Закон о добыче полезных ископаемых в космосе
Корпорация «Роскосмос» прокомментировала принятый Люксембургом закон по легализации промышленной добычи полезных ископаемых в космосе частными компаниями. Люксембург стал первым европейским государством (США приняли аналогичный закон в 2015 году), которое обеспечило правовую защиту деятельности частных компаний в этой сфере. Как сообщили RT в центре общественных коммуникаций «Роскосмоса», действия Люксембурга противоречат международному космическому законодательству и могут иметь негативные последствия, в связи с этим необходим многосторонний диалог по выработке нового правового режима освоения космоса. В Люксембурге RT заявили, что международных норм не нарушают.
«Роскосмос» прокомментировал принятый Люксембургом закон, который обеспечил правовой статус добычи полезных ископаемых в космосе частными компаниями. Европейское герцогство стало вторым в мире государством, которое законодательно одобрило промышленную добычу и продажу космических ресурсов, в частности, освоение астероидов. По предварительным оценкам, доходы от этой деятельности могут доходить до триллионов долларов, так как астероиды богаты платиной, вольфрамом, железом и никелем. Принятие закона, вступившего в силу 1 августа 2017 года, вызвало беспокойство экспертов и политиков.
Теперь предприятия, имеющие офис на территории государства, могут получить у правительства страны разрешение на использование космических ресурсов.
В центре общественных коммуникаций «Роскосмоса» RT сообщили, что закон Люксембурга противоречит нормам международного права в сфере освоения космоса.
«Как и закон, принятый в 2015 году в США, закон Люксембурга о добыче природных космических ресурсов частными компаниями, по мнению Российской Федерации, компрометирует один из фундаментальных принципов международного космического права — принцип национального неприсвоения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (под национальным присвоением понимается государственное или частное присвоение)», — считают в «Роскосмосе».
Согласно договору 1967 года, который подписали более 100 стран, космический объект или его часть не может стать частной собственностью.
«Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путём провозглашения на них суверенитета, ни путём использования или оккупации, ни любыми другими средствами», — говорится во второй статье договора.
По мнению ряда экспертов, и США, и Люксембург при принятии законов о добыче полезных ископаемых в космосе воспользовались тем, что в Договоре о космическом пространстве 1967 года не оговаривается добыча полезных ископаемых в космосе.
Первое государство, которое предоставило своим частным компаниям право на добычу и освоение полезных ископаемых в космосе, — США. В ноябре 2015 года президент страны Барак Обама подписал Акт о космической конкурентоспособности, разрешающий коммерческое использование космических ресурсов. Тогда в Белом доме заявили, что новый закон не идёт вразрез с международным договором 1967 года.
Диалог вместо монолога
В «Роскосмосе» считают, что мировому сообществу необходимо вести диалог в рамках международных организаций, например в ООН, поскольку односторонние инициативы могут привести к негативным последствиям.
«Если руководствоваться основными принципами международного сотрудничества — взаимоуважение, взаимная выгода, бесконфликтность, поиск компромиссов и верховенство права, то очевидно, что одностороннее решение вопроса отдельными государствами может привести к крайне негативной ситуации. Чтобы учесть интересы не только космических держав, а всех государств, надо вести диалог в рамках компетентных международных форумов, таких как Комитет ООН по космосу и его подкомитеты, а также Шестой комитет ГА ООН», — заявили в агентстве.
- © NASA/Reuters
В «Роскосмосе» также отметили, что Россия готова к диалогу по вопросу выработки совместного правового режима в сфере освоения космоса.
«Руководствуясь принципами и нормами международного права, государства должны совместно выработать приемлемый правовой режим в отношении исследования разработки и использования природных космических ресурсов. Поэтому Российская Федерация последовательно настаивает на принятии практических усилий по данному вопросу и готова к диалогу как в двустороннем, так и многостороннем формате», — заключили в пресс-службе корпорации.
Космический передел
По данным портала RFI, пять иностранных космических компаний, в том числе из США и Японии, уже заключили официальные соглашения с правительством Люксембурга. По сообщениям правительства, на которые ссылается издание, примерно 60 предприятий заявили о своём намерении начать работу по добыче космических ресурсов и открыть представительства на территории европейского государства.
