Закон об общественно полезном труде в школе

Закон об общественно полезном труде в школе thumbnail

изображениеСогласно ст. 34 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Любая трудовая деятельность обучающихся в образовательном учреждении (уборка класса, территории школы; работа на пришкольном участке и др.), если она не предусмотрена образовательной программой, требует одновременного согласия не только ученика, но и его родителей (законных представителей).

Если же отдельные виды трудовой деятельности обусловлены выполнением утвержденной образовательным учреждением образовательной программы (работа на токарном станке, пошив изделий, уборка рабочего места в кабинете труда и т. п.), то получение согласия как от самого обучающегося, так и от его родителей (законных представителей) не требуется. Выполнение такой работы является для него обязательным, если данный труд не противопоказан обучающемуся по медицинским или иным объективным показаниям.

В последнее время всё активнее стал обсуждаться вопрос трудового воспитания обучающихся. В сети «Интернет» каких только обсуждений не встретишь, да в самой профессиональной среде тоже. В марте 2017 года Министерством образования и науки РФ была сформулирована своя позиция по данному вопросу. В письме Минобрнауки РФ от 30.03.2017 № 08–621 «О размещении методических рекомендаций на сайте» сказано, что в открытом доступе (на сайтах: proftime.edu.ru и apkpro.ru/rekomend_mon) размещены методические рекомендации для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности, которая может осуществляться обучающимися в рамках образовательной деятельности, и требований к ее осуществлению с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся, разработанных федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования».

В разработанных методических рекомендациях указано, что социально-экономическая ситуация в стране десятилетиями характеризуется разрывом между спросом и предложением на рынке труда и в системе образования, требованиями работодателей и уровнем подготовки специалистов, неразборчивостью в средствах достижения своих целей значительной части молодых людей, выросших в условиях противоречивого, разнонаправленного воздействия семьи, школы и социума.

Игнорирование задач трудового воспитания и профессионального самоопределения молодежи привело к тому, что выросло целое поколение молодых людей с завышенным уровнем притязаний, эгоистической направленностью личности, отсутствием трудовой мотивации. В последние десятилетия школа уделяла меньше внимания воспитательной функции, ограничившись подготовкой обучающихся к поступлению в профессиональные образовательные организации, учеба в которых редко связана с будущей профессиональной деятельностью. Между тем основой профессиональной успешности является трудолюбие, которое формируется с первых лет жизни и поддерживается системой воспитательной работы в общеобразовательных организациях и обществом.

Вопрос о том, кого должна воспитывать школа — творца или потребителя, кажется, сегодня решается в пользу творца. Изменить ситуацию может целенаправленное воспитание обучающихся совместными усилиями семьи, школы и общества при продуманной образовательной политике.

В данных методических рекомендациях обозначены: цели трудового воспитания как важнейшего элемента процесса организации и стимулирования трудовой деятельности обучающихся, который направлен на приобретение обучающимися навыков и формирование компетенций, добросовестного отношения к труду, развитие творческих способностей, инициативы, стремления к достижению более высоких результатов; содержание трудового воспитания школьников; возрастные этапы, на которых последовательно должны решаться задачи трудового воспитания; прогнозируемые результаты трудового воспитания, а также приводятся нормативные документы, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, и примеры локальных нормативных актов об организации труда обучающихся.

Данный документ будет полезен для разработки локальных нормативных актов образовательной организации по вопросу привлечения обучающихся к труду, в т. ч. не предусмотренному образовательной программой, т. к. конфликты по обозначенной проблеме между участниками образовательных отношений возникают довольно часто.

На что стоит обратить внимание в данном документе.

1. Обозначены цели и задачи трудового воспитания. Кратко раскрыто содержание трудового воспитания. Обозначены основные виды труда.

  • Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.
  • Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное.
  • Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда. Возможным решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования и работодателями.

