Живые организмы полезные для человека 5 класс
Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организация начала урока
Распределить учащихся на пять групп.
Знакомство.
Вытягивают карточку с названием группы:
Растения
Животные
Грибы
Бактерии
Лишайники
Мотивация
( самоопределение)
к учебной деятельности
фрагмент фильма
Целеполагание
Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?
Обсуждаем и корректируем.
Мы закончили изучать тему « Многообразие живых организмов». А сегодня еще раз убедимся, как многообразен мир этих живых организмов, как велико их значение в природе и какую важную роль они играют в жизни человека.
Работа будет проходить в группах, которые называются «Животные», «Растения», «Бактерии», «Грибы» и «Лишайники»
Выдвигают предположения.
тема: «Значение живых организмов в природе»,
цель: изучить роль живых организмов в природе,
задачи:
Изучение нового материала
1 этап (15 мин.)
Ребята, вы уже много знаете, у нас имеется информация в параграфе 16. Поэтому мы можем рассмотреть всю, имеющуюся информацию и достичь цели урока: изучить роль живых организмов. Но, чтобы достичь этой цели организуем свою работу в группах.
План деятельности изложен в технологической карте.
-прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки в параграфе и найти ответы на вопросы;
-ответы проговорить и обсудить в группе и записать в листах вопросниках;
-каждая группа должна защитить.
1. «Бактерии»
Животные и растения, вредные для человека.
2. «Грибы»
Животные и растения, вредные для человека.
3. «Лишайники»
Живые организмы, полезные для человека.
4. «Растения»
Живые организмы, полезные для человека.
5. «Животные»
Жизнь живых организмов в тесной связи друг с другом.
Учащиеся работают в группах по технологическим картам.
Физкультминутка.
Учитель предлагает выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Дышим носом глубоко –
Дышим носом глубоко,
Поднимаемся легко.
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт,
Так качаемся мы в лодке
(Наклоны взад-вперёд).
Головой теперь покрутим –
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А потом наоборот –
(Вращения головой в стороны).
Встанем, дети, на носочки –
(Потягивания — руки вверх).
На зарядке ставим точку.
2 этап (15 мин.)
На следующем этапе учитель направляет деятельность учащихся при защите результатов групповой работы.
Защищают результаты своей работы.
Закрепление знаний о вредных и полезных для человека живых организмах, о роли живых организмов в природе. (5 мин.)
Читает стихотворение Б.В. Заходера:
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников –
Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…
Все-все, все
На свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Формулирование вывода о том, что в природе организмы не делятся на вредные и полезные: все виды растений, животных, грибов, бактерий и вирусов необходимы природе.
Домашнее задание
(2 мин.).
Изучить текст §16, ответить на вопросы параграфа.
Повторить § 8-15, разобрать задания с. 73, 74.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
(2 мин.).
Учащимся предлагается выбрать смайлик с которым у них ассоциируется содержание урока.
После этого учитель проводит краткий анализ полученных результатов.
Источник
Инфоурок
›
Биология
›Презентации›Презентация по биологии на тему «Зачем живые организмы запасают энергию?» ( 5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Презентация к уроку биологии в 5 классе на тему « Зачем живые организмы запасают энергию?» учитель биологии МКОУ СОШ с. Карджин Величко Л.М.
2 слайд
Описание слайда:
Задачи урока Выяснить, как организмы запасают питательные вещества Понять, для чего нужны питательные вещества
3 слайд
Описание слайда:
Актуализация знаний: Какую тему мы изучили на прошлом уроке? Все ли живые организмы одинаково добывают энергию? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задание №1 на карточке Карточка №1 Вставь пропущенные слова: растения ……………………. корнями в почве, а животные и человек ………………………… Почему растение сидит на месте, а человек и животные передвигаются? Выполни задание №2 на карточке Карточка №2 Вставь пропущенные слова: растения кормят себя сами, образуя из ………………………….. и ……………………….. органические вещества, человек и животные должны …………………………………………..готовые Фронтальная работа: Как передвигаются разные животные? Двигаются ли растения? ( использовать результаты домашнего опыта) (все растение передвигаться не может, но могут передвигаться отдельные органы растений: стебель с листьями – к свету, корень – в глубину почвы.)