Также по теме
«Космический троллинг»: кто до сих пор верит в теорию о плоской Земле
Несмотря на то что люди уже более полувека летают в космос, а спутники фотографируют Землю со всех сторон, находятся те, кто…
Как уточняет ТАСС, заявки на участие поступили от Ispace (Япония), Blue Horizon (Люксембург и Германия), Deep Space Industries и Planetary Resources (США).
Кроме того, в июне 2016 года стало известно, что правительство Люксембурга намерено выделить €200 млн на промышленное освоение астероидов. Об этом сообщил вице-премьер и министр экономики Люксембурга Этьен Шнейдер.
«Вокруг Земли вращается более 14 тыс. космических тел, доступных для добычи полезных ископаемых. <…> Около 10% этих тел обладают значительной ценностью и содержат материалы, которые потребуются нам в будущем. Но самое важное сейчас для нас — лёд, который находится на Луне и на астероидах. Из него можно добывать водород и заправлять этим топливом спутники», — заявил вице-премьер Шнейдер изданию France Info.
Цена вопроса
По оценкам компаний Deep Space Industries и Planetary Resources, которые уже стали коммерческими партнёрами Люксембурга, стоимость добытых полезных ископаемых может составлять триллионы долларов.
Например, стоимость ресурсов пролетавшего мимо Земли в 2015 году астероида UW-15 оценили в сумму от $300 млрд до $5,4 трлн. По мнению американских учёных, объект содержал массу полезных ископаемых — в частности, платины в его ядре было порядка 100 млн тонн.
В конце мая американское космическое агентство NASA заявило, что в 2022 году они намерены добраться до астероида 16 Psyche. Примечательно, что это космическое тело содержит ценных металлов на $10 тыс. квадриллионов. Для сравнения: стоимость мировой экономики составляет всего лишь $78 трлн.
По подсчётам специалистов NASA, если разделить полезные ископаемые в поясе астероидов среди всех жителей Земли, каждому достанется около $100 млрд.
Издание RFI, в свою очередь, отмечает, что на мировом рынке стоимость среднего богатого платиной астероида составляет около $3 трлн, а небесного тела с замороженной водой — около $5 трлн.
Нейтралитет или бездействие?
Депутат от «Франции непокорённой» Бастьен Лашо обратил внимание на спорную инициативу Люксембурга. В своём обращении к главе МВД Жерару Коломбу и министру по делам перехода к экологическому и солидарному развитию Николя Юло от 12 сентября 2017 года французский парламентарий призвал Париж разъяснить свою позицию по добыче космических ресурсов частными компаниями. Депутат требует ответа на вопрос, что будет сделано для того, чтобы космос оставался достоянием всего человечества.
По мнению Бастьена Лашо, возможная приватизация космоса представляет серьёзную угрозу. Политик считает, что инициатива Люксембурга, равно как и Акт о космической конкурентоспособности, противоречат Договору о космическом пространстве 1967 года.
Лашо подчёркивает, что космос не может кому-либо принадлежать.
«Инициатива Люксембурга напрямую угрожает действующему законодательству. Молчание Европейского союза по этому вопросу также вызывает беспокойство о будущем. <…> Компании уже собираются поставлять лунную породу в целях продажи коллекционерам. Через несколько лет они планируют добывать астероиды, которые содержат металлы, редкие породы и другие материалы для промышленного использования», — говорится в обращении на сайте Национальной ассамблеи Франции.
Всё по закону
Между тем в самом герцогстве утверждают, что международные нормы не нарушали. Как заявили RT в Министерстве экономики Люксембурга, принятию закона предшествовало исследование «ряда экспертов в области космического права, которые провели нормативно-правовой анализ под руководством Университета Люксембурга».
- Вид на Землю с Луны
- © REUTERS/NASA
Учёные пришли к выводу, что «принятие национального закона в Люксембурге не будет противоречить нормам международного права, в частности — положениям Договора о космическом пространстве».
«Таким образом, данная статья (статья 2 Договора о космическом пространстве. — RT) определяет правовой статус самих небесных тел, закрепляя, в частности, положение о том, что они не подлежат национальному присвоению. Однако правовой статус космических ресурсов в Договоре явным образом не обозначен. Соответственно, принятый в Люксембурге закон о разведке и использовании космических ресурсов устраняет этот пробел и вносит в этом отношении ясность на национальном уровне. Он знаменует собой первый шаг на пути к созданию правового поля для деятельности по освоению космических ресурсов», — заявили в Люксембурге.
