5 полезных грибов для 3 класса

5 полезных грибов для 3 класса thumbnail

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Свердловской области

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Конспект урока на тему:

«В царстве грибов»

3 класс

УМК «Школа России»

Выполнила:

студентка 34 н группы

Барашева А.А.

Методист: Хабибуллина Р.Р.________

Учитель: Агафонова Е.Ю._________

Педагог – психолог: Манякова П.О._______

Екатеринбург 2018

Тема урока: «В царстве грибов»

Перспективная цель: создание организационных и содержательных условий для формирования представлений об удивительной природе.

Актуальная цель: создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о царстве грибов в процессе смены видов учебной деятельности.

Задачи урока:

Обучающая: ознакомление с царством грибов в процессе работы с презентацией, учебником.

Развивающая: развитие словесно-логического мышления в процессе решения проблемного вопроса «Что такое тихая охота?»

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к природе.

Принципы: деятельности, доступности, психологической комфортности.

Планируемые результаты

Предмет,

тема ,класс,

УМК. Продукт деятельности.

Ме-

тоды

Тип и вид

урока

Личностные

Результаты

Регулятивные

УУД

Познавательные
УУД

Коммуникативные
УУД

Предметные
результаты

Виды учебной деятельности

Система
средств
обучения

Окружающий мир. «В царстве грибов»

3 класс.

Школа России.

О.И.

Ч.П.

УСНЗ

Проблемно-диалогический.

Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе.

выполнять целеполагание как постановку учебной задачи,

сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;

воспринимать смысл познавательного текста;

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.

Познакомятся с особенностями строения и способом питания шляпочных грибов, сформируется представление о роли грибов в жизни леса, умение распознавать съедобные и несъедобные грибы, познакомятся с правилами сбора грибов с целью сохранения видов исчезновения.

Работа с презентацией, учебником, рабочей тетрадью.

Учебник окружающий мир 3 класс,компьютер,презентация.

Конспект урока

Этапы урока

задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные)

1.Организационно – мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Алёна Андреевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте глазками, чтобы на столе у вас лежал учебник, рабочая тетрадь и пенал.

Здравствуйте!

Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать учителя.

2. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Задача: создание ситуации противоречие и формулировка проблемы.

Ребята, сегодня нас ждет виртуальная экскурсия в лес.

Назовите, какие царства живой природы вы видите?

Сегодня мы более подробно познакомимся с удивительным царством. Представителей этого царства ученые долго не могли отнести ни к царству растений, ни к царству животных. Чтобы узнать, о каком царстве мы будем говорить, нужно отгадать загадку:

Землю пробуравил

Грибницу оставил

На ножке явился

Шляпкой прикрылся

Почему вы так считаете? Докажите словами из загадки.

Ребята, кто видел, как растут грибы? Кто собирал грибы? Кто любит грибы?

Слышали ли вы такое название «тихая охота»?

Сбор грибов – это увлекательное полезное занятие. Сегодня я предлагаю вам заняться импровизированной грибной охотой. Наша задача, узнать:

  • Из каких частей состоит гриб

  • Как различать съедобные и несъедобные грибы.

  • Как правильно собирать грибы и зачем они нам нужны?

Смотрят на слайд.

Царство животных, царство растений.

Гриб.

На ножке явился, шляпкой прикрылся.

Видели, собирали, любим

Нет

Познавательные: самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей урока;

Регулятивные УУД:

В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Метапредметные УУД: учиться  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; 

3. Открытие новых знаний

Задача: решение проблемы

Ребята, как называется наука, которая изучает растения? Животных?

Наука, изучающая грибы, называется микология.

  1. Откройте страницу 112 в учебнике и прочитаем первые два абзаца.

hello_html_m289a3d45.png

Обратим внимание на слайд, все ли верно отмечено? Если неправильно, исправьте.

Посмотрите на рисунок 2 в учебнике, что вы видите?

hello_html_m45c1dbd1.png

Прочтем третий абзац. Взаимоотношения грибов и деревьев называется симбиозом.

В начале урока я вам сказала, что грибы не могли отнести ни в царство животных, ни в царство растений. Как вы думаете, почему?

  1. Грибы похожи на растения, так как растут в течение всей жизни.

