Знак береги полезные ископаемые 3 класс

Знак береги полезные ископаемые 3 класс thumbnail

К сожалению, современный человек редко задумывается над тем, почему надо беречь полезные ископаемые. Потребительское отношение к окружающему миру может сыграть решающую роль в разрушении привычной жизни. Если игнорировать проблему, то она начнет увеличиваться подобно снежному кому, скатывающемуся с вершины высокой горы.

Объем ископаемых весьма ограничен. В погоне за лучшим комфортом своей повседневной жизни, человек расходует слишком много ресурсов. Одни из них могут быть заменены альтернативными источниками, а другие — нет. Стоит задуматься над своим вкладом в будущее всей планеты и внести хотя бы малую лепту в улучшение ситуации.

Содержание:

  • Опасность исчезновения природных богатств
  • Пути сохранения

 Опасность исчезновения природных богатств

По своей сути полезные ископаемые — это различные образования земной коры, которые человек может эффективно применить в сфере материального производства. В данную категорию относятся ископаемые, полученные минеральным или органическим путем. Изучением добычи необходимого материала занимается область науки и технологии, именуемая горным делом.

Различают следующие виды скоплений ископаемых:

  • жилы;
  • штоки;
  • пласты;
  • гнезда;
  • россыпи;
  • иные месторождения различного характера (районы, провинции, бассейны).

По своему назначению добытые материалы делятся на:

  • Рудные — разновидности черных, цветных, а также благородных металлов.
  • Горючие — торф, уголь, природный газ, горючие сланцы, нефть.
  • Нерудные — популярные строительные материалы (песок, глина, известняк, гранит и пр.), горно-химическое сырье (фосфаты, бораты, минеральные соли и т.д.), камнесамоцветное сырье (агат, оникс, яшма, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, рубин, сапфир, изумруд).

Природные богатства создавались десятки и сотни миллионов лет, а расходуются в течение очень короткого отрезка времени. Только горючие ископаемые появляются непрерывно, хотя скорость их образования все равно несравненно мала с темпом использования человеком. Народному хозяйству требуется слишком много ресурсов для полноценного удовлетворения нужд населения всей планеты.

Знак береги полезные ископаемые 3 класс

Полезные ресурсы служат для различных целей:

  1. Сырье для изготовления бытовых предметов.
  2. Строительные материалы или главная их составляющая.
  3. Основа для создания важной промышленной продукции.
  4. Источник энергии для обработки различных материалов (в доменных печах, плавильных тигельных горнах и пр.), обогрева помещений, приготовления пищи.

Все они имеют огромное значение для комфортной жизни людей, поэтому расход природных средств очень велик. Запасы их ограничены, поэтому необходимо тщательно охранять. Ученые рассчитали, что активного расхода ресурсов хватит примерно на 100-150 лет при том же объеме использования. Вначале «минеральный голод» коснется углеводородного топлива, затем — остальных ископаемых. Бережное отношение к природным дарам позволит найти верный путь из сложившегося положения.

Пути сохранения

Многие государства выбрали сразу три пути развития будущего с учетом завышенного расхода природных ресурсов. Первый касается исследования и разработки новых месторождений, даже когда для этого потребуется нырнуть на дно мирового океана. Как ни парадоксально это звучит, но для продвижения к цели в данном направлении требуется расход… тех же подземных ресурсов.

Второй способ подразумевает замену большинства природных материалов искусственными. Это касается многих сфер жизни. На вопрос «Почему я берегу книги?» молодежь отвечает: «Для сохранения истории, ведь в будущем вся информация будет в электронном виде». Таким образом, сохраняется часть лесных посадок, восстанавливается природа в своем великолепии.

Знак береги полезные ископаемые 3 класс

Третий путь включает в себя совокупность факторов, призванных уберечь подземные богатства:

Экономичный расход. В условиях промышленности огромное внимание уделяется разработке инновационных технологий, позволяющих при меньшем количестве природного материала получить тот же результат, что и прежде. Повышение самосознания населения приводит к экономичному расходу энергоресурсов в каждой отдельно взятой семье.

