Знаете ли вы какие полезные ископаемые
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 мая 2020;
проверки требует 1 правка.
Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья
или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Описание[править | править код]
Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр.).
Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны.
Научные основы добычи полезных ископаемых разрабатывают горные инженеры.
Области науки и технологии о добыче полезных ископаемых:
- Горное дело
- Горные науки.
Виды полезных ископаемых[править | править код]
По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:
- Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
- Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
- Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
- Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит) и пр.
- Камнесамоцветное сырьё (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
- Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты и др.)
Последние три группы совместно могут рассматриваться как нерудные (неметаллические) полезные ископаемые[1][2].
Признаки полезных ископаемых[править | править код]
Отдельными примерами поисковых признаков полезных ископаемых, без разделения на прямые и косвенные, являются:
- Минералы — спутники рудных месторождений (для алмаза — пироп, для рудного золота — кварц и пирит, для платины нижнетагильского типа — хромистый железняк и пр.)
- Их присутствие в перенесённых обломках, валунах и т. п., попадающихся на склонах, в ложбинах, руслах водотоков и пр.
- Прямое наличие в горных обнажениях, выработках, керне
- Повышенное содержание их элементов-индикаторов в минеральных источниках
- Повышенное содержание их элементов-индикаторов в растительности
При разведке найденного месторождения закладывают шурфы, проходят канавы, разрезы, бурят скважины и др.
См. также[править | править код]
- Полезные ископаемые России
- Разубоживание
- Месторождение
Примечания[править | править код]
- ↑ Нерудные полезные ископаемые // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
- ↑ Под редакцией Е. А. Козловского. Неметаллические полезные ископаемые // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия (рус.). — 1984—1991. — статья из Горной энциклопедии. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.
Литература[править | править код]
- Смирнов B. И. Геология полезных ископаемых. — М.: Недра, 4-е изд., 1982. — 668 с.
- Смирнов В. И. Геологические основы поисков и разведок рудных месторождений. — М.: Изд-во Московского университета, 1954.
- Милютин А. Г. Геология и разведка месторождений полезных ископаемых: Учебн. пособие для вузов. — М.: Недра, 1989. — 296 с.
- Игнатов П. А., Старостин В. И. Геология полезных ископаемых. — М.: МГУ, 1997. — 304 с.
- Романович И. Ф., Кравцов А. И., Филиппов Д. П. Полезные ископаемые. — М.: Недра, 1982. — 384 с.
Источник
«Полезные ископаемые»
Мешкова Елена Александровна, Воспитатель
Свердловская область, г. Дегтярск
Цель: формирование представлений о разнообразии полезных ископаемых, овладение знаниями об их свойствах и использовании человеком;
Задачи:
• формирование умения собирать материал о разнообразии полезных ископаемых;
• формирование знаний о свойствах полезных ископаемых;
• формирование знаний о способах добычи полезных ископаемых;
• формирование знаний о важной роли полезных ископаемых в экономике страны.
Метапредметные:
Познавательные:
• формирование умения выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
• формирование умения осуществлять логические действия анализа, классификации по родовидовым признакам, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Конструкт НОД
Тема «Полезные ископаемые»
Подготовительная группа
Разработала:
Мешкова Е.А.
Дегтярск, 2017
Тема: Полезные ископаемые
Тип нод: изучение нового материала
Цель: формирование представлений о разнообразии полезных ископаемых, овладение знаниями об их свойствах и использовании человеком;
Целевая установка: изучить различные полезные ископаемые и их свойства.
Задачи:
Предметные:
формирование умения собирать материал о разнообразии полезных ископаемых;
формирование знаний о свойствах полезных ископаемых;
формирование знаний о способах добычи полезных ископаемых;
формирование знаний о важной роли полезных ископаемых в экономике страны.
Метапредметные:
Познавательные:
формирование умения выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
формирование умения осуществлять логические действия анализа, классификации по родовидовым признакам, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Регулятивные:
развитие умения следовать учебным действиям;
развитие умения принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
развитие умения активного использования речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
развитие готовности слушать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
развитие умений осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведения окружающих.
