Загадки про полезные растения с ответами
Загадки для детей 8-10 лет о лекарственных растениях, полезных травах
Воронкина Людмила Артемьевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДТДМ г.о. Тольятти
Данный материал может быть полезен родителям, воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования. Загадки можно использовать в летнем лагере во время дождя.
Цель: активизация знаний детей о лекарственных растениях.
Задачи:
Учить детей концентрировать внимание, мобилизовать мыслительную деятельность для поиска ответа на поставленный вопрос. Развивать смекалку.
Разгадывая вместе с детьми загадки, родители или учителя могут рассказать о лечебных свойствах этих растений, о том, как собирают эти растения.
Лето теплое,
Лето красное!
Солнце доброе,
Солнце ясное!
Соком полнится
Зелена трава,
Собирать, сушить
Уж ее пора!
А вы травушку
Собирайте
Да на зимушку
Припасайте!
От болезни вас
Охранит она,
Вам здоровья даст,
Силушки сполна!
Лечебные растения — как они выглядят, где их достать, как собрать, что вообще мы знаем о них? А давайте просто познакомимся с ними с помощью загадок! Это простая и несложная игра, где вы сможете проверить свои знания о природе, умение наблюдать и замечать.
Загадки о лекарственных растениях
1. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка — ч…, отгадай.
Чабрец
Считается очень сильным антисептиком. Действует как противовоспалительное, обезболивающее, отхаркивающее, спазмолитическое, слабое снотворное средство.
2. В огороде хрупкий зонт
Понемногу вверх растёт.
Как зовут тебя? «Прокоп», —
Громко скажет нам …
Укроп
Обладает желчегонными качествами, мгновенно облегчает головную боль и помогает справиться с бессонницей.
3. В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
Калина
Рекомендуется при атеросклерозе. Фитонциды рябины смертельны для бактерий золотистого стафилококка и сальмонелл, а также для плесневого грибка. Ее часто применяют как мочегонное и кровоостанавливающее средство.
4. Вот зелёная кокетка,
Сельдереева соседка.
Остроносая старушка
Знаем мы тебя, …
Петрушка
В петрушке содержатся соли магния, кальция. В медицине ее используют при желче и мочекаменной болезнях, при потере аппетита, упадке сил, для улучшения состояния зрения.
5. Вот зелёная стрела
К свету, к солнышку взошла.
Мы её положим в суп,
Ведь приправа это — …
Лук
Бактерицидное и антисептическое растение, улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекциям.
6. Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь —
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
Боярышник
Прописывают его при атеросклерозе, гипертонии, аритмиях, сердечной слабости, переживаниях и постоянных стрессах.
7. Под землей живёт семейка,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать…
(Картошка).
Улучшает обмен веществ, целебна при ожогах, экземах. Ее сок благотворно действует при гастритах с повышенной кислотностью, способствует рубцеванию язв, снижению кровяного давления.
8. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый…
(Одуванчик)
Рекомендуют при заболеваниях затрагивающих печень, при камнях в желчном пузыре, при атеросклерозе и при воспалительных процессах в почках.
Такого модника как этот
Ещё не видела земля,
Он очень любит среди лета
В пуховой шапке щеголять.
Одуванчик
9. Этот овощ тыкве брат —
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок…
Кабачок
Способствует нормализации водно-солевого обмена и очищению крови, в качестве мочегонного и помогает избавиться от излишков воды и соли.
10. Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
Шиповник
Включают в свой состав витамины С, К, А, Е, Р, витамины группы В, кальций, калий, натрий, марганец, хром, фосфор, магний, железо, а также кобальт, молибден и медь, пектины, сахара, орг. кислоты, и многие другие элементы.
11. Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.
( Женьшень).
Можно применять его при недуге сахарного диабета I и II типа, осложняющих диабет некрозов и трофических язв, гипотрофии, синдром хронической усталости, для восстановления организма.
12. Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву?
Крапива
Обожжёт без огня
И тебя и меня,
А живёт у плетня.
(Крапива).
Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.
13. Горькая травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.
Полынь
14.Любит сад и огород,
Вдоль дорог она растет.
Если влажно и тепло,
Хорошеет всем назло!
Ей на радость, вам — беда.
Что в огороде?
Лебеда
Все со мною борются,
Не могут успокоиться,
Все кричат: «Беда, беда!»
Что в огороде?
Лебеда
В народной медицине рекомендуют при язве желудка и 12 — перстной кишки, гастрите, колите, малокровии, бессоннице, ревматизме, ожирении, метеоризме, мигрени, туберкулезе легких, анемии, гипертонической болезни, аскаридозе, лихорадке, отеке, неприятном запахе изо рта.