Предотвращение потерь сырья. Имеет значение не только большое количество потерь при добыче ресурсов, но и в процессе обогащения и следующей за этим обработке.

Соблюдение правил перевозки. Часть сыпучего материала элементарно высыпается из кузова в случае нарушения рекомендаций по перевозке. Нельзя нагружать транспорт более, чем предписано нормативами. Также следует обеспечить укрытие сверху, если это влияет на целостность груза.

Сохранение целостности имеющихся ресурсов. Немаловажное значение имеет предотвращение пожаров, во время которых портится значительная часть ископаемых. Изменение русла реки влияет на целостность строительного сырья (песка, глины, керамзита). Неконтролируемое строительство может нарушить имеющиеся залежи рудных материалов. Существует немало примеров халатности, которая ведет к напрасной утрате ископаемых. Если знать все последствия каждого принятого решения, то сохранять ресурсы будет намного легче.

Повторное использование материала. Существует немало способов применения вторсырья. В советские времена государство организовывало пункты приема продукции из бумаги, металлических изделий и стеклянной тары. К сожалению, современные люди воспринимают большинство вещей вокруг себя как одноразовые. Намного проще выбросить ненужную вещь, чем подарить ей «вторую жизнь».

Важно помнить, что дары природы могут однажды завершиться. Хватит жить одним днем! От каждого человека зависит, будет ли будущее у нового поколения…

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Тема: «Виды полезных ископаемых " 3 класс

Описание слайда:

Тема: «Виды полезных ископаемых » 3 класс

2 слайд

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек используе

Описание слайда:

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве Картинки

3 слайд

Люди, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

Описание слайда:

Люди, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

4 слайд

 Геологи

5 слайд

Самостоятельная работа. Тест 1) Фамилия и имя: ______________________________

Описание слайда:

Самостоятельная работа. Тест 1) Фамилия и имя: ________________________________________ 2) Какие из указанных полезных ископаемых относятся к плотным горным породам? Нужное подчеркни. Мрамор гранит газ Песок нефть уголь 3) Какое полезное ископаемое добывают в Караганде? ______________ 4) Найди правильное утверждение: а) металл получают из глины б) металл получают из руды, добываемой из недр земли. в) металлические руды не являются полезными ископаемыми 5) Какие полезные ископаемые входят в состав цемента? ______________________________________________________________

6 слайд

Правильные ответы: 2) Какие из указанных полезных ископаемых относятся к плот

Описание слайда:

Правильные ответы: 2) Какие из указанных полезных ископаемых относятся к плотным горным породам? Нужное подчеркни. Мрамор гранит газ Песок нефть уголь 3) Дорисуйте условные знаки данных полезных ископаемых и подпишите что это обозначает этот знак: золото поваренная соль железная руда 4) Какое полезное ископаемое добывают в Караганде? Уголь 5) Найди правильное утверждение: а) металл получают из глины б) металл получают из руды, добываемой из недр земли. в) металлические руды не являются полезными ископаемыми 6) Какие полезные ископаемые входят в состав цемента? глина и известняк Нужны условные знаки

7 слайд

Виды полезных ископаемых: 1 Горючие полезные ископаемые: Каменный уголь, нефт

Описание слайда:

Виды полезных ископаемых: 1 Горючие полезные ископаемые: Каменный уголь, нефть, природный газ.

8 слайд

Каменный уголь

Описание слайда:

Каменный уголь

9 слайд

Нефть

10 слайд

 Природный газ

Описание слайда:

Природный газ

11 слайд

Месторождения горючих полезных ископаемых в Казахстане

Описание слайда:

Месторождения горючих полезных ископаемых в Казахстане

12 слайд

Виды полезных ископаемых: 2. Рудные полезные ископаемые Железо, алюминий, ме

Описание слайда:

Виды полезных ископаемых: 2. Рудные полезные ископаемые Железо, алюминий, медь, магнитный железняк, свинец, серебряная руда, золото.