Личностные:
формирование познавательной потребности к изучаемой теме;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие умения оценивать свою деятельность на уроке.
МНОГО
Оборудование:
Для учителя: Оборудование: компьютер; электронная презентация; коллекция полезных ископаемых (мрамор, известняк, песок, глина); лупа (4шт.); гвоздь; баночка с водой (4 шт.); воронка с фильтром из ваты (2 шт.); видео-ролик про полезные ископаемые.
Ход нод
Компонент структуры нод | Содержание программы/ нод | Образовательная деятельность | Критерии и показатели результата |
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | ||
Организационный момент Минуты: 1 | Презентация Слайд 1 | — Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых, поэтому вы разделились на группы. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество. Но, сначала, каждая группа выберите и надуйте свой воздушный шарик. — Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока. | Внимательно слушают, рассаживаются по группам. Выбирают шарик и надувают его. Дарят улыбки друг другу. |
Актуализация знаний Минуты: 3 | — Уважаемые сотрудники, давайте вспомним, какие природные богатства мы изучали на прошлом уроке? — Сейчас вы покажите работоспособность своей группы, я каждой группе дам одинаковые карточки с вопросами. — Проверяем ответы.(Животные, воздух, растения, почва, вода) | Отвечают на вопросы (воздух, почва, вода, растения, животные, полезные ископаемые) Работа по карточкам Сравнивают со своими ответами. | |
Постановка учебной задачи Минуты: 2 | Слайд 2 ? Слайд 3 Слайд 4 | -Скажите, пожалуйста, какое природное богатство мы не назвали? — Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности. — Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос. Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?» Предметы исследования: полезные ископаемые. Предположения 1) да, можно; 2) нет, нельзя. | Слушают. Организация постановки цели нод детьми. |
«Открытие» нового знания Минуты: 10 | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 | Фронтальная беседа: — А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы? — А из чего делают автомобили, самолёты? — Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? — А почему ископаемые называют полезными? — Откройте учебники на с.46, прочитаем, что такое полезные ископаемые. — Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива? — Откройте рабочую тетрадь на с.29 и отметьте в таблице, природные ископаемые, которые служат топливом. — Проверяем, какие полезные ископаемые служат топливом? — Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов? — Отметьте в таблице полезные ископаемые, которые применяются для получения металлов. — Какие полезные ископаемые из таблицы у нас остались? — Как вы думаете, как они называются? — Почему? — Отметьте это в таблице. — Давайте прочитаем в учебнике на с.48, как добывают полезные ископаемые. — Посмотрите, это карьер. — Как вы думаете, что там добывают? — Посмотрите, это шахта. — Как вы думаете, что там добывают? -Посмотрите, это буровые установки, которые бурят скважины. — Как вы думаете, что там добывают? — Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности. — Теперь пора отдохнуть. | Кирпич, глина, песок, цемент, доска и т. д. Железо, чугун, медь и т.д. Горючее (керосин, бензин и т.д.) Нужны для экономики страны. Работа по учебнику. Уголь, торф, нефть, природный газ. Работа с таблицей по рабочей тетради Нефть, природный газ, каменный уголь. Один ученик одевает другого Отвечают. Работа с таблицей по рабочей тетради Железная руда Глина, известняк, песок. Строительными Применяются в строительстве Работа по учебнику Глина, песок, известняк Гранит, каменный уголь, железная руда Нефть и природный газ Песок, глина, известняк |
Физ. минутка. | |||
Усвоение новых знаний Минуты: 3 | Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 | Загадки: Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? — Найдите её, рассмотрите, опишите . — Где её применяют? — Как её добывают? Он, очень нужен, детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже. — Найдите его, рассмотрите, опишите . — Где его применяют? — Как его добывают? Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. Он несёт в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить сталь, Делать краски и эмаль. — Найдите его, рассмотрите, опишите . — Где его применяют? — Как его добывают? Если встретить на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. — Найдите её, рассмотрите, опишите . — Где её применяют? — Как её добывают? Она варилась долго В доменной печи, На славу получились Ножницы, ключи. — Найдите её, рассмотрите, опишите . — Где её применяют? — Как её добывают? Этот мастер белый- белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. — Найдите его, рассмотрите, опишите . — Где его применяют? — Как его добывают? | Нефть Жидкая, чёрная Служит топливом При помощи буровой установки Песок Сыпучий, жёлтый В строительстве В карьере Каменный уголь Прочный, чёрный Служит топливом В шахте Глина Рыхлая, коричневая В строительстве В карьере Железная руда Твёрдая , прочная Применяется при получении металлов В шахте Известняк Белый, хрупкий В строительстве В карьере |