Как пояснили в герцогстве, «Люксембург желает содействовать мирному освоению и рациональному использованию космических ресурсов на благо всего человечества».
При этом в министерстве экономики отметили, что государство «приветствует дискуссии на тему освоения и использования космических ресурсов на любых профильных международных площадках, в первую очередь в юридическом подкомитете Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях».
«Будучи активным участником Гаагской рабочей группы по управлению космическими ресурсами, Люксембург считает своей задачей содействовать обсуждению этой темы на различных уровнях — как в двустороннем, так и в многостороннем формате, — заявили в ведомстве. — Основная задача заключается в выработке совместно с другими странами будущей международно-правовой базы в области использования космических ресурсов».
RT не удалось получить оперативного комментария в компаниях Ispace, Deep Space Industries и Planetary resources.
Источник
ТАСС, 11 декабря. Россия вынесет на обсуждение ООН проект изменений в международное законодательство о добыче ресурсов на астероидах и Луне. Об этом в понедельник сообщили «Известия» со ссылкой на источники в МИД и «Роскосмосе».
«МИД и «Роскосмос» разработали имплементационное соглашение (международную договоренность об обязательной реализации закона) к «Договору о космосе», — говорится в материале издания. — В случае его принятия уже присутствующий в договоре запрет на присвоение космических объектов, включая их ресурсы, станет обязательным — без возможности обойти международное законодательство на национальном уровне». Ранее, напоминают «Известия», США и Люксембург разрешили своим компаниям добывать ресурсы и присваивать их, не провозглашая права собственности на сам космический объект, например, астероид или территорию Луны. По мнению экспертов, игнорирование международных норм может привести к конфликтам — начнется борьба за внеземные ресурсы.
Россия предложит сделать обязательным для всех стран требование о невозможности присвоения полезных ископаемых в космосе. Такая инициатива будет внесена в апреле 2018 года в Вене на заседании юридического комитета ООН по космосу. «Имплементационное соглашение основывается на фундаментальных принципах «Договора по космосу»: о равном доступе в космос, невозможности дискриминации, неприсвоении космических ресурсов и так далее, — рассказала второй секретарь правового департамента МИД России Ольга Волынская. — Соглашением мы предлагаем мировому сообществу ввести международно-правовой механизм реализации этого договора».
Вопрос о пересмотре международного законодательства о добыче ресурсов вне Земли впервые был поднят в 2015 году. Тогда в США был принят закон «О конкурентной способности в области коммерческих и космических запусков».
Этот документ наделил американские компании правом добывать, присваивать, владеть, транспортировать и продавать ресурсы других небесных тел, включая астероиды. Позиция США вызвала много возражений в других странах. В 2017 году аналогичная норма введена в Люксембурге: закон «О легализации промышленной добычи полезных ископаемых в безвоздушном пространстве частными компаниями» позволяет коммерсантам, не предъявляя прав на владение космическим объектом, получить право собственности на полезные ископаемые. Подготовка к принятию подобных норм начата также в Японии и ОАЭ.
В «Роскосмосе» считают, что национальные законы США и Люксембурга компрометируют международное космическое право. «Если руководствоваться основными принципами международного сотрудничества — а это взаимоуважение, взаимная выгода, бесконфликтность, компромисс и верховенство права, — то понятно: одностороннее решение вопроса отдельными государствами может привести к негативной ситуации», — рассказали «Известиям» в пресс-службе «Роскосмоса».
В России была подготовлена программа, предусматривающая создание базы на Луне. Добыча ресурсов на ней будет вестись для научных исследований и обеспечения жизнедеятельности экипажа (например, добыча льда для получения воды и кислорода). Коммерческая деятельность программой не предусмотрена, что полностью соответствует «Договору о космосе».В «Роскосмосе» пояснили, что коммерческая добыча подразумевает разработку и использование ресурсов частными компаниями по лицензии. Поддержание жизнедеятельности экипажа на Луне и снижение затрат на обеспечение его ресурсами к коммерческой деятельности не относится.
