Выживание особей с полезными для них признаками

Выживание особей с полезными для них признаками thumbnail

Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий и разрывающий (дизруптивный).

Движущий отбор — естественный отбор, который действует при направленном изменении условий внешней среды.

Особи с признаками, которые соответствуют изменяющейся среде, получают преимущества. При этом другие проявления признаков не сохраняются. В результате в популяции из поколения к поколению происходит сдвиг среднего значения признака в определённом направлении. Формируется новая средняя норма вместо существующей, переставшей соответствовать новым условиям.

Схема действия движущего отбора

В результате движущего отбора одни признаки исчезают, а другие формируются. Если отбор действует в одном направлении длительное время, то он может привести к превращению популяции в новый вид.

Примеры:

  • изменение окраски у берёзовой пяденицы в промышленных районах (промышленный меланизм);
  • редукция глаз у крота, пищеварительной системы у паразитических ленточных червей;
  • увеличение длины корня у склерофитов;
  • превращение передних конечностей в роющие у разных групп животных при освоении почвы как среды обитания;
  • формирование у бактерий устойчивости к антибиотикам;
  • снижение чувствительности паразитических грибов к ядохимикатам; 
  • изменение строения конечностей у предков лошади в связи с освоением открытых пространств.

Изменение конечностей у предков лошади

Стабилизирующий отбор — естественный отбор, действие которого направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.

Действует в постоянных условиях среды.

Направлен на поддержание ранее сложившегося среднего признака или свойства. Сохраняет приспособленность вида, устраняя резкие отклонения выраженности признака от средней нормы, тем самым предохраняет сложившийся генотип от разрушающего действия мутационного процесса.

Схема действия стабилизирующего отбора

Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков.

Примеры:

  • гибель во время сильной бури птиц, имеющих слишком короткие и слишком длинные крылья;
  • более частая гибель при рождении или в первые недели жизни новорожденных млекопитающих с очень низким и очень высоким весом;
  • сохранение в популяциях зайцев особей с оптимальной длиной конечностей;
  • сохранение у растений, опыляющихся насекомыми, определённого строения цветка, соответствующего размерам насекомых; 
  • существование реликтовых видов организмов, сохранившихся в неизменном виде на протяжении миллионов лет (кистепёрая рыба латимерия, гинкго, гаттерия и др.).

Кистепёрая рыба латимерия

Дизруптивный (разрывающий) отбор — естественный отбор, при котором сохраняются крайние варианты признака, а убираются его средние значения.

Схема действия дизруптивного отбора

В результате может появиться несколько новых форм из одной исходной. Дизруптивный отбор способствует возникновению и поддержанию разнообразия популяций. Он приводит к дивергенции (расхождению признаков) и образованию нескольких видов из одного исходного.

Примеры:

  • формирование на сенокосных лугах двух рас погремка — раннецветущей и позднецветущей;
  • существование весенних и осенних форм и видов грибов из-за повторяющейся в середине лета засухи;
  • возникновение разных подвидов и видов синиц в связи с пищевой специализацией;
  • возникновение разных видов клевера. 

Клевер средний 

 

 Клевер луговой

Источник

Тест по биологии естественный отбор

Тест по биологии для 9 класса

«Учение Ч.Дарвина о естественном отборе»

Выберите только один правильный ответ

1 Вариант

1. Процесс сохранения для размножения особей|особей с полезными для человека признаками – это…

А) Натуральный отбор

Б) Искусственный отбор

В) Ограниченный отбор

Г) Отбор в природных условиях

2. Причина гибели появившихся на свет в природе организмов и не достигших половозрелого состояния…

А) Неблагоприятные физические факторы

Б) Многообразие пищевых ресурсов

В) Благоприятные условия среды|среды

Г) Искусственный отбор

3. Борьба за существование — это…

А) Отношения между организмами одного вида

Б) Отношения между организмами разных видов

В) Совокупность природных условий

Г) Совокупность взаимоотношений между организмами и условиями среды|среды

4. Одиночное растение на окраине пустыне ведёт борьбу …

А) Межвидовую

Б) За пищевые ресурсы

В) С неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовую

5. Волки и лисы|лисы охотятся за зайцами – это пример …

А) Межвидовая борьбы

Б) Индивидуальной изменчивости

В) Борьба неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовая борьба

6. Какая причина не влияет на существование трав — корма|корма для травоядных животных?

