Чем мне был полезен тренинг общения

Тренинг общения

Занятие 1

Цель: Демонстрация моделей поведения, умения отличать агрессивное и уверенное поведение;

Самоанализ, самосознание, диагностика коммуникативных способностей.

1. Вводное слово ведущего.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Мы предлагаем вам на наших занятиях овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Другими словами, научиться общаться и достойно выходить из конфликтных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми.

2. Упражнение «Знакомство»

Цель: установление доверительных отношений, снятие тревожности и напряжения.

Каждый участник тренинга называет свое имя и говорит о тех чувствах, которые он испытывает в данный момент времени.

3. Упражнение «Правила группы»

Цель: создание благоприятного психологического климата в тренинговой группе, способствующего эффективному взаимодействию ее участников.

Общение всегда идет по определенным правилам – взрослого человека мы называем на «Вы», молодого, сверстника можем позволить себе назвать на «ты» и т.д.

Поэтому для работы в группе нам необходимо принять определенные правила. Вот они:

• Называть друг друга по имени

• Говорить от своего имени: «Я думаю», «Я чувствую».

• Хранить секреты участников группы

• Быть открытыми в общении

• Уважать говорящего, уметь слушать

• Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы

4. Анализ ситуаций «Уверенное – неуверенное поведение»

Цель: развитие способности к анализу собственного поведения, умения строить свое поведение в соответствии с ситуацией.

Послушайте притчу о Змее.

«Жила — была невероятно свирепая, ядовитая и злобная Змея. Однажды она повстречала Мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила простодушно жить, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камни, таскать ее за хвост и издеваться над ней. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец, увидев, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил перестать причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты не шипела и не отпугивала их».

Мораль: нет ничего страшного в том, чтобы «шипеть» на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны, и не пускать «яд» в кровь своего врага.

 Учащиеся получают карточки с различными ситуациями. Они должны определить стиль поведения героев этих карточек: агрессивное, уверенное, неуверенное. Затем ситуации агрессивного и неуверенного поведения разыгрываются со сменой поведения на неагрессивное уверенное.

5. Тест «Какой я в общении»

Цель: самоосознание, самораскрытие и самоанализ особенностей своей личности.

Тест позволяет участникам тренинга осознать свои сильные и слабые стороны в процессе общения.

6. Игра «Запрещенная цифра»

Цель: развитие внимательности, умения слушать.

Ведущий называет цифры (от 0 до 10), участники тренинга повторяют их хором вслед за ним. Одна из цифр является «запрещенной», ее нельзя произносить. Когда ведущий называет эту цифру, участники хлопают в ладоши.

Затем игра усложняется: к одной «запрещенной» цифре добавляется вторая. На этот раз участники тренинга должны хлопнуть в ладоши 2 раза. Затем добавляется третья «запрещенная» цифра, участники должны топнуть и т.д.

7. Упражнение «Самооценка качеств, важных для общения».

Цель: развитие способности к самоанализу и самооценке своей личности.

• Скажите, пожалуйста, какие качества личности важны для общения с другими людьми?

Раздаются карточки со списком качеств, важных для общения:

 Открытость

 Отзывчивость

 Доброта

 Внимательность к людям

 Умение решать конфликты

 Тактичность

 Вежливость

 Готовность к сотрудничеству и др.

Ребята оценивают развитие этих качеств у себя, в своей личности. Листочки с самооценкой забирают с собой.

8. Рефлексия занятия

Закончить фразы «Я сегодня узнал новое для себя…» и «Я сегодня понял…»

Занятие 2

Цель: развитие умения адекватно воспринимать информацию, отработка навыков невербального и вербального взаимодействия, активного слушания.

1. Упражнение «Рассказ по цепочке»

Цель: выработка свободного стиля общения, формирование умения общаться в соответствии с принципом «здесь и теперь»

Ведущий начинает рассказ одной фразой, участники тренинга продолжают. Каждый произносит по одному предложению. Например: «Я отправляюсь на Северный полюс и хочу взять с собой…»

2. Упражнение «Собери квадрат»

Цель: отработка навыков группового взаимодействия, эффективного сотрудничества с другими людьми

Участники делятся на группы по 4 человека и получают задание собрать квадраты из разрезанных кусочков.

