Знаки как беречь полезные ископаемые 3 класс

Знаки как беречь полезные ископаемые 3 класс thumbnail

Автор УМК: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва, УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Почему надо беречь полезные ископаемые?»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить знания о полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Планируемые достижения:

Предметные:

— научатся правильно расходовать полезные ископаемые.

Метапредметные:

Личностные:

У обучающегося будут сформирован интерес к учебному материалу.

Регулятивные:

Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные:

Обучающийся научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Повторить, что такое полезные ископаемые, горные породы, минералы.

  2. Показать необходимость охраны полезных ископаемых.

Развивающие.

1. развивать устную речь;

2. развивать логическое мышление, память, внимание.

3. закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  1. Осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;

  2. Уважение к мнению других учащихся;

Ресурсы: учебник по окружающему миру О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царёва, 3 класс, 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть.

Здравствуйте ребята.

Навели порядок на партах.

Садитесь.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Словесный.

Повторение изученного

5

— Уже несколько уроков подряд вы работаете по теме «Полезные ископаемые».

— Давайте же вспомним, что такое полезные ископаемые?

— Почему их так называют?

— Какие 3 группы полезных ископаемых вы знаете?

— Что такое горные породы?

— Большинство из них какие?

— Приведите примеры твердых горных пород.

— Какие еще бывают горные породы?

— Приведите примеры жидких горных пород.

— Теперь примеры газообразных.

— Из чего состоят горные породы?

Что такое минералы?

— Какой минерал является самым твердым?

— Как добывают полезные ископаемые?

— Кто занимается поиском полезных ископаемых?

Сейчас я вам загадаю загадки, а вам предстоит их отгадать.

1. Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

2. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

3. Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

4. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

5. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло.

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

6. На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает из спички.

7. Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

— Молодцы, мы с вами повторили про полезные ископаемые.

— Полезные ископаемые- это горные. породы и минералы, которые. человек использует в хозяйстве.

— Потому что они приносят пользу.

— Осадочные, магматические и метаморфические.

— Это поверхность Земли.

— Твердые.

— Гранит, слюда, кварц, полевой шпат.

— Жидкие. – Газообразные.

— Ртуть, нефть.

— Природный горючий газ.

— Из минералов.

— Алмаз.

-Гранит;

— Песок

— Нефть

— Глина

— Уголь

— Газ

— Мел

Словесный: опрос, беседа

-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Изучение нового материала

15

— Откройте учебники на стр. 26.

— Сегодня мы с вами узнаем, зачем нужно беречь полезные ископаемые.

— Кто желает прочитать текст?

— Какие полезные ископаемые появились на дне водоемов?

— А какие из магмы?

— Сколько требуется времени для образования полезных ископаемых?

— Верно. На образование большинства полезных ископаемых по требовались миллионы лет, а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом их образования.

— Возникает вопрос: что должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— Какие способы экономного использования полезных ископаемых мы узнаем, прочитав дальше текст.

— Какие способы для экономного использования полезных ископаемых предлагают нам учёные?

— Для чего разрабатываются новые способы выплавки железных руд?

— Как нам может помочь вторичное использование отходов?

— Какого?

— Как используются отходы при переработке нефти в бензин?

— Для чего создаются новые искусственные материалы?

— Много ли вокруг нас предметов, сделанных из пластмасс?

— Приведите примеры.

— Отлично.

— Источником чего являются нефть и топливо из каменного угля?

— На что их заменяют?

— Верно. За счет чего работают ГЭС И ЭС?

— Поднимают руки.

— Чтение абзацев.

— Известняки, торф, каменный и бурый уголь, песок и глина.

-Гранит, базальт, рудные полезные ископаемые.

— Миллионы лет.

— Предлагают свои варианты ответов.

— Продолжают чтение.

— Новые способы выплавки железных руд;

— вторичное использование отходов; — создание искусственных материалов для замены металлов и горючих полезных ископаемых.

