Заполни таблицу полезные ископаемые 3 класс
Урок по теме: »Полезные ископаемые»
- класс
Учитель: Страдухина М.А. 1 квалификационная категория
Дата проведения: 17.03.2011г
Цели: Развитие умений учащихся привлекать имеющиеся знания и личный опыт, выполнять практическую работу, обсуждать проблему, высказывать оценочные суждения.
Задачи:
• Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми.
• Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
• Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.
Планируемые результаты: Учащиеся систематизируют и углубляют знания о полезных ископаемых.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
— Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
- Проверка домашнего задания (тест)
На прошлом уроке мы с вами изучили тему три кита экономики. Сегодня на уроке мы закрепим знания по этой теме.
1. Три кита экономики – это:
А) транспорт Г) капитал
Б) строительство Д) труд
В) природные богатства
2. К природным богатствам относятся:
А) одежда и обувь В) полезные ископаемые
Б) игрушки Г) книги
3. К капиталу относятся:
А) ферма В) железные дороги
Б) вода Г) станки
4. К природным богатствам не относятся:
А) воздух В) почва
Б) вода Г) завод
5. В каком утверждении содержится ошибка?
А) Физическим трудом занимаются сталевар, шахтёр, писатель.
Б) Умственным трудом занимаются архитектор, учитель, учёный.
- Новая тема (слайд)
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
М. Пришвин
Учитель.
Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Сегодня на уроке мы познакомимся с полезными ископаемыми. Узнаем об их свойствах и значении для человека. Все природные богатства, которые человек добывает из глубин земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. А почему они ископаемые? И почему полезные?
Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми и поучимся самостоятельно определять их свойства.
— Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»?
Учитель:
— Откройте пропись на 26
В прописях у вас есть таблица. Прочитайте.
Ребята дома готовили сообщения о полезных ископаемых. Они будут рассказывать, а вы самостоятельно заполняйте таблицу
(Ребята по очереди рассказывают о полезных ископаемых от первого лица).
Практическая работа учащихся.
Учитель:
— Я вижу, что вы готовы, переходим к заполнению таблицы.
Каждая травинка, каждое дерево – всё имеет свою душу. И вот сейчас ваши одноклассники расскажут о полезных ископаемых, как бы от их лица.
1 ученик. Рассказывает о песке (слайд)
Я состою из мелких крупинок, очень нужен детворе, я на дорожках во дворе, я и на стройке, и на пляже, и я в стекле расплавлен даже.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у него бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый, жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Он представляет собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего песок образуется из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно в песке больше всего кварца. Благодаря его присутствию, песок незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка.
2 ученик. Рассказывает о глине (слайд).
Я твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из меня с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкая, и из меня лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Глина- осадочная порода. Она как и песок, образуется в результате выветривание различных горных пород, но осаждается на дне морей и озёр.
Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
3 ученик. Рассказывает об известняке (слайд).
Я твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Учитель:
Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
4 ученик. Рассказывает о нефти ( слайд).
Да, я маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из меня получают бензин, керосин, машинное масло. Залегаю глубоко в земле. Нефть – жидкое полезное ископаемое. Её называют « чёрным золотом». Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же появилась нефть. Одно очевидно – нефть образовалась из остатков каких — то живых организмов.
Учитель: Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.
III. Физкультминутка:
Чтобы колокол нам сделать,
Вместе с нами джин трудился.
Мы сначала глину мнем,
Любую форму ей даем.
Круг гончарный покрутили —
Колокольчик получили.
Мы немного потанцуем,
Колокольчик разрисуем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы садимся рисовать.
5 ученик. Рассказывает о граните (слайд)
Я очень прочная, тяжелая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Я твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность. Используюсь в строительстве: зданий, опоры мостов, ступенек лестниц. Мостят мной дороги; хорошо полируюсь – мной украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я состою из кварца, слюды и полевого шпата. Обозначаюсь: (гранит)
Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
6 ученик. Рассказывает о каменном угле.
Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство.
Учитель: И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь? (В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)
Взаимопроверка практической работы.
Название | Свойства | Использование |
Песок | рыхлый | строительство, стекло |
Глина | твердая, негорючая, непрозрачная | кирпич, посуда |
Известняк | твёрдый, рыхлый, непрозрачный | строительство, мел, мрамор |
Нефть | жидкая, горючая | бензин, керосин, масло, лекарство |
Гранит | прочный, твёрдый, непрозрачный | строительство, памятники |
Каменный уголь | твёрдый, хрупкий, непрозрачный, горючий | отопление, лекарство |
- Работа с учебником стр. 49
Для чего добывают полезные ископаемые?
