Загадки про полезные ископаемые для 3 класса
На чтение 7 мин. Опубликовано 11 июля, 2020
В находке геолога много железа,
И тем она людям, конечно, полезна.
Среди ископаемых ценной всегда
Считалась добытая в шахте…
Без труда
Не добывается в шахте…
Окаменевшая смола
Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений.
Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают.
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу.
Росли на болоте растения …
А теперь это топливо и удобрение.
В воде не тонет, в земле не гниет, в огне не горит.
(Уголь)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
От огня происхожу,
От огня и умру.
Охапку лучей
Из топок печей
Нам древнее солнышко дарит,
Нас греет и пищу нам варит.
Закопай — не гниёт,
Кинь в воду — поплывёт.
Чёрный и блестящий,
Я самый настоящий
Волшебник, чародей.
Я нужен для печей.
В печах переливаюсь
Золотистым цветом,
В морозы я стараюсь
Дома нагреть, как летом.
Маленький,
Лёгонький,
А тяжело поднять.
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спичек.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже
И в стекле расплавлен даже.
Во дворе малыш играл:
Груз в машину насыпал,
Стряпал вкусный пирожок,
Любят дети все …
Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать и играть.
Тянусь я тоненьким столбцом
По трубке из стекла,
Сжимаюсь я от холода,
Расту я от тепла.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске —
Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен …
(Мел)[/spoiler]
Одну её не едят,
А без неё мало что едят.
Белый камень в воде тает.
Одну меня — не съешь никогда,
А без меня — не вкусна еда.
В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.
В воде родится,
На огне вырастает.
С матерью встретится —
Опять умирает.
Я не вкусна, но в пищу каждому нужна.
В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат!
Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях,
А ещё он есть в цементе.
Сам он — удобрение.
Туп конец,
Востёр резец.
Режет листы,
Летят куски.
Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное.
Эта драгоценность обрадует вас —
В кольце чистой каплей сверкает …
Ни огня, ни света,
А огнём блестит.
Эти камни просто чудо:
И сверкают, и горят,
Их вставляют в кольца, в броши,
Красотой они дарят.
Ответ
(Драгоценные камни. Самоцветы)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Оно варилось долго в доменной печи,
Чтобы потом нам сделать
Ножницы, ключи.
Иду воду – красен,
Выйду – черен.
Становлюсь собой в плену огня.
Не было бы в мире без меня
Ни велосипедов, ни коньков,
Ни автомобилей, ни станков.
Если встретятся оно и вода
Ржавчина появится тогда.
Сталевар из руд достал
Нужный людям всем …
В конце двойное «Л» пиши,
А как зовут меня – реши:
Без мастера граненым стал
Блестящий, правильный…
Источник
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конструкт урока окружающего мира
для 3 класса по теме: «Полезные ископаемые»
Исполнитель:
Колотовкина А. О.,
Студентка 3А группы.
Методист:
Семенова А. В. _____________
Учитель:
Ковкова О. В. ______________
Камышлов, 2017
Тема: «Полезные ископаемые».
Класс: 3Б
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: формирование представлений о разнообразии полезных ископаемых, овладение знаниями об их свойствах и использовании человеком.
Задачи:
Предметные:
формирование умения собирать материал о разнообразии полезных ископаемых;
формирование знаний о свойствах полезных ископаемых;
формирование знаний о способах добычи полезных ископаемых;
формирование знаний о важной роли полезных ископаемых в экономике страны.
Метапредметные:
Познавательные:
формирование умения выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
формирование умения осуществлять логические действия анализа, классификации по родовидовым признакам, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Регулятивные:
развитие умения следовать учебным действиям;
развитие умения принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
развитие умения активного использования речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
развитие готовности слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
развитие умений осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведения окружающих.
Личностные:
формирование познавательной потребности к изучаемой теме;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие умения оценивать свою деятельность на уроке.
Оборудование: компьютер; электронная презентация (приложение 1); коллекция полезных ископаемых (мрамор, известняк, песок, глина); лупа (4шт.); гвоздь; баночка с водой (4 шт.); воронка с фильтром из ваты (2 шт.); видео-ролик про полезные ископаемые.
КУМО: УМК «Школа России», учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков 3 класс (часть 2); рабочая тетрадь А. А. Плешаков 3 класс «Окружающий мир»; атлас-определитель «От земли до неба».
Ход урока
— Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Все ль у вас, друзья, в порядке?
Есть учебники, тетрадки?
Настроенье каково?
Значит, будем начинать
Мир чудесный открывать
Для себя и для друзей
К новым знаниям скорей!
— Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Олеговна и сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира.