2. Даны рекомендации по организации трудового воспитания в образовательной организации, обозначены формы данной работы. Отдельно указывается, что в уставе общеобразовательных организаций могут быть отражены положения, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся, положения об организации общественно полезного труда обучающихся, о привлечении обучающихся к труду, не предусмотренному программой, что помогает предупредить или конструктивно разрешить конфликты с родителями обучающихся.

3. Трудовое воспитания рассматривается как часть воспитательной программы в рамках образовательной программы образовательной организации, которая разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов с учётом примерных образовательных программ.

4. Отдельного внимания заслуживают документы, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Читайте также:  Состав геркулеса и чем он полезен

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (ред. от 31 декабря 2015 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553–09» (зарегистрировано в Минюсте России 5 ноября 2009 г., рег. № 15172).

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. № НТ-443/08 (с изменениями от 6 августа 2014 г. № 08–1036) «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

Отдельного внимания заслуживают модельные локальные акты, которые будут полезны для учёта в работе.

1. Положение о Порядке привлечения обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой (приложение 1). Труд обучающихся, не предусмотренный образовательной программой, может быть организован по следующим направлениям: участие в общегородских субботниках; благоустройство образовательной организации и прилегающей территории; озеленение образовательной организации и прилегающей территории; поддержание чистоты и наведение порядка в классных кабинетах, ежедневное самообслуживание; дежурство по столовой, ежедневное самообслуживание; прохождение летней практики в школьных бригадах (отрядах), в том числе по трудовому договору — для обучающихся, достигших 14 лет; осуществление мелких ремонтных работ; плановое дежурство по образовательной организации и иные направления правомерной трудовой деятельности, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.

2. Положение о привлечении обучающихся к труду (приложение 2). В данном приложении также представлена форма соглашения о привлечении обучающегося к труду.

изображениеСтоит отдельно отметить, что согласно Федеральному закону № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» ч.3 ст.30 необходимо при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Необходимо помнить, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Следует отметить, что учет мнения не означает обязательного согласования позиции с советами обучающихся. Учет мнения подразумевает процедуру, в ходе которой до принятия решения информация о планируемом решении направляется в совет обучающихся, далее администрация ожидает, и в случае, если мнение было выражено, оно подлежит обязательному рассмотрению перед принятием решения. Может быть также предусмотрено проведение согласительных процедур, но конечное решение в любом случае принимается администрацией образовательной организацией (либо иным коллегиальным органом управления, уполномоченным на принятие локального нормативного акта). Исключения могут наблюдаться на уровне отдельных образовательных организаций, если их локальными нормативными актами будет установлен иной порядок учета мнения, предусматривающий получения согласия советов обучающихся, однако это маловероятно (процедура учёта мнения обучающихся заслуживает отдельного внимания, поэтому в этой публикации не будем углубляться в этот вопрос).


  • Автор —

    Звягин Александр Сергеевич

  • 15.09.2017

  •  
    Все консультации автора

Источник

ПРИНЯТО

педагогическим советом

МОУ СОШ № 19

от 07.04.2017 г. протокол №  6

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОУ СОШ № 19

от 14.04. 2017 г. № 181 

Положение

об организации общественно-полезного труда

обучающихся  в МОУ СОШ № 19

1.Общие положения

1.1. Детский труд в МОУ СОШ № 19 может существовать в различных формах.

1.2. Нормативными актами, непосредственно касающимися организации детского труда в

МОУ СОШ № 19 (далее — ОО), являются: 

  • п. 4 ст. 34 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29. 12. 2012 г.;
  • постановление Правительства РФ от 25.02.2000 г. №163 (ред. от 20.06.2011) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
  • постановление Минтруда России от 07.04.1999 г. №7 «Об утверждении норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • cанитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 «Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профильного обучения и труда подростков»;
  • инструкции по охране труда;
  • принципы государственной политики в области образования:

-гуманистический характер образования,

-общечеловеческих ценностей, 

-жизни и здоровья человека,

-свобода развития личности.

-воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • Устав ОО;
  • локальные акты ОО.

1.3. В соответствии с нормативно — правовыми актами РФ  привлечение обучающихся, воспитанников в ОО без их согласия и согласия родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещено.

