За уничтожение гражданами полезной для леса фауны
1. Цель данной статьи — обеспечение административно-правовыми средствами порядка ведения отдельных видов использования лесов и охрана лесных ресурсов. Сфера действия норм — поведение граждан в лесах и деятельность юридических и физических лиц, занимающихся промысловым сбором и заготовкой дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.п.
2. В ч. 1 данной статьи содержится формальный состав с альтернативными признаками по предмету, объективной стороне и противоправности, который сформулирован очень сложно. Сенокошение и пастьба скота относятся к такому виду использования лесов, как сельское хозяйство.
Лесные сенокосы и пастбищные лесные угодья предоставляются физическим и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), праве аренды и праве безвозмездного срочного пользования.
Незаконные пастьба скота и сенокошение имеют место в случаях их осуществления на не отведенных для сенокошения и пастьбы скота угодьях. Нарушениями являются также выпас животных на лесных участках, не предназначенных для этих целей, без пастуха, без привязи, а также пастьба скота в запрещенные сроки (например, когда не сформировался травяной покров) или с превышением норм выпаса, т.е. большего количества животных на отведенной площади.
Субъективная сторона правонарушений по ч. 1 — умышленная вина.
3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает составы самовольных заготовки и сбора, а также уничтожения лесной подстилки, мха и других недревесных лесных ресурсов, например лишайников или покрова болот, т.е. ответственность установлена за осуществление не только этих видов лесопользования без приобретения на это права в установленном законом порядке (по договору или на основании ст. 11 ЛК РФ, устанавливающей право граждан свободно и бесплатно заготавливать и собирать их для собственных нужд), но и за уничтожение перечисленных в диспозиции нормы предметов. Уничтожение по объективной стороне может быть результатом нарушений технологии сбора мха, лишайников и т.п., чрезмерного сбора этих растений, приводящего к утрате способности их воспроизводства, вытаптывания, выжигания, насыпки грунта и пр.
Субъективная сторона самовольных заготовки и сбора — умышленная вина, порчи или уничтожения — умысел и неосторожность.
4. Часть 3 комментируемой статьи содержит три формальных состава с многочисленными признаками предмета и объективной стороны правонарушения.
Правила сбора дикорастущих плодов, ягод, грибов и т.п., размещения ульев и пасек устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. По своему характеру такой сбор является промысловым, когда заготовка грибов, ягод, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, древесных соков и т.п. проводится юридическими лицами — арендаторами и гражданами по согласованию с органами лесного хозяйства и охраны окружающей среды субъектов Федерации, их органами на местах и местной администрацией. При этом юридические лица, заключившие соответствующий договор, могут привлекать для промыслового сбора и заготовки лесной продукции граждан по контрактам (договорам). Лесные участки заготовки и сбора грибов, орехов, ягод предоставляются юридическим и физическим лицам на договорных условиях. На пользователей возлагаются соответствующие обязанности по щадящей, т.е. исключающей истощение лесоресурсов, технологии заготовки и сбора продукции, по проведению восстановительных мероприятий, недопущению поломок и повреждения деревьев и кустарников, засорения лесов, уничтожения полезной для леса фауны, разорения муравейников, гнезд, по соблюдению порядка и сроков сбора и заготовки плодов, ягод и т.п.
Сроки и места сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и иных видов лесной продукции устанавливаются субъектами РФ ежегодно. Об установлении этих сроков (начале и окончании сбора), а также определении участков, где таковой запрещен, должно быть в любой форме (через газеты, по радио, специальными объявлениями) доведено до общего сведения. Установленные сроки являются едиными как для заготовителей, так и для населения.
Размещение ульев и пасек как разновидность использования лесов для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) основывается на ст. ст. 38 и 9 ЛК РФ и осуществляется на договорных условиях. Нарушением является их установка в местах, где это запрещено.
5. Объективная сторона правонарушения состоит в активных действиях по самовольному сбору или заготовке дикорастущих плодов, ягод, грибов и прочей продукции на участках, где это запрещено, либо в период, запрещенный для такого сбора, либо неразрешенными способами или приспособлениями (например, лекарственных растений путем выкапывания их с корневой системой).
