Знаки как беречь полезные ископаемые знаки
МОУ «Зырянская средняя общеобразовательная школа №1»
Томская область
Зырянский район
С.Зырянское
Артёмова Татьяна Борисовна
Тема занятия: «Почему надо беречь полезные ископаемые»
3 класс
Интегрированные предметы: окружающий мир, история, география.
Продолжительность занятия – 1 урок.
Цель: показать значимость полезных ископаемых в жизни человека.
Задачи: научить работе с информационным материалом, умение делать
выводы, обобщать, отвечать на поставленные вопросы;
воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым;
развивать мышление, логику, воображение.
Оборудование: коллекции полезных ископаемых, карточки с заданиями,
карта Томской области.
Литература: Хочу всё знать. Тайны и загадки Земли. М.2001г.
Энциклопедия «Всё обо всём».
Я познаю мир. Экология. М.2002г.
Граубин Г. Моя страна Сибирь М.1983г.
Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М.1998г.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте. Я рада видеть всех вас. Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и пожелайте удачи. Садитесь.
2. Введение в тему.
Как согреться нам без вас,
Уголь, нефть, горючий газ?
Что вас на стройке заменит:
Глина, мел, песок, гранит?
Полям, садам и огородам –
Нужны чуть меньше, чем вода –
Торф и железная руда.
Без соли скучно за столом:
И стол не стол, и дом не – дом!
Нам всем необходимо братцы.
Беречь природные богатства!
Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
Да, мы будем говорить о том, почему надо беречь полезные ископаемые.
(слайд №1)
Назовите полезные ископаемые, о которых шла речь в стихотворении.
(слайд №2)
Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых. На образование большинства из них потребовались миллионы лет. У каждой из ценных пород своя загадочная история. У одних она начинается в глубинах морей, океанов, озёр и болот (уголь, песок, глина).
(слайд №3)
История других начинается в недрах планеты. Там, глубоко в Земле, находится раскалённое вещество – магма. Из неё образовались гранит, рудные полезные ископаемые.
(слайд №4)
Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. На их образование ушли миллионы лет, а человек расходует их очень быстро. И их нельзя восстановить как, например, лес, после вырубки.
Историческая справка.
Жители Вавилонии после того, как уничтожили свои леса, успешно применяли в домашнем хозяйстве выступающую на поверхность нефть. В древней Персии использовали горючий газ. Китайцы добывали горючий газ, уголь, нефть ещё 2 тысячи лет назад. Индейцы знали уголь ещё до прибытия европейцев. Они называли его «камень, который горит».
3. План действий учителя и учащихся.
Наш урок пройдёт в виде конференции. Вы все представляете «Комитет по охране полезных ископаемых» (надпись на слайде)
Работать будем в группах. Каждая группа – отдел по охране.
(слайд №5)
4. Задача урока.
Сегодня нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили в разделе «Полезные ископаемые». Вам придётся самостоятельно сделать выводы по охране полезных ископаемых и отразить это в определённых знаках. Каждая группа получает карточки с заданиями. Внимательно читайте задания, обсуждайте, затем каждая группа защитит свою работу.
1 группа: Отдел по охране твёрдых полезных ископаемых.
- Отгадать загадку.
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
- Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на
альбомный лист.
3. Нарисовать значок, которым его изображают.
4. Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)
Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или путём осушения болот).
Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы расскажем о …»
5.Найдите торф в коллекции природных ископаемых.
(слайд №6)
Торф легче воды. За год образуется 1 кг торфа. Чтобы образовались целые залежи, нужны годы. 1кг торфа впитывает 20 кг влаги, поэтому его используют как подстилку для животных. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают микробы.
2 группа: Отдел по охране жидких полезных ископаемых.
- Отгадать загадку.
Без неё мы не поедем
На такси или мопеде.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на альбомный лист.
- Нарисовать значок, которым его изображают.
- Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)
Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или из скважины).
Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы расскажем о …»
- Найдите нефть в коллекции природных ископаемых.
(слайд № 7)
Учёные считают, что нефть образовалась глубоко в земле из останков растений и животных, которые жили миллионы лет назад. Для добычи строят буровые вышки и бурят скважины. По ним нефть сначала поднимается из земли, а потом её поднимают. Для этого в скважину нагнетают пар или воздух, который выталкивает нефть.
3 группа: Отдел по охране газообразных полезных ископаемых.
- Отгадать загадку.
На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.
- Найти картинку этого полезного ископаемого и приклеить на альбомный лист.
3. Нарисовать значок, которым его изображают.
4. Рассказать о нём по плану (используйте текст из карточки)
Название, цвет; твёрдое или жидкое; прозрачное или непрозрачное; где используют; где добывают (в карьере, в шахте или из скважины).
Ответы записывайте на альбомном листе. Свой ответ начните со слов «Мы
расскажем о…»
- Найдите газ в коллекции природных ископаемых.
(слайд №8)
Газ легче воздуха. Чтобы добыть газ из земли, бурят скважины. Прокладывают газопроводы, по которым газ поступает в города и сёла. Природный газ может быть опасным, если с ним обращаться неосторожно.
Опасна утечка газа из газовой плиты. Сам газ не имеет запаха, но к нему добавляют пахучие вещества, чтобы можно было обнаружить утечку газа.
Если почувствуешь запах газа, вызови газовую службу по 04, открой форточку и проветри помещение. Отключи все электроприборы и проверь, чтобы краны были закрыты.
4 группа: Информационный отдел.
Прочитать статью, вырезать из неё и приклеить на альбомный лист те абзацы, в которых говорится о том, почему надо беречь и охранять полезные ископаемые.
Придумать и нарисовать знаки «Береги полезные ископаемые».
(образец можно посмотреть в тетради на стр.8)
5. Защита групп.
Спасибо, вы хорошо поработали. Кто из вас догадался, почему мы говорили про торф, нефть и газ?
Правильно. Все эти полезные ископаемые добывают в нашей Томской области.
(слайд №9)
Посмотрите, вот перед вами карта Томской области. Как много у нас месторождений этих полезных ископаемых. По производству торфа наша область занимает второе место в стране. А по производству газа второе место в мире, по производству нефти – первое.
Человек получил в дар природные богатства: из природных ископаемых состоят некоторые горы. Есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их, но порой очень неэкономно, необдуманно. Всё это может исчезнуть и восстановить это нельзя.
6. Рефлексия (итог).
(все листы проекта на доске).
Какое решение вы приняли для себя по отношению к полезным ископаемым?
Домашнее задание: я предлагаю вам задание по выбору; кто хочет, может ответить на вопросы викторины, а кто-то ответить на вопросы теста. На следующем уроке мы их обсудим.
Источник
Технологическая карта
Учитель: Аносова Елена Викторовна
Предмет: окружающий мир
Тема: «Зачем нужно беречь полезные ископаемые?»
Задачи урока: закрепить знания учащихся о полезных ископаемых родного края и их использовании человеком; выявить понимание учащимися необходимости охраны полезных ископаемых и бережного отношения к богатствам природы; формировать универсальные учебные действия — работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, коллекции полезных ископаемых.
Фронтальная работа «Разделите на группы» (горючие, рудные, строительные, драгоценные и поделочные камни)
Работа по карте Московской области
Организация работы в парах
Организует работу по закреплению знаний о полезных ископаемых
Беседа о полезных ископаемых Московской области
Работают в паре.
Осуществляют самопроверку
Делят полезные ископаемые на группы
Называют месторождения полезных ископаемых
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других; умение работать в парах.
2) Этап включения в систему знаний и повторения.
