Закон о полезных ископаемых в монголии
В период социализма Монголия находилась в тесной связи с Советским Союзом. Структуры Мингео СССР выполняли поисково-разведочные работы на территории страны, советские специалисты занимались разработкой полезных ископаемых. В настоящее время Монголия остается ближайшим соседом России и потому представляет значительный интерес для возможного сотрудничества, в том числе в сфере добычи золота и других полезных ископаемых.
Геология. Изучение геологического строения Монголии и поиски месторождений полезных ископаемых были начаты русскими геологами в начале ХХ века и продолжены советскими и монгольскими геологами совместно со специалистами стран СЭВ (Содружество экономической взаимопомощи).
Территория Монголии покрыта геологической съёмкой масштаба 1:200000, которую начали проводить в 1960-х годах, незначительная часть площади страны покрыта геологической съёмкой масштаба 1:50000. Геологические съёмки выполнялись специалистами разных стран, но наиболее весомый вклад в изучение геологического строения и поиски и разведку месторождений полезных ископаемых Монголии внесли советские и монгольские специалисты.
Все геологические отчеты советского периода написаны на русском языке и находятся в геологических фондах Монголии. Любой геологический отчет можно взять для изучения в геологическом фонде страны, уплатив небольшую сумму. Отчеты более позднего периода написаны на монгольском языке.
За последние 25 лет в Монголии проводили геологоразведочные работы частные монгольские компании. Результаты их работ также можно изучить, запросив разрешение владельца лицензии. Отчеты публичных иностранных компаний находятся в открытом доступе в интернете. Все отчеты данного периода написаны на монгольском или английском языках.
Природные условия Монголии в основном благоприятны для ведения геологоразведочных работ. Небольшая мощность почвенно-растительного слоя, часто хорошая обнаженность, контрастная цветовая гамма пород, прямые признаки наличия рудных тел и другие природные особенности позволяют исследователям ориентироваться в геологическом строении территории и целенаправленно проводить геологоразведочные работы. Около 17 % площади Монголии занимают национальные парки и заповедники, в которых запрещена хозяйственная деятельность.
Успешные иностранные и монгольские компании, работающие в горной отрасли страны, взаимодействуют на постоянной основе с местными и государственными органами власти, в числе сотрудников компаний трудится много монгольских специалистов.
Законы. Правительство Монголии, начиная с 1990-х годов, проводило изучение законодательства других стран для создания законодательной основы в целях быстрейшего освоения имеющихся в стране минеральных ресурсов. Резкое увеличение продукции горнорудного производства не было бы возможным без соответствующей законодательной базы.
На бурное развитие горнорудной отрасли Монголии в последние 15–20 лет оказали влияние следующие факторы:
— относительно благоприятная законодательная база Монголии;
— доступность геологической информации;
— природные особенности страны.
Деятельность в горной отрасли регулируется Конституцией Монголии (13 января 1991 г.), «Законом о недрах» (29 ноября 1988 г.), «Законом о нефти», «Законом о полезных ископаемых» и другими законодательными и нормативными актами. «Закон о полезных ископаемых» (далее по тексту «Закон»), является основным законодательным документом для горной отрасли Монголии. Он был принят в 1997 г., в дальнейшем (в 2006 и 2015 годах) в него вносились изменения и дополнения. Данный «Закон» регулирует отношения, связанные с поисками, разведкой и добычей всех видов полезных ископаемых, за исключением водных ресурсов, нефти и природного газа.
Месторождения полезных ископаемых в «Законе» классифицируются следующим образом:
— месторождения полезных ископаемых стратегического значения;
— месторождения распространенных полезных ископаемых;
— обычные месторождения полезных ископаемых.
К месторождениям стратегического значения отнесены месторождения, на которых производится или возможно производство продукции в размерах свыше 5 % валового внутреннего продукта Монголии. К этой категории отнесены 17 месторождений, среди которых месторождения урана, угля и др., но этот список не окончательный и может быть расширен.
«Законом» предоставляется право владеть лицензией на разведку полезных ископаемых юридическим лицам, образованным и проводящим деятельность согласно законодательству Монголии и платящим налоги этой стране. Количество лицензий на разведку, выдаваемых одному юридическому лицу, не ограничивается. Ежегодно владелец лицензии обязан проводить геологоразведочные работы согласно утвержденному проекту с затратами не ниже определенного законодательством уровня. При выявлении полезного ископаемого выполняется детальная разведка с последующей защитой запасов в ГКЗ Монголии.
