Заглянем в кладовые земли полезные ископаемые

ТЕМА: Заглянем в кладовые Земли.
Учитель Цурупа Н.И.
Предметные результаты:
- иметь представление о камнях, как части неживой природы;
- познакомиться с горными породами и минералами;
- различать и узнавать горные породы и минералы;
- научиться различать составные части гранита;
- узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.
Метапредметные результаты:
- определять названия красивых камней с помощью атласа-определителя (А.Плешаков) и учебника;
- рассказывать о значении камней в нашем доме и изделий из них;
- соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены;
- высказывать своё отношения к изделиям из камня;
- предлагать собственные варианты подобных изделий и рисовать их эскизы.
Личностные результаты:
- осознавать значение красивых камней и изделий из них в нашем доме;
- делиться эмоционально-эстетическими впечатлениями от восприятия образцов камней;
- обсудить поучительную историю одной коллекции камней.
Предварительная работа.
Учитель готовит коллекцию минералов и горных пород ; дети заранее готовят пересказ рассказа «Моя коллекция»
Оборудование:
мультимеа, интерактивная доска, презентация «Кладовые Земли», атласы-определители «От земли до неба», лупы, коллекция камней (гранит), тексты для учащихся, цветные карандаши, учебники, рабочие тетради на печатной основе; модели созвездий.
Ход урока.
I.Орг. момент
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
— Кто скажет, о чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира?
Выставка фрагментов из пластилина «Звёздное небо» (на доске)
Ночью звёзды загораются
И в созвездья собираются.
— Назовите, какие созвездия вы моделировали с помощью пластилина?
— Сколько зодиакальных созвездий существует?
— Кто подготовил материал о созвездии, под которым родился?
(выслушиваются рассказы детей)
III. Мотивация учебной деятельности.
— А теперь с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю. Сегодня на уроке мы заглянем в кладовые Земли. (слайд №1)
— Откройте учебники на стр. 44 и прочитайте учебно-познавательную задачу нашего сегодняшнего урока.
(Узнаем, что такое горные породы и минералы. Научимся различать составные части гранита. Обсудим поучительную историю одной коллекции камней)
IV. Работа по теме.
- Начальные представления о горных породах.
— Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы.
— С некоторыми из горных пород вы сталкиваетесь почти каждый день. Отгадайте, с какими: (слайд №2)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (МЕЛ)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (ПЕСОК)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу —
Она понадобится сразу. (ГЛИНА)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (ГРАНИТ)
— Дайте общее название всем этим предметам.
(Полезные ископаемые) Читаем хором.
— Что такое полезные ископаемые? Прочитайте об этом первые три абзаца в тексте, который лежит у вас на столах.
(слайд №3)
— А теперь вспомните, с какими горными породами познакомились в 1 классе? (Известняк, гранит, кремень) (слайд №4)
— Горные породы существуют в трёх состояниях. Одни бывают твёрдые – это гранит, известняк, кремень; другие жидкие – это нефть. Бывают и газообразные – это природный газ.
2. Знакомство с минералами. Работа с атласами-определителями.
— Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.
— Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит.
— Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал.
— Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы.
— Несмотря на то, что минералы так по-разному выглядят, у них есть общие свойства: это твердые вещества с однородным составом. В природе они встречаются в своем естественном виде, и каждый обладает индивидуальной кристаллической структурой. Кроме того, у минералов бывает различный блеск. Он может быть стеклянным, перламутровым, металлическим, восковым.
— Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.
— Давайте рассмотрим их в атласе-определителе на с. 16 — 17. Какие вы здесь увидели минералы?
— Некоторые минералы бывают только одного цвета. Прочитайте о малахите.
Так, малахит всегда зелёный, лазурит – синий.
— Но многие минералы могут иметь большое количество расцветок. Давайте прочитаем о янтаре, коралле, жемчуге, бирюзе.
— Драгоценные камни – аристократы среди минералов. Но есть в их семье и «простые труженики», которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы от алюминия до цинка.
3. Практическая работа. (слайд №5)
— Перед вами на столах лежат кусочки гранита. Рассмотрите их с помощью лупы.
— Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат.
— Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц.
— Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда.
(слайд №6)
— Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит.
— Давайте откроем рабочие тетради на с. 32 и заполним схему 1. Что же мы здесь запишем в табличках?
— Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый.
— Что будем закрашивать зелёным цветом? Что раскрасили жёлтым?
— Оценка выполненной работы (достигнута ли цель). Прочитайте цель нашей работы. Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.
