Знаки как надо беречь полезные ископаемые

Знаки как надо беречь полезные ископаемые thumbnail

К сожалению, современный человек редко задумывается над тем, почему надо беречь полезные ископаемые. Потребительское отношение к окружающему миру может сыграть решающую роль в разрушении привычной жизни. Если игнорировать проблему, то она начнет увеличиваться подобно снежному кому, скатывающемуся с вершины высокой горы.

Объем ископаемых весьма ограничен. В погоне за лучшим комфортом своей повседневной жизни, человек расходует слишком много ресурсов. Одни из них могут быть заменены альтернативными источниками, а другие — нет. Стоит задуматься над своим вкладом в будущее всей планеты и внести хотя бы малую лепту в улучшение ситуации.

Содержание:

  • Опасность исчезновения природных богатств
  • Пути сохранения

 Опасность исчезновения природных богатств

По своей сути полезные ископаемые — это различные образования земной коры, которые человек может эффективно применить в сфере материального производства. В данную категорию относятся ископаемые, полученные минеральным или органическим путем. Изучением добычи необходимого материала занимается область науки и технологии, именуемая горным делом.

Различают следующие виды скоплений ископаемых:

  • жилы;
  • штоки;
  • пласты;
  • гнезда;
  • россыпи;
  • иные месторождения различного характера (районы, провинции, бассейны).

По своему назначению добытые материалы делятся на:

  • Рудные — разновидности черных, цветных, а также благородных металлов.
  • Горючие — торф, уголь, природный газ, горючие сланцы, нефть.
  • Нерудные — популярные строительные материалы (песок, глина, известняк, гранит и пр.), горно-химическое сырье (фосфаты, бораты, минеральные соли и т.д.), камнесамоцветное сырье (агат, оникс, яшма, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, рубин, сапфир, изумруд).

Природные богатства создавались десятки и сотни миллионов лет, а расходуются в течение очень короткого отрезка времени. Только горючие ископаемые появляются непрерывно, хотя скорость их образования все равно несравненно мала с темпом использования человеком. Народному хозяйству требуется слишком много ресурсов для полноценного удовлетворения нужд населения всей планеты.

Знаки как надо беречь полезные ископаемые

Полезные ресурсы служат для различных целей:

  1. Сырье для изготовления бытовых предметов.
  2. Строительные материалы или главная их составляющая.
  3. Основа для создания важной промышленной продукции.
  4. Источник энергии для обработки различных материалов (в доменных печах, плавильных тигельных горнах и пр.), обогрева помещений, приготовления пищи.

Все они имеют огромное значение для комфортной жизни людей, поэтому расход природных средств очень велик. Запасы их ограничены, поэтому необходимо тщательно охранять. Ученые рассчитали, что активного расхода ресурсов хватит примерно на 100-150 лет при том же объеме использования. Вначале «минеральный голод» коснется углеводородного топлива, затем — остальных ископаемых. Бережное отношение к природным дарам позволит найти верный путь из сложившегося положения.

Пути сохранения

Многие государства выбрали сразу три пути развития будущего с учетом завышенного расхода природных ресурсов. Первый касается исследования и разработки новых месторождений, даже когда для этого потребуется нырнуть на дно мирового океана. Как ни парадоксально это звучит, но для продвижения к цели в данном направлении требуется расход… тех же подземных ресурсов.

Второй способ подразумевает замену большинства природных материалов искусственными. Это касается многих сфер жизни. На вопрос «Почему я берегу книги?» молодежь отвечает: «Для сохранения истории, ведь в будущем вся информация будет в электронном виде». Таким образом, сохраняется часть лесных посадок, восстанавливается природа в своем великолепии.

Знаки как надо беречь полезные ископаемые

Третий путь включает в себя совокупность факторов, призванных уберечь подземные богатства:

Экономичный расход. В условиях промышленности огромное внимание уделяется разработке инновационных технологий, позволяющих при меньшем количестве природного материала получить тот же результат, что и прежде. Повышение самосознания населения приводит к экономичному расходу энергоресурсов в каждой отдельно взятой семье.

Предотвращение потерь сырья. Имеет значение не только большое количество потерь при добыче ресурсов, но и в процессе обогащения и следующей за этим обработке.

Соблюдение правил перевозки. Часть сыпучего материала элементарно высыпается из кузова в случае нарушения рекомендаций по перевозке. Нельзя нагружать транспорт более, чем предписано нормативами. Также следует обеспечить укрытие сверху, если это влияет на целостность груза.