Источник
Вопрос международно-правового регулирования добычи ископаемых очень актуален на данный момент. Научно-технический прогресс ведущих мировых держав позволяет предполагать, что дальнейшее развитие отношений в данной сфере невозможно без принятия соответствующего международно-правового акта.
Для дальнейшего освоения космоса нужно больше топлива и ископаемых, которые невыгодно добывать непосредственно на земле. Тем более многие космические объекты содержат железо, титан, никель, магний, кобальт и минералы, из которых можно получать воду, кислород, водород. Национальное космическое ведомство США (далее НАСА) выбирает предложения SBIR от Deep Space Industries, где самым важным из них является проект Фазы I для дальнейшего изучения использования реголита (грунта) на основе глины для производства строительных материалов в космосе. Все это позволит им в дальнейшем производить строительство в космосе с использованием местных материалов, что в свою очередь снизит стоимость космических исследований НАСА и обеспечит материалами для запасных частей и ремонта в космосе, а также сделать миссии более гибкими и эффективными [1].
Для того, чтобы понять сущность проблемы правового регулирования добычи полезных ископаемых в космосе, необходимо рассмотреть значение космической техники в научно-техническом прогрессе. Г. И. Морозов, В. В. Малоземов сравнивают космические аппараты с морскими судами средних веков. Во-первых, они позволяли исследовать и колонизировать новые земли. Во-вторых, позволяли налаживать торговые связи. В-третьих, помогали в составлении навигационных карт. В–четвертых, военно-стратегическое значение [2].
Начиная с XX века — космические аппараты, по своей сути, позволяют выполнять те же самые задачи, но в ином пространстве — космическом. Однако вместе с этим, нельзя не согласиться с тем, что роль космических технологий имеет определенные отличия от морских судов. Связано это с особой сферой их функционирования. Успехи в освоении космоса рассматриваются не как успех какой-то отдельной страны, а как успех всего человечества в целом. Современное общество нельзя представить без спутников, которые имеют важное значение для связи, навигации, метеорологии, астрономии и других науках.
В последние 15 лет становится очевидным факт увеличения внимания со стороны коммерческих компаний в отношении космического пространства, в особенности тех компаний, которые ориентированы на добычу ископаемых. Постоянные инвестиции со стороны ряда государств, таких как: США, Россия и Китай позволяют развиваться научно-техническому прогрессу достаточно быстрыми темпами. Именно это позволит в дальнейшем осуществлять добычу полезных ископаемых в ископаемых в космосе.
Большой интерес к космосу приводит к тому, что количество международных патентных заявок растет (в 2008–2017 годах — с 124 до 339), новые технологии делают возможной добычу полезных ископаемых в космосе уже в ближайшие десятилетия [1].
Уже сейчас многие фирмы планируют на 2020 год запуск космических аппаратов для оценки сбора информации о будущих разработке шахт. США планирует в 2026 году пробовать добычи ископаемых в космосе, что уже через четыре года приведет к коммерческой добыче и появлению космических орбитальных фабрик. Потенциальные масштабы горного дела в космосе исчисляются триллионами долларов.
Также Planetary Resources ставит одной из основных задач перед собой добычу воды в космосе. Объясняется это достаточно просто — доступ к воде позволит упрочить положение человечества в космосе, так как она необходима для поддержания жизнеобеспечения, а также может быть переработано в ракетное топливо для дальнейшего исследования Солнечной системы.
Обеспечение доступа к ракетному топливу позволит увеличить грузоподъемность ракет, создать магистраль с топливными хранилищами, расположенными в различных точках солнечной системы. Один только этот факт позволяет смело говорить о существенном развитии космических технологий, а также о будущих перспективах, которые уже кажутся не такими уж и далекими.
Если использование ископаемых происходит для поддержания жизнедеятельности человека в космосе или для научных исследований на земле или непосредственно в космосе, тогда это не будет перечить принципам космического права. Если в процессе осуществления космической деятельности субъект данных правоотношений может производить некоторые действия, направленные на извлечение коммерческой выгоды, такие как продажа воды, полученной в космосе, продажа некоторого количества лунной поверхности. Подобные проявления будут направлены не на благо всего человечества, а на благо конкретного круга лиц.