4 слайд
Описание слайда:
Рассказ М. Пришвина «Беличья память»
5 слайд
Описание слайда:
«Мозговой штурм» О чем идет речь в рассказе? Какие еще животные запасают для себя пищу? Какие животные не запасают для себя пищу и почему? Медведю нужна энергия во время спячки, где он ее берет? все ли питательные вещества организмы расходуют, получая из них энергию для движения и других процессов жизнедеятельности. Да и двигаются все по-разному: одни больше, например…, другие меньше, например… Приведите примеры движения животных по своим наблюдениям за домашними питомцами. Вспомни, каждый ли день ты двигаешься много. Посмотри на рисунки ниже. Когда больше тратиться энергии: в первом случае или во втором? Если человек двигается мало, то питательные вещества…
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
«Мозговой штурм» Растениям нужен запас питательных веществ? Когда они его используют? В каких частях растений откладываются про запас питательные вещества?
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
Описание слайда:
Строение яйца курицы
14 слайд
Описание слайда:
Из зародыша развивается новый организм
15 слайд
Описание слайда:
Вывод: Живые организмы запасают питательные вещества, чтобы обеспечить ими развивающийся зародыш или новый организм
16 слайд
17 слайд
Описание слайда:
Физкультминутка
18 слайд
Описание слайда:
Проблемный вопрос Как происходит рост любого организма? Рассмотрите рисунок 163 на странице 153 учебника и постарайтесь найти ответ. Работаем парами.
19 слайд
Описание слайда:
В основе роста организмов лежит деление клеток
20 слайд
Описание слайда:
ВЫВОД: Питательные вещества, необходимые для роста всех живых организмов, должны непрерывно поступать в каждую живую клетку тела. Они дают энергию для его движения, поддержания жизнедеятельности, роста обеспечивают питание зародыша при его развитии.
21 слайд
Описание слайда:
Рефлексия Я узнал на уроке… Я хорошо понял… Мне не совсем понятно… Я могу рассказать… У меня есть вопрос к учителю или к ребятам…
22 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
23 слайд
24 слайд
Описание слайда:
https://xn—-ctbsb0abqir0d.xn--p1ai/ovoschi_v_zaschischennom_grunte/korneplody https://www.dorus.ru/food/vegetables/topinambur-klubni_833987.html/ https://ebiology.ru/botanika/organy-rasteniya-semya/ https://www.israquarium.co.il/ru/Article/Sturisoma%20panamense.html https://www.balatsky.ru/AVES/ovo.htm https://parrots.ru/forum/viewtopic.php?t=13232
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-294476
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
1) Заполните таблицу
Ответ:
Организмы, окружающие человека
Организмы
Полезные для человека
Вредные для человека
Растения
Лекарственные и съедобные
Ядовитые растения, сорняки
Животные
Рыба, рогатый и другой скот, большинство животных, которых человек употребляет в пищу
Мыши, крысы
грибы
Съедобные грибы
Ядовитые грибы, грибы – паразиты, плесень
2) Объясните, нужно ли уничтожать в природе ядовитые грибы и растения?
Ответ: Нет, они являются важным звеном в цепи
3) Укажите, какую роль в природе играют животные.
Ответ: Животные – важное звено в цепи питания (потребители 1 и 2 порядка), а так же опылители
4) Ответьте на вопросы о сорных растениях.
а) Какие растения называют сорняками?
Ответ: дикорастущие растения, мешающие расти культурным
б) Какой вред причиняют сорняки?
Ответ: Занимают пространство, истощают почву
в) Какую пользу приносят сорняки?
Ответ: Звено в цепи питания, удобрение почв( некоторые), съедобность (некоторые)
с) Сформулируйте общий вывод
Ответ: Сорняки наносят вред человеку, но абсолютно безвредны для природы, иногда сорняки бывают полезны и для человека.
5) Назовите несколько видов дикорастущих растений в вашей местности, которые являются лекарственными.
Ответ: ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник, облепиха
6)* Используя дополнительную литературу, Интернет, подготовьте сообщение «Домашние животные нашей местности». Составьте план сообщения.
Ответ: 1. Кошки.
- Собаки.
- Крупный рогатый скот.
4.Парнокопный скот.
Подведём итоги — что вы узнали о многообразии живых организмов
1) Заполните таблицу.
Ответ:
Организмы | Сходство | Различия |
Бактерии | Одна клетка, способны к движению, имеют цитоплазму и рибосомы | Не имеют ядра и многих органоидов |
Простейшие | Имеют ядро и органоиды |
2) Объясните, почему жизнь животных и грибов невозможна без растений.
Ответ: Потому что растения — производители. Они синтезируют органику из неорганики, являются ключевым звеном в цепи питания.
3) Заполните таблицу.