Отдельный состав в ч. 3 установлен в целях охраны особо ценных видов растительных лесных ресурсов, как пищевых, так и лекарственных. Он подразумевает полный запрет их сбора, заготовки и реализации. Статья 59 ЛК РФ запрещает осуществление деятельности, негативное воздействие которой приводит или может привести к сокращению численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу РФ или Красные книги субъектов РФ, и (или) к ухудшению среды их обитания (возможно и ограничение такой деятельности).
Среди признаков объективной стороны здесь наряду со сбором и заготовкой указана также реализация. Это означает, что к административной ответственности может быть привлечено лицо, осуществляющее как все перечисленные действия, так и, например, лишь реализацию либо только заготовку лесных ресурсов.
Самовольный сбор и заготовка ягод, плодов, лекарственного сырья на плантациях, в садах, ягодниках и т.п. является хищением чужого имущества.
Формальный состав сбора, заготовки или реализации, т.е. торговли, растений, в отношении которых это запрещено (ч. 3 комментируемой статьи), по объективной стороне состоит в активных действиях, заключающихся в изъятии растений как для личных нужд, так и в промысловых целях либо в возмездной передаче собранных (заготовленных) растений третьим лицам (гражданам, заготовительным и иным организациям). В любом случае предмет правонарушения — особо охраняемые растения, на сбор и заготовку которых разрешение не выдается (за исключением научных целей).
Субъективная сторона — умысел.
6. Квалификация правонарушений по ч. 3 данной статьи осложняется в связи с совпадением признаков предмета и объективной стороны правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 8.25. Фактически в обоих случаях речь идет о нарушении правил заготовки пищевых лесных ресурсов, сборе лекарственных растений. В комментируемой статье признаки нарушения раскрываются (по месту, способу и т.п.), в ч. 3 ст. 8.25 они обозначены наиболее общим образом, т.е. как «нарушение правил». Надо полагать, что незаконную заготовку и сбор указанных лесных ресурсов в случае наличия правил, определяющих места, время, объемы и способы этой деятельности, следует квалифицировать именно по ч. 3 данной статьи.
7. Следует обратить внимание, что Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 82-ФЗ усилена административная ответственность за нарушения, предусмотренные ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи: в качестве дополнительной меры наказания установлена конфискация орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования, которая может применяться альтернативно.
8. Субъекты правонарушения перечислены в санкциях данной статьи.
9. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах полномочий этих органов в соответствии с лесным законодательством) (ст. ст. 23.24, 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25), а по ч. ч. 2 и 3 — также мировые судьи (ч. 2 ст. 23.1), если возникнет необходимость применения конфискации орудий совершения и предметов административного правонарушения.
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Источник
Уничтожение или повреждение тграничивающих знаков в лесах — влечет за собой наложение штрафа на граждан от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан.
(С изменениями, внесенными согласно законами Украины от 06.03.96 г. № 81/96-ВР, от 07.02.97 г. № 55/97-ВР)
1. Объектом данного административного проступка являются общественные отношения в сфере охраны лесов (см. Лесной кодекс Украины).
Предмет посягательства — тграничивающие знаки в лесах.
2. Объективная сторона правонарушения выражается в уничтожении или повреждении предметов посягательства (материальный состав).
Размер ущерба, причиненного указанным правонарушением, исчисляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 2008 года № 665 «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного леса».
3. Субъект административного проступка — как граждане, так и должностные лица.
4. Субъективная сторона правонарушения определяется отношением к последствиям и характеризуется наличием вины как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Уничтожение полезной для леса фауны — влечет за собой наложение штрафа на граждан от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от трех до семи необлагаемых минимумов доходов граждан.
(С изменениями, внесенными согласно законами Украины от 06.03.96 г. № 81/96-ВР, от 07.02.97 г. № 55/97-ВР)
1. Объектом данного административного проступка являются общественные отношения в сфере охраны лесов (см. Лесной кодекс Украины).
Предмет посягательства — лесная фауна. Лесная фауна — это совокупность животных, приспособившихся для проживания в лесах, и для которых лес является естественным ареалом обитания.