А) Большое количество травоядных животных

Б) Наличие насекомых-опылителей

В) Конкуренция с другими растениями за свет и влагу

Г) Беспрепятственное размножение клубеньковых бактерий

7. Два самца оленя конкурируют за самку в период размножения – это пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Внутривидовой борьбы

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Паразитизма

8. Пример борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды …

А) Лиса|Лиса и волк гонятся за зайцем

Б) Два клеща питаются на одной собаке

В) Гибель рыбы зимой из-за нехватки кислорода

Г) Два волка гонятся за зайцем

9. Естественный отбор – это …

А) Выживание наиболее приспособленных особей|особей

Б) Массовая гибель видов

В) Пример внутривидовой борьбы

Г) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

10. В выживании видов огромную роль играет …

А) Один какой-либо признак

Б) Условия распространения видов

В) Территория заселения видов

Г) Комплекс признаков живой и неживой природы

11. На рисунке представлен пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Внутривидовой борьбы

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Паразитизма

12. Молодые растения фасоли опережают в развитии растения других видов – это пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Внутривидовой борьбы

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Паразитизма

Выберите только один правильный ответ

2 Вариант

1. Всё|Все живые организмы в природе стремятся к размножению в …

А) Геометрической прогрессии

Б) Ограниченной прогрессии

В) Недостаточной прогрессии

Г) Физической прогрессии

2. Причина гибели появившихся на свет в природе организмов и не достигших половозрелого состояния…

А) Искусственный отбор

Б) Недостаток корма|корма

В) Благоприятные условия среды|среды

Г) Многообразие пищевых ресурсов

3. Лев отнимает добычу у гиены – это пример …

А) Искусственного отбора

Б) Борьбы за пищу|пищу

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовой борьбы

4. Какого вида борьбы за существование не существует?

А) Межвидовая борьба

Б) За пищевые ресурсы

В) Борьба неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовая борьба

5. Паразитизм – это форма …

А) Межвидовой борьбы

Б) Искусственного отбора

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовой борьбы

6. Самый напряжённый вид борьбы за существование …

А) Межвидовая борьба

Б) Паразитизм

В) Борьба с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовая борьба

7. Два воробья конкурируют за место гнездования – это пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Искусственного отбора

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовой борьбы

8. Движущей силой изменения видов служит…

А) Межвидовой борьбы

Б) Искусственного отбора

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовой борьбы

9. Семена|Семёна растений заносятся ветром в неблагоприятные условия среды|среды – это пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Искусственного отбора

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Внутривидовой борьбы

10. Материалом для естественного отбора служит …

А) Межвидовая борьба

Б) Наследственная изменчивость

В) Индивидуальная особенность организмов

Г) Внутривидовая борьбы

11. На рисунке представлен пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Внутривидовой борьбы

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Паразитизма

12. Хищничество – это пример …

А) Межвидовой борьбы

Б) Внутривидовой борьбы

В) Борьбы с неблагоприятными условиями среды|среды

Г) Наследственной изменчивости

Правильные ответы:

1 Вариант  1-Б 2-А 3-Г 4-В 5-А 6-Г 7-Б 8-В 9-А 10-Г 11-Г 12-А

2 Вариант  1-А 2-Б 3-Б 4-Б 5-А 6-Г 7-Г 8-Б 9-В 10-Б 11-Б 12-А

Видео по теме : Тест по биологии естественный отбор

Источник

При искусственном отборе человек сохраняет особи с полезными признаками для размножения и устраняет все остальные. А как же этот процесс происходит в природе? В природе также постоянно происходит отбор. Для всех живых организмов характерна наследственная изменчивость, поэтому все они оставляют значительное потомство. Ч. Дарвин доказал, что у представителей диких видов животных и растений индивидуальная изменчивость представлена очень широко. Индивидуальная изменчивость может быть полезной, нейтральной и вредной для организма. Все ли особи оставляют потомство? Какие факторы способствуют сохранению полезных особей и устраняют остальных? Чтобы ответить на эти вопросы, Ч. Дарвин обратился к анализу размножения организмов.