Владельцы разведочных лицензий и лицензий на добычу полезныых ископаемых могут отдать лицензию в залог банку, небанковской финансовой организации в целях получения финансовых средств, необходимых для деятельности, могут продать лицензию согласно действующему законодательству или передать новому правопреемнику в случае реорганизации.
В «Законе» прописаны особые условия для крупных инвесторов, в т.ч. и для зарубежных. Правительство гарантирует стабильность налоговой нагрузки при соблюдении инвестором определенных условий (размер инвестиций, минимизация ущерба для окружающей среды, участие в развитии региона и т.д.).
В 2015 г. внесены дополнения в «Закон», которые конкретизируют некоторые положения (статьи), а также положения о радиоактивных элементах; в отдельный закон выделены статьи, связанные с поисками, разведкой и добычей общераспространенных полезных ископаемых.
С 2015 г. изменился порядок подачи документов для получения лицензий. Подача документов в настоящее время проводится в электронном виде. Общая минимальная сумма затрат на начальном этапе (в пересчёте на российские рубли) составляет около 100–150 тыс. руб.
В 2010 г. был принят закон «О запрете на проведение разведочных работ и добычу полезных ископаемых в заповедных зонах с источниками, формирующими стоки рек и водные ресурсы, и в районах лесного фонда» (17 ноября 2010 г.), который назвали «Закон с длинным названием». В результате применения данного закона были остановлены добычные работы на 234 лицензиях. Руководство страны обязалось уплатить компенсацию владельцам лицензий, но из-за проблем в экономике страны пока этого сделало. Под действие «Закона с длинным названием» попали свыше 1000 разведочных лицензий, на которых компании теперь не имеют право проводить работы по поискам полезных ископаемых.
В перечень обязательных документов для проведения геологоразведочных и добычных работ на площадях лицензий в 2011 г. вошли археологические и палеонтологические отчеты. Эти работы проводятся монгольскими научными институтами по заявке компаний-владельцев лицензий за определенную плату.
Определяющую роль в получении разведочных лицензий и лицензий на право добычи минерального сырья играют органы местной власти на уровне районных администраций и администраций населенных пунктов. Без их согласия получение лицензий практически невозможно. В дальнейшем администрация имеет право и должна осуществлять надзор за исполнением природоохранных мероприятий на площади лицензии.
В результате принятого в 1997 г. и дополненного в 2006 г. «Закона» было выдано свыше 6000 лицензий (около 42 % территории Монголии). На площади большинства выданных лицензий еще до 1990 г. были выявлены в ходе проведения геологосъёмочных и геологоразведочных работ различные полезные ископаемые, но степень изученности этих площадей неодинакова. Значительная часть их изучена только с дневной поверхности, на меньшей — проведены в небольших объемах горные и буровые работы без утверждения запасов и прогнозных ресурсов в ГКЗ Монголии; в единичных случаях выполнены работы стадии детальной разведки с утверждением запасов согласно методическим указаниям ГКЗ СССР. Для того чтобы получить право на добычу полезных ископаемых, компании-владельцу лицензии необходимо защитить в ГКЗ Монголии запасы разведанного на площади лицензии полезного ископаемого. Для написания отчета с подсчетом запасов и дальнейшего его утверждения в ГКЗ, компании в максимальной степени используют данные ранее проведенных исследований, часто без проведения контрольно-ревизионных работ. Иногда это приводило к недостоверной оценке утвержденных запасов полезного ископаемого. Основываясь на результатах геологоразведочных работ, разрабатываются и утверждаются ТЭО (Технико-экономическое обоснование освоения месторождения) и ОВОС (Оценка воздействия освоения месторождения на окружающую среду).
В октябре 2014 г. Монголия присоединилась к Международной организации по отчетности о запасах полезных ископаемых. Геологоразведочные отчеты, написанные по международным стандартам, выполняются иностранными компаниями, работающими в Монголии.
Добычные работы на месторождениях в предыдущие годы часто велись с нарушениями природоохранного законодательства. Особенно это касается разработки россыпных месторождений золота. Мелкие компании не в состоянии были выполнить рекультивацию нарушенных земель, что приводило к конфликтным ситуациям с местным населением. Нередки были случаи, когда россыпи отрабатывались без необходимой утвержденной документации.
В Монголии в конце ХХ века появились незарегистрированные сообщества людей, которые начали без разрешения разрабатывать мелкие месторождения золота и вольфрамита. Их назвали «ниндзя» из-за того, что на спине они носили промывочные лотки. Были случаи, когда они добывали золото на площади лицензий с правом добычи без разрешения владельцев, что приводило к конфликтам. В 2014 г. количество людей в таких сообществах по некоторым данным достигло 100 тысяч.