— Для того, чтобы изделия из металлов получались еще более прочными и долговечными.

— В изготовлении строительного материала.

— Шлакобетона.

— В производстве полиэтиленовой плёнки.

— Для замены металлов и полезных ископаемых.

— Да.

— Пластиковые окна, горшки для цветов…

— Источниками тепла.

— На другие источники тепла.

— Например: строятся ГЭС или ЭС.

— За счёт силы воды, ветра и солнечного тепла.

Словесные: опрос, беседа

допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

— проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Физминутка.

2

А теперь немножко отдохнем.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку.

Встаньте прямо, улыбнитесь,

Быть хорошими старайтесь.

Садитесь.

Выполняют физминутку.

Наглядный.

Изучение нового материала

7

— Ребята, каждый из нас может внести вклад в дело охраны полезных ископаемых.

— Как вы думаете, каким образом?

— Ваши предположения верны.

— Например: следить за тем, чтобы без особой надобности не горели газовые или электрические приборы.

— Беречь тепло в холодное время года. Ведь на всё это расходуются горючие полезные ископаемые.

— Умеренно расходовать питьевую воду. Ее очистка и доставка в жилые дома по трубам невозможна без использования полезных ископаемых.

— Как вы знаете, наши родители платят за коммунальные услуги (газ, свет, тепло) и если мы будем умеренно расходовать все эти блага, мы не только сохраним полезные ископаемые, но и наши деньги.

— Откройте свои тетради для самостоятельной работы.

— Найдите задание 8.

— Рассмотрите представленные знаки.

-Как вы думаете, что они означают?

— Молодцы.

— Теперь посмотрите на задание 9. Нарисуйте свои знаки.

Каждый учащийся презентует свои знаки.

— Предлагают свои варианты ответов.

— Представлен знак «Собирай металлолом»;

Знак «Не жги свет, когда светло».

— Рисуют знаки.

Словесные: беседа, опрос

Объяснение

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

Итог урока

Домашнее задание

5

Наш урок подходит к концу.

— Что мы сегодня повторяли?

— Что нового вы узнали?

— Задание № 10.

— Про полезные ископаемые.

— Про способы экономного использования полезных ископаемых.

— Записывают задание.

Словесные: беседа

Рефлексия.

2

— Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

— У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

— Спасибо за урок. Вы отлично потрудились.

Самооценивание.

Источник

Этапы урока. Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент.

словесный, наглядный.

1 мин

Встали, подравнялись, настроились на урок. Проверьте свою готовность к окружающему миру. Учебник, тетрадь, ручка.

Начинаем урок окружающего мира с минутки синоптика. Что вы знаете о феврале? Какая погода за окном?

Готовить рабочее место.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

3

Мотивационный.

7 мин

Отгадывание загадок

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он – удобрение. (Известняк) показ + (слайд )

Он очень прочен и упруг,                                                                                  

Покрывают им дороги,                                                              

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметней.(Гранит) показ + (слайд Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску  или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)   Где видели? слайд

Он на дорожках во дворе,                                      

Он и на стройках, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже (Песок) Где видели? Слайд.

Что общего у этих слов? (Это все полезные ископаемые). На доску.

Какие знаете еще?

Дома читали рассказ в хрестоматии? Какую тайну разгадал Михаил Васильевич Ломоносов?  Рассмотрите рисунок отпечатка листа папоротника на угольном пласте? Что можете сказать? (Доказывает…)

Как люди научились использовать угол? А как у нас в Челябинской области используется уголь? Рассмотрите рисунок, обсудите в паре и скажите, как и кто использует нефть?

Решать кроссворд

Определять цели и пути их достижения.

Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

5

Решение учебных задач

 Решите кроссворд «Полезные ископаемые»

  1. Места, где в глубинах земли или на ее поверхностях  залегают полезные ископаемые?
  2. Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве?
  3. Открытый котлован?
  4. Жидкое полезное ископаемое?