Ответ:
Способы питания живых организмов
Царство
Характерный способ питания
Как происходит питание
Растения
автотрофный
Под действием солнечного света в хлоропластах
Животные
Гетеротрофный
Поглощают готовые органические вещества
грибы
Гетеротрофный
Получают готовые органические вещества от симбиотических организмов
4) Выберите правильный ответ и отметьте его.
Ответ:
1 – Б
2 – Д
3 – Б
5) Составьте слова из предложенных согласных букв и любых подходящих гласных.
Ответ: 1. Л, ш, й, н, к Лишайник
2.г, р, б Гриб
- ш, л, к ,п ,р, д Шелкопряд
- п, д, р, ж, н, к Подорожник
6)* В середине прошлого века на сельскохозяйственных угодьях в южных регионах России специально высаживали лесные деревья между полями – создавали лесополосы, которые помогали удерживать снег и сохранять влагу в почве, предотвращали вредное влияние сильных ветров на урожай и разрушение плодородного слоя почв под воздействием ветра и воды. Однако деревья очень плохо приживались. Тогда было решено привезти и высыпать под деревьями почву из леса. Студенты и школьники собирали в лесу землю и высыпали её вокруг деревьев в лесополосах. После этого деревья начали расти, и сегодня лесополосы почти не отличаются от настоящего леса. Выскажите предположение: что помогло деревьям прижиться?
Ответ: Минеральные и органические вещества, находящиеся в привезённой почве
7) Решите кроссворд. Запишите слово, которое получилось из букв, находящихся на тёмном фоне.
Ответ: Микроскоп
Источник
V. Введение в биологию
Урок 1. ВВЕДЕНИЕ. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ.
Цель: Сформировать понятия об основных свойствах живых организмов, значении биологических знаний в повседневной жизни человека.
Задачи урока:
- Образовательная: дать представление о месте биологии в системе естественных наук; установить связи между имеющимися у школьников знаниями об окружающей природе, полученными в курсе «Окружающий мир» в начальной школе, и новыми знаниями по курсу «Введение в биологию»; формировать умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, излагать свои мысли.
- Развивающая: продолжить развитие умений работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ; развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности.
- Воспитательная: формировать познавательные интересы, направленные на изучение живой природы, основные навыки учебной деятельности (работа с книгой, выделение главного, темп чтения, самоконтроль и пр.)
Планируемые предметные результаты:
Учащийся научится называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, давать определение понятию «биология»; объяснять роль и значение биологических знаний в повседневной жизни; будет знать основные признаки живой природы.
Личностные результаты
Будут сформированы любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, умение оценивать усваиваемое содержимое в нравственно-эстетическом аспекте.
Метапредметные УУД
Регулятивные – научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные – научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.
Тип урока: формирование новых знаний, вводный
Оборудование: учебники
Фронтальная форма работы
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами, таблицами)
Понятия и термины: биология, живой организм, признаки живого: обмен веществ и энергии, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, раздражимость подвижность, размножение.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя
Требования, соблюдение которых гарантирует успешное усвоение курса «Введение в биологию:
- На каждом уроке иметь учебник «Введение в биологию»,тетрадь, ручку, карандаши (простой и цветные), линейку.
- Задания на дом записывать в дневнике, систематически и добросовестно выполнять их.
- Активно работать на всех уроках, быть внимательным и исполнительным, проявлять творчество и инициативу.
- В случае получения неудовлетворительной оценки «исправлять» ее на следующем уроке, а не откладывать этот процесс на конец четверти. С этой целью разобраться в данном материале самостоятельно или с помощью учителя, выполнить задания, за которые была получена «2».
Структура учебника
- Учебник состоит из четырех больших частей. В каждой части несколько тем.
- В теме сначала помещен основной материал, затем – дополнительная информация*
- После учебного материала следуют вопросы и задания.
- Каждая тема заканчивается кратким изложением ее основного содержания.
III. Актуализация опорных знаний урока.
Природа! Многоликая и разнообразная. Ее нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться. Эти слова мы слышим постоянно.
Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания (И. Гёте)
А что такое природа?
- Природа – все то, что нас окружает.
Вы знаете, что природа бывает живая и неживая.
Назовите тела живой природы (или живые организмы) и тела неживой природы.
- Живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии. Они живут в воде, на суше, в воздухе. Вода, воздух, горные породы – тела неживой природы.
Что вам известно о живых организмах из курса «Окружающий мир»?
Чем живые организмы отличаются от неживых объектов?