  2. Грибы похожи на животных, так как питаются только готовыми органическими веществами.

Они подходят к тому и другому царству, именно поэтому их выделили в отдельное царство.

  1. Сейчас мы отправляемся с вами на лесную поляну, где растут грибы. Какие съедобные грибы вы знаете? Какие несъедобные?

Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно?

На поляне пронумерованы грибы, мы будем их собирать, но не все, потому что какие-то из них ядовиты! А чтобы узнать какие – мы будем параллельно читать в учебнике характеристику гриба и отвечать на вопросы, чем похожи эти грибы и чем отличаются.

  1. Бледная поганка

  2. Шампиньон

  3. Белый гриб

  4. Желчный гриб

  5. Опёнок осенний

  6. Ложноопёнок кирпично — красно

hello_html_3a8dd842.png

Ребята, а зачем же нам нужны грибы?

А чем они полезны природе?

Обратим внимание на слайд и прочитаем значение грибов.

hello_html_77cff563.png

  1. Ребята, кто из вас знает, как правильно собирать грибы?

Откройте страницу 115. Прочитайте внимательно правила и затем я задам вам вопросы.

  • Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?

  • Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?

  • Почему нужно срезать грибы ножом?

  • Почему нельзя собирать большие старые грибы?

  • Почему нельзя собирать грибы возле дороги, предприятий и скверов?

Физкультминутка «Грибы под дубом»

На поляне дуб зеленый (поднимают руки вверх, разводят пальцы)

Потянулся к небу кроной. (тянутся на носочках)

Он на ветках среди леса (покачивают руками)

Щедро желуди развесил.

А внизу грибы растут, (наклоняются вперед)

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся, (собирают «грибы»)

За грибами наклоняйся.

Ребята, люди, которые собирали грибы неправильно, привели к их исчезновению. Где мы можем найти грибы, которые подвергнуты исчезновению?

Посмотрите на эти грибы. У вас в учебнике на странице 113 проиллюстрированы грибы, которые занесены в Красную книгу России.

Наука, изучающая растения, называется ботаника. Наука изучающая животных, называется зоология.

Открывают страницу 112, читают текст.

Исправляют строение гриба на слайде.

Смотрят рисунок в учебнике, мы видим, что грибы связаны с деревьями.

Читают третий абзац.

Затрудняются ответить.

Перечисляют съедобные и несъедобные грибы.

Если мы сорвем гриб, который окажется несъедобным, он может быть ядовитым и это может привести к отправлению.

Шампиньон и бледная поганка.

Сходства: цвет, форма

Различие: у поганки есть мешочек, шляпка снизу белая, смертельно ядовит.

Белый гриб и желчный гриб.

Сходства: форма, цвет

Различие: у белого гриба шляпка снизу белая, на ножке рисунок в виде белой сеточки, на срезе остается белым

Опенок осенний и ложноопенок.

Сходства: форма

Различия: у опенка приятный запах, шляпка снизу темная.

Еда

Еда для растений

Читают правила, затем отвечают на вопросы.

  1. Среди грибов могут быть ядовитые.

  2. Грибница может высохнуть и погибнуть.

  3. Чтобы не повредить грибницу

  4. В них может быть опасный для человека яд.

  5. В этих грибах накапливаются вредные вещества.

Повторяют движения за учителем.

В Красной книге.

Смотрят грибы.

Коммуникативные УУД:

Задавать вопросы, формулировать собственное мнение.

Читайте также:  Полезное печенье для ребенка 1 года рецепт

Регулятивные УУД:

Учатся ставить проблему: «Какую роль играют грибы в нашей жизни?»

Учатся работать по плану:

1. Строение гриба, симбиоз между деревьями и грибами

2. Съедобные и несъедобные грибы

3. Как нужно собирать грибы

4. Значение грибов

4.Самостоятельное применение новых знаний

Задача: закрепление новых знаний и умений.

Игра «Данетка» Я называю вам грибы, а вы отвечаете, если съедобный – да, если несъедобный – нет.