Что такое свойство? Что такое полезное ископаемое? Что получится если объединить эти два понятия?(Свойства полезных ископаемых ).Так и будет звучать тема нашего урока. Сформулируйте цели.

Переходим к следящему этапу нашего урока. Посмотрим, что же нам предлагает учебник? Откройте учебники на с. 22. Что вы видите? Ребята вы понимаете, что не все опыты мы можем повторить. Поэтому я предлагаю вам свои опыты. Скажите что такое мел? (Переработанное полезное ископаемое) Как вы думаете, из чего он  состоит? (Известняк + примеси)

1.Опустим кусочек мела в воду, что получилось?  Какой вывод сделаем? Что об этом сказано в учебнике? Определим его твердость. Кто считает, что можно раскрошить мел или оставить на нем след поднимите руку? Проверим? Желающий проводит ногтем по мелу. Что можете сказать? Что об этом сказано в учебнике? Молодцы!

2. Вспомните берег моря. Кто бывал у берега моря? Что вы знаете о песке? Какие у него свойства? Что об этом сказано в учебнике?  Где используют песок?  Молодцы!

3. Из чего делают посуду? (Чашки? Блюдца? Тарелки? глина). Какими свойствами обладает глина? Что об этом сказано в учебнике? Молодцы!

Как образуются полезные ископаемые? Сколько времени проходит для образования полезных ископаемых? Какие полезные ископаемые образовались в глубинах морей и океанов, озер и болот? Какие полезные ископаемые образовались из магмы?

На какие группы можно поделить все полезные ископаемые? (горючие, рудные, строительные, драгоценные, поделочные камни) Расскажите, пожалуйста о горючих/рудных/строительных полезных  ископаемых и их использование человеком. Какими полезными ископаемыми богата наша область. Если предположить, что полезных ископаемых очень много, то стоит ли их беречь? Почему? Прочитайте первую часть статьи.(26-27)

Что же должен делать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатство подземных кладовых? Выскажите свои предположения.

Продолжаем читать. (27-28) В чем заключается наше бережное отношение к расходованию полезных ископаемых? По цепочке продолжаем чтение текста.(29) Какой вклад в дело сохранения полезных ископаемых вы можете внести?(Сбор металлолома, бережное отношение к использованию электроэнергии и газа и тд).

Тест в приложении!

Отгадывать загадки

Отвечать на вопросы.

Читать

Отвечать на вопросы.

П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

6

Итог урока

4 мин

 Какую тему мы с вами изучили на уроке? А какие ставили цели? Встанут те ребята, которые считают, что они внимательно работали на протяжении всего урока и отлично поняли новый материал. Докажите, что вы работали на пять. Теперь встаньте те, кто работал на четыре и объясните, почему именно так.

Вы сегодня очень хорошо поработали! Спасибо за урок!

Отвечать на вопрос

7

Домашнее задание

1 мин

С. 26-30П.т. с. 7 № 7, с. 8. № 9

Записывать д.з

Источник

Наша планета таит в своих недрах несметные сокровища – полезные ископаемые. Во всем мире геологи занимаются поиском новых месторождений минеральных ресурсов. К числу стран, богатых природным сырьем, относится и Россия.

Знаки как беречь полезные ископаемые 3 класс

Виды полезных ископаемых

В зависимости от состояния полезные ископаемые могут быть твердыми (мрамор, соли, металл), жидкими (нефть, минеральные воды) и газообразными (природный газ).

Однако чаще всего природное сырье разделяют по его прямому предназначению. В итоге получается следующая квалификация:

  • Горючие ископаемые – применяются для получения энергии или тепла. К ним относятся горючие сланцы, нефть, метан, каменный уголь.
  • Рудные ископаемые – это все природное сырье, в составе которого обнаружен металл, а также графит и асбест.
  • Нерудные ископаемые – различные виды соли и сырье, не содержащее металл. Это мел, песок, глина, графит.
  • Самоцветные камни – это драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. Сапфиры, гранаты, изумруды, топазы и многие другие.