2. Объективная сторона правонарушения выражается в уничтожении предмета посягательства (материальный состав).
Размер ущерба, причиненного указанным правонарушением, исчисляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 2008 года № 665 «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного леса».
3. Субъект административного проступка — как граждане, так и должностные лица.
4. Субъективная сторона правонарушения определяется отношением к последствиям и характеризуется наличием вины как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Нарушение требований пожарной безопасности в лесах — влечет за собой наложение штрафа на граждан от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от трех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан.
Уничтожение или повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем, а также нарушение требований пожарной безопасности в лесах, что привело к возникновению лесного пожара или распространению его на значительной площади, — влекут за собой наложение штрафа на граждан от трех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от семи до двенадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.
(С изменениями, внесенными заковами Украины от 06.03.96 г. № 81/96-ВР, от 07.02.97 г. № 55/97-ВР)
1. Объектом данного административного проступка являются общественные отношения в сфере охраны лесов и пожарной безопасности (см. Лесной кодекс Украины, Закон Украины «О пожарной безопасности», Правила пожарной безопасности в лесах Украины, утв. приказом Государственного комитета лесного хозяйства Украины от 27.12.2004 г. № 278, Правила пожарной безопасности в Украине, утв. Приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций от 19.10.2004 г. № 126).
2. Объективная сторона правонарушения выражается в следующих формах:
1) нарушение требований пожарной безопасности в лесах (формальный состав);
2) уничтожение или повреждение леса в результате неосторожного обращения с огнем (материальный склад);
3) нарушение требований пожарной безопасности в лесах, что привело к возникновению лесного пожара или распространению его на значительной площади (формально-материальный состав).
Размер ущерба, причиненного указанным правонарушением, исчисляется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 2008 года № 665 «Об утверждении такс для исчисления размера вреда, причиненного леса».
3. Субъект административного проступка — как граждане, так и должностные лица.
4. Субъективная сторона правонарушения определяется отношением к последствиям и характеризуется наличием вины как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Источник
Автор:
02 ноября 2019 00:04
Последствия, к которым приводит вырубка лесов, и пути ее решения
Лесные просторы России кажутся почти безграничными. Но даже при таких масштабах, человек в процессе хозяйственной деятельности, умудряется наносить им урон. Вырубки с целью заготовки древесины в некоторых местах приобретают массовый характер. Такое интенсивное и неразумное использование постепенно приводит к тому, что лесной фонд начинает истощаться. Это заметно даже в таежной зоне.
Быстрое разрушение лесных массивов приводит к исчезновению уникальной флоры и фауны, а также к ухудшению экологической обстановки. Особенно сильно это сказывается на составе воздуха.
Основные причины вырубки лесов
Среди основных причин вырубки леса в первую очередь стоит отметить возможность его использования в качестве строительного материала. Также очень часто лесные массивы вырубают с целью застройки или использования земли под сельскохозяйственные угодья.
Особенно остро эта проблема встала в начале 19 века. С развитием науки и техники большую часть работ по вырубке стали выполнять машины. Это позволило значительно увеличить производительность, а соответственно и количество вырубленных деревьев.
Еще одна причина массовых вырубок – это создание пастбищ для сельскохозяйственных животных. Эта проблема особенно актуальна в тропических лесах. В среднем для выпаса одной коровы потребуется 1 га пастбища, а это несколько сотен деревьев.
Почему следует сохранять лесные массивы? К чему приводит вырубка лесов
Лесной массив – это не только древесно-кустарниковая растительность и травы, это еще и сотни различных живых существ. Вырубка леса – это одна из самых распространенных проблем экологии. С уничтожением деревьев в системе биогеоценоза нарушается экологическое равновесие.
Неконтролируемое уничтожение лесов очень приводит к следующим негативным последствиям:
1. Исчезают некоторые виды флоры и фауны.
2. Снижается видовое разнообразие.
3. В атмосфере начинает возрастать количество диоксида углерода (про последствия глобального потепления).
4. Возникают почвенные эрозии, которые приводят к образованию пустынь.
5. В местах с высоким уровнем грунтовых вод начинается заболачивание.