На значительной части лицензий геологоразведочные работы проводились в минимально необходимых для отчета перед контролирующими органами объемах. Компании, владельцы лицензий, искали инвесторов, которые могли бы профинансировать работы по геологическому изучению лицензионного участка или добычу. Фактически лицензия стала товаром, который можно продать, что и происходило в значительном количестве случаев.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в горной отрасли к 2010 г., президент и правительство Монголии запретили выдачу новых и куплю-продажу уже выданных лицензий в связи с непрозрачностью подобных сделок. Запрет на выдачу лицензий действовал с 2010 г. по 2014 г. включительно; в течение этого времени резко сократилось число действующих лицензий и их площадь (до 12 % от площади Монголии). За этот период были разработаны дополнения к «Закону о полезных ископаемых», а также внесены в него некоторые изменения, разработаны и приняты новые законы, регулирующие деятельность в горной отрасли. В результате резко сократились инвестиции в горную отрасль, несмотря на то, что всегда остается возможность купли-продажи компаний, в составе активов которых имеются горнорудные лицензии.
В 2013 г. в Монголии был принят закон «Об инвестициях», целью которого является регулирование отношений, связанных с защитой законных прав и интересов на территории страны, установлением общепризнанных правовых инвестиционных гарантий, определением размера полномочий государственных органов относительно инвестиций, прав и обязанностей инвесторов и других отношений, связанных с инвестициями в различные, в т.ч. и в горнорудные проекты.
В 2006 г. в Монголии был принят и затем в 2011 г. отменен закон «О внезапной прибыли», который вводил дополнительный налог в 68 % на разницу между ценой золота и меди Лондонской биржи металлов и фиксированной ценой золота и меди в принятом законе. Как следствие, добыча золота в Монголии снизилась с 18–20 тонн в 2004–2005 гг. до 6–8 тонн в последующие несколько лет вплоть до отмены данного закона.
В результате принятия новых законов в области недропользования в Монголии в 2015 г. остались действительными 3062 лицензии, в т.ч. 1437 лицензии с правом добычи.
В настоящее время правительство страны старается с помощью новых законов и переоценки и уточнения действующих сохранить инвестиционную привлекательность республики в горной отрасли и обеспечить поддержку у населения дальнейшего развития горнорудной отрасли.
Запрет на выдачу лицензий на недропользование, увеличение площадей национальных парков и ужесточение законодательства в горной отрасли указывает на то, что правительством страны взят курс на то, чтобы в горнодобывающей отрасли работали крупные успешные компании, которые ответственно относятся к требованиям монгольских законов.
В настоящее время горнорудная промышленность Монголии является ведущим сектором в экономике. Более трети ВВП Монголии приходится на горнодобывающую промышленность, примерно 90 % экспорта составляют полезные ископаемые. Монголия экспортирует нефть, уголь, медный, молибденовый, железорудный, вольфрамовый, плавикошпатовый и полиметаллический концентраты.
Исходя из вышеизложенного, следует, что в Монголии имеются свои особенности в области недропользования, а именно:
— пристальное внимание государства к вопросам недропользования;
— непостоянство законодательства в области недропользования;
— доступность информации о недрах Монголии;
— в основном благоприятные физико-географические условия ведения добычи и геологоразведочных работ;
— определяющая роль местных органов власти в вопросах разрешения на выдачу лицензий и дальнейший контроль за недропользователями;
— возможность купли-продажи компаний, имеющих горнорудные активы;
— электронная система подачи заявок на лицензирование.
Открытие новых крупных месторождений урана, уникального по запасам золотомедного месторождения «Ою-Толгой», резкое увеличение за последние годы разведанных запасов угля, золота и других полезных ископаемых указывает на высокий геологический потенциал Монголии. Территория страны изучена еще недостаточно и возможно открытие новых месторождений.
В целом, по мнению автора, инвестиционная привлекательность Монголии для геологоразведочных работ за последние 5 лет резко снизилась, что нашло отражение в последнем обзоре Института Фрейзера (Fraser Institute, 2014 (https://zoloto-db.ru/news/11266). Монголия поставлена лишь на 110 место, а РФ на 92-е. Наиболее вероятно, что это связано с национальной спецификой Монголии в области недропользования (около 50 % населения выступает за разработку полезных ископаемых, и чуть меньше 50 % — против) и, исходя из этого, непоследовательной политикой правительства Монголии по отношению к иностранным инвесторам в области недропользования [2, 3].
Литература
1. Законы Монголии.