Все организмы оставляют потомство и стремятся к размножению. В коробочке мака созревает до 2 900—3 тыс. и более семян. Если на одном растении мака вырастает 10 коробочек, то ежегодно попадают в почву 30 тыс. семян. Такой же пример можно привести и с животными. Одна особь осетра живет 50 лет и ежегодно мечет в среднем 3—6 млн. икринок. Одна комнатная муха за 5 дней откладывает 20 тыс. яиц. Одна хмелиная вошь за лето приносит потомство 13 раз, в каждом поколении откладывает в среднем 100 яиц. Черви-паразиты ежедневно откладывают около 10 тыс. яиц. Однако такой интенсивный рост численности бывает не всегда, только в благоприятных условиях. Чем больше погибает организмов, тем интенсивнее развитие, потому что активное развитие — это «орудие» сохранения вида. Только 10— 30% млекопитающих и птиц в природе выживает. Причины гибели разнообразны: действие неблагоприятных факторов среды, недостаток пищи, влаги, света, нападение врагов.

Сравнительная таблица особенностей искусственного и естественного отбора

Искусственный отбор

Естественный отбор

  1. Возник только с развитием полеводства и животноводства.
  2. Требует вмешательства человека.
  3. Животных отбирают по определенному плану.
  4. Растения отбирают в зависимости от их полезных свойств.
  5. Отрицательная сторона — появившиеся признаки вредны для организма. Они беззащитны в природе.
  6. Выводятся новые сорта растений и породы животных.
  1. Происходит в природе непрерывно с начала зарождения жизни.
  2. Протекает незаметно.
  3. В процессе отбора сохраняются полезные для организма свойства, вредные признаки исчезают.
  4. Происходит независимо от человека.
  5. Остаются приспособленные к среде обитания организмы, неприспособленные исчезают.
  6. Сохраняется равновесие между окружающей средой и популяцией.
  7. Появляются новые виды.

Выживание наиболее приспособленных к определенным условиям среды видов Ч. Дарвин назвал естественным отбором.
В природе идет непрерывная борьба за существование. Докажем это на примерах.
Когда лев отнимает добычу у гиен, то идет борьба за пищу; растение, растущее на краю пустыни, борется против засухи. Хищники — тигр, лев — поедают травоядных животных, отсутствие добычи обрекает их на голод. Травоядные животные, чтобы выжить, питаются растительностью, уничтожая ее. Растительностью питаются насекомые и голые слизни, сами являясь пищей для птиц. Мелкими птицами питаются хищники. Такие сложные взаимосвязи в природе Ч. Дарвин назвал «борьбой за существование».

Борьба за существование — совокупность многообразных и сложных взаимоотношений между организмами и окружающей средой.

Виды борьбы за существование.
Ч. Дарвин выделил три формы борьбы за существование:

  1. межвидовая;
  2. внутривидовая;
  3. борьба с неблагоприятными условиями среды.

Межвидовая борьба — борьба особей разных видов. Это хищничество, паразитизм, конкуренция:
а) хищничество — и волки, и лисы охотятся на зайцев, поэтому между волком и зайцем, между лисой и зайцем идет борьба за существование. В то же время между волком и лисой существует борьба за пищу. Среди растений разных видов идет борьба за свет, влагу, пищу. Выживают те, которые пробивают почву, затем взрослое растение дает потомство;
б) паразитизм — первый пример: вьющиеся растения тропических лесов (лианы) (рис.17). Тонкие вьющиеся стебли лианы, удлиняясь с каждым годом, обвивают ствол дерева. Достигнув вершины дерева, лианы переходят на другое дерево. Так, в период роста лианы обвивают растущие деревья. Молодые лианы не причиняют особого вреда деревьям. Но с одревеснением стеблей лианы глубоко внедряются в дерево, тем самым лишая хозяина значительной части минерального питания и иссушая его;

Лазающие лианы
Рис. 17. Лазающие лианы

второй пример: в 1918 г. европейский натуралист Ж. Арнольди нашел самые крупные на земном шаре тропические цветы раффлезий (диаметр — 1м, вес —14 кг) (рис. 18). Корень, стебель и листья цветка видоизменены в нити, и поэтому цветы располагаются под деревом. Питаясь соком дерева, они задерживают его рост. Цветок имеет запах тухлого мяса, привлекающий мух, жуков, других насекомых для опыления. Это удивительное растение, совершенно утратившее способность самостоятельно питаться, настоящий паразит по отношению к своему хозяину;

Раффлезия Арнольди
Рис. 18. Раффлезия Арнольди

третий пример: все, наверное, видели летом вдоль дорог, в огороде, на полях желтоватую повилику (рис. 19).

