Загадки о полезных ископаемых 4 класс
УМК «Планета знаний»
Открытый урок по окружающему миру в 4 «Б»классе
Тема: «Богатство недр»
Цели:
Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способах добычи, показать значение добычи и использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей.
Развивать познавательно-информационную компетенцию (учить анализировать, обобщать, делать выводы).
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, формировать у детей чувство гордости за МО.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
презентация;
образцы полезных ископаемых (нефть, каменный уголь, природный газ, торф, железная руда, цветная руда) и их условные знаки ;
словари, справочники
карта МО.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
(СЛАЙД 1)
Добрый день, дорогие друзья!
Новой встрече очень рада я!
Хозяйка подземных богатств
В свое царство пустит нас!
Учитель: Сегодня мы поговорим о богатствах, хранящихся в недрах земли. Предлагаю вашему вниманию кроссворд (решая кроссворд, дети отвечают на вопросы загадок, отгадывают полезные ископаемые (показ презентации).
Вопросы к кроссворду: (СЛАЙД 2)
1. Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И в стекле он расплавлен даже. (песок)
2. Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи… (руда)
3. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (мел)
4. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)
5. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это. (нефть)
6. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (уголь)
7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (глина)
8. По трубе течет,
Пироги печет. (газ)
9. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (торф)
10. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (известняк)
Учитель: Как вы думаете, о чем речь пойдет на сегодняшнем уроке? (о подземных богатствах).
При сооружении фабрик, заводов, электростанций, строительстве зданий, производстве различных товаров, везде используют материалы, получаемые из различных полезных ископаемых.
Что такое «полезные ископаемые»? (Ответы детей)
II. Работа по теме. (СЛАЙД 3)
Полезные ископаемые — это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.
Ископаемые — потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Учитель: В 3 классе мы уже получили представление о некоторых полезных ископаемых, сегодня мы глубже изучим свойства полезных ископаемых, покажем их значение для жизни людей.
Ребята, подумайте, можно ли восстановить полезные ископаемые, которые образовывались в недрах нашей планеты в течение многих миллионов лет? (Ответы детей)
Учитель: Когда-нибудь они закончатся – истощатся. Поэтому богатства земных недр необходимо использовать очень экономично.
С каждым годом растёт потребность людей в полезных ископаемых. Поэтому необходимо вести разведку месторождений полезных ископаемых.
Что означает слово «месторождение» узнайте из словаря.
(Поиск и ответ детей).
Месторождение (полезного ископаемого) — скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, которое по количеству, качеству и горно-техническим условиям разработки пригодно для промышленного освоения, с положительным экономическим эффектом.
Учитель: Зачем нужно заниматься разведкой месторождений? (Ответ детей)
Учитель: Кто этим занимается, люди какой профессии? (Геологи)
О профессии геолога нам расскажут ученики. (Рассказ сопровождается показом презентации) (СЛАЙД 4)
Простой геолог рисует карты и обобщает данные узких специалистов. Главные орудия геолога — геологический молоток, компас, карандаш и блокнот для документации и записи придуманных гипотез, но это было раньше. Теперь геолог пользуется сложнейшими приборами и машинами, поиск можно вести даже через космические спутники, но этим уже занимаются специалисты-геологи».
Учитель: Как вы думаете, в МО богата полезными ископаемыми? А знаете ли вы какие? (Ответ детей) (СЛАЙД 5)
Посмотрите на карту МО. Наша область богата полезными ископаемыми.
Учитель: А теперь мы совершим маленькое путешествие по родному краю и узнаем, какие полезные ископаемые есть в нем. Сейчас нам ребята расскажут об этом (рассказ детей).
Полезные ископаемые МО представлены несколькими видами минерального сырья: глинами, песками, камнем. Самым известным из них является белый мячковский камень-известняк. (СЛАЙД 6) Различный по прочности, твердости, оттенкам, он прежде в огромных количествах добывался в окрестностях Мячкова, а также возле Никоновского, Боршевы, Гжели.
Из мячковского камня строилась белокаменная Москва, он использовался при строительстве храмов (СЛАЙД 7) в селах Быково, Зеленая слобода, Марково, Софьино и Кривцы, Иерусалимской церкви в городе Бронницы, в декоративном оформлении старинных усадьб и городской застройки. Добыча камня была столь значительной, что в середине 19 века предполагалось строительство через Мячково железной дороги. Специалисты подсчитали, что за все время здесь было добыто в общей сложности до 10 миллионов кубометров белого камня. Ресурсы этого ценного сырья на сегодня далеко не исчерпаны. По оценкам геологов его запасы возле села Мячкова и деревни Титово составляют до 12 миллионов кубометров.
С давних пор были известны и залежи (СЛАЙД 8) гжельских глин, в том числе знаменитой белой, пригодной для производства фаянса и фарфора. Ныне запасы белых тугоплавких глин практически исчерпаны, но месторождения высококачественных красных глин по-прежнему велики и широко используются для изготовления посуды и производства кирпича.