Интересно! Более половины всех лесных массивов приходится на тропические леса. При этом в них обитает около 90% всех известных животных и растений.
Статистика по вырубке лесов в мире и в России
Обезлесивание – проблема мирового масштаба. Она актуальна не только не для России, но и для целого ряда других стран. Согласно статистике по вырубке лесов, в год по всему миру вырубается порядка 200 тыс км2 лесов. Это приводит к гибели десятков тысяч животных.
Если рассматривать данные в тыс га по отдельным странам выглядеть они будут следующим образом:
Россия — 4.139;
Канада — 2.45;
Бразилия — 2.15;
США — 1.73;
Индонезия — 1.6.
Проблема вырубки меньше всего касается Китая, Аргентины и Малайзии. В среднем за одну минуту на планете уничтожается около 20 гектаров лесонасаждений. Особенно остро эта проблема стоит для тропической зоны. Например, в Индии за 50 с небольшим лет покрытая лесом площадь сократилась более чем в 2 раза.
В Бразилии большие площади лесов были вырублены с целью застройки. Из-за этого популяции части видов животных сильно сократились. На Африку приходится приблизительно 17% от мирового лесного запаса. В перерасчете на га – это составляет около 767 млн. Согласно последним данным ежегодно здесь вырубается порядка 3 млн гектар. За последние столетия в Африке было уничтожено свыше 70% лесов.
Статистика вырубки в России также неутешительна. Особенно много у нас уничтожается деревьев хвойных пород. Массовая вырубка в Сибири и на Урале способствовала образованию большого количества заболоченных участков. При этом стоит отметить, что большая часть вырубок является незаконной.
Группы лесов
Все леса на территории России по их природоохранному и хозяйственному значению можно классифицировать на 3 группы:
1. К этой группе относятся насаждения, имеющие водоохранную и защитную функцию. Например, это могут быть лесополосы по берегам водоемов или лесистые участки на горных склонах. Также в эту группу относятся леса, выполняющие санитарно-гигиеническую и оздоровительную функцию, национальные заповедники и парки, памятники природы. На долю лесов первой группы приходится 17% от всего лесного массива.
2. Ко второй группе относят насаждения в районах с высокой плотностью населения и хорошо развитой транспортной сетью. Сюда же включают леса с недостаточной лесосырьевой базой. На долю второй группы приходится порядка 7%.
3. Самая многочисленная группа на ее долю в лесофонде приходится 75%. В эту категорию относят насаждения эксплуатационного назначения. За счет них удовлетворяются потребности в древесине.
Более подробно деление лесов на группы описано в «Основах лесного законодательства».
Виды вырубок
Заготовка древесины может осуществляться во всех без исключения группах леса. При этом все рубки делят на 2 вида:
— главного пользования;
— по уходу.
Рубки главного пользования
Рубки главного пользования осуществляются только в насаждениях достигших периода спелости. Их подразделяют на следующие виды:
1. Сплошные. При этом типе рубок вырубается все за исключением подроста. Осуществляют их за один прием. Ограничение на их проведение накладывается в лесах, имеющих природоохранное и экологическое значение, а также в заповедниках и парках.
2. Постепенные. При этом типе вырубок древостой убирают в несколько приемов. При этом в первую очередь вырубают деревья, мешающие дальнейшему развитию молодняка, поврежденные и больные. Обычно между приемами этой рубки проходит от 6 до 9 лет. В первый прием убирается около 35% от общего древостоя. При этом основную массу составляют перестойные деревья.
3. Выборочные. Их основное назначение формирование высокопродуктивных насаждений. Во время них вырубаются больные, сухостойные, буреломные и другие неполноценные деревья. Все рубки ухода подразделяют на следующие виды: осветление, прочистка, прореживание и проходная. В зависимости от состояния леса рубка ухода может быть и сплошной.
Законная и незаконная вырубка
Все работы по вырубке леса строго регламентируются российским законодательством. При этом самым главным документом является «Порубочный билет». Для его оформления понадобятся следующие документы:
1. Заявление, с указанием причины вырубки.
2. План местности с выделением участка, отведенного под рубку.
3. Таксационное описание вырубаемых насаждений.