Повилика на крапиве
Рис. 19. Повилика на крапиве

Повилика обвивается вокруг стеблей диких и культурных растений, внедряясь в них присосками, и питается соками растений. Листья и корни у нее отсутствуют, тонкие (нитевидные) желтые стебли повилики, обвивая растение — хозяина, присасываются своими присосками (зубчиками). Когда присоски — органы питания — глубоко проникают в тело растения, их очень трудно отделить от него. Постепенно появляются розоватые и белые цветочки. Известно, что на одном растении повилики образуется до 4 ООО соцветий, 2 700 семян. Цветет в июне-июле. Быстрая всхожесть семян говорит о приспособленности к паразитическому образу жизни. Семена прорастают при температуре 20—30 С на третий день, а при 13—14°С — на девятый день.
Паразитизм среди животных — это также межвидовая борьба. Самка наездника откладывает свои яйца в тело взрослых тлей или гусеницы бабочки-капустницы. Личинки наездников развиваются за счет тканей гусеницы и тли. Когда личинки выходят из тела гусеницы или тли, последние погибают.
Межвидовая борьба — это отношения хищника и жертвы, травоядных животных и растений; насекомоядных и насекомых; борьба между культурными и сорными растениями; между различными деревьями в лесу; между различными растениями на лугу; антагонизм между микроорганизмами и т. д.
Естественный отбор. Борьба за существование. Межвидовая борьба. Борьба с неблагоприятными условиями среды. Хищничество. Паразитизм. Соперничество.

  1. Интенсивное развитие организмов — «орудие» сохранения вида.
  2. Борьба за существование — это совокупность многообразных и сложных взаимоотношений между организмами и окружающей средой.
  3. Межвидовая борьба — это борьба разных видов в условиях хищничества, паразитизма, конкуренции.
  4. Дайте определение естественного отбора.
  5. Приведите примеры паразитизма в межвидовой борьбе?
  6. В чем причина интенсивного размножения организмов? Как влияет на это процесс естественного отбора?
  7. Дайте определение межвидовой борьбы. Приведите пример паразитизма среди животных.
  8. В каких условиях возникает конкурентная борьба? Дайте определение борьбы за существование.
  9. Охарактеризуйте межвидовую борьбу на примере паразитизма среди растений.
  10. Какие примеры хищничества, помимо приведенных в учебнике, вы можете привести?
  11. Приведите примеры паразитизма.
  12. Какие растения-паразиты встречаются в вашей местности? На каких растениях они паразитируют?
  13. Приведите примеры паразитизма среди животных.

Сделайте гербарные экземпляры растений-паразитов, встречающихся в огороде, на полях, вдоль дорог, на участках. Уточните названия растений у преподавателя. Узнайте: это дикое или культурное растение? Дайте полное биологическое описание. Какой вред они наносят? Подготовьте доклад. На втором листе сделайте гербарий сорных растений и растений-паразитов, которые в дальнейшем будете использовать в качестве иллюстрационного материала.

Примечание: к следующей лабораторной работе по 10 зерен пшеницы и ячменя посейте в одну посуду. Их проростки нужны для примера межвидовой, борьбы.

Источник

Тестовый контроль по теме: «Эволюционное учение. Развитие органического мира».

I вариант

I.Выберите правильный ответ:

1. В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит:

а) мутационный процесс

б) образование новых видов в природе

в) размножение организмов

г) индивидуальное развитие организмов

2. Естественный отбор — это:

а) отношения между организмами и неживой природой

б)  процесс выживания особей с полезными в данных усло виях наследственными изменениями

в) процесс образования новых видов в природе

г) процесс роста численности популяций

3. Наследственную изменчивость Ч. Дарвин называл:

а) неопределенной

б) определенной

в) групповой

г) модификационной

4.   Несмотря на наследственную изменчивость и борьбу за существование, новый вид не может возникнуть без дейст вия:

а) искусственного отбора

б) естественного отбора

в) механизма саморегуляции

г) уменьшения численности популяции

5. Причиной борьбы за существование является:

а) изменчивость особей популяции

б) природные катастрофы

в) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размноже ние

г) отсутствие у особей приспособлений к среде обитания

6. Изменение окраски у перечной пяденицы является примером:

а) полового отбора

б)  дизруптивного отбора

в) стабилизирующего отбора

г) движущего отбора

а) в повышении жизнеспособности популяции

б)  в увеличении генетического разнообразия особей в попу ляции и повышении эффективности отбора