Правила:

• Не разговаривать

• Не забирать кусочки у другого

• Не отказываться, если вам предлагают свои кусочки квадрата

Обсуждение: – Какие трудности вы испытывали, собирая квадраты

3. Упражнение «Рисование в парах»

Цель: развитие способности к вербальному общения, отработка навыков взаимодействия, активного слушания

Участники занятия делятся на пары и садятся спиной друг к другу. Ведущий раздает им карточки с нарисованными на них геометрическими фигурами, соединенными между собой различными способами. Сначала один из участников рассказывает второму, что нарисовано на карточке, а второй пытается с его слов это изобразить. Затем они меняются ролями.

Обсуждение: – Что было для вас легче – рисовать или объяснять?

– Почему иногда возникают трудности, когда мы хотим что-то довести до сведения другого человека?

4. Игра «Таможня»

Цель: развитие эмпатического восприятия человека человеком, отработка навыков анализирования вербальной и невербальной информации, полученной от взаимодействующих сторон.

Читайте также:  Полезные программы по работе с компьютером

Группа делится на две команды – таможенников и контрабандистов. Контрабандисты выходят за дверь. Их задача – провезти через таможню запрещенный предмет, в качестве которого выбирается условный «золотой ключик». Им дается три попытки, причем контрабанду везет только один из них. Поэтому они должны предварительно договориться между собой, у кого именно он находится.

По прибытии на «место досмотра», где контрабандисты выдают себя за туристов, таможенники должны определить, кто везет контрабанду. Для этого можно задавать любые вопросы. Затем таможенники обсуждают этот вопрос между собой и сообщают о своем решении.

По окончании команды меняются ролями.

5. Рефлексия занятия

Занятие 3

Цель: формирование и развитие навыков продуктивного взаимодействия, умения понимать и принимать точку зрения другого человека.

1. Упражнение «Памятник чувству»

Цель: развитие способности к самоанализу, умения выражать свои чувства невербальными средствами

Раздаются карточки с названиями чувств. Ребята знакомятся с ними, не показывая их окружающим. Задача участников тренинга – изобразить «памятник» тому чувству, которое написано на карточке. Задача группы – отгадать, «памятник» какому чувству они видят.

Чувства:

• Радость

• Огорчение

• Обида

• Вдохновение

• Страх

• Гнев

• Стыд

• Благодарность

• Удивление

• Злость

• Смущение

• Печаль

• Восхищение

• Нетерпение

2. Игра «Слухи»

Цель: развитие способности к активному восприятию информации, поступающей от другого человека

Несколько участников тренинга выходят за дверь, остальные остаются в аудитории

Ведущий зачитывает историю с большим количеством действующих лиц и событий. Один из участников, выходивших за дверь, возвращается на свое место. Один из ребят, остававшихся в аудитории, своими словами пересказывает ему историю, услышанную от ведущего. Затем входит следующий, и тот, кому только что пересказывали историю, в свою очередь рассказывает ее этому участнику. Такую процедуру можно проделать 3-4 раза.

Обсуждение:

– Почему плохо, когда истории изменяются?

Последствия: люди могут несправделиво пострадать из-за сплетен и слухов.

– Почему люди изменяют истории, после того, как услышали их?

Возможные причины:

• невнимательно слушают

• хотят приукрасить

• делают свои предположения и выводы

• высказывают личные чувства к людям, о которых говорится в истории

3. Упражнение «Индивидуальные и общие потребности»

Цель: научиться понимать и чувствовать другого человека

Написать на бумаге то, что вам необходимо в данный момент. Прочитать вслух.

– Как вы считаете, это желания или потребности?

Вывод: если вы будете разочарованы, не получив этого, мы говорим о желании. Если вам действительно причиняется ущерб, когда вы этого не получаете, то мы говорим о потребностях.

Зачитывается история: «Шура и Саша – соседи. Шура вечером поздно слушает музыку, включая ее на полную громкость. Учится он во вторую смену и потому утром может подольше поспать. Саша учится в первую смену и встает очень рано. По утрам он собирается очень шумно, и своим шумом будит Шуру».

Участники делятся на две равные группы: «друзья» Шуры и «друзья» Саши.

Первая группа перечисляет потребности Шуры (не желания).

Вторая группа – потребности Саши.

– Что общего в их потребностях?

– Есть ли в двух списках потребности, которые не могут быть удовлетворены сразу для обоих, так как противоречат друг другу?