Как добывают? Расскажите о труде шахтёра и геолога.
— Все ли полезные ископаемые твёрдые?
— Как называется место, где хранят полезные ископаемые?
Откройте пропись стр. 26 задание № 3 самостоятельно
Игра
— Какое полезное ископаемое лишнее? Почему?
Гранит, известняк, нефть, каменный уголь.
Глина, газ, гранит, каменный уголь, известняк.
V. Обобщение.
Учитель:
Мы с вами познакомились с полезными ископаемыми. А теперь попробуем отгадать загадки (слайды)
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
2. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
3. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
4. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
5. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
6. Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
7. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
8. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
- Подведение итогов ( слайд).
Учитель. С каждым годом народному хозяйству требуется всё больше полезных ископаемых , но их запасы в недрах Земли небезграничны и их нельзя восстановить, поэтому НУЖНО ОХРАНЯТЬ ПОЛЕЗНЫЕ
ИСКОПАЕМЫЕ
Как надо охранять полезные ископаемые?
- Экономично использовать
- Оберегать от пожаров
- Соблюдать правила перевозки
- Заменять по возможности искусственными материалами
- Домашнее задание.
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение. Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом.
Источник
2.
Постановка учебных задач и её решение
Словесн.: ответы на вопросы;
Практический:
формулирование темы и цели урока;
5
-Отгадайте загадки:
.Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу. (Глина)
-Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые)
— Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»
— Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?)
— Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые)
— Верно, молодцы!
Отвечать на вопросы;
Определять тему урока;
Ставить цели урока;
Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
3.
Решение частных задач
Словесный:
учебный диалог;
Словесный:
ответы на вопросы;
Практический:
Практическая работа в группах;
Практический: защита работ;
10
7
5
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти.
Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
— А почему они полезные? (Ответы детей)
— Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.
— Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).
Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.
— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо? (ответы детей)
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.
— Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
— Молодцы. Перейдём к третьей группе.
— Как вы думаете, почему они называются строительными?
— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).
— А сейчас мы проведём практическую работу в группах.
(Изучение свойств песка, угля)
В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Где можно использовать, применить.
— Итак, давайте сравним ваши работы. Первая группа прочитайте ваши исследования. Хорошо, поднимите карточки те, у кого также. Молодцы!
Высказывать свои предположения;
Отвечать на вопросы
Анализировать;
Высказывать свои предположения;
Выполнять практическую работу в группах
К: участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
К:аргументация своего мнения и позиции;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
П: извлечение необходимой информации;
К: высказывать своё предположение;
П: поиск и выделение необходимой информации;
Р:учиться высказы вать
своё предположение;
П: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Практический:
тестирование;
7
— Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? — У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
— Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Большинство полезных ископаемых:
а) жидкие
б) твердые
в) газообразные
Нефть и газ добывают
а) на суше
б) на море
в) и на суше, и на море
Что не является горючим полезным ископаемым?
а)каменный уголь
б)гранит
в)торф
Какое полезное ископаемое является жидким?
а)нефть
б)глина
в)газ
— Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.
Выполнять тестирование
П: поиск и выделение необходимой информации;
4.
Итог урока.
Рефлексия.
Словесн.: ответы на вопросы;
3
Д.З: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?
— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.
— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?
— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?
— Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.
— Какие задачи ставили в начале урока?
— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?
— Что помогло нам в работе?
— Какие открытия для себя сделали?
— Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!
Записывать д.з
Отвечать на вопросы;
Подводить итог урока;
Р: осуществлять итоговый контроль
Р: понимание причин успеха и неуспеха в учёбе;
Источник
«Полезные ископаемые» по предмету «Окружающий мир», 3 класс (система: «Школа России»)
Учитель начальных классов Благова Т.В.
Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3.
Система: «Школа России».
Тема: Полезные ископаемые.
Цели:
Познакомить учащихся с полезными ископаемыми их некоторыми свойствами; способами их добычи; профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; показать их важную роль в экономике страны.
Развивать умение выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умение обобщать, классифицировать; владеть монологической речью; развитие мыслительных операций.
Воспитывать бережное отношение к природе и учить экономно использовать богатства нашей планеты.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
карта, атлас «Ямало-Ненецкого автономного округа», коллекция полезных ископаемых, инструкция, карточка «Помогай-ка», условные обозначение полезных ископаемых;
учебник «Мир вокруг нас», авт. Плешаков А.А.
Ход урока
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Воспитание культуры учебного труда.
II. Актуализация опорных знаний.
Подготовить детей к изучению нового материала через повторение пройденного.
Актуализация имеющихся знаний направлена на пробуждение интереса к получению новой информации.
Учитель.
? Сегодня на уроке мы продолжим работу в разделе «Экономика».