Приветствуют учителя.
Личностные:
— познавательная потребность к изучаемой теме;
— мотивы учебной деятельности.
Регулятивные:
— умение следовать учебным действиям;
— умение принимать и сохранять учебную задачу;
Словестный метод – (прием — рассказ).
1 мин
2. Актуализация знаний.
— Посмотрите на слайд. Что вы видите?
— Верно! Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.
— Давайте вспомним, какие природные богатства мы изучали на прошлом уроке и их значение для экономики страны?
— На слайде изображена планета Земля.
— Вода необходима для работы заводов, фабрик, транспорта и т.д.
— Почва необходима для производства продуктов питания.
— Растения, животные. Древесина идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги и т.д. Некоторые животные служат одним из важнейших продуктов питания для всех людей в мире.
Словестный метод – (прием беседа, рассказ).
Наглядный метод, (прием – демонстрация презентации).
4 мин
3. Формулировка темы и цели урока.
— Молодцы. Сегодня у нас необычный урок-исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. Для того чтобы узнать, как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:
— Кто такие геологи?
— Что изучают геологи?
— А что значит «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ»?
— Давайте проверим ваше предположение. Найдите определение «полезные ископаемые» в учебнике на странице 46. Прочитайте его про себя. Затем вслух. Верно ли мы дали определение полезным ископаем?
— Как вы считаете, какова же будет тема урока?
-Какие цели мы перед собой поставим?
— Ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых.
— Сейчас, я зачитаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать, с какими полезными ископаемыми мы будем сегодня работать. (Каждая загадка определяет тему работы в группе).
— Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
— Если встретить на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
— Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение.
— Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
— Молодцы!
-Работать будем в группах, которые мы создали заранее (4 группы).
— Давайте определим учебные задачи нашего исследования. Вставьте пропуски в предложения.
1. Определить … полезных ископаемых.
2. Зафиксировать результаты в…
3. Узнать об … полезных ископаемых.
4. Составить …
5. Представить результаты исследования.
— Сформулируйте правила работы в группе. (В каждую группу раздается карточка с правилами работы в группе).
— Геолог.
— Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их.
— Полезные ископаемые.
— Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд.
— Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
— Тема «Полезные ископаемые»
— Побольше узнать о ПИ, их свойствах, где они используются.
— Песок.
— Глина.
— Известняк.
— Мрамор.
1.Определить свойства полезных ископаемых.
2.Зафиксировать результаты в таблице.
3. Узнать об использовании полезных ископаемых.
4. Составить сообщение о полезных ископаемых.
5. Представить результаты исследования.
Познавательные: умение выделять и формулировать познавательную цель всего урока;
Регулятивные: умение следовать учебным действиям; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; умение определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: умение активного использования речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные:
познавательная потребность к изучаемой теме; мотивы учебной деятельности.
Словесный метод (прием – беседа, рассказ).
Наглядный метод (прием – демонстрация презентации).
Метод стимулирования и мотивации учения (прием – ребус, загадки).
Практические методы (прием – работа с книгой).
5 мин
4. Открытие новых знаний.
— Ребята, а теперь предлагаю начать работать в группе. Каждой группе я выдаю вот такую карточку-помощницу, она поможет вам выполнить исследование. Изучите ее самостоятельно. Распределите обязанности в группе и приступайте к работе. Если возникнут затруднения при изготовлении коллажа, воспользуйтесь атласом-определителем. (Также в каждую группу выдается необходимый раздаточный материал).
Работа в подгруппах.
На слайде – правила работы с оборудованием.
Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности.
Физминутка.
Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).
— Итак, предлагаю выступить нашим юным исследователям.Но пока выступает другая группы, мы сидим не просто так, но и фиксируем свойства каждого представленного полезного ископаемого в таблице у себя в тетрадях на странице 28.
Выступление 1 группы.
Выступление 2 группы.
— Мы определили значения свойств: частицы известняка мельче сыпучего песка; цвет серый, белый, желтый; тяжелее воды; твердая горная порода.
— Из известняка построены Египетские пирамиды, делают украшения для зданий (учащиеся показывают иллюстрации коллажа)
— Мокрая глина вязкая и пластичная, при высыхании хорошо сохраняет форму, поэтому можно создать интересные изделия. И даже раскрасить.
— Древний человек заметил, что глина, попадая в огонь, становится тверже и хорошо сохраняет свою форму, не пропускает воду. Человек стал питаться варёной пищей, что гораздо вкуснее.