  • Ложная лисичка (нет)

  • Мухомор (нет)

  • Подберезовик (да)

  • Подосиновик (да)

  • Желчный гриб (нет)

  • Белый гриб (да)

  • Бледная поганка (нет)

  • Рыжик (да)

  • Груздь (да)

  • Сыроежка (да)

  • Лисичка (да)

  • Дубовик (да)

  • Масленок (да)

  • Ложноопёнок кирпично – красный(нет)

  • Шампиньон (да)

  • Волнушка (да)

Откройте рабочую тетрадь на странице 45 и выполните задание №1 №2 №3

hello_html_m52241b7e.png

Теперь проверим, что у вас получилось.

  • Ложная лисичка (нет)

  • Мухомор (нет)

  • Подберезовик (да)

  • Подосиновик (да)

  • Желчный гриб (нет)

  • Белый гриб (да)

  • Бледная поганка (нет)

  • Рыжик (да)

  • Груздь (да)

  • Сыроежка (да)

  • Лисичка (да)

  • Дубовик (да)

  • Масленок (да)

  • Ложноопёнок кирпично – красный(нет)

  • Шампиньон (да)

  • Волнушка (да)

Выполняют задания в тетради.

№1 Шляпка, ножка, грибница

№2 грибница

№3 Съедобные: Волнушка, шампиньон, белый гриб, лисичка

Несъедобные: бледная поганка, желчный гриб, ложноопенок, мухомор.

Читают ответы.

Регулятивные УУДвозможность ориентироваться в учебнике, оценка результата своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные УУД: осознание своих возможностей в обучении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неудачи, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

5. Итог урока

Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме.

Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

К какому царству относятся грибы?

Чем опасны ядовитые грибы?

Каково значение грибов в жизни природы?

Если мы увидим несъедобный гриб, что мы будем делать? Мы будем топтать его ногами, пинать?

Поднимите руку, если у вас все получилось! Молодцы, спасибо вам за урок!

Грибы относят к царству грибов

Могут привести к гибели.

Пища для животных и растений.

Нет, потому что это пища животных.

Поднимают руку

Познавательные УУД:

Делают вывод по теме:

6.Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания и осмысления учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

А сейчас открываем свои дневники и записываем домашнее задание, в рабочей тетради страница 46 №5

Внимательно слушают учителя, записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

Осознают домашнее задание.

Записывают задания в дневники.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №41»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Грибы»

(УМК «Школа XXI века )

3 класс

Выполнила:

Учитель начальных классов Гуменная Ирина Александровна

МБОУ СОШ №41

Новокузнецк, 2018

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема. «Грибы».

Цель: формирование представлений обучающихся об уникальном виде живой природы – грибами;

Развитие познавательного интереса средствами предмета окружающий мир;

Воспитание культуры общения.

Планируемые результаты.

Личностные : осознают необходимость беречь свое здоровье

Метапредметные:

— познавательные (выделение необходимой информации, умение сравнивать и делать вывод);

— регулятивные (целеполагание, самооценка, контроль);

— коммуникативные (умение задавать вопросы друг другу в паре, умение договариваться в группах).

Средства обучения: Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» 3 класс, тетрадь на рабочей основе, карточки с заданиями для групповой работы, смайлики, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Оргмомент.

— Начинаем урок окружающего мира. Каким бы вы хотели, чтобы получился этот урок?

— Что нужно сделать, чтобы вы многое узнали и успели на уроке? (Соблюдать дисциплину, работать дружно, отвечать на вопросы, выполнять задания)

— Давайте повторим правила работы в группах. (На доске)

1. Работаем дружно.

2. Каждый в группе отвечает за общий результат.

II. Мотивация уч-ся.

-Сегодня будем говорить о том, что не относится ни к животным, ни к растениям

Загадка

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой

— Что это?

А знаете ли вы, что есть грибы-хищники? (Нет)

— А грибы, которые растут высоко на деревьях?

— Я сказала, что грибы это не растения и не животные.

— Тогда что же это? (Мы не знаем)

— А вот сегодня вы и узнаете об этом.

III. Актуализация знаний

Беседа.

— Расскажите, что вы уже знаете о грибах? (Они растут в лесу, на полянках. Гриб стоит на ножке ,шляпки разные по цвету. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Мухомор и поганки – ядовитые грибы, а подберезовики, лисички – съедобные )

IV. Постановка учебной задачи

— Назовите тему нашего урока.

— В каких жизненных ситуациях может вам пригодится знания из этой темы?