Район занимает второе место в Подмосковье по запасам кварцевых песков. На базе (СЛАЙД 9) Егановского месторождения с 1969 г. работает Раменский горно-обогатительный комбинат, где за год добывали и обогащали свыше миллиона тонн песка для нужд металлургических и стекольных заводов.
III. ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 10)
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
IV. Работа в группах. (СЛАЙД 11)
Учитель: Мы геологами станем и отправляясь в экспедицию, мы поделимся на 4 отряда.
Во время экспедиции каждый отряд нашел полезные ископаемые
(на столе образцы пород).
Учитель:
1 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого торфа. (СЛАЙД добыча торфа)
2 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого угля. (СЛАЙД добыча угля)
3 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого нефти. (СЛАЙД добыча нефти)
4 группа изучает свойства и применение горючего полезного ископаемого природного газа. (СЛАЙД добыча природного газа)
На партах таблицы, которые необходимо заполнить:
Опиши свойства горючего полезного ископаемого (каменного угля, торфа, нефти) по следующей таблице:
Опиши свойства горючего полезного ископаемого природного газа по следующей таблице:
В помощь: Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:
1) горючее 6) сыпучее 11) бесцветный
2) твердое 7) хрупкое 12) легче воды
3) жидкость 8) коричневого цвета 13) газообразное
4) имеет запах 9) черного цвета 14) тяжелее воды
5) маслянистый 10) легкий 15) не имеет запаха
Ответы детей сопровождаются показом презентации.
СЛАЙДЫ ДОБЫЧИ 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.
V. Работа с учебником с. 47, 48. (СЛАЙД 19)
Чтение о железных и цветных рудах, апатитах, калийной соли.
VI. Проверка усвоения материала
Тест «Полезные ископаемые»
1.Месторождения полезных ископаемых отыскивают:
а) археологи, б) геологи, в) строители;
2.К полезным ископаемым относятся:
а) кирпич, бетон, бензин,
б) станки, вазы, ножницы,
в) поваренная соль, торф, нефть;
3.При помощи буровых установок добывают:
а) нефть, природный газ, б) калийную соль, алмазы, в) мрамор, гранит;
4. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести:
а) алмаз, известняк, графит,
б) нефть, природный газ, уголь,
в) железная руда, поваренная соль, мел;
5.В шахтах добывают:
а) каменный уголь, железную руду,
б) поваренную соль, жемчуг, гранит,
в) известняк, ракушечник, гранит;
6. В строительстве используются:
а) торф, железная руда, самоцветы,
б) песок, глина, гранит,
в) каменный угол, малахит, антрацит.
(Тесты положить на середину парты в конце урока собрать)
VII. Итог урока. Учитель (или дети). (СЛАЙД 20)
Месторождения полезных ископаемых формировались в глубинах земли и на её поверхности в течении 4 миллиардов лет. Но с каждым годом в нашей стране возрастает потребность в металле, нефти, газе, угле. Все это человек берет из недр земли. Если воздух и воду можно очистить, восстановить, то выработанные месторождения полезных ископаемых восстановить уже невозможно. Вот почему полезные ископаемые нужно особенно разумно добывать из недр земли.
Закон об охране природы предусматривает особый порядок добычи полезных ископаемых: составляется план, в котором устанавливается очередность, полная выработка месторождения, контроль над тем, чтобы полезные ископаемые не выбрасывались в отвалы вместе с пустой породой.
1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.
1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.
На Земле много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
Учитель: А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом)
Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь. И когда вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.
Ваша ровесница из Одинцова сочинила такое стихотворение.
Уголь нефть и минералы,
Говорят беспечным людям,
Нас осталось очень мало,
Скоро нас совсем не будет.
И тогда вы человеки
Без металлов и пластмасс
Зарыдаете навеки
Улетая жить на Марс.
Учитель.
Загадка про соль.
В земле родится,
На солнце вырастает,
В воде умирает. ( соль)
Белый камень из горы
,
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. ( соль)
Отдельно — я не так вкусна,
Но в пище — каждому нужна. (соль)
Это тоже полезное ископаемое и о нем мы посмотрим фильм.
(СЛАЙД 21)
VII. Просмотр фильма ( Слайд 22)
«Добыча полезных ископаемых» или «Поваренная соль»
VIП. Выставление оценок. (СЛАЙД 23)
Домашнее задание. Пересказ с 46 — 48.
Источник
Проект
«Полезные ископаемые»
Содержание:
Что такое полезные ископаемые?
Что такое месторождение?
Кто ищет месторождения полезных ископаемых?
Виды полезных ископаемых, месторождения и их применение.
Загадки о полезных ископаемых.
Охрана полезных ископаемых
Полезные ископаемые– это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.
Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Месторождения — природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, а при больших площадях распространения –бассейны.
Поиском месторождений занимаютсягеологи.
Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.