Самым твердым кристаллом на планете является алмаз. Он настолько прочный, что может с легкостью повреждать любой материал, а сам при этом остается без малейшей царапины. Несмотря на всю красоту алмазов, только 20% от их добычи идет на создание ювелирных украшений, а 80% успешно применяется в промышленных целях.

Знаки как беречь полезные ископаемые 3 класс

Рис. 1. Алмаз

К сожалению, рано или поздно запас природных ископаемых может исчерпаться, и нужно очень бережно их использовать.

Горючие ископаемые

Для современных людей комфортная и удобная жизнь стала вполне привычной, а все благодаря горючим полезным ископаемым. С их помощью обогреваются помещения, ездит транспорт, развивается промышленность.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Нефть и каменный уголь – это самые ценные горючие ископаемые, необходимые человеку.

Долгое время считалось, что каменный уголь – это обычный камень. И только благодаря знаменитому ученому М. В. Ломоносову удалось доказать, что это твердое топливо, которое было образовано тысячи лет назад из древних растений.

Знаки как беречь полезные ископаемые 3 класс

Рис. 2. Каменный уголь

Каменный уголь нашел самое широкое применение: его используют для изготовления жидкого топлива, пластмасс, медикаментов, чернил. Без него невозможно приготовить цемент или выплавить металл из руд.

Нефть также очень универсальна: из коричневой маслянистой жидкости люди научились получать топливо высочайшего качества, стекло, пластмассу, различные детали для автомобилестроения и многое-многое другое.

Рудные ископаемые

Человечество ужа давно использует в своем арсенале металл, который в природе хранится в рудных месторождениях. Металлическое сырье бывает нескольких видов:

  • черные металлы – железо и его сплавы;
  • цветные металлы – медь, никель, свинец и другие;
  • драгоценные металлы – платина, серебро, золото.

В промышленности чаще всего используют не чистый металл, а сплавы – смесь двух и более металлов. Это необходимо для того, чтобы получить продукт с нужными свойствами: более высокой прочностью, упругостью или долговечностью.

Драгоценные металлы используются не только в создании ювелирных украшений, но также в радиотехнике, при создании сверхточных авиационных и космических приборов.

Знаки как беречь полезные ископаемые 3 класс

Рис. 3. Золото

Нерудные ископаемые

К нерудным ископаемым относятся все природные вещества, в составе которых нет металлов. Человечество давно активно использует минеральное сырье в своих целях. Наибольшую пользу оно приносит при строительных работах.

Самые популярные нерудные ископаемые – это известняк, глина, песок, мрамор.

Что мы узнали?

Мы выяснили, какие бывают полезные ископаемые, какими свойствами они обладают и какое значение имеют для человека. Благодаря нашей статье школьник сможет без труда подготовить доклад на тему “Почему надо беречь полезные ископаемые?” (3 класс) для урока по Окружающему миру.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 315.

Источник

Урок – проект

Окружающий мир 3 класс

Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека.

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи:

  1.  Создать условия для:

усвоения учащимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых.

осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

  1.  Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации и с поисковыми системами Интернета; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
  2.  Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактический материал и оборудование: физическая  карта России, условные знаки ПИ, образцы ПИ, презентация; компьютер, мультимедийный проектор, экран; система для интерактивного опроса Respons.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ,

Этап 1. Разработка проектного задания.

Задачи этапа – определение темы. Уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач.

Класс делится на 4 группы, которые получают задание:

Группа 1 – собрать теоретический материал о полезных ископаемых, используемых в строительстве.

Группа 2 – собрать теоретический материал о полезных ископаемых, используемых для обогрева жилья и получения энергии разного вида

Группа 3 – собрать теоретический материал о полезных ископаемых относящихся к группе – руды.

4 группа – собрать материал о способах добычи ПИ.

