Животные и растения полезные для человека 5 класс
1) Заполните таблицу
Ответ:
Организмы, окружающие человека
Организмы
Полезные для человека
Вредные для человека
Растения
Лекарственные и съедобные
Ядовитые растения, сорняки
Животные
Рыба, рогатый и другой скот, большинство животных, которых человек употребляет в пищу
Мыши, крысы
грибы
Съедобные грибы
Ядовитые грибы, грибы – паразиты, плесень
2) Объясните, нужно ли уничтожать в природе ядовитые грибы и растения?
Ответ: Нет, они являются важным звеном в цепи
3) Укажите, какую роль в природе играют животные.
Ответ: Животные – важное звено в цепи питания (потребители 1 и 2 порядка), а так же опылители
4) Ответьте на вопросы о сорных растениях.
а) Какие растения называют сорняками?
Ответ: дикорастущие растения, мешающие расти культурным
б) Какой вред причиняют сорняки?
Ответ: Занимают пространство, истощают почву
в) Какую пользу приносят сорняки?
Ответ: Звено в цепи питания, удобрение почв( некоторые), съедобность (некоторые)
с) Сформулируйте общий вывод
Ответ: Сорняки наносят вред человеку, но абсолютно безвредны для природы, иногда сорняки бывают полезны и для человека.
5) Назовите несколько видов дикорастущих растений в вашей местности, которые являются лекарственными.
Ответ: ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник, облепиха
6)* Используя дополнительную литературу, Интернет, подготовьте сообщение «Домашние животные нашей местности». Составьте план сообщения.
Ответ: 1. Кошки.
- Собаки.
- Крупный рогатый скот.
4.Парнокопный скот.
Подведём итоги — что вы узнали о многообразии живых организмов
1) Заполните таблицу.
Ответ:
Организмы | Сходство | Различия |
Бактерии | Одна клетка, способны к движению, имеют цитоплазму и рибосомы | Не имеют ядра и многих органоидов |
Простейшие | Имеют ядро и органоиды |
2) Объясните, почему жизнь животных и грибов невозможна без растений.
Ответ: Потому что растения — производители. Они синтезируют органику из неорганики, являются ключевым звеном в цепи питания.
3) Заполните таблицу.
Ответ:
Способы питания живых организмов
Царство
Характерный способ питания
Как происходит питание
Растения
автотрофный
Под действием солнечного света в хлоропластах
Животные
Гетеротрофный
Поглощают готовые органические вещества
грибы
Гетеротрофный
Получают готовые органические вещества от симбиотических организмов
4) Выберите правильный ответ и отметьте его.
Ответ:
1 – Б
2 – Д
3 – Б
5) Составьте слова из предложенных согласных букв и любых подходящих гласных.
Ответ: 1. Л, ш, й, н, к Лишайник
2.г, р, б Гриб
- ш, л, к ,п ,р, д Шелкопряд
- п, д, р, ж, н, к Подорожник
6)* В середине прошлого века на сельскохозяйственных угодьях в южных регионах России специально высаживали лесные деревья между полями – создавали лесополосы, которые помогали удерживать снег и сохранять влагу в почве, предотвращали вредное влияние сильных ветров на урожай и разрушение плодородного слоя почв под воздействием ветра и воды. Однако деревья очень плохо приживались. Тогда было решено привезти и высыпать под деревьями почву из леса. Студенты и школьники собирали в лесу землю и высыпали её вокруг деревьев в лесополосах. После этого деревья начали расти, и сегодня лесополосы почти не отличаются от настоящего леса. Выскажите предположение: что помогло деревьям прижиться?
Ответ: Минеральные и органические вещества, находящиеся в привезённой почве
7) Решите кроссворд. Запишите слово, которое получилось из букв, находящихся на тёмном фоне.
Ответ: Микроскоп
Источник
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организация начала урока
Распределить учащихся на пять групп.
Знакомство.
Вытягивают карточку с названием группы:
Растения
Животные
Грибы
Бактерии
Лишайники
Мотивация
( самоопределение)
к учебной деятельности
фрагмент фильма
Целеполагание
Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?
Обсуждаем и корректируем.
Мы закончили изучать тему « Многообразие живых организмов». А сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир этих живых организмов, как велико их значение в природе и какую важную роль они играют в жизни человека.