1.4. Настоящее Положение утверждено с учетом мнения  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (протокол родительского собрания  от 16.03.2017. № 2), совета обучающихся  (протокол от 16.03.2017. № 2) и  общего трудового коллектива   МОУ СОШ № 19 (протокол от 17.03.2017 г. №3).

  1. Роль труда в воспитании обучающихся

2.1. Труд является фундаментом воспитания у каждого народа. 

2.2. Труд есть сознательная, целесообразная,  созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы, а также нравственные качества. 

2.3. Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности стараний и усердия работника. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. 

2.4. Важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем. 

2.5. Общественно-полезный труд – составная часть учебно – воспитательного процесса.

  1. Цели и задачи общественно-полезного труда

3.1. Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках ОО, является развитие у учащихся совокупности общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты. 

3.2. Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом

возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение следующих задач: 

  • сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности;
  • обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду;
  • воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности, интеллектуальные, психологические и физические качества личности;
  • воспитать нравственное отношение учащихся к социально значимой общественной деятельности.

3.3. Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков:

  • правильно содержать рабочее место и инструменты,
  • умело планировать работу,
  • правильно использовать различную техническую документацию,
  • добиваться высокого качества работы,
  • экономить время,
  • беречь материалы и инструменты.

3.4. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения обучающихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия и сознательного отношения к труду. 

3.5. Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

  1. Добровольность участия ребенка в трудовой деятельности

 4.1. Основополагающим принципом при решении вопроса о привлечении обучающихся к труду является добровольность.

Участие в труде школьников может быть только добровольным.

При этом согласия одних лишь учащихся недостаточно: необходимо еще согласие их родителей (законных представителей). 

4.2. Право ОО на привлечение ребенка к труду, не запрещенному ему по состоянию здоровья и возрасту, а также в определенных пределах   закрепляется в заявлении родителей (законных представителей) обучающихся (приложение 1). 

4.3. При наличии у ученика противопоказаний привлечение его к общественно — полезному труду запрещено.

  1. Общественно-полезный труд в ОО

5.1. Общественно-полезный труд предусматривает привлечение учащихся:

— 2 — 5 классов к самообслуживанию на своем рабочем месте (приготовление принадлежностей  к уроку), в классе (сухая уборка мусора, классной доски, полив цветов) и столовой (убирают за собой посуду), уборка закрепленной за классом территории вокруг ОО (во время субботника в соответствии с возрастом: уборка листвы или мелкого мусора), изготовление сувениров, кормушек  и другая посильная помощь; 

— 6 — 11 классов к уборке в классе, самообслуживанию в столовой (убирают за собой посуду), уборке закрепленных участков ОО (во время генеральной уборки: мытье школьной мебели)  и закрепленной за классом территории вокруг ОО (во время субботника в соответствии с возрастом: уборка листвы, мелкого мусора), ремонт книг в библиотеке, приготовление помещений к проведению внеклассных мероприятий (украшение елки, развешивание бумажных плакатов, шаров, гирлянд), оформление выставок рисунков, плакатов; 

— 5 — 11 классов к дежурству по ОО (следят за порядком на переменах – на определенных постах, убирают бумажный мусор в конце перемены, помогают   раздеться  ученикам начальной школы, проверяют наличие сменной обуви, соответствие одежды «Положению о стиле одежды обучающихся» обучающегося у учащихся 5-11 классов), по столовой (уборка тарелок, стаканов, ложек, вилок в отведённое место, расстановка табуретов);

— 5 — 10 классов к учебно — трудовой практике в течение 5 дней в летние каникулы: мелкий ремонт мебели (подкручивание болтов, гаек у столов и стульев), оформление стендов, озеленение внутренних помещений школы, полив комнатных растений, благоустройство цветников, посадка, прополка, полив растений, рыхление почвы на пришкольном участке, как практическое применение знаний предмета биологии и природоведения);

— старше 14 лет (оплачиваемая работа в трудовых бригадах по благоустройству и ремонту в летний период – по договору через Центр труда и занятости г. Подольска).