- Растут, дышат, размножаются… (на доске или слайде обобщить названные свойства живых организмов)
Природа живет по своим законам. Многие из них уже изучены, и мы будем знакомиться с ними на уроках. Но природа хранит много тайн и загадок! Каждый из вас, получив багаж современных знаний, сможет участвовать в раскрытии тайн природы.
Зачем необходимо изучать биологию? Живые организмы?
В каких сферах деятельности можно применять знания биологии?
Интересные факты из курса «Интересные животные и растения»
Интересное растение: росянка круглолистная.
Она была вытеснена другими растениями с плодородных земель. Для того, чтобы выжить, растению пришлось перестроиться (адаптироваться) к условиям среды. Росянка обитает на болотах и на бедных почвах. В связи с этим растение стало питаться насекомыми. На листьях находится клейкое вещество для улавливания и переваривания насекомых. На кончиках ресничек, как росинки, блестят капельки клейкого сока. Насекомое опускается на лист, чтобы отведать сладковатых капелек, но вымазывается соком, прилипает и обездвиживается, не в силах улететь. Лист росянки начинает спокойно сворачиваться. Лист выделит жидкость, очень похожую по составу на желудочный сок животных. Она растворит все мягкие части насекомого. На следующий день листок развернется, непереваренные хитиновые останки сдует ветер или смоет дождь. Все остальное усвоено растением. Роль ловушки каждый лист выполняет 2-3 раза, после чего засыхает и сменяется новым. Таким образом росянка получает минеральные вещества, которыми бедна почва. А самое главное – у растения не осталось каких-либо «обид» к своим родственникам, вытеснившим его с полей и лесов. Обычно цветы росянки располагаются на длинном стебле, чтобы насекомые, опыляющие другие растения, не попались в ловушку.
Растения рода росянка издавна привлекали людей не только своим типом питания, но и практической значимостью. Настойка из росянки используется в лекарственных препаратах от кашля, коклюша у детей. Препараты, полученные на основе жидкого экстракта росянки, облегчают тяжелые приступы астмы и рекомендуются даже при туберкулезе легких. НО (!) так как растение ядовито, принимать препараты из него следует только по указанию и под наблюдением врачей.
Росянку изучают не только ботаники (как растение), экологи (взаимодействие с другими живыми организмами), но и биохимики (состав и возможные области применения).
Интересное животное: гаттерия
Гаттерия – знаменитая трехглазая рептилия, обитает на островах Новой Зеландии (Два больших глаза по обеим сторонам головы, а третий, поменьше и покрытый тонкой кожей, — на темени. У этого глаза есть и недоразвитый хрусталик, и сетчатка, но видит он плохо: отличает лишь свет от тьмы)
В настоящее время гаттерия заселяет несколько островов Новой Зеландии, а также обитает в заповеднике. После колонизации островов европейцами началось ее вымирание из-за завезенных на острова домашних животных: свиней, коз, собак, кошек, а также кроликов. Одни из них уничтожали взрослых гаттерий, другие поедали яйца и молодь, третьи истребляли растительность. В результате на двух главных островах Новой Зеландии гаттерия вымерла. Она выжила только на 13 мелких безводных островках к востоку и югу от главных островов Новой Зеландии. На этих же островах гнездятся буревестники. Свои гнезда они устраивают в подземных норах глубиной до метра, там же может поселиться гаттерия. Птица и рептилия живут вместе, не причиняя друг другу никакого вреда. Днем, когда буревестники улетают на поиски пищи, гаттерии отдыхают в норах. С наступлением сумерек обстановка меняется: буревестники возвращаются в гнезда, а гаттерии выходят на охоту, так как ведут ночной образ жизни.
Средняя продолжительность жизни – 60 лет, но отдельные особи могут доживать и до 100 лет. Размножаться гаттерии начинают в возрасте 15-20 лет. Дальнейший рост и развитие молодняка – также очень длительный процесс.
Спариваются и откладывают яйца (от 8 до 15) раз в четыре года. От спаривания до вылупления проходит 12—15 месяцев. Поскольку гаттерии размножаются очень медленно, спасти их от вымирания может только строгая охрана законом.
Правительство Новой Зеландии, где они живут, делает все возможное, чтобы сохранить этих редких рептилий. Строго запрещено не только ловить живых, но и подбирать мертвых животных, которые для зоологов составляют ценную находку, потому как гаттерии живут очень долго (до 100 лет), и поэтому возможность изучения их внутреннего строения случается редко.
Все виды гаттерий занесены в Международную Красную книгу.