Работа будет проходить в группах, которые называются «Животные», «Растения», «Бактерии», «Грибы» и «Лишайники»
Выдвигают предположения.
тема: «Значение живых организмов в природе»,
цель: изучить роль живых организмов в природе,
задачи:
Изучение нового материала
1 этап (15 мин.)
Ребята, вы уже много знаете, у нас имеется информация в параграфе 16. Поэтому мы можем рассмотреть всю, имеющуюся информацию и достичь цели урока: изучить роль живых организмов. Но, чтобы достичь этой цели организуем свою работу в группах.
План деятельности изложен в технологической карте.
-прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки в параграфе и найти ответы на вопросы;
-ответы проговорить и обсудить в группе и записать в листах вопросниках;
-каждая группа должна защитить.
1. «Бактерии»
Животные и растения, вредные для человека.
2. «Грибы»
Животные и растения, вредные для человека.
3. «Лишайники»
Живые организмы, полезные для человека.
4. «Растения»
Живые организмы, полезные для человека.
5. «Животные»
Жизнь живых организмов в тесной связи друг с другом.
Учащиеся работают в группах по технологическим картам.
Физкультминутка.
Учитель предлагает выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Дышим носом глубоко –
Дышим носом глубоко,
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт,
Так качаемся мы в лодке
(Наклоны взад-вперёд).
Головой теперь покрутим –
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А потом наоборот –
(Вращения головой в стороны).
Встанем, дети, на носочки –
(Потягивания — руки вверх).
На зарядке ставим точку.
2 этап (15 мин.)
На следующем этапе учитель направляет деятельность учащихся при защите результатов групповой работы.
Защищают результаты своей работы.
Закрепление знаний о вредных и полезных для человека живых организмах, о роли живых организмов в природе. (5 мин.)
Читает стихотворение Б.В. Заходера:
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников –
Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…
Все-все, все
На свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Формулирование вывода о том, что в природе организмы не делятся на вредные и полезные: все виды растений, животных, грибов, бактерий и вирусов необходимы природе.
Домашнее задание
(2 мин.).
Изучить текст §16, ответить на вопросы параграфа.
Повторить § 8-15, разобрать задания с. 73, 74.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
(2 мин.).
Учащимся предлагается выбрать смайлик с которым у них ассоциируется содержание урока.
После этого учитель проводит краткий анализ полученных результатов.
Источник
Доброго дня дорогой мой читатель, окружающий мир сегодня устроен настолько рационально и сбалансировано, что каждый ее современный компонент находится в неразрывной взаимосвязи друг от друга, поэтому сегодня я хочу затронуть такой интересный, для многих моих читателей, вопрос: какую роль играют животные в природе и жизни человека.
Роль мира животных, как и значение растений в сегодняшнем мире трудно переоценить, ведь если на нашей земле исчезнут растения, то не будет на ней места ни животным, ни самому человеку, поэтому сохранение растительного и животного разнообразия является главнейшим условием сохранения жизни на нашей земле.
Видимо из-за этого не стоит тратить свое драгоценное время на различные коренные преобразования природы, а стараться жить в гармонии с окружающим миром.
Значение животных в окружающем мире природы
Самой важной составляющей основой жизни окружающего мира, конечно же, является буйная и сочная растительность, которая с давних времен служит всему живому ежедневной вкусной пищей и источником кислорода.
А самым необходимым звеном природной среды является царство животных, насчитывающее свыше 3 миллионов известных человечеству видов.
Неотъемлемым компонентам экологической системы — животным во все времена отводилась главнейшая роль в поддержании гигиенической чистоты окружающей среды, равновесия биосферы и природной гармонии.
Оба эти сообщества напрямую зависят друг от друга, поскольку и те и другие являются равновесными звеньями одной пищевой цепи, где любое исчезновение одного вида способно отразиться негативным образом на всю экосистему. Видимо от того в жизни природы нет мелочей и поэтому здесь все настолько важно, так как:
- животные необходимы растениям для опыления и питания,
- но и растения необходимы животным в качестве пищи.
то есть без этой взаимосвязи природа точно не выживет.
Любой уголок земного шара, будь то воздушная среда или земля, морские просторы или суша, заселен многочисленными видами животных, которые участвуют в извечном круговороте веществ в живой природе.
