Чем полезна для детей работа с красками

Чем полезна для детей работа с красками thumbnail

Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока еще непослушными ручками свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. На этом этапе совершенно не важно, есть ли у ребенка художественный талант. Уроки живописи для него – обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

Роль рисования в развитии ребенка

Картина, написанная маленьким художником, – предмет гордости для любого родителя. Однако для развития ребенка живопись ценна не результатом, а непосредственно творческим процессом.

Польза рисования для детей несомненна и обоснована с научной точки зрения:

  1. Художественные занятия развивают мелкую моторику, а это – стимуляция участков мозга, ответственных за мышление, речь, зрительную и двигательную память, координацию. Во время рисования задействованы оба полушария головного мозга, активно возникают межполушарные связи.
  2. У ребенка развивается пространственный интеллект и воображение.
  3. В процессе работы ребенок получает реальный результат – рисунок. Это учит его целеполаганию и формирует ориентацию на результативную деятельность.
  4. Через рисунок ребенок самовыражается, проецирует на бумагу свое психологическое состояние.
  5. Рисование считается успокаивающим и умиротворяющим занятием. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам.
  6. Систематические уроки живописи приучают ребенка структурировать время, вырабатывают усидчивость, формируют дисциплинированность.
  7. Через живопись дети учатся творчески осмысливать окружающий мир и понимать, что каждый человек имеет собственное восприятие реальности, по-своему видит предметы и явления.
  8. Рисование – процесс, предполагающий эксперименты, креативность, индивидуальное видение предметов. Именно в процессе работы над рисунком ребенок учится воспринимать свои ошибки — а как шанс создать нечто новое и уникальное. Такой подход помогает художнику раскрепоститься, стать самостоятельней и успешней.
  9. Процесс создания картины позволяет человеку ощущать себя не «песчинкой», а творцом, что благоприятно сказывается на его самооценке и самоидентификации.
  10. Рассматривая картины, подбирая палитру, доводя работу до совершенства ребенок учится различать нюансы, видеть общее и частное, сравнивать и обобщать.
  11. Главное, что дает рисование детям с точки зрения эстетического воспитания — приобщение к общемировой культуре через изобразительное искусство.
  12. Развивая ассоциативное мышление, навыки ориентации в пространстве, проецирования на плоскости, рисование важно для школьников как ключ к пониманию математических, физических моделей и освоению других дисциплин.

Как рисуют мальчики и девочки

Удивительно, но факт: по детскому рисунку можно определить, кто это рисовал – мальчик или девочка. Психологические различия между полами накладывают отпечаток на восприятие и художественное отражение действительности.

У девочек лучше работает полушарие мозга, ответственное за образное мышление, воображение, эмоции. Поэтому маленькие представительницы прекрасного пола уделяют особое внимание мелочам, тщательной прорисовке живых персонажей.

Для мальчиков более характерны технические детали и схематическое изображение людей. Активно задействованное правое полушарие у мужчин отвечает за логику, анализ и буквальное восприятие символов.

Одно и то же задание будет по-разному выполнено сидящими за одной партой учеником и ученицей. Мальчик сосредоточится на детальной проработке автомобилей, зданий, не уделяя особого внимания «украшательствам» и населению выдуманного города. Девочкам интересно заниматься декором, они с удовольствием изобразят занавески на окнах, клумбу с цветами, прорисуют лица и наряды жителей. При этом сам дом вполне может существовать на бумаге в схематичном виде.

Важность уроков рисования в школе

Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.

Что же дает рисование школьникам, если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели. Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.

Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:

  • точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
  • без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
  • развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.
Читайте также:  Чем полезно куриные яйцо для спортсменов

Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

Источник

Фото 1

Рисование для ребёнка — не только полезный и увлекательный навык, это способ проявить своё личностное “Я”.

Хотя некоторые родители и не видят смысла в детских каракулях, первые рисунки указывают на работоспособность мозга, учат кроху думать и анализировать. Польза рисования для детей — научно доказанный факт, многократно подтверждённый родительским опытом.

Роль рисования в развитии малыша

Рисование напрямую связано с воображением, речью, мыслительной деятельностью и восприятием окружающей действительности. Изобразительное искусство усиливает и упорядочивает эти психические функции, помогая маленькому художнику систематизировать представление об окружающей действительности.

Чем активнее ребёнок постигает мир через игры, тем лучше он рисует, нарабатывая свои творческие способности, а значит — развивая интеллект. Дать крохе карандаш и бумагу — не только способ занять его на некоторое время.

Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована, поскольку художественные занятия:

Фото 2

  • дарят радость. Рисование становится для малыша увлечением, приносящим огромное удовольствие, поскольку даёт свободу самовыражения;
  • развивают усидчивость и аккуратность. Удержать карандаш в руке — непростая задача для ребёнка, а изображение конкретного предмета и вовсе кропотливое и сложное занятие. Выполняя его, малыш проходит важный процесс — развитие мелкой моторики: чем лучше он освоит этот этап, тем быстрее разовьётся речь;
  • тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение;
  • помогают справиться с эмоциями, делая кроху счастливее и свободнее, поскольку через рисунок малыш «выплёскивает» на бумагу свои чувства, которые в силу, возраста не может выразить с помощью речи;
  • развивают творческий потенциал. Создание рисунка или картины требует от ребенка индивидуального видения предметов, предполагает креативность подхода к творческому процессу, умение признавать свои ошибки и в результате создавать нечто уникальное;
  • успокаивают психику: особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам и неврозам;
  • помогают раскрыть индивидуальность. Рисуя, ребёнок ощущает себя творцом, личностью, что делает его увереннее и благотворно сказывается на самооценке.

По детскому рисунку можно понять, кто его автор — мальчик или девочка. Это научный факт. У девочек лучше развито словесно-логическое мышление, эмоции, внимание к мелочам. Они сориентированы на конкретный образ, им нравится рисовать принцесс, зверей. Мальчиков отличает пространственное воображение, поэтому они обычно изображают динамичные картинки — сражения с техникой и оружием.

Трактовать рисунок может лишь детский психолог и только с учётом комментария самого малыша. Если ребёнок предпочитает изображать объекты в  чёрном цвете, это не значит, что у него депрессия, а, всего лишь, ассоциация с папиной машиной.   

С какого возраста начинать?

Торопить событие не стоит. Специалисты рекомендуют знакомить кроху с рисованием с восьми месяцев: к этому времени ребёнок умеет уверенно сидеть. Начать желательно с пальчиковых красок и листа бумаги большого формата. Нужно быть готовым к тому, что малыш испачкает всё вокруг.

Некоторые психологи считают, что учить детей изображать реальные предметы: тучи, деревья, домики, геометрические фигуры не рекомендуется до 8 лет, чтобы не отбить у маленького художника желание рисовать. Следует понимать, что ребятишки дошкольного возраста передают в рисунке свои зрительно-тактильные ощущения от предмета. Похожесть объекта их не интересует.

Период каракульного рисования имеет свои этапы и в это время важно не допустить блокировки этого процесса у малыша:

  • хаотические каракули (до года). Это время, когда ребёнок только берёт в руки карандаш, тыкает им в листочек, радуясь, что там остаются следы. Родителям следует поддержать с крохой обратную связь, положительно реагируя на его творчество;
  • циркулярные каракули (1-2 года). Теперь малыш осознаёт, что может управлять своим движением и активно рисует кружки, линии, закорючки. На этом этапе у родителей появляется соблазн научить своё чадо рисовать правильно: квадратный дом, круглое солнышко. Такие действия блокируют образное мышление ребёнка;
  • продвинутые каракули (2-3 года). Это последний период «до изобразительного» рисования, на котором малыш обнаруживает, что в нарисованных им кружках, точках и кривых линиях есть смысл. Процесс должен приносить ребёнку радость: чтобы подержать самооценку крохи, родителям следует вешать на стену даже каракули, любоваться ими и с гордостью показывать друзьям.

Реалистичные вид предметов появляется на детских рисунках только к 7-8 годам. Именно в этот период у ребёнка возникает желание в оценке взрослого для достижения лучшего результата и встаёт вопрос о необходимости продолжения обучения в художественной школе.

Учить или позволить ребенку действовать самостоятельно?

Единого мнения нет. Часть родителей и педагогов считают, что если у ребёнка замечен талант к рисованию, его нужно развивать, записав малыша в изостудию. Однако традиционное обучение может притормозить формирование индивидуального стиля.

Читайте также:  Китайский язык или японский язык учить полезнее

Фото 3Противники художественных школ убеждены, что творчество — это не следование канонам и установкам, а процесс самовыражения. Ребёнок должен рисовать так, как он видит, а любые шаблоны сведут на нет творческое самовыражение.

Если принято решение обучаться в кружке, следует предварительно познакомиться с педагогом студии, узнать отзывы о его работе.