Советы Шуре: пойти навстречу Саше и в 9-10 часов вечера делать музыку тише, купить наушники, позвать Сашу в гости и вместе с ним слушать музыку.

Советы Саше: Постараться не шуметь, вставая в 6 утра

– Как сделать, чтобы другие люди удовлетворяли ваши потребности?

4. Групповая дискуссия «Индеец Джо»

Цель: отработка навыков ведения дискуссии, развитие умения высказывать и защищать свою точку зрения.

Участникам тренинга зачитывается следующая задачка: «Индеец Джо купил лошадь за 6 долларов. Затем продал ее за 7, занял у соседа один доллар и купил другую лошадь за 8 долларов. Потом продал ее за 9 долларов. Какова прибыль индейца Джо?»

Ребята должны посчитать прибыль и доказать, что их ответ правилен. Упражнение помогает научиться убеждать другого человека, отстаивать свою точку зрения.

5. Рефлексия занятия.

Занятие 4

Цель: приобретение и отработка навыков сотрудничества в конфликте, выхода из конфликтных ситуаций, создание различных моделей поведения в конфликте и выбор наиболее эффективных из них.

1. Рефлексия предыдущего занятия (обсуждение результатов групповой дискуссии «Индеец Джо»)

2. Игра «Гвалт»

Цель: развитие внимания, умения сосредоточиться, слышать собеседника

Один из участников выходит за дверь. Остальные договариваются между собой о том, строчку из какой песни они будут произносить. Затем каждому участнику предлагается запомнить по одному слову из этой строчки.

Когда вышедший за дверь возвращается в аудиторию, остальные все вместе произносят задуманную строчку из песни. Участник пытается разгадать, о какой песне идет речь.

3. Упражнение «Конфликтная ситуация»

Цель: создание различных моделей поведения в конфликте, снятие тревожности, связанной с конфликтной ситуацией.

Работа в парах: А – вахтер в общежитии, В – посетитель. В пришел к другу, очень хочет пройти, А его не пускает.

Задача А – быть непреклонным: «Ни за что не пропущу!»

Задача В – пройти обязательно через вахту.

Парам дается две минуты на диалог.

Обсуждение: какими способами пользовались те, кто прошел? (обман, подкуп, вошел в доверие, подружился с вахтером)

Почему не удалось договориться тем, кто не прошел?

Резюме: Спор часто выходит из-под контроля (как на эскалаторе, став на который вы уже не можете сойти с него).

4. Упражнение «Конфликтный эскалатор»

Цель: Осознание собственного поведения в конфликте, отработка способов приостановления конфликта и выхода из него.

Рисуем конфликтный эскалатор в виде ступенек лестницы.

– Назовите фразу, с которой может начаться спор. Пишем ее на первой ступени эскалатора.

Читайте также:  Для чего полезен имбирный напиток с лимоном

– Какой типичный ответ последует за этой фразой? Какой фразой ответят?

– Как можно заставить эскалатор двигаться в обратную сторону?

5. Упражнение «Поведение в конфликте»

Цель: отработка различных моделей поведения в конфликтной ситуации, выработка уверенного стиля поведения

Разыгрывают ситуации:

• Учитель и не готовый к ответу ученик

• Грубый продавец и покупатель

• Контролер в транспорте и «заяц»

• Секретарь в учреждении и человек, пришедший за справкой»

Обсуждение: выйдите из ролей и дайте оценку поведения своего героя – каким он был: – решительным

– уверенным

– неуверенным, пассивным

– агрессивным

Резюме: не нужно избегать конфликтов, так как нерешенный конфликт – источник новых проблем, надо уметь вести себя достойно в конфликте, чтобы не обидеть другого, но и не чувствовать себя обиженным.

6. Заключительное упражнение

Собрать пословицы (каждому раздается по полоске с «кусочком» пословицы, ребята должны молча «собрать» пословицы и встать по парам, прочитав вслух свою пословицу).

Пословицы о конфликтах:

• Кто сильнее, тот и правее

• Честная сделка не вызывает ссоры

• Кто дарит, тот друзей наживает

• Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит

• Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого

• Кто не отступает, тот не обращается в бегство

• Выноси заботы на свет и держи с ними совет

• Кто спорит, тот ни гроша не стоит

7. Рефлексия занятия

Занятие 5

Цель: развитие навыков эмпатического восприятия другого человека, умения слушать и давать обратную связь, отработка навыков выражения позитивной оценки окружающим.