в) в уменьшении генетического разнообразия особей в попу ляции и повышении эффективности отбора

г)  в увеличении числа неоднородных особей в популяции и снижении эффективности отбора

7. Материалом для эволюции является:

а) борьба за существование

б) естественный отбор

в) наследственная изменчивость

г) модификационная. изменчивость

8. На образование новых видов в природе не влияет:

а) мутационная изменчивость

б) борьба за существование

в) естественный отбор

г) модификационная изменчивость

9. Многообразие видов в природе возникло в процессе:

а) эволюции

б) индивидуального развития организма

в) жизнедеятельности организмов

г) искусственного отбора

10. Какую роль играет борьба за существование в эволюции органического мира?

а)  вызывает изменение признаков у особей

б)  способствует изоляции одних особей вида от других

в)  обостряет конкуренцию между особями

г)  приводит к исчезновению видов

II. Установите соответствие между характеристикой эволюционного про цесса и фактором эволюции.

Характеристика эволюционного процесса:

A) сохранение особей с полезными для них признаками

Б) ведет к образованию новых видов

B) обостряет взаимоотношения между особями вида

Г) устанавливаются отношения

взаимопомощи

Д) происходит между разными видами

Е) способствует возникновению

приспособлений

Фактор эволюции:

1) естественный отбор

2) борьба за существование

Тестовый контроль по теме: «Эволюционное учение. Развитие органического мира».

II вариант

I.Выберите правильный ответ:

1. Первую научную эволюционную теорию создал:

а) Ж. Кювье

б) Ж.-Б. Ламарк

в) Ч. Дарвин

г) Аристотель

2.  В направлении возникновения новых видов в природе дей ствует:

а) наследственная изменчивость

б) межвидовая борьба

в) естественный отбор

г) искусственный отбор

3.  Формирование приспособленности и образование новых видов в природе происходит в результате:

а) стремления особей к самоусовершенствованию

б)  сохранения человеком особей с полезными для него на следственными изменениями

в)  сохранения естественным отбором особей с полезными для них наследственными изменениями

г)  сохранения естественным отбором особей с разнообраз ными ненаследственными изменениями

4.  Какую роль в эволюции играет естественный отбор?

а)  сохраняет особей с полезными для человека признаками

б) увеличивает биологическое разнообразие особей вида

в)  способствует обострению взаимоотношений между особями вида

г)  обеспечивает сохранение особей с полезными для них признаками

5.Какую роль играет наследственная изменчивость в эволюции органи ческого мира?

а) обостряет взаимоотношения между видами

б) способствует сохранению особей с полезными изменениями

в) способствует возникновению изоляции между особями вида

г) увеличивает неоднородность особей вида

6. Борьба за существование – это:

а) соперничество между особями одного вида

б) соперничество и борьба между представителями разных видов

в) борьба и противостояние условиям окружающей среды

г) все вышеперечисленное

7. Иллюстрацией действия дизруптивной формы ес тественного отбора является:

а)  появление штаммов микроорганизмов, продуцирую щих молочную кислоту;

б)  появление на островах длиннокрылых и короткокрылых ласточек;

в)  формирование роющей конечности крота;

г)  большая выживаемость новорожденных детей со средней массой тела.

8. Процесс выживания особей с полезными в определенных условиях сре ды признаками называют:

а) образованием видов

б) естественным отбором

в) приспособленностью организмов

г) борьбой за существование

9. К формам естественного отбора относится:

а)  движущий отбор;

б)  стабилизирующий отбор;

в)  дизруптивный отбор;

г)  все выше перечисленное.

10. Темная окраска тела и крыльев бабочки березо вой пяденицы в Лондоне — это результат того, что:

а)  бабочки темнеют от оседающей копоти и пыли;

б)  темные бабочки быстро согреваются на солнце;

в)  темные бабочки более устойчивы к загрязнению;

г)  темные бабочки меньше других поедаются птицами, так как менее заметны.

II. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его видом:

Характеристика отбора:

А. Направлен на поддержание уже существующих фенотипов

Б.  Направлен на возникновение новых фенотипов

В.  Сохраняются особи с исходными  признаками

Г. Сохраняются особи с новыми признаками

Д. Проявляется в относительно постоянных условиях среды

Е. Проявляется в изменяющихся условиях среды

Вид естественного отбора:

  1. Движущий
  2.  Стабилизирующий

Источник