Этап 2. Разработка проекта

Задача этапа – сбор и уточнение информации

Ученики самостоятельно, с помощью опорных вопросов (Приложение 1), работают с информацией индивидуально, в группах и парах анализируют.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения заданий

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке

Этап 4. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

Чтоб природе другом стать,

 Тайны все её узнать,

 Все загадки разгадать,

 Научитесь наблюдать,

 Будем вместе развивать у себя внимательность,

 А поможет всё узнать наша любознательность.

  1.  Актуализация знаний

На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая.

-А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, народом и т.д.).

 Сегодня мы поговорим о подземных богатствах России, их свойствах, применении и охране.

-Давайте сначала разберемся, а что же такое богатство?  Если не знаем значения слова, то мы обращаемся к толковому словарю. Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного.)

— Как можно по-другому назвать подземные богатства? (полезные ископаемые)  Подземные богатства – это синоним полезных ископаемых. На доске таблички.

-Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

-Почему полезные?(служат людям).

Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве – это полезные ископаемые. Но для добычи определённого вида полезного ископаемого важно, что бы этого ресурса было сконцентрированно как можно больше на ограниченном пространстве. Такое скопление полезных ископаемых на ограниченно территории называется месторождением. ( вывесить слово)

Полезных ископаемых много. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

         3.  Постановка учебной задачи.

— Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?

(В ходе обсуждения составляется план.)

                                                                                                                                                   

Самооценивание.

Давайте оценим себя

«+» — если по этой теме я всё уже знаю и хорошо ориентируюсь

« —    если очень плохо знаю эту тему, почти ничего раньше не слышал об этом

«?» кое-что знаю, но хотел бы знать больше

           Все полезные ископаемые можно разделить на несколько больших групп.

Группа строительных ископаемых. Это ресурсы, которые человек использует для строительства зданий, сооружений и возведения различных конструкций

Топливная группа. Это ресурсы используемые для обогрева жилья и получения энергии разного вида.    

Группа металлов. Это ископаемые, из которых получают различные металлы, которые человек широко использует в своей жизни. Человек научился получать и использовать металлы не только в чистом виде(медь, железо, серебро, алюминий) но и, смешивая различные металлы, получать сплавы.

               ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЫ,

Мы взяли в руки кусочек гранита. Обратили внимание, что в нём видны разные по форме и цвету частицы. Попытались разъединить их. Это нам не удалось. Частицы – полевой шпат, кварц, слюда – прочно скреплены между собой, поэтому гранит очень прочный камень. Он бывает серого или темно-красного цвета. В переводе с итальянского гранит значит «зернистый»

Из-за большой прочности гранит используется там, где нужен особо прочный материал,- для опор мостов, фундаментов зданий, постаменты памятников.

Но как ни крепок гранит, со временем и он разрушается. Днем солнце нагревает камень и от этого он расширяется, а ночью холод охлаждает его, и он сжимается. Так повторяется много-много раз, и за сотни и тысячи лет в граните образуются трещины, от него откалываются куски и дробятся еще больше. Проходит время, и гранит разрушается, причем из кварца образуется песок, а из шпата и слюды – глина.

Песок и глина. Мы никогда не задумывались о происхождении песка, а ведь это остатки могучих гранитных гор, при разрушении которых из кварца образуются песчинки, а из слюды и полевого шпата – глина.

Свойства. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Песок бывает желтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок можно пересыпать. Песок – сыпучее вещество. Глину пересыпать нельзя. Сырая глина не пропускает воду. Она обладает связывающим свойством.

Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Глина – основной материал для изготовления кирпичей. Кирпич издавна применяют в строительстве. Фарфоровые чашки, тарелки, которыми ты пользуешься каждый день, тоже из глины. Немало красивых, изящных фарфоровых изделий – сервизы, вазы, статуэтки – стали музейными экспонатами. Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, свистульки, а потом расписывают яркими красками.

