За уничтожение гражданами полезной для леса фауны

За уничтожение гражданами полезной для леса фауны thumbnail

1. Цель данной статьи — обеспечение административно-правовыми средствами порядка ведения отдельных видов использования лесов и охрана лесных ресурсов. Сфера действия норм — поведение граждан в лесах и деятельность юридических и физических лиц, занимающихся промысловым сбором и заготовкой дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.п.

2. В ч. 1 данной статьи содержится формальный состав с альтернативными признаками по предмету, объективной стороне и противоправности, который сформулирован очень сложно. Сенокошение и пастьба скота относятся к такому виду использования лесов, как сельское хозяйство.

Лесные сенокосы и пастбищные лесные угодья предоставляются физическим и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды и праве безвозмездного срочного пользования.

Незаконные пастьба скота и сенокошение имеют место в случаях их осуществления на не отведенных для сенокошения и пастьбы скота угодьях. Нарушениями являются также выпас животных на лесных участках, не предназначенных для этих целей, без пастуха, без привязи, а также пастьба скота в запрещенные сроки (например, когда не сформировался травяной покров) или с превышением норм выпаса, т.е. большего количества животных на отведенной площади.

Субъективная сторона правонарушений по ч. 1 — умышленная вина.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает составы самовольных заготовки и сбора, а также уничтожения лесной подстилки, мха и других недревесных лесных ресурсов, например лишайников или покрова болот, т.е. ответственность установлена за осуществление не только этих видов лесопользования без приобретения на это права в установленном законом порядке (по договору или на основании ст. 11 ЛК РФ, устанавливающей право граждан свободно и бесплатно заготавливать и собирать их для собственных нужд), но и за уничтожение перечисленных в диспозиции нормы предметов. Уничтожение по объективной стороне может быть результатом нарушений технологии сбора мха, лишайников и т.п., чрезмерного сбора этих растений, приводящего к утрате способности их воспроизводства, вытаптывания, выжигания, насыпки грунта и пр.

Субъективная сторона самовольных заготовки и сбора — умышленная вина, порчи или уничтожения — умысел и неосторожность.

4. Часть 3 комментируемой статьи содержит три формальных состава с многочисленными признаками предмета и объективной стороны правонарушения.

Правила сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.п., размещения ульев и пасек устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. По своему характеру такой сбор является промысловым, когда заготовка грибов, ягод, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, древесных соков и т.п. проводится юридическими лицами — арендаторами и гражданами по согласованию с органами лесного хозяйства и охраны окружающей среды субъектов Федерации, их органами на местах и местной администрацией. При этом юридические лица, заключившие соответствующий договор, могут привлекать для промыслового сбора и заготовки лесной продукции граждан по контрактам (договорам). Лесные участки заготовки и сбора грибов, орехов, ягод предоставляются юридическим и физическим лицам на договорных условиях. На пользователей возлагаются соответствующие обязанности по щадящей, т.е. исключающей истощение лесоресурсов, технологии заготовки и сбора продукции, по проведению восстановительных мероприятий, недопущению поломок и повреждения деревьев и кустарников, засорения лесов, уничтожения полезной для леса фауны, разорения муравейников, гнезд, по соблюдению порядка и сроков сбора и заготовки плодов, ягод и т.п.

Сроки и места сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и иных видов лесной продукции устанавливаются субъектами РФ ежегодно. Об установлении этих сроков (начале и окончании сбора), а также определении участков, где таковой запрещен, должно быть в любой форме (через газеты, по радио, специальными объявлениями) доведено до общего сведения. Установленные сроки являются едиными как для заготовителей, так и для населения.

Размещение ульев и пасек как разновидность использования лесов для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) основывается на ст. ст. 38 и 9 ЛК РФ и осуществляется на договорных условиях. Нарушением является их установка в местах, где это запрещено.

5. Объективная сторона правонарушения состоит в активных действиях по самовольному сбору или заготовке дикорастущих плодов, ягод, грибов и прочей продукции на участках, где это запрещено, либо в период, запрещенный для такого сбора, либо неразрешенными способами или приспособлениями (например, лекарственных растений путем выкапывания их с корневой системой).

Отдельный состав в ч. 3 установлен в целях охраны особо ценных видов растительных лесных ресурсов, как пищевых, так и лекарственных. Он подразумевает полный запрет их сбора, заготовки и реализации. Статья 59 ЛК РФ запрещает осуществление деятельности, негативное воздействие которой приводит или может привести к сокращению численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу РФ или Красные книги субъектов РФ, и (или) к ухудшению среды их обитания (возможно и ограничение такой деятельности).

Среди признаков объективной стороны здесь наряду со сбором и заготовкой указана также реализация. Это означает, что к административной ответственности может быть привлечено лицо, осуществляющее как все перечисленные действия, так и, например, лишь реализацию либо только заготовку лесных ресурсов.

Самовольный сбор и заготовка ягод, плодов, лекарственного сырья на плантациях, в садах, ягодниках и т.п. является хищением чужого имущества.

