Полезные ископаемые»
Тема: «Полезные ископаемые»
Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать:
— названия полезных ископаемых, добываемых в Республике Беларусь, их основные свойства, роль в деятельности человека;
уметь:
— составлять и вести таблицы, раскрывать взаимосвязь между добычей и необходимостью бережного использования ископаемых полезных.
Задачи урока:
-содействовать развитию у учащихся умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;
— поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
— способствовать воспитанию толерантности.
Оборудование: мультимедийная система, физическая карта Беларуси, коллекция полезных ископаемых, знаки полезных ископаемых, коробки с полезными ископаемыми, стекло, лупы, стакан с водой, воронки, банки.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.
2. Актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала.
– На нашей планете есть много существ, которые живут в царстве «Земли».
– Кого из наземных жителей вы знаете?
– А еще есть подземный мир, в котором есть свои жители, свои богатства.
– Каких подземных жителей вы знаете?
3. Изучение нового материала
– Сегодня на урок в черном ящике я принесла подземных жителей. Предлагаю поиграть и узнать, что в черном ящике.
1. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
3. С буквой Т пирог он с кремом,
С буквой Ф он кормит почву
И отапливает домик. (Торф)
– Как, одним словом назвать эти вещества?
– В старые времена люди верили, что во многих местах под землей хранятся драгоценные клады-сокровища, зарытые кем-то в землю.
Все рассказы о заколдованных кладах просто сказки, которым уже никто не верит. Но все же люди были правы. В земле действительно есть несметные сокровища и называются они полезные ископаемые.
– Чтобы объяснить значение термина «полезные ископаемые» обратимся к этимологии слова. Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?
Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.
Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая 2) отваливая землю, делать углубления.
Значит, можно сказать, что полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.
Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли.
– Обратимся к научной литературе, в нашем случае к учебнику,
и проверим наши предположения.
– Наше предположение верно.
– Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями.
– Сегодня на уроке мы проведем исследование, предметом которого будут полезные ископаемые, распространенные в Республике Беларусь. Во время исследования нам необходимо доказать: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение
в хозяйственной деятельности человека».
– В ходе исследования мы изучим основные свойства полезных ископаемых, узнаем, каким способом они добываются и как человек
их применяет.
– Каждый из вас внесет свой вклад в исследование, от каждого зависит результат работы. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждет успех в конце урока.
– Каждый из вас работает в разном темпе, поэтому у вас есть дополнительное задание: кроссворд, который поможет закрепить полученные знания. Ребята, которые к концу урока выполнят это задание, за свою работу получат отметку.
– На уроке сегодня у нас присутствуют научные сотрудники, которые будут работать в своей научной лаборатории, и о результатах работы доложат попозже. Для вас приготовлен лист с заданиями, можете приступать к выполнению.
– Но для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться,
их еще нужно найти. И этим нелегким делом занимаются геологи. Словно древние кладоискатели, неутомимо ходят они по дремучей тайге
и ущельям, бродят по заболоченным местам, плывут по бурным рекам.
В руках у них геологические молотки, карты, сложные научные приборы и дневники. И мы с вами будем сегодня геологами, и во время исследования будем вести геологический дневник, работать с картой. Геологи работают в команде, так поступим и мы. У каждой команды свой предмет исследования.
Узнайте его название, расшифровав запись. Вычеркните буквы, которых нет в русском языке.
R RH J D S Е V ФN NТ Z Ь
ПVNЕJLGС WQО К
RГYЛ IИJН А
SGLТFОWРQФ
ГZVNР W АUI Н D И NZSТ
(вывешиваются на доску)
– Как обозначаются эти полезные ископаемые и как много
их месторождений разрабатывается? Ответ на этот вопрос найдем с помощью физической карты Республики Беларусь.
– Каждая группа находит условный знак своего полезного ископаемого и считает количество месторождений, обозначенных
на карте.
Песок 18
Нефть 5
Торф 22
Глина 23
Гранит 1
– Слушая выступление своих товарищей, вы заносите данные
по другим полезным ископаемым в свои геологические дневники. Эти знания понадобятся при доказательстве нашей гипотезы.
Отчет групп
– Какой вывод можем сделать? Какие полезные ископаемые наиболее распространены на территории Республики Беларусь? (глина, торф и песок)
«Это интересно»
– В настоящее время в недрах Земли выявлено и разведано всего около 5 тысяч месторождений, представляющих 30 видов минерального сырья.
– Ответы вопросы: какими свойствами обладают исследуемые нами полезные ископаемые и как эти свойства использует человек? Найдем
в следующей части нашего исследования.
4. Закрепление изученного материала.
– Сейчас вы, геологи-исследователи, проведете самостоятельную работу, которую вам поможет выполнить инструкция. Инструкцию необходимо выполнять четко, не нарушая последовательности. Задача каждого из вас – отработать самостоятельно инструкцию, занести данные по своему предмету исследования в геологический дневник. Результатом вашей самостоятельной работы будет мини-сообщение о полезном ископаемом через игру «Дополни предложение». При проведении опытов следует соблюдать меры предосторожности. А при работе в группе помнить правила:
Все участвуют в работе.