1. Рефлексия предыдущего занятия

2. Упражнение «Волшебное слово»

Цель: пополнение словарного запаса вежливых слов, осознание необходимости позитивного восприятия другого человека

Одним из важных умений, которым должен обладать каждый общительный человек, является умение говорить «волшебные слова». Такие слова (слова вежливости) помогают установить теплые и приятельские отношения, открывают часто даже «наглухо закрытую дверь».

Делимся на две команды. Каждой дается задание за 1 минуту вспомнить и записать как можно больше вежливых слов и выражений.

Резюме: упражнение помогло вам обогатить свой словарный запас. Постарайтесь запомнить эти слова и употреблять их в ходе взаимных приветствий и контактов.

3. Упражнение «Комплимент»

Цель: развитие умения позитивного восприятия другого человека

Каждый участник тренинга по кругу завершает фразу «Мне в тебе нравится такая черта, как…» по отношению к своему соседу.

4. Упражнение «Подчеркивание сходства»

Цель: снятия ощущения уникальности своей проблемы, развитие умения чувствовать настроение другого человека.

Каждый участник тренинга по кругу завершает фразу: «Я думаю, Олег (Миша,…) такой же жизнерадостный, как и я» и т.д.

5. Игра «Ярлыки»

Цель: развитие способности к позитивному восприятию другого человека

Каждый пишет на листке слова, которые не нравятся людям, когда их так называют. Листки собираются, перемешиваются и наклеиваются по одному каждому участнику на спину.

– Что чувствуют люди, когда их так называют?

Затем ярлыки рвутся и выбрасываются.

Обсуждение: – Почему мы навешиваем ярлыки на людей?

– Осложняют ли ярлыки решение конфликта?

– Легко ли изменить ярлык?

6. Упражнение «Чемодан»

Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении

Сегодня мы заканчиваем тренинговые занятия. Чему-то за эти 5 занятий вы научились, чему-то еще предстоит научиться.

Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать чемодан, но это будет необычный чемодан. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной.

Собирать «чемодан» будем всей группой каждому по очереди.

Кто первый? (по 2 минуты на каждого).

7. Рефлексии тренинга

Литература

1. Степанов С. Язык внешности. – «Эксмо-пресс». Москва. 2001.

2. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения. – «Речь». Санкт-Петербург. 2003.

3. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. – Минск. 1999.

4. Томсон П. Самоучитель общения. – «Питер» Санкт-Петербург. – 2002.

Источник

ÓÏÐÀÆÍÅÍÈß ÒÐÅÍÈÍÃÀ ÝÔÔÅÊÒÈÂÍÎÃÎ ÎÁÙÅÍÈß ÏÐÅÄÍÀÇÍÀ×ÅÍÛ ÄËß Ó×ÀÙÈÕÑß 9-11 ÊËÀÑÑΠÎÁÙÅÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÛÕ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÉ (ÈÇ ÎÏÛÒÀ ÐÀÁÎÒÛ)

Óïðàæíåíèå I. “Èíòåðâüþ”
Ó êàæäîãî ÷åëîâåêà ïî î÷åðåäè âñå æåëàþùèå áåðóò èíòåðâüþ. Ìîãóò áûòü çàäàíû âîïðîñû òàêîãî õàðàêòåðà:
— Ëþáèøü ëè òû ñòèõè?
— Òâîå ëþáèìîå èçðå÷åíèå?
— Ëþáèøü ëè òû âèäåòü ñíû?
— Åñëè áû òåáå ïðåäëîæèëè ðîëü â ôèëüìå, êîãî áû òû õîòåë ñûãðàòü?
— Åñòü ëè ó òåáÿ õîááè?
— Ëþáèìîå èìÿ?
— ×åãî òû áîëüøå âñåãî áîèøüñÿ?
— ×òî òû áîëüøå âñåãî öåíèøü â ëþäÿõ?
Êàæäîìó çàäàþò ïî 6-7 âîïðîñîâ. Ìîæíî äàòü ó÷àñòíèêàì óñòàíîâêó, ÷òî îíè ìîãóò âûáèðàòü ñòåïåíü îòêðîâåííîñòè. Ìîæíî ñ ïîëíîé îòêðîâåííîñòüþ, ìîæíî ÷àñòè÷íî, à ìîæíî âîîáùå ⠓ìàñêå”, îòâå÷àòü áóäòî íå çà ñåáÿ, à çà äðóãîãî. Ýòî îáÿçàòåëüíîå óñëîâèå, êîòîðîå ïîìîæåò ñíÿòü ïñèõîëîãè÷åñêèé áàðüåð ó ó÷àñòíèêîâ òðåíèíãà.