— Давайте сформулируем главный вопрос нашего урока.

Формулирование учебного вопроса: «Чем грибы отличаются от растений и животных?»

V. Работа с информацией

Слайды. Работа в парах

1Слайд «Почему грибы не относят к растениям?»

— Что образуется в листьях растений на свету из углекислого газа и воды?

Задание: обсудите это в парах, сделайте вывод. (У растений образуется вещество, которое окрашивает их в зеленый цвет)

Слайд2 «Назовите отличия грибов от растений»

(Грибы не имеют зеленой окраски)

Задание:

В учебнике найдите ещё одно отличие грибов от растений. Назовите его. (Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. Они, как животные, поглощают питательные вещества уже готовые).

— Сделайте вывод: «Почему грибы не подходят к растениям?» (Потому, что у них есть отличия: грибы не бывают зелеными и они не могут создавать питательные вещества)

3 сл.: «Познакомьтесь со строением гриба»Шляпка и пенек – плодовое тело, грибница.

-Что называют плодовым телом у грибов?

4 сл.: картинки «Белый гриб, трюфель,сморчок»

Задания: — Сравни разные грибы по внешнему виду. Сделай вывод о разнообразии плодовых тел у грибов.

— Поделись своим выводом с соседом по парте.

5 сл. «Какие бывают грибы?»

  • Какие грибы называют трубчатыми, а какие – пластинчатыми?

  • Какие грибы называют шляпочными?

  • Как грибы размножаются?

Задание.

  1. Рассмотрите рисунки на странице учебника №42.

  2. Прочитайте пояснение.

  3. Составьте совместный рассказ по данным вопросам.

Слайд «Какие бывают грибы?» Подберезовик, грузди, поганка, подосиновик, белый гриб, лисички, маслята, сыроежка, волнушка, опята, желчный гриб, мухомор.

Задание.

— На какие разные группы можно разделить эти грибы?

(Можно разделить на съедобные и несъедобные.

  1. Сморчки, грузди, белый гриб, лисички, маслята, подосиновик, опята, сыроежка, волнушка – съедобные грибы.

  2. Желчный гриб, мухомор, поганка, – несъедобные грибы.

Можно разделить на шляпочные трубчатые

VI. Первичное закрепление знаний

1.Работа в тетрадях на печатной основе на стр. 23.

  1. Подпиши рисунок-схему (шляпка, ножка, грибница).

  2. Заполни таблицу. (Съедобные грибы для человека. Несъедобные грибы для человека).

Взаимопроверка.

2. Работа в группах.

Задание №1 «Решение проблемных ситуаций»

1. Прочитать на зеленом листке текст.

3. Обсудите каждую ситуацию отдельно.

4. Взять листочек другого цвета, прочитать, найти правильный ответ, выбрав его из перечня ответов.

  • Нашел грибник подосиновик. Разрыл вокруг всю грибницу, вырвал гриб, разбросал мох. Правильно ли он поступил? А как надо ?

  • Собирая в лесу грибы, вы увидели мухомор. Ваши действия:

  • Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?

Варианты ответов

1) вырвать гриб, не разбрасывая мох;

2) не разрывать грибницу, вырвать только мох;

3) аккуратно срезать гриб ножиком, не раскидывая листву и мох;

1) пройдете мимо;

2) уничтожите, так как они вредны для человека;

3) возьмете его и полюбуетесь, так как он очень красивый;

4) оставите, так как это лекарство для лосей;

Читайте также:  Чем полезны молочные продукты для мужчин

5) оставите, вспомнив слова учителя: «Все в природе взаимосвязано; уничтожая одно, вы наносите вред другому»

1) вырвать гриб с корнем;

2) оставить на месте;

3) сбегать за ножом;

4) попробовать вывернуть аккуратно ножку гриба;

5) найти какой-нибудь острый сучок или попробовать отломить гриб

Задание №2. Составить памятку «Как собирать грибы»

Критерии:

1. Памятка должна состоять из 4 – 5 предложений.

2. Формулировка предложений должна быть проста.

3. Содержание должно быть понятным и правильным.

3. Проверка выполнения задания №1. К доске выходят ребята из каждой группы с листочками и читают по очереди правильные ответы, сличают их с правильными ответами на доске.