13 слайд

 Бурый железняк

Описание слайда:

Бурый железняк

14 слайд

 Боксит (Алюминиевая руда)

Описание слайда:

Боксит (Алюминиевая руда)

15 слайд

Медная руда (медный колчедан)

Описание слайда:

Медная руда (медный колчедан)

16 слайд

Свинец

17 слайд

 Магнитный железняк

Описание слайда:

Магнитный железняк

18 слайд

Золото

19 слайд

Месторождения рудных полезных ископаемых в Казахстане дополнить

Описание слайда:

Месторождения рудных полезных ископаемых в Казахстане дополнить

20 слайд

Виды полезных ископаемых: 3.Нерудные полезные ископаемые Соль, мрамор, гранит

Описание слайда:

Виды полезных ископаемых: 3.Нерудные полезные ископаемые Соль, мрамор, гранит, известняк, песок, глина.

21 слайд

Каменная соль

Описание слайда:

Каменная соль

22 слайд

Мрамор

23 слайд

Гранит

24 слайд

Известняк

Описание слайда:

Известняк

25 слайд

Песок

26 слайд

Глина

27 слайд

Месторождения нерудных полезных ископаемых в Казахстане

Описание слайда:

Месторождения нерудных полезных ископаемых в Казахстане

28 слайд

Добыча полезных ископаемых: известняк

Описание слайда:

Добыча полезных ископаемых: известняк

29 слайд

Добыча полезных ископаемых: открытым и закрытым способом Добыча каменного угля

Описание слайда:

Добыча полезных ископаемых: открытым и закрытым способом Добыча каменного угля

30 слайд

Техника ,применяемая при добыче полезных ископаемых:

Описание слайда:

Техника ,применяемая при добыче полезных ископаемых:

31 слайд

Добыча глины

Описание слайда:

Добыча глины

32 слайд

Добыча нефти

Описание слайда:

Добыча нефти

33 слайд

Добыча каменного угля открытым способом

Описание слайда:

Добыча каменного угля открытым способом

34 слайд

Работа по учебнику: стр.93 рассмотри рисунки.

Описание слайда:

Работа по учебнику: стр.93 рассмотри рисунки.

35 слайд

К какому виду полезных ископаемых относится? (работа в тетрадях) Природный га

Описание слайда:

К какому виду полезных ископаемых относится? (работа в тетрадях) Природный газ, нефть, мел, песок, железная руда, медная руда, каменный уголь, глина. Горючие полезные ископаемые Рудные полезные ископаемые Нерудные полезные ископаемые

36 слайд

Итог урока: Итог урока: 1)Выставление оценок: 2) Ответь на вопросы: - Чем мы

Описание слайда:

Итог урока: Итог урока: 1)Выставление оценок: 2) Ответь на вопросы: — Чем мы занимались на уроке? -Кто был лучшим? -Что полезного вы узнали?

37 слайд

 Домашнее задание: Читать с.94-97, составить по 2 вопроса по теме.

Описание слайда:

Домашнее задание: Читать с.94-97, составить по 2 вопроса по теме.

38 слайд

 Урок окончен Спасибо!

Описание слайда:

Урок окончен Спасибо!

Выберите книгу со скидкой:

Знак береги полезные ископаемые 3 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Знак береги полезные ископаемые 3 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Знак береги полезные ископаемые 3 класс

Курс повышения квалификации

Знак береги полезные ископаемые 3 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-342988

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Нэлли Журавель
Урок-исследование в 3 классе «Полезные ископаемые»

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать:

— названия полезных ископаемых, добываемых в Республике Беларусь, их основные свойства, роль в деятельности человека;

уметь:

— составлять и вести таблицы, раскрывать взаимосвязь между добычей и необходимостью бережного использования ископаемых полезных.