По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:
Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит)
Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
Камнесамоцветное сырье (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты )
В России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. В недрах земли выявлены и разведаны многочисленные месторождения нефти, природного газа, каменного угля, руд черных, цветных, редких и благородных металлов, редкоземельных элементов.
Отдельные виды полезных ископаемых
Полезные ископаемые
Применение
Месторождения
Каменный уголь
Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности,
Кузнецкий, Печерский, Южно – Якутский, Канско — Ачинский угольные бассейны
Нефть и газ
Применяется в мире химической и нефтехимической промышленности, для производства синтетическихкаучуков и волокон, пластмасс, ПАВ, моющих средств, пластификаторов, присадок, красителей,
Западно-Сибирское, Тимано-Печорское, Волго-Уральское, Прикаспийское, Северо-Кавказско-Мангышлак, Енисейско-Анабарское, Лено-Тунгусское, Лено-Вилюйское
Газ
Природный газ широко применяется в качестве горючего в жилых, частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи; как топливо для машин (газотопливная система автомобиля), котельных, ТЭЦ и др. Сейчас он используется в химической промышленности как исходное сырьё для получения различных органических веществ, например, пластмасс. В XIX веке природный газ использовался в первых светофорах и для освещения (применялись газовые лампы)
, Охотское и нефтегазоносные области: Балтийская, Анадырская, восточно-камчатская.
Горючие сланцы
Используется в химической промышленности
Волжский, Тимано-Печорский, Вичегодский сланцевые бассейны.
Торф
Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Торф также является важным газоносным материалом.
Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь
Железные руды
Используются при производстве чугунов и сталей
Курская магнитная аномалия
Гранит
Используется в строительстве в качестве облицовочного материала, для изготовления памятников и гранитного щебня
Карелия, Емельяновское месторождение
Известняк
Применяется в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности используют для создания скульптур.
Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь
Песок
Используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства.
Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь
Загадки о полезных ископаемых:
1.Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?
Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят
на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое, из чего был сделан горшочек?
Глина.
2.Бела, кристаллическая, твердая порода,
применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка.
Мрамор.
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо».
Железо.
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом»
каменного угля.
Торф.
5. Образуется при разрушении гранита и кварца.
Песок.
6. С итальянского языка название этого ископаемого
переводится как «зернистый»?
Гранит.
7. Без него не может обойтись учитель на уроке.
Мел.
8. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности —
мел, мрамор.
Известняк.
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой.
Нефть.
Охрана полезных ископаемых
Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них
образовались из остатков живых организмов, которые были на Земле миллионы лет назад.
Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.
Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Если относиться к добыче полезных ископаемых не по – хозяйски, то они могут совсем исчезнуть!
Источник
Кроссворд «Полезные ископаемые» для младших школьников 4 класса
Автор: Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школа № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал могут использовать учителя начальных классов для закрепления знаний по данной теме на уроках окружающего мира в начальной школе.
Цель: Проверка и закрепление знаний по данной теме.
Задачи:
— проверить и закрепить знания по данной теме;
— формировать умение различать полезные ископаемые:
— развивать умение анализировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи;
— развивать память, внимание, исследовательские навыки, любознательность;
— расширять кругозор;
— формировать чувство патриотизма через осознание важности заботы о природе страны (в частности, об охране полезных ископаемых).
Под землей их добывают,
Приложив немалый труд.
Уголь среди них бывает,
Нефть, и газ, и много руд.
(Полезные ископаемые)
1
Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
(Песок)
2
Ни огня, ни света, а огнем блестит.
(Золото)
3
Полезные ископаемые
Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное
(Алмаз)
4
Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это?
(Нефть)
5
По трубе течет,
Пироги печет.
(Газ)
6
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
( Гранит)
7
Эти камни просто чудо:
И сверкают, и горят,
Их вставляют в кольца, в броши,
Красотой они дарят.
(Самоцветы)
8
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске
— Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен …
(Мел)
9
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
(Глина)
10
Одну меня — не съешь никогда,
А без меня — не вкусна еда.
(Соль)
11
В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный…
(Кристалл)
12
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
(Торф)
13
До изобретения мыла именно это полезное ископаемое служило главным средством оттирания загрязнений с человеческого тела( в частности пяток)
(Пемза)
14
Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи…
(Руда)
15
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение.
(Известняк)
16
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Мрамор)
17
Уголь под землей найдут,
Вверх его поднимут.
Завершив тяжелый труд,
Люди каски снимут.
Их работа всем нужна —
С угольком зимой страна!
(Шахтеры)
18
Оно варилось долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи.
(Железо)
Ответы:
Рекомендуем посмотреть:
Кроссворд с ответами для учащихся 3 — 4 класса
Кроссворд с ответами для урока внеклассного чтения, 4 класс. Литературные персонажи
Кроссворды о спорте с ответами для начальной школы, 3-4 класс
Кроссворд с ответами по повести Рыбакова «Бронзовая птица» для 4 класса
Участник №53 творческого конкурса «Кладовая природы» с 3 апреля по 3 сентября 2016 года
Источник