4. Чем отличаются горные породы от минералов? (слайд №7)
5. Где используют богатство земных кладовых? (слайд 8)
6. История о коллекции камней.
— Давайте послушаем одну историю о коллекции камней, которую приготовили мои помощники Вова и Юра.
Обсуждение:
— Кем стал автор этого рассказа?
— Что помогло ему определиться с выбором профессии?
— Как вы думаете, можно ли назвать эту историю поучительной? Почему так думаете?
— А кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых? (Геологи. В С-Петербурге горный институт)
V. Домашнее задание.
— Прочитайте задание №2 в рабочих тетрадях. Отметьте. Его вы выполните дома после чтения текста учебника и статьи «Горные породы», что лежат у вас на столах.
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишите в классе, уголь – всё это горные породы. Из горных пород, называемых рудами, добывают различные металлы.
Все горные породы, полезные для человека, так и называют – полезные ископаемые. Почему ископаемые?
Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.
Вы, наверное, видели бурные реки, которые текут в узких горных ущельях. Их вода несёт с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря.
Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы – песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озёр, морей.
В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода – известняк. Мел, которым вы пишите, — это и есть известняк.
Вы, конечно, не раз видели мелкие озёра или болота, вокруг которых растёт лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озёр и болот много миллионов лет назад и пролежавших там всё это время, образовался каменный уголь. А золотисто-жёлтый янтарь – это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.
В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму – огненную жидкость. По глубоким трещинам в Земле раскалённая магма поднимается к поверхности и вырывается наружу. В таких случаях на Земле происходят вулканические извержения. Из вулкана вылетают камни и изливается магма. На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из неё образуется базальт – очень прочная горная порода.
Но не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы.
Горные породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.
Присмотритесь к кусочку гранита и вы увидите, что он состоит из нескольких минералов. Как дом состоит из кирпичей, так и многие горные породы состоят из отдельных минералов.
Вместе с гранитом в глубинах Земли образуются очень нужные полезные ископаемые – руды разных минералов. Из одних руд добывают железо, из других – свинец, из третьих олово.
До сих пор шёл рассказ о твёрдых горных породах. Но есть горные породы жидкие, например нефть, и газообразные – природный газ.
Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.
— Ребята, этот текст взят из книги «Что такое? Кто такой?». Это энциклопедия.
— У кого дома есть такая книга?
— А если нет, то где её можно взять, чтобы почитать?
— Ребята, эта книга в 3-х томах. Я принесла на урок только 1-й том. Здесь очень много увлекательной и полезной информации. Думаю, что вам она будет интересна.
— И еще отметьте задание №3. Вам придется поработать дома с атласами – определителями и приготовить дополнительное сообщение о граните, полевом шпате, кварце или слюде по выбору. А краткие сведения о них внесите в тетрадь.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
— Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?
— Что нового и интересного узнали?
— А как вы думаете, горные породы и минералы к какой природе будут относиться: живой или неживой? Почему так думаете?
— Из чего состоит гранит?
— Чем отличаются горные породы от минералов?
— Сравните свои выводы с выводами мудрой Черепахи на с. 47 в учебниках.
— Кто запомнил название профессии людей, изучающих горные породы и минералы?
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру для 2 класса «Заглянем в кладовые земли»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Заглянем в кладовые Земли Окружающий мир 2 класс
2 слайд
Описание слайда:
С какими камнями мы познакомились в прошлом учебном году?
3 слайд
Описание слайда:
Вся поверхность Земли состоит из горных пород. Камушки на берегу реки, мел, которым вы пишете в классе, уголь — все это горные породы. Все горные породы, полезные для человека, так и называют — полезные ископаемые. Почему ископаемые?
4 слайд
Описание слайда:
Многие из полезных ископаемых находятся под землей, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь («ископать», говорили в старину) из-под земли. А чтобы сделать это, нужно знать, где и как образуются разные горные породы.
5 слайд
Описание слайда:
Вода горных рек несет с собой камни, песок и мелкие частички глины, которые образуются при разрушении гор. Реки впадают в море, и вместе с речной водой в море «впадают» камни, песок и глинистые частички. Они опускаются на дно моря.
6 слайд
Описание слайда:
Так год за годом, сотни тысяч и миллионы лет на дне океанов и морей накапливаются громадные толщи осадков. Со временем они уплотняются и превращаются в горные породы — песчаники и сланцы. Их называют осадочными, потому что они образовались в результате осаждения на дне рек, озер, морей.