Из песка делают оконное стекло, стеклянную посуду; из цемента и песка делают строительный раствор, песок применяется при изготовлении бетона и железобетона.

Известняк. Давным-давно, в древнем море встречались не только рыбы, но и животные. Эти животные жили в раковинах. Они умирали и падали на дно моря. Их было много, они покрывали дно сплошным слоем. Слой за слоем накапливались раковинки. Их засыпало песком, заносило глиной, слои раковин слёживались. Это продолжалось миллионы лет, пока море не отступило. На месте моря постепенно выросли леса, потекли реки, построили города. А белые пласты ракушек, спрессованные временем, все лежат на глубине. О каком полезном ископаемом я рассказала? Правильно, это известняк.

 Немало в нашей стране добывается известняка. Это белый или беловато-серый камень, плотный, тяжелее воды. Добывают его обычно в карьерах открытым способом. Удивительное это полезное ископаемое. Каким только не предстаёт известняк перед нами! Ни одна стройка не обходится без известняка. Из известняка получают известь, которая идет на побелку стен и потолков. Известь входит в состав штукатурки. Она составная часть стекла. Мел это тоже известняк. Мел мягкий, легко раскалывается на кусочки. Наоборот, мрамор очень прочный и твёрдый. Мрамор применяется для облицовки стен, колонн во дворцах. Мел и мрамор – это известняки.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЫ.

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нем легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Торф темно-коричневого цвета, он легкий, легче воды. Сухой торф хорошо впитывает влагу, так как пористый. Он хорошо горит.

 Торф при сгорании выделяет тепло, поэтому его используют для отапливания жилых помещений. Высушенный торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных. Торф хорошо впитывает влагу и, смешиваясь с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая.

Наша страна богата торфом. Прежде чем в местах залежей добыть торф, эти места осушают. Специальные машины прорывают глубокие канавы, куда с осушаемого участка стекает вода. Затем машинами убирают растения. На подготовленном участке снимают слоями торф, измельчают его, дают подсохнуть.

Учитель: То, что тысячи лет назад было могучей растительностью, превратилось в торф. Сдавленный пластами земли торф постепенно твердел, превращался в бурый уголь. Бурый уголь сдавливается под землёй очень долго и превращается в чёрный каменный уголь.

Каменный уголь имеет обычно чёрный цвет, блестит на солнце, тонет в воде, он твердый, но хрупкий, его можно разбить на мелкие кусочки. Каменный уголь образовался миллионы лет назад из остатков отмерших растений. Главное свойство угля – он хорошо горит, выделяя много тепла. Это свойство и использует человек. Каменный уголь идёт на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах, применяется при выплавке стали и чугуна.

Учитель : по запасам каменного углы наша страна первая в мире. Посмотрим на карту нашей страны – вы видите чёрные квадраты; это обозначены месторождения каменного угля. Их можно найти в разных местах нашей родины.

Знаменитые месторождения каменного угля: Карагандинское угольное месторождение, Печорское месторождение

Нефть – маслянистая непрозрачная жидкость, цвет от светло-коричневого до чёрного, запах специфический, резкий, Легче воды. Главное свойство нефти – горючесть.  Это свойство в основном и использует человек.  При сгорании нефть даёт больше тепла, чем каменный уголь.

В настоящее время нефть широко используется в хозяйстве. Главным образом она применяется в изготовлении топлива для всех видов машин. Из неё производят:

— керосины для самолётов, вертолётов

— солярку для тракторов, комбайнов;

— мазут для моторных морских кораблей;

Кроме топлива и масел, из нефти на химических заводах делают ещё много разных веществ: пластмассы, полиэтиленовая плёнка,  удобрения, взрывчатку, пластилин, моющие средства. Шины и камеры для колёс всех машин делают из каучука, а каучук получают из нефти.

На физической карте вы увидите условные знаки в виде вышек; это месторождения нефти.