Познавательные:
— умение осуществлять логические действия анализа, классификации по родовидовым признакам, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные:
— умение следовать учебным действиям;
— умение принимать и сохранять учебную задачу;
— умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— умение определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
— умение активного использования речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
— умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
— готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Личностные:
— познавательная потребность к изучаемой теме;
— мотивы учебной деятельности.
Активные методы обучения – (метод самостоятельной работы).
Словесный метод – (прием беседа, рассказ).
Здоровьесбер. метод (прием — физминутка).
Форма работы – групповая, фронтальная.
5. Применение знаний.
— Что общее в использовании данных полезных ископаемых?
-Как назовем эту группу?
— Верно данные ископаемые используются в строительстве. Откройте свои тетради на странице 29. Пометьте в данной таблице знаком «+», что глина, песок и известняк применяются в строительстве.
— Как вы думаете, в нашей области есть месторождения изучаемых нами полезных ископаемых?
– Какими полезными
ископаемыми богата наша область? (Слайд – «Полезные ископаемые Свердловской области»).
— К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!
-Что должны делать мы, чтобы
по-хозяйски использовать подземные богатства?
— Используются при строительстве.
— Строительные.
— Можно собирать металлолом, из которого выплавляют металл. Экономно использовать газовые и электрические приборы. Беречь тепло дома. Рационально потреблять питьевую воду, потому что её очистка и доставка по трубам невозможна без использования полезных ископаемых.
Познавательные:
— умение построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные:
— умение следовать учебным действиям;
— умение принимать и сохранять учебную задачу;
— умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
— умение активного использования речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
— умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
— готовность слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения.
Активные методы обучения – (метод самостоятельной работы, упражнение).
Словесный метод – (прием беседа, рассказ).
Наглядный метод, (прием – иллюстрация; демонстрация презентации).
Форма работы – фронтальная.
5 мин
5. Рефлексия
— Кто хочет поделиться своими достижениями?
На слайде опорные слова.
— Сегодня уроке я узнал, что…
— Мне было интересно…
— У меня получилось…
— Мне было интересно узнать о …
— Рада за всех. Предлагаю Вам оценить свой личный вклад в общий результат деятельности. Заполните оценочные листы.
Личностные:
— умение оценивать свою деятельность на уроке.
Коммуникативные:
— умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Словестный метод (прием – беседа).
2 мин
6. Итог урока.
— Так как наша Свердловская область богата полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи.
— Кого заинтересовала эта профессия? Кто хотел бы стать геологом?
— Специалистов такой профессии готовят в Уральском Государственном горном университете у нас в Екатеринбурге. Но для вас это пока будущее. И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами с которыми вы прекрасно справились.
Личностные:
— умение оценивать свою деятельность на уроке.
Коммуникативные:
— умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Словестный метод (прием – рассказ, беседа).
Наглядный метод (прием – демонстрация презентации).
2 мин
7. Домашнее задание
— Используя различные источники информации, закончить таблицу в рабочей тетради на странице 29.
1 мин
Источник
Мультимедийная разработка учебного занятия
Колбиной Натальи Олеговны, учителя начальных классов
МБОУ гимназии имени Ф.К. Салманова
Тема урока
Полезные ископаемые
Предмет
Окружающий мир
Класс
3
Тип урока
Урок постановки и решения учебной задачи
Место данной темы
в учебном курсе
Урок 8 в разделе «Разрез как новый способ изображения»
УМК
Окружающий мир: учебник-тетрадь для 3 класса начальной школы. В 2-х частях. Часть 2 (Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) / Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева. – 12-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 88 с.
Цели урока
Познакомить учащихся с полезными ископаемыми, их свойствами и применением.
Задачи урока
Образовательные:
Организовать постановку детьми задач исследования, изучение свойств горных пород.
Раскрыть значение полезных ископаемых для человека.
Создавать условия для формирования универсальных учебных действий.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, излагать мысли логически верно.
Развивать исследовательские навыки через изучение горных пород.
Воспитательные:
Формировать гражданственность, патриотизм через осознание важности заботы о природе родного края (в частности, об охране полезных ископаемых).
Методы обучения
1. Словесный.
2. ИКТ: мультимедийная презентация.
3. Наглядно-демонстрационный.
4. Практический.
5.Частично-поисковый.
Формы работы
1. Фронтальная.
2. Индивидуальная.
3. Групповая.
Приемы работы
1. Ребус.
2. Кластер.
3. Бортовой журнал.
4. Практическая работа учащихся.
5. Построение домика.
Необходимое оборудование и материалы
Оборудование: интерактивная доска, компьютер,
Зрительный ряд: презентация к уроку, инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал).