Важно помнить, что рисованию учит не методика, а человек. Именно педагог-художник способен раскрыть талант и помочь ребёнку проявить свою индивидуальность.

Психологи отмечают, что причиной застенчивости взрослых людей часто становится ситуация из детства: родители, желая видеть в рисунках ребёнка больше реализма, критикуют малыша. Результат — неуверенность и страх выразить себя.

Как поддерживать у ребенка интерес к творчеству?

Даже если малыш не станет гениальным художником, навык стоит развивать. Важно понимать, что до трёхлетнего возраста рисование для крохи — сиюминутное выражение себя. Родители должны поддержать малыша эмоционально – «Молодец! Мне нравится!».

С 4 до 5 лет рисунки станут схематичными, но пока мало похожими на реальность. На этом этапе детки крайне болезненно относятся к критике, особенно исправлениям. Часто это становится причиной забрасывания ребёнком рисования, например, после неудачного занятия в детском саду.

В 5-6 лет появляется интерес к самому творческому процессу и только к 7 годам для малыша становится важен результат. Заниматься рисованием рекомендуется в группе, поскольку именно там есть возможность поделиться своими навыками и позаимствовать чужой опыт.

Это побудит малыша к изучению творчества известных художников. Желательно посещать выставки не только именитых мастеров, но и начинающих художников, вместе с ребёнком обсуждая увиденное.

Видео по теме

О пользе рисования для детей в видео:

Жизненный успех закладывается с детства. Важно прививать маленькому человеку полезные навыки – рисование один из них. Пусть ребёнок хоть чуть-чуть, но будет заниматься живописью.

Это пригодится в будущем. Неважно, что рисование не станет профессией, но оно обязательно научит справляться со стрессами, разовьёт эстетический вкус. То, чему ребёнка научили родители, он, став взрослым, сделает для своих детей.

Источник

Стоит мне набрать в поиске «пальчиковые краски», как сразу получаю просто тонну информации.

«Хотите дать их ребенку в 6 месяцев?» — спрашивают меня. — «Пожалуйста! Педиатры рекомендуют.»

«Рано?» — «Ок. Тогда только в 3 года!» Это уже рекомендация психологов.

«Хотите развить мелкую моторику? Вам срочно надо купить пальчиковые краски!»

«Хотите стимулировать развитие мозга вашего ребенка? Срочно в магазин!»

Особенно странно, когда рекомендации о пальчиковых красках встречаются на ресурсах о методе Монтессори. Складывается впечатление, что Мария Монтессори лично благословила производителей на производство этих красок, или даже сама изобрела их.Разумеется, Монтессори не изобретала пальчиковые краски. Она жила в конце 19—начале 20 века и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицины. В разное время Мария работала с разными детьми и, в конце концов, систематизировала свои знания в метод научной педагогики.

3 аргумента в помощь принятия решения: рисовать ли ребенку пальцами

Чтобы не потонуть в этом океане непроверенной информации, я решила обратиться за советом к Монтессори-педагогам с международными дипломами АМИ. После их консультации у меня появились аргументы, с помощью которых я могу сделать осознанный выбор. В пользу интересов развития своего ребёнка.

Что такое АМИ? В наше время уважающая себя Монтессори-общественность в России придерживается стандартов АМИ. АМИ (Association Montessori Internationale) — это организация, которую в 1929 году создала Мария Монтессори, чтобы защитить свой метод в его первоначальной целостности.

Ребенку важно получать адекватный сенсорный и моторный опыт

Ребенок рождается со 100 миллиардами нейронных клеток. Чтобы мозг заработал, нужно, чтобы между ними образовались связи. Они образуются путем движения ребенка и напитывания его сенсорики — то есть когда ребенок получает информацию от своих органов чувств, проживает личный опыт.

Казалось бы, причем здесь пальчиковые краски? При том, что на словосочетаниях «сенсорные ощущения» и «развитие мелкой моторки», очень удобно спекулировать.

Стоит только ребенку сесть, на нас сыпятся рекомендации: «Ребенок сел, дай ему краски! Пора напитывать сенсорику!» Но вот незадача, ребенок вместо того, чтобы вдохновиться и рисовать ручками, пробует краски. Ведь именно так он познает мир в младенчестве — тянет всё в рот.

Читайте также:  Полезен ли мед при болях в желудке

Производители тут как тут: «Наша пальчиковая краска гипоаллергенна! А наша на водной основе с пищевыми красителями!» Но вот пример состава пальчиковых красок: пищевой краситель 2%, целлюлозный загуститель 2,5%, глицерин, мел, консервант косметический, вода питьевая. Вроде все безобидно. Но мне, как маме, что-то не хочется, чтобы это оказалось в желудке у моего ребенка.