Формальный состав сбора, заготовки или реализации, т.е. торговли, растений, в отношении которых это запрещено (ч. 3 комментируемой статьи), по объективной стороне состоит в активных действиях, заключающихся в изъятии растений как для личных нужд, так и в промысловых целях либо в возмездной передаче собранных (заготовленных) растений третьим лицам (гражданам, заготовительным и иным организациям). В любом случае предмет правонарушения — особо охраняемые растения, на сбор и заготовку которых разрешение не выдается (за исключением научных целей).

Читайте также:  Что можно перекусить на работе полезного

Субъективная сторона — умысел.

6. Квалификация правонарушений по ч. 3 данной статьи осложняется в связи с совпадением признаков предмета и объективной стороны правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 8.25. Фактически в обоих случаях речь идет о нарушении правил заготовки пищевых лесных ресурсов, сборе лекарственных растений. В комментируемой статье признаки нарушения раскрываются (по месту, способу и т.п.), в ч. 3 ст. 8.25 они обозначены наиболее общим образом, т.е. как «нарушение правил». Надо полагать, что незаконную заготовку и сбор указанных лесных ресурсов в случае наличия правил, определяющих места, время, объемы и способы этой деятельности, следует квалифицировать именно по ч. 3 данной статьи.

7. Следует обратить внимание, что Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 82-ФЗ усилена административная ответственность за нарушения, предусмотренные ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи: в качестве дополнительной меры наказания установлена конфискация орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования, которая может применяться альтернативно.

8. Субъекты правонарушения перечислены в санкциях данной статьи.

9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах полномочий этих органов в соответствии с лесным законодательством) (ст. ст. 23.24, 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25), а по ч. ч. 2 и 3 — также мировые судьи (ч. 2 ст. 23.1), если возникнет необходимость применения конфискации орудий совершения и предметов административного правонарушения.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Источник

Уничтожение или повреждение тграничивающих знаков в лесах — влечет за собой наложение штрафа на граждан от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан.

(С изменениями, внесенными согласно законами Украины от 06.03.96 г. № 81/96-ВР, от 07.02.97 г. № 55/97-ВР)

1. Объектом данного административного проступка являются общественные отношения в сфере охраны лесов (см. Лесной кодекс Украины).

Предмет посягательства — тграничивающие знаки в лесах.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в уничтожении или повреждении предметов посягательства (материальный состав).

Размер ущерба, причиненного указанным правонарушением, исчисляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 2008 года № 665 «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного леса».

3. Субъект административного проступка — как граждане, так и должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения определяется отношением к последствиям и характеризуется наличием вины как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Уничтожение полезной для леса фауны — влечет за собой наложение штрафа на граждан от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан.

(С изменениями, внесенными согласно законами Украины от 06.03.96 г. № 81/96-ВР, от 07.02.97 г. № 55/97-ВР)

1. Объектом данного административного проступка являются общественные отношения в сфере охраны лесов (см. Лесной кодекс Украины).

Предмет посягательства — лесная фауна. Лесная фауна — это совокупность животных, приспособившихся для проживания в лесах, и для которых лес является естественным ареалом обитания.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в уничтожении предмета посягательства (материальный состав).

Размер ущерба, причиненного указанным правонарушением, исчисляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 2008 года № 665 «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного леса».

3. Субъект административного проступка — как граждане, так и должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения определяется отношением к последствиям и характеризуется наличием вины как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Нарушение требований пожарной безопасности в лесах — влечет за собой наложение штрафа на граждан от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от трех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Уничтожение или повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, что привело к возникновению лесного пожара или распространению его на значительной площади, — влекут за собой наложение штрафа на граждан от трех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от семи до двенадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.

(С изменениями, внесенными заковами Украины от 06.03.96 г. № 81/96-ВР, от 07.02.97 г. № 55/97-ВР)

1. Объектом данного административного проступка являются общественные отношения в сфере охраны лесов и пожарной безопасности (см. Лесной кодекс Украины, Закон Украины «О пожарной безопасности», Правила пожарной безопасности в лесах Украины, утв. приказом Государственного комитета лесного хозяйства Украины от 27.12.2004 г. № 278, Правила пожарной безопасности в Украине, утв. Приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций от 19.10.2004 г. № 126).

2. Объективная сторона правонарушения выражается в следующих формах:

1) нарушение требований пожарной безопасности в лесах (формальный состав);

2) уничтожение или повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем (материальный склад);

Читайте также:  Что полезно а что нет в подростковом возросте

3) нарушение требований пожарной безопасности в лесах, что привело к возникновению лесного пожара или распространению его на значительной площади (формально-материальный состав).

Размер ущерба, причиненного указанным правонарушением, исчисляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 2008 года № 665 «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного леса».

3. Субъект административного проступка — как граждане, так и должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения определяется отношением к последствиям и характеризуется наличием вины как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Источник

Автор:

02 ноября 2019 00:04

Последствия, к которым приводит вырубка лесов, и пути ее решения

Источник:

Ссылки по теме:

За уничтожение гражданами полезной для леса фауны

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Источник