Животные и растения полезные для человека 5 класс

Животные и растения полезные для человека 5 класс thumbnail

1) Заполните таблицу

  • Ответ:

                                                    Организмы, окружающие человека

    Организмы

    Полезные для человека

    Вредные для человека

    Растения

    Лекарственные и съедобные

    Ядовитые растения, сорняки

    Животные

    Рыба, рогатый и другой скот, большинство животных, которых человек употребляет в пищу

    Мыши, крысы

    грибы

    Съедобные грибы

    Ядовитые грибы, грибы – паразиты, плесень

         

2) Объясните, нужно ли уничтожать в природе ядовитые грибы и растения?

  • Ответ: Нет, они являются важным звеном в цепи

3) Укажите, какую роль в природе играют животные.

  • Ответ: Животные – важное звено в цепи питания (потребители 1 и 2 порядка), а так же опылители

4) Ответьте на вопросы о сорных растениях.

а) Какие растения называют сорняками?

  • Ответ: дикорастущие растения, мешающие расти культурным

    б) Какой вред причиняют сорняки?

    • Ответ: Занимают пространство, истощают почву

    в) Какую пользу приносят сорняки?

    • Ответ: Звено в цепи питания, удобрение почв( некоторые), съедобность (некоторые)

    с) Сформулируйте общий вывод

    • Ответ: Сорняки  наносят вред человеку, но абсолютно безвредны для природы, иногда сорняки бывают полезны и для человека.

    5) Назовите несколько видов дикорастущих растений в вашей местности, которые являются лекарственными.

    • Ответ: ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник, облепиха

    6)* Используя дополнительную литературу, Интернет, подготовьте сообщение «Домашние животные нашей местности». Составьте план сообщения.

    • Ответ: 1. Кошки.

      1. Собаки.
      2. Крупный рогатый скот.

      4.Парнокопный скот.

    Подведём итоги —  что вы узнали о многообразии живых организмов

1) Заполните таблицу.

Ответ:

Организмы

Сходство

Различия

Бактерии

Одна клетка, способны к движению, имеют цитоплазму и рибосомы

Не имеют ядра и многих органоидов

Простейшие

Имеют ядро и органоиды

2) Объясните, почему жизнь животных и грибов невозможна без растений.

  • Ответ: Потому что растения  — производители. Они синтезируют органику из неорганики, являются ключевым звеном в цепи питания.

3) Заполните таблицу.

  • Ответ:

    Способы питания живых организмов

    Царство

    Характерный способ питания

    Как происходит питание

    Растения

    автотрофный

    Под действием солнечного света в хлоропластах

    Животные

    Гетеротрофный

    Поглощают готовые органические вещества

    грибы

    Гетеротрофный

    Получают готовые органические вещества от симбиотических организмов

         

4) Выберите правильный ответ и отметьте его.

  • Ответ:

    1 – Б

    2 – Д

    3 – Б

5) Составьте слова из предложенных согласных букв и любых подходящих гласных.

  • Ответ: 1. Л, ш, й, н, к    Лишайник

    2.г, р, б   Гриб

    1. ш, л, к ,п ,р, д Шелкопряд
    2. п, д, р, ж, н, к Подорожник

6)* В середине прошлого века на сельскохозяйственных угодьях в южных регионах России специально высаживали лесные деревья между полями – создавали лесополосы, которые помогали удерживать снег и сохранять влагу в почве, предотвращали вредное влияние сильных ветров на урожай и разрушение плодородного слоя почв под воздействием ветра и воды. Однако деревья очень плохо приживались. Тогда было решено привезти и высыпать под деревьями почву из леса. Студенты и школьники собирали в лесу землю и высыпали её вокруг деревьев в лесополосах. После этого деревья начали расти, и сегодня лесополосы почти не отличаются от настоящего леса. Выскажите предположение: что помогло деревьям прижиться?

  • Ответ: Минеральные и органические вещества, находящиеся в привезённой почве

7) Решите кроссворд. Запишите слово, которое получилось из букв, находящихся на тёмном фоне.

  • Ответ: Микроскоп

     Животные и растения полезные для человека 5 класс

Источник

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала урока

Распределить учащихся на пять групп.

Знакомство.

Вытягивают карточку с названием группы:

  1. Растения

  2. Животные

  3. Грибы

  4. Бактерии

  5. Лишайники

Мотивация

( самоопределение)

к учебной деятельности

фрагмент фильма

Целеполагание

Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?

Обсуждаем и корректируем.

Мы закончили изучать тему « Многообразие живых организмов». А сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир этих живых организмов, как велико их значение в природе и какую важную роль они играют в жизни человека.

Работа будет проходить в группах, которые называются «Животные», «Растения», «Бактерии», «Грибы» и «Лишайники»

Выдвигают предположения.