7 слайд
Описание слайда:
В морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем тоже образуется горная порода — известняк. Мел, которым вы пишете, — это и есть известняк.
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Вы, конечно, не раз видели мелкие озера или болота, вокруг которых растет лес. Когда деревья погибают, многие из них опускаются на дно болот, сверху их засыпает песок и глина. Из этих деревьев, попавших на дно древних озер и болот много миллионов лет назад и пролежавших там все это время, образовался каменный уголь.
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
А золотисто-желтый янтарь — это окаменевшая смола древних хвойных деревьев.
12 слайд
Описание слайда:
В самых глубинах Земли очень высокая температура и большое давление. Камни там плавятся и превращаются в магму — огненную жидкость. По глубоким трещинам в Земле раскаленная магма поднимается к поверхности и вырывается наружу.
13 слайд
Описание слайда:
В таких случаях происходят вулканические извержения. Из вулкана вылетают камни и изливается магма.
14 слайд
Описание слайда:
На поверхности Земли она остывает, затвердевает, и из нее образуется базальт — очень прочная горная порода.
15 слайд
Описание слайда:
Но не всегда раскалённая магма достигает поверхности. Во многих случаях она застывает в глубинах Земли и там превращается в породы. Горные породы, образующиеся при застывании магмы, называются магматическими.
16 слайд
Описание слайда:
До сих пор мы говорили о твёрдых породах. Но есть горные породы жидкие, например, нефть…
17 слайд
Описание слайда:
…и газообразные – природный газ.
18 слайд
19 слайд
Описание слайда:
Геологи изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых.
20 слайд
Описание слайда:
Мы с вами выяснили, что такое горные породы и как они образуются. Нам встречалось слово минералы. Что это такое и чем минералы отличаются от горных пород?
21 слайд
Описание слайда:
Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно.
22 слайд
Описание слайда:
Возьмите обычную поваренную соль или рассмотрите простой карандаш, стержень которого составляет графит.
23 слайд
Описание слайда:
Есть среди минералов и редкие: серебро, золото, алмазы.
24 слайд
Описание слайда:
Большинство драгоценных камней – минералы. Наиболее почётное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины.
25 слайд
Описание слайда:
Есть среди минералов такие, которые содержат различные металлы и поэтому более важны для человека. Это руды, из которых получают все металлы.
26 слайд
Описание слайда:
Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след.
27 слайд
Описание слайда:
Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор.
28 слайд
Описание слайда:
Чтобы отличить известняк от других камней, надо капнуть на него несколько капель уксуса – послышится шипение и начнёт выделятся газ.
29 слайд
Описание слайда:
Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.
30 слайд
Описание слайда:
Песок – это рыхлая порода, состоящая из мелких частиц. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый и белый песок встречается чаще всего.
31 слайд
Описание слайда:
Песок незаменим в стекольном производстве.
32 слайд
Описание слайда:
Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу – Она понадобится сразу.
33 слайд
Описание слайда:
Глина – тоже очень широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины.
34 слайд
Описание слайда:
А кроме того, из разных сортов глины получают фарфор и фаянс.
35 слайд
Описание слайда:
Он очень прочен и упруг, Строителям – надёжный друг: Дома, ступеньки, постаменты Красивы будут и заметны.
36 слайд
Описание слайда:
Название «гранит» происходит от слова «гранум», что значит «зерно». Цвет гранита может быть различным. Чаще всего он имеет сероватую или розоватую окраски. Гранит – один из самых прочных строительных материалов. Он идёт на возведение фасадов больших зданий, монументов…
37 слайд
38 слайд
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ 1 Рассмотрите кусочек гранита с помощью лупы. Найдите цветные зёрна. Это минерал полевой шпат. Найдите полупрозрачные зёрна. Это минерал кварц. Найдите чёрные блестящие зёрна. Это минерал слюда. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
39 слайд
40 слайд
Описание слайда:
ЗАДАНИЕ 2 Рассмотрите образцы полевого шпата, кварца и слюды. Эти минералы, соединяясь вместе, образуют горную породу гранит. ПОЛЕВОЙ ШПАТ КВАРЦ СЛЮДА
41 слайд
Описание слайда:
СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ГРАНИТА
42 слайд
Описание слайда:
К неживой природе относятся горные породы и минералы. Одна из горных пород – гранит. Он состоит из полевого шпата, кварца и слюды.