В настоящее время Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (далее КОПУОС) занимается исследованием и использованием космоса на благо всего человечества: для мира, безопасности и развития. Изучив такие проблемы как международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях, космическую деятельность, которая может быть предпринята Организацией Объединенных Наций (далее ООН), уже активно разрабатываются проекты по мирному использованию и эксплуатации космических ресурсов. Бельгия и Греция предложила создать рабочую группу при юридическом подкомитетом КОПУОС для разработки международного режима разведки, утилизации и эксплуатации космических ресурсов, которая разработает принципы и потенциальных правовых модели. К 2022 году рабочая группа должна предложить Юридическому подкомитету окончательный сводный проект, в котором будут содержаться принципы по исследованию, эксплуатации и использованию космического пространства [3].
Согласно статье 2 международного договора «О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» от 27.01.1967 года: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
10 ноября 2015 года Сенат одобрил «Закон США о конкурентоспособности коммерческих запусков в космос» (US Commercial Space Launch Competitiveness Act CSLACA), а 25 ноября 2015 года он был подписан президентом США.
Аналогичный закон был принят в Люксембурге. Как передает Thomson Reuters, Люксембург станет первой страной в Европе, которая создала правовую основу для защиты интересов частных лиц, добывающих минералы за пределами Земли. Как отметил министр экономики страны Этьен Шнейдер, проект воплотит в жизнь то, что до недавнего времени считалось научной фантастикой.
«Как и закон, принятый в 2015 году в США, закон Люксембурга о добыче природных космических ресурсов частными компаниями, по мнению Российской Федерации, компрометирует один из фундаментальных принципов международного космического права — принцип национального неприсвоения космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (под национальным присвоением понимается государственное или частное присвоение)», — считают в «Роскосмосе».
По мнению ряда экспертов, и США, и Люксембург при принятии законов о добыче полезных ископаемых в космосе воспользовались тем, что в Договоре о космическом пространстве 1967 года не оговаривается добыча полезных ископаемых в космосе. По оценкам компаний Deep Space Industries и Planetary Resources, которые уже стали коммерческими партнёрами Люксембурга, стоимость добытых полезных ископаемых может составлять триллионы долларов.
Например, стоимость ресурсов пролетавшего мимо Земли в 2015 году астероида UW-15 оценили в сумму от $300 млрд до $5,4 трлн. По мнению американских учёных, объект содержал массу полезных ископаемых — в частности, платины в его ядре было порядка 100 млн тонн.
В конце мая американское космическое агентство НАСА заявило, что в 2022 году они намерены добраться до астероида 16 Psyche. Примечательно, что это космическое тело содержит ценных металлов на $10 тыс. квадриллионов. Для сравнения: стоимость мировой экономики составляет всего лишь $78 трлн.
По подсчетам специалистов НАСА, если разделить полезные ископаемые в поясе астероидов среди всех жителей Земли, каждому достанется около $100 млрд.
Издание RFI, в свою очередь,отмечает, что на мировом рынке стоимость среднего богатого платиной астероида составляет около $3 трлн, а небесного тела с замороженной водой — около $5 трлн.
Если темпы развития научно-технического прогресса будут такими же, считаем, что будет целесообразно урегулировать эти отношения на международно-правовом уровне. Нельзя оставлять такой, вне всяких сомнений, важный вопрос как добыча полезных ископаемых в космосе на национальном законодательстве.
Литература:
- Сайт Научно-образовательного портала IQ URL: https://iq.hse.ru/news/220072259.html (дата обращения 2 апреля 2019 г.).
- Малоземов В. В., Морозов Г. И. Роль космической техники в современном научно-техническом прогрессе// Электронный журнал «Труды МАИ». Выпуск № 49 URL: https://www.mai.ru/science/trudy/.(дата обращения 3 апреля 2019 г.).
- Сайт Committee on the Peaceful Uses of Outer Space: URL:https://www.unoosa.org/oosa/en/ourwork/copuos/index.html. (дата обращения 25 марта 2019 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): космическое пространство, США, космос, научно-технический прогресс, Люксембург, ископаемое, космическая деятельность, национальное присвоение, рабочая группа, ракетное топливо.
Источник