Все друг другу помогают.
Споры решаются мирным путем.
Когда один говорит, все внимательно слушают.
(Во время выступления групп каждый из учеников заполняет свой геологический дневник.)
– Выполнив самостоятельную работу и послушав друг друга, можно утверждать, что мы доказали нашу гипотезу: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение в хозяйственной деятельности человека».
– А сейчас предоставим слово нашим научным сотрудникам.
– Нашим заданием было составить пазлы и узнать, какими способами добывают полезные ископаемые.
– А сейчас геологи будьте внимательны! Научные сотрудники называют способ добычи, а вы, если считаете, что он подходит вашему полезному ископаемому, поднимаете свою карточку.
– Существует три способа добычи полезных ископаемых:
скважина. Этим же способом удается добыть часть каменной соли, предварительно ее растворив в воде.
шахта. Такой способ добычи подходит для полезных ископаемых, которые залегают на большой глубине.
карьер, или открытый способ. Большие карьеры достигают протяженности в несколько километров и глубины в сотни метров.
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться
к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Дома
вы продолжите работу по этой теме.
5. Домашнее задание.
• Прочитать статью в учебнике на страницах 33-35, ответить на вопрос №5.
Дополнительно (по желанию учащихся)
• Исследовать литературу в библиотеке и узнать, какие полезные ископаемые добывают на территории Минской области.
• Нарисовать плакат «Берегите полезные ископаемые!»
6. Подведение итогов.
– А сейчас каждый из вас покажет результат своей деятельности
на уроке. Для этого необходимо правильно выполнить тестовое задание. Свой вариант ответа записывайте в таблицу.
1 2 3 4 5
Тест
1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
у) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль
2. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, песок с) нефть, торф
3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок б) уголь, руда п) нефть, газ
4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители е) геологи в) шахтеры
5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чем идет речь?
н) о песке х) о торфе ш) о глине
– Какое слово получилось? УСПЕХ
Дополнительное игровое задание «Узнай меня»
1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?
Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят
на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным.
Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? (Глина.)
2. Какое слово пропущено в пословице «Куй., пока горячо». (Железо.)
3. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. (Торф.)
4. Образуется при разрушении гранита. (Песок.)
5. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? (Гранит.)
6. Без него не может обойтись учитель на уроке. (Мел.)
7. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)
6. Рефлексия.
– В конце нашего урока поиграем в игру «Светофор». Выберите
и зажгите свой цвет светофора в соответствии с предложенными вариантами высказываний: урок был увлекательным (зеленый, свое мнение (желтый, на уроке было трудно (красный).
Источник
Каменная соль, или галит, известна человечеству на протяжении многих сотен лет. Минерал обладает лечебными свойствами, с ним связано множество поверий. Основное его применение – пищевая и химическая промышленность.
Что такое каменная соль
Каменная соль, или минеральный галит – соединение хлора и натрия. Научное название минерала происходит от греческого слова «галос» – море, соль. Это осадочная горная порода, образующаяся путем выпаривания соляных кристаллов из жидкости. Галит в земной коре залегает в виде камней или пластов.
Человечество использует минерал на протяжении многих веков. В Древних странах: Греции, Персии, Риме, – он ценился наряду с драгоценными камнями. Каменные соляные кристаллы обменивали на товары, ими выдавали заработную плату воинам, рабочим.
В Средневековье каменный галит был самой дорогой приправой к пище, ценился на вес золота.
Разновидности и цвета галита
Наиболее распространенный цвет каменной соли – белый. Некоторые кристаллы бесцветны и обладают высокой прозрачностью – это означает, что в них нет никаких включений.
Каменная соль бывает разных окрасок. Это объясняется наличием включений:
- серая – кусочки глины;
- желтая и красная – окись железа;
- бурая или черная – органические вещества;
- пятнистая или полосатая синяя окраска возникает из-за изменения свойств ионов натрия.
Голубая персидская соль добывается только в одной шахте Ирана. Обладает выраженным соленым вкусом и горьким послевкусием.
Розовая гималайская соль – одна из самых вкусных. Ее окраска обусловлена включениями марганца, железа, йода.
К просмотру видео по теме:
На фото можно увидеть различные виды галита:
Происхождение соляных месторождений
Сформированы соляные месторождения много миллионов лет назад. По подсчетам ученых, мировые запасы галита составляют 24 х 10 х 15 тонн.
В природе на дне морских бассейнов, реже крупных друз и бесформенных масс каменная соль обнаруживается в виде пластин, а в ископаемых осадках – в виде сплошных масс.
Образуется в результате экзогенных процессов – высыхание водоемов, выпаривание воды под солнечными лучами. В пустынях часто обнаруживаются солончаки – пятна соли, образующиеся в результате высыхания влаги. Они исчезают после выпадения осадков, затем образуются снова.
Небольшое количество минерала откладывается на стенках кратеров вулканов.