Задачи урока:

-содействовать развитию у учащихся умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства;

— поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;

— способствовать воспитанию толерантности.

Оборудование: мультимедийная система, физическая карта Беларуси, коллекция полезных ископаемых, знаки полезных ископаемых, коробки с полезными ископаемыми, стекло, лупы, стакан с водой, воронки, банки.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Сегодня мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.

2. Актуализация знаний и умений учащихся, необходимых для изучения нового материала.

– На нашей планете есть много существ, которые живут в царстве «Земли».

– Кого из наземных жителей вы знаете?

– А еще есть подземный мир, в котором есть свои жители, свои богатства.

– Каких подземных жителей вы знаете?

3. Изучение нового материала

– Сегодня на урок в черном ящике я принесла подземных жителей. Предлагаю поиграть и узнать, что в черном ящике.

1. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

2. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

3. С буквой Т пирог он с кремом,

С буквой Ф он кормит почву

И отапливает домик. (Торф)

– Как, одним словом назвать эти вещества?

– В старые времена люди верили, что во многих местах под землей хранятся драгоценные клады-сокровища, зарытые кем-то в землю.

Все рассказы о заколдованных кладах просто сказки, которым уже никто не верит. Но все же люди были правы. В земле действительно есть несметные сокровища и называются они полезные ископаемые.

– Чтобы объяснить значение термина «полезные ископаемые» обратимся к этимологии слова. Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?

Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая 2) отваливая землю, делать углубления.

Значит, можно сказать, что полезные — потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли.

– Обратимся к научной литературе, в нашем случае к учебнику,

и проверим наши предположения.

– Наше предположение верно.

– Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями.

– Сегодня на уроке мы проведем исследование, предметом которого будут полезные ископаемые, распространенные в Республике Беларусь. Во время исследования нам необходимо доказать: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение

в хозяйственной деятельности человека».

– В ходе исследования мы изучим основные свойства полезных ископаемых, узнаем, каким способом они добываются и как человек

их применяет.

– Каждый из вас внесет свой вклад в исследование, от каждого зависит результат работы. Если вы будете на уроке внимательны, точно следовать инструкциям, то вас непременно ждет успех в конце урока.

– Каждый из вас работает в разном темпе, поэтому у вас есть дополнительное задание: кроссворд, который поможет закрепить полученные знания. Ребята, которые к концу урока выполнят это задание, за свою работу получат отметку.

– На уроке сегодня у нас присутствуют научные сотрудники, которые будут работать в своей научной лаборатории, и о результатах работы доложат попозже. Для вас приготовлен лист с заданиями, можете приступать к выполнению.

– Но для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться,

их еще нужно найти. И этим нелегким делом занимаются геологи. Словно древние кладоискатели, неутомимо ходят они по дремучей тайге

и ущельям, бродят по заболоченным местам, плывут по бурным рекам.

В руках у них геологические молотки, карты, сложные научные приборы и дневники. И мы с вами будем сегодня геологами, и во время исследования будем вести геологический дневник, работать с картой. Геологи работают в команде, так поступим и мы. У каждой команды свой предмет исследования.

Узнайте его название, расшифровав запись. Вычеркните буквы, которых нет в русском языке.

R RH J D S Е V ФN NТ Z Ь

ПVNЕJLGС WQО К

RГYЛ IИJН А

SGLТFОWРQФ

ГZVNР W АUI Н D И NZSТ

(вывешиваются на доску)

– Как обозначаются эти полезные ископаемые и как много

их месторождений разрабатывается? Ответ на этот вопрос найдем с помощью физической карты Республики Беларусь.

– Каждая группа находит условный знак своего полезного ископаемого и считает количество месторождений, обозначенных

на карте.

Песок 18

Нефть 5

Торф 22

Глина 23

Гранит 1

– Слушая выступление своих товарищей, вы заносите данные

по другим полезным ископаемым в свои геологические дневники. Эти знания понадобятся при доказательстве нашей гипотезы.