И эта оральная стадия, когда ребенок все пробует на зуб, продолжается примерно до года.

Что же полезно ребенку, начиная с момента, когда он сел?

  • первые книги для малышей,
  • корзинка с мячами,
  • первый материал на проталкивание — это может быть самодельная коробка с одним отверстием для маленького мячика, который видно, как выкатывается,
  • первый материал на опускание и нанизывание: пирамидки, сортеры.

От рисования кисточкой больше пользы

После года ребенок выходит из орального периода, и есть краски уже не будет. Настает время, когда его рука готовится к действию. Мы можем помочь, предложив занятия на шнуровку, застегнуть пуговицу или потянуть молнию на одежде.

Реклама же продолжает вводить нас в заблуждение. И хочется, наконец, дать ребенку порисовать пальчиками. Но в числе действий, к которым ребенок готовит руку, это и косвенная подготовка к письму. Для этого нам нужна проработка пинцетного захвата. Его еще называют щипковым — захват тремя пальцами. И в этом нам помогут краски. НО! Обязательно нужна кисточка.

Руководитель Монтессори-центра «Азбука» в Санкт-Петербурге, АМИ-педагог Лариса Фарвазова:

«Пальчиковые краски мы используем только с кисточкой. Они хорошо отстирываются с вещей и рук ребенка. Использовать пальчиковые краски для рисования пальчиками — это коммерческий ход. Производителям тоже надо деньги зарабатывать.

Мы очень рады пальчиковым краскам, потому что на руках ребенка остается такой след от краски, который легко смыть. А мытье рук — это целевая деятельность. Дети, если запачкались, идут мыть руки и сразу получают результат, просто засунув их под воду. «Чистые!» — смотрят они. Им не приходится стоять и оттирать въевшуюся в кожу краску. Я смыл, я волшебник, я могу. А «Я могу!» — основное в Монтессори-педагогике».

Конечно, для пинцетного захвата можно дать дома восковой мелок. А для сенсорики, получается, — пальчиковые краски, раз уж они хорошо отмываются? Пусть рисует ладошками. Тем более, что и интернет-педагоги говорят — массаж ладошек. И снова вводят нас в заблуждение.

Но если посмотреть на рисование ладошками через призму мозга, то мы увидим, что нейронные связи образуются при многократном повторение. И давая ребенку много раз рисовать пальчиками, а потом предложить ему кисточку, можно столкнуться с сопротивлением. Ведь уже образовалась стойкая связь, как этим всем пользоваться. А тем временем у каждого возраста есть своя задача.

Ребенок нуждается в реальной картине мира

Ребенок пришел в этот мир, он ничего о нем не знает. И у возраста с рождения до 3 лет есть главная задача — адаптация. На самом деле, если посмотреть дальше трех лет, то ребенок до шести всё еще будет адаптироваться.

В Монтессори-парадигме я, как мама, рисую ребенку реальную картину мира. Это значит, что я просто показываю, как и с чем мы здесь обращаемся. Например, есть ложка и ей едят. Не по столу стучат. Есть краски. Ими рисуют. Не на зуб пробуют. Это не их первое предназначение.

Как только ребенок начал уверенно ходить, мы знакомим его со свойством и назначением предметов. Например: это краски, ты можешь рисовать кисточкой. И выставляем ему границы: ты можешь рисовать здесь. Как правило, на мольберте или листе бумаги, а не на обоях.

Есть большая вероятность, что ребенок, привыкший рисовать пальчиками, будет пытаться запачкать ими все вокруг. Даже не специально. Энергии много, руки в краске, двигаться охота. Поэтому лучше и в период от уверенной ходьбы до трех лет пальчиковые краски использовать только с кисточкой.

Таким образом, в возрасте от рождения до 1 года пальчиковые краски абсолютно бесполезны. С 1 до 3 лет мы можем предложить ребенку пальчиковые краски, но будем использовать их с кисточкой.

Мария Лучанинова — Монтессори-мама двоих детей: 1 и 4 года. Сотрудник центра «Монтессори-Азбука» в Санкт-Петербурге. Обучалась по программе «10 шагов к стандарту АМИ», работала ассистентом в группе тоддлеров. Сейчас стажируется на педагога в группе нидо. В Монтессори-методике пятый год

Источник