Óïðàæíåíèå II. “Ìíåíèÿ”
Ó êàæäîãî ÷åëîâåêà ïî î÷åðåäè âñå íàçûâàþò îäíî, íî ëó÷øåå ñ òî÷êè çðåíèÿ êàæäîãî â îòäåëüíîñòè êà÷åñòâî.  ñóììå ïîëó÷àåòñÿ ïðèâëåêàòåëüíàÿ õàðàêòåðèñòèêà. Åñëè ó÷àñòíèêîâ çíà÷èòåëüíî áîëåå âîñüìè ÷åëîâåê, òî óïðàæíåíèå ìîæíî âûïîëíÿòü â íåñêîëüêî ýòàïîâ, ÷òîáû îõâàòèòü âñåõ.  äàëüíåéøåì ìîæíî èñïîëüçîâàòü äðóãîé âàðèàíò ýòîãî óïðàæíåíèÿ – “Ìåòàôîðû”. Î êàæäîì èç ó÷àñòíèêîâ ìíåíèÿ îôîðìëÿþò ìåòàôîðè÷íî. Íàïðèìåð, “êîëþ÷èé åæèê”, “âå÷íûé äâèãàòåëü”, “ãîëîâîëîìêà”.

Óïðàæíåíèå III. “Ìèìèêà è æåñòû”
Âàðèàíòû ýòîãî óïðàæíåíèÿ:
à) Êàæäûé ó÷àñòíèê òðåíèíãà òîëüêî ïðè ïîìîùè ðóê ïîêàçûâàåò äâà ïðîòèâîïîëîæíûõ ñîñòîÿíèÿ, íàïðèìåð, ãíåâ è ñïîêîéñòâèå, ïå÷àëü è ðàäîñòü, óñòàëîñòü è áîäðîñòü.
á) Òî æå ñàìîå ïðè ïîìîùè ìèìèêè (áåç æåñòîâ).
â) Òî æå ñàìîå ïðè ïîìîùè è ìèìèêè, è æåñòîâ, è ïîçû (ó÷àñòâóþò òîëüêî äîáðîâîëüöû, òàê êàê óïðàæíåíèå òðóäíîå).
ã) Âñå ðàçáèâàþòñÿ íà ïàðû. Êàæäûé èç ïàðû ïîëó÷àåò çàïèñêó ñ ïðîñòûì çàäàíèåì, íàïðèìåð, “íàïèñàòü ïèñüìî”, “ïåðåñòàâèòü ìåáåëü â êëàññå”. Ýòè çàäàíèÿ ïîëó÷èâøèé çàïèñêó äîëæåí ïåðåäàòü íàïàðíèêó æåñòàìè è ìèìèêîé. Âòîðîé äîëæåí âûïîëíèòü ïîíÿòîå èì ïåðåä âñåìè. Ñðàâíèâàþò íàïèñàííîå â çàäàíèè ñ âûïîëíåííûì.
ä) Ãðóïïà ðàçáèâàåòñÿ íà äâå ÷àñòè. Êàæäàÿ èç ïîäãðóïï òåïåðü ïàññàæèðû àâòîáóñîâ, êîòîðûå åäóò â ïðîòèâîïîëîæíûå ñòîðîíû, íî âîò àâòîáóñû îñòàíàâëèâàþòñÿ äðóã íàïðîòèâ äðóãà, ñêîðî îíè ïðîäîëæàò äâèæåíèå. Îäíàêî â ïðîòèâîïîëîæíîì àâòîáóñå âû óâèäåëè äðóãà (ïîäðóãó), êîòîðîìó íå ìîãëè äîçâîíèòüñÿ. Ó÷àñòíèêè èç ïðîòèâîïîëîæíûõ “àâòîáóñî┠äîëæíû çà 2-3 ìèíóòû äîãîâîðèòüñÿ (òîëüêî ñ ïîìîùüþ ìèìèêè è æåñòîâ) î ïðåäñòîÿùåé âñòðå÷å. Ïðè îáñóæäåíèè âûÿñíÿåòñÿ, êòî èç ïàðòíåðîâ êàê ïîíÿë äðóã äðóãà, ÷òî áûëî ñëîæíûì ïðè ïåðåäà÷å è ïðèåìå èíôîðìàöèè áåç ñëîâ.