тема: «Значение живых организмов в природе»,

цель: изучить  роль живых организмов в природе,

задачи:

Изучение нового материала 

1 этап (15 мин.)

Ребята, вы уже много знаете, у нас имеется информация в параграфе 16.  Поэтому мы можем рассмотреть всю, имеющуюся  информацию и достичь цели урока: изучить роль живых организмов. Но, чтобы достичь этой цели организуем свою работу в группах.

Читайте также:  В чем содержаться все полезные бактерии

План деятельности изложен в технологической карте.

-прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки в параграфе  и найти ответы на вопросы;

-ответы проговорить и обсудить в группе и записать в листах вопросниках;

-каждая группа должна защитить.

1. «Бактерии»

Животные и растения, вредные для человека.

2. «Грибы»

Животные и растения, вредные для человека.

3. «Лишайники»

Живые организмы, полезные для человека.

4. «Растения»

Живые организмы, полезные для человека.

5. «Животные»

Жизнь живых организмов в тесной связи друг с другом.

Учащиеся работают в группах по технологическим картам.

Физкультминутка.

Учитель предлагает выполнить физкультминутку.

Физкультминутка

Дышим носом глубоко –  
Дышим носом глубоко, 
Поднимаемся легко. 
Наклоняемся вперёд, 
Прогибаемся назад. 
Как деревья ветер гнёт, 
Так качаемся мы в лодке 
(Наклоны взад-вперёд). 
Головой теперь покрутим –  
Так мы лучше думать будем. 
Поворот и поворот, 
А потом наоборот –  
(Вращения головой в стороны). 
Встанем, дети, на носочки –  
(Потягивания — руки вверх). 
На зарядке ставим точку.

2 этап (15 мин.)

На следующем этапе учитель направляет деятельность учащихся при защите результатов групповой работы.

Защищают результаты своей работы.

Закрепление знаний о вредных и полезных для человека живых организмах, о роли живых организмов в природе. (5 мин.)

Читает стихотворение Б.В. Заходера:

Нужны все подряд –  
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись 
Без чудищ нелепых 
И даже без хищников –  
Злых и свирепых. 
Плохие дела 
У кошки без мышки, 
У мышки без кошки 
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то 
Не очень дружны, 
Мы всё-таки ОЧЕНЬ 
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь 
Лишним покажется, 
То это, конечно, 
Ошибкой окажется…
Все-все, все

На свете 
На свете нужны, 
И это все дети 
Запомнить должны!

Формулирование вывода о том, что в природе организмы не делятся на вредные и полезные: все виды растений, животных, грибов, бактерий и вирусов необходимы природе.

Домашнее задание 

(2 мин.).

Изучить текст §16, ответить на вопросы параграфа.

Повторить § 8-15, разобрать задания с. 73, 74.

Рефлексия учебной деятельности на уроке 

(2 мин.).

Учащимся предлагается выбрать смайлик с которым у них ассоциируется содержание урока.

После этого учитель проводит краткий анализ полученных результатов.

Источник

Доброго дня дорогой мой читатель, окружающий мир сегодня устроен настолько рационально и сбалансировано, что каждый ее современный компонент находится в неразрывной взаимосвязи друг от друга, поэтому сегодня я хочу затронуть такой интересный, для многих моих читателей, вопрос: какую роль играют животные в природе и жизни человека.

Роль мира животных, как и значение растений в сегодняшнем мире трудно переоценить, ведь если на нашей земле исчезнут растения, то не будет на ней места ни животным, ни самому человеку, поэтому сохранение растительного и животного разнообразия является главнейшим условием сохранения жизни на нашей земле.

Видимо из-за этого не стоит тратить свое драгоценное время на различные коренные преобразования природы, а стараться жить в гармонии с окружающим миром.

Значение животных в окружающем мире природы

Самой важной составляющей основой жизни окружающего мира, конечно же, является буйная и сочная растительность, которая с давних времен служит всему живому ежедневной вкусной пищей и источником кислорода.Буйная растительность

А самым необходимым звеном природной среды является царство животных, насчитывающее свыше 3 миллионов известных человечеству видов.

Неотъемлемым компонентам экологической системы — животным во все времена отводилась главнейшая роль в поддержании гигиенической чистоты окружающей среды, равновесия биосферы и природной гармонии.

Оба эти сообщества напрямую зависят друг от друга, поскольку и те и другие являются равновесными звеньями одной пищевой цепи, где любое исчезновение одного вида способно отразиться негативным образом на всю экосистему. Видимо от того в жизни природы нет мелочей и поэтому здесь все настолько важно, так как:

  1. животные необходимы растениям для опыления и питания,
  2. но и растения необходимы животным в качестве пищи.