Так высокогорные птицы клуши были обнаружены альпинистами на высоте восьми тысяч метров над уровнем моря, а микроскопические моллюски и ракообразные черви прекрасно сосуществуют в Мировом океане на глубине более одиннадцати тысяч метров.
— Жуки навозники и личинки мух, насекомые многоножки и мельчайшие одноклеточные микроорганизмы, питаясь мертвой органикой, перерабатывают помет и останки погибших животных, а также остатки растений и упавшей листвы, очищая, как санитары от природного мусора, и предотвращая от многочисленных загрязнений, окружающую среду.
— Важной функцией беспозвоночных животных и мелких бактерий является процесс образования почвы, где дождевые черви и почвенные насекомые участвуют в создании обогащенного слоя земли, перемешивая, измельчая и склеивая частицы почвы, внося в нее полезную органику перегноя.
— Растительноядные представители животного мира, питаясь растительностью, регулируют ее естественную плотность и видовой состав, тем самым повышая ее генетическую жизнеспособность и ускоряя биологическую эволюцию растений.
— Животные хищники, питаясь плотоядной пищей и падалью, регулируют численность растительноядных млекопитающих — вредителей лесного и сельского хозяйства, контролируя их популяцию и очищают поверхность земли от трупов разложившихся животных, оказывая бесценную помощь в уничтожении потенциальной инфекции.
— Крылатые насекомые и летучие мыши участвуют в перекрестном опылении большинства покрытосеменных цветковых растений и зерновых культур, способствуя их размножению и повышению урожайности.
— Земноводные животные и насекомоядные птицы помогают в уничтожении кровососущих вредителей и вредоносных насекомых различных видов.
— Плотоядные млекопитающие и зерноядные птицы, питаясь растениями, распространяют повсеместно их семена и плоды.
— Норные животные землерои – лисы и мыши, кроты и суслики, сурки и барсуки своим рытьем многочисленных длинных ходов рыхлят и вентилируют почву, обогащая ее органическими веществами, влагой и кислородом, тем самым улучшая ее плодородие.
— Большинство обитателей рек и морей способствуют биологической фильтрации воды и очищению всей водной среды.
— Кишечнополостные коралловые полипы и твердо-панцирные моллюски образуют осадочные известковые породы, укрепляя их соединительную подушку. А в теплых морях южных стран воздвигают целые острова с надстройками в виде возвышающихся над водной гладью атоллов.
Поэтому особо важны для окружающего мира природы –
- беспозвоночные и позвоночные виды животных,
- насекомоядные птицы и земноводные жабы с лягушками,
- хищные птицы и летучие мыши,
- пресмыкающиеся змеи и проворные ящерицы,
- жуки жужелицы и неутомимые вездесущие муравьи,
- мохнатые шмели, трудолюбивые пчелы и полосатые осы,
которые, несомненно, являются основной составляющей всей окружающей среды.
Помощники мира животных в жизни человека
Современный человек сегодня уже не мыслит свою жизнь без существования рядом с ним различных помощников из мира животных, видимо поэтому еще в давние времена — около 10 тысяч лет тому назад он понял, что дикая фауна служит неисчерпаемым источником для приручения.
Человек приручил многие полезные для себя виды животных и с помощью длительной селекции вывел новые искусственно созданные породы животных с характерными наследственными особенностями, сделав их источником общения и красоты.
Так первыми домашними представителями фауны стали:
- лохматая и преданная собака для охоты и охраны жилища,
- своенравная кошка для избавления своего жилища от вредных грызунов,
- крупная жвачная корова и рогатая коза для получения питьевого молока и вкусного мяса,
- послушная кроткая овца и дикая свинья для получения аппетитного мяса, меховой шкуры и теплой шерсти,
- куры, гуси и утки для получения птичьего мяса и питательных яиц, мягких перьев и невесомого пуха,
- тутовый шелкопряд и меховая норка для получения драгоценного шелка и ценного меха,
- крупные парнокопытные лошади и выносливые длинноухие ослы для транспортных и хозяйственных нужд,
все эти животные были приручены человеком для того, чтобы не только получать эстетическое наслаждение, но и иметь постоянную защиту своего жилища, поскольку они все обладают невероятной сообразительностью и притягательной красотой.