Сохранение целостности имеющихся ресурсов. Немаловажное значение имеет предотвращение пожаров, во время которых портится значительная часть ископаемых. Изменение русла реки влияет на целостность строительного сырья (песка, глины, керамзита). Неконтролируемое строительство может нарушить имеющиеся залежи рудных материалов. Существует немало примеров халатности, которая ведет к напрасной утрате ископаемых. Если знать все последствия каждого принятого решения, то сохранять ресурсы будет намного легче.

Повторное использование материала. Существует немало способов применения вторсырья. В советские времена государство организовывало пункты приема продукции из бумаги, металлических изделий и стеклянной тары. К сожалению, современные люди воспринимают большинство вещей вокруг себя как одноразовые. Намного проще выбросить ненужную вещь, чем подарить ей «вторую жизнь».

Важно помнить, что дары природы могут однажды завершиться. Хватит жить одним днем! От каждого человека зависит, будет ли будущее у нового поколения…

Источник

Технологическая карта

Учитель: Аносова Елена Викторовна

Предмет: окружающий мир

Тема: «Зачем нужно беречь полезные ископаемые?»

Задачи урока: закрепить знания учащихся о полезных ископаемых родного края и их использовании человеком; выявить понимание учащимися необходимости охраны полезных ископаемых и бережного отношения к богатствам природы; формировать универсальные учебные действия — работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради для самостоятельной работы, коллекции полезных ископаемых.

Фронтальная работа «Разделите на группы» (горючие, рудные, строительные, драгоценные и поделочные камни)

Работа по карте Московской области

Организация работы в парах

Организует работу по закреплению знаний о полезных ископаемых

Беседа о полезных ископаемых Московской области

Работают в паре.

Осуществляют самопроверку

Делят полезные ископаемые на группы

Называют месторождения полезных ископаемых

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других; умение работать в парах.

2) Этап включения в систему знаний и повторения.

Классическая беседа

Работа с учебником

Организовывает ряд вопросов с выходом на тему и цель урока

Организует работу по тексту учебника (1-4 абзацы)

Предполагают, называют тему урока

Читают текст по цепочке, отвечают на вопросы учителя. Формулируют предположения

Коммуникативные:высказывают свои предположения, выражают свои мысли.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Познавательные:ориентируются в своей системе знаний.

3) Этап локализации индивидуальных затруднений.

Работа с учебником (составление плана действий)

Продолжение чтения текста учебника

Читают, формулируют способы действий по сбережению полезных ископаемых и фиксируют в плане действий

Коммуникативные:

умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы).

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.

4) Этап реализации построенного проекта.

Диспут «Как сберечь полезные ископаемые»

Просмотр видео из учебника

задает ряд вопросов, поддерживающих беседу

Высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения.

Называют альтернативные источники энергии

Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно;

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы.

6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Работа в группах

Организует работу в группах

Рисуют знаки, которые призывают беречь полезные ископаемые.

осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных познавательных задач;

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Составление коллажа

Давайте беречь полезные ископаемые

Выслушивает каждую группу

Представитель каждой группы защищает свой мини-проект

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

Работа в рабочей тетради

Организует работу в рабочей тетради (задание 8,9,10)

Выполняют задание в рабочей тетради

умение извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи зависимости между человеком и природой.

9) Этап рефлексии учебной деятельности.

Фронтальная работа

Беседа об актуальности данной темы

Высказывают свое мнение

проявление положительного отношения к учению.

Источник

20 января 2014

Автор КакПросто!

Человек издавна использует самые разнообразные минеральные образования, называемые полезными ископаемыми. Значительная часть их находится в верхних слоях земной коры и даже на ее поверхности. Поскольку минеральные ресурсы в большинстве своем относятся к невозобновляемым, человечеству приходится принимать меры к их сбережению.

Инструкция

Различают запасы рудных, нерудных и горючих полезных ископаемых. К последней категории, имеющей наибольшее значение в хозяйственной деятельности, относятся уголь, нефть, горючие сланцы и природный газ.

Горючие ископаемые образуются непрерывно и по существу могут быть восстановлены. Но скорость их образования слишком мала, если сравнивать ее с теми темпами использования, которых требует хозяйственная деятельность человека.

Рудные и нерудные ископаемые не могут быть восстановлены в местах их залегания, хотя и не исчезают бесследно с лица Земли. В результате деятельности человека эти ресурсы либо концентрируются, либо рассеиваются.