Классическая беседа
Работа с учебником
Организовывает ряд вопросов с выходом на тему и цель урока
Организует работу по тексту учебника (1-4 абзацы)
Предполагают, называют тему урока
Читают текст по цепочке, отвечают на вопросы учителя. Формулируют предположения
Коммуникативные:высказывают свои предположения, выражают свои мысли.
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Познавательные:ориентируются в своей системе знаний.
3) Этап локализации индивидуальных затруднений.
Работа с учебником (составление плана действий)
Продолжение чтения текста учебника
Читают, формулируют способы действий по сбережению полезных ископаемых и фиксируют в плане действий
Коммуникативные:
умение вступать в диалог (отвечать на вопросы).
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.
4) Этап реализации построенного проекта.
Диспут «Как сберечь полезные ископаемые»
Просмотр видео из учебника
задает ряд вопросов, поддерживающих беседу
Высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения.
Называют альтернативные источники энергии
Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы.
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.
Работа в группах
Организует работу в группах
Рисуют знаки, которые призывают беречь полезные ископаемые.
осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач;
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Составление коллажа
Давайте беречь полезные ископаемые
Выслушивает каждую группу
Представитель каждой группы защищает свой мини-проект
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
Работа в рабочей тетради
Организует работу в рабочей тетради (задание 8,9,10)
Выполняют задание в рабочей тетради
умение извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи зависимости между человеком и природой.
9) Этап рефлексии учебной деятельности.
Фронтальная работа
Беседа об актуальности данной темы
Высказывают свое мнение
проявление положительного отношения к учению.
Источник
На географических картах стран и мира можно заметить обозначения в виде треугольников, ромбов, крестов и подобных. Они показывают, какие полезные ископаемые могут находиться на этой территории. Подобные карты постоянно изменяются, ведь месторождения разрабатываются, местность может истощиться. С основными условными обозначениями полезных ископаемых, которыми пользуются геологи и географы для фиксации локализации месторождений, можно ознакомиться в этой статье.
Краткая информация о полезных ископаемых
В природе очень много руд, минералов, которые используются в современной жизни человека. Превалирующее количество полезных ископаемых находятся в твердом состоянии, но есть и в жидком, и в газообразном. Условные обозначения полезных ископаемых на карте могут быть окрашены в черный и красный цвет, в зависимости от их происхождения – магматического или осадочного.
Классификация:
- 1. Рудные;
- 1.1. Черные;
- 1.2. Цветные;
- 1.3. Драгоценные;
- 2. Нерудные
- 2.1. Недрагоценные камни;
- 2.2. Полудрагоценные;
- 2.3. Драгоценные
- 3. Жидкости:
- 3.1. Минеральные воды;
- 3.2. Нефть;
- 4. Газы.
Формируются они глубоко под землей, залегая под пластами осадочных пород. Многие полезные ископаемые – это продукт гниения органических останков без доступа кислорода. Для разработки месторождений используется огромное количество техники, ресурсов и людей.
Но основные условные обозначения полезных ископаемых показывают не только их вид, но имеют и целенаправленное значение. Практически все руды, топливо, металлы, газы имеют собственное изображение, с помощью которого их можно без труда найти на карте.
Использование условных знаков полезных ископаемых нужно для облегчения интерпретации карты, чтобы не было буквенной мешанины. В одном районе может добываться несколько десятков разных руд, подписывать их словами было бы неудобно.
Неметаллические полезные ископаемые
Это одна из самых больших групп обозначений месторождений, рассматривая которую можно заметить особую закономерность. Соль будет выглядеть как куб с тремя гранями. Если это обычная, его не закрашивают, в отличие от калийной, где чистой остается только одна передняя грань. А вот глауберова соль обозначается совершенно другим знаком, который похож на торф. Это фигура из трех прямоугольников, два из которых лежат у основания, а последний на них сверху по центру. Она полностью закрашена в черный цвет.
Для обозначения ископаемых полудрагоценных камней, например, апатитов, используется черный круг, с белой полосой посредине. Если присмотреться, он похож на железнодорожный знак «Кирпич», но с другой расцветкой. Для фосфоритов используется такое же изображение, но оно перевернуто на 90 градусов.