Читайте также:  Добыча полезных ископаемых стран мира в таблицах

Óïðàæíåíèå IV. “Âèäåíèå äðóãèõ”
Ýòî óïðàæíåíèå ðàçâèâàåò âíèìàòåëüíîñòü äðóã ê äðóãó. Âàðèàíòû óïðàæíåíèÿ:
à) Îäèí ó÷àñòíèê ñàäèòñÿ ñïèíîé ê àóäèòîðèè. Îí äîëæåí ïîäðîáíî îïèñàòü âíåøíèé âèä êîãî-ëèáî èç ïðèñóòñòâóþùèõ (äåòàëè îäåæäû, ïðè÷åñêè, îáóâè è ò.ä.).
á) Âûçûâàåòñÿ îäèí èç ó÷àñòíèêîâ. Âñå âìåñòå äîëæíû âîññòàíîâèòü âñþ ïîñëåäîâàòåëüíîñòü åãî ïîâåäåíèÿ, íàñòðîåíèÿ, âûñêàçûâàíèé ñ ñàìîãî íà÷àëà çàíÿòèÿ äî äàííîãî ìîìåíòà (íàïðèìåð, çà ïîñëåäíèå ïîë÷àñà).

Óïðàæíåíèå V. “Ðîëåâîå îáñóæäåíèå”
Ðóêîâîäèòåëü ðàçäàåò ó÷àñòíèêàì òðåíèíãà ëèñòî÷êè ñ îáîçíà÷åíèåì òîé ðîëè, â êîòîðîé äîëæåí âûñòóïàòü äàííûé ÷åëîâåê â îáñóæäåíèÿõ, íàïðèìåð, “ôèëîñîô”, “äèïëîìàò”, “ïîýò”, “ýðóäèò”. Ó÷àñòíèêàì òðåíèíãà îáúÿñíÿåòñÿ, ÷òî ðå÷ü èäåò íå î ïðîôåññèÿõ, à ëèøü î òîé âíóòðåííåé ïîçèöèè, î òîì âíóòðåííåì îòíîøåíèè ê îêðóæàþùåìó, êîòîðîå èì ñëåäóåò ïðî÷óâñòâîâàòü è ïðîäåìîíñòðèðîâàòü âî âðåìÿ äèñêóññèè. Êàæäûé çíàåò òîëüêî î ñâîåé ðîëè è íè÷åãî íå çíàåò î äðóãèõ. Çàòåì äîãîâàðèâàþòñÿ î ïðåäìåòå îáñóæäåíèÿ. Èì ìîæåò áûòü ëþáîå èçâåñòíîå õóäîæåñòâåííîå ïðîèçâåäåíèå èëè êèíîôèëüì (ìóëüòôèëüì). Ïðåäìåò äèñêóññèè íå äîëæåí áûòü ñëèøêîì ñëîæíûì, èíà÷å ýòî áóäåò “âûáèâàòü” ó÷àñòíèêîâ èç ðîëåé. Ïîñëå 10-15 ìèíóò äèñêóññèè îêðóæàþùèå äîëæíû îïðåäåëèòü, êòî â êàêîé ðîëè âûñòóïàë. Òîò, ÷üÿ ðîëü îñòàëàñü íåóçíàííîé, ñ÷èòàåòñÿ íå âûïîëíèâøèì çàäà÷ó.