Где и как добывают соль
Значимые месторождения полезного ископаемого располагаются на территориях Европы, Южной Азии и Америки. В России важные месторождения:
- Илецкая Защита – возле Оренбурга;
- Соликамское – в Пермском крае;
- Белбажское месторождение – в Нижегородской области;
- озеро Баскунчак недалеко от Волги.
Крупные месторождения находятся в Польше, Египте, Индии, у подножия Гималайских гор. Для обозначения месторождений каменного галита на картах принято рисовать белый куб.
Есть несколько способов добычи минерала:
- шахтный – поднимают целыми монолитами с большой глубины;
- вакуумный – в скважину под давлением закачивают пресную воду, затем солевой раствор откачивают и выпаривают из него соль;
- выпаривание – берется морская вода и выпаривается с получением соли и пресной воды.
Солеварение – одна из самых значимых областей промышленности. Ежегодно в мире используется около 100 миллионов тонн каменной соли.
В дополнение к теме видеоролик:
Свойства и отрасли применения минерала
Поваренная соль – важный пищевой продукт, придающий блюдам вкус. Используется для консервирования.
Минерал используют для получения соляной кислоты, хлора, соды, едкого натра. Применяется в текстильной промышленности, металлургии, электротехнике, фармацевтике.
Соляные камни размещают в банях и саунах. При нагревании они ионизируют воздух, придавая ему лечебные свойства. Для оздоровления воздуха в помещениях используют солевые лампы. Каменную соль для бань используют в виде раствора – распаренная кожа хорошо впитывает полезные вещества.
Для изготовления украшений и сувениров галит не подходит. Он слишком хрупкий, боится влажности. Однако из него делают талисманы, защищающие от дурного влияния.
Соль техническая – тоже разновидность галита. К этой категории относят слишком загрязненные кристаллы, которые нельзя употреблять в пищу. Их используют для посыпания дорог в гололед. Галит вступает в реакцию со льдом, образуя кашицу, которая не замерзает даже при низких температурах. Соляной порошок используют для растворения наледи на транспортных средствах, лестницах.
Физические свойства
Физико-механические свойства:
- стеклянный блеск;
- твердость 2,5 по шкале Мооса;
- значительная хрупкость;
- способность к деформации под давлением;
- плотность 2,1 грамма на кубический сантиметр;
- температура плавления 800 градусов;
- высокая теплопроводность;
- слабая электропроводность.
Минерал легко растворяется в воде. Раствор имеет выраженный соленый вкус.
Химический состав
Химическая формула минерала – хлорид натрия, NaCl. В составе камня содержится 39,4 % натрия, 60,6% – хлора. Есть механические примеси – капли воды, пузырьки газа, хлориды калия и магния.
Для кристаллической решетки каменной соли характерно кубическое строение. Располагаются атомы натрия и хлора поочередно. На один атом хлора приходится шесть атомов натрия и наоборот. Кристаллы каменной соли тоже обычно имеют кубическую форму.
Лечебные свойства
Натрий и хлор – вещества, необходимые для поддержания внутреннего баланса организма. Они регулируют артериальное давление, участвуют в процессах обмена веществ, обеспечивают работу нервной системы.
Недостаток натрия и хлора приводит к развитию судорог, снижению артериального давления, обезвоживанию, слабости. Избыток соли вызывает образование отеков, повышение давления, головные боли.
Естественные и искусственные соляные пещеры применяются в физиотерапии, санаторно-курортном лечении.
Воздух в таких пещерах насыщен ионами хлора и натрия. Пребывание в пещере повышает защитные силы организма, оказывает общеукрепляющее действие. В соляных пещерах лечат пациентов с заболеваниями органов дыхания и слуха.
Солевые ванны помогают пациентам с заболеваниями суставов. При остеохондрозе полезно делать массаж гималайскими соляными камнями. Полоскание рта и носа соленой водой облегчит дыхание и защитит от простуды.
Магические свойства
Каменная соль издавна считалась средством защиты от злых чар, черной магии, нечисти. Существует множество обрядов, поверий, связанных с этим минералом:
- посыпание порога дома защитит от недобрых людей;
- рассыпанная соль – признак скорой ссоры;
- минерал впитывает негативную энергию, защищает от порчи.
Соляные кристаллы зашивали в одежду взрослым и детям, чтобы уберечь от сглаза. Солдаты носили с собой кристаллик или щепотку порошка как оберег от пуль.
Чтобы минерал проявил защитные свойства, нужно держать его наличие в тайне. Носят каменные амулеты в холщовых или кожаных мешочках. От прикосновения к телу они могут раствориться.
Каменный галит сочетается со всеми знаками зодиака. Он действует нейтрально, защищая любого человека от дурных намерений недоброжелателей.
Каменный галит – распространенный по всему миру минерал. Его запасы постоянно пополняются, потому что круговорот воды в природе не прекращается. Минерал занимает важное место в жизни человечества, поскольку используется практически во всех сферах жизни и промышленности.
Делитесь интересными сведениями в комментариях, расскажите о прочитанной информации друзьям в социальных сетях.
Источник