14. Путника друг, всем знаком, скромный, невзрачный цветок,
Ты на порезанный палец влажной заплаткою лег.
Путника друг, всем знакомый, многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство тут же, на тропке у ног.
Подорожник
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
(Подорожник.)
В его листьях содержится каротин, фитонциды, лимонная кислота, ферменты, дубильные, а также горькие компоненты. Применяют подорожник при ушибах, ранениях, укусах насекомых, ожогах, как средство для остановки крови. Он обладает хорошим противовоспалительным качеством.
15.Шарик нежно-голубой,
Хоть колючий, но не злой.
И в букете он не плох.
Кто такой?
Чертополох
16.Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?-
Ароматная…
Душица
17.Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой…
Зверобой
18.Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? — Запах..
Мята
19. Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка?
Чистотел
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки?
(Чистотел)
21. Солнце зноем сушит травы,
Греет темные дубравы,
А в лесу родник звенит,
Травы напоить спешит,
Силы даст им возродиться:
Запахнет медом…
Медуница
22. Расправит свой ажурный листик
Король всех трав…
Тысячелистник
23. Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа.
Липа
24. У маленькой елочки
Колкие иголочки,
Шарики сизые,
Словно бы в инее.
Можжевельник
25. Носит этот мальчик желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится в беленькое платьице:
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
(Одуванчик)
26. . На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучив все его свойства,
Вы, может, взглянете не так.
Кровотеченье остановит,
В Китае он — салат к столу.
Сорняк живуч: семян так много
В плоде, похожем на суму.
Пастушья сумка
27. Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой
Прохладен, хрупок и душист.
Ландыш майский
28. Он «любит — не любит» ответить нам может
И глянет приветливо желтым глазком.
Аптечный цветок на него так похож,
Его мы лекарственным другом зовем.
Ромашка лекарственная
29. В поле ржи у речки быстрой
Разбросало небо искры.
Это в поле у реки
Голубеют
[/b] Васильки[/b]
Назван он ласково именем мальчика,
Дружит с ромашкою и с одуванчиком
Строен и крепок его стебелёк,
В поле растёт этот синий цветок.
Как же прозвали его
Василёк
30. Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
Рябина
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют.
(Рябина)
31. В широколиственных лесах
И на обочинах дорожек
Её ты встретишь всю в цветах,
Похожих чем-то на горошек.
Но сильный камфорный букет
Не любят мухи и москиты,
Оставит от ожога след —
Её соцветья ядовиты.
Будь аккуратнее, друг мой,
Любуясь, не теряй рассудок,
Ведь из растения настой
Поможет вылечить желудок.
Пижма
С древности известно, что листочки пижмы девушки носили при себе, чтобы никакой беды не случилось, даже желания загадывали, поэтому в народе ее еще окрестили «приворот-трава».
А еще пижма — оберег-трава. Сам Петр I советовал всем дворянам посадить ее у входа в жилище, «дабы уберечь проживающих от плохих приходящих». То есть, с какими бы мыслями к вам ни шел человек, все свои плохие помыслы он оставит за порогом вашего дома.
Пижму бальзамическую советуют сажать в огороде, рядом с домом. Пижма бальзамическая приносит хозяевам успокоение и радость.
Ее мы обижаем,
Когда порой срываем,
Решаем, что трава — сорняк,
Не пригодится нам никак —
Такие наши нравы.
Но мы, дружок, не правы!
Спасибо травам и цветам,
Что это всё прощают нам!
Рекомендуем посмотреть:
Загадки о природе с ответами для детей 6-9 лет
Загадки о природе для детей 5-9 лет
Загадки о зиме для детей с ответами
Логические задачки
Похожие статьи:
Загадки про одежду и обувь с ответами
Загадки про птиц с ответами
Загадки про рыб с ответами
Загадки про транспорт с ответами
Загадки для детей с ответами
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ЗАГАДКИ О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ
2 слайд
Описание слайда:
Ну-ка быстренько ребятки, Отгадайте-ка загадки!
3 слайд
Описание слайда:
Он красивой розе брат, Если ты не виноват, Все равно имей в виду, Может уколоть в саду.
4 слайд
5 слайд
Описание слайда:
Вкусен чай и ароматен, С ней он легок и приятен: Листочки сорваны, помяты. Что ты вдыхаешь? — Запах…
6 слайд
7 слайд
Описание слайда:
Жёлтый цветок, Зелёный листок. Этот листик на подкладке Из пушистой белой ватки.