Проверка выполнения задания №2 по критериям

Представители группы выходят к доске и читают свои памятки.

Сличают их с примерным образцом на слайде 13:

— Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь

— Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву, мох

— Не надо собирать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд

— Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножом

— Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий.

4. Оценивание работы в группах

VII. Рефлексия

— Как звучала учебная задача? (Узнать, чем грибы отличаются от растений)

Закончите предложение:

Теперь я знаю что….(Грибы относятся к особому виду или царству Грибы)

Теперь я смогу… (Различить съедобные грибы от несъедобных)

Самооценка

— работал на уроке активно и выполнил правильно все задания

— выполнял работу с ошибками, сам исправил ошибки

— задания выполнял с помощью учителя или других учеников

— Как оценили свою работу на уроке? Покажите свои смайлики

VIII. Домашнее задание.

6

Источник

2.Актуализация знаний. Повторение изученного.

РЕЛАКСАЦИЯ

 Цель: повторить знания о признаках растений и животных; правил поведения в природе

Индивидуальная работа у доски.

Работа в группах.

3.Решение проблемной ситуаций.

Цель: создание проблемной ситуации для определения целей урока

4.  Самоопределение к деятельности.

Цель: сформулировать тему урока и цели

5. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

6.Физкультминутка.

Цель: снять утомляемость детей.

Продолжение работы по теме урока.

Опыт с грязной водой и губкой.

7. Этап первичной проверки понимания изученного.

7. Закрепление и контроль полученных знаний.

8. Рефлексия.

9. Информация о д/з

10. Подведение итогов.

-Поднимите руку, кто готов трудиться?

-Предлагаю вам  послушать звуки.

-Что это за звуки?

— А что такое природа?

-Какая бывает природа?

— Чем отличается живая природа от неживой?

— Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы.  

 — На какие 2 группы вы их распределили?

— Как ученые договорились их называть?

— Существуют признаки, по которым распределяют растения и животных. Давайте их вспомним.

С помощью карточек обозначим признаки царства растений.

— Название, каких карточек  вы отнесли к царству растений, к царству животных сверяем с доской .

-А у меня есть ещё один представитель живой природы. Отгадайте, о ком пойдёт речь?

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки.

— К какому царству вы его отнесете?

-Почему этот вопрос вызвал затруднение?

— Кто из вас догадался, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

— Сегодня мы с вами будем говорить о грибах .

— Чтобы достичь цели урока давайте все вместе составим план

— На какие вопросы мы хотели бы получить ответы?                

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: — К какому царству относятся грибы?

     — Это главный вопрос нашего урока, я надеюсь, что в конце урока, вы сможете дать на него ответ.

— Для того чтобы решить поставленные задачи, я предлагаю вам сегодня быть в роли исследователей.

-Каждый исследователь должен владеть основными доступными методами исследования:

  • подумать самостоятельно;
  • понаблюдать;
  • найти информацию в книге;
  • спросить у другого человека;

— Чтобы познать и проникнуть в тайны грибов я приглашаю вас в путешествие по страницам устного журнала «Удивительная природа».

— Первая страница журнала

— Откройте учебники на стр.112, прочитайте задание и изучите строение гриба.

— Грибы – это удивительные живые существа, населяющие нашу планету.

— Если в том месте, где растет гриб разрыть почву, то можно увидеть ветвящиеся белые нити.

— Как они называются?                                      

— Грибница – подземная часть гриба, это и есть сам гриб, очень похожа на паутину.

— Из каких частей состоит наземная часть гриба?  

— Все вместе плодовое тело.

— Грибница растет более 100 лет, а плодовое тело появляется лишь на несколько дней (от 3 до 7)    

— Следующая страница

— Сейчас вам необходимо найти и изучить информацию о питании, размножении и о связи грибов с деревьями. Возьмите карандаши и при чтении делайте пометки.   

Обсудите полученные знания в группе и подготовьте результаты исследования.    

Всем узнать, как размножаются грибы? (спорами)

Прикрепляет карточки на доску.

Влез опенок на пенек,

 Простоял один денек.

Низко наклоняется,

 Шляпу к солнышку потянет,

Еще выше станет.

Прибежали тут ребятки –

Тонконогие опятки.