43 слайд
Описание слайда:
Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок глина, гранит), другие – как топливо (каменный уголь, торф, нефть газ), из третьих выплавляют металлы.
44 слайд
Описание слайда:
Горные породы образуют толщу Земли, сами состоят из минералов. Одна из горных пород – гранит. Он состоит из минералов: полевого шпата, кварца и слюды.
45 слайд
46 слайд
Описание слайда:
https://www.brestobl.com/priroda/nedra/image/granit1.jpg https://vodospad.kiev.ua/images/stories/articles/gr-5.jpg https://forum.sibnet.ru/uploads/post-28115-1236430380.jpg https://vibrate.files.wordpress.com/2007/09/amethyst_quartz.jpg https://www.oum.ox.ac.uk/thezone/minerals/usage/images/minerals/mica.jpg https://black-scorpions.clan.su/new/drag_kamni.GIF https://img.office-zakaz.ru/x/221168_x.png https://www.ursmu.ru/manager/photos/6098.png https://content.foto.mail.ru/mail/shel1983/the_nature_2/i-16082.jpg https://photos.lifeisphoto.ru/39/0/390959.jpg https://www.wallon.ru/_ph/21/2/696624718.jpg https://www.alushta.org/img/news/photo/0333.jpg https://i048.radikal.ru/0806/09/914a14965fdf.jpg https://tbgroup.ucoz.ru/_pu/0/40945.jpg https://img-fotki.yandex.ru/get/22/spazuhina.a/0_aad6_cdc136f1_XL https://images.vietnamnet.vn/dataimages/201003/original/images1941041_image002.jpg https://s003.radikal.ru/i201/1004/5a/8c7927fb0672.jpg https://volcanoes.usgs.gov/Imgs/Jpg/Photoglossary/20011005-0039_DAS_large.jpg https://crushercn.files.wordpress.com/2009/03/igneous_rock_santoroni_greece.jpg https://blog.makezine.com/bio-oil2_f.jpg https://pravda.sebastopol.ua/wp-content/uploads/2008/12/gasstovevi5.jpg https://www.mountain.ru/article/article_img/388/f_4.jpg https://club.itdrom.com/files/blog/scientific/2080_8.jpg https://mindraw.narod.ru/bb29.jpg https://photobucket.com/albums/zz241/Foxi_01/Mertvoe_more/IMG_1865_1.jpg https://irc.lv/images/qna/509335_431790.jpeg https://zabblog.files.wordpress.com/2010/03/salts3.jpg https://2pat.files.wordpress.com/2009/01/graphite.jpg?w=360&h=353 https://i049.radikal.ru/1004/66/2b70991cf726.jpg https://moneycat.ru/wp-content/uploads/2009/07/gold1.jpg https://www.agau.ru/gallery/d/102-2/JM_silver_1000oz.jpg
47 слайд
Описание слайда:
https://www.astrologo.ru/imason/Farfor.jpg https://www.horss.ru/p5-1056.jpg https://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/34/481/34481105_249_4967_.jpg https://www.tretyakovgallery.ru/dataphotos/0/00/007999e305e0826ce0e6d67435a3dbcb.jpg https://www.bfrandassociates.com/images/Granite_1_.jpg https://www.viteksstone.ru/files/gallery/116/c3447c50fdb83bff4c34f0090c0edd24.jpg https://s50.radikal.ru/i128/1004/dc/756d334d037f.jpg https://omphal.narod.ru/gr8.jpg https://www.nextonmarket.com/uploads/userfiles/2049/products/640×480/4fb6235f989beea8cacce4599b4344c0.jpg https://www.centrdoska.ru/upload/normal/295.jpg https://atlantis08.ucoz.ru/_bd/66/6664.jpg https://stroykamarket.ru/images/27769087581235577369778379.jpg https://images.freemarket.kiev.ua/images_message/1/17147.jpg https://www.krylenko.com/gallery/original/157-Vlk_Shugo.jpg https://www.irkgruz.ru/upload/big/080328_mvvkkvu6h12.jpg https://postroit.ucoz.ru/Kirpic1.jpg https://www.coralfarm.ru/images/catalog/282/6_1255467888.jpg https://home-edu.ru/user/f/00000608/Projects/Prokofev/001.jpg https://s54.radikal.ru/i143/1003/ad/40f07aab70d4.jpg https://www.2molotka.ru/upload/board/DSC02795.JPG https://i005.radikal.ru/0902/29/b32b697e668f.gif https://st-21.ru/data/images/23/pesok.