Практическая работа. Минуты: 5 | Слайд 13 Слайд 14 | Работа в тетради с.28 №2 (стр.15 №1) — А сейчас мы проведём практическую работу по группам .В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Но вы должны, пользуясь своими знаниями, определить это полезное ископаемое. Для этого я вам дам предмет, а вы должны сказать из какого, полезного ископаемого сделан этот предмет. Керосин Глиняный горшок Металлическая тёрка Цветные мелки Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Все исследования вам надо записать в рабочую тетрадь на с.28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов ПЛАН 1.Название природного ископаемого. 2. Твёрдое или жидкое. 3. Прочное или хрупкое. 4. Цвет. 5. Месторождение 6. Применение. — Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? | Работа в группах Изучают предметы Нефть Глина Железная руда Известняк Группы работают по плану. Выступление каждой группы Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно |
Итог Минуты: 2 | Слайд 15 | — Вернёмся к проблеме нашегоанятия. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых | Нет, нельзя, потому что полезные ископаемые нужны для строительства; служат топливом; применяются для получения металлов. |
Рефлексия Минуты: 2 | — А теперь каждый из вас оцените свою активность (работу в группе) и изобразите своё настроение смайликом – нарисуйте его на вашем шарике . Понравилось ли тебе работать в группе, вместе? | Рисуют на шарике своё настроение | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Источник
Окружающий мир наполнен вещами и предметами, без которых невозможно существования человечества. Но в повседневной суете люди редко задумываются о том, что всем благам современной жизни мы обязаны природным ресурсам.
Захватывает дух от наших достижений правда? Человек- вершина эволюции, самое совершенное создание на Земле! А теперь на минуточку задумаемся, почему мы достигли всех этих благ, какие силы должны мы благодарить, чему и кому люди обязаны за все свои блага?
Внимательно присмотревшись, ко всем окружающим нас предметам, многие из нас впервые осознают простую истину, что человек это не царь природы, а лишь одна из ее составляющих частей.
Так как большинству современных благ люди обязаны природным ископаемым добываемых из недр Земли
Современная жизнь на нашей планете не возможна без использования природных ресурсов. Одни из них более ценные, другие менее, а без некоторых человечество на данном этапе своего развития существовать не может.
Мы используем их для того что бы обогреть и осветить свои дома, быстро добраться из одного континента на другой. От других зависит поддержание нашего здоровья (например, это могут быть минеральные воды).Перечень ценных для человека полезных ископаемых огромен, но можно попытаться выделить десять наиболее важных природных элементов, без которых трудно представить дальнейшее развитие нашей цивилизации.
1.Нефть — «черное золото» Земли
Не зря ее называют «черным золотом» ведь с развитием транспортной индустрии жизнь человеческого общества стала напрямую зависеть от ее добычи и распределения. Ученые считают, что нефть это продукт разложения органических остатков. Состоит она из углеводородов. Не многие люди догадываются о том, что нефть входит в состав самых обыкновенных и необходимых нам вещей.
Кроме того, что она является, основой топлива для большинства видов транспорта она широко используется в медицине, парфюмерии и химической промышленности. Например, нефть используют для производства полиэтилена и разных видов пластика. В медицине нефть применяется для производства вазелина и незаменимого во многих случаях аспирина. Самым неожиданным применением нефти для многих из нас будет то, что она участвует в производстве жевательной резинки. Незаменимые в космической промышленности солнечные батареи также производятся с добавлением нефти. Современную текстильную отрасль сложно представить без производства нейлона, который также изготавливают из нефти. Самые большие залежи нефти находятся в России, Мексике, Ливии, Алжире, США, Венесуэле.