8 слайд
Описание слайда:
Мать-и-мачеха
9 слайд
Описание слайда:
Во дворе оно растёт… Добывают пчёлы мёд Из цветочков золотых, Что в ветвях цветут густых. От простуды и от гриппа Лечит лучший доктор …
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
Травка та растет на склонах И на холмиках зеленых. Запах крепок и душист, А ее зеленый лист Нам идет на чай. Что за травка? Отгадай.
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
Посмотри, какой цветок! Как вплести его в венок? В шапке беленькой стоит А подуешь – улетит!
14 слайд
Описание слайда:
Одуванчик
15 слайд
Описание слайда:
Растёт зелёный кустик, Дотронешься – укусит!
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
Золотые огоньки, Белые воротники.
18 слайд
19 слайд
Описание слайда:
Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает?
20 слайд
Описание слайда:
Календула
21 слайд
Описание слайда:
Никого не огорчает, А всех плакать заставляет.
22 слайд
23 слайд
Описание слайда:
Из кожурки тонкой, грубой, Глядит ломтик белозубый, Всех излечит, исцелит, Как, приправа, удивит…
24 слайд
25 слайд
Описание слайда:
Поранил ты в походе ногу, Усталость не даёт идти –Нагнись: солдатик у дороги Готов помочь тебе в пути.
26 слайд
Описание слайда:
Подорожник
27 слайд
Описание слайда:
Если травку ты сорвешь, Руки, знай, не ототрешь. Доктор всех аптечных дел, Кто лечит ранки?
28 слайд
29 слайд
Описание слайда:
Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи.
30 слайд
31 слайд
Описание слайда:
Я на луг с утра пошёл, Травку нужную нашёл: Мелкий, жёлтенький цветок Он не ярок, не высок, Вылечит недуг любой. Что же это? –
32 слайд
33 слайд
Описание слайда:
Презентацию подготовила воспитатель ВКК МКДОУ «Детский сад №2» г. Лиски Воронежской области Анучина Ирина Викторовна
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-330657
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Длинноногие сестрички
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички,
И, как солнышко, глазок.
(ромашка)
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший …
(одуванчик)
Поранил ты в дороге ногу,
Усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
(подорожник)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(малина)
Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня.
(крапива)
Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем
Полезных плодов для аптеки нарвем.
(шиповник)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый… (Одуванчик)
.Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой… (Зверобой)
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? — Запах… (Мяты)
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? (Чистотел)
Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. (Шиповник)
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула)
Кроссворд для дошкольников.
Тема: “Зелёная аптека”
Цель: Систематизировать знания детей по теме “Лекарственные растения”, развивать память, воображение старших дошкольников.
Вопросы к кроссворду “Зелёная аптека”:
1.Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама.
Ответ: Мать – и — мачеха
2.Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны.
Ответ: Подорожник
3. Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы?
Ответ: Одуванчик
4. Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:
Золотая середина
И лучи идут кругом.
Это, может быть, картина?
Солнце в небе голубом.
Ответ: Ромашка
5. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы.
Ответ: Мята
6. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
Ответ: Шиповник
7. Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов?
Ответ: Ноготки
Развлечение «Юные экологи»
Старшая группа
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях, о том, какую пользу приносят они человеку.
Участники: дети старшей группы, ведущая — воспитатель.
Оборудование: элементы туристического снаряжения; аптечка; высушенные растения и их плоды; иллюстрации лекарственных растений; спортивный инвентарь.
В.: Решили, в поход идем, но во время похода нужно выполнить несколько заданий бабушки — травницы.
Задание 1. Игра «Собери рюкзак».
В.: Представьте, что вы собираетесь в поход. Из предложенного материала вы должны отобрать вещи, которые вы возьмете с собой. Каждая команда собирает вещи для одного рюкзака.
Задание 2. Решение проблемной ситуации:
В.: «В результате загадочных обстоятельств продукты питания и аптечка исчезли. Можно ли обойтись без продуктов питания? Если да, то каким образом?
В.: Можно ли обойтись без аптечки. Если да, то какой выход вы предлагаете?
Задание 3. Игра «Цепочка слов».
В.: Назовите (по очереди) названия лекарственных растений.
Задание 4.
В.: Из предложенного материала (живые растения) отберите съедобные виды растений и разложите в соответствии с карточками — символами: салатника — травы, из которых готовят салат, чайника — травы, из которых заваривают чай.