то есть без этой взаимосвязи природа точно не выживет.

Читайте также:  Самая полезная и самая вредная пища

Любой уголок земного шара, будь то воздушная среда или земля, морские просторы или суша, заселен многочисленными видами животных, которые участвуют в извечном круговороте веществ в живой природе.

Так высокогорные птицы клуши были обнаружены альпинистами на высоте восьми тысяч метров над уровнем моря, а микроскопические моллюски и ракообразные черви прекрасно сосуществуют в Мировом океане на глубине более одиннадцати тысяч метров.

— Жуки навозники и личинки мух, насекомые многоножки и мельчайшие одноклеточные микроорганизмы, питаясь мертвой органикой, перерабатывают помет и останки погибших животных, а также остатки растений и упавшей листвы, очищая, как санитары от природного мусора, и предотвращая от многочисленных загрязнений, окружающую среду.Жуки навозники

— Важной функцией беспозвоночных животных и мелких бактерий является процесс образования почвы, где дождевые черви и почвенные насекомые участвуют в создании обогащенного слоя земли, перемешивая, измельчая и склеивая частицы почвы, внося в нее полезную органику перегноя.

— Растительноядные представители животного мира, питаясь растительностью, регулируют ее естественную плотность и видовой состав, тем самым повышая ее генетическую жизнеспособность и ускоряя биологическую эволюцию растений.

— Животные хищники, питаясь плотоядной пищей и падалью, регулируют численность растительноядных млекопитающих — вредителей лесного и сельского хозяйства, контролируя их популяцию и очищают поверхность земли от трупов разложившихся животных, оказывая бесценную помощь в уничтожении потенциальной инфекции.

— Крылатые насекомые и летучие мыши участвуют в перекрестном опылении большинства покрытосеменных цветковых растений и зерновых культур, способствуя их размножению и повышению урожайности.

— Земноводные животные и насекомоядные птицы помогают в уничтожении кровососущих вредителей и вредоносных насекомых различных видов.

— Плотоядные млекопитающие и зерноядные птицы, питаясь растениями, распространяют повсеместно их семена и плоды.

— Норные животные землерои – лисы и мыши, кроты и суслики, сурки и барсуки своим рытьем многочисленных длинных ходов рыхлят и вентилируют почву, обогащая ее органическими веществами, влагой и кислородом, тем самым улучшая ее плодородие.Животные землерои

— Большинство обитателей рек и морей способствуют биологической фильтрации воды и очищению всей водной среды.

— Кишечнополостные коралловые полипы и твердо-панцирные моллюски образуют осадочные известковые породы, укрепляя их соединительную подушку. А в теплых морях южных стран воздвигают целые острова с надстройками в виде возвышающихся над водной гладью атоллов.

Поэтому особо важны для окружающего мира природы –

  • беспозвоночные и позвоночные виды животных,
  • насекомоядные птицы и земноводные жабы с лягушками,
  • хищные птицы и летучие мыши,
  • пресмыкающиеся змеи и проворные ящерицы,
  • жуки жужелицы и неутомимые вездесущие муравьи,
  • мохнатые шмели, трудолюбивые пчелы и полосатые осы,

которые, несомненно, являются основной составляющей всей окружающей среды.

Помощники мира животных в жизни человека

Современный человек сегодня уже не мыслит свою жизнь без существования рядом с ним различных помощников из мира животных, видимо поэтому еще в давние времена — около 10 тысяч лет тому назад он понял, что дикая фауна служит неисчерпаемым источником для приручения.

Человек приручил многие полезные для себя виды животных и с помощью длительной селекции вывел новые искусственно созданные породы животных с характерными наследственными особенностями, сделав их источником общения и красоты.

Так первыми домашними представителями фауны стали:

  1. лохматая и преданная собака для охоты и охраны жилища,
  2. своенравная кошка для избавления своего жилища от вредных грызунов,
  3. крупная жвачная корова и рогатая коза для получения питьевого молока и вкусного мяса,
  4. послушная кроткая овца и дикая свинья для получения аппетитного мяса, меховой шкуры и теплой шерсти,
  5. куры, гуси и утки для получения птичьего мяса и питательных яиц, мягких перьев и невесомого пуха,
  6. тутовый шелкопряд и меховая норка для получения драгоценного шелка и ценного меха,
  7. крупные парнокопытные лошади и выносливые длинноухие ослы для транспортных и хозяйственных нужд,

Парнокопытные лошадивсе эти животные были приручены человеком для того, чтобы не только получать эстетическое наслаждение, но и иметь постоянную защиту своего жилища, поскольку они все обладают невероятной сообразительностью и притягательной красотой.