Óïðàæíåíèå VI. “Ãðóïïîâàÿ äèñêóññèÿ”
Âûáèðàåòñÿ òåìà äëÿ îáñóæäåíèÿ. Îíà ìîæåò áûòü ïðåäëîæåíà ïñèõîëîãîì èëè ó÷àñòíèêàìè òðåíèíãà. Îíà ìîæåò çâó÷àòü â îáùåé ôîðìóëèðîâêå: “×òî òàêîå äðóæáà?”, “Îòêóäà áåðóòñÿ ðàâíîäóøíûå?”, èëè âûäâèãàåòñÿ êîíêðåòíàÿ ñèòóàöèÿ äëÿ îáñóæäåíèÿ. Îäíîé èç èíòåðåñíûõ äèñêóññèîííûõ òåì ÿâëÿåòñÿ òåìà “Êà÷åñòâà, âàæíûå äëÿ îáùåíèÿ”. Íà ïåðâîì ýòàïå ó÷àñòíèêè ñàìîñòîÿòåëüíî ñîñòàâëÿþò ñïèñîê êà÷åñòâ, âàæíûõ äëÿ îáùåíèÿ (÷åì áîëüøå êà÷åñòâ, òåì ëó÷øå). Íà âòîðîì ýòàïå ïðîâîäèòñÿ äèñêóññèÿ, öåëü êîòîðîé – âûðàáîòàòü îáùèé ñïèñîê êà÷åñòâ, âàæíûõ äëÿ îáùåíèÿ. Ïðè ýòîì ëþáîé ó÷àñòíèê ìîæåò âûñêàçàòü ñâîå ìíåíèå, àðãóìåíòèðóÿ åãî, ïðèâîäÿ ïðèìåðû, èëëþñòðèðóþùèå, êàê è êîãäà ýòè êà÷åñòâà óëó÷øàþò îòíîøåíèÿ ñ îêðóæàþùèìè, âëèÿþò íà ýôôåêòèâíîñòü îáùåíèÿ. Íàçâàííûå êà÷åñòâà âêëþ÷àþòñÿ â îáùèé ñïèñîê áîëüøèíñòâîì ãîëîñîâ, êîòîðûé îôîðìëÿåòñÿ íà êëàññíîé äîñêå. Íà ýòîì ýòàïå êàæäûé ó÷àñòíèê òðåíèíãà ïðàêòèêóåòñÿ â îòñòàèâàíèè ñâîåé ïîçèöèè, ïðè ýòîì ñîáëþäàÿ ïðàâèëà êóëüòóðû äèñêóññèè (äîáðîæåëàòåëüíîñòü, îòñóòñòâèå ëè÷íîñòíîé êðèòèêè). Íà òðåòüåì ýòàïå êàæäûé ó÷àñòíèê òðåíèíãà çàïèñûâàåò â ñâîé ëèñòîê îáùèé ñïèñîê êà÷åñòâ, âàæíûõ äëÿ îáùåíèÿ, ñîñòàâëåííûé íà âòîðîì ýòàïå. Îí ìîæåò âûãëÿäåòü òàê:
Êà÷åñòâî:
1) óìåíèå ñëóøàòü;
2) òàêòè÷íîñòü;
3) óìåíèå óáåæäàòü;
4) èíòóèöèÿ;
5) íàáëþäàòåëüíîñòü;
6) äóøåâíîñòü;
7) ýíåðãè÷íîñòü;
8) îòêðûòîñòü.
Çàòåì íàïðîòèâ ýòèõ êà÷åñòâ êàæäûé äîëæåí ïîñòàâèòü îöåíêó ïî 10-áàëëüíîé øêàëå. Äàëåå ïîäñ÷èòûâàåòñÿ ñðåäíåå àðèôìåòè÷åñêîå ïî êàæäîìó êà÷åñòâó. Íà êëàññíîé äîñêå êà÷åñòâà ðàíæèðóþòñÿ.  çàêëþ÷åíèå êàæäîìó ó÷àñòíèêó ïðåäëàãàåòñÿ äàòü ðåòðîñïåêòèâíûé ñàìîàíàëèç ñâîåãî ñîñòîÿíèÿ âî âðåìÿ äèñêóññèè: â êàêîé ìîìåíò äèñêóññèÿ âûçâàëà íàèáîëüøèé èíòåðåñ, â êàêîé ìîìåíò ïîÿâèëîñü ÷óâñòâî ñêóêè èëè ðàçäðàæåíèÿ, êàêèå ìûñëè-àññîöèàöèè âûçâàëè íà÷àëî è êîíåö óïðàæíåíèÿ. È ïîñëåäíåå: ñîãëàñíû ëè ó÷àñòíèêè òðåíèíãà ñ ïðîðàíæèðîâàííûì ñïèñêîì, êàêèå èçìåíåíèÿ îíè ìîãëè áû âíåñòè?