Материалы для учащихся: атлас – определитель «От Земли до неба», ребусы на каждую группу, образцы полезных ископаемых: каменный уголь, гранит, торф, железная руда, известняк, емкость с водой.
Этапы урока
Содержание урока, деятельность учителя
Деятельность
учеников
Используемый материал
Формируемые метапредметные
и предметные умения
Организационный этап
Задача: создать условия
для последующего про-
явления эмоционально-
го отношения к учебно-
познавательной дея-
тельности.
— Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
Проверяют готовность уроку, слушают учителя, желая хорошего настроения на протяжении всего урока.
— умение принимать социальную роль обучающегося, проявлять эмоциональную отзывчивость;
— умение организовывать своё рабочее место.
2. Актуализация опорных знаний
Задача: актуализировать знания обучающихся о природных богатствах Земли.
— Посмотрите на слайд. Что вы видите? (планету Земля).
— Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко.
Учитель читает текст:
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
— Ребята, как вы думаете, о каких богатствах и секретах говорится в этом стихотворении? (Рубин, сапфир, минералы, кристаллы и т.д.)
— Возможно, кто-нибудь из вас знает, как в общем назвать все эти богатства Земли? (Полезные ископаемые)
Слушают текст, отвечают на поставленные вопросы.
— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний;
— отвечать на постав-ленные вопросы с ориентировкой на их содержательный аспект;
3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач
Задача: активизировать познавательную активность обучающихся, направленную на дальнейшее целеполагание; создать проблемную ситуацию для оценки правильности или ошибочности выдвинутой версии, для овладения навыками рефлексивной деятельности.
— Предположите, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
— Давайте сформулируем тему нашего урока. (Полезные ископаемые).
— Тема нашего урока «Полезные ископаемые».
— У меня в руках 2 полезных ископаемых – это гранит и известняк (демонстрация учителем). Можем ли мы сказать, что они одинаковые? (Нет, потому что они разные. У них разный внешний вид).
— Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься на уроке? (Познакомимся с полезными ископаемыми и их свойствами).
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.
(Что такое «полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые?
Данные вопросы поочередно появляются на слайде.
— Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (Познакомиться с полезными ископаемыми, их свойствами, применением).
— Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (В группах).
— Вы распределились в группы по 4 человека. Какой первый шаг для слаженной работы в группах необходимо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? (Распределить роли в группе)
Самостоятельно формулируют тему урока («Полезные ископаемые») и его цель.
Осуществляют описание полезных ископаемых в ходе зрительного восприятия.
Предлагают ряд вопросов, на которые хотели бы получить ответ.
Прочитывают вопросы по ходу их появления на экране.
Формулируют цель урока
Определяют форму взаимодействия – работа в группах.
Самостоятельно между собой распределяют роли в группе:
Организатор
Спикер
Контролер
Секретарь
— умение формули-ровать тему и цель урока;
— принимать высказы-вания собеседников, осуществлять рефлексивно-оценоч-ную деятельность;
— осознанно строить речевое высказывание
в соответствии с за-дачами коммуникации;
— умение характеризо-вать объекты по внешним признакам,
-умение договариваться в ходе учебного взаимодействия;
— умение проявлять себя в различных социальных ролях.
4. Формирование новых знаний
Задача: создание условий для совместного открытия новых знаний, соотнесения уже имеющихся знаний с новыми.
— В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики. Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?
— Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать определение понятия «полезные ископаемые», проанализировав каждое слово отдельно. Определить что такое «полезные» и «ископаемые»?
— Как вы понимаете значение слова «полезные»? «Ископаемые»?
(Варианты: Полезные – значит необходимые, нужные. Ископаемые – что-то доставать, извлекать).
Составление кластера со слов учащихся.
необходимые нужные доставать извлекать
— У нас получилась схема. В технологии критического мышления это называется «кластер».
— Для более точной формулировки, взглянем на слово с точки зрения происхождения. Происхождением слов занимается наука – «этимология».
— Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?
(Предполагаемый ответ: «копать», «выкапывать»).
— Теперь попробуйте самостоятельно в группе дать определение понятию «полезные ископаемые».
(Предполагаемый ответ: «Полезные ископаемые – богатства природы, которые люди добывают из недр земли»).
— Давайте посмотрим, как истолковывается данное понятие в «Толковом словаре русского языка» (просмотр страницы словаря в on—lain режиме)
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
-Мы узнали, что такое полезные ископаемые. А какие полезные ископаемые вы знаете?
(Варианты: нефть, уголь, алмазы, природный газ и т.д.)
— Давайте посмотрим, какие виды полезных ископаемых, помимо названных, можно встретить. Я предлагаю решить интеллектуальную задачу (разгадать ребусы). Вы можете совещаться и работать в группе. Для каждой группы своя интеллектуальная задача.