2. Как российский бизнесмен едва не стал миллиардером в Монголии, но в итоге потерпел крах. Источник: «https://www.forbes.ru/sobytiya/lyudi/183940»
3. У Сулеймана Керимова утекает серебро. Источник: «Коммерсант-Daily», 15 января 2007 г. Источник: https://www.pressmon.com/ru/a/ru/1207529/
mashenikin@mail.ru
-0+2
Просмотров статьи: 5526, комментариев: 15
- Содержание сайта
- Комментарии
- Главная страница
Источник
В Монголии 65 тысяч человек в 80 сомонах 11 аймаков добывают золото, вольфрам, уголь, соль, цветные камни, окаменелое дерево и шпат ручным способом.
В 1995 году в Монголии был принят закон «О полезных ископаемых».
В в 2010 году в горнодобывающих отраслях Монголии заключено 19 контрактов на сумму 80 млн. долларов, в первом полугодии 2011 года — 13 контрактов на общую сумму в 1 млрд 50 млн долларов. Средняя стоимость одного соглашения составляет 104 млн. ам.долларов, на 40% выше чем в 2010 году. По данным 2011 года 30% от всех соглашений приходятся на добычу железной руды и каменного угля, по мнению специалистов, эта тенденция сохранится и будет увеличиваться. По данным PricewaterhouseCoopers, за первое полугодие 2011 года всего было продано 1379 согласований на разработки в горнодобывающей промышленности, на общую сумму в 71 млрд. долларов.
На Гонгконгской бирже проданы соглашения компании “Энержи ресурс” суммой в 950 млн долларов, треть от этой суммы уже принадлежит США.[1]
В 2017 году, по сообщению Министерства горнорудной и тяжелой промышленности Монголии, в 2017 году общий объем промышленного производства в Монголии вырос на 30.3 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, составив 12.9 трлн.тугриков. На это напрямую повлияло 32.8-процентный рост в производстве главных наименований продукции горнорудной и добывающей промышленности. При этом объем добычи угля вырос на 1.1 трлн.тугриков, а объем добычи руды — на 1.0 трлн.тугриков против соответствующего периода 2016 года.[2]
Золотодобыча
С 1997 года общий объем золотодобычи в Монголии составил 181 тонну. С начала реализации национальной программы «Золото» в национальном масштабе добыча полезных ископаемых производилась на территории площадью 12,2 тысячи га. При этом золотодобывающие компании занимали площади 6995,3 га. Общее количество лицензий на освоение полезных ископаемых, выданных за этот же срок, достигло 1103, из которых 42% составляют лицензии на добычу золота.
Компания » Жиншань Гоулд Майнз Инк » на днях подписала Меморандум взаимопонимания с монгольской компанией «Моннис Интернэшнл Инк». Документ определяет условия совместного освоения месторождений золота и осуществления ряда проектов в данном направлении.
Созданная в 1998 году группа «Моннис» является официальным дистрибьютором одного из ведущих производителей автомобилей в мире «Ниссан Моторс». Имеющая более 600 работников компания существенно расширяет деятельность и ныне занимает прочные позиции в различных областях бизнеса как геологоразведка, горная промышленность, энергетика, строительство, международные перевозки, внешняя торговля, автосервис, телекоммуникации, банковское дело и воздушный транспорт.
Согласно меморандуму, 51 процент доли участия в проекта принадлежит компании Жиншань, а 49 процентов остаются у Монниса. Таким образом компания Жиншань будет отвечать за реализацию данных проектов. Горнорудная компания Жиншань является дочерней компанией СSH Gold Mine. Она начала золотодобычу в июле 2007 года и активно увеличивает свою долю в общей добыче золота в КНР. Акции компании Жиншань котируются на бирже TSX под символом «JIN».[3]
- В 2008 году золотодобывающие компании перечислили в госбюджет страны более двух триллионов тугриков, сообщает Монголбанк в официальном пресс-релизе.
20.02.2009
Месторождение Бумбат
Каменный уголь
Наиболее старое месторождение энергетического угля находится возле города Налайх, в 35 км к юго-востоку от Улан-Батора, разрабатывается с 1920 года.
12,3 миллиарда тугриков были выделены Фондом развития Монголии на техническую модернизацию крупнейшего в Монголии угольного разреза «Багануур» в соответствии с принятым в прошлом году решением Правительства Монголии. Руководство разреза считает модернизацию своевременной, так как при существуюших мощностях добычи угля они с трудом преодолевают пиковые зимние нагрузки – ежедневно производится отгрузка от 180 до 220 вагонов угля. На выделенные средства были у компании «Вагнер Ази эквипмент» закуплены два карьерных самосвала марки «САТ 777 D» грузоподъёмностью 100 тонн.