Учитель: Ещё в давние времена люди находили в некоторых местах на воде маслянистые пятна. В пониженных местах эти пятна сливались и образовывали пленку тёмного цвета – жирную, резко пахнущую. Жидкость была похожа на дёготь, который делали из берёзовой коры. На Руси эту жидкость, похожую на дёготь, стали называть «земляным дёгтем». Использовали «земляной дёготь», как обыкновенные дёготь, для смазки телег, кожаной обуви и даже как лекарство. Его для этого смешивали с молоком и пили.    

При штурме укреплённых крепостей войскам штурмующих не всегда удавалось проломить стену или взломать ворота. И тогда вперёд выходили лучники с привязанными к стрелам пучками пакли, пропитанной этой тёмной жидкостью. Пакля поджигалась, и ливень горящих стрел обрушивался на крыши и стены домов за крепостной стеной – в крепости начинались сотни пожаров, которые невозможно было потушить. Горело все, что могло гореть, а враг тем временем врывался в горящую крепость. Кроме горючих стрел, в войне применялись специальные глиняные сосуды, в которые была налита эта тёмная жидкость. Её поджигали, и с помощью специальных камнемётных машин сосуды забрасывались в крепость. Глиняные сосуды разбивались, а горящая жидкость сжигала всё.

Природный газ. Вместе с нефтью глубоко в земле имеется природный газ. Многие из вас видели, как голубым пламенем горит на кухне газ. Но не все знают, откуда он берётся и какие у него свойства.

Природный газ – ценное топливо. Из газа получают многие вещества, такие, как пластмассы, искусственное волокно, искусственный каучук, из которого изготавливают резину и многие другие ценные вещества.

Природный газ бесцветный, с еле ощутимым запахом, легче воздуха, быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла.

Учитель: Некоторые полезные ископаемые можно добывать в том же виде, как их добывают. Например, каменный уголь. Подняли и можно сразу закладывать в топку – он будет гореть. Но есть и другое полезные ископаемые. Чтобы они стали действительно полезными, их надо сначала переработать. Когда добывают железную руду из земли, она похожа на обыкновенный камень, чтобы получить железо или сталь надо переплавить в специальной печи. Об этом нам расскажут ребята 3 группы

ВЫСТУПЛЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ

( по ходу выступления учащихся 3 группы, на доску вывешиваются слова-термины – Приложение 5)

Железная руда – плотное, мелко-зернистое вещество, тёмно-коричневого цвета. Железная руда тяжёлая, она тяжелее гранита; очень прочная.

Важное свойство железной руды – плавкость. Из руды в доменных печах выплавляют чугун, затем  чугун поступает в мартеновскую печь, где из чугуна варят сталь.  У мартенов работают сталевары. Чугун и сталь применяют  в быту, в промышленности, на транспорте. Из чугуна и стали делают посуду. Чугунные сковороды, стальные ножи, вилки, ножницы. Железнодорожные рельсы, вагоны, трактора, комбайны, станки, трубы, отдельные детали машин, оружие все это изготовлено из стали.

Крупнейшие месторождения железной руды: Курская магнитная аномалия, около города Братска, в Казахстане. Чёрные треугольники обозначают места добычи железной руды.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕТВЁРТОЙ ГРУППЫ,

Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

Изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения геологи. Нередко они по многу месяцев проводят вдали от дома6 в тайге. В горах или в пустыне. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолёты, вездеходы, радиосвязь и фотографии Земли сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному: первый способ – в открытых котлованах – карьерах, второй способ – в шахтах, третий – бурение скважин.

В карьерах добывают то, что залегает неглубоко. Например, песок. Предварительно сверху снимают почву  Экскаватор набирает песок в ковш и высыпает в кузов самосвала. Машины развозят песок на строительные площадки, стекольные и кирпичные заводы, заводы железобетонных изделий

А чтобы добыть гранит машина сверлит в граните углубления,  в которые закл