Они вместе наклонялись,

Дружно к солнцу поднимались.

А когда пришел грибник,

 Они все в корзину — прыг!

— Откроем еще одну страницу журнала:

— Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ,  они похожи на зонтик.    
— Какие шляпочные грибы вы знаете?
— Грибы разнообразны по форме и цвету, есть грибы, похожие на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки.

   — Ребята, как вы думаете, что будет, если хлеб долго пролежит в пакете? 
— Он покроется вот такой плесенью.
— Оказывается плесень — это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные, ПЛЕСНЕВЫЕ. Плесень очень живуча. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень выживет. Победить ее невозможно и оградиться от ее вторжения тоже. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей.

На свете есть еще и дрожжевые грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия.

И ещё одна неожиданная встреча с дрожжами. Обыкновенный комар выращивает их в специальном отделе пищевода. Когда он вонзает свой хоботок в человеческую кожу, в ранку вместе со слюной и углекислым газом попадают дрожжи. Они и вызывают всем знакомый зудящий волдырь на месте укуса.        
Вывод: грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые.    

— Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России.

—  Следующая страница журнала:

Загадки        на слайде появляются отгадки    

— А сейчас, ребята, я буду загадывать загадки, а вы, будете отгадывать названия грибов.

1. Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой.

2. Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Красна шапочка.    

3. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки.

Читайте также:  Чем полезны кислородные коктейли для детей

4. Лета первая примета —
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
на пятнистом корешке.  

5. Я была в лесу.
Поймала лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю.

6. Посмотрите все направо.
Этот лес красив. Дубрава.
А живёт здесь главный гном.
Шляпа тёмная на нём
Гриб отважный, смелый,
И зовётся …    

7.  Тот грибочек очень бледен
И никем ещё не еден,
Потому что ядовит
И очень этим знаменит.  

— На какие две группы можно разделить эти грибы?

— Как вы думаете, а несъедобные или ядовитые грибы, играют какую-либо роль в природе ? Может быть они совсем не нужны?

Значение для природы и человека ядовитых грибов.

1. Я — бледная поганка,  

   очень опасна для человека, но

   Я нужна деревьям.

   Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут.

   А  ещё меня используют для

   приготовления сильных лекарств.

     2. Я — мухомор людям тоже пригожусь.

Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить.

И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов.

3. Мы — ложные опята, мы ярче и

    красивее своих съедобных собратьев.

    Мы разрушаем пни, поваленные стволы,

    Опавшие сучья.   Мы — санитары леса!

— Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому мы обязательно должны с вами знать отличительные признаки. Работа по таблицам.

   — Последняя страница нашего журнала:

Отравление грибами самое опасное, оно называется — ботулизм.

Ботулизм — крайне тяжелое заболевание, характеризуется высокой летальностью или смертностью (60-70%). Признаки отравления проявляются через 12-24 ч, реже — через несколько дней, а в отдельных случаях они могут сокращаться до 2 ч.

Первыми признаками болезни являются недомогание, слабость, головная боль, головокружение и нередко рвота. Затем появляются симптомы расстройства зрения (ослабление зрения, двоение в глазах, дрожание глазных яблок, опущение век). Голос становится слабым, глотание и жевание затруднены.

— Учитывая сложную, часто не благополучную экологическую обстановку и тот факт, что грибы активно впитывают и накапливают в себе различные вещества, в том числе и ядовитые (пестициды, соли тяжёлых металлов) необходимо знать о том, что грибы надо тщательно обрабатывать и собирать в определённых местах. Как вы думаете, можно ли собирать грибы у дороги?

Оборудование: тарелка, грязная вода, губка в форме шляпки гриба.

— Шляпка гриба похожа на губку. Когда мы на неё нажимаем, из неё выделяется жидкость. Возьмём теперь губку и представим, что это шляпка гриба. Опускаем губку в грязную воду, сжимаем в воде и разжимаем. Что произошло?

Вот так и грибы впитывают в себя грязный загазованный воздух и пыль. Даже съедобные грибы, растущие у дороги, могут быть опасными и ядовитыми.

— Как думаете, можно ли употреблять в пищу такие грибы?

Грибы нельзя собирать у дороги ближе, чем на 200м.