На основе изучения принципов строения и способов передвижения животных предприимчивым человечеством были созданы новые приборы и механизмы, а также массивные летательные и подводные аппараты.

Для борьбы и ограничения численности насекомых вредителей сельскохозяйственных культур, человек искусственно создал биологически паразитирующие виды и выпустил их целенаправленно на поля, в сады и огороды.

Читайте также:  Катание на коньках полезно для здоровья

Человек хотел иметь всегда гарантированный доступ к свежим продуктам питания и необходимому натуральному сырью для промышленности и домашнего быта, таким как —

  • молоко и мясо, сало и яйца,
  • мех и кожа, шерсть и пух,
  • мед и воск, шелк и перья.


Сегодня многие одомашненные животные:

  1. участвуют в различных спортивных соревнованиях и выполняют виртуозные трюки,
  2. помогают незрячим людям в качестве поводырей и участвуют в развлекательных праздничных мероприятиях,
  3. снимаются в кинофильмах и принимают участие в космических полетах,
  4. помогают транспортировать грузы и спасают людей из глубоких снежных заносов высоко в горах,
  5. служат наравне с людьми в силовых структурах, находя по запаху наркотические вещества и преследуя нарушителей,
  6. участвуют в медицинских исследованиях для получения иммунной вакцины и изготовления лекарственных средств, разрабатывая новые методы лечения.

Они настолько дружелюбны по отношению к человеку, что вызывают только позитивные эмоции, привлекая своим неординарным поведением восхищенные взгляды и искренние улыбки многочисленных людей.

Тесная дружба и приятное общение человека с животными вызывает столько неподдельной радости и неописуемого восторга, делая человека добрее и заботливее, что положительным образом влияет на его настроение и самочувствие.

Польза и вред обитателей животного мира

Как известно в дикой природе не существует только полезных и только вредных животных, так как у каждого животного вида имеется только свое определенное место относительно хозяйственной деятельности человека.

Из-за чего разумный человек не должен безрассудно уничтожать вредный вид, а лишь ограничивать численность его до разумного уровня ощутимого ущерба, поскольку сегодня уже нет таких животных, которым не грозит окончательное вымирание из-за жестокости неразумного человека.Вредный вид

Поэтому для охраны редких и исчезающих животных, занесенных в Красную книгу, созданы заповедные зоны, где все они не только строго охраняются, но и воспроизводятся в естественных природных условиях окружающей среды.

А главной задачей всемирного человечества является сохранение многочисленного разнообразия видов животных для поддержания равновесного природного баланса.

Не всегда обитатели животного мира оказывают положительное воздействие на человека и окружающую среду, так как способны быть переносчиками и возбудителями тяжелых и опасных заболеваний, таких как:

  • сыпной тиф и чесотка,
  • иксодовые клещи и малярия,
  • клещевой энцефалит и гельминты.


Помимо этого многие мышевидные грызуны и насекомые вредители – хлебные клещи, питаясь сельскохозяйственными запасами зерна, снижают их урожайность и наносят ощутимый экономический ущерб.

Животные имеющие ядовитые железы – пауки и змеи могут кусать человека, мгновенно впрыскивая в его тело ядовитую жидкость, создающую вред здоровью и приводящую часто к смертельным исходам.

Вред здоровью человека приносят паразитические простейшие, а также плоские и круглые черви –

  1. малярийный паразит и дизентерийная амеба,
  2. печеночный сосальщик и широкий лентец,
  3. свиной и бычий цепень и эхинококк,
  4. аскариды и острицы.

Широкий лентецДля борьбы с вредителями и использования полезных обитателей животного мира необходимо подробно изучить их поведенческие особенности жизнедеятельности, чтобы понять, что:

  • хищники охотятся на больных и ослабленных животных,
  • а птицы охотятся грызунов, приносящие вред лесной растительности и злаковым культурам,

поэтому эти охотящиеся хищники и птицы являются важнейшим звеном в исторически сложившемся жизненном пространстве существующего биоценоза, которые, конечно же, надо тщательно оберегать и бережно сохранять.

А в самом конце я хочу показать вам к чему приводит безрассудное поведение человека и почему так нельзя точно поступать.


А на сегодня это все. Надеюсь, вам понравилась моя статья о том, какую роль играют животные в природе и жизни человека. Может быть, и вы сможете привести не указанные мною аргументированные примеры их роли, поделитесь с моими читателями ими в комментарии к этой статье. А теперь разрешите с вами попрощаться и до новых встреч.

Предлагаю Вам подписаться на обновления блога. Здесь вы можете поставить свою оценку статье по 10 системе, отметив ее определенным количеством звездочек. Приходите ко мне в гости и приводите друзей, ведь этот сайт создан специально для вас. Я уверена, что вы обязательно найдете здесь много полезной и интересной информации.

Источник