Отчет групп

– Какой вывод можем сделать? Какие полезные ископаемые наиболее распространены на территории Республики Беларусь? (глина, торф и песок)

«Это интересно»

– В настоящее время в недрах Земли выявлено и разведано всего около 5 тысяч месторождений, представляющих 30 видов минерального сырья.

– Ответы вопросы: какими свойствами обладают исследуемые нами полезные ископаемые и как эти свойства использует человек? Найдем

в следующей части нашего исследования.

4. Закрепление изученного материала.

– Сейчас вы, геологи-исследователи, проведете самостоятельную работу, которую вам поможет выполнить инструкция. Инструкцию необходимо выполнять четко, не нарушая последовательности. Задача каждого из вас – отработать самостоятельно инструкцию, занести данные по своему предмету исследования в геологический дневник. Результатом вашей самостоятельной работы будет мини-сообщение о полезном ископаемом через игру «Дополни предложение». При проведении опытов следует соблюдать меры предосторожности. А при работе в группе помнить правила:

Все участвуют в работе.

Все друг другу помогают.

Споры решаются мирным путем.

Когда один говорит, все внимательно слушают.

(Во время выступления групп каждый из учеников заполняет свой геологический дневник.)

– Выполнив самостоятельную работу и послушав друг друга, можно утверждать, что мы доказали нашу гипотезу: «Все полезные ископаемые, добываемые из недр Земли, находят применение в хозяйственной деятельности человека».

– А сейчас предоставим слово нашим научным сотрудникам.

– Нашим заданием было составить пазлы и узнать, какими способами добывают полезные ископаемые.

– А сейчас геологи будьте внимательны! Научные сотрудники называют способ добычи, а вы, если считаете, что он подходит вашему полезному ископаемому, поднимаете свою карточку.

– Существует три способа добычи полезных ископаемых:

скважина. Этим же способом удается добыть часть каменной соли, предварительно ее растворив в воде.

шахта. Такой способ добычи подходит для полезных ископаемых, которые залегают на большой глубине.

карьер, или открытый способ. Большие карьеры достигают протяженности в несколько километров и глубины в сотни метров.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

– Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться

к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Дома

вы продолжите работу по этой теме.

5. Домашнее задание.

• Прочитать статью в учебнике на страницах 33-35, ответить на вопрос №5.

Дополнительно (по желанию учащихся)

• Исследовать литературу в библиотеке и узнать, какие полезные ископаемые добывают на территории Минской области.

• Нарисовать плакат «Берегите полезные ископаемые!»

6. Подведение итогов.

– А сейчас каждый из вас покажет результат своей деятельности

на уроке. Для этого необходимо правильно выполнить тестовое задание. Свой вариант ответа записывайте в таблицу.

1 2 3 4 5

Тест

1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

у) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль

2. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, песок с) нефть, торф

3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) гранит, песок б) уголь, руда п) нефть, газ

4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители е) геологи в) шахтеры

5. Росли на болоте растения. А теперь это топливо и удобрение. О чем идет речь?

н) о песке х) о торфе ш) о глине

– Какое слово получилось? УСПЕХ

Дополнительное игровое задание «Узнай меня»

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке?

Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят

на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным.

Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? (Глина.)

2. Какое слово пропущено в пословице «Куй., пока горячо». (Железо.)

3. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля. (Торф.)

4. Образуется при разрушении гранита. (Песок.)

5. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»? (Гранит.)

6. Без него не может обойтись учитель на уроке. (Мел.)

7. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)

6. Рефлексия.

– В конце нашего урока поиграем в игру «Светофор». Выберите

и зажгите свой цвет светофора в соответствии с предложенными вариантами высказываний: урок был увлекательным (зеленый, свое мнение (желтый, на уроке было трудно (красный).

Источник