Порубочный билет также будет необходим и при вывозе уже заготовленной древесины. Его цена пропорциональна стоимости компенсации за пользование природными ресурсами. Спил деревьев без соответствующих документов классифицируется как незаконная рубка.
Ответственность за нее предусмотрена ст.260 ч.1. Применима она только в тех случаях, когда сумма ущерба превышает 5000 рублей. При более мелких нарушениях применима административная ответственность. Она подразумевает наложение штрафа в размере от 3000 до 3500 рублей на граждан и от 20 до 30 тыс на должностных лиц.
Последствия вырубки лесов
Последствия вырубки леса – это проблема идущая далеко вперед. Уничтожение лесных массивов затрагивает всю экосистему. Особенно сильно это касается проблемы очищения и насыщения воздуха кислородом.
Также согласно последним исследованиям было установлено, что массовые вырубки способствуют глобальному потеплению. Связано это с углеродным циклом, протекающим на поверхности Земли. При этом не стоит забывать и о круговороте воды в природе. В нем деревья принимают самое активное участие. Поглощая влагу своими корнями, они испаряют ее в атмосферу.
Эрозия почвенных слоев – еще одна проблема, сопутствующая проблеме обезлесивания. Корни деревьев предотвращают размывание и выветривание верхних плодородных слоев почвы. При отсутствии древостоя ветра и осадки начинают разрушать верхний гумусный слой, превращая тем самым плодородные угодья в безжизненную пустыню.
Проблема вырубки лесов и пути её решения
Одним из путей решения проблемы вырубки лесов поможет посадка деревьев. Но полностью компенсировать нанесенный урон она не сможет. Подход к этой проблеме должен быть комплексным. Для этого необходимо придерживаться следующих направлений:
1. Планировать лесопользование.
2. Усилить охрану и контроль за использованием природных ресурсов.
3. Разработать систему мониторинга и учета лесного фонда.
4. Совершенствовать лесное законодательство.
В большинстве случаев высадка деревьев не покрывает нанесенный ущерб. Так, например, в Южной Америке и Африке несмотря на все предпринятые меры, площадь лесов продолжает неумолимо сокращаться. Поэтому для снижения негативных последствий вырубок необходимо принимать и целый комплекс дополнительных мер:
1. Ежегодно увеличивать площади посадок.
2. Создавать охраняемые территории с особым режимом лесопользования.
3. Направлять значительные силы на предотвращение лесных пожаров.
4. Внедрять вторичную переработку древесины.
Общемировая борьба с вырубками
Политика защиты лесов в разных странах может существенно отличаться. Кто-то вводит ограничение на использование, а кто-то просто увеличивает объемы восстановительных посадок. Но, совершенно новый подход к этой проблеме разработала Норвегия. Она планирует полностью отказаться от вырубки.
Эта страна официально заявила о том, что на ее территории будет реализовываться политика так называемой «нулевой вырубки лесов». На протяжении многих лет Норвегия активно поддерживала различные программы по защите леса. Так, например, в 2015 году она выделила 1 млрд рублей Бразилии для сохранения дождевых лесов Амазонки. Инвестиции Норвегии и целого ряда других стран помогли сократить объем вырубок на 75%.
С 2011 по 2015 год норвежское правительство выделило 250 млн рублей и другой тропической стране – Гайане. А с этого года Норвегия официально объявила о «нулевой терпимости» к заготовкам леса. То есть она больше не будет закупать продукцию лесопользования.
Специалисты в области экологии заявляют, что бумага может производиться и методом вторпереработки соответствующих отходов. А в качестве топлива и строительных материалов можно использовать и другие ресурсы. На это заявление государственный пенсионный фонд Норвегии отреагировал изъятием из своего портфеля всех акций предприятий связанных с нанесением ущерба лесному фонду.
Согласно данным фонда дикой природы, ежеминутно с поверхности Земли исчезают леса площадью сопоставимой с площадью 48 футбольных полей. При этом также значительно увеличивается выброс парниковых газов, способствующих глобальному потеплению.
Берегите природу, или она вам даст сдачи
Источник:
Ссылки по теме:
Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:
Источник