На основе изучения принципов строения и способов передвижения животных предприимчивым человечеством были созданы новые приборы и механизмы, а также массивные летательные и подводные аппараты.
Для борьбы и ограничения численности насекомых вредителей сельскохозяйственных культур, человек искусственно создал биологически паразитирующие виды и выпустил их целенаправленно на поля, в сады и огороды.
Человек хотел иметь всегда гарантированный доступ к свежим продуктам питания и необходимому натуральному сырью для промышленности и домашнего быта, таким как —
- молоко и мясо, сало и яйца,
- мех и кожа, шерсть и пух,
- мед и воск, шелк и перья.
Сегодня многие одомашненные животные:
- участвуют в различных спортивных соревнованиях и выполняют виртуозные трюки,
- помогают незрячим людям в качестве поводырей и участвуют в развлекательных праздничных мероприятиях,
- снимаются в кинофильмах и принимают участие в космических полетах,
- помогают транспортировать грузы и спасают людей из глубоких снежных заносов высоко в горах,
- служат наравне с людьми в силовых структурах, находя по запаху наркотические вещества и преследуя нарушителей,
- участвуют в медицинских исследованиях для получения иммунной вакцины и изготовления лекарственных средств, разрабатывая новые методы лечения.
Они настолько дружелюбны по отношению к человеку, что вызывают только позитивные эмоции, привлекая своим неординарным поведением восхищенные взгляды и искренние улыбки многочисленных людей.
Тесная дружба и приятное общение человека с животными вызывает столько неподдельной радости и неописуемого восторга, делая человека добрее и заботливее, что положительным образом влияет на его настроение и самочувствие.
Польза и вред обитателей животного мира
Как известно в дикой природе не существует только полезных и только вредных животных, так как у каждого животного вида имеется только свое определенное место относительно хозяйственной деятельности человека.
Из-за чего разумный человек не должен безрассудно уничтожать вредный вид, а лишь ограничивать численность его до разумного уровня ощутимого ущерба, поскольку сегодня уже нет таких животных, которым не грозит окончательное вымирание из-за жестокости неразумного человека.
Поэтому для охраны редких и исчезающих животных, занесенных в Красную книгу, созданы заповедные зоны, где все они не только строго охраняются, но и воспроизводятся в естественных природных условиях окружающей среды.
А главной задачей всемирного человечества является сохранение многочисленного разнообразия видов животных для поддержания равновесного природного баланса.
Не всегда обитатели животного мира оказывают положительное воздействие на человека и окружающую среду, так как способны быть переносчиками и возбудителями тяжелых и опасных заболеваний, таких как:
- сыпной тиф и чесотка,
- иксодовые клещи и малярия,
- клещевой энцефалит и гельминты.
Помимо этого многие мышевидные грызуны и насекомые вредители – хлебные клещи, питаясь сельскохозяйственными запасами зерна, снижают их урожайность и наносят ощутимый экономический ущерб.
Животные имеющие ядовитые железы – пауки и змеи могут кусать человека, мгновенно впрыскивая в его тело ядовитую жидкость, создающую вред здоровью и приводящую часто к смертельным исходам.
Вред здоровью человека приносят паразитические простейшие, а также плоские и круглые черви –
- малярийный паразит и дизентерийная амеба,
- печеночный сосальщик и широкий лентец,
- свиной и бычий цепень и эхинококк,
- аскариды и острицы.
Для борьбы с вредителями и использования полезных обитателей животного мира необходимо подробно изучить их поведенческие особенности жизнедеятельности, чтобы понять, что:
- хищники охотятся на больных и ослабленных животных,
- а птицы охотятся грызунов, приносящие вред лесной растительности и злаковым культурам,
поэтому эти охотящиеся хищники и птицы являются важнейшим звеном в исторически сложившемся жизненном пространстве существующего биоценоза, которые, конечно же, надо тщательно оберегать и бережно сохранять.
А в самом конце я хочу показать вам к чему приводит безрассудное поведение человека и почему так нельзя точно поступать.
А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о том, какую роль играют животные в природе и жизни человека. Может быть, и вы сможете привести не указанные мною аргументированные примеры их роли, поделитесь с моими читателями ими в комментарии к этой статье. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.
Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. Здесь вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.
Источник