Задание 5. Дидактическая игра «Узнай по запаху».
В.: В коробочках с отверстиями в крышках приготовлены растения. Предложить по запаху узнать растение и назвать его.
Привал. Игры — эстафеты: «Перевозка арбузов».
Задание 6. Игра «Собери растение».
В.: Соберите одно или два растения из отдельно нарисованных частей.
Задание 7. Проблемная ситуация «Как оказать помощь?».
В.: Во время похода бывают разные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. Отберите травы, которые можно использовать при порезах (листья крапивы и чистотела).
В.: Отберите травы, которые могут помочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листья подорожника).
В: Вы, молодцы. Справились со всеми заданиями и теперь мы устроим чаепитие с целебными травами.
Экскурсия в парк.
Цель:
Познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе, познакомить с тем, какие лекарственные растения растут в роще (ромашка, одуванчик, подорожник…).
Развивать мыслительную деятельность, память, внимание.
Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям, поощрять самостоятельность суждений.
Предварительная работа:
Беседы о пользе применения растений в лечебных целях, о создании Красной книги, разучивание стихов, загадок, пословиц, чтение детям сказок о лекарственных растениях, разные виды игр.
Словарная работа:
Отвар, настой, лекарственные растения.
Ход экскурсии
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в необычное путешествие – Царство растений. Поможет нам в этом этот цветочек ( показывает ромашку). Вы узнали его? Да, ребята это ромашка. Она поможет нам найти в парке лекарственные растения, которые мы с вами знаем.
Цветами можно не только любоваться,
Ведь лес как сказочное царство!
Здесь кругом растут лекарства!
В каждой травке, в каждой ветке – и микстура и таблетки.
А зачем и как лечить, я могу вас научить!
Воспитатель: Вспомните, какие растения растут в наших краях?
Я приготовила для вас кроссворд, а вы с помощью моих загадок отгадаете и найдите эти растения на лужайке.
1.Злая как волчица
Жжётся как горчица
Что это за диво?
Это же ……….
Воспитатель: Правильно, конечно же крапива.
(Дети самостоятельно находят крапиву на полянке и показывают ее воспитателю).
Загадка следующая:
2. Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник)
Почему он так называется? Правильно, он растёт вдоль дорог.
(Дети самостоятельно находят подорожник на полянке и показывают его воспитателю).
Продолжаем наш кроссворд.
3. Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
Это лечебный цветок. Вот несколько советов:
— Поласкай ромашкой рот и зубная боль пройдёт.
— Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.
— Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы.
— Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар…
(Дети самостоятельно находят ромашку на полянке и показывают её воспитателю).
Следующая загадка:
4. На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Воспитатель:
В одной старинной сказке говорится, что когда- то одуванчиков не было нигде – нигде. И людям было очень грустно встречать весну без красивых цветов. Вот и попросили они солнце « Подари нам красивые цветы». Улыбнулось солнце и послало на землю свои золотые лучи. Опустились эти лучи на весеннюю травку, заиграли солнечные зайчики и стали весёлыми жёлтыми цветами – одуванчиками. Растут одуванчики по всей нашей земле и в разных местах их и называют по- разному: то зубной травкой за их целебные свойства, то молочниками за белый, как молоко, сок, то пуховиками за их парашютики. А как ещё используют одуванчики?
Дети: Для повышения аппетита, для повышения авитаминоза делают салаты, варенье, корни пережаривают для получения целебного кофе.
Подвижная игра «Лечебная полянка».
Воспитатель называет лекарственные растения, а дети должны быстро найти их на поляне в роще или изобразить их.
Воспитатель: А все ли растения безопасны?
Какие правила поведения при сборе растений необходимо соблюдать?
Нельзя много рвать растений.
Нельзя пробовать плоды ( если не знаешь точно)
После сбора лекарственных растений следует тщательно мыть руки.
И самое главное правило – не ходить в парк или лес одному.
Воспитатель: В конце нашей экскурсии мы с ромашкой подготовили вам игру-викторину «Вспоминай и быстро называй!».
1. Сок какого растения используется вместо йода для выведения бородавок, а настоем из листьев умываются, споласкивают голову? (чистотел)
2. Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодами. Пройдёт мимо человек или пробежит какой зверь – уцепится плод и путешествует вместе с ним. А где упадёт – там может вырасти. (репей)
3. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой?(валерьян)
4. В начале апреля на проталинках, там, где припекает солнце, появляются желтые цветочные корзиночки. Они могут предсказывать погоду. В ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Хорошо помогает от кашля. (мать-и-маче