Óïðàæíåíèå VII. “Êîíêóðñ îðàòîðîâ”
Æåëàòåëüíî, ÷òîáû ÷åðåç ýòî óïðàæíåíèå ïðîøëî êàê ìîæíî áîëüøå ó÷àñòíèêîâ òðåíèíãà. Îíî ïðåäïîëàãàåò èìïðîâèçàöèþ. Âûçûâàåòñÿ ëþáîé ó÷àñòíèê (ìîæíî ïî æðåáèþ). Îí äîëæåí ïðîèçíåñòè ðå÷ü íà 3-4 ìèíóòû íà ëþáóþ çàäàííóþ ãðóïïîé òåìó. Ýòî çàäàíèå ñëåäóåò îáûãðàòü, êîãäà â ãðóïïå ñëîæèòñÿ äîñòàòî÷íî äîáðîæåëàòåëüíîå îòíîøåíèå äðóã ê äðóãó. Òîãäà ìîæíî íàçûâàòü òåìû, ñòèìóëèðóþùèå ðàñêðûòèå ëè÷íîñòè: “×òî ìíå ïðèíåñëî ÷åòûðíàäöàòèëåòèå (ïÿòíàäöàòèëåòèå, øåñòíàäöàòèëåòèå)?”, “Êàê ÿ ïîíèìàþ ÷åñòíîñòü?” è ò.ä.

Óïðàæíåíèå VIII. “Êîíòàêòû”
Âåäóùèé (ïñèõîëîã). Óìåíèå óñòàíàâëèâàòü êîíòàêòû ïîçâîëÿåò ÷åëîâåêó ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ áîëåå óâåðåííî â ýòîì ìèðå. Ñåé÷àñ ìû ïðîâåäåì ñåðèþ âñòðå÷, ïðè÷åì êàæäûé ðàç ñ íîâûì ÷åëîâåêîì. Íóæíî ëåãêî è ïðèÿòíî âîéòè â êîíòàêò, ïîääåðæàòü ðàçãîâîð è òàê æå ëåãêî è ïðèÿòíî ðàññòàòüñÿ ñ íèì. Âðåìÿ íà óñòàíîâëåíèå êîíòàêòà, ïðèâåòñòâèå è ïðîâåäåíèå áåñåäû îãðàíè÷åíî (3-4 ìèíóòû). Ïðèìåðû ñèòóàöèé.
1. Ïåðåä âàìè ÷åëîâåê, êîòîðîãî âû õîðîøî çíàåòå, íî äîâîëüíî äîëãî íå âèäåëè. Âû ðàäû ýòîé ñëó÷àéíîé âñòðå÷å.
2. Ïåðåä âàìè íåèçâåñòíûé ÷åëîâåê. Ïîçíàêîìüòåñü ñ íèì, óçíàéòå, êàê åãî çîâóò, ãäå îí ó÷èòñÿ èëè ðàáîòàåò.
3. Ïåðåä âàìè ñîâñåì ìàëåíüêèé ðåáåíîê, îí ÷åãî-òî èñïóãàëñÿ è âîò-âîò ðàñïëà÷åòñÿ. Ïîäîéäèòå ê íåìó, íà÷íèòå ðàçãîâîð, óñïîêîéòå åãî.
4. Âàñ ñèëüíî òîëêíóëè â àâòîáóñå. Îãëÿíóâøèñü, âû óâèäåëè ïîæèëîãî ÷åëîâåêà.
5. Ïåðåä âàìè ÷åëîâåê, êîòîðîãî âû âèäèòå ïåðâûé ðàç, íî âàì îí î÷åíü ïîíðàâèëñÿ è âûçâàë æåëàíèå ñ íèì ïîçíàêîìèòüñÿ. Íåêîòîðîå âðåìÿ âû ðàçäóìûâàåòå, à ïîòîì îáðàùàåòåñü ê íåìó.
6.  âàãîíå ìåòðî âû ñëó÷àéíî îêàçàëèñü ðÿäîì ñ äîâîëüíî èçâåñòíûì àêòåðîì. Âû îáîæàåòå åãî è, êîíå÷íî, õîòåëè áû ñ íèì ïîãîâîðèòü. Âåäü ýòî òàêàÿ áîëüøàÿ óäà÷à.

Источник