Для минералов чаще используется квадрат. Слюда – фигура с нисходящей черной полосой от левого до правого угла, также обозначается и глина. У похожего на него знака каолинов верхняя сторона квадрата будет закрашена, а известняка – две линии, перекрещенные между собой, как две биссектрисы.
Обозначение ископаемых треугольник используется не только для минералов, но и металлов, но, если вы встретили его наполовину закрашенным, значит здесь находятся месторождения серы. Высокий равнобедренный, полностью черный треугольник – это обозначение йода и брома. Гранит – это два треугольника, которые формируют ромб с горизонтальной полосой от угла к углу.
Песок обозначают незакрашенным кругом с точкой посредине, а знак графита, как ни странно, похож на карандаш, обрезанный на верхушке. Греческим крестом, он похож на обычный плюс, подписывают наличие месторождений асбеста.
Металлические полезные ископаемые
Условные знаки рудных полезных ископаемых делаются по тому же принципу, что и остальные. Но иногда они могут быть не черного, а красного цвета, если их происхождение магматическое. Железные ископаемые обозначают очень просто – это равносторонний треугольник, закрашенный черным цветом.
Подобный знак руды у никеля, он тоже закрашен, но обращен на 180 градусов, а внутри находится белая область в виде маленького треугольника. Он похож на кобальтовые ископаемые, но фигура перевернута в другую сторону. Если вы увидели на карте значок ископаемого, очень сильно похожий на песочные часы – это хромовые руды.
Вольфрам обозначится в виде квадрата, с утолщенными гранями, а для алюминия используется та же фигура, но с кругом в центре. Заметив знак, похожий на предупреждение о биологической опасности, не стоит пугаться – в этом месте находится большое количество природных ресурсов полиметаллических руд.
В их составе могут быть драгоценные, редкие металлы, или, например, медь. Ее крупные месторождения полезных ископаемых обозначаются на карте полностью закрашенным прямоугольником. Оловянные – это эллипс, с утолщенными краями, а ртутные – круг. Условное обозначение урановых руд – квадрат с двумя кругами внутри разного цвета.
Драгоценные металлы
Золото обозначают в виде круга, разделенного на два линией посредине, с закрашенной правой половиной. Условные знаки месторождения серебра немного отличается – это круг, куда вписаны треугольники. Для локализации платины используют ту же фигуру, но в него вписана звезда.
Горючие ископаемые
Большое количество знаков отведено топливному сырью. На географических картах его можно встретить чаще на берегах морей или в горной местности. Чтобы не было мешанины, на местах, где встречаются два этих вида ископаемых используется одна фигура – высокая призма, разделенная на два, с закрашенной правой частью. Соответственно – условное обозначение природного газа выглядит как обычная призма, а нефть как черная.
Каменный и бурый уголь тоже обозначают одной фигурой – квадратом, но если первый закрашен черным, то второй заштрихован нисходящими линиями. Торф – три прямоугольника, похожи на глауберову соль, но он белый. Для горючих сланцев было выбран знак параллелепипеда.
Драгоценные камни
Последние, самые редкие символы ископаемых, которые можно встретить на карте, – это драгоценные камни. Они встречаются не так часто, как руды. Знак алмазов похож на остроконечную шестеренку. Учитывая особенности этого материала, под ним могут встречаться изумруды, рубины, сапфиры. Их состав практически одинаковый, отличаются они только по цвету.
Заключение
На карте России можно найти огромное количество условных обозначений полезных ископаемых, которые не сложно интерпретировать, имея под рукой таблицу с объяснением их значения. Использование подобной техники было придумано много веков назад, ведь она облегчает работу с картами, да и наносить их куда проще. На одной местности можно заметить несколько видов полезных ископаемых, но все они будут одного происхождения, осадочного или магматического.
Источник