— Проверим результат вашей работы. Предоставляется слово спикерам каждой группы.
Отвечают на поставленные вопросы.
Исследуют значение слов «полезные» и «ископаемые».
Наблюдают за ходом составления кластера учителем.
.
Выдвигают версии относительно происхождения слова «ископаемые».
Работают в группе, дают определение понятию.
Просматривают страницу словаря в on-lain режиме.
Отвечают на вопрос учителя. Называют виды полезных ископаемых.
Решают интеллектуальную задачу – разгадывают ребус.
Выступление
спикеров.
Следующие слайды аналогичны первому.
— умение ориентиро-ваться в собственной системе знаний: отли-чать новое от уже из-вестного;
— умение слушать, по-нимать и рефлексиро-вать высказывания со-беседников.
— умение совместно договариваться о пра-вилах общения и вза-имодействия на уроке, следовать им;
— умение преобразовывать информацию, структурировать её;
— умение извлекать информацию из различных источников;
— умение выстраивать умозаключение, исходя из задач коммуникации;
Физминутка
Задача: проводить профилактику утомления, нарушения осанки, зрения;
снять психоэмоциональную напряженность.
— Молодцы! Вы успешно справились с заданием. Но вы должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.
Мы геологами станем
Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами),
Ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья),
Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! (хлопок над головой).
— Ребята, я желаю вам достигать своей цели и никогда не сдаваться!
Повторяют движения за учителем.
Соотносят свои действия с действиями учителя.
— принимать целевую установку педагога.
— соотносить свои действия с эталоном.
6. Практическая работа
Задача: создать условия для самостоятельного овладения новыми знаниями;
проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.
— В физкультминутке мы на минуту стали геологами. Кто-нибудь из вас знает, кто такие геологи?
Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.
Мы узнали, что в мире существует много разных видов полезных ископаемых. А, как вы думаете, чтобы знать как их использовать, где применять, что еще мы должны знать о полезных ископаемых? (Свойства).
— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы займемся изучением свойств полезных ископаемых.
— На столах лежат образцы полезного ископаемого (у каждой группы свой образец) и атлас-определитель
“От Земли до неба”.
Результаты исследования будете заносить в бортовой журнал.
Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.
Название полезного ископаемого________________________
Твёрдое или жидкое _______________
Растворимость ____________________
Цвет _______________________________________________
Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______
Прозрачное или непрозрачное __________________________
Горючее или негорючее ________________________________
Применение (в строительстве, топливо,
для получения металлов)____________
Обозначение на карте__________________
— У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ, по завершению исследования, будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” Для заполнения бортового журнала используйте дополнительную информацию, которая находится у вас на столах. Помните о том, что между вами распределены роли в группе. Подойдите ответственно к выполнению своих обязанностей.
— Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним основные правила работы в группе.
— Сейчас вы можете приступить к работе.
— Давайте проверим, как вы справились с заданием.
— Выступающий из каждой группы (спикер) представит результат совместной работы.
— Задача остальных групп следить за тем, вся ли информация представлена в бортовом журнале, высказывая свое мнение, используя сигналы обратной связи – знак «согласия»- «несогласия».
— Проанализируйте, получилась ли работа в группе? Справились ли вы со своей обязанностью? На что необходимо обратить внимание в следующий раз?
— Чтобы вы смогли использовать эту информацию, я хочу подарить каждому страничку из своего бортовой журнал, в котором представлены свойства исследуемых полезных ископаемых.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя.
Принимают инструкцию педагога о ходе исследовательской работы.
Осуществляют исследование по инструкции.
Выполняют самостоятельную работу в группе – исследуют полезное ископаемое с помощью инструктивной карточки и атласа – определителя.
Проговаривают основные правила работы в группе.
Применяют на практике полученные знания.
Группы (спикеры) представляют резуль-таты своей исследо-вательской и практи-ческой деятельности, остальные обучаю-щиеся – слушают.
По завершению выступления каждой группы, остальные высказывают свое мнение, относительно выступления, используя сигналы обратной связи.
Анализируют работу в группе.
-организовывать свое рабочее место;
-определять план выполнения учебной задачи и следовать ему;
-применять практические умения в ходе работы;
— умение слушать, понимать и рефлексировать высказывания собеседников;
— умение совместно договариваться о правилах общения и взаимодействия на уроке, следовать им;
— осуществлять самоконтроль по заданному алгоритму действий;
— умение фиксировать результаты наблюдений, опыта в предложенной форме.
— оценивать проделанную работу;
— соотносить резул