? Назовите «три кита» экономики.
Дети.
? Природные богатства, капитал, труд.
Учитель.
? Без чего не возможно производство товаров и услуг?
Дети.
? Без природных богатств.
Работа со схемой.
Учитель.
? С какими природными богатствами мы уже познакомились?
Дети.
? Воздух, вода, почва, животные, растения.
Учитель.
? Что такое верхний плодородный слой земли?
Дети.
? Почва.
Учитель.
? Как использует человек почву?
Ответы детей.
Учитель.
? Как называется эта отрасль сельского хозяйства?
Дети.
? Растениеводство.
III. Проверка домашнего задания.
IV. Постановка темы и цели урока.
Выведение учащимися темы урока.
Учитель.
? Продолжите ряд.
Дети.
? Полезные ископаемые.
Учитель.
? Так какая тема нашего урока?
Дети формулируют тему урока.
Учитель.
? Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами, способами добычи.
V. Изучение нового материала.
Продолжение работы со схемой.
Первичное восприятие и осознание нового материала.
Фронтальная беседа.
Учитель.
? Давайте выясним, что такое полезные ископаемые?
? Как вы понимаете слова «полезные» и «ископаемые»?
? Подберите синонимы к каждому из слов.
Предложить детям разобрать слово «ископаемые» по составу.
Работа в группах.
Постановка проблемной ситуации.
Учитель.
? Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.
Выслушиваются ответы детей.
Учитель.
? Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или её поверхности, называют полезными ископаемыми.
? Что вы отнесете к полезным ископаемым?
VI. Практическая работа.
Использование частично-поискового метода.
Работа в группах поискового характера с раздаточными коллекциями полезных ископаемых по изучению их свойств.
Учитель.
? Я предлагаю вам поработать в группах и провести исследовательскую работу, используя инструкцию.
Инструкция
1) Раскрой учебник на стр. 48-51.
2) Используя план практической работы на стр. 48, изучи сведения о полезных ископаемых (название).
3) Заполни таблицу в рабочей тетради на с. 26.
? Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогайку».
Карточка «Помогайка»
1. Название.
2. Свойства:
а) цвет;
б) твердое или жидкое;
в) прозрачное или непрозрачное;
г) плотное или рыхлое.
3. Способы добычи.
4. Значение и применение.
5. Условное обозначение на карте.
Каждой группе дается по 2 полезных ископаемых.
1 группа – железная руда, известняк.
2 группа – нефть, глина.
3 группа – гранит, каменный уголь.
Дети самостоятельно находят в коллекции образец своих полезных ископаемых, пользуясь иллюстрацией учебника.
Проверка.
Учитель.
? Свои ответы начинайте со слов «Мы расскажем о…».
Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.
Учитель.
? О каких полезных ископаемых вы узнали?
Дети перечисляют.
Учитель.
? На какие группы можно разделить эти полезные ископаемые?
Состояние
Твердые
каменный уголь
гранит
железная руда
известняк
Жидкие
нефть
Газообразные
природный газ
Способы добычи
Карьеры
глина
известняк
гранит
Шахты
каменный уголь
Скважины
нефть
газ
Учитель.
? Что такое месторождения?
Применение
Строительные
глина
известняк
гранит
Топливо
каменный уголь
нефть
Металл
железная руда
Предложить детям разобрать слово «применение» по составу.
VII. Обобщение.
Развитие мыслительной деятельности, творческих способностей.
Детям показываются картинки или предметы. Они должны догадаться, пользуясь изученными свойствами, какое полезное ископаемое использовали для изготовления данного предмета.
Например:
ванилин, фотопленка – каменный уголь;
Конфета, сыр – нефть;
краски, пластилин – глина;
лампочки, стекло – песок;
ложка, самолет – железная руда.
Учитель.
? Что делают люди этих профессий:
шахтер;
геолог;
старатель;
бурильщик.
Дети отвечают.
Развитие словарного запаса.
Старатель – рабочий по кустарной добыче золота.
Кустарный – производимый или относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способам.
Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.
Бурильщик – рабочий, производящий бурение; делать скважины, сверлить, пробивать почву.
VIII. Охрана полезных ископаемых.
Учитель.
? Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
Работа с атласом.
Заслушиваются сообщения о добыче нефти и газа в нашем округе.
Фронтальная беседа.
Учитель.
? Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые?
Дети отвечают.
Учитель.
? Почему нужно беречь полезные ископаемые?
Дети.
? Количество полезных ископаемых постепенно уменьшается, а их запасы в недрах земли не пополняются.
IX . Рефлексия.
Учитель.
? Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
X. Домашнее задание.
Подготовить сообщение.
Источник