Значение полезных ископаемых для человечества сложно переоценить. Одни из них используются в качестве источника энергии, другие идут на изготовление промышленной продукции. При этом некоторые ископаемые ресурсы могут быть использованы для разных целей. К примеру, уголь, нефть и газ при обработке служат сырьем для изготовления бытовых предметов, строительных материалов, а не только в качестве топлива.

Известно, что ведущее место в мировой экономике занимает горнодобывающая промышленность. Добыча всех полезных ископаемых растет убыстряющимися темпами, что определяется возрастающими потребностями общества. Масштабы добычи минеральных ресурсов сегодня не уступают геологическим процессам, происходящим на планете. Все это заставляет экологов задумываться о мерах по сбережению полезных ископаемых.

Интенсивная добыча ископаемых ресурсов привела фактически к возникновению проблемы «минерального голода». Ученые подсчитали, что запасов ископаемых природных ресурсов человечеству может хватить всего на 100-150 лет. В наибольшей степени уменьшаются запасы углеводородного топлива.

Существует, впрочем, перспектива открытия новых запасов минералов и топлива. Ведутся работы по исследованию континентального шельфа и океанского дна, где могут располагаться существенные залежи ресурсов. Однако рост потребления, как свидетельствуют прогнозы, может обогнать объемы запасов минерального сырья, разведанных на сегодняшний день.

Перспектива возникновения дефицита полезных ископаемых при растущем их потреблении представляет сегодня важную проблему. Генеральное направление в охране минеральных ресурсов состоит в предотвращении потерь сырья при его добыче, обогащении и последующей обработке. Чем меньше будут потери ископаемых, тем большие запасы сохранятся для поколений, которым еще предстоит жить на планете.

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Источник

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: закрепить знания обучающихся о полезных ископаемых родного края и их использовании человеком; создать условия для понимания необходимости охраны полезных ископаемых и бережного отношения к богатствам природы; способствовать формированию универсальных учебных действий — работать с учебными текстами, осознанно читать вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логических ударений) и про себя

Планируемые результаты

Предметные: научатся охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами

Метапредметные:

регулятивные — выполнять целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

познавательные — планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

коммуникативные — понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения

Личностные: осознавать необходимость бережного отношения к полезным ископаемым

Образовательные ресурсы: коллекции полезных ископаемых

Организационная структура урока

Этап урока, формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Интеллектуальная разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

— Как образуются полезные ископаемые?

— Сколько времени проходит для образования полезных ископаемых?

— Какие полезные ископаемые образовались в глубинах морей и океанов, озер и болот?

— Какие полезные ископаемые образовались из магмы?

Проводит проверку знаний обучающихся. На классной доске нарисованы условные знаки полезных ископаемых, которыми богат родной край. Одному из обучающихся предлагается назвать эти полезные ископаемые, а также разделить их на группы: горючие, рудные, строительные, драгоценные и поделочные камни.

— Расскажите о горючих полезных ископаемых и их использовании человеком.

— Расскажите о рудных полезных ископаемых и их использовании человеком.

— Расскажите о строительных полезных ископаемых и их использовании человеком

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома.

— Одни полезные ископаемые рождены в недрах Земли из расплавов магмы, другие образовались на дне океана из остатков живых организмов.

— Для образования полезных ископаемых проходят миллионы лет.

— В глубинах морей и океанов, озер и болот образовались полезные ископаемые: известняк, торф, каменный уголь, бурый уголь, песок и глина.

— Из магмы образовались полезные ископаемые: гранит, базальт, рудные полезные ископаемые.

Находят в коллекции образцы полезных ископаемых, о которых идет речь, и демонстрируют их классу

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

III. Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.

— Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали на прошлом уроке? Прочитайте тему сегодняшнего урока. Назовите страницу учебника.

— Определите цели урока, используя опорные слова

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

— Сегодня на уроке мы…

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Строить речевое высказывание в устной форме

IV. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективное чтение текста параграфа (ч. 2, с. 26, 27).

— Обратите внимание на тот факт, что на образование большинства полезных ископаемых потребовались миллионы лет, а расходуются они очень быстро по сравнению с периодом их образования. Запасы полезных ископаемых постепенно уменьшаются. Ученые предсказывают, что в XXI веке разведанные запасы нефти, золота, меди могут быть исчерпаны. Восстановить запасы полезных ископаемых, как лес после вырубки, человек не может. Возникает вопрос: что должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

— С каждым годом людям требуется все больше бензина, угля, газа, металла, и человек берет полезных ископаемых из земли больше и больше. Но если воду и воздух можно очистить, восстановить, то полезные ископаемые — нет. На их образование нужны миллионы лет. Их быстро не восстановишь.