В курсе биологии вы познакомитесь с особенностями жизнедеятельности живых организмов. Узнаете о том, как живая природа взаимосвязана с объектами неживой. Сможете применить свои знания на практике: соблюдать правила безопасности на природе, оказывать первую помощь; находить растения нашего региона, занесенные в Красную книгу; объяснять, почему их необходимо охранять.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
В начальной школе вы уже начали изучать природу в курсе «Окружающий мир», многое знаете о живых организмах: где живут, как питаются. Но еще больше предстоит узнать в курсе «Введение в биологию».
Биология относится к естественным наукам, так как изучает объекты природы. Она изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность, взаимосвязь их между собой и неживой природой.
Какие группы живых организмов вы можете назвать?
- Животные, грибы, растения, микроорганизмы.
Мы вспомнили, чем живые организмы отличаются от неживых.
Как вы думаете, что означает слово «биология»?
Подберите к нему однокоренные слова.
- Экология, геология, биография.
«биос» – жизнь (греч.)
«логос» – учение (греч.) .
Биология – наука о жизни, живых организмах
Мы знаем, что мышь, синица, дождевой червь – это объекты живой природы. А камень, сосулька, вода относятся к неживой природе.
Какие же свойства характерны для живых организмов?
- Обмен веществ и энергии
Для неживой природы тоже характерен обмен энергией. Камень от солнечных лучей нагревается, в вечернее время – остывает. Но здесь просто два процесса: нагревание и остывание.
В отличие от неживых объектов, живые организмы могут преобразовывать эту энергию. В процессе питания живые организмы вместе с пищей получают энергию, которая расходуется на процессы жизнедеятельности: дыхание, движение, рост клеток, работу организма. Эта энергия освобождается из органических соединений с помощью кислорода, который поступает в процессе дыхания организма.
Вещества, которые остаются непереваренными, удаляются из организма в процессе выделения.
- Питание
- Дыхание
- Выделение
- Рост и развитие
Горные породы и минералы также могут расти, увеличиваясь в размерах. Но живые организмы растут, используя питательные вещества, поступающие с пищей.
Для растений характерен рост в течение всей жизни.
Животные растут ограниченно, до определенного периода.
А вот свойство развития характерно только для живых организмов – это необратимое изменение организма или его частей. При рождении ребенок не умеет говорить. В процессе воспитания он повторяет слоги за родителями, потом его учат первым словам: «мама» и «папа». Через какое-то время ребенок начинает повторять слова, словосочетания, предложения. Позже дети сами составляют целые предложения не просто как форму повторения за взрослыми, а уже осознанно формируя свои желания. Это и есть процесс развития.
Приведите другие примеры развития (у молодых оленей вырастают рога, головастик превращается в лягушку, гусеница – в бабочку, растения зацветают и дают плоды)
Живые объекты обладают способностью реагировать на изменения окружающей среды.
- Раздражимость
Подсолнечник поворачивается в течение дня к солнцу; животные реагируют на свет: одни активны в светлое время суток, другие – в сумерки.
- Подвижность
Жизнь – это движение.
Для животных характерно активное движение: они передвигаются во время поиска пищи, мигрируют, меняют места обитания, спасаются от врагов.
А для грибов и растений характерно активное передвижение? (Нет.)
У растений нет нервной и мышечной систем, они, как правило, являются прикрепленными формами. Но и растения могут двигаться. Как вы думаете, каким образом?
- Их движения гораздо медленнее и не так заметны. Движения можно наблюдать с помощью покадровой киносъемки и с показом в ускоренном темпе.
- Растущие побеги и листовые пластинки поворачиваются к свету.
- Лианы обвиваются вокруг опоры.
- При смене дня и ночи открываются и закрываются цветки.
- Корни растений уходят на много метров вглубь земли.
- Растения могут передвигаться, распространяя свои семена.
Растения размножаются с помощью семян, а животные – с помощью специальных клеток – гамет. Размножение – воспроизведение себе подобных. Способность к размножению – важная особенность живых организмов. Это один из главных признаков живого, благодаря которому на Земле продолжается жизнь.
- Размножение
Демонстрация с листом бумаги:
Можно разорвать лист на части, стало много листков. Что это? Может, это признак живого – размножение?
Я отпускаю лист, он начинает двигаться, он летит. Может, это признак живого – движение?
А теперь я его смяла, он изменился. Может, это признак живого – развитие?
Лист имеет некоторые признаки живого. Будет ли лист бумаги живым? Почему?
У живых организмов есть сразу все признаки живого.
V. Первичное закрепление изученного м