— Люди, бывая в лесу, часто сбивают ядовитые грибы ногами, растаптывают их.

Как вы думаете, можно ли так делать?

-Давайте узнаем правила сбора грибов на стр.115

    — Сегодня мы много говорили о грибах. А сейчас мне бы хотелось проверить ваши знания по теме.

— Я буду читать высказывания, а вы, если они верные делаете 2 хлопка, если нет молчите.

1. Ядовитые грибы лесу не нужны.

2. Шляпка и ножка образуют плодовое тело.

3. Грибы – санитары леса.

4. Ядовитые грибы надо уничтожать.

5. В лесу нужны только съедобные грибы.  

6. В лесу нужны все грибы: и ядовитые, и съедобные.

7. Размножаются спорами.    

 8. Собирая грибы без ножа, их надо вырывать с грибницей.

 9. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь.

 10.  Не производят питательные вещества, а поглощают  из почвы

   — Вернемся к началу урока

   — Что узнали о строении гриба? И т.д.

— Давайте ответим на наш проблемный вопрос:

К какому царству относятся грибы?

— Ребята, какую цель мы сегодня поставили на урок?

— Кто из вас достиг цели урока?

— Кто из вас усвоил знания не в полном объеме? Почему

— Кто не достиг цели и почему?

— Оцените свою деятельность на уроке и достигнутые результаты!!!

  Обязательная часть:

 тетрадь с.66, №1,2, 4,5.

По выбору:

1) Найти интересные факты о грибах,

 2) Придумать хитрые вопросы по теме,

 3) Подготовить сообщение об одном из необычных грибов Красной книги.

     — Наш урок подошел к концу.

Оценивание работы учащихся.                              

     — Благодарю всех за урок                                                                

Слушают звуки природы.

-Звуки природы.

-Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека.

-Живая и неживая.

-Дышит, питается, растет, размножается и умирает.

1чел.- отбирает растения,

2чел. – отбирает животных.

Остальные вспоминают правила друзей природы. (карточки-знаки)

-Растения и животные.

-Царство растений, царство животных.

1гр.- отобрать признаки растений,

2гр. – отобрать признаки животных

(прикрепляют на доску)

Сравнивают свои ответы с ответами на слайде

-Гриб.

???

-Требуется доказать и вывести признаки, которые помогут определить нужное царство.

-О грибах.

Формулируют цели урока

(строение, питание, размножение,с кем дружат, значение в природе, разнообразие, правила сбора)

Работают с учебником на стр. 112, читают текст.

-Грибница.

.

-Шляпка, ножка или пенек.

Учащиеся работают в парах, обсуждают, выбирают правильный вариант ответа.

1 ряд – питание,

 2 ряд –роль в природе,

 3 ряд – с кем дружат грибы.

Результаты исследования

Выполняют физические упражнения.

Слушают рассказ учителя

Перечисляют

Рассматривание плесневых грибов в микроскоп.

Презентация ученика.                                                 

Опята

Подосиновик

Мухомор

Подберезовик

Лисичка

Белый

Бледная поганка

-Съедобные, несъедобные.

Вывод: все грибы полезны для природы и человека.

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!

-Губка впитала в себя всю грязную воду и сама стала грязной.

-Нет.

-Нет. Этого делать нельзя. Ведь такие грибы служат кормом, а иногда и лекарством для лесных жителей: лосей, зайцев, а так же они украшают лес.

Читают текст с. 115

Хлопают

Хлопают

Хлопают

Хлопают

Хлопают

Хлопают

работа с кластером

Предметные картинки животных и растений

Условные знаки по правилам

Карточки с признаками царств

1. Имеют листья, стебли,  цветы плоды с семенами, корни.

2. Питаются растворенными в воде минеральными солями.

3. Умеют вырабатывать питательные вещества (сахар и крахмал).

4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.

5. Не могут сами передвигаться.

1.        Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.

2.        Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.

3.        Не могут вырабатывать питательные вещества сами.

4.        Могут жить и развиваться в различных условиях.

Слайд 1

Предметная картинка

Слайд 2

Кластер.

Слайд 3

Слайд 4

СЛАЙД 5

Слайд 6

Индивидуальные микроскопы

Слайд 7

Слайд 8

Слайды 9-14

Слайд  15

Слайд

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Источник