Закон об охране природы требует вести добычу полезных ископаемых разумно и осторожно, не допуская потерь при их добыче, переработке, перевозке, хранении.

В 1920 году на Южном Урале был организован Ильменский минералогический заповедник. Это большой минералогический музей в природе. Когда-то здесь добывались различные ценные минералы. Теперь старинные копи приведены в порядок, расчищены от обломков.

Каждую жилку минералов внимательно просматривают, красивые минералы сохраняют нетронутыми.

Ученые заповедника изучают, как залегают в недрах Земли различные горные породы и минералы. Студенты геологических институтов приезжают сюда на практику. Множество туристов ежегодно посещают заповедник.

— Что нужно делать, чтобы сохранить полезные ископаемые? Ученые разрабатывают новые способы выплавки железных руд, чтобы изделия из металлов получались прочными и долговечными.

Стараются также найти способы для применения отходов одного производства в другом. Например, отходы после переработки нефти в бензин используются в производстве полиэтиленовой пленки.

Стараются заменить дорогостоящий металл и ценную древесину на пластмассу. Топливо из каменного угля и нефти заменяют на другие источники тепла. Строят гидроэлектростанции и электростанции, где используются сила воды, ветра или солнечное тепло.

— Какой вклад в дело сохранения полезных ископаемых вы можете внести?

Находят в тексте информацию по данному вопросу.

Делают выводы:

1. Разрабатываются все новые и новые способы выплавки железа из руд, в результате чего изделия из металлов получаются более прочными и долговечными.

2. Человек все более рационально использует отходы производства. К примеру, отходы заводов, где выплавляют металлы, — шлаки применяют для изготовления строительного материала — шлакобетона.

3. Создаются новые искусственные материалы, заменяющие природные металлы, например, пластмасса. Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла и света. Строятся электростанции, где используется сила ветра, солнечное тепло, потоки воды.

— Собирать металлолом, экономно расходовать газ, электричество, следить за экономным потреблением питьевой воды

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества.

Развивать чувство доброжелательности,

эмоционально-нравственную отзывчивость.

Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Осуществлять контроль по результату

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся.

— Придумайте и нарисуйте плакаты, знаки, которые означают “Береги полезные ископаемые!”.

Организует работу в тетради № 2 (задания 8, 9).

— Решите кроссворд — и вы узнаете, как называют разведчиков недр.

1. Прочный камень, хорошо полируется и используется для отделки станций метро, строительства фундаментов, зданий.

2. Маслянистая жидкость, легче воды, тёмного цвета, с резким запахом.

— Покажите месторождения нефти на карте. Назовите её основные свойства.

3. Важное полезное ископаемое, состоящее из остатков полусгнивших растений. Вам подскажет ребус:

Знаки как надо беречь полезные ископаемые

4. Этот прозрачный горный минерал может быть разного цвета.

5. Это полезное ископаемое образовалось в результате разрушения твердых горных пород.

6. Горная порода, пылевидная в сухом состоянии и пластичная при увлажнении.

— Железнодорожные насыпи делают из песка. Почему не из глины?

— В названии какого полезного ископаемого надо вставить букву и получится имя девочки?

— Какое свойство глины используется мастерами глиняной игрушки?

7. Осадочная горная порода, образуемая при участии живых организмов в морских бассейнах.

— Все эти полезные ископаемые есть в нашем крае. Какие полезные ископаемые мы не назвали, которые добывают в нашем крае?

— Отгадайте ребусы.

— Условные значки полезных ископаемых разбросаны на карте по всему краю, но особенно их много в горной части. Горные богатства служат для развития нефтяной, газовой, цементной и химической промышленности. Покажите на карте их месторождения

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Обсуждают экологические знаки в парах. Рисуют свои знаки. Решают кроссворд, читают ключевое слово: геолог.

Знаки как надо беречь полезные ископаемые

— Глина легко размывается водой, а песок пропускает воду сквозь себя.

— Глина — Галина.

— Пластичность.

Отгадывают ребусы:

Знаки как надо беречь полезные ископаемые

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

VI. Домашнее задание

Знакомит и объясняет домашнее задание.

— Прочитать статью учебника (ч. 2, с. 26-30); выполнить задание 10 в тетради для самостоятельной работы № 2

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Сохранять учебные задачи

VII. Итог

урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

— Что нового узнали на уроке?

— Почему надо беречь полезные ископаемые?

— Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

— Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

— Сегодня на уроке мы…

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку

Источник