Российское предприятие ИЗ-КАРТЭКС, входящее в Группу ОМЗ, изготовило и отгрузило экскаватор ЭКГ-10 с вместимостью ковша 13 куб. метров. Экскаватор ЭКГ-10 – наиболее популярная среди заказчиков данного предприятия базовая модель карьерных экскаваторов электрического типа. Конструктивная схема рабочего оборудования, разработанная специалистами ИЗ-КАРТЭКС, позволяет в зависимости от свойств разрабатываемых горных пород устанавливать ковши различной вместимости.
Разрез Багануур — государственное предприятие, построенное по проекту советских проектировщиков и введенное в строй в августе 1978 г. Запасы угля разреза Багануур составляют 600 млн т, ежегодная добыча — 3 млн. т угля. В ближайших планах предприятия – выход на мощность 4 млн. т угля в год. Со времен начала эксплуатации разреза Багануур все основные работы ведутся с использованием экскаваторов российского производства компаний ИЗ-КАРТЭКС и Уралмаш[4].
Месторождение каменного угля «Таван Толгой», по некоторым оценкам обладает запасами в 20 млн. тонн угля.
По оценке министерства минеральных ресурсов и энергетики Монголии общие разведанные запасы угля в стране составляют 150 млрд. тонн.[5]
В 2017 году Монголия добыла 47.1 млн.тонн угля, сообщает Министерство горнорудной и тяжёлой промышленности.[6]
В 2018 году компания «Эрдэнэс Таван Толгой» поставляет на экспорт коксующийся уголь с шахты «Западного Цанхи» по цене 68.1 долларов США за 1 тонну, а энергетический уголь по цене 12-16 долларов, об этом сообщил исполняющий обязанности исполнительного директора компании Б.Ганхуяг. В рамках соглашения с китайской компанией «Chalco» уголь с Восточного Цанхи экспортируется по 59.33 долларов за 1 тн. Компания планирует направить китайской стороне предложение о поставке угля по цене 62 долларов и провести 10-го мая соответствующие переговоры с китайской компанией. Кроме того, по словам Б.Ганхуяга, во втором квартале 2018 года может начаться обогащение угля в предприятии компании «Энержи Ресурс».[7]
Медная руда
Месторождение «Оюу Толгой»
В 2017 году объем производства концентрата медной руды составил 1 317.1 тыс.тонн
Железная руда
Рудник Тумурт, Сухэбаторский аймак
В 2017 году объем производства концентрата железной руды составил – 3.7 млн.тонн [8]
Серебряные руды
Месторождение «Асгат»
Урановые руды
До конца XX века велись разработки уранового месторождения в районе Дорнод на северо-востоке Монголии.
Поиск месторождений урановой руды велся монголо-советскими геологическими партиями в начале 80-х годов XX века в восточных районах Монголии. По некоторым данным Монголия обладает сегодня шестью урановыми пластами и более чем сотней месторождений урана. По оценкам монгольских геологов, урановые запасы страны составляют 60-63 тыс. метрических тонн, по российским данным — до 120-150 тысяч метрических тонн урана. По словам руководителя Управления атомной энергии С.Энхбата, с 63 тысячами тонн [подтвержденных] запасов урана Монголия по данному показателю занимает 15-ю позицию в мире. По подсчетам иностранных экспертов, прогнозные запасы урана в Монголии составляют 1,4 миллиона тонн. Если эта информация подтвердится, то Монголия поднимется в данном списке на пятое место.
Разработками месторождения Мардай (Дорнод) планирует заняться СП Дорнод уран
Постоянный комитет Великого государственного хурала (ВГХ) по внешней политике и безопасности провел в июне 2009 года первое чтение проекта постановления ВГХ об утверждении государственной политики по радиоактивным полезным ископаемым и атомной энергии (МОНЦАМЭ).
Французский ядерный концерн Areva подписал в 2006 году протокол о намерениях разработки монгольских урановых рудников Мардай и Сайншанд, однако соглашение о реализации намерений подписано не было.
Канадская компания «Хан ресурс» планирует в 2010 году приступить к производственным работам, а в 2013 году начать добычу урана с 2013 года на месторождении Мардай. В сентябре 2008 года комания представила Правительству Монголии подтвержденные запасы урана на этом месторождении. («Ардын эрх» 10 ноября 2008 г)
Нефтедобыча
см Нефтяная промышленность Монголии
Другие ископаемые
в 2017 году объем производства плавикового шпата составил 108.9 тыс.тонн, цинкового концентрата – 82.7 тыс.тонн. [9]
Ссылки
- PricewaterhouseCoopers в Монголии
Источник