2.Природный газ- источник тепла на планете
Значимость данного полезного ископаемого сложно переоценить. Большинство месторождений природного газа тесно связаны, с залежами нефти. Газ применяют в качестве недорогого топлива для обогрева жилых домов и предприятий. Ценность природного газа заключается в том, что он является экологически чистым топливом. Химическая промышленность использует природный газ для производства пластмасс, спирта, каучука, кислоты. Залежи природного газа могут достигать объема в сотни миллиардов кубометров.
3.Каменный уголь- энергия света и тепла
Это горючая порода с высокой отдачей тепла при горении и содержанием углерода до 98%. Уголь используется в качестве топлива для электростанций и котельных, металлургии. Этот ископаемый минерал также применяют в химической индустрии как сырье для изготовления:
- пластмасс;
- лекарственных средств;
- духов;
- различных красителей.
4.Асфальт — универсальная ископаемая смола
Роль этой ископаемой смолы в развитии современной транспортной индустрии бесценна. Кроме того асфальт используют в производстве электротехники, изготовлении резины и разных лаков используемых для гидроизоляции. Широко применяется в строительной и химической промышленности. Добывается во Франции, Иордании, Израиле, России.
5.Алюминиевая руда (бокситы, нефелины, алуниты)
Бокситы — основной источник окиси алюминия. Добываются в России, Австралии.
Алуниты – используются не только для производства алюминия, а и при производстве серной кислоты и удобрений.
Нефелины – содержат большое количество алюминия. С помощью этого минерала создают надежные сплавы, используемые в машиностроении.
6.Железные руды — металлическое сердце Земли
Различаются по содержанию железа и химическому составу. Залежи железных руд находятся во многих странах мира. Железо играет значительную роль в развитии цивилизации. Железная руда основной компонент для производства чугуна. В производных из железной руды остро нуждаются такие отрасли промышленности как:
- металлообработка и машиностроение;
- космическая и военная промышленности;
- автомобильная и кораблестроительная промышленность;
- отрасли легкой и пищевой промышленности;
Лидерами по добычи железной руды являются Россия, Китай, США.
7.Золото
В природе встречается в основном в виде самородков (самый крупный был обнаружен в Австралии и весил около 70 кг.). Встречается так же и в виде россыпей. Главным потребителям золота (после ювелирной отрасли) является электронная отрасль (золото широко применяется в микросхемах и разных электронных компонентах для вычислительной техники). Золото широко применяется в стоматологии для изготовления зубных протезов и коронок. Поскольку золото практически не окисляется и не подвергается коррозии его применяют и в химической промышленности.Добывается в Южной Африке, Австралии, России, Канаде.
8.Алмаз – один из самых твердых материалов
Широко используется в ювелирном деле (ограненный алмаз называют бриллиантом), кроме того за счет его твердости алмаз используют для обработки металлов, стекла и камней. Алмазы широко используются в приборостроительной, электротехнической и электронной отраслях народного хозяйства. Алмазная крошка отличное абразивное сырье для производства шлифовальных паст и порошков. Добываются алмазы в Африке (98%), России.
9.Платина – ценнейший драгоценный металл
Широко применяется в сфере электротехники. Кроме того используется в ювелирной индустрии и космической промышленности. Платина используется для производства:
- специальных зеркал для лазерной техники;
- в автомобильной промышленности для очистки выхлопных газов;
- для защиты от коррозии корпусов подводных лодок;
- из платины и ее сплавов изготавливают хирургические инструменты;
- высокоточных стеклянных приборов.
10.Урано-радиевые руды — опасная энергия
Имеют громадное значение в современном мире, так как используются в качестве топлива на атомных электростанциях. Добывают эти руды в ЮАР, России, Конго и в ряде других стран.
Страшно представить, что может случиться, если на данном этапе своего развития человечество лишится доступа к перечисленным природным ископаемым. К тому же не все страны имеют равный доступ к природным богатствам Земли. Залежи природных ископаемых расположены не равномерно. Часто именно из-за этого обстоятельства возникают конфликты между государствами. По сути, вся история современной цивилизации это постоянная борьба за обладание ценными ресурсами планеты.
Источник