Закон нко исполнитель общественно полезных услуг

Закон нко исполнитель общественно полезных услуг thumbnail

Принят Государственной Думой 24 июня 2016 года

Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2006, N 3, ст. 282; N 6, ст. 636; N 45, ст. 4627; 2007, N 49, ст. 6061; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2762; N 29, ст. 3607; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; 2011, N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 47, ст. 6607; 2012, N 30, ст. 4172; N 53, ст. 7650; 2013, N 27, ст. 3464, 3477; N 52, ст. 6961; 2014, N 8, ст. 738; N 23, ст. 2932; N 42, ст. 5611; N 45, ст. 6139; N 52, ст. 7551; 2015, N 10, ст. 1413; N 18, ст. 2618; N 48, ст. 6724; 2016, N 11, ст. 1494; N 23, ст. 3303) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить пунктом 22 следующего содержания:

«22. Под некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.»;

2) статью 311 дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13. Некоммерческие организации — исполнители общественно полезных услуг имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.»;

3) дополнить статьей 314 следующего содержания:

«Статья 314. Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

1. В случае, если социально ориентированная некоммерческая организация соответствует требованиям, указанным в пункте 22 статьи 2 настоящего Федерального закона, по решению уполномоченного органа она может быть признана исполнителем общественно полезных услуг и включена в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг.

2. Порядок принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, перечень и формы необходимых документов, порядок ведения реестра некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Перечень общественно полезных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с приоритетными направлениями, определяемыми Президентом Российской Федерации.

4. Социально ориентированная некоммерческая организация признается исполнителем общественно полезных услуг и включается в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг сроком на два года. По истечении указанного срока социально ориентированная некоммерческая организация может быть вновь признана исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. В случае возникновения обстоятельств, несовместимых в соответствии с пунктом 22 статьи 2 настоящего Федерального закона со статусом некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг, социально ориентированная некоммерческая организация может быть исключена из реестра некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг и право такой организации на приоритетное получение мер поддержки, предусмотренное пунктом 13 статьи 311 настоящего Федерального закона, утрачивается.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Источник

— Слышали, что некоммерческие организации — исполнители общественно-полезных услуг могут быть включены в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг. Какие виды общественно-полезных услуг необходимо осуществлять некоммерческой организации для того, чтобы попасть в реестр? Может ли некоммерческая организация, оказывающая бесплатную юридическую помощь населению Магаданской области, претендовать на включение в этот реестр. Какие действия необходимо предпринять и куда необходимо обратиться? Есть ли какие-то привилегии для таких организаций?

Условия признания некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

С 1 января 2017 г. в законодательство Российской Федерации введено понятие некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг.

Исходя из определения некоммерческой организации — исполнителя общественно полезных услуг (далее — НКО-ИОПУ), установленного п. 2.2. ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее — Федеральный закон) НКО-ИОПУ должна отвечать одновременно следующим требованиям:

— иметь статус социально ориентированной некоммерческой организации;

— оказывать общественно полезные услуги надлежащего качества на протяжении одного года и более;

— не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента;

— не иметь задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.

Соблюдение некоммерческой организацией одновременно всех требований является условием признания социально ориентированной некоммерческой организации (далее — СОНКО)   исполнителем общественно полезных услуг, что позволит таким СОНКО участвовать в оказании услуг в социальной сфере наравне с другими хозяйствующими субъектами, обеспечивая их надлежащее качество.

Какие привилегии предоставляет некоммерческой организации
статус исполнителя общественно полезных услуг

СОНКО, признанная исполнителем общественно полезных услуг,   включается в реестр НКО-ИОПУ и наделяется правом на приоритетное получение мер поддержки в прядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Такая поддержка будет оказываться НКО-ИОПУ не менее 2 лет.

Критерии оценки качества оказания общественно полезных услуг

В целях получения такого статуса организация должна доказать, что оказываемые ею услуги соответствуют критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг. Критерии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096:

— соответствие общественно полезной услуги установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к ее содержанию (объём, сроки, качество предоставления);

— наличие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги (в том числе работников организации и работников, привлеченных по договорам гражданско-правового характера), необходимой квалификации (в том числе профессионального образования, опыта работы в соответствующей сфере), достаточность количества таких лиц;

— удовлетворённость получателей общественно полезных услуг качеством их оказания (отсутствие жалоб на действия (бездействие) и (или) решения организации, связанные с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными органами в соответствии с их компетенцией); 

— открытость и доступность информации о некоммерческой организации;

отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуги в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»в течение 2 лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций.

По мнению Комиссии Общественной палаты по развитию некоммерческого сектора и поддержке СОНКО, в целях обоснования соответствия организации этому критерию целесообразно представить в орган власти, осуществляющий оценку качества, все имеющиеся у сотрудников СОНКО документы, которые подтверждают профильное образование, в том числе дополнительное (дипломы, сертификаты и проч.), а также стаж (опыт) работы по профилю (копии трудовых книжек, справки и иные подобные документы, подтверждающие факт осуществления соответствующей деятельности).

Виды общественно полезных услуг

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2016 № 1096 установлен Перечень общественно полезных услуг в соответствии с приоритетными направлениями деятельности НКО в сфере оказания общественно полезных услуг. Указанным перечнем установлены следующие виды общественно полезных услуг:

1. Предоставление социального обслуживания в форме на дому.

2. Предоставление социального обслуживания в стационарной форме.

3. Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме.

4. Социально-трудовые услуги, направленные на оказание содействия в вопросах трудоустройства и в решении вопросов, связанных с трудовой адаптацией молодежи, матерей с детьми, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

5. Услуги, предусматривающие реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. Услуги по оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, а также по их социальному сопровождению.

7. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

8. Услуги по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав в части консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи родителям детей и профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав.

9. Услуги, направленные на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

10. Оказание помощи семье в воспитании детей.

11. Услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе организация деятельности специализированных (профильных) лагерей.

12. Услуги в сфере дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей.

13. Услуги по психолого-педагогическому консультированию, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

14. Услуги в сфере дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе услуги обучения навыкам компьютерной грамотности.

15. Услуги в сфере дополнительного образования сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе проведение консультативных и просветительских мероприятий), направленного на повышение качества предоставления услуг такими организациями.

16. Услуги по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.

17. Услуги, предусматривающие медико-социальное сопровождение лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в медицинской паллиативной помощи, включая организацию оказания медицинской паллиативной помощи и содействие в ее получении.

18. Услуги, направленные на медико-социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью.

19. Услуги в области физической культуры и массового спорта.

20. Услуги по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляемые организацией-оператором в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» в части популяризации системы независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и возможности участия в ней потребителей услуг, вовлечение граждан в независимую оценку.

21. Деятельность по оказанию услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов.

Алгоритм действий некоммерческой организации при
получении статуса исполнителя общественно полезных услуг

1. СОНКО должна получить заключение о соответствии качества оказываемых ею услуг установленным критериям в органах власти, осуществляющих оценку качества общественно полезных услуг.

В зависимости от компетенции такую оценку осуществляют федеральные органы исполнительной власти либо территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В зависимости от сферы оказываемых услуг заключение выдаётся Минтрудом России, Минюстом России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Роспотребнадзором (территориальным органом Роспотребнадзора), Минюстом России (территориальным органом Минюста России), Минздравом России, Ростуризмом, Рособрнадзором, Минспортом России, ФАДН России. Если оценка качества осуществляется несколькими заинтересованными органами, обращение с заявлением во все эти органы не требуется. Достаточно обратиться в один из таких органов, а он, в свою очередь, при необходимости истребует все необходимые сведения.

Детализированный по услугам перечень органов, которые осуществляют оценку качества ОПУ, определен в приложении № 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 26.01.2017  № 89 «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг».

Кроме того, перечень органов государственной власти, осуществляющих оценку качества общественно полезных услуг, размещен на сайте Минюста России в сети Интернет  и доступен по ссылке  https://minjust.ru/ru/node/286925.

2. После получения заключения о соответствии качества оказываемых НКО-ИОПУ установленным критериям необходимо обратиться с заявлением о признании организации исполнителем общественно полезных услуг в Минюст России либо его территориальный орган (в зависимости от компетенции).

Компетенция Минюста России и его территориальных органов при получении СОНКО статуса исполнителя общественно полезных услуг

Минюст России (его территориальные органы):

— предоставляет государственную услугу по принятию решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг;

предоставляет государственную услугу по оценке качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи.

По общему правилу Минюст России (его территориальные органы) принимают решение о признании СОНКО исполнителем общественно полезных услуг и вносят сведения о такой СОНКО в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг. Для этого СОНКО представляет:

— заявление  о признании организации исполнителем общественно полезных услуг;

— заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям, выданным уполномоченным органом государственной власти.

 Между тем, из данного правила есть исключение. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2017  № 89 заключение об оценке качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи выдаёт Минюст России (его территориальный орган).

Таким образом, в случае, если СОНКО осуществляет такой вид деятельности, как оказание бесплатной юридической помощи, то организация дважды обращается в Минюст России (его территориальный орган). Сначала для получения заключения об оценке качества оказания СОНКО содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи. Затем для признания организации исполнителем общественно полезных услуг и включения СОНКО в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг.

Процедурные вопросы предоставления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по оценке качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи урегулированы приказом Минюста России от 01.03.2019  № 34.

Можно ли за получением государственной услуги обратиться в любой территориальный орган Минюста России

Получение государственной услуги о признании организации исполнителем общественно полезных услуг и государственной услуги по оценке качества оказания социально ориентированной некоммерческой организацией содействия в предоставлении бесплатной юридической помощи в любом территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации по выбору заявителя (экстерриториальный принцип) не предусмотрено.

В данном случае действует исключительно территориальный принцип. Территориальные органы Минюста России принимают решения о признании исполнителем общественно полезных услуг в отношении:

межрегиональных, региональных и местных общественных организаций и движений;

региональных отделений международных, общероссийских и межрегиональных общественных организаций и движений;

местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации;

религиозных организаций, образованных централизованными религиозными организациями, имеющими местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации;

иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Контактные данные в Магаданской области и в Чукотском автономном округе для обращения СОНКО по интересующим вопросам

Государственная услуга на территории Магаданской области и Чукотского автономного округа предоставляется Управлением Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу

Магаданская область

Место нахождения: г. Магадан, ул. Дзержинского, 1, этаж 3-й, кабинеты № 23, 25.

Телефоны для справок:

8 (413-2) 63-46-23, 65-02-05, 60-88-38, 8-914-032-03-65.

Адрес электронной почты: ru49@minjust.ru,

Чукотский автономный округ

Отдел по Чукотскому автономному округу Управления Минюста России по Магаданской области и Чукотскому автономному округу

Место нахождения: г. Анадырь, ул. Отке, 35

Телефоны для справок:

8 (42722) 2-41-83, 8-914-081-79-09,  8-918-336-89-47

Адреса электронной почты: ru49_chao@minjust.ru, ozs@chukotnet.ru

Более подробная информация размещена в разделах официального    сайта Управления в сети Интернет: https://to49.minjust.ru/ru

Источник