5.2. Организация общественно-полезного труда   школьников в ОО возлагается на педагога-организатора, в классе  – на классного руководителя. 

5.3. Допустимая продолжительность работ   на пришкольном участке составляет:

  • для учащихся 7-11 лет – 15 минут в день, но не более 1 часа в неделю;
  • для учащихся 12-13 лет – 60 минут;
  • для учащихся 14 лет и старше – 3 часа.
  • Через каждые 40 минут работы устраиваются регламентированные 15-минутные перерывы для отдыха.
  1. Охрана труда

6.1. Руководитель ОО организует общественно – полезный труд обучающихся в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда (Приложение № 2).

6.2. Обучающиеся допускаются к участию в общественно — полезном труде после обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа по ТБ с регистрацией в журнале установленной формы, после учебных занятий, в рабочей одежде.

6.3. Запрещается привлечение школьников к работам, противопоказанным их возрасту, опасным с точки зрения здоровья (ядохимикатами, красками, запрещёнными Роспотребнадзором, опасными растениями, с подъёмом и перемещением тяжестей свыше установленной нормы  для подростков), а также в эпидемиологическом отношении, в ночное время и в праздничные дни.

6.4. При несчастных  случаях, происшедших с учащимися в процессе общественно-полезного труда, им оказывается срочная медицинская помощь, ведётся  расследование  несчастного случая.

6.5. Контроль обеспечения здоровых и безопасных условий общественно-полезного труда школьников осуществляет заместитель директора по безопасности.

6.6. Ответственность за жизнь и безопасность обучающихся во время организации общественно – полезного труда несет преподаватель, работающий непосредственно с обучающимися.

Приложение 1

Форма

заявления родителей на согласие

на привлечение ребенка к общественно-полезному труду

Директору

МОУ СОШ № 19

Имбер Ж. Б.

Я, ________________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителей)

родитель (законный представитель) обучающегося __________ класса муниципального общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа  № 19»

____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. обучающегося)

даю согласие на привлечение моего ребенка  к общественно-полезному труду, не связанному с учебной деятельностью. Оставляю за собой право отозвать данное заявление в любое время.

Срок  действия согласия: с 1 сентября по 31 августа (текущего учебного года).

Фамилия__________________________ (подпись)_____________  Дата ________________   

Приложение 1

Форма

заявления родителей на согласие

на привлечение ребенка к общественно-полезному труду

Директору

МОУ СОШ № 19

Имбер Ж. Б.

Я, ________________________________________________________________________,

(Ф.И.О. родителей)

родитель (законный представитель) обучающегося __________ класса муниципального общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа  № 19»

____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. обучающегося)

даю согласие на привлечение моего ребенка  к общественно-полезному труду, не связанному с учебной деятельностью. Оставляю за собой право отозвать данное заявление в любое время.

Срок  действия согласия: с 1 сентября по 31 августа (текущего учебного года).

Фамилия__________________________ (подпись)_____________  Дата ________________   

Приложение 2

Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную

         

Характер работы, показатели тяжести труда

Предельно допустимая масса груза в кг

 

Юноши

Девушки

 

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены

3

3

4

4

2

2

3

3

Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены:

        

— постоянно (более 2 раз в час)

6

7

11

13

3

4

5

6

— при чередовании с другой работой (до 2 раз в час)

12

15

20

24

4

5

7

8

Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены:

        

— подъем с рабочей поверхности

400

500

1000

1500

180

200

400

500

— подъем с пола

200

250

500

700

90

100

200

250

Примечания. 1. Подъем и перемещение тяжестей в пределах указанных норм допускаются, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой.

  1. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.
  2. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать:

для юношей 14 лет — 12 кг, 15 лет — 15 кг, 16 лет — 20 кг, 17 лет — 24 кг;

для девушек 14 лет — 4 кг, 15 лет — 5 кг, 16 лет — 7 кг, 17 лет — 8 кг.

Источник

Читайте также:  Что полезней овсяные хлопья или овсяное толокно